Коровьев. Коровьев Усики у него как куриные перья глазки

30.03.2013 23286 0

Уроки 52–53
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
особенности композиции и проблематика.
Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе

Цели: познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического); научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.

Ход уроков

Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл.

Эдуард Безносов

I. Проверка домашнего задания.

1. Учитель .Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.

О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь!»

М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).

3. Викторина «Внимательно ли вы читали?»

1) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:

а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).

б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:

– Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).

в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).

2) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:

а) в ещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спальню туда в вбежала.

б) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.

в) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.

Ответы:

а) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.

б) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.

в) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.

3) Какой из «миров» романа наиболее населен?

а) Библейский.

б) Потусторонний.

в) Московский.

Ответ : в.

4) Чей это портрет?

«Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

а) Азазелло.

б) Коровьев.

в) Варенуха.

г) Бездомный.

Ответ : б

II. Знакомство с художественными особенностями романа.

1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).

– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)

– Попробуйте определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)

2. Работа с учебником .

Необычна и композиция романа, в ее создании автор выступает новатором.

– В чем новаторство Булгакова? Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68) «Композиция. Два стилистических потока» и «Новаторство романа. Философская концепция».

3. Работа с критической статьей.

Вы отметили среди особенностей композиции сложность архитектоники романа: действительно, в нем изображены три мира, связанных между собой. Познакомьтесь, как В. Г. Боборыкин в работе «Михаил Булгаков» говорит об этом.

Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

– Как в приведенных выше суждениях объясняется художественное единство романа?

– Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских – относительно рядовых людей, его современников?

п редлагается раздаточный материал.

«В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели. И рядовые. И начальствующие тоже, но так себе – среднего звена. Глава писательской организации. Руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.

Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах – нечто обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя…

Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, – максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные – одна сверху, другая снизу – пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.

В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991

4. Работа с текстом .

– Перечитаем «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), представляющие «роман в романе».

– Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?

– В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)

– Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?

џ Иешуа – бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?

џ Второй участник первой сцены романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин.

Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.

– Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту).Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.

– О чем спорят эти два человека?В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.

– Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?

Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.

Ласточка – символ свободы мыслей, истины – влетает в зал и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела – изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

– Почему Пилат утвердил смертный приговор?

Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа.

Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.

– Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта…», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим…»?

– Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.

Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.

– Что это за слова? (г лава 25.)Их повторит прокуратору начальник тайной службы.

«– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

– Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

– Как наказан Пилат за свою трусость?(д ля работы обратиться к главе 32 «Прощение и вечный покой».)

5. Индивидуальные сообщения учеников.

а) Тема бессмертия волновала людей всегда. Но бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Известен ли вам этот сюжет? (Для обсуждения предлагается библейская история Каина и Авеля и легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)

б) В «ершалаимских» главах не последнюю роль играет образ Левия Матвея. Бывший сборщик налогов становится учеником Иешуа.

– Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?

– Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?

– Как он выполнит свой последний долг перед учителем?

– Почему можно сказать, что Левий Матвей – достойный ученик Иешуа?

ч тение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.

III. Итог уроков.

– Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад? (Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)

– Перечислить их:

1. Что такое истина?

2. Человек и власть.

3. Внутренняя свобода и несвобода человека.

4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

5. Верность и предательство.

6. Милосердие и всепрощение.

– В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?

2. п о вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).

3. Индивидуально :

Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности… необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991.

Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет.

– Как вы думаете, почему прокуратор приказал, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы»?

Произведение:

Мастер и Маргарита

Он же Фагот. Помощник Воланда. Обладает яркой отталкивающей внешностью. "На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая". У К. треснутый голос, на нем можно часто наблюдать треснувшее пенсне или монокль. Этот персонаж постоянно исполняет роль шута. Но во время полета под лунным светом этот герой изменился до неузнаваемости. Мы видим, что на самом деле это "... темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом". Нам становится известно, что рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, и ему пришлось шутить больше и дольше, чем он рассчитывал.

Коровьев-Фагот

Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.

Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого «Упырь» (1841) статского советника Теляева, который оказывается рыцарем и вампиром. Кроме того, в повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» есть персонаж по фамилии Коровкин, весьма похожий на нашего героя. Второе его имя происходит от названия музыкального инструмента фагот, изобретенного итальянским монахом. У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом – длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные». Коровьев-Фагот – это возникший из знойного московского воздуха чёрт (небывалая для мая жара в момент его появления – один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.

Роман "Мастер и Маргарита" самый неоднозначный из всех творений Булгакова. В нём автор воплотил все свои переживания, поиски смысла жизни, наблюдения за человеком. Хочется заметить, что творение Михаила Булгакова насыщенно разного рода аллегориями. Подобные аллегории являются то в образе ситуаций, а наиболее чаще - в образе персонажей. Один из таких персонажей - Фагот, он же Коровьев. Именно на нём я желаю заострить своё внимание.

