На контейнерах для ядерных отходов "распилили" треть.

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 02.05.2012, Контейнеры для ядерных отходов дали утечку средств, Фото: "РосРАО"

Владислав Трифонов

Вчера следственный департамент МВД завершил расследование дела против бывших сотрудников госкорпорации "Росатом" , связанного с закупкой по завышенным ценам контейнеров для перевозки радиоактивных отходов. По версии следствия, генеральный директор входящего в корпорацию ФГУП "РосРАО" Алексей Вотяков совместно с исполнительным директором предприятия Максимом Беляевым, завысив в 2,5 раза стоимость закупаемого оборудования, похитили треть из бюджетных ассигнований, выделенных на его закупку, чем нанесли госкорпорации ущерб в размере 150 млн руб.

О завершении расследования против бывших высокопоставленных сотрудников "Росатома" "Ъ" сообщили в следственном департаменте МВД, не называя, впрочем, фамилии обвиняемых. По данным же "Ъ", речь идет о бывших гендиректоре ФГУП "РосРАО" (входит в "Росатом") Алексее Вотякове и исполнительном директоре предприятия Максиме Беляеве. Отметим, что ФГУП "РосРАО" - единственное в стране предприятие, которое занимается утилизацией радиоактивных отходов, оказывая полный комплекс услуг в этой области, включая транспортировку, переработку и хранение отходов так называемого низкого и среднего уровня активности.

Как пояснили "Ъ" в МВД, контракт на поставку спецконтейнеров Вотяков и Беляев от имени своего ФГУПа в декабре 2010 года заключили с ЗАО "НТЦ "Экспертцентр"". Эта фирма несколько лет поставляла госпредприятию различное оборудование. Контракт, сумма которого составила 450 млн руб., предусматривал закупку 750 спецконтейнеров (всего ФГУП планировал закупить у ЗАО в рамках программы модернизации подвижного состава 2 тыс. штук таких спецконтейнеров).

Однако после первой поставки деталями соглашения заинтересовались сотрудники службы безопасности "Росатома": они обратили внимание на высокую стоимость контейнеров. В ходе внутреннего расследования сотрудники службы безопасности пришли к выводу, что стоимость действительно была завышена, и передали материалы проверки в правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело, а Вотяков и Беляев были уволены со своих постов.

[Лента.Ру, 27.04.2012, "Росатом" потерял 150 миллионов рублей на контейнерах для радиоактивных отходов" : Официальный представитель "Росатома" Сергей Новиков заявил "ИТАР-ТАСС", что обвиняемые топ-менеджеры были уволены в марте 2011 года. Он подчеркнул, что за 2011 год "Росатом" передал в правоохранительные органы 110 материалов служебных проверок и расследований. В ходе работы по противодействию коррупции госкорпорация с марта 2009 года уволила 68 топ-менеджеров и привлекла к различной ответственности еще 208 руководителей. - Врезка К.ру]

Как отмечают в следственном департаменте, во время расследования выяснилось, что договор изначально заключался ими на заведомо невыгодных для ФГУПа условиях. Так, в частности, цена одного контейнера производства "Абаканвагонмаша", предусмотренная в нем, составляла 600 тыс. руб., что в несколько раз превышало предложения фирм-конкурентов. При этом, отмечает следствие, договор был заключен без проведения обязательного по закону тендера, а также без согласования с "Росатомом". Кроме того, следствие обнаружило подложные акты приемки-передачи еще неосуществленных поставок. Следствие отмечает, что в октябре 2011 года московским арбитражным судом по иску "РосРАО" сделка с "Экспертцентром" признана недействительной.

По подсчетам следствия, треть средств, выделенных из бюджета на закупку спецконтейнеров, была похищена, а ФГУПу был причинен материальный ущерб в размере 150 млн руб. Бывшему гендиректору Вотякову предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ), а Беляеву - в пособничестве злоупотреблению полномочиями (ст. 33 и ст. 201 УК РФ).

Это не единственное дело, в котором фигурирует "Росатом". Например, с прошлого года в главном управлении МВД по Центральному федеральному округу расследуется уголовное дело против бывшего заместителя гендиректора госкорпорации Евгения Евстратова , подозреваемого в хищении 50 млн руб. [...]

«Темы»

«Новости»

Глава предприятия «Росатома» обвиняется в злоупотреблении на 150 млн руб.

05.06.2013, Москва 01:38:53 Заместитель генерального прокурора РФ Владимир Малиновский утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора ФГУП «РосРАО» Алексея Вотякова. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры России, он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление полномочиями).
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20130605013853.shtml

Экс-руководителя «РосРАО» будут судить за злоупотребления

«По версии следствия, Алексей Вотяков в целях извлечения выгод и преимуществ для ЗАО «НТЦ Экспертцентр» заключил заведомо невыгодные контракты с данным обществом без их согласования с «Росатомом»», - говорится в пресс-релизе.Кроме того, по информации прокуратуры, он ввел в заблуждение своего заместителя о согласовании руководством «Росатома» сделки на приобретение у «НТЦ Экспертцентр» 750 единиц промышленных упаковок.
РИА Новости http://ria.ru/incidents/ 20130604/941337799.html# ixzz2VMW2DJYa

Главу «РосРАО» судят за утечку 150 млн руб. из контейнеров для радиоактивных отходов

В Москве перед судом предстанет руководитель входящего в «Росатом» предприятия «РосРАО», которому инкриминируется закупка по завышенным в 2,5 раза ценам контейнеров для перевозки радиоактивных отходов, сообщает пресс-служба Генпрокуратуры РФ.Вотяков ввел в заблуждение своего заместителя об одобрении руководством «Росатома» сделки на приобретение у ЗАО «НТЦ Экспертцентр» 750 контейнеров для транспортировки и хранения радиоактивных отходов на сумму 450 млн рублей (по цене 600 тысяч рублей за контейнер) и утвердил обоснование ее совершения. После чего назначил его исполняющим обязанности руководителя ФГУПа, а сам взял больничный лист.
ссылка: http://pravo.ru/news/view/ 85670/

Руководителей «Росатома» обвиняют в хищении 150 миллионов

Следственным департаментом МВД завершено расследование уголовного дела в отношении бывших сотрудников госкорпорации «Росатом». Их обвиняют в преступном сговоре и закупке контейнеров для перевозки радиоактивных отходов по завышенным ценам. На скамье подсудимых окажутся бывшие генеральный директор ФГУП «РосРАО» (входит в корпорацию) Алексей Вотяков и исполнительный директор предприятия Максим Беляев, которые завысили стоимость закупаемого оборудования в 2,5 раза и похитили треть из бюджетных ассигнований. Своими действиями злоумышленники нанесли ущерб на сумму 150 миллионов рублей.
ссылка: http://www.gos-ur.ru/news/?id= 655

Юбилейные медали ветеранам

В преддверии юбилея атомной отрасли Приказом Госкорпорации «Росатом» за выдающиеся достижения в профессиональной деятельности в области использования атомной энергии, многолетний добросовестный труд и в связи с 65-летием атомной отрасли России юбилейной медалью «65 лет атомной отрасли России» были награждены работники ФГУП «РосРАО»:Вручая отраслевые награды, генеральный директор ФГУП «РосРАО» Алексей Вотяков поздравил ветеранов с Днем работника атомной промышленности, поблагодарил за многолетний самоотверженный труд на благо атомной промышленности.
ссылка: http://rosrao.org/press_ center/news/company/detail. php?ID=435

В Росатоме «фонит» коррупция

Не прекращаются коррупционные скандалы в структурах Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Чуть больше месяца прошло со дня обысков в «Атомпроекте», расследуется дело по факту хищения 26 млн. рублей руководством еще одного подразделения «Росатома» - ОАО ОКБ «Гидропресс». Перед этим пошли под суд генеральный директор входящего в корпорацию ФГУП «РосРАО» Алексей Вотяков совместно с исполнительным директором предприятия Максимом Беляевым, завысившие в 2,5 раза стоимость контейнеров для радиоактивных отходов, чем нанесли государству ущерб в размере 150 млн руб. Проблемы с законом имели и близкие к Кириенко топ-менеджеры госкорпорации: замглавы «Росатома» Евгений Евстратов и его советник Владимир Генералов. По мнению экспертов, смело можно говорить о том, что коррупция и откаты в стратегическом ведомстве приобрели системный характер, об уровне угрозы которых для безопасности государства остается только догадываться.
ссылка: http://korrossia.ru/actual/ 4250-v-rosatome-fonit- korrupciya.html

Росатом: госкоррупция — чёртова закономерность или закон?

К сведению. Начало года было богато на коррупционные скандалы, связанные с незаконной деятельностью чиновников «Росатома». Напомню некоторые. До сих пор ведётся следствие по факту хищения 26 миллионов рублей руководством ОАО ОКБ «Гидропресс». Чуть ранее под суд пошли гендиректор ФГУП «РосРАО» А.Вотяков и исполнительный директор компании М.Беляев, которым было предъявлено обвинение в завышении почти в 3 раза стоимости контейнеров для радиоактивных отходов с общим ущербом в 150 миллионов рублей. Особо приближённые к главе «Росатома» С.Кириенко — его заместитель Е.Евстратов и советник заместителя В.Генералов — также отличились недюжинными проблемами с Законом. Нельзя не отметить ещё одно расследование, которое ведётся в рамках уголовного дела по поставкам контрафактной продукции на российские ядерные объекты
ссылка:

Главный художник Магнитогорской драмы Алексей Вотяков пришел в театр еще при Валерии Ахадове, сразу после окончания Художественно-графического отделения местного университета. Позже поехал учиться в аспирантуру постановочного факультета СПбГАТИ. За его плечами десятки спектаклей. Вотяков изум-ляет своей фантастической работоспособностью. Судите сами. Только в этом сезоне сценограф оформил спектакли: “Разговоры после прощания” Я.Реза в Театре на Малой Бронной, “Свои люди – сочтемся” А.Н.Островского в РАМТе, “Где зарыта собака” А.Слаповского в петербургском театре Комедии имени Н.П.Акимова, наконец, “Золушка” Е.Л.Шварца в Екатеринбургском ТЮЗе. И это неполный список. Алексей Вотяков предан своему театру, но его постоянно зовут в столицы и регионы. Он нужен режиссерам известным и начинающим. Вотяков – всегда соавтор, из породы сценографов с режиссерским мышлением. Придуманное им пространство будит фантазию постановщиков. “ЭС” беседует с Алексеем Вотяковым после окончания спектакля “Женитьба”, еще одной его премьеры нынешнего сезона, выпущенной Алексеем уже в качестве режиссера.

– Существует огромное количество версий этого шедевра. Когда вы брались за пьесу, вас это не смущало?

– Я очень люблю этот текст, чрезвычайно нежно отношусь к Николаю Васильевичу Гоголю. Каждое соприкосновение с его прозой или драматургией оказывалось для меня знаковым. Еще ребенком прочел “Вия”, “Страшную месть” и был ошарашен на всю дальнейшую жизнь. Так получилось, что я не раз оформлял гоголевские постановки: делал декорации и костюмы к спектаклю Виктора Крамера “Суперфлю” (копродукция питерского театра “Балтийский дом” и флорентийской группы “Метастазио”), участвовал в проекте “Гоголиада” Мариинского театра (Максим Кальсин ставил оперу “Коляс-ка”). В нашем театре была “Ночь перед Рождеством”, спектакль Сергея Пускепалиса шел очень долго, мне эта работа казалась удачной. Позже оформлял “Игроков” в Омской драме с Михаилом Окуневым в роли Ихарева – спектакль Юрия Муравицкого до сих пор в репертуаре.

Почему я остановился на “Женитьбе”? Во-первых, нужна была комедия. Во-вторых, мне показалось, что пьеса хорошо раскладывается в труппе. Главная победа в том, что удалось увлечь работой наших артистов и довести потихоньку дело до выпуска.

– В вашем спектакле много метафор, символов. К примеру, “памятник палеолита” – Венера виллендорфская.

– Меня интересуют архетипические вещи. В фильме “Молодой папа” тоже появляется эта Венера, к ней испытывает страсть кардинал. Это древний символ женственности, притягивающий и одновременно пугающий. Хотелось поиграть куклами. Сначала я задумал страшный финал, ведь Гоголь пугает и смешит одновременно. Потом отказался от пугающей концовки и решил сделать все легче, проще.

– Почему ваш Подколесин выпрыгивает из окна?

– Он не готов жениться, ему нравится оставаться женихом. Когда рядом появляется женщина, человек волей-неволей меняется. А Подколесин не хочет становиться другим, ему важно быть собой.

– Вы хотели бы в дальнейшем связать свой путь с режиссурой? Не смущает ли вас отсутствие режиссерской школы?

– Я не могу назвать себя полноценным режиссером. У меня большой постановочный, сценографический опыт, и, наверное, я могу выстроить и собрать спектакль. Меня как художника зовут придумывать пространство, которое кто-то будет обживать. Моя школа – это работа с самыми разными режиссерами, людьми, владеющими полярными технологиями, отношением к профессии, требованиями к зрелищу.

Скажем, Вячеслав Кокорин замечательно работает с актерами. Он величайший педагог, придумавший свою систему. Кокорин говорит, что это школа Михаила Чехова, но это и школа самого Кокорина с его тренингами, способами раскрытия актера.

Григорий Козлов работает совсем по-другому, но он тоже мастер. Его любовь, внимание способны раскрепостить исполнителя.

Главное в методе замечательного режиссера Камы Мироновича Гинкаса – разбор, его личное отношение к материалу (мне повезло: Гинкас пригласил меня оформлять его “Чайку” в Сеуле).

Очень интересно работает Лев Эренбург, обладающий способностью подключить актера к работе как равного, соавтора. Подготовка к спектаклю построена на этюдах. Столько этюдов, сколько делают его артисты, видимо, не бывает ни в одном театре. Но когда он ставил у нас “Грозу”, времени было не очень много, и он был вынужден отталкиваться от того, что сочинили сами исполнители.

В процессе работы важно запустить “шарик”, а он потом к тебе прикатится. Сочинение спектак-ля – всегда акт сотворчества. Такой принцип работы исключает вопросы: “что я здесь делаю?”, “что я здесь говорю?”. Все понимают направление, в котором мы движемся.

– Как получилось, что вы начали ставить спектакли?

– Случайно. Я делал с Егором Перегудовым “Скупого” в РАМТе. Моя приятельница дала мне почитать в самолете “Время женщин” Елены Чижовой. Я попросил Максима Кальсина (главный режиссер Магнитогорского театра имени А.С.Пушкина. – ред.) прочесть роман, но он его не вдохновил. Тогда я предложил: “Давай я сам сделаю”, и он легко согласился. Материал всем артистам понравился. Спасибо Льву Эренбургу – за время постановки “Грозы” он сумел объединить коллектив в “банду” в самом хорошем смысле. В спектакле “Время женщин” участвовали почти все те, кто играл в “Грозе”, включая актеров, которых можно назвать локомотивами, как, например, Надежда Лаврова, умеющая фантастически придумывать, сочинять на площадке.

– …в вашем спектакле потрясающее трио трех старух (хотя актрисы много моложе своих бабушек-героинь) – Надежда Лаврова, Елена Соловьева и Марина Крюкова.

– Мне кажется, многие художники могли бы заняться режиссурой. Вопрос: зачем им это? По затратам, по энергетике – режиссура гораздо более нервная, тяжелая, неблагодарная работа. Привлекает она, конечно, свободой, художник зачастую ее лишен. Ты придумываешь одно, а режиссер – другое, и не всегда возможно эти два взгляда объединить. Художник сочиняет пространство спектакля, у него в макете актеры уже играют вовсю. Когда ты сам ставишь, режиссеру легко договариваться с художником.

Другое дело, что очень трудно писать инсценировку. Я явно затянул первый акт. В прозе много подробностей, “завиточков”.

– Если их убрать, уходит дыхание времени – лучшее в романе. Мне показалось, что Егор Перегудов в своем спектакле в “Современнике” от многого отказался, и получился крен в сторону мелодрамы.

– Мне понравился его спектакль, но не все концы с концами связались.

– Какие из недавних работ вам особенно дороги? В вашей последней работе в РАМТе, “Свои люди – сочтемся” в постановке Егора Равинского – простая, вроде незаметная на первый взгляд, сценография. Шкаф во всю ширину сцены, в котором внезапно открываются окна и окошечки, где можно что-то спрятать, или спрятаться, что очень важно в этом холодном доме.

– Да, я получил удовольствие от спектакля, потому что очень люблю и уважаю этот театр, ценю и люблю многих актеров. С Михаилом Шкловским я сделал три работы и всегда рад с ним сотрудничать. Мне очень дорог “Тупейный художник” (режиссера Михаила Станкевича) в “Табакерке”, его Олег Павлович уже снял с репертуара, но для меня как для художника это очень важный спектакль. Там композитором был Александр Маноцков, он стилизовал барочную оперу “Китайская огородница”. Это была очень интересная работа. Я делал театр в театре, причем этот “крепостной” театр строился на старинных приспособлениях, коловоротах. Ну, и помимо всего, счастье создавать спектакль по Лескову, одному из самых любимых моих писателей. Спектакль пришел посмотреть Алексей Владимирович Бородин, и это, вероятно, сыграло свою роль в приглашении меня на “Своих людей” Островского.

– Где работается легче, в Москве или в провинции?

– Это зависит от театра. Есть театры, где актеры много заняты в сериалах, и собрать их вместе нелегко. Но, скажем, в РАМТе хоть и играют артисты востребованные, но для них театр важнее, чем работа на стороне.

– В РАМТе художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин создал атмосферу творчества. Вы как художник знаете, какую большую роль в коллективе играет Станислав Бенедиктович Бенедиктов.

– Согласен полностью. Вдвоем Бородин и Бенедиктов – это сила.

– Вы работаете, как на перекладных. Выпускаете пять, шесть, семь премьер в год. Не многовато ли?

– Я стараюсь, чтобы не было проходных работ, пытаюсь в каждый спектакль вкладываться по максимуму.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»

№ 6 за 2017 год.