Людвиг ван Бетховен. Загадка пьесы «К Элизе

Биография и эпизоды жизни Людвига ван Бетховена. Когда родился и умер Людвиг ван Бетховен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Людвига ван Бетховена:

родился 16 декабря 1770, умер 26 марта 1827

Эпитафия

«В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров».
Из стихотворения Николая Заболоцкого, посвященного Бетховену

Биография

В нем не разглядел таланта собственный отец, а Гайдн считал его слишком мрачным композитором, но когда Бетховен умер - за его гробом шли двадцать тысяч человек. Последние годы жизни композитор был абсолютно глух, но это не помешало ему создать в это время самые гениальные свои произведения. Возможно, Бетховен действительно не ошибался, когда говорил, что творит с божьей помощью.

Людвиг ван Бетховен родился в музыкальной семье. Отец с детства занимался с мальчиком и обучал его игре на различных музыкальных инструментах. Но первое выступление маленького Бетховена прошло без особого успеха, и отец решил, что у того нет таланта, и перепоручил сына другим учителям. Бетховен же, вопреки неутешительным прогнозам отца, уже в 12 лет получил должность помощника органиста при дворе. А когда скончалась его мать, то взял на себя обязанности кормильца и содержал своих младших братьев, работая в оркестре.

Первую славу Бетховену принесли не его собственные сочинения, а виртуозное исполнение. Вскоре стали издаваться и произведения самого Бетховена. Особенно успешным для композитора стал период жизни Бетховена, который он прожил в Вене. Несмотря на то, что композитор отличался довольно резким нравом, высоким самомнением, отказывался преклоняться перед чинами и влиятельными людьми, не признать гений Бетховена было нельзя. И все же у композитора всегда было много друзей - жесткий и самолюбивый на людях, он был очень щедрым и доброжелательным по отношению к своим близким, готовым отдать им последние деньги или помочь в решении проблем.

Но главной страстью Бетховена оставалась музыка. Возможно, поэтому он никогда не женился, так он был увлечен собой и своей возможностью творить. Только болезнь могла помешать ему сочинять, и потому злой иронией кажется тот факт, что гениальный композитор начал терять слух в столь молодом возрасте. Но даже это не останавливало его, а его музыка становилась еще более совершенной и монументальной.

Последние годы жизни Бетховен работал с особым рвением, создавая одно великое произведение за другим. Но болезнь и переживания из-за племянника, которого Бетховен взял на содержание, значительно сократили его век. Смерть Бетховена наступила 26 марта 1827 года. Похороны Бетховена прошли с огромными почестями. Могила Бетховена находится на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

16 декабря 1770 г. Дата рождения Людвига ван Бетховена.
1778 г. Первое публичное выступление Бетховена в Кельне.
1780 г. Начало занятий с органистом и композитором Кристианом Готлобом Нефе.
1782 г. Поступление на должность помощника придворного органиста, публикация первого сочинения юного композитора - вариаций на тему марша Дресслера.
1787 г. Поступление на должность альтиста в оркестре.
1789 г. Посещение лекций в университете.
1792-1802 гг. Венский период в жизни Бетховена - занятия с Гайдном, Сальери, известность Бетховена как виртуозного исполнителя, издание произведений Бетховена.
1796 г. Начало потери слуха.
1801 г. Написание Бетховеном «Лунной сонаты».
1803 г. Написание Бетховеном «Крейцеровой сонаты».
1814 г. Постановка единственной оперы Бетховена «Фиделио».
1824 г. Исполнение Симфонии № 9 Бетховена.
26 марта 1827 г. Дата смерти Бетховена.
29 марта 1827 г. Похороны Бетховена.

Памятные места

1. Дом Бетховена в Бонне, в котором он родился.
2. Дом-музей Бетховена в Бадене, где он жил и работал.
3. Театр Ан дер Вин («Театр на реке Вена»), в котором состоялись премьеры таких произведений Бетховена, как опера «Фиделио», Вторая, Третья, Пятая и Шестая симфонии, скрипичный и Четвертый фортепианный концерты.
4. Памятная доска Бетховену на доме «У золотого единорога» в Праге, где останавливался композитор.
5. Памятник Бетховену в Бухаресте.
6. Памятник Бетховену, Гайдну и Моцарту в Берлине.
7. Центральное кладбище Вены, где похоронен Бетховен.