Автор его описывает так: "…На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая; усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки".

По описанию нам представляется хлипкий субъект, совершенно не располагающий к себе гаер, вызывающий ничего, окромя негатива. В дальнейшем эти мысли оправданы - извечные издевательства и злые шутки беса говорят о его ядовитой сути. Взять, к примеру, смех над Иваном Бездомным, выступления в Варьете, обличение граждан, глумление над их пороками, поджог в магазине, поджог в ресторане, подкладывание валюты в дипломат домоуправа и так далее. Эта неспокойная и насмешливая мина, вечно нарисованная на его лице, характеризует его. Но он - обличитель. Он спутник Воланда. Его свита. Один из "судий".

Истинное лицо Фагота представляется нам в конце романа: "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал", - в прошлом Коровьев, "бывший регент", был рыцарем. Фагот облачен в темно-фиолетовый плащ, символ царственной скорби. Прошлый же костюм "в клеточку" тоже являет собой аллегорию - заточение в теле шута. Клетка в теле балагура.

Один из самых неоднозначных героев, дающий нам множество афоризмов и почву для размышления.

Работа предназначена для проверки знания содержания произведения. Позволит определить, насколько внимательно учащиеся читали роман, знают героев и события. С работой справятся учащиеся, которые читали сам роман, а не его краткое содержание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала Нелина С.Д.

Проверочная работа по содержанию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите?
  2. Где находится Мастер, когда мы с ним знакомимся на страницах романа?
  3. Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем»?
  4. По портрету узнайте персонажа:

«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

  1. «…человек лет 27…Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел…»
  2. Как звали ученика Иешуа?
  3. Перечислите, кто входил в свиту Воланда?
  4. Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?
  5. Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».
  6. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».
  7. «На шее …белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке…усы были вызолочены».
  8. По деталям интерьера определите владельца дома . « Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».
  9. Кто предал Иешуа?
  10. На чем летала Маргарита?
  11. Кто автор этой записки и кому она адресована ?

« Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЁТ

(Литературная игра по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

«СВИДАНИЕ С МАСТЕРОМ»

Участники : учащиеся 11 класса (парами).

Ведущие: учитель и подготовленный ученик.

Оформление и реквизит:

    Портрет писателя.

    Выставка книг Булгакова.

    К/ф «Мастер и Маргарита» (10 серий).

    Иллюстрации к роману.

    Фотографии (см. приложения).

Вступительное слово учителя:

Итак, вы прочитали одну из интереснейших книг мировой литературы. Позади осталось счастливое «золотое время» общения с необыкновенным произведением, романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Я предлагаю вам вновь вернуться на страницы книги и вместе совершить небольшое путешествие по избранным (в основном московским) главам романа, чтобы ещё раз насладиться мастерством Булгакова- рассказчика, погрузиться в художественный мир, созданный мастером, восхититься его упоительной лирикой, искромётным юмором, едкой иронией и проверить себя. Убедиться, насколько были внимательны, наблюдательны, зорки и чутки к булгаковскому слову.

Приглашаю вас принять участие в литературной игре, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.

Вам предстоит выполнить задания и ответить на предложенные вопросы по тексту романа. Каждый правильный ответ принесёт вашей паре поощрительные баллы, которые в конце игры помогут оценить себя как читателя. Нас ждут прекрасные мгновения общения с героями «Мастера и Маргариты». Желаю удачи!

Ход игры

1.Несколько вопросов о жизни и творчестве М.А.Булгакова

Условия конкурса

Ведущий задаёт вопрос. Право ответа получает группа (пара), первой подавшая сигнал готовности к ответу.

За каждый правильный ответ -3 балла.

    Назовите годы жизни М.Булгакова. (1891-1940).

    Какое образование получил М. А. Булгаков? (Киевский университет, медицинский факультет)

    Когда Булгаков окончательно бросил «звание лекаря с отличием» и перешёл в литературу?(1920)

    Какое печальное событие в жизни писателя подтолкнуло к возникновению замысла романа «Белая гвардия»? (смерть матери в 1920 г)

    Вспомните год создания и подзаголовок знаменитой повести Булгакова «Собачье сердце». (1925г. Чудовищная история)

    Какие пьесы М.А. Булгакова были поставлены во МХАТе в 20-е годы? («Дни Турбиных», «Бег»)

    Перед вами портреты трёх жён писателя. Выберите ту из них, которая послужила своеобразным прототипом Маргариты. (см. приложения №1) (Елена Сергеевна Шиловская)

    Годы работы писателя над романом «Мастер и Маргарита». (1931-1940)

    Как назывался роман «Мастер и Маргарита» в первых редакциях? («Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Подкова иностранца», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Он появился», «Князь тьмы», «Пришествие», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера»)

2. Разминка.

Условия конкурса

Каждой группе предлагается ответить на 3 вопроса. На обдумывание -20 секунд. За каждый правильный ответ группа получает определённое количество баллов.

    Какими языками владел Иешуа Га-Ноцри? (арамейским, греческим, латинским) -7 баллов.

    Имя и отчество поэта Бездомного? (Иван Николаевич) -3 балла.

    Чем знаменит «,Старинный двухэтажный дом кремового цвета на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделённого от тротуара резною чугунною решёткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой»? (Дом Грибоедова –МАССОЛИТ) -10 баллов .

    Почему в тот день Маргарита вышла на улицу с жёлтыми цветами? (чтобы он нашёл её, иначе она бы отравилась) -5 баллов.

    Первые слова Маргариты, сказанные Мастеру? («Нравятся ли вам мои цветы?») -5 баллов

    Как изменил свою жизнь Мастер после выигрыша? (купил книг, снял 2 комнаты в подвале, начал писать роман) -10 баллов.

    Каким образом Коровьев исполнил пожелание мессира более никогда не видеть Никанора Ивановича Босого? (дал 400 рублей и позвонил, что он валютчик) -10 баллов

    Перед вами портрет реального человека –Я.Д.Розенталя. по описанию из романа догадайтесь, чьим прообразом он является: «…И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака…» (директор ресторана «Грибоедов») (приложение №2)– 10 баллов

    Рассмотрите сначала две (если будут затруднения, то и третью) фотографии дома братьев Топлениновых по адресу Мансуровский переулок, дом 9, где бывал Булгаков.догадайтесь, как это место связано с романом. (этот дом –прототип «подвала Мастера») (см. приложения №3) -7 баллов.

3.Пейзажная пауза

Условия конкурса

Каждая группа получает конверт с вложенными в него макетами различных деревьев и кустарников. Необходимо отобрать и закрасить только те, которые росли во дворе дома, где жил мастер. На обдумывание -1 минута. (см. приложение №4)

За правильный ответ -5 баллов

(сирень, липа, клён)

4.Состязание знатоков

Условия конкурса

Перед группами номинативная таблица:

Нечистая сила

Ершалаим

Классики

Мастер и Маргарита

Каждая номинация содержит вопросы различной сложности, которые оцениваются соответственно.

Вначале участникам конкурса предлагается общий вопрос:

«Кто и кому послал телеграмму следующего содержания: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз»? (- дяде Берлиоза в Киев)

Та пара, которая ответит первой на этот вопрос, имеет право выбрать номинацию и вопрос. В дальнейшем право сделать ход принадлежит группе, выигравшей на предыдущем этапе. На обдумывание вопроса – 20 секунд.

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»

Нечистая сила в романе «Мастер и Маргарита»

1. Каковы последствия визита Бегемота к председателю зрелищной комиссии Прохору Петровичу? (костюм остался руководить) – 10 баллов

2. О чём узнал буфетчик из Варьете Косов во время визита в 50 квартиру? (что он умрёт от рака печени через 9 месяцев в клинику МГУ в 4 палате) – 8 баллов

3. Каким образом Козлоногий вызвал для Маргариты автомобиль? (Он сложил из двух сучков подозрительный телефон и позвонил) – 5 баллов

4. ак назывался бал, который ежегодно давал мессир? (Весенний бал полнолуния) – 5 баллов

5. В какое мгновение во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх? (Когда Римский заметил, что Варенуха не отбрасывает тени) – 8 баллов

«Какой интересный город, не правда ли?»

(Москва в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Перед вами фотография прототипа дома, где был прописан Стёпа Лиходеев и где позже поселился Воланд со свитой. С марта 2007 года здесь был открыт музей М.Булгакова. назовите адрес. (приложение №5) – 5 баллов

    Кличка собаки, принимавшей участие в следствии по делу Варьете? (Тузбубен) – 5 баллов

    Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза? (Куда могла подеваться из гроба голова) – 3 балла

    Перед вами здание Торгсина (Универмага ).С кем из персонажей романа связано это место и почём продавались там мандарины? (С котом Бегемотом, который лакомился там мандаринами и селёдкой, будучи «не при валюте». Мандарины стоили 30 копеек) – 5 баллов

    В каком случае, по мнению Арчибальда Арчибальдовича, человек может следовать по Москве в нижнем белье? (в сопровождении милиционера –в отделение милиции) – 3 балла

«А в этот день почти две тысячи лет назад в Ершалаиме…Помните?..»

    О ком идёт речь?

И опять померещилась ему чаша с тёмной жидкостью.

«Яду мне! Яду».

(Понтий Пилат) – 5 баллов

2.Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа? (вскочить на повозку и ударить его ножом) - 8 баллов

3. Что больше всего ненавидел прокуратор? (запах розового масла) – 8 баллов

4. Имя женщины, в которую был влюблён Иуда? (Низа) - 6 баллов

5. Чью казнь отменил Синедрион? (Варравана) -6 баллов

Классики в романе «Мастер и Маргарита»

    Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель? (Достоевскому) – 3 балла

    Какое музыкальное произведение передавали по радио в тот вечер, когда погиб Берлиоз? (Опера «Евгений Онегин») – 3 балла

    «Вот пример настоящей удачливости Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы с ним не случилось, всё шло ему на пользу, всё обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю!, Не понимаю! Повезло, повезло!

Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие».

Чьей славе так завидовал поэт Рюхин? (А.С.Пушкин) – 5 баллов

    К имени какого великого соотечественника постоянно апеллировал Н.И.Босой: «Нефть, стало быть, ________покупать будет? (А.С.Пушкин) – 3 балла

    Под какими фамилиями записались в ресторане Дома литераторов Бегемот и Коровьев? (Панаев и Скабичевский) – 10 баллов

Мастер и Маргарита

    Сколько языков, кроме родного, знал Мастер? (5: английский, французский, немецкий, латынь, греческий) – 5 баллов

    Какое событие изменило жизнь Мастера? (выиграл 100 тысяч) – 3 балла

    Какими словами заканчивается роман Мастера? 9»Пятый Прокуратор Иудеи Понтий Пилат») – 5 баллов

    Какая фраза, мысленно произнесённая Маргаритой на скамейке в Александровском саду, решила её дальнейшую судьбу? («Дьяволу бы заложила душу, лишь бы знать, жив он или нет») – 8 баллов

    Посмотрите на эти две фотографии на одной – известный врач-психиатр Е.К.Краснушкин, на другой –корпус санатория «Стрешнёво». (см. приложение№7) Как это связано с романом и с судьбой Мастера? (прототип профессора Стравинского и прообраз клиники, в которой находился Мастер) – 5 баллов

5.Больничная пауза

Условия конкурса

Группам раздаются карточки с нарисованными дверьми больничных палат с номерами на табличках (см. приложение №8) .учащиеся должны за 20 секунд разместить по этим палатам пациентов Стравинского.

За правильный ответ – 6 баллов

(№118 – Мастер

№119 – Никанор Иванович Босой

№120 –Жорж Бенгальский)

6.Киноконкурс по фильму «Мастер и Маргарита»

Условия конкурса

1 тур: Предлагаются вопросы по фильму. Отвечает та группа, которая раньше найдёт ответ.

За правильный ответ – 3 балла

2 тур: Для просмотра предлагаются небольшие эпизоды фильма – каждой группе. Затем предлагается задание.

Вопросы 1 тура:

    В каком году был снят фильм «Мастер и Маргарита»? (2005 г.)

    Назовите режиссёра картины и количество серий. (Владимир Бортко. 10 серий)

    Кто сыграл Маргариту? (Анна Ковальчук)

    Кто воплотил в картине роль Мастера? (Александр Галибин)

    Назовите актёра, сыгравшего Воланда. (Олег Басилашвили)

    Кому принадлежит роль Коровьева? ( Александр Абдулов)

    Кто из актёров в этом фильме стал Азазелло? (Александр Филиппенко)

    Кто играл кота Бегемота? (Александр Баширов)

    Назовите актёра, который сыграл Ивана Бездомного. (Владислав Галкин)

    Кто сыграл Иешуа Га-Ноцри? (Сергей Безруков)

    Назовите актёра, сыгравшего роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата. (Кирилл Лавров)

    Кто сыграл роль Стёпы Лиходеева? (Александр Панкратов-Чёрный)

Задания 2 тура

    Эпизод бала. сцена знакомства с Фридой. – просмотр. Что сделала Маргарита для Фриды? (попросила за неё перед Воландом. А потом помогла получить ей прощение)

    Эпизод разговора Воланда с Маргаритой после бала. Отказ Маргариты просить чего-то для себя и последние слова Воланда: «Мы вас испытывали…» продолжите фразу. («Никогда ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут»)

    Эпизод встречи на Патриарших прудах Воланда с Берлиозом и Бездомным. Что произойдёт далее с Берлиозом и кто такая Аннушка? (Ему отрежет трамваем голову. Аннушка –кухарка, которая разлила масло)

7.«Их речь неподражаема, а внешность незабываема».

Условия конкурса

(индивидуальные задания)

Каждому учащемуся предлагается карточка с заданием. На выполнение – 1 минута.

За правильный ответ – 10 баллов

КАРТОЧКА №1

КАРТОЧКА №2

КАРТОЧКА №3

КАРТОЧКА №4

1.Вставьте пропущенное слово в текст романа:

КАРТОЧКА №5

КАРТОЧКА №6

1.Кому из персонажей принадлежат эти слова?

2.О ком речь?

КАРТОЧКА №7

1.Чей это портрет?

КАРТОЧКА №8

«Она несла в руках отвратительные, тревожные ___________цветы. Чёрт их знает, но они первые почему-то появляются в __________. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла ___________цветы! Нехороший цвет.

Ответы к карточкам

1.А) Берлиоз Б) Бездомный 2. Зелёный

1. Бездомный 2.Га-Ноцри

1. Иисуса 2. Аннушка

1. Жёлтой 2.А) Маргарите Б) Н.И.Босой

1. А) Бегемот Б) Коровьев 2. Александровский

1. А) Воланд Б)Наташа 2.Азазелло

1. Коровьев 2.А) Мастер Б)Азазелло

1. Понтий Пилат 2. Жёлтые, Москве, жёлтые

8.Пейзажная пауза

Условия конкурса

Сначала всем предлагается фото «скамейки литераторов» на Патриарших прудах (см. приложение №9) и предлагается ответить на вопрос: годе в романе мы встречаемся с этим местом?

За правильный ответ -3 балла

Далее каждой группе раздаются рисунки (см. приложение №10) с изображением парковых скамеек. Необходимо ответить, на какой из них сидела Маргарита «в то памятное утро» в Александровском саду. На обдумывание 20 секунд.

За правильный от веет – 5 баллов

(Маргарита сидела на скамейке, на спинке которой было «крупно вырезанное слово «Нюра»)

9.«Да не хотите ли закусить… Без церемоний»

Условия конкурса

Участникам игры предлагается «накрыть» три стола из имеющихся в наличии блюд (раздаются карточки с названием блюд): обеденный стол для Н.И.Босого; «ужин при камельке» для Бегемота и «лечебный завтрак» для Стёпы Лиходеева.

НАРЕЗАННЫЙ БЕЛЫЙ ХЛЕБ

ЧЁРНАЯ ИКРА

БЕЛЫЕ МАРИНОВАННЫЕ ГРИБЫ

ВОДКА В ГРАФИНЧИКЕ

ПАЮСНАЯ ИКРА В ВАЗОЧКЕ

СОСИСКИ В ТОМАТЕ

На выполнение задания – 1 минута.

Максимальная оценка – 10 баллов

Ответы

Обед Н.И.Босого: водка, аккуратно нарезанная селёдка, густо присыпанная зелёным луком, огненный густой борщ с мозговой косточкой.

Закуска Бегемота: спирт, солёный и перчёный ананас чёрная икра.

«Лечение» Стёпы Лиходеева: водка в пузатом ювелиршином графинчике, паюсная икра в вазочке, нарезанный белый хлеб, белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате.

    Фотопауза

Условия конкурса

Ответить на вопросы по предложенным фотографиям. Каждой группе – 1 вопрос.

За правильный ответ – 5 баллов

1.Перед вами – фото «Дома со львом» по адресу в Москве: Остроженка, 21. прообразом какого дома из романа Булгакова он является? (приложение №11) (дома Маргариты)

2. А это здание Спасо-хауса – резиденции американского посла, где в апреле 1935 года проходил приём высокопоставленных руководителей и деятелей советской культуры. В числе приглашённых были М.А. и Е.С. Булгаковы. Взгляните на второе фото – вид изнутри и прочтите слова писателя об этом месте: «…Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня…» Что происходило в этом зале в романе «Мастер и Маргарита»? (Великий бал у Сатаны)

3.А это здание цирка Никитиных. На страницах романа в этом здании устраивали фокусы с картами и денежный дождь, отрывали и приживляли голову у конферансье, показывали «салон парижских мод». Как называлось это здание в романе «Мастер и Маргарита»? (театр Варьете)

    «За мной, читатель, только за мной»

Блицтурнир

Условия конкурса

За две минуты участники команд (групп) должны ответить на максимально возможное количество вопросов, требующих лаконичного ответа. Если команда затрудняется с ответом, нужно произнести слово «дальше».

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Что особенного было в лице Воланда? (глаза: зелёный и чёрный)

    Сколько комнат было в квартире, где жил Стёпа Лиходеев? (пять)

    Где оказался Стёпа Лиходеев, когда кот сказал ему «брысь»? (в Ялте)

    Какую штуку выкинули Коровьев и Бегемот с конферансье Ж.Бенгальским? (оторвали голову)

    В каком этаже находилась квартира Мастера? (в полуподвале)

    Что больше всего поразило Мастера в момент первой встречи с Маргаритой? (одиночество в глазах)

    Какие цветы любил Мастер? (розы)

    Что спасло Римского от неминуемой гибели? (крик петуха)

    Как звали «нового» приятеля Мастера, которого очень не одобряла Маргарита? (Алоизий Могарыч)

    Где был казнён Иешуа Га-Ноцри? (на Лысой горе)

    Кличка собаки Понтия Пилата? (Банга)

    Кто сопровождал Бездомного в лечебницу? (поэт Рюхин)

    Что особенного было в лице Маргариты? (немного косил глаз)

    Номер квартиры, хозяйкой которой была Анна Францевна Фужере? (№50)

    Откуда приехал дядя Берлиоза? (из Киева)

    Что закричала отрезанная голова Ж.Бенгальского? («Доктора!»)

    Как назвал себя гость Ивана Бездомного? (Мастер)

    Пальто какого цвета было на Маргарите, когда она впервые увидела мастера? (чёрного)

    Что подарил Воланд Маргарите? (Подковку, усыпанную бриллиантами)

    О чём просили следствие Лиходеев и Варенуха? (поместить в бронированную камеру)

    Где Левий Матфей раздобыл нож? (украл в булочной)

    Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами? («Невидима!»)

    Имя Крысобоя? (Марк)

    Имя женщины, пролившей масло недалеко от трамвайных путей? (Аннушка)

    У кого из свиты Воланда были «отчаянные кавалерийские усы»? (у Бегемота)

    На какой улице находился дом №302 БИС? (на Садовой)

    Что здесь перечислено: Гэрлэн, Шанель №5, Мицуко, Нарсис-Пуар, вечерние платья, платья-коктейль? (товары для дам в Варьете)

    Кем был Мастер по образованию? (историк)

    Какой период своей жизни Мастер считал «золотым веком»? (время работы над романом о Понтии Пилате)

    Что было в руках у Маргариты в момент, когда её впервые увидел Мастер? (жёлтые цветы0

    Что Маргарита подарила Наташе? (Чулки и одеколон)

    Кем стал Варенуха после встречи с Геллой? (вампиром)

    Под каким псевдонимом сочиняла батальные морские рассказы Наталья Лукинична Непременова? (Штурман Жорж)

    Имя первосвященника Ершалаима? (Каифа)

    Сколько Маргарит обнаружила свита Воланда в Москве? (121)

    С кем пришёл И.Бездомный на Патриаршие пруды? (с Берлиозом)

    Особая примета Геллы? (шрам на шее)

    Номер квартиры, в которой был убит барон Майгель? (№50)

    Как проник Мастер в палату Ивана? (через балкон)

    Из какой чаши пил Воланд на балу? (Из черепа Берлиоза)

    Кого поколотила свита Воланда в общественном туалете? (Варенуху)

    Имя демона смерти? (Абадонна)

    Кто показал Маргарите критика Латунского? (Азазелло)

12.Собирательная пауза

Условия конкурса

Группам предлагается составить «рассыпавшуюся» фразу из романа. На выполнение даётся 1 минута.

За правильный ответ -5 баллов.

писатель

удостоверение?

неужели же

Достоевский

убедиться

Помилуйте

удостоверением

определяется

писатель,

спрашивать

в конце концов

Ответ:

    Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?

    Помилуйте, это, в конце концов, смешно, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!

13.Подведение итогов игры. Подсчёт баллов.

Наша игра подошла к концу. Подведём итоги.

Вы ответили на все или почти на все вопросы? Значит, вы были чрезвычайно внимательны при чтении романа, не упустили многие художественные детали. Вы, несомненно, обогатили свой лексикон яркими афоризмами и расширили кругозор.

Вы ответили лишь на две третьих вопросов? Не огорчайтесь. Вы читали внимательно, но торопились, и в спешке упустили некоторые художественные детали. А ведь в книгах нет ни одного впустую сказанного слова. Может быть, имеет смысл перечитать пропущенные страницы?

Вы смогли ответить лишь на половину вопросов? Не огорчайтесь. Разберитесь в причинах неуспеха. Вернитесь вновь к роману. Это очень глубокая, многопроблемная, многоплановая книга. Далеко не всем удаётся осознать её содержание с первого раза. Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьётесь успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» (текст романа)

    Булгаков на Патриарших/ Б.С.Мягков. – М.: Алгоритм, 2008.

    Итоговые работы по литературе, 5-11 класс./ - М.: Аквариум, 1997.

    М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. Г.Н.Леонова, Л.Д.Страхова. – М.: Дрофа, 2002.

    Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 11 класс. – М.: Материк Альфа, 2005.

    Русская литература ХХ века. 11 кл.: метод. Рекомендации для учителя/ В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, Н.С.Выгон и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2001.

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

Раз-мин-ка

Пей-заж. Пау-за №1

Состя-зание знато-ков

Боль-нич-ная пау-за

Кино-кон-курс

Инд. зада-ние по кар-точ-кам

Пей-заж. Па-уза №2

«Не хоти-те ли заку-сить?»

Фото-пауза

Блиц-турнир

Собира-тельная пауза

Кол-во баллов

Всего баллов

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

СОСТАВ ГРУППЫ:_______________________________________

Жизнь и творче-ство Булга-кова

Раз-мин-ка

Пей-заж. Пау-за №1

Состя-зание знато-ков

Боль-нич-ная пау-за

Кино-кон-курс

Инд. зада-ние по кар-точ-кам

Пей-заж. Па-уза №2

«Не хоти-те ли заку-сить?»

Фото-пауза

Блиц-турнир

Собира-тельная пауза

Кол-во баллов

Всего баллов

Нечистая сила

Ершалаим

Классики

Мастер и Маргарита

писатель

удостоверение?

неужели же

Достоевский

убедиться

Помилуйте

удостоверением

определяется

писатель,

спрашивать

в конце концов

НАРЕЗАННЫЙ БЕЛЫЙ ХЛЕБ

ЧЁРНАЯ ИКРА

ОГНЕННЫЙ ГУСТОЙ БОРЩ С МОЗГОВОЙ КОСТОЧКОЙ

БЕЛЫЕ МАРИНОВАННЫЕ ГРИБЫ

ВОДКА В ГРАФИНЧИКЕ

ПАЮСНАЯ ИКРА В ВАЗОЧКЕ

СОСИСКИ В ТОМАТЕ

АККУРАТНО НАРЕЗАННАЯ СЕЛЁДКА, ГУСТО ПРИСЫПАННАЯ ЗЕЛЁНЫМ ЛУКОМ

КАРТОЧКА №1

1.Кому из персонажей принадлежат эти слова?

А) «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»

Б) «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед».

2.Вставьте пропущенное слово в описание Воланда: «…приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, ___________, у него совершенно безумен, а правый – пуст, чёрен и мёртв».

КАРТОЧКА №2

1.Кто из персонажей так характеризуется?

«Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах».

2.Кому принадлежат следующие слова?

« Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти /…/. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает».

КАРТОЧКА №3

1.Вставьте пропущенное слово в текст романа:

«Очертил Бездомный главное действующее лицо поэмы, то есть ________, очень чёрными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново»

2.Кто из персонажей так характеризуется?

«Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или не появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она ещё носила прозвище «Чума».

КАРТОЧКА №4

1.Вставьте пропущенное слово в текст романа:

«И я вышел в свет, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, - прошептал Мастер и поник головой, и долго качалась печальная чёрная шапочка с ________буквой «М».

2.Определите, кому принадлежат слова:

А) «Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно».

Б) «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?»

КАРТОЧКА №5

1.Узнайте по портрету героев романа:

А) Громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

Б) Пенсне треснуло, весь в рванине, он же клетчатый.

2.Вставьте в текст романа пропущенное слово:

«Спрятав в сумочку золотую коробочку с кремом, которую Маргарита получила от Азазелло, она торопливо побежала из ________________сада вон».

КАРТОЧКА №6

1.Кому из персонажей принадлежат эти слова?

А) «Имейте в виду, что Иисус существовал…Просто он существовал, и больше ничего…И доказательств никаких не требуется»

Б) «Не хочу я больше в особняк! Ни за инженера, ни за техника не пойду! Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение».

2.О ком речь?

Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий.

КАРТОЧКА №7

1.Чей это портрет?

Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки.

2.Кому из персонажей принадлежат слова?

А) «Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь чёрные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь»

Б) «Он такой же директор, как я архиерей»

КАРТОЧКА №8

1.Кто из персонажей так описывается?

«За сегодняшний день уже второй раз на него пала…тоска. Потирая висок /…/ всё силился понять, в чём причина его душевных мучений. И быстро он понял это, но постарался обмануть себя».

2.Вставьте в текст романа пропущенные слова:

«Она несла в руках отвратительные, тревожные ___________цветы. Чёрт их знает, но они первые почему-то появляются в __________..И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла ___________цветы! Нехороший цвет.

Проверочнаяработа по содержанию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Сколько лет было Мастеру и сколько Маргарите?

    Где находится Мастер, когда мы с ним знакомимся на страницах романа?

    Кто из героев носил «белый плащ с кровавым подбоем»?

    По портрету узнайте персонажа:

    «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет».

    «…человек лет27…Голова его была прикрыта белой повязкойс ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенныйс тревожным любопытством глядел…»

    Как звали ученика Иешуа?

    Перечислите, кто входил в свиту Воланда?

    Какой из человеческих пороков называет Иешуа перед смертью?

    Кто это? «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые».

    «Маленькогороста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме…Галстук был яркий…из кармашка …торчала обглоданная куриная кость».

    «На шее …белыйфрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль наремешке…усы были вызолочены».

    По деталям интерьераопределите владельца дома . « Книги, печка, два дивана, прекраснаяночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клен».

    Кто предал Иешуа?

    На чем летала Маргарита?

    « Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай».

16.Герои романа составляют триады из представителей древнего мира (ершалаимского),современной автору Москвы и потустороннего мира (нечистой силы).

1)Пилат-профессор Стравинский-Воланд

2)Низа-Наташа-Гелла

3)Марк Крысобой-Арчибальд Арчибальдович – Азазелло

4) Иуда-Алоизиль Могарыч-Барон Майгель

5)Левий матвей-Иван Бездомный-Александр Рюхин

6) Банга-Тузбубен-Бегемот

Определите роль каждой триаде:

А) герои обладают властью в своём мире, но всё же бессильны перед человеческим выбором

Б) красота и её служба силам тьмы

В) герои выполняют функции палачей

Г) предатели, несущие справедливое наказание

Д) образ ученика-последователя

Е) верный друг, помощник

17.Кому принадлежат слова «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите …Сами предложат и сами всё дадут!»

а) Маргарите б) Мастеру в) Воланду

18.Укажите,какая сцена является кульминационнойв романе?

1.Вальпургиева ночь

2.Бал Сатаны

3.Представление в Варьете

4.сцена,в которой Воланд и его свита покидают город.

1. «Трусость – самый страшный порок…»

2. «Слуги зла будут уничтожены самим злом»

3. «…изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

1.промежуточная инстанция между «раем» и « адом»

2.чистая совесть художника в глазах будущего, бессмертие длябудущих читателей, чистая совесть человека, не отягощённого муками стыда.

3. промежуточная инстанция между «раем»и «адом» , где находят приют люди с чистой совестью, пострадавшие в реальной жизни, но нагрешившие, поэтому не удостоенные рая.

21.Укажите того персонажа романа, который входит в свиту Воланда и назван демоном- убийцей.

1.Бегемот

2.Коровьев-Фагот

3.Азазелло

4.Воланд

22.За что Иешуа вынесли смертный приговор?

1. за оскорбление власти кесаря.

2. за убийство

3.за сбор податей

4.за воровство

23.Почему Мастер перестаёт бороться за публикацию своего романа о Понтии Пилате?

1.Мастер обижен на несправедливость критиков

2. он считает свой роман неудавшимся

3. он проявляет трусость, малодушие и предаёт свой труд

4.Мастер боится за судьбу Маргариты и стремится защитить её.

24.Расположите в хронологической последовательности события романа:

А.Беседа Воланда и Берлиоза

Б.встреча Маргариты и Азазелло

В, прощение Пилата

Г.прощениеФриды

1.ВБАГ2.АБВГ3. АБГВ4. АГБВ

25.Образ Маргариты-центр романа.Она является символом…

1.христианского смирения

2.мести и возмездия

3. любви, милосердия и вечной жертвенности

4. зависти и подлости

26. Какова роль фантастики в романе? 3пункта

1.Усиление проблемы добра и зла

2.Фантастика придаёт роману развлекательный характер

3.Показ нереальности конфликта

4.Усиление проблемы нравственного выбора

5.Один из приёмов сатиры

6.Фантастика- обличительный элемент всех произведений автора

1. «Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет.»

2. «Всё будет правильно, и на этом построен мир».

3. «Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.»

28. Какова основная проблематика романа?

1.Проблема конфликта поколений

2.Проблема евангельской любви

3. Проблема взаимоотношений таланта и бездарности

4. Проблема нравственного выбора

Ответы:

    Мастеру – 38, Маргарите – 30.11. Кот Бегемот

    В сумасшедшем доме.12.Квартира Мастера

    Понтий Пилат13.Иуда

    Мастер14. На половой щетке

    Иешуа Га-Ноцри15. Маргарита мужу

    Левий Матвей

    Азазелло, Коровьев (Фагот), Бегемот, Гелла

    Трусость

    Коровьев