Не без добрых людей пословица. Мир не без добрых людей

"МИР НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ" - мне всегда нравилась эта пословица и я частенько ее вспоминала, когда встречала в жизни добрых людей, которые отзывались на просьбу о помощи, а иногда и не ждали ее, увидев, что я в ней нуждаюсь:

Помню, как молодой незнакомый человек по имени Шамиль купил мне билет на ближайший поезд за свои деньги, когда в далекие семидесятые годы я осталась в лютый мороз на перроне не смогла втиснуться в общий вагон поезда Москва - Свердловск: других мест просто не было, денег тоже. Очереди у касс в те времена завивались в пять рядов и билетов на всех не хватало.

Бабушки-соседки по коммунальной квартире, которые в перестройку брали мои талоны, чтобы отоварить их: сама я не успевала, пропадая практически все время на учебе и работе.

Начальник в дальнем карельском городке-поселке, который почти заплатил за меня - молодого врача-специалиста лесом)), чтобы мне выделили лучшую комнату в общежитии, которую я так и не заняла - рядом ютились семьи с детьми.

Мама подруги, которая делилась в перестройку гуманитарной помощью со мной - студенткой медицинского института, чья повышенная стипендия враз превратилась в кучку обесцененных бумажек.

Пропуская здесь воспоминания о целых десятилетиях жизни и добрых людях, которых я тогда встречала, попутно опровергая мнение тех, кто считает, что добрых людей почти не осталось, подтверждаю, что есть они всегда и везде:

Незнакомая девушка в Броварах под Киевом просто подошла ко мне и сказала:" Вас сумка тяжелая - давайте помогу!" И помогла ведь)

Пожилая интеллигентная Фрау в Гамбурге не поленилась выйти с нами из метро наверх, чтобы показать, куда нам идти дальше.

Служащая одного из крупных аэропортов Турции на мое грустное предположение, что не долетит ведь пара бутылок коллекционного вина, купленные во время экскурсии, в чемодане (на этом направлении грузчики ТАК их бросали!!!) просто сказала: "Давайте их мне. Я отдам их Вам при посадке." И отдала на глазах у изумленной очереди, выстроившейся на посадку. Кстати, когда мы открыли дома чемодан, то обнаружили, что перелет и погрузку не выдержали даже, на первый взгляд, прочные пластиковые флаконы с шампунем и чем-то там еще: треснули и потекли.

Да всего и не напишешь.... К чему это я: прочитала статью на блоге "Я был у мамы единственным сыном (добрый трамвай)" и вспомнила о своих "добрых трамваях, поездах и самолетах" - о людях, чья доброта делает их такими.

А вот и сама история:

"Я был у мамы единственным сыном. Она поздно вышла замуж и врачи запретили ей рожать. Врачей мама не послушалась, на свой страх и риск дотянула до шести месяцев и только тогда пошла в женскую консультацию. Я был желанным ребенком в семье. Дедушка с бабушкой, папа и даже сводная сестра не чаяли во мне души, а уж мама просто пылинки сдувала со своего единственного сына!

Мама начинала работать очень рано, и перед работой должна была отвозить меня в детский сад „Дубки“, расположенный недалеко от Тимирязевской Академии. Чтобы успеть на работу, мама ездила на первых автобусах и трамваях, которыми, как правило, управляли одни и те же водители. Мы выходили из трамвая, она доводила меня до калитки детского сада, передавала воспитательнице, бежала к остановке и… ждала следующего трамвая.

После нескольких опозданий ее предупредили об увольнении, а так как жили мы, как и все, очень скромно и на одну папину зарплату прожить не могли, то мама, скрепя сердцем, придумала решение: выпускать меня одного, трехлетнего малыша, на остановке в надежде, что я сам дойду от трамвая до калитки детского садика. У нас все получилось с первого раза, хотя эти секунды были для нее самыми длинными и ужасными в жизни. Она металась по полупустому трамваю, чтобы увидеть, вошел ли я в калитку, или еще ползу, замотанный в шубку с шарфиком, валенки и шапку.

Через какое-то время мама вдруг заметила, что трамвай начал отходить от остановки очень медленно и набирать скорость только тогда, когда я скрывался за калиткой садика. Так продолжалось все три года, пока я ходил в детский сад. Мама не могла, да и не пыталась найти объяснение такой странной закономерности. Главное, что ее сердце было спокойно за меня.

Все прояснилось только через несколько лет, когда я начал ходить в школу. Мы с мамой поехали к ней на работу, и вдруг вагоновожатая окликнула меня: „Привет, малыш! Ты стал такой взрослый! Помнишь, как мы с твоей мамой провожали тебя до садика…?“

Прошло много лет, но каждый раз, проезжая мимо остановки «Дубки», я вспоминаю этот маленький эпизод своей жизни, и на сердце становится чуточку теплее от доброты этой женщины, которая ежедневно, абсолютно бескорыстно, совершала одно маленькое доброе дело, просто чуточку задерживая целый трамвай ради спокойствия совершенно незнакомого ей человека!»

Мир не без добрых людей (значение) — 1) о людях, которые оказали помощь 2) так говорят в ситуации когда нужна помощь и есть надежда, что найдется тот, кто поможет.

Выражение от русской пословицы "На свете не без добрых людей", которая указана в книге " " (1853 г.) (раздел - " ").

Примеры

(1905 - 1984)

"Тихий Дон" (1925 - 1940), кн. 4, ч. 8 гл. 6:

"Ну, этого добра хватает! Свет не без добрых людей …"

(1844 - 1930)

"Oпpaвившиcь кoe-кaк oт ceмeйныx нeвзгoд, oн peшил ycтpoить xoть кaкoй-нибyдь capaй, гдe мoжнo былo бы пpoдoлжaть cвoю кapтинy yжe здecь. Cвeт нe бeз дoбpыx людeй . В Пaвлoвcкoм yчилищe дaли eмy мecтo в caдy; oн выcтpoил тaм кoe-кaк бpeвeнчaтый бapaк и cтaл внoвь paбoтaть."

(1826 - 1889)

"Деревенский пожар" (1886 г.):

"- Ну, вот, снеси ей! - сказала Анна Андреевна дочери, - скажи, что свет не без добрых людей."

(1812 - 1870)

«Былое и думы» (1868 г.) - Герцен пишет о том, как ему помогли со свадьбой малознакомые военные:

"Везде не без добрых людей. Во Владимире стоял тогда Сибирский уланский полк; я мало был знаком с офицерами, но, встречаясь довольно часто с одним из них в публичной библиотеке, я стал с ним кланяться; он был очень учтив и мил. С месяц спустя он признался мне, что знал меня и мою историю 1834 года, рассказал, что он сам из студентов Московского университета. Уезжая из Владимира и отыскивая, кому поручить разные хлопоты, я подумал об офицере, поехал к нему и прямо рассказал, в чем дело. Он, искренно тронутый моей доверенностью, пожал мне руку, все обещал и все исполнил."

(1821 - 1877)

«Школьник » (1845 г.): герой стихотворения обращается к бедному мальчику, идущему в школу:

"Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете-

Сон свершится наяву!"

На свете не без добрых людей свет (на свете) не без добрых людей

Много в людях милости (а вдвое лихости).

Не нашли Бог ворога, а добры люди найдутся (иронич. )

Ср. Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете...

Некрасов. Школьник.

Ср. Ты кто?.. "Махни-драло, ваше высокоблагородие..." - Да кто ж тебя, подлеца, так назвал? - "Добрые люди назвали, ваше высокоблагородие. На свете не без добрых людей... известно".

Достоевский. Записки из Мертвого дома. 2, 3.

Ср. Собралось около тридцати рублей. - Ну, вот снеси ей! скажи (потерпевшей от пожара), что свет не без добрых людей...

Салтыков. Сказки. Деревенский пожар.

Ср. Сегодня уже подал в отставку и остаюся, до времени, с семейством без места... Но Бог милостив, а на свете не без добрых людей , найду другое.

Даль. Вакх Сидоров. 7.

См. избави мя Боже от друзей .


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "на свете не без добрых людей" в других словарях:

    На свете не без добрых людей. См. ДОБРО МИЛОСТЬ ЗЛО …

    Много в людях милости (а вдвое лихости). Не нашли Бог ворога, а добры люди найдутся (иронич.) Ср. Не без добрых душ на свете Кто нибудь свезет в Москву, Будешь в университете... Некрасов. Школьник. Ср. Ты кто?.. Махни драло, ваше высокоблагородие … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Муж., мн. людь жен. люд муж., собир. человеки, род человеческий; народ, мир, общество, все и всяк; прислуга в доме, как служителя зовут человеком. Все мы люди, да не все человеки, ·т.е. рода человеческого, но без человеческого достоинства. Люди… … Толковый словарь Даля

    Ср. вещественно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. | В духовном ·знач. благо, что честно и полезно, все чего требует … Толковый словарь Даля

    Зла за зло не воздавай. Кривого кривым (худого худым) не исправишь. Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать. Старого пономаря не перепономаривать стать. Не поминай лихом. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

    Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

    Толковый словарь Ушакова

    - (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… … Толковый словарь Ушакова

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


«Мир обмельчал», - скажут одни. «Люди стали жестокими», - подтвердят другие. И только третьи возразят: «Россия не без добрых людей». С последним выражением нельзя не согласиться, прочитав истории этих пяти личностей.

Федор Михайлович Ртищев



Дворянин Федор Михайлович Ртищев еще при жизни получил прозвище «милостивого мужа», а его имя записали в синодики (поминальники) бесчисленного количества монастырей и церквей в благодарность за его деятельности и денежные вложения.

Федор Ртищев был другом и соратником царя Алексея Михайловича. За свою жизнь он построил немало школ, приютов для неимущих, больниц, стал основателем Андреевского монастыря. Этот человек, увидев валявшегося на мостовой пьяного, мог запросто взять его и отвести в приют. Во время русско-польской войны Ртищев добился успехов в мирных переговорах с представителями Речи Посполитой. Во время сражений Федор Михайлович выносил с поля боя и своих, и неприятеля. Он за свои деньги нанимал врачей, покупал пропитание раненым и пленным.



Более всего его современникам запомнился случай, когда в 1671 году во время сильного голода в Вологде Ртищев послал туда 200 мер хлеба, 100 золотых и 900 рублей серебром. Эти пожертвования были выручены от продажи части имущества дворянина. Когда Федор Михайлович узнал, что жители Арзамаса отчаянно нуждаются в землях, то он просто подарил городу свои владения. Когда Ртищев умер, в монастырях появилось его «житие». Это был практически единственный случай, когда описывалась праведная жизнь, не монаха, а мирянина.

Анна Адлер



Анна Александровна Адлер всю свою жизнь посвятила, помогая детям с ограниченными возможностями. В XIX веке деятельность благотворительных фондов в основном была направлена на то, чтобы удовлетворить только физические потребности инвалидов в еде и крове. Они были лишены возможности реализовать себя в социуме.

Анна Адлер сама занималась просвещением слепых, чтобы доказать окружающим, что они так же могут обучаться и зарабатывать себе на хлеб, как и все остальные. Эта женщина овладела системой Брайля, нашла средства для приобретения печатного станки в Германии и занялась созданием учебных пособий для слепых. Помимо обучения грамоте, в школах для слепых, находившихся под патронатом Анны Адлер, мальчиков обучали плести корзинки и коврики, а девочек – вязать и шить. Со временем Анна Александровна перевела ноты в понятную для слепых форму, чтобы они получили возможность обучения игры на музыкальных инструментах. Первые выпускники школы для слепых в Москве и Петербурге при активном содействии Анны Адлер смогли найти работу. Эта женщина сумела сломать устоявшиеся стереотипы о недееспособности незрячих.

Николай Пирогов



Николай Иванович Пирогов прославился как гениальный хирург, естествоиспытатель, педагог. Уже в 26 лет он был назначен профессором Дерптского университета. Всю свою жизнь Пирогов посвятил спасению людей. Солдаты называли его волшебником, творящим чудеса прямо на поле боя.

Николай Иванович первым стал распределять раненых на поле боя, сразу же решая, кого первым отправлять в госпиталь, а кто легко отделался. Такая практика позволила в разы сократить ампутации конечностей и смертность солдат. На операциях Пирогов первым в России стал применять анестезию, тем самым избавляя раненых от мучительных болей.

Помимо исполнения своих прямых обязанностей, Николай Пирогов тщательно следил за тем, чтобы солдатам доставляли теплые одеяла, пропитание. Когда после окончания Крымской войны Николай Иванович попал на аудиенцию к императору Александру II, то он в сердцах стал рассказывать об отсталости российской армии и ее вооружения. После этого разговора из столицы Пирогов был из столицы направлен на службу в Одессу, что можно расценивать как проявление немилости государя.



Пирогов не отчаялся и направил всю свою энергию на педагогическую деятельность. Ученый рьяно выступал против сословного образования и применения телесных наказаний. «Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание», - именно так считал Пирогов. К сожалению, со стороны чиновников Пирогов встретил решительный отпор. Все ученики отзывались о нем, как о блестящем педагоге, заботившемся не только об их образовании, но о воспитании высоких моральных качеств.

Сергей Скирмунт



Во второй половине XIX веке жил некий Сергей Аполлонович Скирмунт . Он служил армейским подпоручиком, когда на него свалилось целое состояние. От умершего дальнего родственника 30-летнему офицеру достались 2,5 миллиона рублей, земли и хутора. Но, в отличие от многих внезапно разбогатевших людей, Скирмунт не пустился во все тяжкие.