Эпизоды жизни

Как и Бах, Бетховен был уверен, что в его музыке есть божественное начало. Но если Бах считал, что его талант - заслуга Бога, то Бетховен утверждал, что общается с Богом во время написания музыки. Известно, что он обладал немного заносчивым характером. Однажды один музыкант пожаловался на сложный и неудобный пассаж в произведении Бетховена, на что композитор возмущенно ответил: «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, неужели вы думаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»

У Бетховена было много странностей. Например, прежде, чем начать сочинять музыку, Бетховен опускал голову в емкость с ледяной водой, а в моменты, когда в работе наступало затруднение, он начинал лить себе воду на руки. Очень часто он ходил по дому в мокрой одежде, даже не замечая этого и погрузившись в свои размышления. Соседи Бетховена нередко жаловались на льющуюся с потолка воду.

Однажды Бетховен гулял с немецким поэтом Германом Гете, и тот возмущался, что он устал от бесконечных приветствий прохожих. На что Бетховен снисходительно ответил: «Пусть это вас не беспокоит, ваше превосходительство. Возможно, приветствия предназначены мне».

Завет

«Люди сами творят свою судьбу!»


Биография Людвига ван Бетховена в проекте «Энциклопедия»

Соболезнования

«Гайдн и Моцарт, творцы новой инструментальной музыки, первыми продемонстрировали нам искусство в его небывалом блеске, но вглядывался в него с великой любовью и проникал в его суть один Бетховен».
Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, композитор, художник

«Истинная причина успеха бетховенской музыки в том, что люди изучают её не в концертных залах, а у себя дома, за роялем…»
Рихард Вагнер, композитор

«Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне».
Джузеппе Фортунино Франческо Верди, композитор

Людвиг ван Бетховен родился в эпоху великих перемен, главной из которых стала Французская революция. Именно поэтому тема героической борьбы стала основной в творчестве композитора. Борьба за республиканские идеалы, стремление к переменам, лучшему будущему - этими идеями жил Бетховен.

Детство и юность

Родился Людвиг ван Бетховен в 1770 году в Бонне (Австрия), где и провел детство. Воспитанием будущего композитора занимались часто сменявшиеся учителя, друзья отца обучали его игре на разных музыкальных инструментах.

Поняв, что сын обладает музыкальным талантом, отец, желая видеть в Бетховене второго Моцарта, начал заставлять мальчика долго и упорно заниматься. Однако надежды не оправдались, Людвиг не оказался вундеркиндом, однако получил хорошие композиционные знания. И благодаря этому в 12 лет было опубликовано его первое произведение: «Фортепианные вариации на тему марша Дресслера».

Бетховен в 11 лет начинает работать в театральном оркестре, не оканчивая школу. До конца своих дней он так и писал с ошибками. Однако композитор много читал и без посторонней помощи выучил французский, итальянский и латынь.

Ранний период жизни Бетховена был не самым продуктивным, за десять лет (1782-1792) было написано всего около пятидесяти произведений.

Венский период

Понимая, что ему еще многому необходимо научиться, Бетховен переезжает в Вену. Здесь он посещает уроки композиции и выступает в качестве пианиста. Ему покровительствуют многие ценители музыки, однако композитор держит себя с ними холодно и гордо, резко отвечая на обиды.

Этого периода отличаются своей масштабностью, появляются две симфонии, «Христос на Масличной горе» - знаменитая и единственная оратория. Но в это же время дает о себе знать болезнь - глухота. Бетховен понимает, что она неизлечима и быстро прогрессирует. От безнадежности и обреченности композитор углубляется в творчество.

Центральный период

Этот период датируется 1802-1012 годами и характеризуется расцветом таланта Бетховена. Преодолев страдания, причиненные болезнью, он увидел схожесть своей борьбы с борьбой революционеров во Франции. Произведения Бетховена воплотили в себя эти идеи стойкости и непоколебимости духа. Особенно ярко они проявились в «Героической симфонии» (симфония № 3), опере «Фиделио», «Аппассионате» (соната № 23).

Переходный период

Этот период длится с 1812 по 1815 год. В это время в Европе происходят большие перемены, после окончания властвования Наполеона собирается Его проведение способствует усилению реакционно-монархических тенденций.

Вслед за политическими переменами изменяется и культурная ситуация. Литература и музыка отходят от привычного Бетховену героического классицизма. Романтизм начинает захватывать освобожденные позиции. Композитор принимает эти перемены, создает симфоническую фантазию «Битва при Ваттории», кантату «Счастливое мгновенье». Оба творения имеют большой успех у публики.

Однако не все произведения Бетховена этого периода таковы. Отдавая дань новой моде, композитор начинает экспериментировать, искать новые пути и музыкальные приемы. Многие из этих находок были признаны гениальными.

Позднее творчество

Последние годы жизни Бетховена ознаменовались политическим упадком в Австрии и прогрессирующей болезнью композитора - глухота стала абсолютной. Не имея семьи, погруженный в безмолвие, Бетховен взял на воспитание племянника, но и тот лишь приносил огорчение.

Произведения Бетховена позднего периода разительно отличаются от всего того, что он писал ранее. Романтизм берет верх, а идеи борьбы и противостояния светлого и темного приобретают философский характер.

В 1823 году на свет появляется величайшее творение (как он считал сам) Бетховена - «Торжественная месса», впервые прозвучавшая в Петербурге.

Бетховен: «К Элизе»

Это произведение стало самым известным творением Бетховена. Однако при жизни композитора багатель № 40 (формальное название) не была широко известна. Рукопись обнаружилась только после смерти композитора. В 1865 г. ее нашел Людвиг Ноль, исследователь творчества Бетховена. Получил он ее из рук некой женщины, которая утверждала, что это подарок. Время написания багатели установить не удалось, так как датирована она была 27 апреля без указания года. В 1867 году произведение опубликовали, но оригинал, к сожалению, был утерян.

Кто такая Элиза, которой посвящена фортепианная миниатюра, доподлинно неизвестно. Существует даже предположение, выдвинутое Максом Унгером (1923 г.), что изначально произведение называлось «К Терезе», а Ноль просто неправильно разобрал почерк Бетховена. Если принять эту версию за истину, то пьеса посвящена ученице композитора - Терезе Мальфатти. Бетховен был влюблен в девушку и даже сделал ей предложение, но получил отказ.

Несмотря на множество прекрасных и чудесных произведений, написанных для фортепиано, Бетховен для многих неразрывно связан именно с этой загадочной и чарующей пьесой.

Уникальный музыкальный талант великого композитора Людвига ван Бетховена сочетался в нем с неуживчивым угрюмым характером, из-за чего с ним всегда приключались неприятные истории. Он был замкнутым, нелюдимым и чересчур прямолинейным, поэтому редко вызывал в ком-то теплые чувства. Не везло композитору и в отношениях с женщинами, но благодаря одной из них появилось гениальное музыкальное произведение - «Лунная соната» .


Музыкальным талантом обладали в их семье и дед, и отец. Ежедневными занятиями музыкой Людвиг обязан честолюбию отца - заметив у сына природные способности, он запирал его в комнате с клавесином, в надежде, что сын превзойдет Моцарта. Мальчик занимался по 7-8 часов в день. В результате в 8 лет он уже дал свой первый концерт в Кельне. Семья жила в нужде, и Людвиг не окончил школу, так как вынужден был работать. Он много читал, но с правописанием и с арифметикой у него были серьезные проблемы. До конца своих дней он так и не научился умножать.


У Бетховена было множество странных привычек. Например, прежде чем приступить к сочинению музыки, он опускал голову в таз с ледяной водой. Он любил кофе и варил его строго из 64 зерен. Композитор всегда был небрежно одет и не причесан. Ом мог появляться на публике в мятой и грязной одежде, чем отпугивал окружающих.


Прямолинейность и резкость в общении с людьми иногда казались им невоспитанностью. Однажды во время его выступления один из гостей начал разговаривать с дамой. Бетховен тут же прервал выступление со словами: «Таким свиньям я играть не буду!». В пылу гнева он написал одному из сановных меценатов: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен — один!»


Гете говорил о нем: «Этот Бетховен - малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным». Гайдн говорил, что музыка Бетховена настолько угрюма, мрачна и тревожна, «что на душе делается скверно и весьма неспокойно».


В 1796 г. Бетховен начинает терять слух - воспаление внутреннего уха приводит к постоянному звону в ушах и невосприимчивости к звукам внешнего мира. И без того угрюмый и замкнутый, композитор еще больше замыкается в себе. По совету врачей он поселился в маленьком городе, но покой и тишина не препятствовали развитию болезни. Именно в эти годы он создает свои самые знаменитые произведения.


Ужас от прогрессирующей глухоты отступил, когда в Вене Бетховен встретил 17-летнюю итальянскую аристократку Джульетту Гвиччарди. 30-летний композитор влюбился и убедил себя в том, что девушка отвечает ему взаимностью. Она брала у него уроки игры на фортепиано до тех пор, пока не завела роман с 18-летним посредственным композитором. Вскоре она вышла за него замуж и уехала в Италию. Именно ей Бетховен посвятил «Лунную сонату».


Через несколько лет Джульетта снова приехала в Австрию и пришла к Бетховену просить помочь ее обедневшей семье. Он дал ей денег, но просил больше никогда его не беспокоить. Композитор пытался строить отношения с другими женщинами, но эти попытки были безуспешными. Однажды певица из венского театра отказала ему, потому как «композитор настолько безобразен во внешнем виде, да к тому же кажется слишком уж странным». До самой смерти он оставался одиноким.

Как выглядел Бетховен на самом деле? В этом вопросе приходится доверять мастерству художников, которым довелось работать с великим композитором в качестве модели. Здесь приводятся атрибутированные изображения Бетховена, которые были сделаны "с натуры", и которые можно рассматривать в качестве исторического документа.

«Подлинные» портреты Бетховена.

Автором этого силуэта является Joseph Neesen, и это первое подтвержденное изображение Бетховена, которое нам доступно. Согласно сообщению его друга Герхарда Вегелера (Franz Gerhard Wegeler), оно было сделано в 1786 году в доме семьи фон Брёйнинг в Бонне (где Бетховен давал уроки музыки и проводил много времени в качестве друга дома) в один их двух вечеров, когда были изготовлены силуэты всех членов семьи.

Самое раннее из атрибутированных живописных изображений Бетховена относится предположительно к 1800 году. Это портрет работы австрийского художника Gandolph Ernst Stainhauser von Treuberg, который был написан вскоре после первого большого успеха композитора в Вене (первая «Академия» в Бургтеатре, 1800 г.). Оригинальный портрет не сохранился, однако он послужил образцом для нескольких гравюр, которые были созданы в Вене и Лейпциге по заказу издателей Бетховена с 1801 по 1805 год.

Миниатюрный портрет на слоновой кости 1803 года работы датского художника Кристиана Хорнемана (Christian Horneman). Бетховен на этом портрете выглядит элегантным светским молодым человеком, одетым и подстриженным по последней моде. Видимо, портрет очень нравился самому композитору, т. к. через год Бетховен подарил его своему боннскому другу Стефану фон Брёйнинг (Stephan von Breuning) в знак примирения. Можно предположить, что художнику удалось прекрасно передать живую экспрессию и пытливый взгляд молодого Бетховена.

Венского художника-любителя Йозефа Мэлера (Joseph Willibrord Mähler) познакомил с Бетховеном Стефан фон Брёйнинг около 1803 года. Уже через год, в 1804 году, Мэлер написал свой первый портрет композитора - в «академическом» стиле, в саду Аркадии и с лирой в руке. Сейчас портрет хранится в венском музее Pasqualati-Haus. В 19 веке это изображение получило большую известность благодаря литографии Йозефа Крихубера (Josef Kriehuber), созданной на его основе.

Существует две версии этого портрета кисти берлинского художника Исидора Нойгасса (Isidor Neugass). Первая создана по заказу одного из основных покровителей Бетховена князя Карла Лихновкого в 1806 году, вторая была заказана венгерской аристократической семьей Брунсвик, с которой композитор также поддерживал близкие дружеские отношения, предположительно в 1805. Версии различаются в основном цветом одежды, а также одной небольшой деталью: на версии, принадлежавшей семейству Брунсвик, можно видеть ленту для лорнета (которую в литературе часто называют цепочкой для часов), на версии Лихновского она отсутствует. Нойгасс выбрал формат поясного портрета, который был популярен в Вене в это время. Художник несколько «сгладил» черты лица Бетховена (особенно на версии Лихновского), приблизив их к существовавшему на тот момент идеалу.

Карандашный рисунок Людвига Фердинанда Шнорр фон Карольсфельд (Ludwig Ferdinand Schnorr von Carolsfeld), предположительно 1808-1810 год. (Gleichenstein Collection) Под рисунком имеется надпись, автор которой не установлен: "От старого директора Шнорр фон Карольсфельд из Дрездена, в 1808 или 1809 году в альбоме семьи Мальфатти в Мюнхене. Собственность госпожи фон Гляйхенштайн (Frau von Gleichenstein), урожденной Мальфатти во Фрайбурге в Брейсгау (Breisgau)".

Вероятно, единственным абсолютно объективным изображением Бетховена можно считать прижизненную маску, сделанную в 1812 году скульптором Францем Кляйном (Franz Klein), на которой основаны многие позднейшие скульптурные и живописные изображения. В 1812 году друзья Бетховена, рояльный мастер Андреас Штрайхер и его супруга Нанетт, открыли большой салон по продаже фортепиано, служивший также концертным залом. Они решили украсить его бюстами знаменитых музыкантов, среди которых должен был находиться и бюст Бетховена, причем максимально реалистичный. Скульптуру заказали Францу Кляйну, который до 1805 года занимался изготовлением гипсовых копий по слепкам с оригинала для доктора медицины Франца Галла (Franz Joseph Gall).

В 1814 году венский издатель Доминик Артариа (Dominik Artaria) опубликовал гравюру с изображением Бетховена, исполненную мастером Бласиусом Хёфелем (Blasius Höfel). Эскиз для гравюры был заказан французскому художнику по имени Louis-René Létronne, работавшему в 1805-1817 гг. в Вене. Однако, карандашный рисунок Летронна не устроил Хёфеля, который обратился к Бетховену с просьбой позировать ему снова. Композитор согласился, и Хёфель написал новый портрет, который и послужил в итоге эскизом для гравюры. Рисунок же Летронна также послужил эскизом для, по крайней мере, одного анонимного офорта и сейчас хранится в частной коллекции в Париже.

Гравированный портрет чрезвычайно понравился Бетховену, он разослал копии с персональными посвящениями своим боннским друзьям Герхарду Вегелеру (Gerhard Wegeler), Иоганну Кревельту (Johann Heinrich Crevelt) и Николаусу Зимроку (Nikolaus Simrock). Композитор в этот момент находился в зените славы после премьер своих сочинений, приуроченных к Венскому Конгрессу: кантаты "Der glorreiche Augenblick" Op. 136 и батальной симфонической пьесы "Wellingtons Sieg oder Schlacht bei Vittoria") Op. 91, а также успешного возрождения "Фиделио".

Гравюра быстро стала популярна в Вене, и уже в следующем году портрет был перегравирован Карлом Риделем (Karl Traugott Riedel) в Лейпциге. В 1817 году эта гравюра была опубликована в лейпцигской "Allgemeine Musikalische Zeitung" и таким образом получила широкое распространение.

Интересно, что именно это изображение (точнее, вариант Хёфеля) послужило одним из оснований для теории об африканских корнях Бетховена , получившей распространение в Интернете.

Живописный портрет работы неизвестного мастера, написанный, вероятно, с гравюры Хёфеля или рисунка Летронна, хранится в театре La Scala.

Российский немец Густав Фомич Гиппиус (Gustav Adolf Hippius) изучал живопись за границей и в 1814-1816 гг. проживал в Вене. Неизвестно, позировал ли ему Бетховен, во всяком случае его карандашный портрет композитора (56×40 cm), датируемый предположительно 1815 годом, не является копией какого-либо из известных изображений. Сейчас рисунок хранится в Beethoven-Haus в Бонне.

Около 1815 года Йозеф Мэлер (Joseph Willibrord Mähler) написал серию портретов современных ему венских композиторов, в которую вошел и портрет Бетховена. Было создано несколько версий этого портрета, одну из которых Мэлер оставил себе и хранил в течение всей жизни.

Портрет кисти Иоганна Геккеля (Johann Christoph Heckel), 1815 год. Сейчас портрет хранится в Библиотеке Конгресса США а Вашингтоне. На сайте музея Beethoven-haus можно также увидеть анонимную копию картины (холст/масло) и литографию А. Хатцфельда (A. Hatzfeld).

Фердинанд Шимон (Ferdinand Schimon) написал несколько портретов музыкантов, среди которых были Шпор (Louis Spohr), Вебер (Carl Maria von Weber) и Бетховен. История этого портрета Бетховена, созданного в 1818 году, известна со слов Антона Шиндлера, который, как он сам пишет, и был инициатором этой работы Шимона. Поскольку Бетховен не любил позировать, Шимон работал над портретом прямо в квартире композитора, когда тот занимался сочинением. Однако, таким образом закончить портрет не удалось, и некоторое время спустя, Бетховен пригласил художника, чтобы тот смог сделать необходимые доработки, в которых особенно нуждались области вокруг глаз. В результате, композитор остался "вполне доволен" портретом, полученным таким замысловатым путем.

В противоположность многим другим, идеализированным изображениям Бетховена, карандашный рисунок Клобера, созданный летом 1818 года в Мёдлинге (Mödling), хорошо передает прямое и непосредственное восприятие внешнего вида композитора (Бетховен не позировал для этого портрета). Согласно воспоминаниям Клобера, сам Бетховен считал, что на этом наброске была удачно схвачена натура, и что особенно хорошо получилась его прическа.

Клобер создал еще два портрета Бетховена, основываясь на этом рисунке. Один из них, холст/масло, сейчас считается утраченным. На нем Бетховен был изображен вместе с племянником Карлом на лоне природы. Однако, сохранился рисунок углем и мелом, созданный несколько лет спустя и изображающий Бетховена в значительно более идеализированном виде. Существовало еще две версии этого рисунка, но они не сохранились.

С 40-е годы 19 века берлинские литографы Theodor Neu и Carl Fischer создали несколько литографий на основе рисунка углем и мелом - под непосредственных наблюдением художника, о чем свидетельствуют надписи на некоторых оттисках. Благодаря широкому распространению этих литографий, которые были скопированы множеством художников 19 столетия, это изображение Бетховена стало особенно популярным. Карандашный же рисунок Клобера не привлекал особенного внимания вплоть до 20 века.

Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), созданный весной 1820 года является, возможно, самым популярным изображением композитора. Портрет Штилера формировал представление широкой публики и личности и внешности Бетховена на протяжении двух столетий. В глазах последующих поколений, в своем идеализированном изображении художник зафиксировал творческий гений великого композитора. Портрет был заказан супругами Франц и Антония Брентано (Franz и Antonie Brentano), которые были друзьями Бетховена приблизительно с 1810 года. "Разговорные тетради" дают довольно детальное представление о происхождении портрета. Композитор позировал для этого портрета 4 раза - необычно много, поскольку, по словам самого Бетховена, он был не в состоянии долго сидеть неподвижно.

В 1823 году Фердинанд Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller) получил заказ от лейпцигского издательства Breitkopf & Härtel на портрет Бетховена. Как видно из нескольких писем и записей в "разговорных тетрадях", композитор позировал для этого портрета лишь однажды. Причем, сеанс был прерван раньше времени и продолжения не последовало. Поэтому, предполагается, что Вальдмюллер успел написать только лицо композитора, а одежда и, возможно, часть волос были добавлены позже.

Портрет 1823 года работы Иоганна Стефана Деккера (Johann Stephan Decker). Это последний известный портрет Бетховена, сейчас он хранится в Городском Историческом музее Вены (Hisctorisches Museum der Stadt Wien).

Библиография:
Comini, Alessandra. The changing image of Beethoven: a study in mythmaking. New York: Rizzoli, 1987.
"Ludwig Van Beethoven, Bicentennial Edition 1770-1970", LOC 70-100925, Deutsche Grammophon Gesellschaft mbH, Hamburg, 1970.
Robert Bory. Ludwig van Beethoven: His Life and His Work in Pictures. Atlantis Books, Zurich, 1960.
http://www.mozartportraits.com/index.php?p=3&CatID=1

Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение - быть и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.

Семья Людвига ван Бетховена

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Детство и юношество

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка. После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином. Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен (композитор в дальнейшем) садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг - такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг.

Отношение к учебе

Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен. Интересные факты из жизни композитора связаны и с его арифметической неграмотностью. Возможно, талантливому пианисту не удалось освоить математику из-за того, что, не окончив школы, он вынужден был работать, а возможно, все дело в сугубо гуманитарном складе ума. Людвига ван Бетховена нельзя назвать невежей. Он томами читал литературу, обожал Шекспира, Гомера, Плутарха, увлекался произведениями Гете и Шиллера, знал французский и итальянский, освоил латынь. И именно пытливости ума он был обязан своими знаниями, а не образованию, полученному в школе.

Учителя Бетховена

С раннего детства музыка Бетховена, не похожая на произведения его современников, рождалось в его голове. Он играл вариации на всевозможные известные ему композиции, но из-за убежденности отца, что ему еще рано сочинять мелодии, мальчик долгое время не записывал свои сочинения.

Учителя, которых приводил ему отец, порой были просто его собутыльниками, а иногда становились наставниками виртуоза.

Первым человеком, о котором с теплотой вспоминает сам Бетховен, стал друг его деда - придворный органист Эден. Актер Пфейфер учил играть мальчика на флейте и клавесине. Некоторое время играть на органе учил монах Кох, а затем Ханцман. После появился скрипач Романтини.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах - молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой как Йозеф Гайдн, но они не нашли А один из наставников - Иоганн Георг Альбрехтсбергер - считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Характер музыканта

История Бетховена и перипетии его жизни наложили заметный отпечаток на его творчество, сделали угрюмым его лицо, но не сломили упорного и волевого юношу. В июле 1787 года умирает самый близкий человек для Людвига — его мать. Юноша тяжело перенес утрату. После кончины Марии-Магдалины он и сам слег - его сразил тиф, а затем и оспа. На лице молодого человека остались язвы, а глаза поразила близорукость. Заботу о двух младших братьях еще незрелый юноша берет на себя. Его отец к тому времени окончательно спился и скончался спустя 5 лет.

Все эти жизненные неурядицы отразились на характере молодого мужчины. Он стал замкнутым и нелюдимым. Был часто угрюм и резок. Но его друзья и современники утверждают, что, несмотря на такой необузданный нрав, Бетховен оставался настоящим другом. Деньгами помогал всем своим знакомым, которые нуждались, обеспечивал братьев и их детей. Неудивительно, что музыка Бетховена казалась его современникам угрюмой и мрачной, ведь она была полным отражением внутреннего мира самого маэстро.

Личная жизнь

О душевных переживаниях великого музыканта известно совсем мало. Бетховен был привязан к детям, любил красивых женщин, но семью так и не создал. Известно, что первой его негой стала дочь Елены фон Брейнинг — Лорхен. Ей была посвящена музыка Бетховена конца 80-х гг.

Стала первой серьезной любовью великого гения. Это и неудивительно, ведь хрупкая итальянка была красива, покладиста и обладала склонностями к музыке, на ней и сосредоточил свой взор уже зрелый тридцатилетний учитель-Бетховен. Интересные факты из жизни гения связаны именно с этой особой. Соната № 14, позже названная «Лунной», была посвящена именно этому ангелу во плоти. Бетховен писал письма своему другу Францу Вегелеру, в которых признавался в пылких чувствах к Джульетте. Но после года занятий и нежной дружбы Джульетта вышла замуж за графа Галленберга, которого сочла более талантливым. Есть сведения, что через несколько лет их брак оказался неудачным, и Джульетта обратилась к Бетховену за помощью. Бывший возлюбленный денег дал, но попросил больше не приходить.

Тереза Брунсвик - еще одна ученица великого композитора - стала новым его увлечением. Она посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. До конца жизни Бетховена связывала с ней дружба по переписке.

Беттина Брентано - писательница и подруга Гете - стала последним увлечением композитора. Но в 1811 году и она связала свою жизнь с другим писателем.

Самой длительной привязанностью Бетховена стала любовь к музыке.

Музыка великого композитора

Творчество Бетховена увековечило его имя в истории. Все его произведения являются шедеврами мировой классической музыки. В годы жизни композитора его стиль исполнения и музыкальные композиции были новаторскими. В нижнем и верхнем регистре одновременно до него никто не играл и не сочинял мелодий.

В творчестве композитора искусствоведы выделяют несколько периодов:

  • Ранний, когда были написаны вариации и пьесы. Тогда Бетховен для детей сочинил несколько песенок.
  • Первый - венский период - датируется 1792-1802 гг. Уже известный пианист и композитор полностью отказывается от манеры исполнения, свойственной ему в Бонне. Музыка Бетховена становится абсолютно новаторской, живой, чувственной. Манера исполнения заставляет зрителей на одном дыхании слушать, впитывать звуки прекрасных мелодий. Свои новые шедевры автор нумерует. В это время он пишет камерные ансамбли и пьесы для фортепиано.

  • 1803 - 1809 гг. характеризовались мрачными произведениями, отражающими бушующие страсти Людвига ван Бетховена. В этот период он пишет единственную свою оперу "Фиделио". Все композиции этого периода наполнены драматизмом и надрывом.
  • Музыка последнего периода более размеренная и сложная для восприятия, а некоторые концерты зритель не воспринимал вовсе. Такой реакции не принимал Людвиг ван Бетховен. Соната, посвященная эксгерцогу Рудольфу, написана именно в это время.

До конца своих дней великий, но уже очень больной композитор продолжал сочинять музыку, которая впоследствии станет шедевром мирового музыкального наследия XVIII века.

Болезнь

Неординарной и весьма вспыльчивой личностью был Бетховен. Интересные факты из жизни относятся к периоду его болезни. В 1800 году музыкант начал ощущать Через некоторое время врачи признали, что недуг неизлечим. Композитор был на грани самоубийства. Он покинул общество и высший свет и некоторое время жил в уединении. Через некоторое время Людвиг продолжил писать по памяти, воспроизводя звуки в своей голове. Этот период в творчестве композитора назван "героическим". К концу жизни Бетховен полностью оглох.

Последний путь великого композитора

Смерть Бетховена стала огромным горем для всех поклонников композитора. Он скончался 26 марта 1827 года. Причина не была выяснена. Долгое время Бетховен страдал болезнью печени, его мучили боли в животе. По другой версии, гения отправили на тот свет душевные муки, связанные с разгильдяйством своего племянника.

Последние данные, полученные британскими учеными, говорят о том, что композитор мог непреднамеренно отравиться свинцом. Содержание этого металла в организме музыкального гения в 100 раз превышало норму.

Бетховен: интересные факты из жизни

Немного подытожим сказанное в статье. Жизнь Бетховена, как и его смерть, обросла множеством слухов и неточностей.

Дата рождения здорового мальчика в семье Бетховенов и по сей день вызывает сомнения и споры. Некоторые историки утверждают, что родители будущего музыкального гения были больны, и поэтому априори не могли иметь здоровых детей.

Талант композитора проснулся в ребенке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только читать с листа.

Музыка Бетховена имела отпечаток грусти, мрачности и некоторого уныния. Один из его учителей - великий Йозеф Гайдн - написал об этом Людвигу. А тот, в свою очередь, парировал, что Гайдн его ничему не научил.

Перед сочинением музыкальных произведений Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Некоторые специалисты утверждают, что такого рода процедуры могли стать причиной его глухоты.

Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.

Как и любому великому гению, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.

В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.

Одно из великих изречений гения: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой".