Места проведения ярмарок в старину на картах. Русские ярмарки: история гуляний

Еще прошлой зимой увлекся изучением ярмарок до 1917 года на территории Московской губернии. Почитал не мало статей и книжек из которых подчеркнул не мало информации для общего развития. Увлекательное занятие читать историю. Рекомендую.
Естественно вначале пользовался списком ярмарок 1787 и 1834 годов, а так же списками "Населенной местности Московской губернии". Все это имеется в интернете в открытом доступе и желающий может ознакомиться. Другое дело когда начинаешь искать на современных картах эти села и города или просто даже погосты. Изменились названия населенных пунктов и мало того в прошлые времена владелец того или иного места называл его своим именем, а владел он к примеру десятью селами. Пару сел с одним и тем же названием могли оказаться даже в одном уезде. Так вот разбирая и перебирая списки, старые и современные карт нарисовал современную карту с пометками где и какие ярмарки находились. Если была информация делал пометки об объемах торгов, численности людей, времени проведения и сколько дней проходила ярмарка.
Понял причины такой популярности знаменитой Рогачевской ярмарки. Многие слышали о Поле чудес в Рогачево. Это три поля расположенные на окраине села.

Вроде ничего сложного нет. Люди торговали и торговали и об этом все знают. Но почему именно на этом месте велась такая активная торговля и достаточно продолжительное время - несколько сотен лет?
Рассмотрим карту.

И посмотрим на это же место глазами Шуберта.

Достаточно удобный и безопасный путь по воде из Волги. Как известно состояние дорог в те далекие времена было.... Да не было в те далекие времена дорог. Было единичное количество трактов, а осталное были обычные накатанные грунтовые дороги. Только тракты отсыпались камнем. Как нибудь я поведаю о своих прогулках по двум таким трактам. Достаточно интересно увидеть отсыпанную камнем дорогу когда в округе и намека нет на цивилизованные дороги. Но это в будущем. Из за отсутствия дорог перемещение на телегах было достаточно затруднительно и по времени продолжительно. Если взять скорость гружённой телеги 5-7 км/час то не сложно посчитать, что за 10 часов можно проехать 50-70 км. Но так считать можно только в задачниках по арифметике. Максимальная продолжительность рабочего дня лошади 10-12 часов. В день лошадь кормят 3-4 раза. К работе лошадь может приступить через 30 минут после кормления. Что бы накормить лошадь достаточно на морду лошади повесить торбу, а вот что бы ее напоить необходимо распрячь. И получается, что телега двигается со скоростью 5-7 км/час не 10-12 часов, а в лучшем случае часов восемь. Отсюда делаем вывод что максимальное расстояние которое за день может пройти лошадь с телегой равно 40-50 километров.
По реке Яхрома баржи то же тянули лошади, но перевозимый груз из расчета на одну лошадь разнился в разы. Очень интересна легенда названия реки Яхрома. Якобы Юрия Долгорукого сопровождала его жена в поездке по княжеству. Для отдыха возле реки княгиня спешилась и оступилась при этом воскликнула - "Ой! Я хрома." Окружающие восприняли это как название реки. С тех пор и повелось эту речку называть Яхрома.
Желающие прогуляться по берегу Яхромы в районе Рогачево должны учесть, что русло в этом месте было сильно изменено в связи с мелиоративными работами. Новое русло хорошо просматривается на современных картах, а старое мы можем видеть на картах Шуберта.
Село Рогачево центральный перевалочный пункт торгового пути из Москвы на север и ярмарка здесь была именно общегосударственного масштаба. Она не могла замыкаться только теми тремя полями, которые я отметил на первой картинке. Торговля велась от Усть-Пристани до Николо-Пешношского монастыря (Луговой). Баржи стояли у берега и купцы прям с них распродавали свой товар. Если пройтись по берегу, то можно увидеть углубления как бы предназначенные для стоянки таких судов. Делаем вывод, что торговля велась практически по всему течению реки Яхрома от Уст-Пристани до Николо-Пешношского монастыря и естественно в тех местах где был удобный подъезд (см. карту Шуберта). На участках между Александрово-Копылово и рекой так же велась торговля. По реке Сестра корабли поднимались до Трехсвятское. Там основное место торговли было возле Чернеева. Ну а дальше нагруженные телеги разъезжались кто в Клин, кто в Дмитров или же кто в Москву. В Клину ярмарки были еженедельно по субботам, а в Дмитрове кроме еженедельных еще одна недельная 15 сентября.
Далее по кругу знаменитое Теряево и Иосифо-Волоцкой монастырь. Ярмарки там проводились 15 августа и 8 сентября. До 3 500 человек собирали там ярмарки. Товара привозили на 20 000 рублей. А рядом в пяти километрах небольшая ярмарка в Спирово проходила 21 ноября. Приезжали люди из окрестных сел и торговали всякой мелочью.
Отмечу еще одно не примечательное сегодня место, где раньше был монастырь и погост. Это Носово. Такого населенного пункта сейчас нет. Это рядом с деревней Ястребки Одинцовского района. Упоминается Успенский Сафрониев монастырь еще в 15 веке. Вот возле него и были торги для окружающих сел. Собиралось на торгах до 1 500 человек и товарооборот составлял 3 500 рублей.
Где то там был монастырь.

А здесь похоже проходила сама ярмарка.

Когда появилась запруда мне выяснит не удалось.

Лес рядом с местом торгов. Возможно в нем отдыхали торгующие и покупатели, а может и отмечали сделки.


На юге Московской губернии было несколько крупных ярмарок. Одна ярмарка в Дединово что значила. Река Ока давала возможность купцам прибывать на ярмарку со многих городов. Торговые ряды стояли на берегу реки. Было два ряда. В одном торговали съестными припасами, а в другом по пятницам всевозможным товаром из окрестных деревень. Когда была построена железная дорога товар доставляли со станции Луховицы и в основном это был скот. Могу предположить, что скот не переправляли на левый берег Оки. Торги скорее всего 8 июля и 8 сентября проводились на обоих берегах. Далее по левому берегу Оки расположился Белоомут, который ранее состоял из Нижнего и Верхнего. В Нижнем Белоомуте проходило три ярмарки. В понедельник на масленицу торги продолжались два дня, в Вознесение три дня и 1 октября один день с подторжьем два дня. Торговали рогатым скотом, мануфактурой и галантерейными товарами, а так же сеном и рыбой и прочим всем чем только можно. В Верхнем Белоомуте по понедельникам были еженедельные базары. Первицкий Торжок благодаря близкому расположению железной дороги и реки еженедельно в субботу принимал торговых людей из многих городов и сел.
А теперь хочу поведать о ярмарке которая привлекла меня больше всех вышеперечисленных. Впереди еще повествование об одной неизвестной ярмарке, но по объемам торгов она сравнима с Рогачевской, но о ней позднее и в отдельной теме числа 15 ноября постараюсь рассказать.
Ярмарка проходила в селе где церковь Иконы Божьей Матери Казанская построили в 1752 г. Было в селе 46 дворов в которых проживало 171 мужского пола и 163 женского пола. В земской школе учились грамоте. Из за пожара в 1870 году церковь была перестроена.
8 июля привозили товары из Каширы, Тулы, Серпухова, Венева и Зарайска. Оновыные торги проходили на площади в центре села.

Все дело в том, что есть два села с названием Богатищево. Второе Богатищево-Епишино на 14 км севернее и на него больше обращают внимание. Все поисковики при наборе Богатищево указывают на жд станцию, которая никак не ассоциируется с селом где могла проходить ярмарка. Как видим из картинки само село находится чуток южнее жд станции. В советское время севернее села была построена птицефабрика, а восточнее очистные сооружения для этой птицефабрики. Птицефабрика и очистные сооружения сейчас не действующие и прогуляться по свежему воздуху в окрестностях села можно с при великим удовольствием. Можно дойти до урочища Большое Любилово и искупаться в водохранилище, но это конечно в теплый летний день. Сейчас может лучше направить свои стопы в сторону урочища Свиное. Ранее там был храмовый комплекс. Само село прекратило свое существование, но вокруг того места стали расти дачи. Прогулка должна доставить удовольствие. См. карту.

Заодно вашему вниманию с карты Шуберта.

А заодно и ПГМ.

Вид на очистные через поле

А это Церковь Казанской Богоматери в соседнем селе Растовцы. История села интересная, но ярмарки там не было и поговорим о нем как нибудь в другой раз.

Если кто то будет в этих местах и сделает фотографии буду готов принять их в дар и размещу в блоге. Удачных путешествий.
В 15 веке из Греции пришел человек. Можете себе представить из Греции пешочком до наших краев. Жил себе человек в апельсиновых рощах, кушал маслины в неограниченном количестве. Потом раз и собрав катомку и отправился на север. Нашел озеро и образовал на островке поселение. А произошло это примерно в году 1431. Жили не тужили пока места им стало мало. И обратились они тогда к царю с поклоном. Добрый царь Иван Грозный (фамилия у него такая) находясь в хорошем расположении духа подписал грамоту в которой пожертвовал окрестные земли для строительства Николо-Радовицкого монастыря. Произошло это в 1584 году. А что бы доход у монастыря был стабилен стали проводить там ярмарки ежегодные на 9-ой и 10-ой неделе по Пасхе. Места было предостаточно вот народ и гулял две недели. А все это происходило в селе Радовицы Егорьевского района. Места глухие, заросшие не только травой и кустарником, а и древесной порослью.
Чуть севернее есть место о котором упоминалось в писцовых книгах 1587 года. Красивая старинная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена 1801 году. Перед церковью и проводились ярмарки. Подъезд к полю по асфальтированной дороге.
Поднимемся севернее. Найдем небольшое село Туголес. Великолепная Церковь Великомученицы Параскевы (Пятницы) открывается неожиданно. Красивейшие купола в лесном массиве. Завораживающее зрелище. Такое надо видеть. Если вы увидели купола в лесу значит повернули на лево и скоро упретесь в конец дороги, а далее уже накатанная грунтовка и в сырую погоду не проехать. Да и ехать там собственно не куда. Слева будет простираться огромное поле поросшее травой пригодной для заготовки на сено. Справа заброшенная районная больница. Количество оводов обитающих в том краю просто не поддается подсчету. Можно сказать оводный край. Их можно там отлавливать и экспортировать за границу в огромных количествах.

Однако уважаемые читатели блога ждут продолжения повествования о ярмарках Московской губернии. Опишу вам ярмарку которая проходила в селе на Веневской почтовой дороге. Торговали там в праздник Троицы. Торговали из городов Зарайска, Тулы, Серпухова, Каширы и прочих прочих и прочих. Подъезд удобный был. На дороге село было. Сейчас что бы добраться до него надо идти пешком. Местные предпочитают трактор. Другого транспорта я там не наблюдал. Автомобиль можно оставить в соседнем селе возле церкви и пешочком три километра с хвостиком.

На карте хорошо видно месторасположение села Гритчино в те времена Каширского уезда. Я думаю легко сможете найти на современных, только не путайте с деревней Гритчино Каширского района. Да кстати село уже переименовано в деревню, а поэтому надо выбрать в какую деревню Гритчино ехать. Место для прогулки интересное, только не обходите сады. Идите по дороге через сады. Войдете в село и слева сразу увидите остатки церкви, а там можете выбирать любое направление для дальнейшего путешествия. Если направитесь в Хреново то через 2.5 км упретесь в остатки деревни при речке, а через еще пару километров и само Хреново. Чуть не забыл левее за речкой погост был о двух церквах. Ой! Забыл. Мы же про ярмарки. Ярмарка была в Гритчино.
Переместимся в Шаховский район, деревня Черленково. Рассмотрим этот район.

Ярмарка в Черленково проходила 9 мая в Николин день. В 1900 году поползли слухи, что земля с могилы богоугодного человека по имени Филипп помогает от всего. Вначале землю с могилки брали щепотками и просто носили с собой. Слух о расползался, а люди сползались к могилке и каждый человек уже брал не щипотку, а жменьку земельки. Народ стал приезжать из соседних губерний. Взял калькулятор и примерно посчитал какой объем земли могут унести люди взяв всего по жмене. Примем плотность 2 000 кг/куб.м. Человек в жменю может взять примерно 50 грамм. Одна тысяча человек по жменьке вынесет 50 000 грамм или 50 кг земли. Там же в день проходило несколько тысяч человек. Решил прогуляться к месту где должен быть котлован вместо могилки. А может и сам взял бы жменьку землицы на удачу. А кто его знает может и удачу принесет. Наметил маршрут.

Посмотрел спутниковые снимки на которых все прекрасно видно.

Распечатал карту.

Пытался разместить несколько тысяч человек на этой территории. Никак не мог представить себе где они размещались, что и самое главное где ели. А где они спали? Из статей об этом событий вычитываем, что в день продавалось несколько тысяч просвир. Одна просвира стоила 1 копейку. Уездный свечной склад не успевал поставлять свечи в церковь. На карте видно где находится церковь и где кладбище. И вот этот небольшой населенный пункт весной 1900 года принимал ежедневно тысячи человек, кормил их и укладывал спать. По свидетельствам хлеб пекли возами и продавали его вдвое и трое дороже. Местные конечно обогатились. Любая афера имеет свое завершение. Полиция навела порядок. Как не искал, но ямы на месте могилы богоугодного Филиппа так и не нашел. Прогулялся с севера от кладбища, затем спустился к церкви и прошелся по берегу реки. Места красивые и интересные.
О ближайших ярмарках в округе это Муриково, Ховань, Левкиево и Середа написано в Справочной книжке Московской губернии 1890 года.

Что бы увидеть карту ярмарок кликаем кнопочку
«Ярмарки» на Яндекс.Картах

Продолжение следует.
Следите за обновлениями.

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог - люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки.
Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

Что такое ярмарка. Когда появились первые ярмарки на Руси?

  1. Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг) , и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище) До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др. по-английски fair,по-немецки Jahrmarkt, Messe,по-французски foire, по-итальянски fiera, по-испански feria
    Ярмарка, временный торг, на кот. съезжаются продавцы и покупатели в определен. срок в определен. место. Почти исчезнувшие в Зап. Европе, Я. сохраняют значение в России, чему способствует недостаток удобн. путей сообщения, тем более, что наши водные пути, замерзающие на несколько мес. , благоприятствуют развитию ярмарочн. торговли. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в. , но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, ярмарка большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями. Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих Записках о московских делах он назвал этот торг привычным для себя словом jahrmarkt ярмарка.
    В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817).
    Испокон веков на Руси, как и во всем мире, рынки были первыми, самыми распространенными и доступными предприятиями торговли для всех категорий населения. Если заглянуть во внутрь веков, в историю далеких тысячелетий, можно убедиться, что в жизни человека любого вероисповедания, убеждения, сословия, так называемые сборища-базары-ярмарки, или купеческие торги, которые появились практически вместе с самим человеком, сыграли главенствующую роль не только в выживании человека, но и в развитии экономических и политических отношений внутри государства и между государствами. Красочные базары и ярмарки на Руси стали не только объектами купли и продажи, но и излюбленным местом для встреч, бесед, обмена новостями. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь первого игумена здешнего монастыря Макарьевской. Почти полтора века гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в Евгении Онегине:
    Макарьев суетно хлопочет,
    Кипит обилием своим.. .
    В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем растянулась на целый месяц.
    В России таких ярмарок было несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и мудрые поговорки:
    На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
    Не сходно не сходись, а на торг не сердись.
    Гусь да баба торг, два гуся и две бабы ярмарка.
    Вольнее торгу нет, а и там неволя живет говорили, имея в виду цены.
    С Макарьевской ярмарки пошли в ход ее именные выражения: базарных плутов называли макарами. Подпустить макарку значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили: Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал.
  2. так зачем писать что ты не знаешь
    Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей (продавцов и покупателей), организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
  3. ярмарка объявлений - http://besplatnee.ru
  4. Ярмарка (нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определнный сезон, товар (например вино) или тематику (например, православные ярмарки) .

    Холопий городок (Старый Холопий городок) , древнерусский город XIVXVI вв. и торговый центр на берегу реки Молога, в 50 км от города Молога.
    На берегу Мологи, в 50 верстах от устья реки, существовал Холопий городок, где жили пленные аланы, занимавшиеся гидростроительными работами, ремеслами и торговлей. Они устроили здесь знатный меновый базар-ярмарку с присущим им кавказским размахом, куда стали съезжаться их давние торговые партнеры, еще гостившие у них в Дедякове.
    На торжище в Холопий городок стали причаливать торговцы из северо-восточных стран и из южных. Тимофей Каменевич-Рвовский - иеродиакон Холопьего монастыря, расположенного тут же на реке Мологе, живший в конце ХVI в. , отмечал, что только от одних торговых пошлин Холопий городок выручал 180 пудов (почти 3 тонны) серебра за 4 навигационных месяца. В глухоманные финно-угорские земли пришла культура. Колонизация этих северо-восточных окраин Руси шла за счет привлечения новых технологий и контактов, о которых я упоминала выше.
    Иван Калита, купив у внука Глеба Васильковича - Романа Белозерское княжество, перенес ярмарку из Холопьего городка к самому моложскому устью. Некоторые генуэзцы, например, Матфей и Дмитрий Фрязины, побывав на ярославской земле, найдут постоянное место жительства в Руси, станут правителями Печоры. И таких примеров можно привести немало.
    Арабская, итальянская и др. речи зазвучали на исконной земле Веси! Это была первая ярмарка Руси. Аланы выполнили поставленные еще Глебом цели: зазвенели древние сасанидские серебряные монеты, зашуршали восточные шелка, появились заморские зодчие и художники.. .Жители Холопьего городка, или по-другому, - поселения Осетин, со временем ассимилировали.

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №32 г.Таганрога

Серебрякова Елена Николаевна

Русская ярмарка

(внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)

  1. Расширение и углубление знания учащихся о русских традициях.
  2. Воспитание чувства любви и бережного отношения к народным традициям.

1. Дать представление о проведении Русской ярмарки как народной традиции.

2. Воспитывать уважение к народным традициям русского народа.

3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.

4. Содействовать культурному и эстетическому развитию детей.

Ход мероприятия.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наше мероприятие о русской ярмарке. В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее к нам из глубины веков, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения. Однако, это не так. Слово «ярмарка» имеет германские корни. Jahr Markt переводится с немецкого как «ежегодный рынок». Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Достоверные исторические свидетельства о русских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего, они существовали и раньше. А главное, русские ярмарки отличались от ярмарок европейских. У русских ЯРМАРКА – это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Ярмарки проходили очень весело, всегда собиралось много народу. Людей зазывали и веселили скоморохи.

Выбегают 2 скомороха.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

2 скоморох:

Пойдете направо – будет забава!

Пойдете налево – много смеха и гама!

Проходи, честной народ,

Коробейник вон идет!

Появляются 2 коробейника (на лотках находятся поделки, сделанные руками учеников).

1 коробейник:

Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

2 коробейник:

Яблочки садовые, яблочки медовые,

Груши, ананас – набирайте про запас!

Становитесь в ряд, выбирайте подряд:

Дудочки, хлопушки, разные игрушки.

Красиво, приятно –

Для детей занятно!

1 коробейник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

2 коробейник:

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада,

Кому чего надо!

1 коробейник:

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

Учитель. Так коробейники предлагали свой товар, зазывая покупателей. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих и покупающих. Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды». Он расположил торговцев в линию и таким образом разделил торговцев и покупателей.

А Вы, уважаемые гости, можете рассмотреть мастерство наших умельцев.

1 скоморох:

Песня – друг наш и товарищ.

С нею в жизни веселей.

С ней забота – не забота,

Сколько щедрой мощи в ней.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

2 скоморох:

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Столько песен у России,

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

1 скоморох:

А слова ее простые

Душу трогают до слез.

Столько песен у России,

Сколько в рощицах берез!

Дети поют песню «Русская ярмарка».

Учитель. У нас на ярмарке раздолье,

Медведя водят на показ,

А медведь-то непростой,

Красивый, умный, озорной!

Сценка с медведем.

Хозяин-поводырь:

Здравствуй, честной народ!

Нашему Мише не клади палец в рот –

Откусит по самый локоток,

Еще и доведет до мокрых порток!

А прибыли мы из Парижу,

Не нашлось деревни поближе,

Чем Верхние Ч е мы,

Да объезд никчемный,

Да школа 32!

А ребят тут веселить пора!

А ну, Миша, покажи, как дети в школу идут.

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Правильно. Еле книжки тащат. А из школы?

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Вон как – вприпрыжку! А покажи, Миша, как девочки на дискотеку собираются.

Мишка смотрится в зеркало, изображает, как пудрятся и румянятся.

Хозяин-поводырь:

Молодец! Смеяться можно до скончания веку. А теперь покажи, как учитель отличника любит.

Мишка гладит поводыря по голове.

Хозяин-поводырь:

А как двоечника губит?

Мишка пинает поводыря.

Хозяин-поводырь:

Молодец, Михайло Иванович!

Хозяин-поводырь уходит с медведем.

1 скоморох:

Эй, сюда, честной народ!

Снова ярмарка зовет.

Ждет вас здесь сейчас

Веселой потехи час.

Игры, аттракционы.

Собирайтесь, чемпионы!

Игры для детей.

  1. Перетягивание каната
  2. Заплети косу

Учитель. Какая же ярмарка без Петрушки! Петрушка – один из персонажей русских народных кукольных представлений. Из некоторых источников XIX века следует, что у Петрушки было и полное имя – его называли Петром Ивановичем Уксусовым. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушка:

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки,

Славные девчушки, быстроглазые вострушки!

Я пришел вас с праздником поздравить.

Все садитесь: кто на пенек, а кто на лавку,

Да не делайте давку!

Ярмарка продолжается, а мое представление начинается!

А какая ярмарка без шуток – прибауток!

Весельчаки хотят вас позабавить, слово смешное сказать!

Сценка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Ф : Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!

Игры для детей.

  1. Русская баня.

Заранее из бумаги делаются дубовые веточки и соединяются в пучок, чтобы получился веник. Ребята садятся на стулья напротив друг друга и ударяют соперника по ногам. Чей веник распадётся быстрее, тот и выиграл, так как лучше «парил» товарища.

Учитель. Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки вся семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям – свистулек из акации, жене – платок да бусы, старикам – земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

Пришла пора и нам прощаться. Примите слова благодарности, дорогие наши мастерицы и умельцы, помощники мои – скоморохи, да все гости званые.

1 скоморох:

Мир вам, люди дорогие!

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

2 скоморох:

Пусть всех легонько ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, Праздник!

До новых Ярмарок, друзья!

Закончить мероприятие можно чаепитием.

Используемые источники:

  1. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе / Издат. Шаповалова.Белгород, 2005.
  2. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Гусли звончатые / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Науменко Г. Жаворонушки № 4. М: "Советский композитор", 1986.
  4. Пушкина С.И. Мы играем и поём / Издат. "Школьная Пресса", 2001.
  5. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Скопцов К. Ты воспой, жаворонушек / Красноярск, 2002.
  7. http://d31mv.ru/instruktor-fzk/item/48-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
  8. http://www.solnet.ee/holidays/s9_11.html

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа. Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются.

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.


Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

Очень уж меня заинтересовала эта тема - ярмарки. Я сама несколько раз участвовала в ставропольских ярмарках в качестве продавца. Это, конечно, очень интересно, масса впечатлений, драйва, эмоций, в основном, положительных. Но это очень «простенькие» мероприятия, со стандартным набором: «шашлык-машлык», море китайского дешевого барахла, несколько «умельцев» (так нас называют в ставропольском Доме народного творчества) и народ, который в основном приходит на такие мероприятия, чтобы поглазеть, сделать пару selfie, попить пивка и купить ребенку свистульку за 50 рублей.

Но ведь раньше ярмарки были серьезным делом и важным и неотъемлемым элементом народного хозяйства страны. Меня очень заинтересовала эта тема, особенно в связи с тем, что наша Ярмарка Мастеров стала занимать в моей жизни одно из ключевых мест.

Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, так как материалы для нее я брала на просторах интернета.

Сначала предлагаю разобраться с тем, что же такое ярмарка? Что за слово такое, ведь оно имеет не русские корни, по-русски ярмарка - «торг, торжище». С немецкого же ярмарка - Jahrmarkt - «ежегодный рынок» - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

На Руси рынок, торжище занимал центральное место в поселении. Например, в древнем Киеве было 40 церквей и 8 торжищ. А возникновение широкой ярмарочной деятельности на Руси уходит корнями к периоду княжения в Киеве князя Владимира и его наследника Ярослава Мудрого, потому что именно при них начинается широкое общение с заморскими купцами, на Русь везут свои товары торговые люди из Польши, Венгрии, Чехии.

Торг на берегу Ильмень-озера

Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории.

Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась - Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и др. товары. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на «стрелке» - слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.

Макарьевская ярмарка

Нижегородская ярмарка. 19 в.

Пока искала информацию, наткнулась на интересный факт. Как вы думаете, что было обязательным элементом торга, должно было находится рядом с ярмаркой? Оказывается, баня, так как почти все присутствующие гости приезжали издалека, как говорится «Без бани и торг не торг».

Ирбитская ярмарка в течение трёх столетий была второй по своему значению и размаху в России, уступая только Нижегородской. Первые упоминания о ней относятся к 30 годам семнадцатого века. С того времени она проводилась ежегодно вплоть до 1929 года.

В те времена только здесь можно было купить ценнейшие сибирские меха, тончайший китайский шёлк и чай, шкуры ягнят специальной выделки из Средней Азии. Московские купцы привозили ювелирные украшения и мануфактурную продукцию, с Урала везли металлы.

В разные периоды ярмарочные гуляния длились от двух недель до полутора месяцев. Обычно время их проведения попадало на осенне-зимние месяцы. Сегодня ярмарка идёт всего лишь четыре дня и перенесена на последние числа августа.

Прежде всего, Ирбитская ярмарка славилась как место, где покупалась и продавалась сибирская пушнина - дорогой товар, необычайно ценимый в Европе. Однако во тьме истории теряется ещё один интереснейший факт: именно здесь, на Ирбите, в восемнадцатом веке образовалась первая монополия на торговлю чаем. «Великий чайный путь», проходивший по Бабиновскому тракту, сделал ярмарку в небольшом городке монополистом в распределении и ценообразовании на китайское «жидкое золото».

Ирбитская ярмарка. 19 в.

К середине 16 века в Сибири Иркутская ярмарка превращается в ведущую для всего восточно-­сибирского края. Оборот ее составлял почти 6% от общероссийского ярмарочною оборота. Ассортимент привозимых на иркутские яр­марки товаров был богат и разнообразен. Това­ры получали из Москвы, Архан­гельска, а также с Макарьевской, Ирбитской и Енисейской ярмарок, азиатские товары - из Ки­тая.

Из предметов питания в Иркутске больше всего привозили мед и хмель, сахар, различные сорта чая. Иркутяне могли приобрести и европейские товары - ткани, предметы роскоши и сладости, вина. В привозимых товарах заметно преобладали предметы, пред­назначенные для массового потребления широкими слоями горожан.

Ярмарки Сибири

И если на Западе в 18 в. большие национальные ярмарки утрачивают свое значение в связи с образованием товарных бирж и развитием системы торговли через магазины, то в России национальные ярмарки не теряют своего значения вплоть до революции, более того, развиваются и множатся.

С середины 19 в. распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.

K началу 20 в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87% из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты (мечта современной России, скорее всего, несбыточная). Около 12% приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % - на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога.

Деятельность ярмарок прекращается после революции, возрождается не на долго во времена нэпа, но полностью ликвидируется в начале 30-х гг.

Конечно, вся публикация - это «галопом по Европам», удалось очень кратко изложить только основные сведения, материал обширный и,если подвергнуть его более глубокому изучению и осмыслению, можно написать еще не одну публикацию.

Что хотелось бы сказать в заключение. Мы ведь с вами тоже на Ярмарке. Думаю, что для многих наша Ярмарка Мастеров -практически дом родной, и представить свою жизнь без нее становится все труднее. А главное, мне кажется, многим здесь удается поддерживать то основное направление, которое еще в 19 веке стало одним из главных в идее национальных ярмарок - обмен опытом, знаниями, искусствами, навыками ремесел, просвещение общества, созидание прекрасного.

А вообще для нас, провинциалов, лишенных доступа к большим современным ярмаркам и вообще сбыту своих товаров в глубинке, где слово handmade воспринимают как ругательство, Ярмарка Мастеров - окно в другой мир, прекрасный мир, где можно не только поглядеть на других и показать себя, но и найти признание, единомышленников, объединиться в один творческий российский народ. Ура!

www.livemaster.ru

Первые ярмарки на Руси

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, торжки и погосты

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.

Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

kartolog.ru

традиции народного гулянья - Щи.ру

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными. В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка. Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка. Место проведения - Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка. Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка. Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

(Кустодиев "Балаганы")

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок. Но Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

schci.ru

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЗнаете ли вы, какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Знаете ли вы,какие ярмарки на Руси были крупнейшими?

Ярмарка. Как ждал её народ! Ведь на ней можно было не только что-то продать и купить. Это были настоящие праздники, на которых можно было и на других посмотреть, и себя показать. На ярмарках обменивались новостями, смотрели представления музыкантов, актёров. Особенно большим вниманием окружали купцов заморских, ведь они могли поведать о странах неведомых, далёких.

Значение слова «ярмарка»

Слово это иноязычного происхождения, с немецкого обозначает «ежегодный рынок». На Руси такое событие первоначально называли «торгом» (отсюда слово «торжище»).

Из истории

  • Сначала ярмарки устраивали только около стен городов, монастырей, чтобы люди находились в определённой безопасности.
  • На ярмарку нужно было получить разрешение князя или представителя власти.
  • Широкое развитие ярмарки на Руси получили в начале 12 века. Они проводились в крупных городах - Новгороде, Москве, Владимире, Киеве и других.

    Крупнейшие ярмарки на Руси

    Мологская (проводилась в верхнем Поволжье с конца 14- начало 16 вв.) Здесь продавали купцы из самых разных стран: поляке, греки, армяне, персы, немцы и многие другие, а также русские купцы. Особенно ярмарка прославилась тем, что торговала с Азией и Турцией.

  • Макарьевская (с конца 16 века). Возникла она у Макарьева монастыря, на Волге, недалеко от Нижнего Новгорода. Удобное географическое положение привлекало купцов из самых разных стран и со всей России. Макарьевская ярмарка способствовала тому, что начал складываться всероссийский рынок. Однако в 1817 году произошёл пожар, который уничтожил практически все ярморочные строения. Было решено перенести торг в Нижний Новгород.
  • Нижегородская (с 1817 года сменила Макарьевскую ярмарку до 1917 года, даже действовала при советской власти в 1921 -1929 годах). В Нижнем Новгороде был построен специальный Ярмарочный двор. Ассортимент товаров был очень богатый: чай, хлопок, рыба, соль, металл, меха, вина и многие другие товары.
  • Ирбитская (с середины 17 века, Урал). Здесь были товары из Сибири, Китая, Средней Азии, из городов России. В 1922-1929 годах возобновила ярмарка свою работу, а с 2002 года снова Ирбитская ярмарка стала известной в России, особенно привлекательна она для туристов.

Конечно, торговали и до этих ярмарок, и после. Но именно данные прославились своим размером, размахом, количеством и разнообразием привозимых сюда товаров, товарооборотом.

И сегодня ярмарки, особенно сезонные, манят к себе покупателей, предоставляя возможность приобрести по доступным ценам самые различные товары.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Вера Мельникова | Ваш отзыв

istoricheskij-portret.ru

Русские ярмарки: история гуляний. - база отдыха Дубки в Выксе Нижегородской области

Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно канули в лету. Но они так и остались символом шуток и веселья. О русских ярмарках, истории их возникновения и способах празднования расскажет дальнейшая статья.

История ярмарок. Ярмарка представляет собой рынок, располагающийся в определенном месте. Туда съезжались торговцы с окрестных земель, чтобы показать и продать свой товар, а заодно и на чужие товары посмотреть.

Именно здесь заключались все крупные и выгодные сделки, так как купцы приезжали не только из других городов, но и заграничные торговцы. Во время ярмарок шла торговля мороженным, сластями, различными напитками, фруктами. Продавались они в специально оборудованных палатках и вразнос. На больших гуляниях очень часто устанавливался шатер, в котором продавали «зеленое вино» (современный абсент).

Товар на ярмарках был очень разнообразным. Каждый продавал все, что мог: начиная от баранок и бубликов, заканчивая домашним скотом и птицей. Большое раздолье было для ремесленников: бондарей, кузнецов, галантерейщиков, гончаров. Здесь они могли продать большое количество своих изделий. Также свои услуги предлагали различные мастера: сапожники, портные, брадобреи. Кроме того по рынку ходили шуты и скоморохи, которые завлекали народ с помощью русских народных зазывалок на ярмарку.

Народные гуляния. Кроме торгов на ярмарке присутствовали и увеселительные мероприятия: играла музыка, выступали артисты, работали цирки, звучали русские народные песни про ярмарку. Обычно ярмарки приравнивались к праздникам. Чаще всего, так отмечались церковные праздники, а также масленица. Все общественные праздники включали в себя эту традицию. На ярмарках весь народ веселился, как мог – люди смотрели представления, катались на каруселях, участвовали в конкурсах.

Традиции ярмарочных гуляний проходили на площадях, деревенских улицах, за городом или деревней. Во всех молодежных развлечениях и деревенских празднованиях обязательно принимали участие молодые девушки и парни, достигшие брачного возраста. Уклонение от участия в празднике вызывало насмешки и общественное порицание.

Неотъемлемой частью гуляний были подвижные игры, хороводы и пляски. Центром гуляний были масленичные и троицкие костры, качели и ледяные горки. Большую популярность на таких праздниках имели балаганы, или передвижные театры. Они зазывали народ посмотреть за диковинных животных и необычных людей. Часто в них разыгрывались различные пьесы. Еще одной достопримечательностью являлись кукольные театры, в которых главную роль всегда играл веселый петрушка.

Первые ярмарки на Руси помогали людям отвлечься от труда и семейных проблем, позволяли повеселиться, расслабиться и, заодно, получить от своего ремесла доход. Они вносили разнообразие и веселье в быт русского человека.

skazka-dubki.ru

Как торговали в Древней Руси-Разное

Появлению ярмарок на Руси предшествовали другие способы торговли. До крещения Руси были распространены погосты, базары и торжки. Они имеют существенные отличия. Для ближайших районов существовали торжки или базары, а вот для ярмарок уже требовалось скопление людей со всех волостей и областей. Именно поэтому ярмарки проводились всего лишь один раз в год, но зато длились они по несколько месяцев.

К тому же на ярмарке всегда было большее разнообразие товара, чем при местной торговле, так как товар привозился со всех концов страны. И потом эти товары получали распространение в других областях именно благодаря ярмаркам.

На ярмарки люди съезжались на лошадях, так как товара надо было везти много. И понятное дело, что где лошади - там и цыгане. Они же лошадями и торговали на ярмарках. А так как лошади в основном были краденные, благодаря этому на древнерусских просторах появились прекрасные породистые европейские жеребцы.

В те времена появлению ярмарок не препятствовало правительство. К тому же Петр I и вовсе придавал большое значение ярмаркам, считая что они только способствуют внутреннему товарообороту, а помимо этого еще и налаживают торговые связи с иностранцами. Уже к XIX веку ярмарки превратились в крупные оптовые центры. Нижегородская ярмарка считалась самой большой и влиятельной. Ее называли "всероссийское торжище" или "меновый двор Европы и Азии". Именно европейцы, прибывая на Нижегородскую ярмарку, приобретали у восточных мастеров китайский чай, ковры из Бухары, турецкий табак и персидский жемчуг. Купцы же с востока покупали ткани из европы, сандаловое дерево и серебряные изделия, а так же галантерею. Но все без исключения купцы с большим удовольствием покупали русские изделия - продукцию ремесленников, хлеб и мед, сельхозсырье.

Помимо торговли на ярмарках так же веселили люд. Гуляния, представления и театральные показы. Конечно обязательны были дрессированные медведи, скоморохи и шуты. Им платили купцы, чтобы те зазывали народ и веселили его, нахваливая товар. Можно сказать что это было время первых рекламных слоганов и рекламных роликов, так зазывно и наглядно скоморохи рекламировали товар.

И если по началу хаос и воровство на ярмарке было в порядке вещей, то со временем все стало более организованно - торговые ряды и прилавки воцарили на ярмарке. Так же появилось ярмарочное законодательство, традиции и ритуалы. Ярмарку стали открывать и закрывать. А полиция и казачьи войска поддерживали общественный порядок.

Конечно после революции ярмарки прикрыли, и в 1930 годах они были полностью упразднены. Правда в послевоенное время форма государственной торговли стала напоминать ярмарку, которую часто украшает стилизованное народное гулянье.

www.krupenichka.ru

7 ярмарочных развлечений по-русски | Русская семерка

Ярмарки на Руси были сразу всем - и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали - хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная "тарзанка". Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

Интересным местом для поиска предметов старины и монет является территория древней ярмарки. Чаще всего ярмарка в старину устраивалась вблизи церквей. Тем самым люди приходили и съезжались с далёких хуторов и деревень, чтобы посетить храм и прикупить жизненно необходимые вещи для хозяйства и лакомства для детей или же привезти на продажу (обмен) свои натуральные продукты и скот.

Слобода.

В средневековые времена на Руси появляются селения, освобождаемые от уплаты повинности, на Дону это вольные казачьи поселения. Они имели церкви и свои ярмарки. Это были довольно таки большие поселения, многие из них полностью исчезли. Церкви разрушены в советское время, а люди ушли в 60-70 годы в города и районные центры, в поиске хорошей зарплаты и комфорта.

Найти место старинной ярмарки легко, если вы знаете в своей местности, где находились большие селения с церквями. Естественно, что основательных строений на этом месте не было. Чаще всего это открытая, ровная местность недалеко от церкви, где есть колодец питьевой воды и хорошие подъезды со всех сторон.

Например, в нашей местности восточные районы Ростовской области, ярмарки не такие древние, так как основное заселение крестьянами и казаками происходило в 18-19 веке. Но если брать во внимание раннее средневековье и античное время, то здесь ещё есть много не исследованного и интересного.

Что можно найти на ярмарках?

Основными находками на территории старинной ярмарки являются:

монеты - потеряшки разных периодов, в зависимости от возникновения и гибели селения.

Второй пункт находок - это нательные крестики, иконки, украшения, в общем, предметы металлопластики.

Третий - это осколки керамики, конские украшения и детали упряжи.

Старинная ярмарка может хранить в себе много интересных и стоящих предметов древности. Главное не ошибиться, ведь в старину возле церквей были не только ярмарки, но и кладбища.

Можно ли найти на ярмарки клад.

Найти клад на месте старинной ярмарки практически невозможно, потому что они были сезонные, зданий постоянных там не было, за исключением богатых лавочников и купеческих палат. Можно предположить, что монеты закапывались в случае внезапной опасности, но это скорее исключение. Некоторые кладоискатели рассказывают о найденных на территории ярмарки кошельках с монетами.

Ярмарка интересна потерянными в ходе торговли монетами, предметами быта и металлопластики.

Интересные материалы сайта