Михаил сендер. Михаил Сендер (группа Dreamgale): Может, мы сойдем с ума «Я — экстремал в еде

Многие успешные бизнесмены и топ-менеджеры прошли через неудачи и провалы. И не только в бизнесе. Михаил Сендер — не исключение. Это сегодня он руководит крупной классифайд-площадкой Куфар , а когда-то, еще будучи школьником, мечтал о музыкальной карьере. В 2007 году он создал музыкальную группу Dreamgale, которая успела записать альбом и три сингла, ротировалась на радио. Но успеха музыка Михаилу не принесла: в 2011 году группа прекратила свое существование. Он не опустил руки — и смог построить удачную карьеру в другом направлении. Своей историей Михаил Сендер поделился с нами.

— Я всегда был очень взвешенным и дипломатичным музыкантом, и продолжаю быть творческим и философским менеджером. И мне кажется, с тех пор я не сильно изменился. Разве что причесался немного и оделся аккуратнее.

А началось все очень давно…

Когда мне было семь лет, мама предложила мне пойти в музыкальную школу. Я категорически отказался: аргументируя это тем, что музыку не люблю и это девчачье занятие. Однако я был маленьким лицемером — музыка всегда жила у меня в душе. Я постоянно ее слушал, пытался писать и записывать на магнитофон песни. Когда мне исполнилось двенадцать, я понял, что писать музыку невозможно, не умея ни на чем играть. Тогда и пришел к маме и попросил направить меня на уроки пианино.

Мама купила мне пианино под брендом Belarus…

Как только я за него сел, совершенно не умея играть и читать ноты, я тут же принялся сочинять музыку. Где-то тут моя музыкальная карьера и началась.

Позже познакомился с Димой Палагиным, моим будущим коллегой по группе. Играть он умел только ложками на кастрюлях и мисках, чем значительно подрывал свой авторитет в семье. В какой-то момент он тоже решил учиться играть на гитаре, и мы бросились сочинять музыку вместе. Верьте или нет, но первые наброски некоторых песен мы создали еще школьниками в 1997−98 годах.


В 1997 я с матерью эмигрировал в Швецию, но это нас с Димой не остановило. Мы писали друг другу письма — бумажные письма — к которым прикладывали свои новые наброски в виде нот и текстов. А когда я приезжал летом в Минск, мы садились за компьютер и производили то, что раньше набросали.

Мы пытались создавать странную музыку

Она была атмосферно-инструментальная, в чем-то близкая к стилю New Age. Наш первый проект назывался Pilgrim. После мы переименовали его в Sagapolis. Затем решили, что нужно делать что-то более доступное массам, и придумали Dreamgale.

Хотели, чтобы у нас был женский вокал. Разместили объявление. Нашей первой вокалисткой была Санна Лёвстедт (Sanna Lövstedt) — очень талантливая певица. Но с ней не срослось. И при неожиданных обстоятельствах мы познакомились с Софией Маттссон (Sofia Mattsson), младшей сестрой известной голливудской актрисы Хелены Маттссон (Helena Mattsson), с которой сработались очень хорошо. В результате у нас сформировался новый жанр, который я называю «готический поп».


Наша целевая аудитория была очень неочерченная. Мы хотели понравиться всем, но при этом старались не подстраиваться ни под кого. Наверное, в этом частично был залог несостоятельности Dreamgale как коммерческого проекта.

Поначалу у нас был один шведский менеджер, Кевин Кейн. Он очень верил в проект. Познакомил нас с известным продюсером, Пером Адебраттом, который до этого продюсировал Ace of Base и Army of Lovers. Но у нас было очень разное видение формата, и в итоге мы стали работать с другими людьми. А в России нам помогала с продвижением моя подруга. Помнится, за один 2011 год она организовала нам около 40 интервью с российскими и украинскими радиостанциями.

Наши песни впервые начали играть на шведских радиостанциях. Затем начались ротации на балтийских, российских, белорусских и украинских станциях, в основном региональных и нишевых. Мейнстримные каналы не очень хотели нас играть.

Восемь треков с нашего альбома попали в ротацию на белорусских станциях, что для современного исполнителя должно считаться невероятным успехом. Может быть, закон о 75% белорусской музыки помог, а может, патриотизм диджеев — не знаю. Несмотря на нашу малоизвестность, нас нигде больше так не крутили, как в Беларуси


Мы всегда считали Dreamgale студийным проектом, и потому избегали живых выступлений. Очень трудно выступать вживую с такой музыкой. В то время для этого нужно было очень много оборудования, персонала и подготовки. Мы с Димой этим заниматься не любили. Для нас было интереснее сидеть в студии и заниматься производством и записью. Кроме того, у нас не было столько заядлых фанатов, чтобы собрать полный концертный зал. Как-то обсуждали с группой Vacuum возможность совместного тура, но так и не договорились. А просто в клубах выступать перед пьяной толпой, которой любая музыка заходит под 0,5, пробовали — не понравилось.

Наш бизнес-план был наивен до смеха

Мы рассчитывали зарабатывать на продаже музыки, как это делалось в 20 веке. Мы долго отказывались понимать, что в 21 веке у платной музыки нет будущего с точки зрения исполнителя и даже автора.

Нам казалось, что с помощью интернет-технологий можно будет обойти прослойку музыкальных лейблов и удерживать большую долю от каждой продажи, даже при общем сокращении продаж по причине пиратства.

Мы также надеялись, что интернет-пиратство рано или поздно удастся остановить. В итоге пиратов вытеснили платные стриминг-сервисы, на которых удается зарабатывать только тем же крупным лейблам за счет их огромных каталогов. Отдельным же исполнителям из возможных источников дохода остались только концерты, мерчендайзинг и побочные доходы от эпатажности.

Осталось только констатировать коммерческий провал

Концертами заниматься мы не хотели, эпатажности нам не хватало. Оставалось либо сворачивать провода, либо работать дальше для души. В то же время мы никогда не решались посвятить себя музыке на 100%. У нас всегда параллельно шла «нормальная» жизнь: школа, университет, карьера. Была надежда, что мы добьемся своего, но жили мы всегда за счет чего-то другого.

У нас вышел один альбом и три сингла. В 2011 году, работая над вторым альбомом, мы поняли, что устали от этого проекта. Не было больше желания вкладывать в него все свободное время. А поскольку дохода он приносил очень мало, по-другому и не получилось бы. Такие проекты могут существовать только на искреннем энтузиазме. Когда угасает энтузиазм, проект пора закрывать.


Мысль вернуться на сцену не покидала меня никогда. Слишком уж много осталось незавершенных песен, которые заслуживают когда-нибудь быть услышанными. Но не скажу, что планирую это сделать. Скорее, надеюсь. И вряд ли это будет в формате Dreamgale.

Краткая биография

Михаил Сендер - белорусский блогер, публицист и бизнесмен, в прошлом - музыкант и продюсер. Родился в 1983 году в Гродно, в семье члена ЦК КПБ. Раннее детство провёл в окрестностях военно-воздушной базы Макурди. Учился в средней школе в Минске, затем переехал с матерью в Стокгольм, где получил высшее экономическое образование и начал

Краткая биография

Михаил Сендер - белорусский блогер, публицист и бизнесмен, в прошлом - музыкант и продюсер. Родился в 1983 году в Гродно, в семье члена ЦК КПБ. Раннее детство провёл в окрестностях военно-воздушной базы Макурди. Учился в средней школе в Минске, затем переехал с матерью в Стокгольм, где получил высшее экономическое образование и начал медийную карьеру. Некоторое время жил и учился в Роттердаме. В 2001-2006 годах был членом Либеральной партии Швеции. Позже работал в телевизионной отрасли в России, где запускал и продвигал известные развлекательные телепроекты. Был вокалистом в поп-группах Dreamgale и UltraВожык. На момент издания являлся совладельцем новостного сервиса Squid, директором интернет-площадки Kufar, членом правления международной ассоциации интерактивной рекламы IAB в Беларуси, а также сооснователем сообщества Белорусов Швеции.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Сендера Михаила в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Сендера Михаила в жанрах самиздат.

Красивая и таинственная – так чаще всего характеризуют музыку белорусско-шведского проекта По оценке знаменитого шведского продюсера Пэра Адебратта (Per Adebratt), благодаря которому миру стали известны Army of Lovers и Ace of Base , проект Dreamgale имеет все шансы стать гигантом мирового шоу-бизнеса.

Проект Dreamgale выпустил два сингла “Wonders” и “Life In A Mirror” , а впоследствии альбом “Memories in Dark Crystal” , что принесло большую популярность в Беларуси. Музыка Dreamgale известна в Швеции и других скандинавских странах, и в данный момент успешно находит своих слушателей в России.

В основе проекта - мистическая история, которая в шведских СМИ и в скандинавском сегменте Интернета давно стала легендой. Участники проекта, белорусы Дмитрий Палагин (Dmitry Palagin), Михаил Сендер (Michael Sender) и шведка София Маттсон (Sofia Mattsson) утверждают, что впервые встретили друг друга… во сне. Много позже познакомившись «вживую», они прониклись интересом к необъяснимым феноменам такого рода - и решили построить на этом имидж Dreamgale. В переводе с английского “Dreamgale” - «буря снов», «порыв ветра, который несет сны». Самим названием ребята заявляют: они готовы подхватить слушателя, закружить, стремительно унести его с собой в мир снов. Каждая песня иллюстрирует эпизод из какого-нибудь сновидения.

Музыканты отмечают, что звучание Dreamgale сформировалось под влиянием Enigma, Roxette, Nightwish, t.A.T.u., Evanescence, Queen, Pink Floyd и Pet Shop Boys .

Творческая концепция Dreamgale определяет не только создание музыки, но и взаимодействие со слушателем. В данный момент Dreamgale проводит на своем сайте уникальный эксперимент по включению слушателей в процесс создания музыки.

Участники Dreamgale:

София Маттсон (Sofia Mattsson) — вокал/клавишные

София родилась 24 июня 1990 года в Стокгольме. Ее старшая сестра – голливудская актриса Хелена Маттсон , которая известна по фильмам «Суррогаты» (2009), «Ты и я» (рабочее название «В поисках t.A.T.u.», 2008), «Особь: Пробуждение» (2007).

София – самая младшая из участников Dreamgale и совмещает занятия музыкой с учебой в университете и успешной карьерой модели. Она много времени проводит в Лос-Анджелесе и Голливуде, работая по заказам модельных агентств и просто общаясь с сестрой, а вернувшись в Стокгольм, выплёскивает тоску по солнечной Калифорнии в меланхоличных тонах музыки.

Три главные страсти Софии в жизни – это пение, танцы и театр. Она – источник вдохновения и движущая сила Dreamgale. София верит, что проект Dreamgale ждет яркое будущее благодаря его уникальному, красивому и сильному звучанию.

Михаил Сендер (Michael Sender) — вокал/клавишные/программинг

Михаил Сендер родился 3 августа 1983 года в западно-белорусском городе Гродно, а в возрасте 13 лет переехал в Стокгольм.

В старших классах школы он играл на клавишных в школьной музыкальной группе и впервые исполнил собственную песню на школьной сцене. В 1999 году Михаил с одноклассниками создали рок-группу Moonlight, которая затем была преобразована в группу No Sense. В то же время, его больше интересовало создание собственной музыки, поэтому вскоре он покинул группу и полностью сосредоточился на студийном проекте Sagapolis, который создал вместе со своим лучшим другом Дмитрием Палагиным. В 2005 году появилась идея создания Dreamgale. В мае 2006 года Михаил и Дмитрий познакомились с Софией Маттсон, что и послужило началом Dreamgale.

Для Михаила хорошая музыка – это красивая мелодия и впечатляющая аранжировка. Он требовательно относится к творчеству и считает, что упрощения в музыке или слепое подчинение ее канонам какого-либо одного стиля – это порок, с которым нужно бороться. По мнению Михаила, настоящий артист никогда не должен переставать удивлять своих слушателей.

Дмитрий Палагин (Dmitry Palagin) — гитара/клавишные/программинг

Дмитрий родился 22 марта 1984 года в Минске. В 2003 году он переехал в Стокгольм, где живет и сейчас.

Дмитрия Палагина учил играть на гитаре Сергей Труханович , гитарист легендарной белорусской рок-группы «Крама» . Сергей Труханович: «Дима с самого начала привлек к себе внимание неординарностью музыкального мышления, ярко проявившейся и в творчестве Dreamgale. Этот проект заметно силён энергетикой исполнения и мощными аранжировками». Михаил Сендер: «В студии Дмитрий – очень требовательный партнёр. В борьбе за совершенство звучания, он никогда не остановит работу до того, как сделан самый лучший вариант, и, скорее всего, даже после этого».

Находясь под влиянием музыкальной изобретательности Queen, Дмитрий стремится к смешению элементов различных стилей. Музыкальная гамма, богатство музыкального содержания и полнота звучания Dreamgale создает пространство для таких экспериментов, которое может быть ограничено только воображением.

Редкий топ-менеджер ходит пешком по 10 километров, работает за столом в положении стоя, ищет в кафе экстремально острые блюда, а по выходным находит силы летать к невесте в Стокгольм. Героем проекта сайт «Мой рабочий день» стал основатель крупнейшей площадки объявлений «Куфар» Михаил Сендер, который разрушил стереотипы о том, как живут и работают главы компаний.

Справка сайт. Михаил Сендер родился в Беларуси, раннее детство провел в Нигерии, вырос в Швеции, а учился в Нидерландах. В старших классах вместе с друзьями создал рок-группу, но музыкой зарабатывать не стал. После учебы в Стокгольмском университете и Стокгольмской школе экономики работал в разных странах. Именно под его руководством запускали «Куфар», который за пару лет превратился из небольшого сайта в крупнейшую площадку объявлений. С 2018 года он покидает компанию и переезжает в Стокгольм, чтобы больше времени посвятить невесте и заняться новыми проектами.

«Хожу пешком для здоровья, сочиняю музыку для души»

Михаил встречает нас в гостиной сталинки у площади Победы. Скромная, но ухоженная квартира раскрывает своего владельца в мелочах. Музыкальные инструменты, шведские книги, а над кроватью — огромная картина Венеции с гондолами. «В этом месте я сделал предложение своей невесте. Мы плыли на гондоле по гранд-каналу, я встал на колено, достал кольцо — все как в сказке», — откровенничает собеседник.

В спальне внимание привлекает электропианино — играть на таком способен далеко не каждый.

— Музыка производит на меня медитативный эффект, иногда просто хочется поиграть. Я вроде не тщеславный человек, но исполняю только свои композиции, которые сочиняю с 12 лет. Играть чужое всегда было неинтересно, — рассказывает Михаил. — Пару лет тому назад была возможность попробовать что-то свое, но я решил, что не время и я уже стал немного другим человеком. Сейчас я не собираюсь заниматься музыкой профессионально — скорее, это потребность души.

Рядом с кроватью на полу стоит ретротелевизор и радиоприемник — стильные «гости» из советского прошлого:

— Телевизор выглядит как предмет из 70-х, а на самом деле выпущен в 90-х годах. Он, конечно, черно-белый. Я забрал его с дачи у своего деда, а он еще тот барахольщик, — вспоминает Михаил. — Радиоприемник также не такой старый, как кажется. Их производили до конца 80-х, хотя дизайном они остались в 70-х. Сейчас этот смотрится как раритет.

Обращаем внимание на 12-килограммовые гантели, которые «спрятались» за диваном. «Надо быть в тонусе. В последнее время занимаюсь по несколько раз в неделю», — объясняет собеседник.

Михаил говорит, что живет в постоянном движении и предпочитает обходиться без автомобиля. Например, в офис из дома и обратно (а это около 2 км в каждую сторону) добирается пешком. Всего же за день он проходит порядка 10 км — фитнес-трекер исправно показывает 15−20 тысяч шагов.

— Проблем с тем, чтобы «заслужить» себе ужин, не возникает, — шутит топ-менеджер. — Вообще нужно о себе заботиться, следить за тем, чтобы активно двигаться. В Скандинавии здоровый образ жизни давно стал трендом. Его культивируют и в крупных компаниях. Такая же мода приходит и в Беларусь.

Прогулка до работы и адаптация к глобальному миру

Вот и сейчас Михаил предлагает нам спуститься по лестнице и пройтись пешком до Верхнего города. Пока шагаем вдоль проспекта, рассуждаем о «трудностях перевода» между белорусами и шведами.

— В Швеции почти все говорят на английском. На нем же преподают в университете. Специалистов готовят к тому, что мы живем в глобальном мире. Свободное владение английским — гигиенический фактор. Шведы с раннего детства смотрят голливудские фильмы и сериалы в оригинале. И даже не могут вообразить, что может быть как-то иначе.

По мнению Михаила, «если общество не учит людей английскому, то „зашивает“ специалистов в пределах своей экономики и блокирует их обмен».

— Кроме того, в какой-то момент придется привозить в страну очень дорогих экспатов с необходимыми компетенциями. И тогда национальная экономика будет проигрывать в глобальной конкурентной борьбе. А зарплаты у людей будут оставаться низкими.

Многие однокурсники Михаила Сендера нашли работу в США и Великобритании — скандинавы вообще охотно мигрируют. Швеция тоже открыта для экспатов — принимает людей даже больше, чем «отдает». «Компании могут набирать сотрудников из любой страны, им непринципиальна национальность — они смотрят на резюме и компетенции. В офисах международных компаний знать шведский не так важно. Например, в медиаконцерне Schibsted, которому принадлежит площадка объявлений "Куфар", основной язык — английский», — отмечает топ-менеджер.

Белорусы и шведы отличаются и отношением к жизни, считает Михаил. Он удивляется, почему белорусы ждут от государства, вместо того чтобы открыть свое дело и зарабатывать гораздо больше.

— В Беларуси очень выгодно вести бизнес. Зарегистрировать ИП можно за один день, а налоги при «упрощенке» невысокие — всего 5% с выручки. Такого вы не найдете в других странах Европы. Вот в чем страна отстает, так это в технологиях и бизнес-моделях, — считает собеседник. — Прежде всего, нужно научиться продвигать товары и услуги. В век интернета многие предприниматели застряли в офлайне. Чтобы сделать их ближе к покупателям, мы в свое время запустили онлайн-витрины со всем готовым — чтобы пользователь сегодня зарегистрировался на площадке и подал объявление, а завтра уже получил первых заинтересованных клиентов. Постепенно ситуация меняется к лучшему.

Михаил считает, что мешает белорусам также отсутствие опыта и знаний. По его мнению, людям страшно начинать что-то свое и рисковать, а хорошие идеи нередко пропадают из-за сомнений.

— Многие в стране толком не учились, как вести бизнес, — все постигалось на личных ошибках. И тогда это работало. Однако время меняется: приходят новые технологии, возрастает конкуренция. Те, кто работал по старинке, рискуют остаться не у дел, — разводит руками собеседник. — К счастью, им начали помогать. Мы, например, недавно запустили проект «Куфаризация», с которым отправились в регионы. Каждый желающий мог бесплатно послушать лекции, получить консультацию по налогам и сыграть в квиз, который мы разработали вместе с «МозгоБойней», а заодно и выиграть приз на развитие бизнеса. На мой взгляд, если крупный и средний бизнес заботится об экономике, то должен помогать начинающим предпринимателям. Потому что без них белорусы никогда не будут богатыми.

Собеседник неожиданно останавливается около моста и показывает нам на декоративные вазы.

— Только посмотрите! Не так давно покрасили, а краска уже слезла. Через год все повторится по тому же сценарию. Меня удивляет, что за государственные или коммунальные деньги приходится каждый год перекрашивать заборы, мосты и т.д. А еще плитка на тротуарах, которой прожужжал всем знакомым уши. Зачем ее столько? — удивляется Михаил. — Ведь более половины сельских дорог неасфальтированы. То есть деньги идут на плитку даже там, где люди не ходят, хотя вместо этого можно создать нормальную инфраструктуру на селе.

«Я — экстремал в еде. Мне чем острее, тем лучше»

По пути заглядываем в уютное кафе позавтракать. Официантка, увидев Михаила, тут же предлагает шведский стол и получает одобрительный кивок. Через несколько минут на столе оказывается пара кусочков ветчины, сосиски, сырники и ложка оливье. Через минуту приносят капучино.

— В кафе могу позволить себе больше. А вот дома на завтраке приходится экономить — катастрофически нет времени. Я либо делаю быструю овсяную кашу с изюмом, либо какие-то хлопья с молоком и очень редко — яичницу, — признается наш собеседник.

Зато когда Михаил оказывается в Стокгольме, то «завтрак превращается в праздничный ритуал»:

— Есть люди, для которых завтрак — это главный прием пищи. Например, для Эмели, моей невесты. Она много времени уделяет тому, чтобы все приготовить, расставить 7−8 тарелок на столе, красиво разложить продукты.

Топ-менеджер пьет много кофе — объясняет это эффектом плацебо:

— Я внушаю себе, что он меня взбадривает. На самом деле это отговорка для того, чтобы подвигаться немного: пройтись по офису, посмотреть что происходит, поговорить, сменить обстановку.

Михаил — большой поклонник юго-восточной кухни, а еще жить не может без острой пищи.

— Очень не хватает острых блюд. Я вообще экстремал в этом плане. Я иногда беру еду по принципу: чем острее, тем лучше. Если в индийском ресторане есть блюдо, под которым написано, что оно самое острое в стране или городе, для меня это верный знак, что я должен его попробовать. Хотя в Минске практически нет кафе и ресторанов, где умеют готовить по-настоящему острые блюда, — признается собеседник.

Один раз увлечение острым чуть не сыграло с Михаилом злую шутку. Дело было в центре Стокгольма — у киоска с хот-догами.

— Этот хот-дог известен во всей стране и называется харакири. Владельцы лавки утверждают, что это самый острый хот-дог в мире, и я охотно верю. Там есть даже челлендж: кто съест этот хот-дог меньше чем за минуту и ничего не уронит, тому дают майку и заносят в список избранных. Правда, перед этим заставляют подписать контракт, что они не ручаются за последствия, — рассказывает Михаил. — Так вот, когда я его попробовал, мне показалось, что наступил конец света. Чили, которого там и так много, стал еще острее после нагрева. Прошла минута — и по всему телу пошла ужасная дрожь, хотя я съел всего треть. Потом наступила апатия, меня трясло и лихорадило. Никому не посоветую.

А вот по шведским блюдам Михаил, находясь в Минске, не скучает. Национальная кухня региона специфическая, на любителя. Многие редкие блюда связаны с традициями, но обычные шведы не решаются их пробовать.

— Есть рыба с непереводимым названием «сюрстремминг». По сути, это небольшая килька, которая маринуется путем сгнивания. Исторически ее просто закапывали в землю для хранения, и она там подгнивала и создавала кисловатый привкус. Она настолько вонючая, что когда какой-то шутник в школе вылил жидкость из банки с рыбой под шкафчик, то всех эвакуировали — думали, что прорвало канализацию, — вспоминает Михаил.

