Музейная аудитория. Исследование музейной аудитории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Порядок и назначение изучения дисциплины "История Украины", основные исследуемые термины и понятия. Хронологические периоды отечественной истории, начиная с древних веков и до сегодняшнего дня. Общие рекомендации к самостоятельной работе студентов.

    методичка , добавлен 16.01.2010

    Выявление культуры, имеющей свои особенности в материальной и духовной сферах, в ходе археологических исследований территории Северной Беларуси, бассейна Западной Двины, Смоленщины, бассейна Верхнего Днепра. Днепро-двинская культура: история изучения.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Методы типологического изучения жилищ. Описание памятников Днепровского лесостепного Левобережья и фракийского Причерноморья. Домостроительные традиции, применяемые при возведении углубленных жилищных сооружений, наземных жилищ в раннем железном веке.

    реферат , добавлен 16.05.2012

    Исторический аспект развития и проблемные вопросы письменной коммуникации на современном этапе. Основы письменной коммуникации и их классификация в связях с общественностью. Анализ контролируемых организацией письменных материалов для внешней аудитории.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    История изучения трипольской культуры. Высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения, характерные для трипольской культуры. Племена Триполья в период основания, расцвета и упадка культуры. Идеологические представления и верования.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    История изучения большереченской культуры. Физико-географические особенности Кузнецкой котловины. Характеристика материалов памятники большереченской культуры на территории Кузнецкой котловины. Хронология памятников культуры. Керамика ирменской культуры.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2012

    Теоретические основы изучения берестяных грамот (документов и частных посланий XI-XV веков) как документационных источников Древней Руси. История изучения берестяных грамот в отечественной науке, их датирование, характер составления и основное содержание.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Основные этапы археологического изучения Древнерусских городов в 60-80 гг. (на материалах Новгородской, Ростовской и Старорязанской археологических экспедиций). Перспективные направления в контексте современного развития историографии домонгольской Руси.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2017

Совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музея, называют музейной аудиторией. Это понятие объединяет не только реальных посетителей, пришедших в конкретный музей, но и потенциальных его посетителей, то есть людей, которые вообще ходят в музеи.

Музейная аудитория характеризуется по ряду параметров. Ее социально-демографический анализ предполагает выделение таких признаков, как образовательный уровень, род занятий, пол, возраст, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо принимать во внимание при работе с реальными и потенциальными посетителями, но, как показывают исследования, отношение к музею, его экспозиции и программам определяется, прежде всего, образовательным уровнем человека.

С точки зрения частоты посещения музея аудитория может характеризоваться как нестабильная или постоянная. Наличие у музея постоянного контингента посетителей - показатель успешности его деятельности и важный фактор дальнейшего развития. Музейная аудитория исследуется и в отношении направленности ее интересов на определенные формы культурно-образовательной деятельности музея, и в этом случае можно говорить об аудитории выставок или лекториев, тематических вечеров и концертов, посетителях «выходного дня» и пр.

Важным параметром характеристики музейной аудитории является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию, что иногда обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной из книг, статей, радиопередач, телепередач и других источников.

При анализе музейной аудитории важно учитывать обстоятельства посещения музея, то есть самостоятельно приходит человек в музей или же посещает его организованно в составе экскурсионной группы, как участник культурно-образовательного мероприятия.

Для получения всех этих данных, с разных сторон характеризующих музейную аудиторию, необходимы социологические исследования. Одни из них выявляют динамику посещаемости и факторы, обуславливающие приток различных групп посетителей, другие изучают интерес людей к экспозиционной тематике и отдельным музейным предметам, третьи анализируют особенности восприятия экспозиции, эффективность конкретных экспозиционных решений и форм культурно-образовательной деятельности. Результаты исследований позволяют совершенствовать методику музейной работы, вырабатывать рекомендации по планированию и управлению деятельностью музеев.

Социологические исследования проводятся на основе специально разработанных методов, которые выбираются в зависимости от поставленных целей и задач. Значительный объем достоверной информации позволяет собрать анкетный опрос, который проводится как среди всей музейной аудитории, так и среди различных групп посетителей. При этом могут опрашиваться, например, только экскурсанты или индивидуальные посетители, местные жители или туристы. Вопросы, поставленные в анкете, могут уточняться или углубляться с помощью интервью , которое используется и в качестве основного метода сбора информации, например, о восприятии экспозиции и экскурсии. Оно может сочетаться с визуальным наблюдением за осмотром экспозиции , и тогда появляется возможность выяснить глубинные реакции посетителей.

В то время как социологические исследования в самом музее характеризуют интересы и запросы реальной аудитории, анкетирование местных жителей направлено на изучение потенциальной аудитории. Компетентное суждение о состоянии и перспективах деятельности музея могут дать опросы экспертов, в качестве которых выступают лица, связанные с музеем по роду своих занятий и профессиональных интересов - музейные работники, педагоги, деятели культуры. На основе обобщения результатов исследований разрабатываются конкретные меры, направленные на совершенствование работы с музейной аудиторией.

В зарубежных музеях изучению «обратной связи» уделяется большое внимание. Наибольший размах эта работа приобрела в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, где проводятся долговременные и систематические исследования. Например, во Франции в 1991 г. по решению Управления музеев был разработан проект постоянного изучения посетителей в сорока музеях. Во многих музеях существуют специальные подразделения, анализирующие музейную аудиторию, - отделы маркетинга и связей с общественностью. Структуры, занимающиеся исследованием, музейной аудитории, создаются, на государственном уровне, - Ассоциация изучения посетителей (Канада), Комитет по исследованию посетителя и оцениванию (США), Международная лаборатория изучения посетителей в Висконсинском университете (США).

