На чем можно рисовать пастелью. Маки - рисуем пастелью

Рисовала маки зимой, во время каникул.
Созрела я тогда нарисовать пастелью не ущербный пейзажик, а что-то адекватное.
С этой целью прикопалась к людикам в аське, дабы узнать их любимые цветы. Никто меня особо не вдохновил, и я полезла в Гугль. На запрос "цветы" он мне выдал прекрасные маки... И я влюбилась. При всей нелюбви к красному... Решила, что это и будет лейтмотивом моей новой попытки пастели. Тем более, что у меня есть отличная английская бумага тёплых тонов:

Качество фотографий рабочее, так что заранее извиняюсь.

Первым же листом бумаги является красный. Его и оставим:

Почему решила выбрать красный - сама толком не знаю. Но решила погрузиться в медитацию в надежде на пробуждение интуиции, ибо здесь её даже больше, чем в акварели. Непосредственный контакт кожи с цветовым пигментом - что может быть приятнее?...
Что же требуется помимо бумаги?
1. Пастель - у меня 72 цвета "Спектр" и 12 цветов "Гамма". Дёшево и сердито. Об "Unisson" и подобных даже мечтать боюсь.
2. Аппликаторы для теней (можно увидеть в одном из предыдущих постов). Строго говоря, нужны специальные растушёвки, но я их никогда не видела в моём городе. Так что будем орудовать нестандартными инструментами.
3. Пальцы. Использую безымянный, изредка - средний.
4. Влажные салфетки - периодически вытирать грязные пальцы, чтобы не испачкать рисунок.
5. Немного простой бумаги, любой - на неё будем сыпать пастельную пыль.
6. Ну и куда же я без зелёного чая из своей любимой кружечки:

Первым делом берём канцелярский нож, пастельный мелок и делаем пыль:

Цвета особо не запоминала, набирала наугад:

Мои выводы:
1. Пыли в каждой кучке мне хватило на то, чтобы палец разок обмакнуть. Надо стругать больше, но можно и в процессе, чтобы контролировать расход.
2. Сначала, не наловчившись, получалась не пыль, а стружка. Для рисования она не пригодна, пришлось просто сметать с рисунка. Потом научилась всё-таки стругать пыль.
3. Цвета пастели в мелке и в пыли сильно отличаются. В пыли, чаще всего, цвет получается ярче и глубже.

Первоначально набросала белым пастельным мелком контуры будущих цветов (жаль, фото забыла сделать). Это один из важнейших моментов для меня лично - я чувствую страх перед белым (в данном случае красным) листом, закрываю глаза и наношу первые мелкие штрихи, как бы пробуя бумагу, налаживая с ней контакт. Когда произошёл первый контакт и достигнуто первое небольшое равновесие между мной и текстурой бумаги, я открываю глаза и работаю более уверенно, покуда контуры не будут готовы.
Заполнять пространство цветом начала с фона. Брала пыль на палец и круговыми движениями втирала в бумагу (эттеншн - несмотря на всякие там уроки в интернете, техники рисования пастелью я не знаю и не соблюдаю!). Фишку бумаги я сначала не поняла - пигмент оставляет существенные просветы в шершавой текстуре бумаги. Потом отчего-то я огорчилась, ступила и решила фон зарисовать просто мелком, штрихами:

Нигде этого вроде не видно, но в тех местах, где я штриховала фон мелком, получилась грязноватая поверхность. Хорошо, что мелком работала только на небольшом кусочке.
Здесь видна часть первоначального наброска и то, как я выполнила верхнюю часть фона коричневыми тонами:

Фон закончен:

Мои выводы:
1. Всё-таки контакт пальцев с красящим веществом - удивительное ощущение... Представьте - только что был чистый лист бумаги, и вот уже появляется рисунок...
2. Мелок растушёвывается плохо в изолированном виде, но отлично - в виде пыли.
3. Покуда писала фон, начала нравиться фишка бумага - цвет бумаги проглядывает сквозь пигмент, создаёт настроение картине - в данном случае тёплое, солнечное. Красная бумага поддерживает пятна маков на заднем плане и должна оттенить маки на переднем плане.
4. В конце поста я покажу рефренс картины, но оговорюсь сразу - я не ставила целью создать фотографически реалистичную работу. За основу я взяла лишь контуры и цвета. Дальше как пальцы поведут.
5. Пальцы временами (читай "постоянно") вытираются о влажную салфетку, очень удобно. На фон к этому рисунку потрачены две салфетки.
6. Пыль приходилось временами подсыпать, ибо постоянно заканчивалась.
7. Растушёвки (аппликаторы) для фона не годятся совершенно (может, только у меня такая беда?), они больше стирают пигмента, чем вносят его на бумагу.
8. Рисовать зелень - самое благодатное занятие. Глаз отдыхает, душа радуется.
9. Раньше (до этого рисунка) я была большая балда и совершенно не понимала фишку цветной бумаги для пастели. Потому, видимо, моя первая попытка (неосознанная), нарисованная на белой бумаге для акварели, была неудачной. Цвет бумаги подбирается индивидуально в каждом конкретном случае и позволяет подчеркнуть глубину цветов пастели и выявить её блеск.

Фон готов, и можно приступать к самим макам. И тут меня настигло "внезапно" - у меня нет красного мелка!!! Ну то есть он есть. Но он не красный, а розовый. Я в огорчении просидела с полчаса, растрясла аську, а потом вспомнила, что у меня есть маленький набор "Гамма" на 12 цветов. Там оказался красный мелок - не идеального алого цвета, но хотя бы не розовый.
Начинаем работать с лепестками:

Здесь оказалось удобнее работать с растушёвками, так как объект в данном случае совсем небольшой.
В процессе работы мне понадобился оранжевый мелок. Оказалось, что все оранжевые мелки тоже были близки к розовому (хотя, возможно, у меня паранойя), что мне совсем не подходило. Как быть? Ответ оказался супер-прост: смешать красный и жёлтый мелки, а точнее их пыль. Результат отличный.
Закончили с цветками, остались только стебли и бутон:

И вот готовый результат, сфотографированный на следующий день утром, при солнечном освещении:

Цвета чуть более тусклые, чем на самом деле, но в целом близки к оригиналу. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, как мелкие частицы пастели сверкают на свету, преломляя и отражая его. Картина словно светится.
Обещанный рефренс:

Уф. Притомилась.

Благодарю за внимание! С радостью отвечу на все интересующие вопросы!

Сейчас наступает время отпусков и поездок на дачу, а значит будет больше свободного времени. Многие люди, особенно женщины, мечтают уметь рисовать, но разные причины, недостаток времени, дела семейные, заботы о детях не дают исполнить свое желание. Иногда я провожу мастер классы по пастели, на которые приходят люди не умеющие рисовать, или те, кто когда-то учился в художественной школе, а теперь увлечение заброшено. И каждый раз, после мастер класса, я вижу счастливые лица людей, у которых получился свой собственный рисунок! Поэтому, летнее время, дача-самое время для реализации своей мечты! Создайте свою маленькую картину!
Во первых, отбросьте страхи! Ваш рисунок никто не будет судить, он будет просто существовать и,возможно,радовать ваших близких!


И так, начнем. Вам понадобится:
1. Бумага для пастели. Можно купить альбомчик, а можно отдельно листы нужного цвета.
2. Сухая пастель.
3. Планшет или фанера
4. Пастельный карандаш
5. Бархатная тряпочка
6. Крем для рук (руки сохнут и после работы спасет крем) и хорошее настроение!

Рекомендации по выбору пастели . Мой многолетний опыт работы показал, что для достижения хорошего результата не обязательно разоряться на дорогостоящую пастель. Достаточно купить набор сухой пастели Faber Castell. Ее плюсы это- цена, хорошая цветовая гамма (у меня 74 цвета), средняя мягкость и удобная форма мелка (квадратная)
Мой пастельный арсенал большой. Конечно, самая хорошая профессиональная пастель Sennelier и Schmincke, но она слишком мягкая для неопытного рисовальщика. Пастель Rembrandt хорошая, у нее средняя мягкость, хорошая палитра, но крупные мелки, это может показаться очень неудобным на первых порах.

Рекомендации по выбору карандашей . Честно сказать, карандаши не принесут вам особой пользы. Потому, что в реалистическом рисовании, слой пастели уже нанесенный на бумагу будет соскабливаться карандашом. Я пользуюсь несколькими цветами, черным, белым, нейтральным охристо-зеленым. В данном случае может пригодится темно-зеленый. Карандаши лучше купить выборочно, не набором.

Рекомендации по выбору бумаги . При выборе цвета бумаги имеет значение, что выбудете рисовать. Но начинающему рисовальщику сложно будет сложно угадать, какой цвет подходит больше. Главное, не берите белую бумагу. Выбрав нейтрально серый (теплый), не промахнетесь!

Рекомендации по выбору сюжета. Советую работать в помещении, или на веранде. Потому, что на открытом воздухе осещение будет постоянно меняться и вам это будет мешать. Лучше поставить простой натюрморт. Не берите сложные предметы.

Я поставила простой натюрморт из локальных цветов. (желтый, голубой, синий, зеленый)

1.

Организуйте рабочее место. Стул может послужить удобным мольбертом. Расположите планшет так, чтобы и натюрморт и лист бумаги были перед глазами.
Обязательно подстелите под планшет бумагу, пастель будет сильно сыпаться.

2.

Нанесите рисунок легкими линиями. Используйте только пастельный карандаш, обычный цветной или графитный не подойдут! Рисуйте, как видите, как умеете! Пусть будет криво, это не страшно! кто сказал, что должно быть ровно! В кривизне есть свое очарование. Проверяйте пропорции предметов, сравнивайте их между собой, что меньше, что больше. НЕЛЬЗЯ пользоваться стирательной резинкой. Потому что на жирные следы, оставленные после нее,не ляжет слой пастели! Не переживайте, ваш линейный рисунок не будет виден, он будет под слоем пастели.

3

Цвета в пастели смешиваются между собой. Наносим штрихами, легко растираем мизинцем. Не трите сильно, лишь легкая растушевка. Можно использовать растушку из фетра, но все же рука лучше чувствует бумагу. Руки должны быть сухими и не жирными!
4.

Итак, начинаем работать цветом. На данном этапе главная задача- разобрать все по локальным цветам. Желтое пятно цветов, голубое пятно вазочки, зеленое пятно яблока.

5.

Пользуйтесь бархатной тряпочкой, она отлично очистит руки. У кого длинные ногти, это будет небольшой проблемой;))

6.

На натюрморт нужно смотреть расслабленным зрением. Наш глаз воспринимает предметы по пятнам, локально, если вы начнете вглядываться в детали, ничего не получится! На фото я размыла резкость, чтобы показать, как нужно смотреть на изображаемый предмет.

7

Постоянно отходите от рабочего места, чтобы видеть натюрморт и рисунок вместе и издалека.

8.

Для белых предметов не используйте сразу чисто белый мелок. Я взяла голубоватый оттенок. Самое светлое это блички. Белый мелок пригодится позднее.

9.

Прорабатывайте форму предметов, тень, свет.

10.

11.

Не забываем смотреть со стороны.

12.

Фоном может послужить тон бумаги. Но я решила ввести голубой цвет.

13.

Когда предметы разобраны по цветам, обозначены собственные и падающие тени, можно приступить к деталям. Тут пригодится белый мелок.

14.

Проследите внимательно, какая форма у лепестков цветов, постарайтесь повторить. Для начинающего рисовальщика, на данном этапе работы моно остановиться. Потому, что рисунок уже смотрится завершенным.

15.

Пытливые художники могут продолжать совершенствоваться! Надеюсь, кому-то мои советы помогут, или сподвигнут на первый шаг! Желаю творческих успехов! И пусть ваши рисунки украшают ваш дом и радуют близких!

16.

Чтобы сделать более детальную картину, нужно много времени. Пастель очень кропотливый материал.

Готовую работу лучше сразу спрятать под стекло и в рамочку, это наилучший способ сохранения! Можете использовать лак для волос для закрепления пастели. Но она закрепиться очень условно! Лаки для пастели очень коварные и если вы не пользовались ими ранее, предостерегаю, что могут остаться темные пятна и брызги, работу придется исправлять.
17.

18.

1. Многосторонность рисования пастелью.

Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых интересных результатов.

Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к тому, что вы любите и хотите делать ею.

Не забудьте, что пробовать различные техники следует с различными пастелями - твердыми, полумягкими и мягкими - поскольку каждая дает отличный от других результат, как будут давать и различные марки пастели.

2. Рисунок кончиком пастели.

Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

Измените толщину линии, меняя давление на мелок. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нажмите более мягко или используйте край пестели.

Используйте при рисовании всю руку, а не только запястье, тогда рисунок будет более свободным.

3. Использования края пастели.

Если вы хотите работать быстро, создавая большие блоки цвета, используйте сторону мелка. Для оптимальных результатов переломите пастель (да, я сказал переломите) в середине и рисуйте, помните - даже маленький кусочек пастели все еще годен к употреблению.
Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её, чтобы создать прекрасные тонкие линии.

Этот метод лучше использовать с полумягкими или мягкими пастелями.

4. Штриховка и пересекающаяся штриховка.

Если вы уже делали какой-нибудь рисунок, тогда эта техника будет вам знакома - фактически это лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых пастельных палочек. Штриховка - просто ряд параллельных линий, предпочтительно правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе. Пересекающая штриховка - следующий шаг, рисуя второй ряд линий под углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду).

Этот метод позволяет вам свободно экспериментировать с цветом и тоном.
Используйте этот метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление штриховки.

5. Смешивание пастелей (растушёвка).

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы - оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Вы можете использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный - палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить ваши руки или просто размазывать пальцем). Также доступный инструмент: сторона руки - полезна для смешивания больших областей, но не подходит для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы избежать загрязнения работы прочими цветами. Я всегда держу коробочку влажных салфеток.

2. Tortillons могут быть вымыты для дальнейшего использования, удалите загрязнённый слой на конце точилкой.

6. покрытие краской.

Одно из больших преимуществ пастелей по сравнению с другими средствами - колебание цвета. Возможно лучший метод для того, чтобы получать это - покрытие краской. После того, как слой пастели был нанесён, слегка нанесите поверх слой краски. Это создаст покрытие новым цветом.

Результат визуально стимулирует, осторожный выбор цветов произведет удивительные результаты.

Этот метод работает лучше всего с самыми мягкими пастелями.

7. Украшение пастелью.

Украшение - точно настроенная форма штриховки использующих коротких ударов. Результат скорее походит на scumbling - это может дать вибрацию живописи. Украшение будет также работать для оптического смешивания цвета (как с картинами пуантилиста), где глаз смешивает цвета вместе вместо того, чтобы смешать их на бумаге.

Наконечник: Этот метод особенно хорош для того, чтобы дать появление(вид) переливчатости ткани, перьев, и весов, или для того, чтобы создать атмосферные эффекты со светом.

8. Посыпание пастелью.













Сложность:

низкая

Время работы:

2 часа



К чему только не приводят мечты об экзотическом острове))... Вот такой получился натюрморт, из зимних фруктов и ягод, напоминающий о пальмах, море и теплых странах. Рисуется он совсем просто!


На понадобится:


1. Сухая пастель, у меня Sennelier. Вы можете взять любую, Вашу любимую, обязательно сухую.


Примерные цвета:




2. Пастельные карандаши, нужны примерно теже цвета. в принципе в этом натюрморте не так много детальной проработки, поэтому можно обойтись острыми обломками пастели, если у Вас нет карандашей.




3. Бумага для пастели формата А3. Обратите внимание, что фоном в данном рисунке выступает бумага. Поэтому нужно подобрать цвет бумаги такого цвета, кокого Вы хотите сделать фон! Ну и мелочек на тени нужно подобрать соответствующий. Т.е. если бумага, как у меня коричневая, то тень берем темно коричневую, если бумага серая, то тень темно-серая. В данном случае мы не следуем законам светотени в прямом ее смысле, у нас должен быть акцент на сам объект, декоративный такой уклом, тень должна быть эффектной, но не выделяющейся, поэтому мы делаем ее в том фону.


4. Планшет или кусочек фанеры, что бы рисовать под наклоном.


Приступаем!


1. Наносим контуры нашего рисунка любым удобным для Вас способом.




2. Начинаем с бутылки и зеленых листочков. Наносим несколькими оттенками зелени яркие пятна.




3. Растушевываем пальцем




4. Затем наносим красные, розовые и белые участки на гранат. Зернышки не выделяем, работаем пятнами.




5. Растушевываем, но не смешиваем цвета, каждый цвет отдельно, смешиваем лишь границы. Наносим тени на стену, от бутылки, от веточки, под разбросанными ягодками. тоже немного растушевываем.




6. Берем оранжевые оттенки и телесный мелок, наносим цвет на ягодки облепихи.




7. Теперь дорабатываем наш рисунок карандашами. Делаем мелкие детали, веточки. подчеркиваем тени. Все! Наш рисунок готов!




Как научиться рисовать масляной и сухой пастелью начинающему живописцу? В первую очередь важно усвоить, что основа техники — тесный контакт рук с бумагой. Штрихи, наносимые на полотно, мягко растушевываются, создавая целостную и неповторимую картину, удивляющую своей глубиной и сочностью. Изобразить на холсте можно что угодно — от классики до импрессионизма.

История техники

Рисование сухой пастелью как вид искусства появился еще в далеком 15 веке с подачи известного художника и ученого Леонардо да Винчи. Мастер рисовал картины мелом из чистого пигмента. Многие творцы эпохи возрождения тоже применяли подобную технику. Например, Морис де Ла Тур, Джон Рассел, Жан Этьен Лиотар, Энгр. В сочетании с гуашью или акварелью мел помог создать потрясающе живые пейзажи и натюрморты.

Типы пастели

Новичку сложно самому определить, какая пастель для него лучше — масляная или сухая. Поэтому уроки рисования для начинающих обязательно начинаются с вводного курса, на котором мастер рассказывает о типах художественного материала.

Какой бывает пастель:

    Концентрированная сухая. Сухой мел легко растушевывается и стирается ластиком, можно изменять тональность линий, делать четкие штрихи.

    Масляная. С ней работают прежде всего профессионалы. Материал требует отточенной техники.

    Восковая. Восковые мелки лучше всего подойдут новичкам. К ним легко «приспособиться», картины получаются яркими и выразительными.

На какой бумаге лучше рисовать пастелью

Пастель требует особой фактурной поверхности, которая способна удерживать пигменты краски. Какая бумага для пастели лучше — вопрос спорный, но опытные живописцы рекомендуют выбирать листы с небольшой зернистостью. Тогда картины будут «глубокими», и ваши труды сохранятся надолго.

Бумага для рисования пастелью:

    Mi-Teintes от Canson. Выполнена из проклеенного текстиля, имеет нейтральный уровень pH и мягкую, шелковистую поверхность. На такой бумаге можно рисовать углем и мелом.

    Энгр. Прессованная бумага. Имеет плотную структуру и продается в широкой цветовой гамме.

    Велюровая и наждачная бумага. Отличаются мягкой структурной поверхностью, на которую хорошо ложится пигмент.

    Sansfix. Производится из частичек коры пробкового дерева, не требует применения фиксатора.

    Charcoal. Изготавливается из специального угольного состава, имеет шершавую поверхность. Очень удобна для пастельных набросков.

На какой стороне бумаги рисовать масляной пастелью? Обычно художники используют гладкую сторону, на которой идеально смотрятся мазки. Для работы с сухой пастелью подойдет велюровая бумага или Mi-Teintes с тканевой структурой.

Стереть пастель с бумаги сложнее, чем карандаш или уголь. Лучше всего вносить исправления на ранних стадиях создания рисунка. Избыток пигмента можно стряхнуть с поверхности холста с помощью толстой кисти. Рекомендуем обзавестись ластиком-клячкой — он поможет осветлить и аккуратно скорректировать пастельные и угольные рисунки. Стоит канцелярская принадлежность недорого, при этом удаляет загрязнения с кальки и пленки, имеет легко очищающуюся резину и не размазывает рисунок.

Как фиксировать рисунки

Второй этап обучения технике — научиться фиксировать рисунки. Мелки при работе осыпаются. Это может существенно сказаться на качестве картины, поскольку некоторые цвета плохо впитываются бумагой. Фиксирование бывает порой единственным способом сохранения яркости цвета. Линейные рисунки, которые не имеют слоев, можно обработать с одной стороны специальным аэрозолем или водой из пульверизатора.

Дополнительные инструменты для работы

Кроме мелков для творчества понадобятся дополнительные инструменты: бумажный скотч, который приклеивается к мольберту, ватные палочки для растушевки труднодоступных мест, точилка, канцелярские ножи для пастельных карандашей, ластики для удаления пигмента мелков с бумаги, а также влажные салфетки для чистки рук.

Пастельные наброски нужно делать в живописной манере, штрихи следует наносить не произвольно, а по форме. Тогда произведение будет отличаться объемом и выразительностью. Важно, чтобы блики ложились на основной фон. Для этого сначала нанесите более темный тон и аккуратно его растушуйте, а затем более светлый.