Карта эрмитажа. Билеты в эрмитаж Где находятся кассы в эрмитаж

Эрмитаж - огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, - осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.

Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:

У русского царя в чертогах есть палата;
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.

Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов - участников войны с наполеоновской армией. Сразу за ней - величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных) .

Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи) . Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции - «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини. Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в. Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская - напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана) .

В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера. Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля - написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, - не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.

Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров - одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом - знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии. И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем. Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка. Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец - там вас ждет великолепная коллекция французского искусства - картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.

Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал) , зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо. Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.

В просторном Белом зале - самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца - молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой. Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней) , купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната - Малиновая гостиная Марии Александровны. Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны. Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.

Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в. Оба этих пути выведут нас в ротонду - помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца. За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, - 2 часа 10 минут ночи) . А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение - великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.

Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв. м) огромный Николаевский (Большой) зал. Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.

Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе. Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево - вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э. Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.

Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой - самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота - 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г. Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены. Теперь вазу отсюда уже не вынести - ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.

Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской. В этом зале - настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых - чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», - находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах. Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.

Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая. Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической. Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа - один красивее другого. Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.

Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность - посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох - от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в. Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств - об ювелирном деле. В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д. проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».

Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.

В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия. В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.

В Эрмитаж попасть я хотел очень и очень давно! Это один из крупнейших музеев не только в России, но и в мире! А учитывая мой интерес к искусству в целом, этот музей был моим номером один в списке скорейших планов!

P.S. Внимание! Под катом много информации и около 110 фотографий!

Государственный Эрмитаж , - это не просто великий музей, ведь сперва здание, куда сегодня идет бесконечное количество людей задумывалось как Зимний дворец, - главная резиденция русских царей! Она была центром империи, которую задумал Петр I. Тут вершилась судьба и история России! Уже спустя много лет сюда отлично вписался музей, который возник в 1764 году , в качестве частного собрания Екатерины II , после того, как ей были переданы из Берлина первые 225 ценных картин.

Не известно зачем она их приобрела, ведь картины её особо не интересовали, но благодаря этой покупке и началась великая история музея!

Коллекция Эрмитажа существенно пополнялась благодаря жадности и указам Екатерины оптом покупать картины! Дополняли экспозицию интересы к искусству у русских аристократов, перекупщиков и большому количеству раскопок древних курганов. В последствии русские цари и царицы получали многие произведения искусства в подарок, в качестве знака уважения! Всего за 20 лет было собрано огромное количество уникальных экспонатов, а также были отстроены новые корпуса для хранения лучшей коллекции в Европе!

Постепенно музей получил и название "Эрмитаж", что в переводе с французского "Ermitage", означает Личный покой , или Хижина отшельника. В целом оно так и было, сюда могли попасть при внуке Екатерины II, Александром I только избранные высокопоставленные лица, исключительно по рекомендациям или пропускам в количестве не более 5 человек в сопровождении лакея, и то не в Дворцовую часть, а только в пристроенные новые корпуса! Зимний дворец был долго закрыт для всех! Тогда было некое разделение коллекции, которую сортировали по корпусам, что-то шло для показа избранным людям, так и наоборот, чтобы скрыть некоторые экспонаты от ненужных глаз.

История музея не столь продолжительна, но успела поведать самых разных событий, так 17 декабря 1837 года он пережил один из самых грандиозных пожаров в истории Российской империи. В результате чудовищного пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Ф. Б. Растрелли, Кваренги, Монферрана и Росси! Удивительно, но очень многое всё же уцелело. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию повреждённого дворца ушло более года.

Также мало кому известно, но до начала 30-х годов 20 века фасад Зимнего дворца был окрашен в разные цвета, - от желтого до красного! В 1950-х годах его постепенно перекрасили в лазурно-зеленый.

Вот кадр из документального фильма, показанного по телеканалу Россия 2, - Эрмитаж, Сокровища нации.

В 20 веке Эрмитаж тоже ждала сложная судьба! Шла интенсивная индустриализация и стране, были нужны деньги на развитие экономики. Руководством было решено начать распродажу коллекций! Противостоять с советской чиновничьей машиной было очень трудно. Именно так, с 1928 по 1934 года на аукционах Лондона и Берлина ушли с молотка рыцарские доспехи, парадный сервиз, скифское золото, античные монеты, иконы, а затем и картины. Представляете, выходит всё правильно делала Екатерина и её последователи, ведь до общественной огласки коллекции, они тщательно охраняли её, и только пополняли! Даже при пожаре удалось спасти почти всё, но ценой многих человеческих жизней, а тут просто взяли и решили продать то, что плохо лежит и пылится на стене. За два года число изъятых предметов из Эрмитажа доходит до 20 тысяч! Среди которых почти 3000 картин!

