Как играть блюз. Основы блюзовой импровизации


Доброе время суток, господа гитаристы. В этой статье, которая по сути является уроком, речь пойдет о блюзе. Точнее о том, как же начать его играть, если Вы до сих пор этого не умеете. За основу мы сейчас возьмем 2 момента: импровизацию и аккомпанемент. Если Вы еще никогда не импровизировали — не беда, сейчас научитесь.

А начнем мы, пожалуй, с импровизации. Для начала Вам необходимо выучить ля-минорную пентатонику. Пентатоника — это такой лад или гамма, в которой только 5 звуков. Этот лад очень часто используется в блюзовой игре на гитаре. На мой взгляд именно с него легче всего начать играть блюзовые штрихи. Вот этот лад:

Сперва-наперво Вам необходимо выучить эту пентатонику Am (ля-минор). Как видите играется она от 5 лада шестой струны до 5 лада первой струны. Вам просто нужно запомнить ее аппликатуру — последовательность движения звуков на грифе гитары, или по-другому — рисунок лада на грифе гитары.

Отыграв Am-пентатонику Вы готовы к тому, чтобы начать импровизировать. Вы будете делать это под аккомпанемент. Но для начала скажу пару слов о принципах импровизации. Импровизация - это спонтанная игра, когда Вы играете все, что получится — как рука возьмет. Этот процесс должен проходить у Вас при отключенном контроле со стороны сознания. Постарайтесь не думать о том, как сыграть. Просто играйте в рамках данного лада, который Вы только что выучили.

Теперь что касается аккомпанемента. Здесь я представляю, на мой взгляд, одну из самых распространенных блюзовых аккордовых структур:

Вы можете записать аккомпанемент самостоятельно и импровизировать под него, а можете попросить кого-то подыграть Вам. Необязательно играть аккомпанемент именно таким способом, как показано на рисунке. Тут я хотел просто продемонстрировать как идут аккорды. Два такта идет квинтовый аккорда Ля. Затем один такт Ре, потом опять возврат на Ля. Далее Ми и Ре по одному такту и... снова два такта Ля. Потом все повторяется. Импровизируйте по ля-минорной пентатонике под данный аккомпанемент.

В заключение хочу сказать кое-что о повторении. Вы вполне можете придумать какой-то один мотив, например, длиной в один такт. И играть его на всем протяжении аккомпанемента. Смена аккордов придаст этому мотиву типичный блюзовый колорит. Ну вот и все. Если Вы мало-мальски умеете играть на гитаре, то рекомендаций из этого урока вполне достаточно, чтобы Вы начали играть блюз. Действуйте!

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой . Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion . Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха» . Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника . Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс ) для игры.

Красная точка – это тоника , основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд . Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто . Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать

Блюз не входит в число самых технически сложных жанров современной музыки. Блюзовые гармонии просты, а техническими приемами начинающий гитарист может овладеть всего на несколько месяцев обучения.

Тем не менее, блюз является одним из самых востребованных жанров, как среди музыкантов, так и среди слушателей. Умение сыграть блюз не только расширит ваш технический арсенал, но и позволит улучшить свои навыки в импровизации и не затеряться на любом музыкальном джеме.

Что такое блюз? История блюза

Блюз – это народная афроамериканская музыка. Жанр сформировался на юго-востоке США, в дельте реки Миссисипи. По своей сути блюз – это сплав африканских ритмов, городской песни американского юга и фольклора каторжников.

Первые блюзовые записи были сделаны в первой четверти прошлого века. Одновременно с началом урбанизации и социализации черного населения Америки блюз распространился по всем Штатам.

Блюзмен на пороге бара на Юге США

К середине столетия блюз, а также его поджанр ритм-энд-блюз стали самой популярной коммерческой музыкой.

В середине 50-х годов Чак Берри и другие молодые музыканты стали исполнять блюзовые мелодии в ускоренном темпе. Так появился рок-н-ролл, из которого родились все современные жанры рок и поп-музыки.

Таким образом, блюз является основой современной западной музыкальной культуры.

Необходимое гитарное оборудование

Блюз можно исполнять в двух вариантах: акустическом и электрическом.

В первом случае вам хватит одной акустической гитары и слайдера. Если же вы поклонник Джо Бонамассы, Бадди Гая или Би Би Кинга , то все немного сложнее.

Во-первых, вам нужна электрогитара. Во-вторых, гитарный усилитель (комбик или голова+кабинет). Опционально вам могут понадобиться гитарные педали: перегруз, квакушка, дилей.

Ниже несколько советов по выбору гитарного оборудования.

Гитары

При покупке первой электрогитары не берите новую гитару и не гонитесь за брендами. Японский или корейский инструмент за 300 – 500 евро станет отличным решением.

