Как смысл эпиграфа к поэме мцыри. Сочинение: Смысл эпиграфов в Капитанской дочке

(Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произ- ведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мыс пи, чувства, переживания.)

  1. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 1 главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал ро-мантический пейзаж. Какие художественные средства использо-вал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные верш ины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение. В основе метафо- ры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж: показан глазами героя и передает его мысли чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремле- ние на родину).

  1. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужск и e . Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественно сть, чеканность, красоту стихам.)

  1. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя про-явились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке побе- дить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставля- ют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

  1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

б) Библии;

в) древнерусских летописей;

г) стихотворения Горация.

  1. В чем заключается смысл эпиграфа?
    а) восстание против судьбы;

б) раскаяние, безнадежное смирение;

в) защита права человека на свободу.

  1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

  1. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к мона-стырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, слу жит развитию сюжета.

  1. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с девушкой;

в ) бой с барсом ;

  1. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;

б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;

г) утверждение своей правоты;

  1. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Почему избранником Софьи стал именно Молчалин? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья - дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, несмеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» - вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова.

2.2. В чём заключается смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?

Эпиграф - это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.

М.Ю.Лермонтов использовал эпиграф как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край погиб в расцвете лет.

Мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя. Поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал. Можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни М.Ю.Лермонтова. За короткий период отпущенной ему жизни он многого не успел: не успел познать всю многогранность окружающего мира, ему не удалось написать все его «картины». Поэту не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и Мцыри.

2.3. Обличение чинопочитания и низкопоклонства в рассказах А. П. Чехова.

Российское чиновничество - феноменальное явление нашей отечественной истории и современности. В творчестве Гоголя нравы чиновничества раскрываются в комедии «Ревизор, рассказах (Шинель»), поэме «Мертвые души». Радикальным образом отношение к чиновничеству изменил Салтыков-Щедрин; в его произведениях «маленький человек» становится «мелочным человеком», которого Щедрин высмеивает, сделав его предметом сатиры в сказках, в «Истории одного города». Но именно у Чехова «маленький человек» - чиновник становится «мелким», вынужденным прятаться, плыть по течению, повиноваться устоявшимся привычкам и законам.

Главным объектом осмеяния в рассказе «Толстый и тонкий» Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Показывая, как сам объект унижения становится его глашатаем, Чехов утверждал более трезвый взгляд на природу рабской психологии, по-медицински жестко диагностируя ее в своей основе как духовную болезнь. Падение чувства личности, потеря своего «я» человеком доведены в рассказе до критического предела. И Гоголь, и Салтыков-Щедрин, и Чехов едины в изображении того, как социальное положение человека определяет собою все прочие аспекты жизни (включая семейные, товарищеские и любовные отношения), становится главной человеческой функцией, а все остальное – производным, такой человек не видит человека в другом, а только чин, некий символ, указывающий на субординацию, и только. Человеческое общение вытесняется служебным соподчинением. Социальная функция оказывается главенствующей, поглотившей всего человека.

2.4. Творчество какого русского поэта второй половины XX века заинтересовало Вас и почему?

Владимира Высоцкого одни называют поэтом, другие - певцом, а третьи - бардом. Но как бы кто его ни характеризовал, он был, есть и будет олицетворенной совестью того поколения советских людей, которое в детском возрасте пережило ужасы и потрясения Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи. Несмотря на то, что творчество В. Высоцкого не было откровенно диссидентским, он всегда был на особом контроле со стороны компетентных органов, и ему постоянно приходилось оправдываться за свои песни и свои поступки:

Я был душой дурного общества.

И я могу сказать тебе:

Мою фамилью, имя, отчество

Прекрасно знают в КГБ.

В стихотворении «Серебряные струны» олицетворением свободы творчества выступает извечная спутница - семиструнная гитара, а серебряные струны - тот внутренний голос, то вдохновение, без которого не может быть творчества:

Перережьте горло мне, перережьте вены -

Только не порвите серебряные струны!

А стихи Высоцкого о любви! «Я поля влюбленным постелю»… Настоящие чувства. Отношения, о которых можно только мечтать. А стихи о дружбе! «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…». Как порой непросто отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, как самому научиться дружить и не ошибиться в друге?

Сколько вопросов! А ответы можно найти у Высоцкого. Вот почему его поэзию трудно не любить.

Возникновение замысла написания поэмы П. А. Висконтов, один из первых биографов М. Ю. Лермонтова, связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Там М. Ю. Лер-монтов (по свидетельству его родственников) встре-тил монаха, который рассказал ему историю о том, как еще ребенком он был взят в плен генералом Ермо-ловым. В дороге пленник тяжело заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре. Выздоровев, мальчик долго не мог привыкнуть жизни в монасты-ре, не раз пытался убежать. Во время очередного побе-га он тяжело заболел и едва не умер. В конце концов он смирился и провел оставшуюся жизнь в монасты-ре. Прообразом монастыря, описанного М. Ю. Лер-монтовым в поэме, стал монастырь Джвари.