В последнее десятилетие минувшего столетия содержательная сторона культурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях, процессах, фактах и музейных предметах. Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействие на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия - такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев. Человек, пришедший в музей - не объект воспитательного воздействия, а равноправный собеседник, поэтому общение музея с аудиторией должно выстраиваться в форме не монолога, а диалога.

Из серии МоМА Visitors, 2009

Год назад Музей современного искусства Нью-Йорка (MoMA) предложил посетителям игру. На карточках с пропечатанным «I visited MoMA and…» предлагалось после «and…» дописать свои эмоции и впечатления. Одно послание заставило музей серьёзно задуматься.

«Я страшно разочарована, — писала 9-летняя Аннабель. — Я не нашла динозавра. Только гардероб, два фонтана и какой-то мусор. А еще зовётесь музеем».

Что поучительно, итогом маркетинговой инициативы не стала новая образовательная программа, чтобы объяснять детям современное искусство. MoMA увидел проблему Аннабель в другом — в неоправданных ожиданиях своей аудитории. Те, кто переступают порог музея, обязаны получить то, за чем пришли. Даже если пришли за динозавром.

Хорошо, за динозавром, ну, а ещё за чем? Под напором различных факторов и рекламных аргументов, непрерывно советующих зачастую нечто противоречивое, вкусы сегодняшнего человека бросает из стороны в сторону. Музею чрезвычайно сложно поймать аритмию маркетинговых вбросов, чтобы твёрдо сказать своему посетителю — ты должен прийти сюда «потому что так делают все» или «потому что так делают избранные».

Зачем ходят в музей?

Одного комфорта явно недостаточно, в кафе МоМА — одно из лучших детских меню, а Аннабель упрямо пришла за динозавром. Возникает вопрос о соответствии ожиданий: задача современного музея не только заманить посетителя — статистика показывает, что значительную часть кассы временных выставок занимает как раз вернувшаяся аудитория. Причем, вернувшаяся не одна, а в компании, т. е. когда музей теряет одного посетителя — он теряет их десятками.

Людям необходимы личные впечатления. Музеи стали социальными пространствами, местами посещения с друзьями и семьей. Основные барьеры, препятствующие аудитории, — это музейное наполнение и удобство: в поисках места и способа проведения досуга большинство предпочитает другие занятия. Отсюда необходимость уникальных, интерактивных идей для увеличения посещения.

В 2011 году среди европейских музеев были проведены исследования ожиданий аудитории на входе в музей и впечатлений на выходе. Людям предлагалось ответить на ряд вопросов, которые затем сводились к четырём основным мотивам визита:

  • социальный (влияние рекламы, моды, советов, блогосферы);
  • интеллектуальный (желание поднять культурный уровень);
  • эмоциональный (поход за эмоциями, своего рода Диснейленд);
  • духовный (очищение, близость к сакральному).

Вот как располагались мотивы прихода аудитории на входе в музей:

  • социальный — 41%;
  • интеллектуальный — 43%;
  • эмоциональный — 10%;
  • духовный — 6%.

А это повторно говорили люди на выходе:

  • социальный — 8%;
  • интеллектуальный — 32%;
  • эмоциональный — 41%;
  • духовный — 19%.

Как можно воспользоваться этой информацией? Очевидно, что людей изначально привлекает реклама и статус музея или выставки, но после реального контакта с искусством большая часть людей своё первое мнение меняет. Те, кто шли за знаниями, знания и получили, их процент неизменен. Остальные стали адептами музея за счет пережитых эмоций. Именно после их восторженных рассказов придут новые посетители.

Слово посетителю

Осенью 2010 года в интернет был запущен 10-минутный ролик, повествующий о путешествии молодой пары в Лувр. Снятый по заказу музея одним из самых востребованных креативных бюро Франции (на его счету — рекламные фильмы самого Каннского фестиваля), ролик лишь четверть экранного времени показывал шедевры Лувра i . Остальное время, складывалось впечатление, кинокомпания халтурила: снимала кафе, книжный магазин, лестницы, детей, парки, панорамы Парижа и жизнь пары вне музея. Зачем всё это Лувру? Оказывается, каждый кадр видео нёс в себе уникальный практический смысл. Своего рода это видеобиблия по музейному маркетингу.

Из серии МоМА Visitors, 2009

Фотография: Jason Brownrigg. The Museum of Modern Art

Когда аудитория приходит в музей? Переступает порог — понятно, но правильнее считать началом экскурсии не покупку билета, а появление желания посетить выставку, т. е. первый контакт с информацией или рекламой. Точно так же контакт с искусством не ограничивается воротами музея — от того, насколько уютными будут, скажем, уличные кафе в непосредственной близости, зависит полный цикл удовольствия. Мы помним, что человек, покидая музей, становится рекламным носителем — и от того, насколько ему будет комфортно удержать свои эмоции, зависит и качество их передачи. Музеи, считающие что подметать нужно только свою половину улицы, — неправы.

Предоставим слово Джеймсу Ливингстону-Уоллесу, профессиональному арт-путешественнику из Парижа (как он себя называет). Джеймс с семьёй совершает до 350 визитов в международные музеи в год и собрал записную книжку афоризмов и наблюдений:

«Музей — это место, где людям хочется расслабиться. Как в хорошем ирландском пабе».

«За границей часто раздражает отсутствие надписей на английском. Этим страдают даже топ-музеи: вы не понимаете, на что смотрите».

«Поздние часы работы музея в течение рабочей недели хороши для тех, кто занят днём. Но музеи упорно переносят поздние часы на выходные, когда эти люди хотят отдохнуть».

«Гораздо лучше силой вытаскивать ребенка из музея, чем насильно заталкивать в него. Детские комнаты — отличный выход для малыша и его родителей: одни проникаются искусством, другому весело».

«Поддерживая уровень влажности в людях, музей продержит их дольше. Это о наличии кафе».