Обратите внимание на бренды Fernandes, Greco, Westminster, Coolz, History, Edwards .


Гитара формы Stratocaster

При покупке гитары осмотрите ее. Голова должна быть целой, гриф ‑ прямым, лады ‑ без ямок. На сколы и царапины не обращайте внимания.

Усилители

Лучший вариант для дома – это маломощный (1 – 5 Вт) ламповый комбик. Среди транзисторных аппаратов уделите внимание моделям с чистым звуком. Ни в коем случае не берите себе домой 50-ваттных монстров. Вы никогда не сможете использовать их на полную мощность.

Для дома вам подойдут Vox AC4, VHT, Yerasov Gavrosh .

Педали

Педаль №1 для блюзового гитариста – это овердрайв. На первое время вам вполне хватит одной примочки. Среди недорогих и качественных вариантов – Boss SD-1, Boss BD-2 и продукция отечественных мастеров Shiftline, Yerasov, AMT Electronics .

Также вместо усилителя и педалей вы можете использовать компьютерные программы (VST). Среди лучших Guitar Rig, Amplitube, Bias Fx . Но в этом случае вам понадобится внешний аудиоинтерфейс или звуковая карта с поддержкой Asio. Кроме того, цена на эти программы сравнима со стоимостью аналогового оборудования.

Популярные приемы игры

Блюз не входит в число сложных для исполнения жанров. Здесь гитарист не должен уметь играть полифоническим тэппингом или владеть свипом секстолями в темпе 160.

Минимальный набор блюзового музыканта включает в себя стандартные приемы игры на гитаре:

  • бэнды;
  • вибрато;
  • игра слайдом и работа рычагом.

Бэнды

Бэнд на гитаре – это изменение высоты звучащей струны путем ее подтяжки.

Возьмите в руки гитару и зажмите средним пальцем 3 струну на 10 ладу. Это нота фа. Теперь ударьте по струне и потяните ее пальцем вверх к 4 струне. Звучащая нота становится выше. Это и есть бэнд.

Существует несколько видов бэндов:

  • простой бэнд – сначала вы бьете по струне медиатором, а потом делаете подятжку;
  • пребэнд – сначала делаете бэнд, а потом играете струну;
  • обратный бэнд – сначала делаете бэнд, потом бьете по струне, потом возвращаете струну;
  • легатный бэнд – сначала вы играете струну, потом делаете подтяжку, потом возвращаете струну на место;
  • бэндовый форшлаг – вы одновременно бьете по струну и делаете бэнд;
  • унисонный бэнд – вы бьете по двум струнам одновременно, потом нижнюю ноту подтягиваете до верхней.

ВНИМАНИЕ! О технике исполнения бэндов.

При игре бэндов на гитаре очень важно «дотянуть» струну до нужной ноты. В противном случае недотянутый бэнд испортит всю музыкальную фразу.

Для игры бэндов необходим хороший слух. Поэтому поначалу отрабатывать бэнды нужно с тюнером.

На табулатуре бэнд изображается следующим образом:


Бэнды

Cлайды

Слайды, или глиссандо – это типичная блюзовая «фишка».

Суть слайда заключается в извлечении нот, не отрывая пальцы от струн.

В блюзе слайды играются с помощью слайдера.


Слайдер

Слайдер – это маленькая трубка из стекла или стали, которую гитарист надевает на палец. Первыми слайдерами были горлышки бутылок из-под виски.

Если у вас нет слайдера, то его можно заменить зажигалкой или любым другим похожим предметом.

Слайды можно играть и одними пальцами. Зажмите 4 струну на 2 ладу. Ударьте по струне и, не отрывая палец от грифа гитары, переместите его на 7 лад. Звук отличается от игры с помощью слайдера.

На табулатуре слайд изображается следующим образом:

Слайд

Звук слайда вы наверняка слышали в песне Bad to the bone .

Вибрато

Вибрато на гитаре – это контролируемое периодическое раскачивание струны вверх-вниз. С помощью этого приема гитарист добавляет вибрации уже звучащей ноте. Таким образом он контролирует высоту и продолжительность звука.

Зажмите 3 струну на 7 ладу и сыграйте ноту Ре. Раскачивайте звучащую струну вверх-вниз. Получается, что вы делаете микробэнды, повышая и понижая звук струны.

Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является технически сложным приемом. Гитарист должен слышать мельчайшие нюансы звука и уметь пальцами полностью контролировать струну.

На табулатуре вибрато изображается следующим образом:


Вибрато

Настоящим мастером красивого вибрато считается Би Би Кинг. Великолепно исполняет этот прием Джо Бонамасса.

Работа рычагом

Некоторые гитары оснащены тремоло-системой.

Это приспособление позволяет добавлять к сыгранным нотам эффекты вибрато и тремоло без участия пальцев левой руки.

Нажимая на рычаг, гитарист изменяет высоту нот и частоту колебаний.

Среди наиболее известных поклонников тремоло-систем Джефф Бек, Стиви Рэй Вон, Сергей Табачников .


Джефф Бек

Читая название данной статьи сразу же возникает мысль о том, что берешь гитару акустику и играешь блюз. Своя правда в этом конечно есть. Но все равно речь будет идти не про это.
Несмотря на то, что на акустической гитаре можно спокойно играть блюз просто аккордами, например аккомпанируя себе или солисту, или в составе музыкального коллектива. При этом можно еще придумывать и весьма интересные партии. Но в нашем случае, на данный момент больший интерес представляет именно сольное исполнение. Все таки изначально блюзмены исполняли блюз сольно, аккомпанирую себе на гитаре.

Mojo Hand — Sam Lightnin’ Hopkins

Отсюда со временем и сложилось манера играть акустический блюз на гитаре, когда партия гитары ведет и мелодическую линию, и линию аккомпанемента. Таким образом, мы подошли к теме пальцевого стиля игры блюза на гитаре.

Прежде чем перейти непосредственно к первым урокам пальцевого стиля блюзовой гитары, сделаем первые выводы о том как играть блюз на акустике и немного структурируем информацию написанную в самом начале данного материала.

И так, что может представлять из себя блюз на акустике. Здесь сразу же будем исходить из того, что муже знакомы с основами блюза и имеем представление, что такое шаффл, блюзовый квадрат и т.д.

1. Блюзовый аккомпанемент аккордами.

В этом случае, все достаточно просто. Зная структуру блюзового квадрата, зная тональность композиции, мы проигрываем аккорды с определенным ритмическим рисунком периодически по ходу пьесы разбавляя их бендами, басовыми ходами и прочими украшательствами. В итоге мы получаем неплохая партию ритм гитары для аккомпанемента.

2. Блюз в жанре буги-вуги.

Здесь получается обратный предыдущему вариант игры на гитаре, когда в основе партии лежит басовый ход, который так же в более сложном варианте разбавляется различными гитарными ходами и приемами игры. Не знаю почему я сейчас пишу ро буги-вуги, но к нашей основной теме как ни странно это очень даже подходит. А именно буги можно играть и пальцевым стилем.

3. Блюзовое соло.

Естественно, в блюзе соло можно играть и на акустике, что собственно часто можно услышать у разных исполнителей. Для начала, что бы играть соло достаточно знать стандартную аппликатуру блюзовой гаммы, уметь играть бенды, вибрато, знать некоторое количество блюзовых фраз для образца и можно начинать придумывать свое.

4. Слайд гитара.

Этот пункт пожалуй будет слишком сложным для описания его одним абзацем. Учитывая, что существую именно слайд гитары как инструмент и игра слайдом на обычных гитарах. Но раз уж наша тема завязанна на акустической гитаре, то в данном контексте мы будем рассматривать игру слайдом (bottleneck). Данный способ игры очень распространен среди гитаристов в блюзе.

5. Пальцевый стиль.

Собственно, это и есть основная тема нашей статьи и нескольких последующих уроков. В которых будут рассмотрены упражнения и небольшие композиции в данном стиле игры.

Продолжение следует

Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:

  • шаффл;
  • упрощенные аккордовые формы;
  • клише структуры песни.

Блюзовый ритм

Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.

На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два» . Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.

На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:

Шаффловый ритм на табулатуре

Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.

Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».

Блюзовые аккорды

Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:

I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).

Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:

Em – A – H.

Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.

Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:

  • Em – G – A;
  • Hm – G – D – A;
  • E – A – E – H7.

Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.

СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах

Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.

Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды

От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.

Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.

Сначала Am – Dm – Em – E .

Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7 .

Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.

Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.

Аккорды в виде баррэ. Система CAGED

Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.

Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:

  • форма до
Мажорная форма C Минорная форма C
  • форма ля
Мажорная форма A Минорная форма A
  • форма соль
Мажорная форма G Минорная форма G
  • форма ми
Мажорная форма E Минорная форма E
  • форма ре
Мажорная форма D Минорная форма D

Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.

Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.


Аккорд E в системе СAGED
Аккорд Em в системе СAGED

Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.

СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло

Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.

Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.

3 аккорда на всем грифе гитары

Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.

Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.

Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.


Формы трезвучий Am

Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов

Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.

На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman» .

Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.

На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.

12 тактовая блюзовая прогрессия

Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.

То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.

Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности

тоника – субдоминанта – доминанта.

Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.

Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».

На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.


I, IV, V ступени в песне “Перекресток”