Офис «на ногах» с видом на Вестерос

Быстрым шагом направляемся в офис, который расположен в центре города. Только переступив порог, Михаил приветствует девушек и «дает пять» — хлопает ладонью о ладонь.

— Мы не жмем друг другу руки, а хлопаем по ним. Такие жесты сближают и отличают нас от других. Все чувствуют себя единой командой и бережно относятся к традициям, которые когда-то сами и придумали, — объясняет глава компании.

В глаза бросается карта мира, на которой разноцветными кнопками-гвоздиками отмечены отдельные страны.

— На карте видно, где доминируем мы (медиаконцерн Schibsted. — Прим. ред.), а где — конкуренты. Среди них есть и Facebook, который популярен в мире, но в Беларуси по разным причинам не стал лидером. Хотя в той же Мексике им пользуется более 90% интернет-пользователей.

Заходим в кабинет и попадаем в… Вестерос: интерьер выдержан в стилистике «Игры престолов», а на одной из стен открывается вид на семь королевств. Если присмотреться, можно найти и элементы корпоративной истории. Например, билборд кампании под лозунгом «Будьте счастливы», на котором мужчина от радости обнимает машину после ее покупки на "Куфаре". «Отклонили „за низкий уровень эстетики и этики“. Но теперь это уже история, которой мы тоже дорожим», — отмечает собеседник.

Внимание привлекают и подъемные столы, высоту которых можно регулировать по желанию — они установлены во всех кабинетах. Оказывается, топ-менеджер предпочитает работать стоя и даже отказался от кресла.

— Это чтобы быть в тонусе. Сидячий образ жизни ведь вреден, а стоячий — куда полезнее. Тем более что ты не просто стоишь все время, как истукан, а переминаешься с одной ноги на другую, — объясняет собеседник. — Поначалу трудно, постоянно об этом думаешь, но через пару недель организм привыкает. Сейчас сижу только на встречах, либо когда очень устал.

Замечаем на столе камешки — спрашиваем об их происхождении:

— Пару лет тому назад мы с невестой путешествовали по США — с восточного побережья на запад. Где-то в Нью-Мексико проезжали небольшое индейское поселение, где и присмотрели себе сувенир. Оказывается, в этом штате есть залежи такого камня, и аборигены вырезают из него всё, что только могут. Эти камни можно покупать на развес. Я и решил взять себе, чтобы занимать пальцы. Правда, когда они падают из рук, то пугают людей. Так что, в конечном счете, перешел на спиннер.

Наше внимание привлек огромный сертификат на 20 тысяч куфов рядом со столом. Спрашиваем, не получил ли Михаил годовой бонус.

— Хорошо бы, я бы не отказался. Именно такой получили победители бизнес-игры «Куфаризация». Приз можно потратить на открытие онлайн-витрины и продвижение товаров на "Куфаре". Сертификат уже успел побывать в Бресте, Гомеле, Гродно, Могилеве и Минске — объездил почти все областные города, — улыбается топ-менеджер.

«Смартфон приучил меня засыпать сразу после полуночи»

Михаил всегда со смартфоном — мобильные приложения работают, даже когда он спит.

— Уже несколько лет использую приложение для контроля сна Sleep Cycle. Оно показывает, когда ты ложишься в постель, сколько времени на него тратишь. Из графика видно, что если еще пару лет тому назад я засыпал в два часа ночи, то сейчас — в районе полуночи. Я по натуре сова, и мне нужно что-то, чтобы загнать себя в постель. Это чуть-чуть мотивирует, — признается Михаил.

А когда же Михаил просыпается, то полчаса читает в кровати мировые новости. «Как правило, листаю агрегаторы — международный Squid и шведский Omni, а чтобы узнать о событиях в Беларуси, запускаю «Новости TUT.BY», — добавляет он.

Несколько приложений посвящены путешествиям. Mileways следит за всеми перемещениями Михаила за последние годы. Еще чуть-чуть — и карта Европы превратится в «паутину» маршрутов из-за бесконечных перелетов.

Пользуется топ-менеджер и соцсетями, причем очень активно. А редкие товары ищет на "Куфаре". «Для многих эта площадка стала местом, где можно продать вещь, которая больше не нужна, а для меня — найти ее, пополнить свою коллекцию, особенно если речь о музыкальном раритете», — поясняет он.

«На русском читаю Булгакова, на шведском — саги о викингах»

Михаил свободно владеет четырьмя языками, так что в выборе книг ничем не ограничен. Недавно он прочел исторический опус на шведском, который не встретишь в русском или английском переводе. От того и книжная полка у нашего героя необычная, «интернациональная».

— Когда язык знаешь хорошо, ты на нем думаешь. Если я буду читать книгу на шведском, то и думать начну на шведском, — объясняет собеседник. — Художественную литературу я читаю в основном на английском. Шведскую и белорусскую — редко. Бумажных книг давно не покупаю — на iPad удобнее.

Когда Михаил работал в России, он приобрел привычку посещать книжный недалеко от дома. Поскольку дела у магазина шли не очень хорошо, там постоянно проходили распродажи — книги Михаил скупал охапками. Тогда и прочитал впервые романы Булгакова, Толстого и Достоевского.

Собеседник берет в руки книгу The Reconstruction of Nations американского историка Тимоти Снайдера. В ней описывается история развития территорий Беларуси, Польши, Литвы и Украины — еще с истоков Речи Посполитой.

— Информация здесь подается с непривычного ракурса — через образ одного большого государства, из которого постепенно формировались отдельные новые нации. Хотя обычно историю пишут иначе: берут страну и показывают истоки ее образования, — поясняет собеседник.

Самым увесистым томом оказалось классическое произведение шведской литературы «Красный змей» Франца Бенфила. Ее автор рассказывает о героических подвигах легендарного викинга.

— В книге описан быт викингов в довольно циничном виде. То есть мы привыкли видеть викингов как злодеев, которые приплывают, грабят, убивают. А здесь все показано с бытовой точки зрения: грабеж и убийство для них были обыденными вещами, то есть преступная культура была для них естественным элементом повседневной жизни, — замечает Михаил. — Описывается период, когда викинги заселяли восточноевропейские территории, как они тащили свои галеи по волокам белорусских рек, встречались с полоцким князем, а дальше шли воевать с печенегами, византийцами. Хотя это художественная литература, я бы не искал четких исторических параллелей.

Среди книг чуть не затерялось пособие для руководителей. Его Михаил прочитал, когда впервые стал директором компании и столкнулся с тем, что вся ответственность упала на его плечи.

— Нужно было прочитать что-то о том, как эту ношу несут другие. Я купил книгу, которая называется «Теперь ты решаешь». Она написана для директоров крупных корпораций. А я ее прочитал и пришел в стартап с тремя сотрудниками, — рассказывает Михаил. — Если честно, книга мне не понравилась — в ней полно ужасных советов, следуя которым можно разрушить свою жизнь. Но одну полезную вещь я все же из нее почерпнул — нужно время от времени интересоваться не только тем, что вдохновляет сотрудников и какие у них проблемы, но и чего они опасаются. Этот вопрос я задаю каждому из своих подчиненных раз в полгода. Сейчас у нас в команде около 75 человек вместе с модераторами и бухгалтерией, а также 1,2 миллиона уникальных пользователей в месяц, и мы продолжаем расти. Я уверен, что развитие проекта продолжится в таком же активном темпе и в будущем, правда, уже под руководством Артема Рабцевича. Он сменит меня на посту совсем скоро — в начале 2018 года.

«Мой рабочий день» — это проект о тайм-менеджменте и привычках офисной и личной жизни. Как выглядит типичный рабочий день? Что герой делает, чтобы успешно управлять персоналом? Какие книги читает? Какими мобильными приложениями пользуется и как они помогают управлять личным временем? Занимается ли спортом, чем питается и в каких вообще отношениях с ЗОЖем.

«Мой рабочий день» — это проект о тайм-менеджменте и привычках офисной и личной жизни. Как выглядит типичный рабочий день? Что герой делает, чтобы успешно управлять персоналом? Какие книги читает? Какими мобильными приложениями пользуется и как они помогают управлять личным временем? Занимается ли спортом, чем питается и в каких вообще отношения с ЗОЖем. Напомним, что героем предыдущего выпуска проекта стал заместитель председателя правления Приорбанка Бернд Розенберг..html

Концерт группы Dreamgale на «Звездном ринге» СТВ.

Группа «Dreamgale» была основана белорусами Дмитрием Палагиным и Михаилом Сендером, которые в разное время эмигрировали в Швецию. Первый альбом Memories in Dark Crystal принес группе большую популярность. Их музыка известна не только в Беларуси, Швеции, но и в Скандинавских странах, Прибалтике, России. Самим названием, которое переводится как «буря снов», участники заявляют, что могут подхватить слушателя и унести его в мир снов.

Нина Богданова:
Вы действительно считаете, что делаете музыку мирового уровня?

Михаил Сендер (группа Dreamgale):
Конечно.

Нина Богданова:
Для вас Dreamgale - это хобби или работа?

:
Для нас это смысл жизни.

Нина Богданова:
А смысл жизни приносит материальный доход?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Приносит, но, к сожалению, очень маленький. Поэтому ради денег мы делаем что-то скучное, а для души мы - Dreamgale.

Зритель из зала:
Вы позиционируете себя как чистых творцов, а чем вы зарабатываете на жизнь?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
У каждого из нас есть отдельные свои проекты. Я занимаюсь телевизионным бизнесом, производством телепрограмм, Дима у нас системный инженер, Эмма занимается web-бизнесом, онлайн продукцией. Мы живем, как обычные люди, и зарабатываем на хлеб, а в остальное время мы делаем то, что мы любим больше всего.

Зритель из зала:
Вы отмечаете, что на ваше творчество повлияли такие группы, как Enigma, Roxette. Их творчество было очень самобытное, а ваши некоторые песни напоминают микс из прошлого. Это так?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Наверное, да. У нас много ностальгии в музыке, мы используем элементы поп-музыки 80-х годов и 90-х. Нам это нравится, и мы это комбинируем с чем-то новым.

Зритель из зала:
А вы не хотите создавать больше своего?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Мне кажется, что мы это и делаем, просто невозможно создавать что-то совершенно новое, не опираясь на то, что уже существует. Изобретать велосипед полностью каждый раз нам не нужно, нам этого не хочется.

Дмитрий Врангель:
Костюмы, которые сейчас на вас, это прокатные костюмы, или вы их шили для выступлений?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Они прокатные, частично сшитые. Мы комбинируем и экспериментируем каждый раз. Было бы накладно к каждому выступлению шить что-то новое.

Зритель из зала:
Вы со своими увлечениями мистикой не боитесь зайти слишком далеко?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Раствориться в небытие? Превратиться в неких духов? Нет, мне кажется, что с мистикой нельзя уйти слишком далеко. Пока мы состоим из атомов и молекул, я думаю, что мы можем экспериментировать с мистикой сколько угодно.

Зритель из зала:
Я имела ввиду психологически?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Не сойдем ли мы с ума? Может и сойдем, может, прямо сегодня и сойдем.

Зритель из зала :
Многие ваши композиции подошли бы в качестве саундтреков к фильмам-триллерам. Вам поступали такие предложения?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Нет. Это очень сложная индустрия, большая мечта любого композитора - написать трек к крупному и серьезному фильму. К сожалению, это очень высокая конкуренция.

Зритель из зала:
Судя по вашей музыке, вы, наверное, любите фильмы про вампиров?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Нам это уже не раз говорили. Не столько про вампиров, мы просто любим ужастики. На самом деле мы любим все, от чего по коже бегают мурашки, все, что создает впечатление дискомфорта в темной комнате. Такая атмосфера нас вдохновляет больше всего.

Зритель из зала:
Вы, как и многие современные группы, решили не выпускать свои альбомы на дисках, а распространять их через интернет. Вы не страдаете от этого в коммерческом плане?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Не страдаем, потому что диски сегодня никто не покупает. Наша цель - донести свою музыку до слушателя, а если мы и продадим мы 2-3 или 20 тысяч экземпляров, то это не составит нам того дохода, ради которого следует работать. Мы работаем ради удовольствия.

Дмитрий Вранегль:
Вы постоянно скрещиваете руки на животе. Это некий символизм, вы закрываетесь от публики?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Нет, я просто с детства не люблю трогать сухие ткани.

Дмитрий Вранегль:
А какие у вас еще есть фобии?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Я не очень люблю трогать лягушек или находится с ними в одной комнате.

Дмитрий Врангель:
Вы могли бы перевести название своей группы на русский язык, потом какую-нибудь из песен спеть не на английском, а на русском, наложив ее на белорусский мотив?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
А можно на белорусском? Название группы - «Ветер снов». (поет на белорусском языке - прим. ред.)

Зритель из зала:
В одном из интервью вы сказали, что песни про любовь - это бессмысленная чушь. Может вы никогда не любили?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Наверное, наоборот, любил слишком много, чтобы еще и наказывать себя пением про любовь.

Зритель из зала:
Вы продвигаете идею интерактивного создания музыки вместе со своими слушателями. Вы не справляетесь своими силами или просто хотите привлечь к себе внимание?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Это был эксперимент, мы пригласили наших слушателей внести коррективы в процессе создания песни. Они могли оставлять комментарии на нашем сайте. Мы частями выкладывали композицию, и постепенно она у нас вырастала в такой интерактивный результат, это очень трудоемкий и длинный процесс, сложно всем угодить, поэтому я не уверен, что мы будем это повторять дальше. Нам было самим очень интересно это попробовать.

Зритель из зала:
Вы спокойно и монотонно отвечаете на все вопросы. Вы бываете другой, не такой, как сейчас?

Михаил Сендер (группа Dreamgale) :
Я спокойный человек, меня сложно возмутить, но есть определенные пункты, на которые можно надавить, но я не расскажу вам об этом никогда.