Кропивницкий лев евгеньевич. Все стихи евгения кропивницкого Вот фабрика

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Родился 25 (13 по старому стилю) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего, интересовавшейся музыкой и литературой. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. В 1911 году окончил Императорское Строгановское художественное училище со званием «ученый-рисовальщик». В 1912 - 1920 годах жил в Москве, работал в театрах оформителем и гримером, учился в университете Шанявского на факультете истории. В 1920 - 1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири. С 1923 года жил под Москвой, с 1934 года - в бараке на станции Долгопрудная, последние годы жизни в Москве. Работал учителем рисования, преподавал в народных студиях, кружках.

    В 1910-х годах занимался композиторским творчеством, написанные им оперные сцены «Кирибеевич» были положительно оценены Александром Глазуновым. Позже, из-за бытовых условий, не позволявших держать дома фортепиано, занятия музыкой прекратил. Как художник в 1920-х годах был близок к живописцам группы «Бубновый валет», писал крупноформатные полотна (не сохранились). Участвовал в групповых выставках. Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».

    Стихи писал с 1909 года. Раннее поэтическое творчество отмечено влиянием символизма, но к середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. Называя себя поэтом окраины, отразил в стихах жизнь городских низов, повседневный быт и сознание обитателей пригородных поселков.
    В официальной печати стихи Кропивницкого не публиковались (за исключением нескольких детских стихотворений), но с 1950-х годов распространялись в самиздате. Позже стихи печатались за рубежом, первая книга «Печально улыбнуться…» вышла в 1977 году в Париже.

    К середине 1950-х годов вокруг Кропивницкого сложилась группа поэтов и художников, одни из которых были его прямыми учениками (поэты Игорь Холин, Эдуард Лимонов и Генрих Сапгир, художник Оскар Рабин, дети Евгения Кропивницкого, Лев и Валентина), другие испытали влияние его творческих и жизненных принципов.

    Популярность группы привлекла внимание КГБ, установившего наблюдение за Кропивницким и инициировавшего его исключение из МОСХ. Именно сотрудники КГБ впервые назвали группу «Лианозовской» - в подмосковном тогда Лианозово, у жившего там Оскара Рабина, ученика и зятя Евгения Кропивницкого, по выходным проходили публичные показы картин и чтения стихов. Название устоялось и было позже признано самими участниками группы.

    Влияние «лианозовцев», среди которых был и Всеволод Некрасов, сказалось на становлении московского концептуализма, на развитии минималистской поэзии и на всем дальнейшем существовании искусства и литературы.

    Оставить заявку на другие работы художника

    * - обязательные для заполнения поля

    Ваше Ф.И.О. *

    Женщина с коровой Вот и женщина с коровой По тропинке пробирается: Меж кустов рога качаются... Хорошо! - Туман лиловый, Солнце сквозь туман ласкается. 1952 * * * На дворе тепло и тихо, Небосвод грозово-хмур. Петухи дерутся лихо, Вероятно из-за кур. На шоссе выходят гуси, Важно шествуют - их пять. В порыжелом автобусе Едут граждане гулять. Там река и там купанье: Голых тел там без числа. Хохот, визги, восклицанья, Взмахи пьяного весла. 1952 В пруду Расширила жабры и стала: Куда еще можно поплыть? У берега смерть ожидала: Там некто задумал удить. Но помнила памятью тайной Про то, как сорвался крючок... Уплыла... О, этот случайный И острый крючок и толчок! Теперь осторожность, неспешность Движений... Мерцает вода... Воды завлекательна нежность... Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?.. 1952 Серебряные птицы Я вижу из своей светлицы Поля и голубой туман. Летят серебряные птицы За аэропланом аэроплан. Не сосчитать: их мнозе, мнозе, Их, вероятно, штук с полста. Их гул торжественен и грозен, Хоть не одна до них верста. Куда летят? С какою целью? Ученье это или что?.. В полете их мне нет веселья - К чему они? зачем? почто? Нет, птиц обычных перелеты Безмерно радуют меня: Люблю ворон косые взлеты На склоне золотого дня; Люблю их стаи, что маячат, Когда дожди, когда туман... Аэроплан! - что это значит? - К чему, зачем аэроплан? Так! выдумали и летают. Вот - далеко они видны... Но для чего? - Никто не знает. А впрочем, верно для войны. 1953 В изо-студии Вот следы былой культуры: Бюсты, торсы разные. Это - фавны праздные, Это, кажется, амуры. Это, может быть, лемуры - (Очень безобразные!) Это - (дело ясное!) - Троглодит... (Какой он хмурый!) И срисовывают эти Бюсты, торсы разные, Лики несуразные - Дети школ. Простые дети. Пыжутся, стараются, Сходства добиваются. 1954 Чертова кукла Ах, какая странная: Глазки оловянные, С толстеньким животиком, С выкрашенным ротиком; Под глазами синяки... Вот бы дать ей тумаки! 1954 Девочка Как тебя мне жалко: Ты тонка, как палка, Тонки ноги, руки. А твои подруги Толсты и упруги. Шейка тонка очень, Тусклый взгляд порочен. У тебя подруги Пышны и упруги, Смелы и нахальны. Смотришь ты печально, Под глазами круги, Как былинки руки, Талья тонка-тонка. А подруги звонко Весело смеются. К тебе тайно жмутся Во дворе, в бараке Юноши во мраке. Ты слаба до муки. А твои подруги Пялят свои груди: Поглядите, люди! Голос твой не звонок, Стан и слаб, и тонок, Ты тонка, как палка, И тебя мне жалко. 1957 * * * Если хочет оно жить - Я не стану давить. Пусть оно себе живет Незнакомое Насекомое... Пусть ползет. 1964 * * * Осень. Ветер завывает. Собака лает. Собака воет. Сердце ноет. Не люблю осенний мрак, Завывающих собак. 1964 * * * Длинные стихи Читать трудно И нудно. Пишите короткие стихи - В них меньше вздора И прочесть их можно скоро. 1964 * * * Вся жизнь во мне: То страшно мне, То не страшно мне, То приятно мне, То неприятно мне. 1965 * * * Девушка с лицом суровым Кто вы? Что вы? Для чего вы? Отчего вы так суровы? 1965 * * * Ю. В. Приехал толстый гражданин, Широкоплечий, бородатый И с шевелюрою мохнатой, Приехал толстый гражданин. На небе был ультрамарин, А тучки были, как из ваты. Какой роскошный гражданин Широкоплечий, бородатый! 1967 Лимонов Лимонов, Лимонов, Вы лучше лимонов, Не только лимонов, Но и апельсинов, Но и мандаринов. 1970 * * * Приходил художник Замараев, Не одобрил живопись мою... И стою один я у сараев, И стихи печальные пою. Поглядел художник Замараев, И нашел, что все совсем не так. Объяснял мне долго Замараев, Что писать мне следует и как. Я стою печально у сараев И стихи печальные пою... Караул!! - художник Замараев Не одобрил живопись мою. 1973 * * * Твое тело плотью пахло, Я дышал тобой всю ночь. Жаром женских излучений Исцелил свою я плоть. Мне на утро легче стало, Хворь моя как бы прошла. Я вздохнул уже живее И домой к себе ушел. И пока я шел, встречались Люди. Видел я дома И сады, и тротуары, И туманный серый пруд. 1974 Пропажа Бальмонта Пропал Бальмонт - любимый мой поэт. А он лежал, я знаю, на рояле. Увы, увы, Бальмонта книжки нет... Ужели черти оную украли? Кто взял ее, кто книжку утаил? - Я совершенно этого не знаю. Бальмонт всегда мне был особо мил, Он нужен мне, его я вспоминаю. Пропал Бальмонт! О, солнечный поэт! Я без него осиротел в печали. Увы, увы - Бальмонта книжки нет. А ведь она лежала на рояле. 1977 * * * Кекс противный, кекс невкусный В магазине я купил. Испекают же такое Да еще и продают! Наплевать! Займусь стихами. Полюбился мне хорей. Он давно мне полюбился - Первый стих мой был хорей. Все поэты им писали Пятистопный же хорей Написал я, сочиняя Первые свои стихи. Но люблю четырехстопный Так же очень я хорей - Он звучит оптимистично И прозрачно и легко. 1977

    Кропивницкий Евгений Леонидович (13 (25).07.1893, Москва – 19.01.1979, там же)
    Поэт, художник, композитор. Окончил Императорское Строгановское художественное училище в 1911 со званием «ученый-рисовальщик». В 1912–1920 жил в Москве, учился в ун-те Шанявского на ф-те истории. В 1920–1923 жил и работал в различных городах Севера, Урала и Сибири. С 1923 поселился с семьей под Москвой. Стихи писал с 1909. Основная часть дошедших стихов написана начиная со второй половины 1930-х. Учитель И. Холина и Г. Сапгира. В 1950-х дом Кропивницких в подмосковной деревне Виноградово (рядом с Долгопрудным) становится одним из центров зарождавшегося московского неофициального искусства. В 1963 с подачи КГБ был исключен из МОСХа.
    Печально улыбнуться... Париж: Третья волна, 1977; Земной уют. Избранные стихи . М.: Прометей, 1989; Избранное: 736 стихотворений + другие материалы . М.: изд-во В. Орлова (Культурный слой), 2004.

    _______
    Русские стихи 1950-2000 годов. Антология (первое приближение). В двух томах. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. - М.: Летний сад, 2010. - 920+896 с. (пер.) - (Культурный слой; Волшебный хор.) - Тир. 1000 экз.

    Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    ЖИЗНЬ

    Родился 13 (25) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. Отец и мать были музыкальны: отец хорошо пел, мать аккомпанировала ему на фортепьяно.
    Другом семьи был поэт Филарет Иванович Чернов (1877–1940), который, как мы увидим, первым признал в 1937 году ценность поэзии Кропивницкого.
    В 1904–1911 годах К. учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик». В 1912–1920 годах жил в Москве, работал в театрах декоратором и гримером, учился в народном университете Шанявского на факультете истории (1915–1918). В 1920–1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири: Вологде, Глазове и Тюмени. В Вологде в 1920 г. встретил Ольгу Ананьевну Потапову (1892–1971), которая стала его женой. Под влиянием К. она стала серьезно заниматься живописью, впоследствии в Москве училась у художников группы «Бубновый валет» Машкова и В. Рождественского. С конца 1950-х делала изысканные абстракции.
    В Тюмени родился сын, художник и поэт Лев Кропивницкий (1922–1993). В Москве родилась дочь, художница Валентина Кропивницкая (1924–2008).
    С 1923 года К. жили под Москвой. Е.Л. работал руководителем изостудии в Лесной школе в Тучкове. С 1934 года – на станции Долгопрудная, самые последние годы, после смерти жены, жил в Москве. Работал учителем рисования в школах, народных студиях – до выхода на пенсию в 1958 г.
    Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».
    Практически вся взрослая жизнь К. прошла в бедности: «Сколько я себя помню, начиная с революции, я все время голодал и холодал». Поэтому образ жизни был вынужденно аскетический, что наложило отпечаток и на тон его искусства.
    К политическим потрясениям, происходившим в России, К. относился как к стихийным бедствиям, угрожающим и без того хрупкому существованию человека. Сам Е.Л. репрессиям не подвергался, но в 1946 году был арестован его сын, который был в сталинских лагерях и ссылке до 1956 г.
    Писать стихи и рисовать К. продолжал почти до конца, последнее известное нам стихотворение датировано 19 октября 1978.
    Умер 19 января 1979 на 86-м году жизни.

    УЧИТЕЛЬ. ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА

    Помимо изо-преподавания К. после войны некоторое время вел и поэтическую студию во Дворце пионеров Ленинградского района Москвы. Там среди его учеников был Генрих Сапгир. А в художестве он был учителем Оскара Рабина, который впоследствии женился на Валентине Кропивницкой.
    Общение К. с учениками не ограничивалось официальными занятиями. Многие из них ездили к учителю в Долгопрудную и там общались, гуляли, обсуждали всевозможные темы. Неофициальным учеником Кропивницкого был и Холин, начиная с 1949 г.
    Свойство притягивать и объединять людей проявилось особенно в послевоенные годы, а после смерти Сталина вообще уже не так страшно стало жить, и вокруг К. сложилось сообщество художников и поэтов, названное впоследствии Лианозовской школой. (Название это объясняется тем, что на станции Лианозово, недалеко от Долгопрудной, поселились в 1956 году Рабин и Кропивницкая и стали устраивать там домашние показы картин членов семьи и их друзей.)
    К ней принадлежали, помимо вышеназванных Холина, Сапгира, Рабина, В. и Л. Кропивницких, также художники Немухин, Мастеркова, Вечтомов, поэты Некрасов и Сатуновский. Среди друзей К. разных лет были художник Б. Свешников и молодой в те годы поэт Э. Лимонов.

    ТВОРЧЕСТВО

    Сам Кропивницкий пишет в автобиографии, что он «Занимался в основном тремя искусствами – 1) рисованием и живописью, 2) сочинением стихов и 3) сочинением музыки».
    Музыка поставлена на третье место, очевидно, она имела место в раннем периоде: «С 1914 года я сочинял музыку – написал ряд пьес, романсы и оперные сцены "Кирибеевич". Впоследствии, лишившись рояля, я не мог продолжать занятий по музыке...».
    В историю русского искусства К. вошел прежде всего как художник и поэт, лидер Лианозовской группы, в которой объединялись художники и поэты.
    Эволюция К. как художника не описана и, насколько нам известно, до сих пор не исследована. Его работы до конца 1940-х годов либо не сохранились, либо хранятся в каких-то неизвестных местах. Интересно было бы целостно описать творческий путь К., учитывая взаимодействие его поэзии и живописи, но этого до сих пор никто еще не сделал...
    Избранное Кропивницкого 2004 года, составленное мной, впервые, надеюсь, показало поэтическое наследие этого автора в полноте и разнообразии.

    ПОЭЗИЯ

    Стихи писал с 1909 года. В некоторых ранних стихах есть влияние символизма, но уже в 1918–1922 гг. создается реалистический цикл, посвященный городскому и деревенскому быту (в этих стихах можно усмотреть сходство со стихами Малахиевой-Мирович из книги «Монастырское» – о ней будет вторая лекция, Татьяны Нешумовой).
    К середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. И первым человеком, отметившим эти стихи, был Филарет Чернов, который так приветствовал в 1937 году появление нового поэта: «то, что вы делаете, это настолько необыкновенно, настолько непохоже на то, что было сделано в поэзии всех времен и народов, что я крайне поражен. Изумительная острота!».
    Характерно, что внешне эти стихи как бы ничем не отличались от традиционных типов русских стихов – те же размеры, строфы, рифмы. Новое качество было достигнуто тонкими средствами: сдвиг точки зрения, изменение фокусировки взгляда, вариации интонации, игра с переносом источника поэтической речи в некое иное сознание.
    К. был ровесником Маяковского и современником других великих русских авангардистов, но сам он как бы молчал и присматривался, а затем в середине 1930-х с гениальной чуткостью осознал, что история отменила пафос авангарда, преобразование человека не состоялось. Вера в технический прогресс вызывала у него только ироническую насмешку. К. обратился к экзистенциальным основам бытия, не случайно его стихи обнаруживают родственность восточным категориям поэтики ваби-саби, т.е. скромность, одинокость, неяркость, в то же время связанные с внутренней силой, неподдельностью и подлинностью. Можно упомянуть также категорию заброшенности (в мир, жизнь), основную для экзистенциализма. Другая сторона – сочувствие маленькому человеку, «жителю барака», обреченному копошиться в бытовых заботах. К. не смотрит на эту жизнь свысока, хотя и не отказывает себе в иронии. К. называл себя поэтом окраины, но его можно назвать и поэтом границы: он отразил в стихах не только жизнь, но и смерть обитателей пригородов. Жесткий прямой взгляд на жизнь сочетается в них с какой-то особой печальной мягкостью тона. Какой-либо пафос отсутствует. Можно сказать, что его поэзия и его жизнь представляют собой самый адекватный ответ на вызов эпохи тоталитаризма.
    Особенность «барачной» или «окраинной» (русский эквивалент слову «маргинальной») поэзии К. состоит в том, что быт, а не высокие идеи и идеалы, является главным источником его поэзии. Быт на грани жизни и смерти. На той грани, где он перестает быть каким-нибудь «житейским укладом» той или иной эпохи, а становится жизнью человека как таковой. Е. Кропивницкий, как он сам об этом говорит, писал «с натуры», не прибегая к выдумке и избегая фальши.
    «Советским стоиком» его назвал Эдуард Лимонов. В то же время К. – автор нескольких религиозных стихов, наставлявший себя в смирении не в меньшей степени, чем в мужестве и терпении, и имевший, выражаясь языком христианских аскетов, «смертную память». Тот же Лимонов запомнил такие слова К.: «Искусство вылечивает агрессивность и многие другие болезни и недомогания».
    Приведем его важное высказывание из текста 1956 года: «Динамизм... ушел в прошлое вместе с импрессионизмом. Статика торжественна и магична. Статика - это та тайна бытия, где все застыло в вечной неподвижности, как бы в экстазе молитвенного созерцания».
    Не случайно К. никогда в жизни не делал попыток опубликовать свои стихи, определенно понимая их полную несовместимость с советской официальной поэзией. По-видимому, отчасти это была и осторожность, присущая внутреннему эмигранту, хотя это определение как будто к нему не очень подходит.
    Характерно, что он даже никогда не пользовался пишущей машинкой, предпочитая собственноручно переписывать и переплетать сборники своих стихотворений.
    Позднее, с конца 1950-х, некоторые книги К. перепечатывались на машинке его близкими, это уже эпоха классического «самиздата». Некоторые книжки К. перепечатывал Лимонов. Он вспоминает: «Евгений Леонидович был такой светлый и положительный, что все ужасы быта не смогли его забить».
    В «тамиздате» его стихи стали появляться еще при жизни, начиная с 1977 г. Примерно тогда же, в 1976 году, была единственная публикация К. в советской печати: несколько стихотворений вошли в коллективной сборник «Между летом и зимой», составленный Всеволодом Некрасовым для детского издательства.

    Далее мы попробуем на нескольких примерах показать особенности этой поэзии.
    К. скорей всего никогда не писал стихов специально для детей, но в его творчестве есть струя детски удивленного созерцания, как в этом стихотворении:

    Мне очень нравится, когда
    Тепло и сыро. И когда
    Лист прело пахнет. И когда
    Даль в сизой дымке. И когда
    Так грустно, тихо. И когда
    Все словно медлит. И когда
    Везде туман, везде вода.

    ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)

    В небольшом полутемном жилище
    Днем и ночью горят примусищи
    И готовят кашищи и щищи.
    И довольны и рады жильчищи,
    Что у них изобилие пищи.

    ФАБРИКА

    Вот фабрика. На ней
    Выделывают мыло.
    А в сини прошлых дней
    На этом месте было

    Болото. Лягушня
    Весной здесь страстно пела,
    Звучащая мушня
    Металась оголтело;

    По дебрям пер медведь
    Мохнатый... Это было –
    Все это было ведь
    До этого, до мыла.

    А вот стихотворение «Полустертая эпитафия», написанное в 1947:

    Здесь похоронен... (временно –
    Кладбище ликвидируют.)
    Во цвете лет... Безвременно...
    (Тут, видимо, датируют.)
    (И дальше крупно) – ОВ
    (Должно быть, Иванов.)

    Электричества нету.
    Что нам делать без света?
    Ни читать,
    Ни писать...
    Спать?
    И приходится спать.

    В этих стихах проявился естественный для К. минимализм, отказ не только от лишних слов, но и от лишних эмоций.
    Характерен лапидарный «Совет поэтам»:

    Пишите короткие стихи.
    В них меньше вздора
    И прочесть их можно скоро.

    Зданий новых кубы
    Сугубы.
    Кубизм осуществился.

    Вот Сезанн бы удивился,
    Что кубизм осуществился!

    Среди стихов К. много персонажных, т.е. написанных от лица разных людей и даже животных, например мухи или рыбы:

    Расширила жабры и стала:
    Куда еще можно поплыть?
    У берега смерть ожидала:
    Там некто задумал удить.

    Но помнила памятью тайной
    Про то, как сорвался крючок...
    Уплыла... О, этот случайный
    И острый крючок и толчок!

    Теперь осторожность, неспешность
    Движений... Мерцает вода...
    Воды завлекательна нежность...
    Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?..

    Незабудки на болоте
    Расцвели по новой моде:
    Оголились до пупа.

    А одна, не будь глупа,
    Хоть была и некрасива,
    Задрала подол спесиво.

    Ею был побит рекорд –
    И на ней женился черт.

    ЗАМАРАЕВ

    Приходил художник Замараев.
    Не одобрил живопись мою...
    И стою один я у сараев
    И стихи печальные пою.

    Поглядел художник Замараев
    И нашел, что все совсем не так.
    Объяснял мне долго Замараев,
    Что писать мне следует и как.

    Я стою печально у сараев
    И стихи печальные пою...
    Караул! – художник Замараев
    Не одобрил живопись мою.