Молодёжный центр Эрмитажа. Эрмитаж нестандартный Иорданская лестница зимнего дворца

Главная лестница

Главная лестница Зимнего дворца. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности».

Именно она призвана первой показать, что дворец - императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.

Сначала из величественной, но просто оформленной галереи посетитель видит широкий затененный марш, перспектива которого завершается нишей со скульптурой. Казалось бы, ничто не обещает неожиданности. Но достаточно подняться по ступеням, как пространство становится светлым, распахивается вширь и ввысь, его убранство умножается в зеркалах и завершается мощной колоннадой и живописным плафоном, «раскрывающим» его в «небо».

Динамика света и тени, динамика форм, динамика объемов - всё это особенности архитектуры барокко, блестяще воплощенные в интерьере Главной лестницы Франческо Бартоломмео Растрелли.

Главная лестница - один из немногих интерьеров Зимнего, завершенный архитектором, и восстановленный впоследствии почти без отступлений от его стиля.

Казалось бы, кто из посетителей дворца не видел её? И всё же в её описании мы постоянно встречаемся с неточностями.

Например, в её названии. Чаще всего лестницу называют Иорданской и, казалось бы, вполне логично это обосновывают тем, что на праздник Крещения по ней спускались участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви, и направлялись к подъезду, выходившему на Неву, и далее к «иордани» -- проруби для водосвятия. В этих торжествах всегда принимали участие члены царской семьи. Указывают также, что название это появилось в XIX веке.

Действительно, Иорданскими назывались подъезд и галерея, но вот название лестницы всегда оставалось, как и в XVIII столетии, Посольская или просто Главная. Лишь после революции, когда дворец стал музеем, в обиход экскурсоводов вошло название Иорданская, и прижилось, вытеснив исторический факт.

Другое утверждение - о том, что лестница занимает весь северо-восточный ризалит - нетрудно опровергнуть, просто посмотрев на план.

В XVIII веке лестница в барочных дворцах играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, и часто была их главным элементом. В Зимнем дворце лестница -- центральная составляющая, от которой расходятся две анфилады - Невская и Большая.

Начало её создания относится к 1756 году, когда в ноябре Растрелли получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать». Сохранилось несколько проектных чертежей Растрелли - они дают полное представление о её первоначальном оформлении и считаются лучшими в графическом наследии архитектора.

В 1758 году Алексеем Бельским была сделана модель лестницы.

Огромная, на всю высоту здания, она делилась на два яруса. Нижний служил основанием всей архитектурной композиции и не имел окон - стены покрывала сложная золоченая лепка.

Верхний ярус, с окнами, разделялся парными пилястрами, возле которых размещались аллегорические статуи. Лестничная площадка второго этажа переходила в галерею со сдвоенными колоннами. Они были деревянными, облицованными розовым искусственным мрамором.

Деревянными золочеными были и балясины галереи.

Возможно, поэтому у некоторых авторов можно прочесть, что первоначально лестница была деревянной. На самом деле она была мраморной, о чем упоминал сам Растрелли в описании Зимнего дворца: «внутри обширного трехэтажного сооружения имеется главный, большой двор и два меньших, один из которых находится у края дворца и служит для того, чтобы отделить служебные помещения от кухни. Число всех комнат превосходит 460, включая 4 большие приемные, соединяющиеся в том же этаже с большим залом. Кроме того, имеется парадная лестница в два марша с перилами из белого итальянского мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, украшенная несколькими статуями…»

Впрочем, перила Растрелли поначалу предполагал выполнить из золоченой меди, также как и вазы на пьедесталах, и основания колонн.

Вход в залы Невской анфилады обрамлял портал с колоннами, со скульптурой и картушем на фронтоне. По его сторонам в нишах находились статуи Марса и Аполлона.

Заказ на плафон по выбору Растрелли был сделан венецианцу Франческо Фонтебассо, который вскоре приехал в Петербург.

Сохранились документы, по которым можно представить и объем работ, и то, кто их выполнял, какие материалы использовались, наконец, во сколько всё это обошлось.

Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.

При Екатерине II и Александре I лестница использовалась не слишком часто. Покои императрицы, располагавшиеся в юго-восточной части дворца, естественным образом «притягивали» к себе основные коммуникации. Краткое царствование Павла внесло некоторые перемены в расположение жилых покоев. Вся южная часть дворца тогда перешла во владение Марии Федоровны и осталась за нею и после смерти императора. Именно благодаря вдовствующей императрице сохранялись традиции парадных выходов и других официальных торжеств.

Изменения в планировке и оформлении Зимнего дворца после пожара 1837 года сообщили Главной лестнице то значение, которое изначала предполагал Растрелли.

Восстановление Главной лестницы после пожара было возложено на В.П. Стасова. Император Николай I приказал «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому», но при этом предписал «заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Архитектор предельно внимательно отнесся к сложной работе, сохранив грандиозность замысла Растрелли. Уже упоминавшийся А.П. Башуцкий, видевший лестницу и до пожара, уверял, что у Стасова убранство «не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка».

Для отделки лестницы были использованы лучшие материалы. Полы, ступени и балюстраду выполнили из белого каррарского мрамора. Стены покрыли искусственным мрамором, тоже белым.

Колонны на втором ярусе сначала хотели сделать из розового тивдийского мрамора, но на складе нашлись 8 колонн из сердобольского гранита, к которым добавили 2 новые. Серый полированный камень внес нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и подчеркнув его монументальность.

Сгоревший плафон Фонтебассо Стасов решил заменить найденным в кладовых Эрмитажа плафоном «Олимп». Он тоже был создан в Венеции, в XVIII веке. Его автор, Гаспаро Дициани, один из основателей венецианской Академии искусств, одно время занимал пост её президента. Очевидно, поначалу плафон украшал потолок второй антикамеры, и был снят при переделке залов Дж. Кваренги. Плафон был довольно ветхим и «состоял из трех штук с поврежденными краями». Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона.

По размеру плафон оказался меньше предыдущего, потому пространство, оставшееся между ним и прежней рамой, художник А.И. Соловьев расписал по эскизам Стасова «сходно прежнему стилю, в каком была лестница».

Скульптуры для украшения ниш были взяты из Летнего сада и Таврического дворца. В Россию их привезли из Италии еще в петровское время и к началу XIX века некоторые из них нуждались в реставрации. Ею руководил известный скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Статуи из Летнего сада были поставлены в нишах по сторонам первого марша («Аполлон» и «Диана» -- теперь на их месте «Венера» и «Меркурий») и по сторонам двери в Аванзал («Могущество» и «Справедливость»).

Из Таврического дворца привезли великолепную статую «Власть», которая украсила центральную нишу на первой площадке лестницы. Неизвестно когда за ней закрепилось имя «Владычицы», став своеобразной аллюзией на правление Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Статуи на консолях вдоль стен исполнены из алебастра. Это преимущественно работы русских скульпторов, выпускников Академии художеств. Их образы призваны в аллегорической форме раскрыть идею процветающего могущественного государства.

На северной стене находится фигура «Справедливости» работы И.И. Леппе и «Меркурий» А.М. Мануйлова.

На восточной - «Величие» в образе Афины и «Изобилие», исполненные Н.А. Устиновым, «Мудрость» (со змеями на жезле) А.И. Теребенёва, и «Верность» (с орлом у ног) И.И. Леппе.

На южной стене первоначально были помещены «Правосудие» А.И. Теребенёва и «Венера» А.М. Мануйлова, но по велению императора статую Венеры заменили «Музой Эрато» И. Германа, первоначально задуманной для Концертного зала.

Имеется скульптура и на фронтонах над дверями: те, что ведут в Аванзал, украшают «Мир» и «Изобилие» Теребенёва, а те, что в Фельдмаршальский - «Слава» и «Мудрость» Устинова и Мануйлова.

Мануйловым и Теребенёвым выполнены также фигуры сидящих над окнами путти.

Все алебастровые фигуры решены в спокойной, классической манере, но, несмотря на это, прекрасно включаются в барочную отделку лестницы.

Эффектная и нарядная, Главная лестница кажется неподвластной времени. Трудно представить, как она пострадала во время Великой Отечественной войны. Особенно сильно был испорчен плафон, который от сырости покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золоченой рамы осыпалась при малейшем сотрясении. (О реставрации плафона мы писали в начале наших публикаций - 28 ноября 2014 года).

Сразу по окончании войны на лестнице поставили леса, и к весне 1948 года она была восстановлена. Реставрировали не только плафон и росписи свода: мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота.

Впоследствии убранство лестницы реставрировали еще дважды, -- последний раз в 2010 году.

текст: Татьяна Владимировна Сонина

верстка: Павел Владимирович Дейнека

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.


В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Cамое известное здание музейного комплекса - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует

Фельдмаршальский зал. Зимний дворец.Садовников Василий Семёнович

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К.

Портрет Ивана Паскевича России, Франц Крюгер 1834 С-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Портрет А.В. Суворова 1833 г. Н.-С.Фросте

П. Басин. Князь М. Кутузов-Смоленский.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был создан в 1833г.О. Р. де Монферраном и восстановлен после пожара 1837г.В. П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I -в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы "P"), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленнойкак триумфальная арка, находится картина"Петр I сМинервою". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны(П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно излионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К. Петровский

Гербовый зал

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг.У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала - чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIXв.

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Эдуард Петрович Гау
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич - Виды залов Зимнего дворца

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.

Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Фельдмаршал Барклай де Толли.

Великий князь Константин Павлович.


(http://gallerix.ru)" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827


(http://gallerix.ru)" border="0">

Эдуард Петрович Гау

Пушкин, восторгавшийся этой галереей, в своем стихотворении "Полководец" посвятил ей несколько строф. Они выбиты на мраморной доске, установленной здесь.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца был создан в начале1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф "Георгий Победоносец,поражающий копьем дракона". Большой императорский трон был исполнен позаказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепеннаборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Ухтомский Константин Андреевич

Поляков - Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце

Екатерининского дворца гости попадали в Китайский зал - непременный интерьер барочного дворца Китайская комната - одно из самых красивых помещений дворца. Декораторский талант Растрелли в полной мере проявился в ее оформлении, уничтоженном при Екатерине II, когда на ее месте, в центре здания, была построена новая Парадная лестница.

При Растрелли зал освещался шестью двойными окнами. Нижние окна также выполняли функции дверей, выходивших на балконы двух парадных крылец.

Стены помещения частично были отделаны настоящими китайскими резными лаками, а частично - золоченой резьбой, изображающей китайцев под зонтиками, пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические растения. Пространство над дверьми до самого потолка было занято золочеными десюдепортами, над которыми тянулся расписанный китайскими мотивами карниз. По стенам зала располагались полки-кронштейны, на которых красовались редчайшие изделия из китайского и японского фарфора.

Впечатление экзотической роскоши усиливали четыре составных зеркала, вставленные в золоченые рамы; в них отражались затейливая резьба, яркие краски фарфора, темные доски китайских лаков и мерцание свечей. Потолок Китайской комнаты украшал плафон, написанный французским художником Ж.-Л. Девельи при участии И. Вельского на сюжет роскошной «китайской свадьбы».

Китайские мотивы были в большой моде во всей Европе XVIII века. Причудливые и изящные формы, искрящийся блеск красок, удивительная тщательность отделки китайских вещей восхищали европейцев. Двор русской императрицы, питавшей слабость к ослепительной красоте и роскоши, не стал исключением. Интерес к «китайщине» стимулировался и притоком драгоценных изделий, ежегодно привозимых в Россию купцами. Эти товары были настолько востребованы при дворе Елизаветы Петровны, что во дворце устраивались специальные аукционы, на которые съезжалась вся высшая аристократия.

При Екатерине II, в 1752–1756 годах, при перестройке Большого Царскосельского дворца, расположил парадную лестницу в отдалении от въездных ворот, в со шпилем (на месте нынешнего Зубовского флигеля).

Позднее парадная лестница Растрелли была уничтожена: 16 апреля 1778 г. были ассигнованы средства на сломку Большого дворца, вместе с примыкавшим к ней со стороны двора одноэтажным флигелем, и на постройку нового флигеля по проекту .

Вместо нее по воле венценосной хозяйки Царского Села Ч. Камерон возвел (красного дерева) в центре дворца, на месте спроектированного Растрелли Китайского зала.

В 1860–1863 годах лестница вновь подверглась перестройке

С конца 1850-х годов архитектор И. А. Монигетти работает над проектом реконструкции парадной лестницы в центральной части Большого Царскосельского дворца.

В 1860 году старая деревянная лестница была разобрана, после чего под новые каменные стены подвели бутовый фундамент и возвели шесть маршей новой лестницы с резными мраморными перилами: два нижних ведут на промежуточную широкую площадку, от которой вверх расходятся еще по две пары маршей» композиционно закрепленных орнаментированными тумбами» увенчанными мраморными вазами.

Парадная лестница, созданная И. А. Монигетти в мраморе, в стилистике рококо, занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.

На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVII–XVIII веков - в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

На стенах, падуге и плафоне была сделана ; четыре двери оформлены лепными украшениями из картон-пьера, десюдепортами и кариатидами; на южной и северной стенах устроены .

На стенах в лепном орнаменте вделаны колоссальные часы и календарь.

Над средней лестничной площадкой под «бра-фигурами» амуров в обрамлении гирлянд установлены в бронзовых золоченых рамах с эмалевыми циферблатами, выполненные в петербургской мастерской Г. Мозера.

Шесть верхних окон оформлены чугунными решетками с бронзовыми «золочеными через огонь» украшениями.

В нижнем этаже был устроен гладкий мозаичный пол «из венецианского тараса», под сводом лестницы - плитный, а лестничные площадки выстланы белыми мраморными плитами.

Вход на лестницу оформляли два цинковых канделябра с украшениями из позолоченной бронзы «о пяти лампах», двенадцать бронзовых ламп располагались у пилястр в бельэтаже. Десюдепорты и оконные решетки были дополнены .

Все работы были выполнены из лучшего белого каррарского мрамора, отпущенного из казны.

Согласно контракту, П. Т. Дылев должен был «написать на плафоне три картины аллегорического изображения а фреско», но при поднесении на Высочайшее утверждение эскиза живописи для плафона Александр II поручил вице-президенту Императорской Академии художеств князю Г. Г. Гагарину вместе с Ф. А. Бруни и Монигетти осмотреть картины, хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Таврического дворца «для выбора приличных для сего плафона». В Таврическом дворце были отобраны три картины и отправлены в Царское Село: «Галатея» школы Г. Рени, «Триумф Венеры» Ж.-М. Вьена и копия с «Похищение Европы» того же Рени. 10 мая 1860 года картины были помещены на воззрение императора в Большой столовой и получили одобрение.

Лестница имеет выход в парк и на площадь, куда обращен и большой открытый балкон. С него Императрица Екатерина II смотрела на проходившие церемониальным маршем полки, возвращавшиеся с парадов или маневров. На ступеньках крытого подъезда лестницы, образуемого этим балконом, позднее устраивалась ложа, в которой присутствовал Александра Федоровна с детьми во время Высочайших смотров. Подъезд Парадной лестницы со стороны парка сохранился том виде, в котором его построил Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы: обрушилось перекрытие и кровля, были полностью уничтожены великолепные фигуры кариатид; мрамор ступеней, облицовка площадок и украшающих их ваз были разбиты.

Из письма от 27 апреля 1944 года: Парадная лестница без потолка, лепка сильно повреждена. Мраморные марши разбиты, вазы сброшены, лежат среди обгоревших балок; ходить опасно: предполагают, что заложены фугасы… За лестницей выгоревший провал на месте Серебряной столовой...

Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. До 1941 года площадку, выходящую окнами в парк, украшала мраморная скульптура работы неизвестного мастера конца XVIII века, изображающая императрицу Екатерину II (сейчас - в собрании музея).

Реставрация лестницы закончилась в 1964 году. Парадная лестница, как и большинство залов парадной анфилады, полностью восстановлена. Лепной декор стен и были отреставрованы лепщиками специальных научно-реставрационных мастерских (бригады А. В. Вагина), и скульпторами Э. П. Масленниковым и Г. А. Михайловой.

Ныне на площадках лестницы установлены значительно отреставрированные мраморные и , исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени - «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

+1 Голосов: 1 18282 просмотра

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

Давайте представим себя послами, идущими на аудиенцию к русскому императору. Эта лестница называется Посольской, она была создана, чтобы поражать воображение иностранных гостей царского двора. Другое название лестницы — Иорданская, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве. На Неве во льду вырубалась прорубь для освящения воды – Иордань.

Основным украшением Посольской лестницы является золочёная лепка (1). Здесь использовано более 5-ти килограммов золота. Скульптура, изображающая античных богов и героев, аллегорически символизирует доблести, присущие русским императорам: мудрость, верность, справедливость (2). С одной стороны лестницы находятся окна, с другой – зеркала, отражающие эти окна и делающие пространство больше, чем оно есть на самом деле (3). На потолке – картина, написанная на холсте, на тему «Олимп» (4). Обилие золота, живописный холст на потолке (т.н. «плафон»), зеркала, доминирование криволинейных очертаний — всё это элементы стиля «русское барокко».

Первоначально все залы дворца планировались такими. Ведь он был построен при императрице Елизавете Петровне, которая, как утверждали современники, не надевала одного платья дважды. Однако возведённый в 1754-1762 гг., менее чем через столетие, в 1837 г., дворец сгорел. Император Николай Первый, царствовавший тогда, приказал восстановить здание к Пасхе следующего года, т.е. всего за 16 месяцев.

В итоге, только фасады и Посольская лестница были воссозданы в стиле барокко, в других залах мы увидим совершенно другие стили. Так что дворцу не повезло, а современным посетителям наоборот. Они могут проследить всю историю русского дворцового интерьера императорского периода.