Кропивницкий лев евгеньевич. Все стихи евгения кропивницкого Живые и мертвые


ЖИЗНЬ

Родился 13 (25) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. Отец и мать были музыкальны: отец хорошо пел, мать аккомпанировала ему на фортепьяно.
Другом семьи был поэт Филарет Иванович Чернов (1877–1940), который, как мы увидим, первым признал в 1937 году ценность поэзии Кропивницкого.
В 1904–1911 годах К. учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик». В 1912–1920 годах жил в Москве, работал в театрах декоратором и гримером, учился в народном университете Шанявского на факультете истории (1915–1918). В 1920–1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири: Вологде, Глазове и Тюмени. В Вологде в 1920 г. встретил Ольгу Ананьевну Потапову (1892–1971), которая стала его женой. Под влиянием К. она стала серьезно заниматься живописью, впоследствии в Москве училась у художников группы «Бубновый валет» Машкова и В. Рождественского. С конца 1950-х делала изысканные абстракции.
В Тюмени родился сын, художник и поэт Лев Кропивницкий (1922–1993). В Москве родилась дочь, художница Валентина Кропивницкая (1924–2008).
С 1923 года К. жили под Москвой. Е.Л. работал руководителем изостудии в Лесной школе в Тучкове. С 1934 года – на станции Долгопрудная, самые последние годы, после смерти жены, жил в Москве. Работал учителем рисования в школах, народных студиях – до выхода на пенсию в 1958 г.
Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».
Практически вся взрослая жизнь К. прошла в бедности: «Сколько я себя помню, начиная с революции, я все время голодал и холодал». Поэтому образ жизни был вынужденно аскетический, что наложило отпечаток и на тон его искусства.
К политическим потрясениям, происходившим в России, К. относился как к стихийным бедствиям, угрожающим и без того хрупкому существованию человека. Сам Е.Л. репрессиям не подвергался, но в 1946 году был арестован его сын, который был в сталинских лагерях и ссылке до 1956 г.
Писать стихи и рисовать К. продолжал почти до конца, последнее известное нам стихотворение датировано 19 октября 1978.
Умер 19 января 1979 на 86-м году жизни.

УЧИТЕЛЬ. ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА

Помимо изо-преподавания К. после войны некоторое время вел и поэтическую студию во Дворце пионеров Ленинградского района Москвы. Там среди его учеников был Генрих Сапгир. А в художестве он был учителем Оскара Рабина, который впоследствии женился на Валентине Кропивницкой.
Общение К. с учениками не ограничивалось официальными занятиями. Многие из них ездили к учителю в Долгопрудную и там общались, гуляли, обсуждали всевозможные темы. Неофициальным учеником Кропивницкого был и Холин, начиная с 1949 г.
Свойство притягивать и объединять людей проявилось особенно в послевоенные годы, а после смерти Сталина вообще уже не так страшно стало жить, и вокруг К. сложилось сообщество художников и поэтов, названное впоследствии Лианозовской школой. (Название это объясняется тем, что на станции Лианозово, недалеко от Долгопрудной, поселились в 1956 году Рабин и Кропивницкая и стали устраивать там домашние показы картин членов семьи и их друзей.)
К ней принадлежали, помимо вышеназванных Холина, Сапгира, Рабина, В. и Л. Кропивницких, также художники Немухин, Мастеркова, Вечтомов, поэты Некрасов и Сатуновский. Среди друзей К. разных лет были художник Б. Свешников и молодой в те годы поэт Э. Лимонов.

ТВОРЧЕСТВО

Сам Кропивницкий пишет в автобиографии, что он «Занимался в основном тремя искусствами – 1) рисованием и живописью, 2) сочинением стихов и 3) сочинением музыки».
Музыка поставлена на третье место, очевидно, она имела место в раннем периоде: «С 1914 года я сочинял музыку – написал ряд пьес, романсы и оперные сцены "Кирибеевич". Впоследствии, лишившись рояля, я не мог продолжать занятий по музыке...».
В историю русского искусства К. вошел прежде всего как художник и поэт, лидер Лианозовской группы, в которой объединялись художники и поэты.
Эволюция К. как художника не описана и, насколько нам известно, до сих пор не исследована. Его работы до конца 1940-х годов либо не сохранились, либо хранятся в каких-то неизвестных местах. Интересно было бы целостно описать творческий путь К., учитывая взаимодействие его поэзии и живописи, но этого до сих пор никто еще не сделал...
Избранное Кропивницкого 2004 года, составленное мной, впервые, надеюсь, показало поэтическое наследие этого автора в полноте и разнообразии.

ПОЭЗИЯ

Стихи писал с 1909 года. В некоторых ранних стихах есть влияние символизма, но уже в 1918–1922 гг. создается реалистический цикл, посвященный городскому и деревенскому быту (в этих стихах можно усмотреть сходство со стихами Малахиевой-Мирович из книги «Монастырское» – о ней будет вторая лекция, Татьяны Нешумовой).
К середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. И первым человеком, отметившим эти стихи, был Филарет Чернов, который так приветствовал в 1937 году появление нового поэта: «то, что вы делаете, это настолько необыкновенно, настолько непохоже на то, что было сделано в поэзии всех времен и народов, что я крайне поражен. Изумительная острота!».
Характерно, что внешне эти стихи как бы ничем не отличались от традиционных типов русских стихов – те же размеры, строфы, рифмы. Новое качество было достигнуто тонкими средствами: сдвиг точки зрения, изменение фокусировки взгляда, вариации интонации, игра с переносом источника поэтической речи в некое иное сознание.
К. был ровесником Маяковского и современником других великих русских авангардистов, но сам он как бы молчал и присматривался, а затем в середине 1930-х с гениальной чуткостью осознал, что история отменила пафос авангарда, преобразование человека не состоялось. Вера в технический прогресс вызывала у него только ироническую насмешку. К. обратился к экзистенциальным основам бытия, не случайно его стихи обнаруживают родственность восточным категориям поэтики ваби-саби, т.е. скромность, одинокость, неяркость, в то же время связанные с внутренней силой, неподдельностью и подлинностью. Можно упомянуть также категорию заброшенности (в мир, жизнь), основную для экзистенциализма. Другая сторона – сочувствие маленькому человеку, «жителю барака», обреченному копошиться в бытовых заботах. К. не смотрит на эту жизнь свысока, хотя и не отказывает себе в иронии. К. называл себя поэтом окраины, но его можно назвать и поэтом границы: он отразил в стихах не только жизнь, но и смерть обитателей пригородов. Жесткий прямой взгляд на жизнь сочетается в них с какой-то особой печальной мягкостью тона. Какой-либо пафос отсутствует. Можно сказать, что его поэзия и его жизнь представляют собой самый адекватный ответ на вызов эпохи тоталитаризма.
Особенность «барачной» или «окраинной» (русский эквивалент слову «маргинальной») поэзии К. состоит в том, что быт, а не высокие идеи и идеалы, является главным источником его поэзии. Быт на грани жизни и смерти. На той грани, где он перестает быть каким-нибудь «житейским укладом» той или иной эпохи, а становится жизнью человека как таковой. Е. Кропивницкий, как он сам об этом говорит, писал «с натуры», не прибегая к выдумке и избегая фальши.
«Советским стоиком» его назвал Эдуард Лимонов. В то же время К. – автор нескольких религиозных стихов, наставлявший себя в смирении не в меньшей степени, чем в мужестве и терпении, и имевший, выражаясь языком христианских аскетов, «смертную память». Тот же Лимонов запомнил такие слова К.: «Искусство вылечивает агрессивность и многие другие болезни и недомогания».
Приведем его важное высказывание из текста 1956 года: «Динамизм... ушел в прошлое вместе с импрессионизмом. Статика торжественна и магична. Статика - это та тайна бытия, где все застыло в вечной неподвижности, как бы в экстазе молитвенного созерцания».
Не случайно К. никогда в жизни не делал попыток опубликовать свои стихи, определенно понимая их полную несовместимость с советской официальной поэзией. По-видимому, отчасти это была и осторожность, присущая внутреннему эмигранту, хотя это определение как будто к нему не очень подходит.
Характерно, что он даже никогда не пользовался пишущей машинкой, предпочитая собственноручно переписывать и переплетать сборники своих стихотворений.
Позднее, с конца 1950-х, некоторые книги К. перепечатывались на машинке его близкими, это уже эпоха классического «самиздата». Некоторые книжки К. перепечатывал Лимонов. Он вспоминает: «Евгений Леонидович был такой светлый и положительный, что все ужасы быта не смогли его забить».
В «тамиздате» его стихи стали появляться еще при жизни, начиная с 1977 г. Примерно тогда же, в 1976 году, была единственная публикация К. в советской печати: несколько стихотворений вошли в коллективной сборник «Между летом и зимой», составленный Всеволодом Некрасовым для детского издательства.

Далее мы попробуем на нескольких примерах показать особенности этой поэзии.
К. скорей всего никогда не писал стихов специально для детей, но в его творчестве есть струя детски удивленного созерцания, как в этом стихотворении:

Мне очень нравится, когда
Тепло и сыро. И когда
Лист прело пахнет. И когда
Даль в сизой дымке. И когда
Так грустно, тихо. И когда
Все словно медлит. И когда
Везде туман, везде вода.

ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)

В небольшом полутемном жилище
Днем и ночью горят примусищи
И готовят кашищи и щищи.
И довольны и рады жильчищи,
Что у них изобилие пищи.

ФАБРИКА

Вот фабрика. На ней
Выделывают мыло.
А в сини прошлых дней
На этом месте было

Болото. Лягушня
Весной здесь страстно пела,
Звучащая мушня
Металась оголтело;

По дебрям пер медведь
Мохнатый... Это было –
Все это было ведь
До этого, до мыла.

А вот стихотворение «Полустертая эпитафия», написанное в 1947:

Здесь похоронен... (временно –
Кладбище ликвидируют.)
Во цвете лет... Безвременно...
(Тут, видимо, датируют.)
(И дальше крупно) – ОВ
(Должно быть, Иванов.)

Электричества нету.
Что нам делать без света?
Ни читать,
Ни писать...
Спать?
И приходится спать.

В этих стихах проявился естественный для К. минимализм, отказ не только от лишних слов, но и от лишних эмоций.
Характерен лапидарный «Совет поэтам»:

Пишите короткие стихи.
В них меньше вздора
И прочесть их можно скоро.

Зданий новых кубы
Сугубы.
Кубизм осуществился.

Вот Сезанн бы удивился,
Что кубизм осуществился!

Среди стихов К. много персонажных, т.е. написанных от лица разных людей и даже животных, например мухи или рыбы:

Расширила жабры и стала:
Куда еще можно поплыть?
У берега смерть ожидала:
Там некто задумал удить.

Но помнила памятью тайной
Про то, как сорвался крючок...
Уплыла... О, этот случайный
И острый крючок и толчок!

Теперь осторожность, неспешность
Движений... Мерцает вода...
Воды завлекательна нежность...
Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?..

Незабудки на болоте
Расцвели по новой моде:
Оголились до пупа.

А одна, не будь глупа,
Хоть была и некрасива,
Задрала подол спесиво.

Ею был побит рекорд –
И на ней женился черт.

ЗАМАРАЕВ

Приходил художник Замараев.
Не одобрил живопись мою...
И стою один я у сараев
И стихи печальные пою.

Поглядел художник Замараев
И нашел, что все совсем не так.
Объяснял мне долго Замараев,
Что писать мне следует и как.

Я стою печально у сараев
И стихи печальные пою...
Караул! – художник Замараев
Не одобрил живопись мою.

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Лев Кропивницкий – это имя почти миф, оно полно тайны. Его творчество многие годы было под идеологическим запретом раз и навсегда. И это был приговор.

    Лев Кропивницкий, в теперь уже далекие 1950-е, был одним из идеологов знаменитого художественного и литературного объединения «Лианозовская группа», он - составитель альманаха «Мансарда», единственный номер которого вышел в 1992 году. Он был идеологическим центром этих и целого ряда других художественных проектов - поэт, художник, искусствовед, коллекционер... Альманах «Мансарда» в первой его части проиллюстрирован произведениями мастеров начала 20 века из личной коллекции Кропивницкого, во второй части – целым циклом его графических работ, здесь же опубликованы, наряду с другими авторами, его стихи. Известны также сделанные им поэтические переводы из Ш.Бодлера.

    Запрет на художника Льва Кропивницкого был связан с запретом на его личностное мировоззрение, адекватно отразившееся в острых, драматически напряженных произведениях. Фантастичность, чудесность и фантасмогоричность его персонажей обнаруживается в самых разнообразных образах и сюжетах - от простого «портрета» цветка до полета булгаковской Маргариты на шабаш. Столь сложные явления и образы и не могли быть представлены на уровне элементарного жизнеподобия. Сознательное расширяется до масштабов и глубин подсознания.

    …Не случайно Кропивницкий обращается к образам Чингиза Айтматова, в которых синкретизм мира не только кажется самодостаточным, но вместе с те, он глубоко гармоничен. Стилистика историко-философского романа Чингиза Айтматова, в изобразительном эквиваленте, убедительно передана неспешной широтой просторов, выразительностью каждой, тщательно отобранной детали и, наконец, противопоставлением масштабов – от бесконечно эпического до беспредельно малого кусочка бытия. В этом художнику помогает виртуозное владение техникой офорта, который у него часто сочетается с акватинтой.

    Серии «Капризы подсознания», «Восточный гороскоп», иллюстрации к циклу бодлеровских стихов полны необузданных, безграничных фантазий, экспрессивности. Первая из них – «Капричос» конца 20 столетия. Художник создавал ее в разные годы, периодически пополняя новыми композициями. Их техника - акватинта, сухая игла, глубокое травление, завораживающие изысканными сочетаниями фактур. В экспозиции представлена вся серия из раритетного издания «Шарль Бодлер. Избранное» - увража, изданного в 1993 году, по принципу несброшюрованных изданий 18 и 19 веков. Тираж составляет всего 104 экземпляра, гравировальные доски были уничтожены после печати. Они по-настоящему неповторимы.

    Артистизм использованных технических приемов не является простой демонстрацией мастерства. Образный язык каждого из графических листов только удачно аккомпанирует авторской трактовке темы, помогает ощутить ее многозначность.

    О.Клименская , искусствовед








    Кропивницкий Лев Евгеньевич

    1922 — 1994

    художник, поэт, скульптор, сценарист, критик

    Россия


    В 1939 году поступил в Институт прикладного и декоративного искусства.

    Участник Великой Отечественной войны, был ранен.

    В 1945 годувозобновил учебу в МИПиДИ, где его учителем был А.Дейнека, занимался живописью, скульптурой, но в 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористическойорганизации» и был приговорен к 10 годам лагерей. Отбыв срок в Коми АССР и Казахстане в 1954 году без права выезда с Балхаша, работал режиссером и художником в местном доме культуры.

    В 1956 году переехал жить в Москву, работал на Комбинате декоративно-прикладного искусства, оформлял музейные экспозиции (музеи: Литературный,А.С.Пушкина в Москве, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.Н.Островского в Щелыково),проектировал экспозиции национальных выставок (США, Франции, ЧССР. и многие другие) и отечественных музеев. Художник выступал как книжный график и арт-критик в журнале «Декоративное искусство». Л.Кропивницкий создал классические иллюстрации к повестиА.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

    В 1973 году принят в Союз художников СССР.

    1983-1987г. -создал цикл стихов и офортов. В 1989 году художник оформил книгу стихов Г.Сапгира, в 1990 году – книгу стихов Н.Марина «Янус». В 1992-1993 годах вышло издание авторского альманаха «Мансарда».

    В 1960 –1970 - х участвует во многих зарубежных выставках, в Москве экспонируется на квартирах и в научных институтах.

    Спустя 10 лет после смерти художника состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее.

    Работы находятся в: Музей «Другое искусство», РГГУ(Москва), Государственная Третьяковская галерея, Коллекция Всеволода Некрасова(Москва), Новый музей, Санкт – Петербург и других государственных и частных собраниях


    Кропивницкий Евгений Леонидович
    25 июля 1893 (Москва) - 10 января 1979 (Москва)
    Поэт, живописец, график, художник-оформитель, педагог.
    В 1904–1911 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик».
    В 1912–1920 занимался живописью, экспериментируя в духе кубизма, экспрессионизма и футуризма, а также писал стихи и музыку. Учился в университете А. Л. Шанявского на факультете истории (1915–1918).
    В 1920–1923 руководил художественными мастерскими в ряде городов Севера, Урала и Сибири (в Вологде, Тюмени и др.). Его увлекали темы древнерусской мифологии и фантастические сюжеты.
    В 1923–1939, после возвращения в Москву, вместе с женой, художницей О. А. Потаповой, жил на станции Лианозово под Москвой, общался и дружил с П. Кузнецовым, А. Тышлером, П. Кончаловским, А. Шевченко.
    Работал руководителем изостудии в Лесной школе им. В. В. Воровского, преподавал в домах пионеров. Преподавание оставляло много времени для творческой работы, и он с увлечением писал картины в духе экспрессивного кубизма, а в 1930-е перешел к пейзажной живописи.
    С 1937 неоднократно выставлял свои работы на выставках художников-педагогов Москвы и области.
    Член Союза художников с 1939.
    Со второй половины 1950-х был вдохновителем и идеологом Лианозовской группы.
    Начало нового творческого периода Е. Л. Кропивницкого приходится примерно на 1958, когда он вышел на пенсию и смог целиком посвятить себя поискам и экспериментированию в искусстве.
    В 1962 состоялась его первая и единственная прижизненная персональная выставка в выставочном зале МОСХа на улице Жолтовского (ныне Ермолаевский переулок) в Москве.
    За организацию так называемой «Лианозовской группы» был в 1963 году исключен из Союза художников, однако продолжал выставляться в Москве, а позже и за границей. Его работы экспонировались на выставке живописи и графики из коллекции А. Глезера (Тбилиси, 1967); 2-м осеннем смотре «под открытым небом» в лесопарке Измайлово (Москва, 1974); а также на выставках в Париже, Лондоне, Шартре, Токио и др. Уже после смерти художника его работы участвовали в выставках в Музее Бохума (ФРГ, 1979), в Джерси-Сити (США, 1980) и др.
    Кропивницкий получил известность как поэт благодаря «самиздату» и «тамиздату», а первый его сборник «Печально улыбнуться» вышел в Париже в 1976.
    «…Живой, активный, непрерывно трансформирующийся язык его работ неожиданно создает целую феерию блестящих открытий, следующих одно за другим. …То он пользуется пуристически строгими приемами - его полотна сдержанны, почти монохромны, то вдруг они расцветают какими-то пантеистическими красочными звучаниями, а плотная эмаль фактуры становится насыщенной и трепетной.
    Он работает маслом, темперой, гуашью, акварелью, пастелью, цветной и черной тушью, фломастерами, сангиной, цветными и черными карандашами, пастами, авторучками… он работает в гравюре и монотипии. Часто смешивая самые различные, казалось бы не уживающиеся между собой техники и приемы, он добивается их сочетаниями новых интересных эффектов…Часто - это натюрморты, я бы сказал - полуабстрактные… Иногда это картины на темы древнерусской мифологии, изображающие “леших”, “домовых”, “водяных”…
    Он нашел очень специфический, оригинальный художественный образ девочки, девушки, женщины. Этим портретам присуще одно настроение, один характер. Условный, “абстрактный”, как его называет сам художник… Они не индивидуализированы. Как видно, здесь не обошлось и без влияния русской иконописи с ее чистотой и одухотворенностью, с ее условностью…» (Л. Кропивницкий, 1965).
    «ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА»
    Одно из первых художественных содружеств оппозиционного искусства образовалось в 1956 вокруг Евгения Кропивницкого - поэта и художника - на станции Лианозово под Москвой. В состав группы входили не только художники - Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, но и поэты - Генрих Сапгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов. Многогранность личности Е. Кропивницкого позволила ему стать связующим звеном между поэтами и художниками Лианозовской группы. Поэты часто отражали в своих стихах творчество художников, в свою очередь определяя тематику картин некоторых из них. Например, существует мнение, что специфическая сюжетная канва произведений О. Рабина навеяна «барачной» поэзией Е. Кропивницкого и И. Холина.
    Лианозовская группа - это «…беспредметность и фигуративность, эмоциональность и рассудочность, резкая активность и мудрая созерцательность, абстрактность, экспрессивность, сюрреалистичность… Каждый говорит о своем. И на своем языке. Принадлежность к группе ничуть не влияет на их самостоятельность…» (Л. Кропивницкий, 1965).
    Лианозово было в то время поистине культурным центром, куда по воскресеньям приезжала увидеть картины и послушать поэтические чтения московская интеллигенция. Там бывали многие известные писатели и поэты, такие как И. Эренбург, Б. Слуцкий, В. Аксенов, Н. Хикмет и другие.
    «…Лианозово - это люди, люди, которые нашли себя и друг друга, как бы идя по духовным тропам. …Как в целом неофициальные шестидесятники - художники, поэты, композиторы - они восстановили утерянное пространство в искусстве, утерянное в колоссальной пропасти, условно говоря, между двадцатыми и шестидесятыми годами. Мы восстановили это звено…» (Из беседы с Владимиром Немухиным. Интервью Александру Глезеру // Лианозовская группа: истоки и судьбы. Сборник материалов и каталог к выставке в Государственной Третьяковской галерее. М. 1998).
    В статье использована информация сайта artinvestment.ru

    Евгений Кропивницкий родился В 1893 году в Москве. Был основателем династии художников, включавшей кроме него и его жены Ольги Потаповой, сына Льва, дочь Валентину и ее мужа Оскара Рабина. Евгений Кропивницкий закончил еще до революции Императорское Строгановское училище. Его учителями были Серов и Коровин. В 20-е, 30-е годы работал в разных направлениях, более всего тяготея к кубизму и экспрессионизму. Поздний период его творчества приходится на хрущевскую "оттепель". Кропивницкий собирает вокруг себя содружество единомышленников, обязанное своим именем назаванию поселка "Лианозово", где жили в бараке Е. Кропивницкий и О. Потапова. "Лианозовское содружество", основателем которого был Е. Кропивницкий, а интеллектуальным центром - его сын Лев, было чрезвычайно важным явлением в среде нонконформистского искусства. В последние годы жизни Кропивницкий работал над циклом абстрактных картин, оказавших влияние и на нефигуративное творчество его сына. К лучшим работам московского "андеграунда" шестидесятых-семидесятых годов принадлежат своеобразные женские портреты Кропивницкого - условные, балансирующие между трогательной чистотой и нескрываемой эротикой образы. Кропивницкий умер в 1979 годуВ Москве