Морозовой. Особняк З.Г.Морозовой Из истории отношений Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны

Приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого . Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ . Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник . Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью .

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала «Большая Восьмерка»).
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.



Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович… Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же «друг семьи» Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории


Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.


Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)


Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.


Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.


На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ногой одной из фигур виден монитор).

Важное примечание : мы не располагаем контактами администрации особняка и никаким способом не можем посодействовать Вам в его посещении или проведении мероприятия (даже если у Вас «серьезная компания»).

На нашем сайте имеется страница с , доступная также по ссылке в самом верху сайта.

Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на ,
а также на рассылку наших статей по электронной почте.

Гуляя по старой Москве, нельзя не обратить внимание на красивый особняк на улице Спиридоновка, д.17. Сейчас это здание принадлежит МИД РФ и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала “Большая Восьмерка”), А ранее это был семейный дом четы Морозых.


Заказчиком особняка был известный промышленник и меценат Савва Морозов. Но строился особняк на Спиридоновке исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала.

В 1894 года Савва Тимофеевич Морозов начал строить новую усадьбу в центре Москвы, близ Патриарших прудов на улице Спиридоновка.


Архитектор Федор Шехтель

Исполнение заказа Морозов доверил 33-летнему Федору Осиповичу Шехтелю, в то время уже известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся фабриканту.

Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату.

В основу композиции легли схемы неоготического замка, который Морозов углядел, возможно, в Манчестере, где обучался делу на текстильной фабрике. Внутренняя отделка была завершена в 1898 году.

Одним из первых в русской архитектуре он использовал принцип живописного планирования, свободы в размещении комнат, отказавшись от обязательной симметрии.

Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.


Савва Морозов

Морозов поселился в чудо-особняке с молодой женой, на которую по купеческим обычаям и был оформлен дом. Женился Морозов по любви, не побоявшись скандала. Дело в том, что 19-летняя Зинаида Григорьевна уже была замужем, да еще и за родственником, двоюродным племянником Саввы, и уже носила фамилию Морозова.


Зинаида Морозова

Не очень красивая, но умная и с сильным характером Зинаида Григорьевна, став хозяйкой особняка, окрещенного московской молвой "палаццо", вела светский образ жизни, так что побывать в ее доме смогло много известных москвичей. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.

Снаружи особняк напоминает романтический замок со своими башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, контрфорсами и зубцами.

Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, стрельчатые арки, обилие фантастических существ - драконов, химер, грифонов, демонов.

За мощным порталом с 3-мя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал.


Красный кабинет


Столовая

Столовую украшают огромный камин с рыцарскими фигурами и деревянный потолок. Богато отделаны жилые комнаты, особенно спальня (Малый мраморный зал) и будуар хозяйки (Красный кабинет). К воплощению своих творческих замыслов Шехтель привлек великого русского художника М. Врубеля.


витраж «Рыцарь»

Украшением дома стал витраж, выполненный по эскизу Врубеля в традиционной технике пайки - когда свинцовый переплет фиксирует плоскости цветного стекла, на которые живописец затем наносит дополнительные детали: лица, тени и блики, цветы и узоры.

Гирляндами цветов украшают его копьё обитательницы замка, но рыцарь погружён в свои думы. Романтик и мечтатель, как и художник, его изобразивший (недаром чертами лица он напоминает Врубеля), рыцарь странствует в поисках дамы сердца, а она - как и положено - где-то в дальних краях.


Курительная комната

Врубель выполнил и скульптурную группу «Роберт и Бертрам» на парадной лестнице, панно «Утро», «Полдень» и «Вечер» в Малой гостиной (сегодня она почтительно зовется «залом Врубеля», а у Морозовых была просто курительной комнатой!).

Мотивы готики в отделке дома преобладают, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Объединяет их авторский почерк Шехтеля, выполнившего эскизы для каждого из помещений.

А также то, что все элементы отделки были заказаны лучшим мастерам того времени.

Огромную люстру для столовой создали на фабрике Постниковых, камин из радомского песчаника - в мастерской Захарова, а лестницы и дубовые панели вестибюля и аванзала изготовили резчики знаменитой фабрики художественной мебели Павла Шмита, поставщика императорского двора.

Слухи о роскошном особняке быстро облетели всю Москву.


Качалов В. И., Горький М., Станиславский К. С

Савва Тимофеевич дружил со Станиславским и Горьким.

МХАТ создавался в основном на его деньги. Своего Егора Булычева Горький писал с Саввы Морозова. Морозов оказывал денежную помощь РСДРП, выступал против применения войск в борьбе с забастовщиками.


Бауман Николай Эрнестович

Известно, что именно в этом особняке Морозов некоторое время скрывал находящегося в бегах революционера Баумана. Казус состоит в том: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же «друг семьи» Морозовых — опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Позже, уже после смерти мужа, Зинаида продала особняк Рябушинским, говоря, что призрак Саввы мешает ей спокойно жить в этом доме и что по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышны его покашливания и шаркающая походка.


Татьяна Рябушинская

Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа - полковника.


Татьяна Рябушинская

Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а - по страстной любви - на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой.

Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.


Константин Богаевский

В 1912 году по заказу нового владельца художник К. Богаевский украсил Большую гостиную тремя монументальными панно, которые, как у Врубеля, назывались «Утро», «Полдень» и «Вечер». Летом 1918 года семья Рябушинских покинула революционную Россию, забрав почти все - мебель и посуду.

В 1920-е годы здесь размещался интернат для сирот из Бухарской республики, а в 1929 году дом был передан Наркоминделу. До 1938 года здесь жил нарком М. М. Литвинов, и, наконец, навсегда разместился Дом приемов.

Поздно вечером 4 августа 1995 года в доме случился пожар. По странной иронии судьбы очаг возгорания оказался там же, где Франц Шехтель расположил центр своей композиции - в аванзале. Просушившееся за 100 лет дерево облицовки полыхало так, что погасить пламя пожарным удалось только через 2,5 часа.

Когда стало возможным войти внутрь, у сотрудников Дома приёмов комок в горле стоял не от копоти, а от невыносимого зрелища: лопнувшие оконные стёкла, оплавленные перила лестницы, осколки витража, застывшие в свинцовой луже… Даже немецкая бомба, во время войны упавшая недалеко от дома, пощадила его - тогда лишь обвалился потолок в Белом зале. Сейчас всё обстояло гораздо хуже.

Вестибюль, аванзал и холл с парадной лестницей выгорели практически полностью - обугленные остатки паркета рабочие сгребали совковыми лопатами, - а из соседних залов в не залитые водой помещения сотрудники Дома приёмов бережно переносили подмокшие книги, пропахшие гарью ковры, потемневшую бронзу и уцелевший фарфор.

Закопченные панно Врубеля, обрывки картин Богаевского, черные спекшиеся куски витража «Рыцарь». В крохотной комнатке в нижней части здания, куда сносили уцелевшее добро - книги, ковры, фарфор, бронзу, был устроен штаб по ликвидации последствий пожара. В течение 11 месяцев ежедневно, без выходных, в 3 смены выходили работать на «объект № 1», скрытый желто-белыми чехлами, одновременно от 180 до 300 человек.

Воссоздание особняка осуществлялось по комплекту старинных чертежей, представленных Музеем архитектуры. Все они имели личную подпись автора проекта: Федор Шехтель. МИД держал стройку под постоянным контролем. Шла работа и вне особняка: в Измайлове группа реставраторов воссоздавала полотна Богаевского, в Третьяковке реставрировали Врубеля, в Лондоне возрождали его витраж «Рыцарь».

В настоящее время зданию полностью вернули его былую красоту. Увы, но сейчас обычному гражданину туда не попасть: несколько лет назад Дом приемов МИД попадал в списки для посещения на День музеев, теперь же его в этих списках уже не бывает.

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.

Сейчас многие Булгаковеды называют особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке прототипом особняка, в котором жила Маргарита в романе «Мастер и Маргарита».Возможно именно из этих окон вылетала Маргарита......

Блог Сударушки

Перед нами прекрасный замок, выстроенный известным московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова на знаменитой Спиридоновке, 17.
Перед тем, как говорить о доме, как об «особняке Маргариты», углубимся немного в историю создания этого удивительного шедевра архитектуры. «Московское чудо» – так называли его в те годы.
Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона-чудотворца. По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято в Москве.
В 1945 году название улицы изменилось, ее переименовали в улицу Алексея Толстого. В доме 2 по Спиридоновке – флигеле усадьбы Рябушинского – известный советский писатель провел последние годы жизни. Сейчас там находится Мемориальная музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. В наше время улица опять называется Спиридоновкой.
В 1893 году Шехтель получил заказ от Саввы Морозова на постройку дома. Предполагалось, что сам Морозов здесь будет наездами и ему необходим только кабинет и бильярдная. Жена Морозова, Зинаида Григорьевна, жила здесь постоянно и воспитывала детей. Дом предназначался, в первую очередь, для нее. Шехтель должен был создать здание необычное, соединяющие уют жилого дома и величие дворца. Вскоре на тихой Спиридоновке выросло сооружение, построенное в новом стиле, поражающее взгляд благородством линий, спокойствием и совершенством пропорций.
Отгороженный от улицы красивой ажурной оградой с коваными воротами и калиткой особняк сразу привлек внимание своей необычной свободной композицией. Здание было обращено во двор раскрытыми крыльями двух корпусов. А в центре находилась открытая площадка – перрон, связывающий здание с садом. Изысканная архитектура особняка гармонично развивалась и поддерживалась средствами изобразительного искусства.
Восхищённый росписями художника Михаила Врубеля во Владимирском соборе и Кирилловской церкви в Киеве Савва Морозов попросил Шехтеля привлечь к созданию внутреннего интерьера этого удивительного художника. Вскоре стена парадной лестницы была украшена витражом работы Врубеля с изображением рыцаря, едущего на коне, погруженного в глубокое раздумье. Во всем облике рыцаря – какая-то тайна, мечта, загадка. Композицией, сочностью красок, напоминающих игру драгоценных камней, неуловимостью их переходов великий художник добился ощущения совершенства и красоты. А напротив, у подножия лестницы, ведущей наверх, в кабинет Саввы Морозова, Врубель изваял скульптурную группу «Роберт и Бертрам».
Современников удивляло, как быстро этот дом стал центром притяжения лучших умов России. В изысканных гостиных собиралась художественная и артистическая элита. Здесь звучали голоса Фёдора Шаляпина, Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Ивана Москвина, Василия Качалова. Антона Павловича Чехова, Владимира Гиляровского, Леонида Андреева. Случалось, они читали свои новые, еще не завершенные произведения, всегда находя поддержку и человеческое тепло.
После смерти Саввы Морозова его жена продает особняк известному банкиру и миллионеру Степану Рябушинскому, который прожил в нём совсем недолго, эмигрировав после революции в Милан.
В послереволюционные годы особняк был передан под интернат для сирот из Бухары. В конце 20-х годов здание переходит в ведение Наркомата иностранных дел. А потом дом используется в качестве служебного и представительского помещения министерства иностранных дел. В наши дни здесь находится приемная МИД.
Итак, особняк на Спиридоновке – это, предположительно, дом, где жила Маргарита со своим богатым, любящим мужем, и откуда она ушла к бедному и больному Мастеру. Отметим еще раз – предположительно. Это версия не каноническая.
Обратимся к тексту: «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». Булгаковеды проделали довольно большую работу и пришли к выводу, что в Москве примерно 5 особняков, которые могли бы считаться литературными прототипами дома, где жила Маргарита.
Видимо, Булгаков в романе объединил два дома в одном. Дом на Спиридоновке выстроен в готическом стиле, как и было написано в романе. Есть тут и сад. Но от Арбата, скажем честно, далековато. Зато есть еще одна связь дома с романом кроме внешнего вида.
Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву (сценический псевдоним, настоящая фамилия - Желябужская). Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, Мастера, а именно – Максима Горького.
И еще такое обстоятельство. В романе Мастер выиграл в лотерею 100 тысяч рублей. Когда он почувствовал, что с ним происходит что-то плохое, он все оставшиеся от 100 тысяч деньги, а именно – 10 тысяч, отдал Маргарите. Савва Тимофеевич Морозов застраховал свою жизнь на 100 тысяч рублей и, обманув доверие страховой компании, в 1905 году покончил жизнь самоубийством. Страховую премию он завещал Андреевой, в то время одной из ведущих актрис Художественного театра. Вступив в права наследования, Андреева использовала 10 тысяч на выплаты по обязательствам Горького.
Но вернемся к Маргарите. Туристов всегда интересует вопрос: были ли у героини знаменитого романа реальные прототипы? По этому поводу булгаковеды расходятся во мнениях. Собирательный ли это образ? Или Булгаков описывал Елену Сергеевну или Елену Сергеевну и Любовь Евгеньевну (вторую жену). Об этом можно много спорить.
Но существуют некоторые документальные свидетельства: например, книга «Дневник Мастера и Маргариты» – это дневники Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича.
В 1926 году органы ОГПУ изъяли у Булгакова дневник, красноречиво озаглавленный им «Под пятой». Больше писатель не решался обращаться к столь личностной форме изложения своих мыслей и переживаний, но мужественно продолжал спор творца с властью: его письма – к Сталину, правительству СССР, Ягоде, Рыкову, Луначарскому, Горькому, родным, друзьям развили и углубили многие мысли дневника.
С 1933 года и до самой смерти писателя дневник, по его настоянию и часто под его диктовку, вела Елена Сергеевна Булгакова – верный друг и третья жена писателя. Дневники и письма Булгаковых составили летопись жизни классика литературы XX столетия. Читаются они с захватывающим интересом – как повесть о трагической судьбе художника в тоталитарном государстве.
На базе этой книги были написаны многие исследования, в том числе и книга британской исследовательницы творчества Булгакова Джулии Куртис «Рукописи не горят». Она как-то сказала, что у «Мастера и Маргариты» «есть свойство богатого месторождения, где залегают вместе многие ещё не выявленные полезные ископаемые». Для нас он стал романом-познанием. Джулия Куртис пишет, что форма книги – завещания Булгакова, как и её содержание, делают её уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».
Мы можем быть уверены в том, что последняя жена Булгакова, Елена Сергеевна Шиловская, безусловно сыграла очень важную роль в написании произведения. Ей он диктовал последние страницы романа. Булгаков очень просил Елену Сергеевну, чтобы она добилась публикации «Мастера и Маргариты». И все время повторял: «Чтобы знали… чтобы знали». Современники говорили, что Елену Шиловскую действительно можно было назвать «ведьмой». Она не останавливалась ни перед чем, чтобы книга увидела свет, даже лично писала письмо Сталину. Ничего не боялась эта благородная женщина.
Теперь мы можем направиться к музею-квартире Горького, находящемуся на улице Малая Никитская, дом 6/2. Этот особняк имеет опосредованную связь с Булгаковым, но поскольку к следующему объекту мы проходим мимо этого архитектурного памятника, здесь необходимо сделать остановку. По пути – пару слов об истории публикации романа «Мастер и Маргарита», в которой главную роль сыграла Елена Сергеевна.
-----
Благодаря стараниям вдовы писателя в двух номерах журнала «Москва»: в ноябре 1966 и в январе 1967 года был напечатан роман «Мастер и Маргарита».
Публикация романа произошла благодаря стечению нескольких счастливых обстоятельств:
Во-первых, благодаря мужеству Елены Сергеевны Булгаковой. Хотя, как сказано в романе, «рукописи не горят», но их лучше беречь от огня. Хранить рукопись булгаковского шедевра было очень опасным делом – Елена Сергеевна могла быть арестована, хотя автора уже и не было в живых.
Во-вторых, публикация романа пришлась на закат либеральной эпохи так называемого «шестидесятничества». После августа 1968 года (событий в Чехословакии) – опубликование романа уже было бы невозможно.
Нельзя не отдать должное литературному чутью знаменитого писателя Константина Симонова и Евгения Поповкина, бывшего в то время главным редактором журнала «Москва». И, наконец, появлению книги способствовали талант и настойчивость литературоведа Абрама Вулиса, который писал в то время докторскую диссертацию о писателях – сатириках 20-х – 30-х годов. Булгаков в те годы в истории советской литературы проходил как именно как писатель-сатирик и драматург. Вулис сделал очень много для подготовки романа к изданию. Он познакомился с Еленой Сергеевной Булгаковой через писателя Вениамина Каверина, кажется, единственного человека, читавшего целиком неопубликованную рукопись романа Булгакова в доме вдовы писателя. Впрочем, у литературоведов существует предположение, что первой рукопись романа Елена Сергеевна показала великой русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой во время войны в эвакуации в Ташкенте.
Ноябрьский номер журнала «Москва» за 1966 год выходит с предисловием Константина Симонова, а январский номер журнала «Москва» за 1967 год выходит с послесловием Абрама Вулиса. Выход романа стал событием советской литературной жизни 60-х годов ХХ века. Роман имел оглушительный успех у читателей, сразу же признавших его одним из шедевров русской литературы ХХ века

Купить экскурсию за 149.5 р.