К сожалению это так, но многие работы, которые покупала сама Екатерина, сегодня висят в музеях Лондона, Нью-Йорка, Лиссабона, Вашингтона, Парижа. Даже при всем этом безобразии, творившимся в Советские годы, Эрмитаж и по сей день считается музеем с мировым именем и коллекцией!

Тогда о продаже коллекции знали только сотрудники музея, ведь только в 1954 году его открыли для общественной публики! Люди впервые увидели богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX веков. Были многокилометровые очереди!

Я посетил его в августе 2015 года, и могу сказать, - желающих посетить музей не убавилось! За несколько дней до посещения я в интернете приобрел электронный билет, потому что знал сколько времени можно потерять в очередях. Рекомендую выбрать именно этот способ, вы минуете все очереди и сразу попадаете в кассу музея, где обмениваете электронный билет на обычный.

По ссылке ниже вы сможете его приобрести: Электронные билеты в Эрмитаж.

Добраться до музея проще простого! Он расположен в самом центре Санкт-Петербурга и как бы обнимает Дворцовую площадь города со всех сторон! Ближайшая станция метро, - Адмиралтейская.

Официальный сайт Галереи: https://www.hermitagemuseum.org/

Главное здание Эрмитажа, он же Зимний дворец Петра I. День был чудесный, а над Петербургом сияло яркое солнце!

Время работы Государственного Эрмитажа:

Вторник, четверг, суббота и воскресенье: с 10:30 - 18:00 вечера.
Среда, пятница: с 10:30 - 21:00 вечера.

Каждый первый четверг каждого месяца вход в музей бесплатный!

Разрешено вести фотосъемку без вспышки.

Стоимость билетов варьируется от 300 до 600 рублей в зависимости от количества посещаемых объектов. Электронные билеты как правило стоят дороже и доходят до 1000 рублей за билет, но имеют ряд преимуществ, о которых я уже говорил.

Хотелось бы рассказать, что же находится внутри Эрмитажа сегодня!

Касса.

Тут мне обменяли билет с электронного на обычный.

Билет.

Также выдали очень подробную Схему плана музея , чтобы не заблудиться! Выкладываю её тут, т.к. считаю, что она может сильно пригодиться многим для планирования своего посещения.

Эрмитаж состоит из нескольких корпусов, а именно, - Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой (Страрый) Эрмитаж и Зимний Дворец Петра I с Эрмитажным театром.

1-й Этаж.

2-й Этаж.

3-й Этаж.

Оказавшись внутри я понял, что Эрмитаж, - это еще и музей в музее! Ведь интерьер дворца потрясает, а его внутреннее убранство, колонны и росписи восхищают! Экскурсоводы говорят, чтобы изучить его вдоль и поперек потребуется 11 лет! Общая протяженность коридоров равна 22 километрам!

Сперва я попал в Зал, посвященный Древностям Ближнего Востока.

Потом постепенно перешел в Египетский зал , где были гробницы правителей Египта и известняковые таблички с иероглифами.

Зал Юпитера с скульптурами во главе которых сиди верховный бог римлян, - Юпитер.

Богиня любви Венера.

В Античном дворике я встретил Эрота с раковиной.

Асклепий, - древнегреческий бог медицины.

Афина, - богиня войны. Такое впечатление создалось, будто она делает селфи с телефона. :)

Амфора.

А вот Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья, в котором представлено много экспонатов найденных во время раскопок на горе Митридат, в городе Керчи и Таманского полуострова Краснодарского края . Все экспонаты из времен Боспорского царства.

Мраморный саркофаг из Мирмекия.

Лев, стоявший на гробнице.

Деревянный саркофаг с резными арками.

А зале культуры эпохи Эллинизма представлены монеты и драгоценности.

Лавровый золотой венок.

Золотые ожерелья и серьги.

А также золотые кольца.

Гипсовый слепок Камеи Гонзага. Птолемей II и Арсиноя II (находилось временно в Эрмитаже).

Камея. Зевс. Сардоникс. Золото.

Эллинистические золотые и серебрянные монеты.

Чаша мозаичного стекла.

Зал большой вазы. Тут стоит чаша, сделанная из Ревневской яшмы из Алтая. Она считается самой большой вазой в мире!

Очень красивый Двадцатиколонный зал.

Большая Гидрия, также известная как "Царица Ваз" .

Я решил пойти вверх по лестнице.

На верну меня ждала еще одна Ваза, на этот раз из Малахита.

1469-1529. Джованни делла Роббиа - Рождество.

Тут людей ощутимо прибавилось, а смотрят не только на экспонаты в рамке за стеклом, но и на стены и потолок! Потому что он невероятной красоты.

А вот зал Леонардо Да Винчи. Тут висят знаменитые работы художника! Чтобы посмотреть и сфотографировать его картины пришлось отстоять в очереди около 5 минут.