«Присутствие таблички «начало осмотра» ещё можно стерпеть, но при виде «продолжение осмотра» мне лично хочется поскорее найти «окончание…»

Новая аудитория

С детьми в музеях всегда непросто. Они требуют выдержки, если идут на экспозицию со взрослыми, или специальных образовательных программ, когда посещают музей в составе детской группы.

Многие музеи (и даже западные) ограничиваются устройством детской игровой комнаты, где с детьми играют, пока родители ходят по выставке. Другие приглашают детских психологов и педагогов, создавая программы посещения для самых маленьких. Третьи включаются в общеобразовательные программы i .

Из серии МоМА Kids, 2009

Фотография: Jason Brownrigg. The Museum of Modern Art

Специалистом по работе с детьми в Европе считается Tate Modern. Когда музей задался целью выделить типы своей основной аудитории, у него получилось: средний класс, любители искусства, постоянные, туристы, профессиональная среда. В список желаемой аудитории вошли: семьи с детьми, школы и преподаватели, студенты, прочие молодые люди. Ставку на усиление посещаемости решено было сделать на молодёжь от 13 до 25 лет. Как они определили для себя их вкусы? Воспитаны на современных технологиях, используют социальные сети для выражения своего мнения и следования чужому, ключ к успеху — создание музейного сообщества. Следуют рекомендациям сверстников, предпочитают глагол «делать» слову «иметь», любят мульти-задачи и всё, что можно назвать «крутым». Очень уверенная аудитория, с устойчивыми предпочтениями. В первый же год, положивший начало успешной работе с детьми, было реализовано два проекта: онлайн-игра «Loud Tate», переходившая в реальное посещение музея, и выставка-фестиваль «Bring the Noise!», которую сопровождали непрерывные интерактивные события в экспозиционных залах — мастер-классы, конкурсы, концерты, спортивные занятия. Кстати сказать, после случая с Аннабель в музейном магазине МоМА появились стилизованные фигурки динозавров.

В мировой музейной практике есть ещё специальная и очень сложная категория посетителей — non-visitors, «не-посетители». Или, если быть точным, «ещё не посетители». Именно эта аудитория рассматривается музейными маркетологами как одна из наиболее перспективных. Как правило, это люди, по роду занятий (но не заработка) не сталкивавшиеся с музеем ранее, либо те, чей интерес зависит от моды, а предыдущий «культурный бум» они провели на дискотеках или в детской коляске.

Ежегодно музейная аудитория становится предметом разбора на нескольких ежегодных международных конференциях. При этом существуют и нишевые музейные саммиты — например, посвящённые только социальным сетям в искусстве или только финансированию культурных проектов, — собирающие до 400 участников. Наблюдая, как изменяются тенденции и материал, невольно задумываешься о целесообразности покупки книг по музейному маркетингу. Они, скорее, нужны при написании статей и диссертаций по истории предмета. Что касается блогов, то обращение к ним вовсе не бесполезно. Главное — не купиться на псевдостратегии, навязываемые мнением специалистов, которые в интернете разбираются лучше, чем в музейной практике. И не копировать слепо всё, что происходит на Западе и Востоке, — ментальная адаптация необходима всему, даже самым успешным международным проектам i .

Музейный бренд — музейный бред?

В год 500-летия со дня рождения Генриха VIII в объединении исторических музеев Великобритании Historic Royal Palaces всерьёз задумались, как не превратить юбилей в очередные похороны. Их целью было привлечение новой молодой аудитории, изменение имиджа пыльных сундуков с сокровищами, а также рост доходности музеев (они не финансируются ни правительством, ни королевской семьей). Ставка была сделана на замену традиционных музейных атрибутов неожиданными решениями: все геральдические логотипы были упрощены и стильно перерисованы, информационные панели в музеях сопровождали актёры в исторических костюмах, был запущен до того неработавший винный фонтан в саду музея. Курс риторики прошёл весь обслуживающий персонал, от экскурсоводов до охраны. Ранее запретные темы смерти, болезней, инцеста и другие рейтинговые вопросы теперь могли быть озвучены посетителям. Аудиогиды наоборот, стали недоступны: людям приходилось вступать с обстановкой и сотрудниками музея в коммуникацию. В сети Twitter отсутствие информационных поводов музей компенсировал публикацией биографической новеллы о Генрихе VIII, продолжения которой люди ожидали, как телесериала.

Слово «бренд» прочно встало в сознании людей на полку супермаркета и связано с визуальной идентификацией. Но это — понимание вчерашнего дня. Многие музеи до сих пор зациклены на идее, что они ограничены собственной коллекцией, зданием, городом. Они ограничены гораздо большим — своим брендом. При этом бренд музея — это одна большая крыша, под которой проходят миллионы других событий. Вот пример. После четырёх лет успешной работы фирменный магазин Tate Modern провёл среди покупателей анкетирование. Оказалось, политика успешного музея серьёзно противоречила спросу: туристам хотелось узнаваемых брендированных товаров, тогда как Tate предпочитал делать логотип незаметным. После анализа аудитории покупателей (что не всегда совпадает с музейной аудиторией) магазин выявил восемь типов аудитории, повернув производство навстречу каждой из них. Коммерческий успех предприятия повысился в разы, а вместе с ним — число посетителей, которые возвращались в музей при каждом следующем своём визите в Лондон.

При этом чем проще месседж музея, чем более понятен он аудитории, тем легче она становится его адептом. Слишком сложные программные заявления могут отпугнуть, простые — найти её понимание и сопереживание. Это очень похоже на кинорынок, где продюсеры последние лет сто определяют успех будущего фильма по ключевому вопросу: можно ли передать его сюжет одним предложением?

Twitter — необходимость

Twitter, конечно, не первоочередная необходимость, но только с одной оговоркой: если в музее паутина по углам, то начинать нужно с уборки, а не регистрации микроблога. Иначе аудитория, привлечённая соцсетями, придёт, сфотографирует паутину и разместит её в этом же блоге. На этом всё и закончится. Во всех остальных случаях социальные сети — мощнейший инструмент для общения с музейной аудиторией. Причём как для исследований её вкуса, так и его формирования.