Часть денег он пожертвовал на благотворительность. В своем крымском имении новоиспеченный помещик решил улучшить жилищные условия крестьян. Вместо полуразвалившихся лачуг были построены новые дома. Там же появилась больница и школа. Стоит ли говорить, что жители имения ежедневно молились за здравие помещика.

Владимир Одоевский



Благородное происхождение писателя и философа Владимира Одоевского не мешало ему проявлять искреннее участие в судьбах людей низших сословий. Князь активно выступал за отмену крепостного права.

Одоевский организовал Общество посещения бедных, которое оказывало помощь 15 тысячам нищих семей. Нуждающиеся или старики могли обратиться в общество и получить там медицинскую помощь. Князя Одоевского называли «странным ученым», основным качеством которого была добродетель.

Владимир Одоевский защищал интересы семей

Иван Михайлович Шевцов

Свет не без добрых людей

Ряд животрепещущих проблем и вопросов, которые писатель поднимал в своих книгах двадцать лет назад, и сегодня не утратили жгучей злободневности. В частности - алкоголизм, спаивание народа.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Человеку так хочется удачи, особенно в девятнадцать лет. Получить пятерку по истории, достать билет в кино на новый итальянский фильм, который детям до 16 лет смотреть не разрешается, - разве это не удача! А жизнь почему-то так устроена, что удачи то и дело чередуются с неудачами и бурные радости и восторги часто сменяются горькими разочарованиями и огорчениями.

И кто только придумал неудачи? Почему еще не изобрели против них сильного и безотказно действующего средства? И что поделаешь, когда так хочется удач, одних только удач!

У многих, даже далеких от суеверия людей, кроме общих, так сказать широко распространенных примет, есть еще свои собственные приметы удач и неудач. Были они и у Веры Титовой.

Вера беспечно радовалась, когда ей переходили дорогу с полными ведрами, и спешила перейти на другую сторону улицы, если навстречу шел человек с пустым ведром. Это была "общая" примета, ее знали все. А была еще и другая, только ее, Верина, примета, о которой никто-никто не подозревал и не догадывался. Вера всегда старалась первой выйти из троллейбуса или из вагона метро, первой ступить на лестницу эскалатора. Главное - первой, это к удаче.

Троллейбус номер два, на котором сегодня ехала Вера, был переполнен. Открытые с обеих сторон окна мало спасали от нестерпимой духоты. Вера энергично пробиралась к выходу сквозь плотную неподатливую толпу, ей сегодня обязательно нужно было выйти первой, первой во что бы то ни стало. Сегодня решалась ее судьба. Быть Вере Титовой киноактрисой или не быть - об этом скажут списки принятых на первый курс студентов.

Верин отчим Константин Львович Балашов считал, что это он открыл Веру для кино. Он, скульптор Балашов, познакомил приемную дочь со своим приятелем кинорежиссером Евгением Борисовичем Озеровым. Евгений Борисович в присутствии Вериной мамы Ольги Ефремовны и Константина Львовича авторитетно заявил, что Верочка - редкий талант и что она рождена для кино.

Ваш долг, друзья мои, - говорил возбужденный и порозовевший от выпитой водки кинорежиссер, - сделать все, решительно все для будущего этого юного дарования.

Блестевшие глаза Евгения Борисовича остановились на смущенной и вконец растерявшейся Вере, сделались глубокомысленными. Взгляд его, долгий, вначале холодновато-задумчивый, постепенно теплел, мягчал, переходил в легкую покровительственную улыбку, при которой глаза режиссера слегка сужались, правая бровь чуть поднималась, а толстые губы чуть-чуть шевелились. На Веру этот взгляд производил впечатление, у Ольги Ефремовны рождал добрую надежду, а Константин Львович, которого взгляд приятеля интересовал не больше, чем интересует полная луна столь же полного борова, говорил просто и прямо:

А ты помоги, Женя, помоги. Дай ход таланту, выведи.

И без всяких тостов и церемоний опрокидывал стопку водки, запивал минеральной водой и аппетитно закусывал.

Балашов уже второй месяц лепил портрет Озерова. Евгений Борисович находил, что в портрете маловато сходства, но несомненно есть мысль, характер и, главное, экспрессия, лаконизм, "обобщенные объемы". Автор же вложил в этот портрет все, что мог и на что был способен, и охотно сообщил, что он доволен своим произведением.

Сходство, Женечка, у фотографа за рублевку можно приобрести, - пробовал философствовать Балашов. - А у нас с тобой - искусство. Это, брат, на века. В бронзе отольем. А то хочешь - кованую медь? А? Это тебе не какой-нибудь полированный-шлифованный булыжник. Это же вещь, - звон колокольный, силища!.. Через сто лет зрителю будет ровным счетом наплевать, похож ты или не похож. Ему важно будет характер увидеть, высокое искусство, пластику. Я хочу, чтоб потомки, глядя на твой портрет, видели, что и в наше время были художники со вкусом. Да, именно со вкусом. Для которых искусство - это все, святая святых. Вечный поиск, а не болотная традиция, покрытая мохом и плесенью… Искус. Да, именно искус, что значит проба. Оттого и искусство называется.

Вере было неприятно, что Евгений Борисович, к которому у нее постепенно и осторожно рождалась симпатия, соглашается с отчимом. "Как это так, безразлично, есть сходство или нет? - думала Вера. - Тогда зачем же он заставляет Евгения Борисовича позировать, терять время? Посадил бы дворника и лепил бы с него кинорежиссера". Вера видела, что и Озерову далеко не все равно, похож он или не похож на самого себя в изображении отчима. Он только деликатничает и щадит самолюбие автора. А Константину Львовичу и вовсе не за чем было браться за портрет: это совсем не его амплуа, лепить людей он не умеет. Его дело - животные. Это у него выходит, там лошадь не спутаешь с бараном, а волка с лисой даже при этих самых "обобщенных объемах" и лаконизме - ультрамодных компонентах "нового стиля".

Как бы то ни было, а Верина карьера началась с этой встречи. Евгений Борисович предложил ей сниматься в фильме "Дело было вечером". Роль ей выбрал подходящую - не главную, конечно, но очень ответственную, - роль сельской девушки, подружки героини.

Именно вы нам нужны, ваша изумительная коса, - восторженно говорил Евгений Борисович, вздернув свой массивный подбородок и нетерпеливо расхаживая по комнате. - И как вы ее сохранили, старомодную, пепельную, поэтами воспетую и перепетую девичью косу?! Удивляюсь. Для нашего фильма специально берегли, признайтесь?

Верочка посмотрела на Озерова прямо, быстро, настороженно.

Значит, вам только коса моя нужна?

Он не мог не оценить ее вопроса и взгляда.

Нет, конечно нет, Верочка. Ваши глаза, черты лица, ваш голос, манеры - вся вы созданы для этой роли. И вообще, замечу вам, вы ки-не-ма-то-графичны! Вы рождены для кино! - проникновенный голос Евгения Борисовича звучал мягко, певуче и, как думала Вера, очень искренне. - Понимаете, в чем суть вашей роли?

"Моей роли", - с волнением мысленно повторяла Вера, не пропуская ни единого слова и жеста режиссера. А он говорил какие-то необыкновенные слова:

Вы подруга героини - девушки незаурядной, энергичной, но не женственной и этакой, понимаете, с очень посредственной внешностью. А вы - красавица, прелесть. Вы полная противоположность своей подруге.

Вера успешно справилась со своей ролью. Съемки в кино не помешали ей окончить школу с серебряной медалью. Вере сопутствовали удачи - сплошные и грандиозные. Все шло, как в чудесной сказке, космическим звездолетом мчалась она к своей мечте. Путь ее, прямой и светлый, проходил через ВГИК - Государственный институт кинематографии. Евгений Борисович сказал: конкурс будет большой, серьезный, но мы постараемся, Верочка, выйти победителями.

Вера не сомневалась в успехе: много ли найдется юношей и девушек, поступающих на актерский факультет ВГИКа, которым уже посчастливилось сниматься в кино?

Вера вышла из троллейбуса первой и, не задерживаясь, перепорхнула у светофора на противоположную сторону улицы. Она не шла, она летела в институт на крыльях большой мечты, счастливой надежды. А навстречу ей со стороны выставки, оттуда, где белеет полукруглая колоннада института, мчались стальные исполины "Рабочий и колхозница", изваянные великим скульптором Верой Мухиной. Они надвигались на Веру Титову стремительно и величаво и, казалось, хотели подхватить ее, увлечь и вознести. И в их могучем серебристом беге, в открытом и ясном взгляде, в стальных мускулах сказочных титанов Вера видела образ своей страны, лик эпохи.

Что-то великое и прекрасное излучала из себя серебристо-звонкая скульптурная группа, какие-то невидимые лучи исходили от нее ореолом голубого сияния и проникали глубоко в душу, в сердце, в мозг. Играло солнце миллионами золотисто-серебряных блесток, отраженных в скульптуре, в звездном шпиле Главного павильона, в стеклянном полушаре павильона "Механизация", в оранжевой керамике новых зданий, в полыхающем пламени флагов. И все это в сиянии небесной синевы струилось, колыхалось, двигалось.