К данному сюжету поэт обращался не раз: сначала он написал поэму «Исповедь», главный герой кото-рой — монах, полюбивший монахиню, нарушивший обет и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 го-дах была написана поэма «Боярин Орша». В ней рассказывается об Арсении, рабе боярина, воспитанном в монастыре. Он влюбился в дочь боярина и тоже был осужден на смерть, но ему удалось бежать. Но полно-стью замысел о монахе, рассказавшем М. Ю. Лермон-тову свою историю, воплотился в поэме «Мцыри», на-писанной в 1839 году.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об из-раильском царе Сауле и его сыне Ионафане, которого отец в пылу гнева назвал «негодным и непокорным». Однажды Саул «заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим». Ионафан же самовольно напал на врагов и, разгромив их, измученный, утолил голод, обмакнув палку в сот медовый и обратив «рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, посчитав, что сын на-рушил клятву, решил умертвить его. Ионафан ска-зал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть». Но израиль-ский народ сказал царю: «Ионафану ли умереть, кото-рый доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!». И Ионафан остался жив.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Мцыри не просто стремится на волю, его страстная мечта — оказаться среди родных, вернуться в родные края. Первоначально эпиграфом к поэме М. Ю. Лер-монтов избрал французское изречение «Родина быва-ет только одна». Но впоследствии он заменил его высказыванием из Библии: «Вкушая, вкусил мало меда и се аз умираю».

Мед — это те «три блаженных дня», которые Мцы-ри провел на воле. Он увидел кавказскую природу во всем ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал ра-дость общения с ней, сразился (и победил!) с барсом. Он понял, насколько этот мир прекрасен, как сладок воздух свободы. Мцыри говорит старику:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Идея произведения заключается в том, что три дня жизни на воле лучше, чем многолетнее безрадостное существование в заточении. «Се аз умираю» — для ге-роя, который познал настоящую жизнь, смерть луч-ше, чем жизнь в монастыре. Гибель героя вызывает чувство грусти, но не жалости. Смерть Мцыри — не поражение, а победа: судьба обрекла его на рабство, но юноша сумел узнать свободу, испытать счастье борь-бы, радость слияния с природой. Сам герой восприни-мает смерть как освобождение от плена.

1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — взят из «Фауста» Гете. Он показывает роль Воланда в философ-ской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил нака-зание за свои проступки. Только суду дьявола и может быть отда-на та система, которая не подчиняется нравственному (божье-му) суду. Будучи злой силой, Воланд объективно творит добро.

2. Каковы особенности композиции романа М. Булгакова «Мас-тер и Маргарита»?

Роман «Мастер и Маргарита» — роман в романе. В роман М. Бул-гакова вписан роман об Иешуа и Пилате, написанный Мастером. События разворачиваются в трех пространственно-временных пла-нах. Настоящее время действия — четыре дня Страстной недели 1929 года в Москве. Здесь даны как драматические эпизоды творче-ства и любви Мастера и Маргариты, так и сатирические сцены московской жизни. Историческое, библейское время включает со-бытия, происходящие в Ершалаиме: допрос Пилатом Иешуа, суд и казнь Иешуа. Фантастический план раздвигает время и простран-ство в бесконечность; сюда включаются похождения Воланда и его свиты в Москве и уход в бесконечность героев романа. Во всех трех мирах существуют похожие по функциям герои и события.

3. С чем связана сатирическая линия романа М. Булгакова «Мас-тер и Маргарита»?

Сатирический план романа связан с изображением Москвы конца 1920-х — начала 30-х годов. Писатель выставляет напоказ бюрократизм, жадность, пошлость, воровство москвичей, давая их в гротескном виде (костюм, подписывающий бумаги без хо-зяина; учреждение, поющее хором; МАССОЛИТ, ставший кор-мушкой для пронырливых бездарностей и т.д.). Сатира почти везде связана с действиями Воланда и его свиты, разоблачающих не-достатки и в людях, и в государстве.

4. Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргари-та» проблема воздаяния за добро и зло?

М. Булгаков не видел в современной ему действительности силы, которая наказала бы зло и вознаградила добродетель. По-этому функцию воздаяния он возлагает на нереальную дьяволь-скую силу — Воланда. Воланд воздает по заслугам и преступлени-ям. Берлиоз наказан отрезанием головы, Иван Бездомный — су-масшествием, Пилат — бессмертием, что страшнее смерти.

5. Каков нравственно-философский смысл сцены разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в ром ане М. Булгакова «Мас-тер и Маргарита»?

Разговор Иешуа и Пилата предстает как драма идей. Иешуа — физически слабый, но внутренне свободный человек, убежден-ный в идее добра. Всадник Золотое Копьё Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи,- лично храбрый воин. Но он испытывает страх перед властью. Духовно несвободный, он оказывается трусом перед кесарем. М. Булгаков самым страшным человеческим пороком считал именно трусость, из которой вырастает предательство, убийство. Материал с сайта

6. В чем сила и в чем слабость проповеди Иешуа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Сила проповеди Иешуа — в убежденности в существовании идеала. Иешуа выступает как выразитель чистой идеи добра и веры. Но его проповедь не подкреплена конкретным действием. Идея добра оказывается слабой в житейской практике.

7. Почему Мастер награжден покоем, а не светом как выс-шей наградой?

Мастер награжден не светом (ибо он не святой), а покоем, тем, что так важно для творчества и чего ему все время не хвата-ло в жизни. М. Булгаков следует мировой традиции, рассматри-вающей покой как одну из высших человеческих ценностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Каково наказание за предательство и трусость в романе Мастер И Маргарита
  • эпиграф романа мастер и маргарита
  • какова роль романа в романе булгаков
  • духовная слабость в романе мастер и маргарита
  • тестовая работа по роману мастер и маргарита

Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке"

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».

«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий.

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».

Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»

Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта.

В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.

В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, - у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.

В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.