Из серии МоМА Visitors, 2009

Фотография: Jason Brownrigg. The Museum of Modern Art

Мы неслучайно остановились на местах обитания аудитории. Сегодня таковым надолго и всерьёз стал интернет. По статистике более 2/3 его пользователей имеют собственные аккаунты в социальных сетях, из них более половины держат свои страницы открытыми в течение всего рабочего дня, параллельно с офисными программами и другими гаджетами. В чём притягательность и популярность Twitter’ов и Facebook’ов? Любая социальная сеть предоставляет участникам две уникальные возможности: познавать и делиться. Другими словами, находить (наталкиваться, раскрывать, получать) занимательную информацию и передавать её дальше — людям, которых ты сам считаешь интересными, потенциальным потребителям, которых ты отбираешь сам, формируя этот эксклюзивный рынок годами, т. е. своим друзьям. И это очень ценный капитал, поверьте.

Мы вплотную приблизились к эдютейменту. По сути, «познавать и делиться» — это он и есть. Что делать с пользой, что в удовольствие — каждый решает сам. С начала 2000-х годов музеи стали переносить активность в интернет, а он следом скорректировал и подход культурных институций в вопросах привлечения аудитории, максимально смешав понятия виртуальной и реальной выставок. Одновременно начался постепенный перевод посетителей с официальных ресурсов на социальные сети. Музеи обязаны участвовать в социальных сетях, поскольку их посещает гораздо больше людей, чем их официальные сайты. Если такой активности у музея нет — он теряет свою аудиторию. При этом официальные сайты должны иметь облегчённые версии для доступа со смартфонов и планшетов. Официальные сайты сегодня остаются неким «уставом» музея, который он обязан иметь. Основная же активность развивается и всячески поддерживается там, где он живёт — в соцсетях. Отныне «закладки», которые сохраняли пользователи в память о понравившихся веб-сайтах, стали неактуальны — на смену им пришёл контент, попадающий в поле зрения человека независимо от того, возвращается он на официальный ресурс или нет.

Социальные медиа стали новым каналом обмена информацией, и его роль в принятии решения аудитории возрастает с каждым годом. Обманчиво, что только молодая аудитория привязана к социальным сетям. 24% людей возрастом 65 лет и выше имеют собственные блоги. Особенно это распространено среди тех, у кого есть семьи.

Наряду с небывалым охватом аудитории, вторая ценность социальных сетей — в их маркетинговой функции. По живой реакции на вашу информацию можно судить о предпочтениях ваших постоянных и будущих посетителей. Многие музеи чередуют новости с вопросами — что в будущем хотела бы видеть их аудитория? i

Guggenheim New York создал страничку на YouTube — «Вызов Гуггенхайму». Музей получил более 40 тысяч видео, снятых посетителями, 125 из которых были размещены на портале и мониторах внутри музея. Это сработало в двух направлениях: привлекло внимание игровым азартом, увеличив посещаемость, и расширило культурный кластер видео об искусстве в целом — что прогнозирует приток людей в будущем.










Перформанс

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса

Марина Абрамович. Художник присутствует, 2010

Фотографии участников во время перформанса










После своего повторного открытия в 2004 году MoMA переживал кризис аудитории, которая воспринимала его очередной «белой коробкой» для искусства. Выйти на прежний уровень популярности ему помогли социальные сети. В первые месяцы запуска канал музея на YouTube имел всего три видео, каждое из которых раскрывало музей глазами посетителей разных возрастов, от ребёнка до пожилого человека. Однако МоМА сделал ставку на другой ресурс, фотохостинг Flickr, совместив его с другой маркетинговой задумкой, созданием аудиторией собственных коллекций. Отныне посетители музея могли не только фотографировать постоянную экспозицию, но и размещать собственные галереи впечатлений — и не где-нибудь, а на официальной странице музея! Игра переросла в конкурс с определением победителя и продолжается, трансформируясь, много сезонов подряд. Flickr также был использован во время выставки Марины Абрамович в 2010 году — фотографировались лица посетителей, садившихся напротив художницы в ходе перформанса «Художник присутствует». В течение нескольких дней ресурс стал пользоваться бешеной популярностю, и его даже сделали частью официального сайта выставки.

В последние полгода обороты набрала новая соцсеть Pinterest, предоставляющая возможность увлечённым людям делиться своими впечатлениями в любой материальной форме. Кроме того, её очевидное преимущество — максимальная визуализация информации, когда глаз считывает только изображение. По итогам 2011 года Pinterest вышла на третье место в США по количеству пользователей после Facebook и Twitter. Несомненно, идеология новой игрушки отвечает потребностям музеев, и некоторые из них обзавелись новой иконкой «p» вдобавок к уже традиционным «f» и «t» i .

Wiki-museum

Незаметный для многих музеев, живущий отдельной жизнью инструмент Wikipedia — не сайт и не толковый словарь. Это собрание знаний человека, поданых доступным языком, а также самый эффективный способ распространения информации. Вопреки устойчивому мнению, она не ставит целью удержать внимание — скорее переадресовать пользователя дальше. Являясь пятым по посещаемости сайтом планеты, Wikipedia скрывает удивительные возможности для музеев. В интернет-среде размещение изображений сопряжено с авторскими правами, что очень часто сдерживает искусство за цифровой стеной. В данном случае речь идёт об информации, которая приведёт пользователя на ваш сайт и в музей.

С тех пор как Deuthsce Bundes-archive подарил Wikipedia права на использование собственного архива, количество посещений официального сайта возросло до миллиона в месяц. Если бы не такая интернет-благотворительность, количество гостей ресурса было бы ровно на миллион меньше.