1478-1480. Леонардо да Винчи - Мадонна с младенцем.

Леонардо да Винчи - Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).

1512-1513. Содома (Джованни Антонио Бацци) - Леда.

1508-1549. Джампьетрино (Джан Пьетро Риццоли) - Кающаяся Мария Магдалина.

Фойе Эрмитажного театра.

Лоджия Рафаэля! Она мне сильно напомнила похожий коридор в галереи во Флоренции!

На этом Итальянское искусство не закончилось!

1740. Микеле Джованни - Мост Риальто в Венеции.

1726-1727. Антонио Каналь (Каналетто) - Прием французского посла в Венеции.

Залы Итальянских школ великолепны! Не спроста ведь он был построен Николаем I и назван как "Новый Эрмитаж" .

1730. Джованни Батиста Тьеполо - Триумф полководца Мания Курия Дантата.

1647. Паулюс Поттер - Наказание охотника.

1651. Саломон ван Рейсдал - Переправа на пароме в окрестностях Арнема.

1611-1613. Питер Пауль Рубенс - Голова Старика.

1612. Питер Пауль Рубенс - Христос в терновом венце.

Вообще Рубенсу тут отдали целый зал!

1640. Абрагам Миньон - Цветы в вазе.

1530. Лукас Кранах Старший - Мадонна с Младенцем под яблоней.

1770. Часы "Павлин" из бронзы и серебра.

В Павильонном зале выложена копия пола античной мозаики, оригинал находится в Ватикане.

Георгиевский зал (Большой тронный).

Подножная скамейка трона выполнена по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне.

Военная Портретная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. Построена специально Александром I.

Гербовый зал! Предназначенный для торжественных приемов.

1876 год. Сабля великого князя Николая Николанвича Старшего.

Награды Николая Николанвича Младшего.

Неожиданно я оказался в Большой церкви Зимнего дворца или Соборе Спаса Нерукотворного.

С одного из залов Эрмитажа открывался отличный вид на Дворцовую площадь!

В Александровском зале представлены изделия из серебря.

В зале искусства Великобритании стоит Лохань для охлаждения вина , исполненная Чарльзом Кендлером, это уникальное произведение, равного которому нет ни в одном музее мира.

1780. Томас Гейнсборо - Дама в голубом.

1779. Джозеф Райт из Дерби - Фейерверк. Замок св. Ангела (Жирандола).

1766. Вигилиус Эриксен - Портрет графа Григория Григорьевича Орлова.

Сабли и нагрудник кирасы.

Подносное блюдо "Апофеоз Екатерина II" изображающее аллегорию на путешествие Екатерина в Крым в 1787 году.

Кружка, украшенная западноевропейскими монетами.

Костюм мундирный Екатерины II.

Малахитовая гостиная.

Большая малахитовая чаша на треножнике в виде крылатых женских фигур.

Концертный зал.

В нем стоит гробница Александра Невского! Находилась на реставрации.

В Николаевском зале проходила выставка британского архитектора Заха Хадида.

В центре Аванзала в 1958 году была установлена Ротонда с малахитовыми колоннами и куполом золоченой бронзы.

Ну вот и все, я пошел на выход.

Выйдя из Эрмитажа был почти вечер, выходит, что я провел в музее пол дня. И посмотрел лишь малую часть, а в блоге рассказал все ещё в более сжатом варианте.

Надо сказать даже это дает представление о тех грандиозных масштабов музея и его потрясающей коллекции!

Я вышел на Дворцовую площадь , на которой стояла карета, запряженная лошадьми. Такое чувство будто я перенесся на много сот лет в прошлое во времена Петра и Екатерины!

Было здорово! Эрмитаж оставил очень приятные впечатления! Спасибо всем кто содержит и хранит такое бесценное сокровище в центре Северной столицы России!

Это не просто музей, это настоящий дворец и музей в музее, в котором очень приятно просто гулять. Экспозиция показывает развитие мирового искусства с каменного века и до конца XX столетия. Это огромный период, который очень трудно уместить в один день. Поэтому многие приезжают специально в Санкт-Петербург в не сезон, чтобы уделить Эрмитажу несколько дней и прочувствовать всю его ценность.

Если вы приехали в Петербург и не побывали в его музеях, то время потратили зря! Я очень рекомендую совмещать прогулку по городу и обязательно посетить Государственный Эрмитаж и

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому .

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала - механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль, в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения - личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно , а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат - скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» - копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение - № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Детище двух императриц Российского государства Елизаветы и Екатерины – Зимний дворец и Эрмитажи уже более 250 лет выставляют в своих стенах сокровища мирового искусства. План Эрмитажа впечатляет количеством зданий, протяженностью музейных залов, с названиями которых связаны этапы развития мирового искусства.

Великолепное творение Бартоломео Растрелли, Зимний дворец, украшает архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В 1762 г. грандиозное строительство Зимнего дворца, шедшее в течение 7 лет, завершилось. Кладку стен одновременно производили 2500 каменщиков, на остекление окон ушло 23 тыс. штук стекла. Более 460 комнат дворца были оформлены по-царски, в стиле великолепного барокко, подчеркивая величественность особы, ради которой строился дворец.

Значение французского слова «эрмитаж» говорит об уединенном месте, которое так хотела получить в центре Петербурга Великая Екатерина. Ее правление увековечилось строительством Эрмитажа — Малого, Старого, где разместились картины музея, собранные императрицей, а также Эрмитажный театр. При правлении Николая I, позже возведен Новый Эрмитаж.

В наше время Эрмитаж — это комплекс зданий и музеев:

  • Зимний дворец:
  1. залы Большой анфилады;
  2. залы Невской анфилады;
  3. покои императрицы;
  4. мемориальный зал Александра I;
  5. малахитовая гостиная;
  6. белая столовая;
  7. ротонда.
  • Малый Эрмитаж:
  1. павильонный зал;
  2. искусство Нидерландов;
  3. западноевропейское средневековье.
  • Старый (Большой) Эрмитаж:
  1. искусство Италии.
  • Эрмитажный театр.
  • Новый Эрмитаж:

  • Меншиковский дворец.
  • Восточное крыло здания Главного штаба:
  1. модерн;
  2. ампир;
  3. импрессионисты и неоимпрессионисты.
  • Музей Императорского фарфорового завода.
  • Здание Биржи.

История Эрмитажа

Годом создания Эрмитажа, как собрания культурных и художественных творений, можно назвать 1764 год. Екатерина Великая приобрела коллекцию картин из Германии, и заложила основу будущего музея. Являясь одним из крупных музеев мира, Эрмитаж, занимает 66 842 кв.м. помещений из общей площади музейного комплекса – 230 тыс. кв.м.

Старейшее собрание хранит в запасниках более 3 млн. экспонатов живописного и декоративного искусства, скульптур. Нумизматические памятники составляют более 1 миллиона, 800 тыс. — археологические находки, 14 тыс. – оружие, 200 тыс. — разные экспонаты. Обширна и временная эпоха, представленная экспонатами от каменного века до наших дней.

Строительство Зимнего дворца пришлось на закат царствования Елизаветы Петровны. В сентябре 1762 г. Екатерина Великая была коронована во царство, и вернулась из Москвы в Зимний дворец, почти достроенному и готовому к сдаче. Но императрица решила внести изменения в стиле классицизма, внеся коррективы в план архитектора Растрелли.

И рядом с царской резиденцией с 1764 по 1766г. возвели двухэтажный флигель, прозванный Малым Эрмитажем. Архитектор Юрий Фельтен соединил во внешнем виде присущие барокко и классицизму, черты. Получилось красивое, уточенное и изящное здание, под стать молодой императрице.

Коллекция Екатерины Великой

План Эрмитажа с названиями залов выводит туристов к Малому Эрмитажу, ставшему пристанищем первого большого собрания картин императрицы. Прибывшие в 1764г. картины, принадлежали прусскому купцу Гоцковскому, который расплатился картинами за недопоставленный товар.

В 1768 г. пополнили хранилище Екатерины 5 тыс. графических работ, присланных из Брюсселя. Среди них рисунок, французского художника XV в. Жана Фуке.

В 1769 г. с большим размахом скупаются картины (600 штук) в Дрездене у первого министра Саксонского курфюрста и польского короля. Живопись представляли полотна художников Италии, Франции, Голландии и Фландрии. Ярко выделялись работы кисти Тициана и Белотто.

В 1771 г. началось строительство Большого Эрмитажа. Прямое назначение дворца – размещение художественных ценностей. Автор творения — Юрий Фельтен. 1787г. — завершилось строительство 3-этажного здания в стиле классицизма, гармонирующее с ранними постройками.

В 1772 г. взор императрицы пал на собрание картин знаменитого парижского галериста, П. Кроза. В этот раз приобретаются картины художников–современников (18 в.) и старых мастеров (16-17вв.) европейских стран. Появляется новое видение будущего музея.

В 1781 г. покупаются 119 полотен, из которых 9 принадлежат Рембрандту. 6 полотен кисти ван Дейка. Приобретаются предметы античного искусства, среди них работа Микеланджело.

С 1783 по 1787 гг. построено здание Эрмитажного театра, отличающееся гармоничным и сбалансированным фасадом. Стиль театра представляет классицизм. Здесь устраивались праздники и спектакли императорского двора.

За 34-летнее царствование, Екатерина Великая, просвещенная и образованная женщина, накопила достаточное количество бесценных творений западных художников разных эпох.

За золото, на которое не скупилась щедрая императрица, массово приобретались частные коллекции европейского дворянства, продававшего величайшие образцы западноевропейской культуры и искусства.

Сокровищница пополняется:

  • резными камнями от герцога Орлеанского;
  • библиотеками просветителей Дидро и Вольтера;
  • мебелью на заказ;
  • картинами именитых художников-современников;
  • миниатюрами.

К 1792 г. количество фондов достигает почти 4 тыс. В пристрое Большого Эрмитажа, построенном Кваренги, с разрешения Папы Римского, оформляются Лоджии Рафаэля, копия галерей Ватиканского дворца понтифика.

Первая половина XIX века

Копилка пополнялась новыми сокровищами, которые были доступны только гостям и избранной публике.

Внуки Екатерины Великой, продолжили дело, начатое бабушкой – Александр I и Николай I. На аукционных распродажах приобретаются работы художников XVII века. При этом старались покупать работы тех художников, которые не числились в запасниках уже большого музея – полотна кисти испанских художников.

Конец XIX и начало XX веков

Николай I, сменивший на троне своего брата, после его неожиданной смерти, открыл доступ всем желающим в частное собрание картин и предметов прикладного искусства. При Николае расширение фонда будущего музея шло с успехом.

Приобретались картины художников Ренессанса, голландских, фламандских авторов, знаменитые работы Тициана, Рафаэля, ван Эйка и других. Потребовалось новое здание, и построен Новый Эрмитаж, по проекту Лео фон Кленце, немецкого архитектора.

Строительство было доверено уникальному архитектору «русского стиля» Василию Стасову, помогал ему «золотой медалист» Академии искусств, Николай Ефимов. После смерти Стасова в 1848 г. Николай Ефимов единолично руководил строительством дворца, завершенного в 1851 г.

Весомое участие в развитии Эрмитажа принимал А.И. Сомов, старший хранитель с 1886г. по 1909 г. Член добровольного общества Академии художеств Императорского двора, основоположник каталогизации работ русских художников. Благодаря его деятельности было положено начало русскому искусствознанию XIX и начала ХХ веков. Музей начинает сбор работ русских художников.

К 1895 г. часть фондов Эрмитажа была передана Императорскому Русскому музею. Для открывшегося отдела этнографии передаются археологические экспонаты и памятники.

Составление каталогов полотен, экспонатов, хранившихся в Эрмитаже, приводит к осмыслению собрания живописи с научной точки зрения. Музей становится учреждением, который развивает течение в российской науке – искусствознание.

Открытие публичного музея

В 1852 г. Эрмитаж его Императорского дома открыт народу для демонстрации многовекового художественного творчества и искусства. В те годы фонды музея активно пополнили работы отличившихся выпускников академии художеств. Собраны уникальные памятники культуры – восточная, египетская, античная, европейская, российская.

После революции

В 1917 г. советская власть пополнила музей произведениями искусства из частных коллекций дворянства и богатого купечества, которые не по своей воле расставались с бесценными произведениями. С 1918 г. часть из них была потеряна безвозвратно, распроданная на аукционах.

Молодому государству для развития понадобилась валюта. В период с 1929 по 1934 утеряны безвозвратно 48 картин, распроданные западным собирателям шедевров мирового искусства.

Во время Великой Отечественной войны Эрмитаж не прекращал работу. Сотрудники, несмотря на большие трудности, вели научную и исследовательскую работу, производили восстановительные работы разрушенных бомбардировками залов и помещений. В подвалах устроили для населения убежища от бомб врага.

В конце 40-х, после войны, работа продолжалась в прежнем режиме. Эрмитаж принимал любителей искусства. Эвакуированные предметы были возвращены на свои места. Активная работа пополнила коллекцию предметами и экспонатами из Европы (конец XIX и начало XX вв.).

Знамена, собранные в музее Артиллерии были также переданы. Бесценным и хрупким даром стали фарфоровые памятники из завода им. Ломоносова.

Работы импрессионистов, модернистов пополнили фонды в послевоенное время. В 1957 г. открыт 3 этаж Эрмитажа для выставления работ современного искусства. Часть трофейных памятников, вывезенных из Берлина, возвращены обратно в 1958 г.

С открытием границ СССР, трофейные работы художников-импрессионистов стали достоянием гласности. В мировой музейной практике они считались утерянными. В 2002 г. также возвращены в Германию трофейные витражи XIV века из Франкфурта. Все эти годы Эрмитаж вел работу по сбору памятников, картин авторов ХХ века.

В 2006 г. объявлена программа, способствующая пополнению фондов современным искусством.

Основные залы Зимнего дворца

План Эрмитажа с названиями залов подсказывает , что Зимний дворец, который с 1754 по 1904 гг. оставался резиденцией императорской семьи, дома Романовых, имел богатую историю.

В 1915-1917 гг. располагались медицинские покои Красного Креста. Госпиталю дали имя Алексея Цесаревича. Советское правительство с января 1920 г. до 1941 г. разместило здесь Музей революции, соседом государственного музея Эрмитаж.

Здесь хранятся уникальные экспонаты со всех концов евразийского континента – коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, экземпляры монументального искусства, археологические находки.

Жестокий пожар 1837г. испепелил почти все, что было создано Бартоломео Растрелли. Но последующие талантливые реставрационные работы, совершенные Василием Стасовым, Александром Брюлловым, сделали из Зимнего дворца величественное и неповторимое сооружение, дожившее до нас, и передающее все замыслы великого Растрелли.

Главная парадная анфилада. Начинается с Иорданской лестницы, которая не сохранилась в первозданном виде, каким задумал ее Растрелли.

Мемориальный Петровский зал. Портрет Петра I над тронным местом обрамляют две яшмовые колонны, подчеркивая величие императора, который изображен воином. Рядом стоит Минерва, богиня мудрости. Создатель зала О. Монферран (1833).

Гербовый зал , предназначенный для проведения церемониальных торжеств. Впечатляет великолепием золотых колонн. В декоре и оформлении золоченых люстр присутствуют изображения Российских губернских гербов. Автор проекта В. Стасов. До пожара здесь был приемный зал и проводились большие балы.

Военная галерея 1812 года возвеличивает героев войны с Наполеоном. Ровными рядами глядят с портретов бравые генералы. Галерея дань памяти их героизму и подвигу.

Имена 13 генералов остались без портретов, так как к моменту создания галереи они были уже в ином мире, а парадных портретов не сохранилось. Венчает галерею портрет главного воина, приведшего армию к победе, Александра I, на фоне Парижа.

Георгиевский зал поражает великолепием и громадой, золотым и беломраморным сиянием. Зеркально повторяют узоры медные своды и наборный паркетный пол. Величественное тронное место собрал воедино символы самодержавия и государства. Над тронным местом изображение покровителя России, Георгия Победоносца, выполненное из белоснежного мрамора.

Большая церковь. Храм Спаса Нерукотворного образа. Здесь проходили таинства крещения и венчания. Просветленность и одухотворенность стиля, богатая и витиеватая золоченая лепнина, поражает. Плафон «Воскресения Господа» подчеркивает красоту оформления.

Пикетный зал , посвященный военному искусству, завершает парадную анфиладу. Василий Стасов в полной мере использовал здесь, подчеркивая тему, барельефы и рельефы с изображениями доспехов, щитов, шлемов, копий, знамен. В советское время помещение было закрыто для просмотра, храня фонды отдела Востока. С 2004 г. открыт для посетителей.

Аванзал. Главным украшением зала является плафон «Жертвоприношение Ифигении», уцелевший от страшного пожара 1837 г. Здесь установлена монументальная ротонда из малахита, сделанная по заказу Демидовых, владельцев горных рудников на Урале. Ротонда была подарена Николаю I, но долго хранилась в другом месте.

Николаевский зал. Величественный, призванный возвеличивать и прославлять Николая I. Здесь проходили значимые торжественные мероприятия, балы, церемонии. Архитектор Стасов сохранил пропорции, восстановил былую стройность и красоту оформления залы.

Концертный зал. В нем проводились, музыкальные вечера, концерты и балы для узкого круга людей. Интерьер и декор созвучны основной тематике – музыке, что подчеркивают скульптуры, изображающие древнегреческих богинь, покровительниц искусства.

Несомненным украшением громоздится серебряная пирамида — гробница Александра Невского, сделанная по велению Елизаветы Петровны.

План Эрмитажа с названиями залов приводит туристов к очень интересным и богатым комнатам Дворца.

Покои императрицы Марии Александровны. Супруга Александра II проводила много времени во дворце, и по своему усмотрению распорядилась изменить некоторые части жилых апартаментов в 50-е и 60-е годы XIX в.

Шикарный зал для танцев (Белый) поражает многообразным стилем, который объединяет богатый лепной декор с скульптурами воинов, древнегреческих богинь и богов. Тяжелые бронзовые люстры переплетены узорами с военными трофеями. Автор А. Брюллов закончил работу в 1841 г. к свадьбе великого князя Александра, будущего императора.

Богатую позолотой залу (Золотая гостиная) украшает камин с мощным основанием из яшмы, который поддерживают кариатиды. Полка отделана рельефами с купидонами. Верхнюю часть украшает мозаичное панно в технике римской мозаики. Эти детали придают камину монументальность архитектурного сооружения. Архитектор — Александр Брюллов.

Оформление интерьера и мебели были сделаны позднее, в 1863 году, Штакеншнейдером. Зал является историческим местом для судьбы Российского государства, где Александр III, после убийства Александра II, принимал решение о продолжении реформ, которые начал его отец.

Малиновый кабинет. Соответствуя названию, стены кабинета обтянуты тканью малинового оттенка. Обстановка и мебель сделаны в тон стенам и общему стилю, который создан А. Штакеншнейдером. В лепнине использованы медальоны с изображением инструментов музыкантов, художников, скульпторов.

Интерьер украшают выставка образцов декоративно-прикладного искусства. Фарфоровая посуда и утварь. Роялю XIX в., расписного и золоченого, уготована роль главного экспоната кабинета. Императрица проводила здесь встречи с родственниками, созывала салоны в узком кругу.

Будуар. Построил Александр Брюллов. Полностью перестроен в 1853г. в стиле «второго рококо», модного в то время стиля, похожего на стиль рококо XVIII века. Золоченые детали, люстры интерьера перекликаются с 7 зеркалами разной формы, в сложных рамах.

Мебель также витиеватая, резная, обтянутая тканью бордового цвета, перекликающаяся с цветом драпировок алькова, штор и портьер. Интерьер всех комнат императрицы напоминает волшебную сказку, роскошным видом, изяществом и позолотой. Из будуара ведет лестница в комнату детей.

Синяя спальня оформлена в синем цвете сапфирового оттенка. В сочетании с позолотой и белым потолком выглядела роскошно и благородно. Временно не работает.

Мемориальный зал Александра I. Парадная комната в юго-восточной части дворца задумана А. Брюлловым. Мощные колонны поддерживают византийские своды. Портрет царя в драпировке из парчи бархата должен был украшать зал, и стать настоящей памятью императору. Но время сыграло против. Здесь находится экспозиция серебра XVII-XVIII вв.

Малахитовая гостиная. Парадная гостиная супруги Николая I, Марии Федоровны. Декорирован малахитом. В 30-е годы XIX началась активная добыча малахита на Урале, что было использовано для украшения колонн, камина залы. Позолота дверей и сводов, великолепно сочетаются с зеленым цветом колонн, пилястр.

Белая столовая. К свадьбе великого князя Николая Александровича переделывались несколько помещений Дворца. Так, Малая или Белая столовая комната, соединяя детали разных стилей, приобрела благородный и уютный вид. Паркетный пол, нарядные шпалеры, белая мебель и стены создавали атмосферу спокойствия. В 1894 г. отделку произвел А. Красовский.

Ротонда. Зал идеально круглой формы, соединяющий две части дворца. Был задуман и сделан Монферраном в 30-е годы XIX в. После пожара А. Брюллов на древнеримский манер повысил купол ротонды, что сделало его привлекательнее и «возвышеннее».

Малый Эрмитаж

«Уединенный уголок» Екатерины Великой, позднее названный Малым Эрмитажем, пристроен со стороны улицы Миллионной. Годы постройки 1764-1766гг. Со стороны реки (1767-1769) строится маленькое здание, соединенное с Малым Эрмитажем (Южное здание) висячими садами.

В Галереях, с двух сторон закрывающих сады, выставляют первые коллекции картин императрицы. В светлом и ярком павильоне расположились часы Павлин, которые неизменно собирают посетителей на зрелищное «выступление». В Галереях представлено искусство западноевропейского средневековья, Нидерландов.

Большой Эрмитаж

Просвещенная Екатерина хотела видеть рядом со своим Малым Эрмитажем здание для размещения библиотеки и растущей коллекции. Фельтен в 1771-17-87 гг. построил очередное здание.

Названное Большим Эрмитажем, в Галереях которого, представлены:

  • искусство Италии с XIII–XVI вв. (эпоха Возрождения);
  • полотна художников XV–XVI века;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • работы мастеров школы живописи Венеции, Флоренции (XV–XVI вв.).

Здесь можно увидеть знаменитые картины: Тициана, Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

Здание, построенное специально под музей художественной живописи, Новый Эрмитаж, открылось в 1852 г. Архитектор Кленце учел все потребности музея живописи, предоставив второй этаж здания для размещения Картинной галереи. Просветы – позволяли потоку света рассмотреть все нюансы шедевров искусства.

Первый этаж предоставлен под античное и древнее искусство, архитектуру, скульптуру. Внушительное зрелище в виде 20 колонн из гранита в зале древней Италии вызывает большой восторг и удивление.

Второй этаж – 6 залов представляют искусство Голландии. Здесь выставлены работы Рембрандта и его учеников. 2 комнаты занимает искусство Испании, 3 больших помещения – искусство Фландрии, разделенные на творчество трех великих художников — Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

В Рыцарском зале экспозиция западноевропейского оружия. Остальные 9 залов, посвящены искусству Италии.

С 1792 г. пристрой — галерея к Большому Эрмитажу, построенная Дж. Кваренги, превращена в Рафаэлевские лоджии. Работы шли 11 лет, рисунки были скопированы и тщательно перенесены на стены и своды лоджии. Галерея удачно вписалась в план Нового Эрмитажа, как лоджии Рафаэля, но не указана в буклетах с названиями залов и экспозиций.

Эрмитажный театр

В 1783г. архитектор Кваренги по заказу и поручению Екатерины Великой приступил к строительству театра для камерных спектаклей, концертов и развлечений двора, приближенных императрицы. Завершено здание в 1787 г. Великолепно смотрится и вписывается в общий ансамбль с другими зданиями, построенными ранее и позднее.

Лаконичный стиль русского классицизма был выдержан строго и красиво. Амфитеатр зрительного зала с 6 рядами скамей, перекликается с внешним видом и внутренним убранством здания. Сцена отделена своеобразными партерными рядами мест и балюстрадой.

Есть боковые ложи. Всего 280 мест говорят о камерности театра. Расположение зрительных мест и оркестровой ямы создают прекрасную акустику. Глубина сцены позволяет ставить балетные спектакли.

Меншиковский дворец

Первый губернатор Петербурга, Александр Меншиков, соратник и друг Петра I, строит дворец на Васильевском острове с 1710 по 1714 гг. Приглашенные иностранные архитекторы Г. Фонтан и Г. Шедель составляют проект здания. Строительство ведут русские мастера. Задача у зодчих была одна – построить дворец, который будет и домом, и работой.

Смешение разных подходов, новые методы строительства, сделали здание уникальным в своем роде, и первым каменным дворцом в Петербурге. Внутреннее убранство комнат, декор выполнены из мрамора. Интерьер оживляют живопись, скульптуры и книги. Приемы и торжества, проводимые во дворце, дали повод названию — Посольский дом.

После изгнания хозяина в ссылку, строение пришло в упадок, сады и оранжереи зачахли. Много раз в нем бывали пожары, уничтожившие подлинные вещи Меншикова. Дворец много раз перестраивался, достраивался. Здесь располагался кадетский корпус.

Реликвии Меншиковского дворца — портрет императора Петра Первого. Зеркало, обрамленное янтарем, подарок прусского короля Петру I в 1709 г.

Восточное крыло Главного штаба

Часть полукружия громады Главного штаба с восточной стороны, с 1988 г. переданная музею Эрмитаж, в 2014 г. открыла новые анфилады экспозиций для посетителей. Пять дворов здания оформлены в своеобразные атриумы, которые используются под культурные и различные мероприятия музея.

Импрессионисты обосновались на 4 этаже. На двух этажах разместились постоянные экспозиции искусства XIX в. стран Европы.

Музей Императорского фарфорового завода

Фарфоровое производство в России началось в 1744 г. Через 100 лет, Николай I распорядился о создании музея образцов фарфорового искусства. Более 30 тыс. неповторимых и бесценных экспонатов собрано в музее фарфорового завода.

Библиотека музея собрала редчайшие экземпляры книг по производству и технике изготовления фарфора, с рисунками и эскизами.

Здание биржи на Васильевском острове

Биржа в каменном варианте была задумана в 1781 г. Строительство началось в 1784г. архитектором Джакомо Кваренги. С 1788 по 1803 г. здание стояло недостроенным, его пытались продать. В 1805г.нашлись средства для строительства Биржи по новому замыслу.

Открытие биржи состоялось только в 1816 г. Монолитная Биржа выглядит неприступно. Фундамент из гранита. Мощные колонны на нем утяжеляют вид. Площадь внутреннего помещения 900 кв. м, высота потолка 25 м.

С 2013 г. принято решение о создании в здании Биржи музея геральдики и наград, для чего его передали Государственному Эрмитажу.

Расписание работы

День недели Открытие музея и кассы Закрытие Закрытие кассы
Вторник 10:30 18:00 17:00
Среда 10:30 21:00 20:00
Четверг 10:30 18:00 17:00
Пятница 10:30 21:00 20:00
Суббота 10:30 18:00 17:00
Воскресенье 10:30 18:00 17:00
Понедельник, Выходной

Как добраться

Общественным транспортом до Эрмитажа:

  • фиолетовая ветка метро до Адмиралтейской;
  • синяя ветка метро до Невского проспекта;
  • зеленая ветка метро до Гостиного двора.

Общественным наземным транспортом до Дворцовой площади можно доехать:

  • троллейбусами 1, 7, 10, 11;
  • автобусами 7, 10, 24, 191.

Быть в Санкт-Петербурге и посетить Зимний дворец с его уникальной коллекцией, это первая задача туриста. Нет большего удовольствия, чем держать в руках план Эрмитажа, и сверяясь с названиями выставок, экспозиций и залов, окунуться в атмосферу прошлого, увидеть своими глазами то, что видели столетия и годы, простые люди и императоры.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео об Эрмитаже

Секреты Эрмитажа: