Краткий словарь основных литературоведческих понятий и терминов. История и теория литературы

По определению М.А. Палкина, «теория литературы — важнейшая часть литературо-ведения (науки о литературе), дающая знания о наибо-лее общих свойствах литературных произведений и характеризующая сущность, общественное назначение, особенности содержания и формы художественной литературы как искусства слова». Теория литературы - это открытая научная дисциплина (имеет дискуссионный характер).

«Теория литературы», «литературоведение» и «поэтика» в самом общем смысле синонимичны. Но каждый имеет свою узкую направленность.

«Литературоведение» соотносится с теорией и историей литературы и литературной критикой.

Понятие «поэтика» часто используется синонимом стиля, художественного мира писателя, изобразительных средств. В последние годы термин «теория литературы» все чаще и чаще заменяется термином «поэтика». В.М. Жирмунский, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон и др., поэтикой называют учение и науку «о сущности, жанрах и формах поэзии - о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах…». Б.В. Томашевский поэтикой называл именно теорию литературы. «Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование». М.М. Бахтин считал поэтику прежде всего «эстетикой словесного художественного творчества».

В 19 веке этот термин был не основным, а использовался термин «поэзия» не смотря на роды и виды произведений. Известные ученые Хализев, Бахтин, Гаспаров, Эпштейн, Манн и т.д.

ТЛ - теоретическая часть литературоведения , входящая в литературоведение наряду с историей литературы и литературной критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. Это молодая наука (ей около 2-х веков: она зародилась в 19 веке), разрабатывающая методологию анализа художественных произведений и эволюции литературно-художественного процесса в целом.

Основная проблема - проблема систематизации. Курс теоретического литературоведения имеет общий характер, т.е. мы обращаемся ко всему,что уже изучено. У теории литературы дискуссионный характер (нет общепринятого учебника), т.к. наука молодая.

Существует несколько равнозначных литературоведческих школ: Тартусская (Лотман), Московская, Петербургская, школа Лейдермана (Екатеринбург). Теория литературоведения изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования (методология), а также исторические его формы (поэтика).

Основные проблемы теории литературы — методологические: специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в теории литературы: образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении.

Термины теории литературы функциональны, т. е. они не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько раскрывают функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями.

Теория литературы является одной из трех основных составляющих частей:

  1. теория литературы,
  2. история литературы,
  3. критика литературы.

Состав курса:

  1. блок вопросов общеэстетического (образ, условность, вымысел, форма и содержание).
  2. блок. Теоретическая поэтика - обращена к произведению (художественная речь, ритм, пространство временная организация, повествовательный уровень, мотив, трагическое м комическое).
  3. блок. Проблематика литературного процесса. (литературный процесс, тенденции развития, литературные направления, новаторство, преемственность и т.д.).
  4. блок. Литературоведческие методы (история литературоведения).

Вторая особенность - открыто-дискуссионный характер. Наличие множества литературных форм объясняются словесным художественным образом. Важнейшая задача литературоведения - задача систематизации.

Литературоведение - это одна из двух филологических наук и одна из многих искусствоведческих наук. Вместе с тем это иисторическая наука, связанная со всеми науками об истории человечества и с их помощью стремяща­яся установить закономерности своего предмета - исто­рии литературы народов мира.

Поэтому литературоведам недостаточно овладеть ме­тодологическими принципами в их общем виде. Вместе с искусствоведами, театроведами, музыковедами литературоведы должны создавать на этой основе конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или иначе - теорию искусства, его со-


держания и его формы. С такой же конкретностью они должны разрабатывать и теорию художественной литера­туры как вида искусства.

Из этого следует, что в составе литературоведения на­ряду с его основной частью - историей литературы разных стран и эпох - есть и другая, не менее важная часть - теория литературы, находящаяся с ней в тес­ной связи и взаимодействии.

Теория литературы как отдельная дисциплина литера­туроведения имеет свое очень долгое историческое разви­тие. Первым сочинением по теории литературы была «По­этика» древнегреческого философа Аристотеля. Ее наибо­лее важная часть посвящена изучению жанра трагедии. С тех пор и до нашего времени, в особенности за послед­ние три столетия, интерес к теоретическим вопросам ис­кусствознания и литературоведения все усиливается.

Развитие теории литературы за это время обнаружива­ет в основном две противоположные тенденции. Одна из них проявляется в работах литературоведов буржуазных стран, занимающих консервативные и реакционные пози­ции. Эти литературоведы стоят обычно на идеалистической точке зрения, но в своих научных взглядах они все больше отказываются от объяснения национально-исторического развития литературы духовной первоосновой жизни, как это делал Гегель, и увлекаются теориями компаративизма и формализма. Формализм и структурализм являются вли­ятельными направлениями в литературоведении буржуаз­ных стран.

Другая тенденция развития теории литературы за­ключается в усилении и углублении в ней материалисти­ческого миропонимания. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине XVIII в. выдающимися пред­ставителями немецкого и французского просветитель­ства - Г. Э. Лессингом, автором «Лаокоона, или О гра­ницах живописи и поэзии» и «Гамбургской драматургии», и Д. Дидро, автором «Парадокса об актере» и очерка «О драматической поэзии». Позднее более углубленную и систематическую, хотя все еще непоследовательную, раз­работку идей материалистического понимания искусства и литературы дали в своих работах русские демократы-про­светители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Доб­ролюбов. Многие их положения и в настоящее время со­храняют свое научное значение. Еще большую ценность для современной научной теории литературы представля­ют литературные статьи, письма и высказывания К. Мар-


кса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, содержащие последова­тельное историко-материалистическое разъяснение неко­торых важных проблем.

Разработка вопросов теории литературы имеет огром­ное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов - для ис­тории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса лите­ратурного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определенны по своему содержанию и по своему со­отношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, неотчетливой, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литера­туры инструмент для ее конкретных исследований. Если бы история литературы не имела теоретически обработан­ных общих понятий, она вынуждена была бы заниматься лишь описанием отдельных фактов.

Взаимодействие истории и теории всех видов искусств разъяснил Чернышевский. «История искусства, - писал он, - служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной об­работке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности... Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его исто­рии, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» (100, 265-266).

Действительно, невозможно создавать историю литера­туры как науку, не имея «понятия о предмете, его значе­нии и границах». Как можно говорить об истории литера­туры, не зная, что такое вообще художественная литера­тура, какие произведения относятся к ее истории, а ка­кие - нет? Ответ на этот вопрос дает теория.

Система научных понятий, которую создает для исто­рического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов.

Прежде всего теория литературы должна разработать понятие о предмете литературоведения. Это понятие очень сложное. Для того чтобы иметь верное и полное понима­ние того, что такое художественная литература как вид


искусства, надо дать конкретный и обстоятельный ответ на целый ряд вопросов. В чем заключаются специфические (видовые) особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Каковы специфические особенности литера­туры как вида искусства? Как зависит литература в исто­рически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-истори­ческой жизни общества? Ответ на эти вопросы требует разработки целого ряда общих понятий. Такую разработку и содержит первый раздел теории литературы - учение о специфике художественной литературы.

Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того чтобы разобраться в этих изменениях, также нужна система теоретических по­нятий. В литературе существуют три основных рода - эпос, лирика, драма. Чем они отличаются друг от друга? Литература исторически изменяется в своих жанрах. В чем особенности каждого из них, например поэмы или романа, трагедии или комедии, оды или элегии? В литературе про­являются различные принципы отражения жизни. Каковы они, в чем сущность каждого из них? В литературе сменя­ются также разные направления, например классицизм, сентиментализм, романтизм. Что такое направления в от­личие от принципов отражения? Разработка этих и подоб­ных понятий составляет другой раздел теории литера­туры - учение об особенностях истори­ческого развития литературы.

Но для того чтобы рассматривать отдельные произве­дения с точки зрения национальных и эпохальных особен­ностей литературного развития, чтобы выяснить и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необ­ходима сложная система понятий о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений.

Какие стороны надо различать в содержании художе­ственных произведений; что такое образы произведений как средство выражения их содержания; как они постро­ены? Что такое, например, сюжет произведения и кон­фликты, в нем развивающиеся? Что такое словесная орга­низация произведения и каковы ее стороны? Каково бы­вает построение произведения в целом? Как связаны меж­ду собой различные стороны содержания и формы? На все


эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел тео­рии литературы - учение о сторонах и элемен­тах организации отдельного художест­венного произведения. Его иногда называют

«поэтикой».

Изучая историю тех или иных национальных литера­тур, литературовед вынужден на каждом шагу своего ис­следования пользоваться понятиями всех трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооружен­ной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука.

Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах литературоведения.

Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он дол­жен хорошо понимать назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим со­вершенством. Недаром у писателей всегда существует боль­шой интерес к вопросам литературной теории. Недаром многие писатели были вместе с тем и теоретиками литера­туры. Среди русских писателей достаточно вспомнить Ло­моносова и Карамзина, Пушкина и Гоголя, Чернышев­ского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Горького, Фе-дина и Фадеева.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Характеристика основных периодов развития греческой литературы. Черты эпического стиля гомеровских поэм. Разновидности греческой лирики классического периода. Особенности трагедии Эсхила и аттической комедии. Любовная тема в творчестве римских поэтов.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    Значение уроков по творчеству зарубежных писателей для углубления знаний по литературы. Методы и приемы в изучении зарубежной литературы. Взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур. Конспект урока по зарубежной литературе.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений как основные жанры в литературоведении. Общая характеристика документально-публицистических жанров. Эссе как жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки.

    Книги занимают очень важное место в жизни современного человека. Учебные, научные, развлекательные, специализированные - все они одинаково нужны. Причем не важно, в какой форме они представлены: традиционной печатной, электронной или аудио. Все равно любая книга является источником информации того или иного рода, доступным любому взявшему ее человеку.

    Разумеется, значение книг нельзя переоценить. То же самое можно сказать и о науке их изучающей - литературе. Ее основы преподаются еще в школе, а продолжить ее изучение может каждый желающий. Данная статья призвана поспособствовать этому.

    Теория литературы является одной из самых важных составляющих литературоведения. Данное понятие очень близко сообщается с философией и эстетикой, которые способствуют его пониманию и объяснению. Оно основано на истории и критике литературы, но в то же время и обосновывает их, образуя с ними единое и неделимое целое. Но что же изучает теория литературы?

    Ответить на этот вопрос односложно не получится, так как данный раздел науки насчитывает три вида: социалистический, формалистский и исторический.

    В первом все силы бросаются на изучение отражения действительности (образного). На первом плане такие понятия, как художественность, классовость, народность, мировоззрение, партийность, метод.

    Формалистская теория литературы изучает структуру и способы построения различных произведений (как поэтических, так и прозаичных). В ней наибольшее внимание уделяется идее, стилю, теме, стихосложению, сюжету и так далее.

    Ну а историческая теория литературы, как можно понять по названию, изучает непосредственно и его изменения, связанные с течением времени. В ней значение имеют жанры и рода.

    Проведя обобщение всех трех видов, можно сделать вывод, что данный раздел науки отдает все силы изучению различных произведений и определению их жанра, стиля, исторического значения, классовости, а также поиску линии сюжета, темы и идеи.

    Из этого можно сделать вывод, что литературы знакомы многим обывателям - большинство книголюбов используют их в той или иной степени.

    Этот раздел науки занимается многими проблемами. Среди них - относящиеся к поэтике и методологии. Конечно же, нельзя забывать и о функции литературы, проблемы которой также изучаются теорией.

    Другими словами, ее можно назвать значением, ролью различных произведений.

    Так, например, функцией учебной литературы является подача полезной информации в подходящей форме. должны доставлять удовольствие читателю, выполнять политическую, коммуникативную, эстетическую, познавательную и другие роли. А должна обучать, воспитывать (иметь поучительные мотивы), способствовать развитию маленького читателя. Она должна уметь привлечь внимание ребенка и полностью соответствовать нормальному уровню развития той возрастной категории, для которой она предназначена. Кроме того, детская литература должна выполнять эстетическую, нравственную, когнитивную, культурологическую и другие функции.

    Литературоведение - это одна из двух филологических наук и одна из многих искусствоведческих наук. Вместе с тем это иисторическая наука, связанная со всеми науками об истории человечества и с их помощью стремящаяся установить закономерности своего предмета - истории литературы народов мира. Поэтому литературоведам недостаточно овладеть методологическими принципами в их общем виде. Вместе с искусствоведами, театроведами, музыковедами литературоведы должны создавать на этой основе конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или иначе - теорию искусства, его ео- держания и его формы. С такой же конкретностью они должны разрабатывать и теорию художественной литературы как вида искусства. Из этого следует, что в составе литературоведения наряду с его основной частью - историей литературы разных стран и эпох - есть и другая, не менее важная часть - теория литературы, находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии. Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения имеет свое очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Ее наиболее важная часть посвящена изучению жанра трагедии. С тех пор и до нашего времени, в особенности за последние три столетия, интерес к теоретическим вопросам искусствознания и литературоведения все усиливается. Развитие теории литературы за это время обнаруживает в основном две противоположные тенденции. Одна из них проявляется в работах литературоведов буржуазных стран, занимающих консервативные и реакционные позиции. Эти литературоведы стоят обычно на идеалистической точке зрения, но в своих научных взглядах они все больше отказываются от объяснения национально-исторического развития литературы духовной первоосновой жизни, как это делал Гегель, и увлекаются теориями компаративизма и формализма. Формализм и структурализм являются влиятельными направлениями в литературоведении буржуазных стран. Другая тенденция развития теории литературы заключается в усилении и углублении в ней материалистического миропонимания. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине XVIII в. выдающимися представителями немецкого и французского просветительства - Г. Э. Лессингом, автором «Лаокоона, или О границах живописи и поэзии» и «Гамбургской драматургии», и Д. Дидро, автором «Парадокса об актере» и очерка «О драматической поэзии». Позднее более углубленную и систематическую, хотя все еще непоследовательную, разработку идей материалистического понимания искусства и литературы дали в своих работах русские демократы-просветители В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Многие их положения и в настоящее время сохраняют свое научное значение. Еще большую ценность для современной научной теории литературы представляют литературные статьи, письма и высказывания К. Мар кса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, содержащие последовательное историко-материалистическое разъяснение некоторых важных проблем. Разработка вопросов теории литературы имеет огромное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов - для истории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса литературного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определенны по своему содержанию и по своему соотношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, неотчетливой, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литературы инструмент для ее конкретных исследований. Если бы история литературы не имела теоретически обработанных общих понятий, она вынуждена была бы заниматься лишь описанием отдельных фактов. Взаимодействие истории и теории всех видов искусств разъяснил Чернышевский. «История искусства, - писал он, - служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности... Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» (100, 265-266). Действительно, невозможно создавать историю литературы как науку, не имея «понятия о предмете, его значении и границах». Как можно говорить об истории литературы, не зная, что такое вообще художественная литература, какие произведения относятся к ее истории, а какие - нет? Ответ на этот вопрос дает теория. Система научных понятий, которую создает для исторического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов. Прежде всего теория литературы должна разработать понятие о предмете литературоведения. Это понятие очень сложное. Для того чтобы иметь верное и полное понимание того, что такое художественная литература как вид искусства, надо дать конкретный и обстоятельный ответ на целый ряд вопросов. В чем заключаются специфические (видовые) особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Каковы специфические особенности литературы как вида искусства? Как зависит литература в исторически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-истори- ческой жизни общества? Ответ на эти вопросы требует разработки целого ряда общих понятий. Такую разработку и содержит первый раздел теории литературы - учение о специфике художественной литературы. Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того чтобы разобраться в этих изменениях, также нужна система теоретических понятий. В литературе существуют три основных рода - эпос, лирика, драма. Чем они отличаются друг от друга? Литература исторически изменяется в своих жанрах. В чем особенности каждого из них, например поэмы или романа, трагедии или комедии, оды или элегии? В литературе проявляются различные принципы отражения жизни. Каковы они, в чем сущность каждого из них? В литературе сменяются также разные направления, например классицизм, сентиментализм, романтизм. Что такое направления в отличие от принципов отражения? Разработка этих и подобных понятий составляет другой раздел теории литературы - учение об особенностях исторического развития литературы. Но для того чтобы рассматривать отдельные произведения с точки зрения национальных и эпохальных особенностей литературного развития, чтобы выяснить и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необходима сложная система понятий о различных сторонах и элементах содержания и формы отдельных произведений. Какие стороны надо различать в содержании художественных произведений; что такое образы произведений как средство выражения их содержания; как они построены? Что такое, например, сюжет произведения и конфликты, в нем развивающиеся? Что такое словесная организация произведения и каковы ее стороны? Каково бывает построение произведения в целом? Как связаны между собой различные стороны содержания и формы? На все эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел теории литературы - учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения. Его иногда называют «поэтикой». Изучая историю тех или иных национальных литератур, литературовед вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всех трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука. Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах литературоведения. Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он должен хорошо понимать назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим совершенством. Недаром у писателей всегда существует большой интерес к вопросам литературной теории. Недаром многие писатели были вместе с тем и теоретиками литературы. Среди русских писателей достаточно вспомнить Ломоносова и Карамзина, Пушкина и Гоголя, Чернышевского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Горького, Федина и Фадеева.