British Museum, обладая одним из самых масштабных веб-сайтов, решился создать свою страницу в Wikipedia. Через год после запуска оказалось, что количество обращений на Wiki-страничку в пять раз больше, нежели на официальный сайт — сыграл фактор доверия «независимому» ресурсу. Одновременно с этим другие издания, ранее опубликовавшие материалы о British Museum с ошибками, посчитали нужным исправить их в электронных версиях. Таким образом музей смог увеличить распространение и качество информации о себе и своей коллекции.

Google уводит из музея?

В феврале 2011 года в музейном мире царил лёгкий шок. Интернет-гигант Google запустил новый интерактивный проект, как многим показалось, для ненавязчивого присутствия в кластере искусства. Однако технические возможности проекта давали поистине уникальную возможность — увидеть лучшие музеи мира и их шедевры, не покидая кресла перед компьютером. Многие всерьёз опасались, что на этом эра музейного дела вообще прекратится. Однако затем Google выложил официальную статистику: в первые три месяца количество обращений к сайту проекта превысило 12 миллионов, при этом музеи, принявшие участие в проекте, за первое полугодие увеличили поток посетителей в среднем на 6%!

Google Art Project не ставил целью заменить музеи или их вебсайты, он только дополнил впечатления от физического общения с произведениями искусства. При этом режим макросъемки позволял пользователям рассмотреть картину в подробностях, которых не даёт ни музей, ни человеческий глаз. Большой интерес вызвала возможность создания пользователем собственных «кураторских коллекций» на основе представленных музейных собраний — 90 тысяч «кураторов» попробовали свои силы в первые три месяца.

Из серии МоМА Visitors, 2009

Фотография: Jason Brownrigg. The Museum of Modern Art

Присоединение MoMA к Google Art Project далось нелегко: большинство картин находятся в действующем поле авторского права. Понимая важность проекта, музей сам вступил в переговоры с правообладателями, настаивая на предоставлении разрешений на бесплатной основе. Кстати, юридически все права остаются у музея, а Google получает лишь лицензию на размещение изображений на своём ресурсе. В итоге все довольны. «Музей в восторге от участия в Google Art Project, — уверяет Хейди Вандамм, руководитель отдела маркетинга Van Gogh Museum (Амстердам). — Вопреки опасениям, увеличился поток посетителей не только экспозиции, но и официального сайта. Новости стали активно обсуждать в социальных сетях. Плюс у нас 16 маркетинговых союзников — это остальные музеи, принявшие предложение Google. Каждый из них является рекламным носителем для других». В апреле Google Art Project сделал новое «вливание» в проект — к первым 17 музеям присоединились 147 новых. Из российских это Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Русский музей и Музей имени Н. К. Рериха.

Современные игрушки

Определить свою аудиторию, разбив её на сегменты, чрезвычайно важно для работы с ней. Различия в возрасте, географии, достатке и образовании определяют, как люди чувствуют и понимают культуру. Последний мировой кризис наметил спад интереса к искусству. Это коснулось не только покупательной способности арт-рынка, но и посещения выставочных пространств. В 2011 году статистика упорно доказывала тенденцию к восстановлению количества «людей-от-искусства».

Ежегодно The Art Newspaper публикует отчёт о посещениях международных выставок. С конца 2000-х годов мировая аудитория музеев примерно в одинаковом количестве распределилась между тремя регионами: Северная Америка, Европа и Азия. Шесть самых кассовых выставок 2011 года собрали около 5 миллионов посетителей: National Palace Museum Тайваня и Tokyo National Museum — 1 400 000, Grand Palais и Эрмитаж — 1 500 000, а две американские выставки сделали MoMA абсолютным рекордсменом — более 1 800 000 визитов.

Можно и по-другому взглянуть на эти цифры. В Китае и Японии наибольшим успехом пользовались выставки, имеющие религиозную и духовную направленность (эзотерический буддизм); во Франции и России внимание аудитории фокусировалось на традиционных ценностях (Клод Моне, собрание музея Прадо), тогда как в Нью-Йорке господствовали технология и дизайн (экспрессионисты и Александр МакКуинн).

Три разных ориентира очень точно показывают разделение интересов сегодняшней аудитории. Преимущественно разделяясь по географическому принципу, они существуют в каждой стране и каждом музее. Но есть и одна вещь, связывающая все три примера — современные технологии. Сайт, запущенный к выставке Моне, привёл более половины посетителей и считается лучшим образцом интернет-поддержки выставки. К обеим выставкам МоМА были разработаны приложения для мобильных устройств, позволявшие аудитории следить за выставкой до и после визита. И даже медитативные ландшафты тайваньского музея были мультимедийными.

Бум восхищений и споров вокруг мобильных приложений для музеев — всего лишь следствие их раскрутки производителями. Технические новинки в сфере выставок известны с 1952 года, когда был запущен первый переносной радиоприёмник с аудиогидом. Тогда с посетителями посредством радиосвязи дистанционно общался куратор выставки. Разнообразие языков также не было проблемой для крупных музеев, имевших возможность пригласить несколько специалистов. На смену им пришли аудиогиды с кассетной технологией, а позднее — перфокарты, позволяющие людям самим выбирать маршрут осмотра, не предписанный последовательной записью с чередой картин.

Посетители всегда хотели играть более активную роль при посещении музеев и галерей — от выбора маршрута до возможности самостоятельного формирования экспозиции. Появление мобильных приложений для музеев означало то, что посетитель принесёт устройство с собой, следовательно, снизит расходы музея по приобретению, установке и обслуживанию устройств. Наряду с этим гаджеты открыли музеям свершено новую перспективу: вынести выставку за пределы здания.

Не стоит забывать, что появление аудиогидов — предвестников мобильных приложений и экспозиционной техники — пришло из обоюдного желания музея и его аудитории i . Одного — привлечь технической новинкой, других — получить свободу перемещения, отвязавшись от группы. Сегодня музеи, «загоняя» свои фонды в телефон посетителя, заботятся уже о другой «отвязке» —
выхватить человека из плена интернета: чтобы он, единожды загрузив информацию, оставался с ней и за пределами музея.

Другими причинами, по которым музеи обратились и продолжают обращаются к мобильным приложениям, являются: возможность разнообразить систему получения информации посетителем, двусторонний обмен информацией (например, создав виртуальную книгу отзывов), привлечение молодёжи, для которой мобильные технологии являются синонимом стиля и моды, получение и обсуждение информации до и после выставки, а не только на ней.

MoMA. Abstract Expressionists New York App

Приложение для iPad посвящено выставке американских экспрессионистов (2011) и содержит ключевую информацию о проекте, а также массу дополнительной информации, доступной только здесь — карты исторического города, глоссарий арт-терминов, возможность публиковать понравившиеся работы с выставки через Twitter и многое другое.

Tate. Tate Trumps Game

Игра в жанре «квест», позволяющая превратить Tate Modern в зону интеллектуальных развлечений. Объектами охоты и загадок становятся сами картины. Что важно — игра коллективная, с возможностью подключения целой группы участников, и итоговым определением победителя. Стала одинаково интересна и детям и взрослым благодаря разным уровням сложности.

Smithsonian. MEeanderthal

Игровое приложение, превращающее любую фотографию, вас или вашего друга, в неандертальца с сохранением характерных анатомических особенностей лица. Помимо развлечения, каждая стадия превращения отдельно и доступно описывается с эволюционной точки зрения.

Empire State Building. Tony’s Audio Tour

Интерактивный гид по Нью-Йорку глазами водителя такси.

Приложение Museum Victoria. Field Guide to Victorian Fauna

Nationalmuseum Stockholm

Аудиогид для ребенка спрятан внутри игрушечной совы, лисички или медвежонка. Прогулка со зверюшкой, рассказыващей о музее, запоминается надолго. И тянет вернуться туда, где игрушки говорят.

Museum of Wellington City & Sea

Единственный новозеландский музей в списке создал оригинальный мультимедийный саундтрек для просмотра-прослушивания перед гигантским аквариумом.

Популярность музеев растет год от года. Современный музей распахнут для посетителей, он ждет их, выходит им навстречу, стремится завязать с ними диалог. Люди приходят в музей организованными группами или поодиночке, слушают объяснения экскурсовода или осматривают музей самостоятельно. В каждом музее можно встретить людей разных возрастов и профессий, интересов и склонностей, по-разному подготовленных к восприятию музейной экспозиции.

Совокупность всех посетителей музея обозначают в современном музееведении термином «музейная аудитория».

Внимание к аудитории становится в наши дни едва ли не самой характерной чертой развития музейного дела, ибо идеологическая эффективность работы музея находится в прямой зависимости от продуктивности его контактов с различными категориями посетителей.

В живом, непосредственном взаимодействии с аудиторией работает экскурсовод. Ёкспозиционер и художник, создавая экспозицию, пытаются представить себе будущего посетителя, восприятие которого станет непосредственным критерием качества их работы. Даже хранитель, казалось бы, наглухо отделенный от аудитории стенами фондохранилища, рассматривает не только научные достоинства предметов или коллекций, но и их экспозиционную ценность, способность привлечь внимание посетителя, рассказать что-то о себе, о людях и событиях прошлого.

Поэтому, отвечая на вопросы, кто приходит сегодня в музей, что интересует в музее разных посетителей, как проявляются особенности их восприятия, каковы для них результаты осмотра экспозиции, мы получаем ключ к решению многих важных проблем музейной методики, которые не ограничиваются только областью научно-просветительной работы.

Изучение музейной аудитории началось в нашей стране еще в 20-30-е годы. В настоящее время в ряде научно-исследовательских организаций и в некоторых музеях накоплен большой опыт проведения социологических и психологических исследований посетителей. В исследованиях выявляется динамика посещаемости, устанавливаются ее «пики» и «спады», факторы, влияющие на приток различных групп посетителей. Есть исследования, предметом которых являются конкретные условия восприятия экспозиции, они позволяют определять оптимальное время осмотра экспозиции, оптимальное количество экспонатов и т. д. Наконец, есть исследования, в которых выявляется интерес посетителей к тематике экспозиции, к отдельным музейным предметам.

Разнообразны и методы исследований: анкетирование посетителей, беседы с ними, наблюдение за поведением людей в залах музея, опрос экспертов - музейных работников, педагогов, деятелей культуры, а также организация специальных экспериментальных экспозиций, экскурсий и других мероприятий. Все это позволяет исследователям, во-первых, выявлять интересы и потребности различных категорий посетителей, устанавливать особенности их восприятия, а во-вторых, оценивать эффективность приемов и методов музейной деятельности, конкретных экспозиционных решений или форм научно-просветительной работы.

Данные такого рода создают «обратную связь» между музейной аудиторией и профессиональной деятельностью музейных работников, во многих случаях они позволяют корректировать цели и методы профессиональной музейной работы. Аудитория конкретного музея складывается под влиянием целого ряда факторов - профиля, тематики, форм работы музея, его масштаба, географического положения, места в системе учреждений культуры региона. В каждом случае существуют довольно определенные соотношения между различными категориями посетителей - приезжими и местными жителями, детьми и взрослыми, специалистами и непрофессионалами и т. д. Установление этих соотношений является важным условием планирования работы музея, поскольку к каждой группе посетителей необходимо обращаться «на их языке», учитывая их интересы и склонности, знания и возможный уровень восприятия экспозиционных материалов.

В музеях, расположенных в больших городах или на оживленных туристских маршрутах, значительную часть аудитории составляют приезжие, восприятие которых отличается от восприятия местных жителей. Человек попадает в новое, незнакомое место и должен, во-первых, что-то о нем узнать, а во-вторых, пережить ощущение, которое можно обозначить словами «я был там». Так, человек, посетивший Ёрмитаж, Петропавловскую крепость и квартиру Пушкина на Мойке, может смело сказать, что он был в Ленинграде, пусть даже пробыв в городе всего полдня. Почему? Потому что впечатления, которые он здесь получил, нельзя обрести нигде иначе. Музей всегда связан с конкретным местом и является его символом, культурным знаком. Будь то краеведческий музей, раскрывающий историю и природные особенности региона, или картинная галерея, где собрана уникальная коллекция живописи, для приезжего это - достопримечательность, ключ к пониманию места, в которое он попал и к которому испытывает интерес.

Иной является психология местного жителя. Для него смысл посещения музея - открыть в привычном, хорошо знакомом нечто еще неизвестное и важное, освещающее новым светом размеренную повседневную жизнь. В отличие от путешественника, местный житель зачастую не нуждается в развернутых объяснениях, в изложении фактов, относящихся к местной истории или культуре. Скорее, он нуждается в напоминании; он ищет возможность взглянуть по-новому на жизнь, которая окружает его изо дня в день.

Из числа местных жителей выделяется категория постоянных посетителей музея - круг людей, хорошо знающих экспозицию, приходящих на выставки и другие мероприятия. Многие из них принимают в работе музея и более активное участие - помогают в организации музейных вечеров, встреч, праздников. Их часто называют друзьями музея; к ним принадлежат и дарители и коллекционеры, предоставляющие для экспозиций материалы из своих собраний, и педагоги, регулярно приводящие в музей своих питомцев, и деятели науки и культуры, так или иначе связанные с его работой, и просто люди разных возрастов и профессий, которым небезразлична деятельность музея и которые всегда готовы принять в ней посильное участие. Постоянные посетители и друзья музея - это поистине его «золотой фонд». Знать этих людей, советоваться с ними, приглашать их на все мероприятия и не упускать случая выразить им свою благодарность - не просто моральный долг сотрудников музея, но и залог успеха всей музейной работы, ибо постоянное бескорыстное участие в деятельности музея этих людей создает в нем атмосферу жизни и тепла, бесконечно расширяет его возможности.

В разное время относительная численность категорий посетителей может изменяться. Такие изменения в структуре аудитории музея характерны, например, для периода школьных каникул или туристского сезона. Различен состав посетителей в дневные и вечерние часы, в будни и праздники. Прогнозирование этих изменений позволяет повысить эффективность планирования музейной работы.

Важнейшая задача музея - не только изучать свою аудиторию, но и активно ее формировать.

В каждом музее наряду со сложившейся аудиторией существуют также скрытые резервы - потенциальные посетители, которые, в принципе, могли бы заинтересоваться темой музея, но не бывают в нем либо потому, что не знают о его работе, либо потому, что музей не нашел соответствующих форм контакта с ними. Например, если посетителями ведомственного технического музея являются преимущественно рабочие и служащие отрасли, то перспективным направлением развития аудитории может стать работа со студентами отраслевых вузов и учащимися ПТУ, со школьниками. Выбор такого направления позволит сделать музей важным звеном в решении задач подготовки кадров для отрасли.

Вообще «омоложение» аудитории является характерной чертой развития современных музеев. И если в музее принято решение о расширении работы с детьми, то должна начаться планомерная деятельность, направленная на «завоевание» детской аудитории. Будет ли это разработка экскурсий или создание выставок, рассчитанных на детское восприятие, организация при музее детских кружков или клубов - решение такой задачи требует специальной программы, охватывающей все направления музейной деятельности. В частности, она должна предусматривать расширение связей музея со школами, домами пионеров, другими детскими центрами, целенаправленную информацию о мероприятиях для детей.

С детьми в музей часто приходят родители. Семейные посещения чрезвычайно активизируют восприятие как детей, так и взрослых. Взрослый является для ребенка естественным проводником внешних впечатлений; он помогает ребенку ориентироваться в новой обстановке, отвечает на его вопросы. С другой стороны, необходимость давать ребенку пояснения мобилизует внимание взрослого, заставляет разобраться в логике экспозиции.

Групповой эффект в восприятии музея очень важен. Возможность обменяться впечатлениями, обсудить увиденное многократно усиливает воздействие экспозиции. Поэтому диалогическая форма общения экскурсовода с группой посетителей эффективнее, чем простой монолог. Но для того, чтобы в ходе экскурсии состоялся разговор, интересный для всех, необходима достаточно однородная группа. В организованных группах, состоящих из людей, которые вместе работают или учатся, общность языка, интересов и уровня знаний, как правило, присутствует с самого начала. Сложнее организовать подлинное общение в группах, которые формируются прямо в музее. Их целесообразно комплектовать по принципу однородности, разделяя, например, школьников и взрослых или приезжих и местных жителей.

Однако однородность аудитории не всегда обязательна. Вполне возможно, например, проводя в музее вечер, соединить аудиторию школьников с аудиторией ветеранов войны и труда. Но такое мероприятие необходимо готовить как диалог, с учетом того, какой смысл оно будет иметь для каждой группы участников.

Современный посетитель - не пассивный «объект воздействия», а активная личность, полноправный собеседник. Поэтому на диалоге должна строиться не только научно-просветительная работа. Когда, например, экспозиционер или художник выделяют композиционно какой-то предмет или группу предметов, они стремятся привлечь к ним внимание посетителя, вызвать увиденным целый ряд определенных вопросов: почему эти экспонаты выделены, что их объединяет? Такая установка определяет дальнейшее поведение посетителя: он либо ждет пояснений экскурсовода, либо отвечает на возникшие вопросы сам, рассматривая предметы, читая этикетки.

Психологи установили, что воспринимая новое, человек опирается на известное, хорошо знакомое. Взаимодействуя с конкретной группой посетителей, работник музея может передать им лишь определенную информацию, к восприятию которой данная аудитория готова. Например, молодые рабочие, хорошо знакомые с современной техникой, могут не знать техники вчерашнего дня. В этом случае заводской музей может не только расширить круг их знаний, но и настроить их на восприятие современных технических достижений сквозь призму истории, необходимое для творческого, сознательного отношения к технике, для решения проблем ее дальнейшего развития.

В сущности, всякий музей, сообщая посетителю какие-то сведения о прошлом, апеллирует прежде всего к его знанию настоящего. Историческая дистанция, контраст прошлого и настоящего и в то же время их неразрывность, единство в процессе общественного развития - вот главное содержание, которое должен донести до своего посетителя музей, ибо знакомство с историей призвано обогатить восприятие современной жизни, обеспечить ему глубину и перспективу.

В крупных центральных музеях, в музейных объединениях есть возможность вести работу с посетителями по многим направлениям одновременно. В небольших музеях положение иное: здесь приходится сосредоточиваться лишь на отдельных формах работы, ориентированных на определенные категории посетителей. Но если музей правильно определил адресат своей деятельности - будь то рабочие предприятия, труженики колхоза или учащиеся окрестных школ, - он может целенаправленно развивать формы контакта с ними, отталкиваясь от уже известных в музейной методике форм работы и, через эксперимент, продвигаясь к новым, учитывающим специфику имеющейся коллекции и аудитории. Сознательное изучение и формирование аудитории является важнейшим фактором, определяющим общественное значение, эффективность работы музея.

Совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музея, называют музейной аудиторией. Это понятие объединяет не только реальных посетителей, пришедших в конкретный музей, но и потенциальных его посетителей, то есть людей, которые вообще ходят в музеи.

Музейная аудитория характеризуется по ряду параметров. Ее социально-демографический анализ предполагает выделение таких признаков, как образовательный уровень, род занятий, пол, возраст, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо принимать во внимание при работе с реальными и потенциальными посетителями, но, как показывают исследования, отношение к музею, его экспозиции и программам определяется, прежде всего, образовательным уровнем человека.

С точки зрения частоты посещения музея аудитория может характеризоваться как нестабильная или постоянная. Наличие у музея постоянного контингента посетителей - показатель успешности его деятельности и важный фактор дальнейшего развития. Музейная аудитория исследуется и в отношении направленности ее интересов на определенные формы культурно-образовательной деятельности музея, и в этом случае можно говорить об аудитории выставок или лекториев, тематических вечеров и концертов, посетителях «выходного дня» и пр.

Важным параметром характеристики музейной аудитории является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию, что иногда обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной из книг, статей, радиопередач, телепередач и других источников.

При анализе музейной аудитории важно учитывать обстоятельства посещения музея, то есть самостоятельно приходит человек в музей или же посещает его организованно в составе экскурсионной группы, как участник культурно-образовательного мероприятия.

Для получения всех этих данных, с разных сторон характеризующих музейную аудиторию, необходимы социологические исследования. Одни из них выявляют динамику посещаемости и факторы, обуславливающие приток различных групп посетителей, другие изучают интерес людей к экспозиционной тематике и отдельным музейным предметам, третьи анализируют особенности восприятия экспозиции, эффективность конкретных экспозиционных решений и форм культурно-образовательной деятельности. Результаты исследований позволяют совершенствовать методику музейной работы, вырабатывать рекомендации по планированию и управлению деятельностью музеев.

Социологические исследования проводятся на основе специально разработанных методов, которые выбираются в зависимости от поставленных целей и задач. Значительный объем достоверной информации позволяет собрать анкетный опрос, который проводится как среди всей музейной аудитории, так и среди различных групп посетителей. При этом могут опрашиваться, например, только экскурсанты или индивидуальные посетители, местные жители или туристы. Вопросы, поставленные в анкете, могут уточняться или углубляться с помощью интервью , которое используется и в качестве основного метода сбора информации, например, о восприятии экспозиции и экскурсии. Оно может сочетаться с визуальным наблюдением за осмотром экспозиции , и тогда появляется возможность выяснить глубинные реакции посетителей.

В то время как социологические исследования в самом музее характеризуют интересы и запросы реальной аудитории, анкетирование местных жителей направлено на изучение потенциальной аудитории. Компетентное суждение о состоянии и перспективах деятельности музея могут дать опросы экспертов, в качестве которых выступают лица, связанные с музеем по роду своих занятий и профессиональных интересов - музейные работники, педагоги, деятели культуры. На основе обобщения результатов исследований разрабатываются конкретные меры, направленные на совершенствование работы с музейной аудиторией.

В зарубежных музеях изучению «обратной связи» уделяется большое внимание. Наибольший размах эта работа приобрела в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, где проводятся долговременные и систематические исследования. Например, во Франции в 1991 г. по решению Управления музеев был разработан проект постоянного изучения посетителей в сорока музеях. Во многих музеях существуют специальные подразделения, анализирующие музейную аудиторию, - отделы маркетинга и связей с общественностью. Структуры, занимающиеся исследованием, музейной аудитории, создаются, на государственном уровне, - Ассоциация изучения посетителей (Канада), Комитет по исследованию посетителя и оцениванию (США), Международная лаборатория изучения посетителей в Висконсинском университете (США).

В последнее десятилетие минувшего столетия содержательная сторона культурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях, процессах, фактах и музейных предметах. Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействие на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия - такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев. Человек, пришедший в музей - не объект воспитательного воздействия, а равноправный собеседник, поэтому общение музея с аудиторией должно выстраиваться в форме не монолога, а диалога.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономики и сервиса

Южно российского государственного университета.. экономики и сервиса.. г е косторакова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: