История происхождения карандаша. «История простого карандаша»

За последние столетия сменилось несколько поколений инструментов для письма. На смену гусиным перьям пришли перьевые ручки, затем шариковые. Однако конструкция другого инструмента — карандаша — оказалась настолько гениально простой, что он почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней и, возможно, протянет еще не одно столетие. В древности те, кому приходилось делать заметки, пользовались стерженьками из свинца или его сплава с оловом. Этот мягкий металл оставлял на пергаменте или бумаге еле видный светло-серый след, который можно было стереть с помощью мякиша. Рисовали и углем, и черным глинистым сланцем, однако удобство таких письменных приспособлений оставляло желать лучшего.

Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей привел слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе английского графства Камбрия, буря повалила несколько деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные камни под корнями. Они были черными, мягкими и оставляли следы на различных поверхностях. Слава камня, который назвали «черным свинцом», или plumbago (лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась за пределы графства: пастухи метили им овец, художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные футляры и использовали для рисования и письма. Английским словом lead (свинец) и сегодня называют карандашный грифель, а в словаре Даля можно увидеть определение графита: «ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш» (само русское слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный, «даш» — камень). То, что «черный свинец» представляет собой кристаллическую разновидность углерода, шведский химик Карл Шееле выяснил только в 1779 году, а через десять лет немецкий геолог Абраам Вернер дал ему говорящее название графит — от греческого γράφω, «пишу».

На протяжении следующих двух с лишним веков Борроудейл оставался единственным источником графита для карандашей в Европе, поскольку минерал из других месторождений был низкокачественным. Графит стал стратегическим сырьем, британский парламент в 1752 году принял закон, согласно которому за воровство этого материала или продажу на черном рынке полагалось тюремное заключение или ссылка. Великобритания сама решала, кому можно продавать этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную Французскую республику островной сосед решил оставить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду. Понятно, что такая монополия не пришлась французам по душе, и один из видных деятелей французской революции Лазар Карно попросил изобретателя, ученого и офицера Никола Жака Конте найти способ не зависеть от импорта этого дорогого материала. Конте решил проблему довольно быстро — он взял за основу молотый графит (из других месторождений), смешал его с глиной, из полученного состава вылепил стержни и обжег в печи. Полученный материал был значительно дешевле, а писал нисколько не хуже самого лучшего британского натурального графита. Более того, варьируя содержание графита в смеси, можно было получать различную твердость грифелей. В 1795 году Конте получил патент на свой процесс, и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями) карандаши изготавливают и сейчас.

Сегодня в магазинах можно приобрести и цветные, и простые карандаши. Простой карандаш пишет серым цветом, оттенок написанного будет варьироваться в зависимости от твердости графита.

Чем люди рисовали раньше?

Любопытно, что художникам приходилось использовать «серебряные карандаши», канцелярские принадлежности тринадцатого века собой проволоку из серебра, помещенную в футляр или оправу. Этот прообраз карандаша не позволял стереть , а со времени надпись из серой становилось коричневой.

Примечательно, что художники сегодня нередко используют серебряные, итальянские, свинцовые карандаши, дабы достичь определенного эффекта.

Существовали в прошлом и «свинцовые карандаши», чаще всего их использовали для портретов. В частности, таким карандашом рисовал Альбрехт Дюрер. Затем появился «итальянский карандаш» из черного сланца, после чего началось производство канцелярских товаров из сырья, добываемого из жженой кости. Порошок скреплялся растительным клеем, карандаш давал насыщенную линию.

Карандаши с графитным стержнем начали изготавливать в пятнадцатом веке, когда в Англии были обнаружены залежи графита. Но использовать это сырье стали только после ряда экспериментов, показавших, что масса оставляет четкие следы на . И первое время графитом метили овец. Однако кусочки графита пачкали руки, поэтому палочки из материала для удобства обвязывали ниткой, заворачивали их в бумагу или зажимали веточками из дерева.

Когда изобрели графитный карандаш?

Первое письменное упоминание о карандаше датировано 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей в деревянном корпусе началось в 1719 году. Графит поначалу смешивали с клеем, серой, правда, стержень был не очень качественным. Вот почему изменение рецептуры продолжалось и дальше. В 1790 в Вене Йозеф Хардмут придумал смешивать графитную пыль с водой и глиной, после обжигания этой смеси получались стержни различной степени твердости. Этот мастер впоследствии основал фирму Koh-i-Noor, выпускающую всемирно известные карандаши и поныне.

Мало кто знает, что простой карандаш может рисовать под водой и в космосе, а вот шариковая ручка – нет.

Сегодня карандаши различают по твердости грифеля, маркируя их буквами М (мягкий) и Т (твердый). В продаже можно встретить и карандаши с маркировкой ТМ (твердо-мягкий) - это наиболее распространенные канцелярские товары. Кстати, в США для определения твердости карандашей используется числовая шкала.

Ежедневно мы пользуемся множеством простых вещей, которые делают нашу жизнь удобнее и комфортнее. Они привычны нам с детства и мы редко задумываемся об истории их появления. Например, как и когда появился первый карандаш, который сегодня найдется в каждом доме и в каждом школьном портфеле. Между тем, его появлению предшествовала непростая и интересная история изобретения. Началась она в те давние времена, когда у человека возникла первая потребность в письменном выражении увиденных образов и собственных мыслей.

Его можно считать прообразом современного карандаша, началом истории его возникновения. Он представлял собой тонко вытянутый стержень из свинца или другого металла. По сути, он не писал, а просто царапал более мягкую поверхность. В Древнем Египте для этого использовался папирус.

Несмотря на свою примитивность, стилос находился в обиходе до раннего Средневековья и даже дошел до Руси, где вместо папируса использовали мягкие восковые таблички или более доступную бересту. При этом свинцовый стилос все же оставлял, хоть и очень слабый, след на поверхности. Чтобы его стереть, использовали хлебный мякиш.

Более позднее изобретение в истории карандаша - серебряные палочки (иногда свинцово-цинковые), имевшие форму отрезка металлической проволоки. Для удобства использования они припаивались к специальной ручке и хранились в особом футляре. Наносимые ими серые штрихи, надписи и рисунки уже ничем нельзя было стереть, а с течением времени они приобретали выраженный коричневый оттенок. Приспособление получило название «серебряного карандаша» и было в XIII веке ходу у таких знаменитых мастеров художественной графики, как Альбрехт Дюрер и Ботичелли.

Итальянский карандаш

Спустя столетие, в XIV веке, на смену серебряному пришел карандаш, который получил название итальянский. Для изготовления его стержня использовался поначалу черный глинистый сланец, а затем жженые кости, которые растирались в мелкий порошок и скреплялись клеем растительного происхождения, в том числе растительного масла. Именно отсюда предположительно пошло и само название «карандаш» - происхождение слова связывают с тюркским термином karatas (karadas), означающее в переводе буквально «черный сланец или камень». История его применения не закончена и по сей день, хотя состав используемых для стержня материалов усложнился. Современные художники используют их, когда хотят добиться определенного эффекта.

«Парижский карандаш» и другие «соусы»

Наряду с использованием твердых материалов для письма и рисования, начался поиск составов для самозатвердевающих смесей, имеющих способность оставлять след на поверхности. Знаменитый «парижский карандаш» представлял собой смесь белой глины и обычной черной сажи. Оставляя четкий след, он уже не царапал бумагу. Инструмент такого типа также до сих пор используется в художественной графике. Еще один рецепт был получен в XV веке и представлял собой смесь мела, красящих пигментов и скрепляющих жиров. В качестве пигментов использовали уже не черные, а цветные компоненты. Так была получена первая пастель. Одно из открытий в этой области принадлежит Леонардо да Винчи, сумевшему получить «красный мел» на основе использования окислов железа.

Открытие графита

В XVI веке в окрестностях Камберленда были обнаружены природные залежи неизвестного до этого времени минерала черного цвета. Нашли его случайно местные пастухи, поначалу решившие, что это обычный уголь, однако, минерал оказался не горючим. Своим металлическим блеском он напоминал свинец, однако, и это предположение не подтвердилось - минерал был более легким и совершенно не плавким. Зато он имел замечательное свойство оставлять практически на любой поверхности четкий след, и пастухи придумали ему первое применение - стали метить овец. Заостренным концом черного минерала можно было бы прекрасно рисовать, однако, дело сильно осложнялось его высокой хрупкостью. При малейшем нажатии заостренная палочка крошилась. Кроме того, при этом очень сильно пачкались руки.

Происхождение слова «графит» связано с именем немца Абраама Вернера, который назвал его так по аналогии с греческим «grapho» (пишу).

Появление первых графитовых карандашей

После открытия графита минерал поступил в свободную продажу, благо залежи его оказались значительными. Покупали его, в основном, художники и люди связанных с рисованием профессий. Для придания материалу крепости и защиты рук графитовую палочку вставляли между двумя деревянными планками и плотно прикручивали нитками или полосками кожи. Первые краткие описания карандашей с графитовыми стержнями относятся к 1565 году. Это был трактат о минералах под авторством Конрада Геснера. Чуть позже в документах упоминаются карандаши, оправленные в дерево.

Первые серийные выпуски

Первое в истории предприятие по серийному производству карандашей было открыто в Германии в г. Штайн (1719 г.). Стержень производился на основе смешивания толченого графита, серы и клея. Надо сказать, что и качество, и цена полученного продукта были весьма низкими. Прошло 42 года, и немецкое производство было значительно усовершенствовано столяром Каспаром Фабером, впоследствии возглавившим корпорацию Фабер-Кастелл, хорошо известную и нашим современникам.

История появления карандаша тесно связана с историей графита. Он оказался полезен не только для использования в рисовании и письме. Вскоре англичане начали успешно применять свойства этого минерала в военном деле, и поставки из Камберленда в другие европейские страны, в частности, в Германию, сократились. Как следствие, графит резко подскочил в цене. Месторождения минерала впоследствии были обнаружены во многих других местах и странах, однако, росла и область его применения, особенно с открытием его диамагнетических свойств и применения в электрической и атомной промышленности. Это заставило искать пути решения проблемы, и сегодня человек научился синтезировать искусственный аналог, который широко применяется и в производстве карандашей.

Прародители современного карандаша

Большой вклад в историю развития карандаша внес изобретатель Николя Жак Конте, француз по происхождению и живописец по призванию. Его собственная рецептура для выпуска стержней была разработана в 1794 году и позволила получить продукт высочайшего качества. В состав вошли глина, сажа, размельченный графит, крахмал и вода. Получив стержни высокой прочности, изобретатель понял, что этот параметр можно изменять по желанию за счет процента включения глины и самого графита. Чем больше добавлялось глины, тем тверже и прочнее становился стержень. Чем выше был процент графитного порошка, тем карандаш получался мягче, а след от него темнее. Это было открытием, имеющим современное значение. Именно оно легло в основу классификации по мягкости «М», «ТМ» и «Т».

Автором второго базового рецепта карандашного стержня стал австриец Йозеф Хардмут, смешавший графитовый порошок с водой и глиной и подвергший смесь закаливанию при высоких температурах. Это послужило началом выпуску знаменитой и высоко ценимой и в наше время продукции «Koh-i-Noor».

Оставил свой след в истории изобретения карандаша и наш М.Ломоносов, который ввел в обиход используемую доныне мировую единицу измерения «гросс», эквивалент партии карандашей в 144 штуки. Он лично наладил производство этой продукции в одном из сел Архангельской губернии, и именно такое количество должен был ежедневно производить мастер с подмастерьями.

Шестигранная форма карандашей, привычная для нас сегодня, была предложена Лотар фон Фабером с простой и удобной целью - чтобы они не скатывались со стола. Вот уже более 200 лет она остается неизменной.

Изобретение карандаша с механическим приводом

Необходимость в регулярной заточке было и остается одним из основных неудобств использования этой письменной принадлежности. Альтернатива была придумана еще в 1869 году американцем Кроссом, который засунул графитовый стержень внутрь полой металлической трубки, придумав и механизм для его ручного выдвижения. Современный аналог механического карандаша был создан будущим основателем знаменитой компании Sharp японцем Хаякавой. Это случилось в далеком 1916 году, однако, обычный деревянный карандаш не потерял своей актуальности до сих пор, и вряд ли сдаст свои позиции в ближайшем будущем.

История слова карандаш

1 (20%) 1 проголосовавших

Рисование ― приятное и полезное занятие для любого возраста. И один из самых любых художественных материалов любого ребёнка ― карандаши. Но мало кто из нас знает, как делают карандаши, какую древесину используют в этих целях. Примечательно, что создание этих канцелярских изделий выполняется на каждой фабрике по-своему. Редакция сайт провела своё расследование и расскажет историю возникновения карандаша и технологию его изготовления.

История карандаша началась приблизительно 300 лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал ― графит. Но он очень мягкий, и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш . Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.

Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно при этом не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.

В графитную массу подмешивают ещё жир и клей. Это для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след. Так, около двухсот лет назад карандаш стал похож на тот, что мы привыкли видеть.

Как делали карандаши

Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.

Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем для удобства в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом.

Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Карандаш от начала создания и до готовой продукции проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней.

Из какого дерева делают карандаши в наше время?

В большинстве случаев ― из ольхи и липы, которых на территории России огромное количество. Ольха является не самым прочным материалом, зато у неё равномерное строение, что упрощает процесс обработки и сохраняет естественный природный цвет. Что касается липы, то она отвечает всем эксплуатационным требованиям, а потому используется при производстве и дешёвых, и дорогих карандашей. За счёт хорошей вязкости материал прочно удерживает грифель. Уникальный для создания карандашей материал ― кедр, который широко применяется на заводах в России. Примечательно, что используется не здоровая древесина, а экземпляры, которые уже не дают орехов.

Стержень: какая основа

Производство карандашей ведётся с применением специального стержня. Графитный грифель состоит из трёх компонентов ― графита, сажи и ила, к которым часто добавляются органические связующие. Причём графит, в том числе и цветной, является постоянным компонентом, так как именно грифель оставляет на бумаге след. Стержни создаются из тщательно подготовленной массы, которая имеет определённую температуру и влажность. Вымешанное тесто специальным прессом формуется, затем пропускается через оборудование с дырочками, что делает массу похожей на лапшу. Эта лапша формируется в цилиндры, из которых выдавливаются стержни. Остается только их прокалить в специальных тиглях. Затем стержни подвергаются обжигу, а после него выполняется жировка: образовавшиеся поры под давлением и при определённой температуре заполняются жиром, стеарином или воском.

Как делают цветные карандаши?

Здесь принципиальное отличие имеет, опять же, стержень, который производится из пигментов, наполнителей, жирующих компонентов и связующего вещества. Процесс производства стержня следующий:

Изготовленные стержни укладываются в специальные желобки на дощечке и накрываются второй дощечкой;

Обе дощечки склеиваются клеем ПВА, при этом стержень не должен приклеиться;

Торцы склеенных дощечек выравниваются;

Выполняется препарирование, то есть добавление жира в уже имеющуюся смесь.

Примечательно, что производство карандашей ведётся с учётом потребительских свойств изделий. Так, дешёвые карандаши создаются из древесины не самого высокого качества, точно такая же ― не самая качественная ― и оболочка. А вот карандаши, которые используются в художественных целях, делают из качественной древесины, которая имеет двойную проклейку. В зависимости от того, из чего сделан карандаш, будет выполняться и его заточка. Считается, что аккуратная стружка получается, если изделия сделаны из древесины сосны, липы или кедра. Кроме того, важно, чтобы грифель был качественно проклеен ― такой карандаш даже при падении не сломается.

Какой должна быть оболочка?

От оболочки зависит простота и красота карандаша. Так как делают карандаши из дерева, то она должна отвечать следующим требованиям: мягкости, прочности и лёгкости.

В процессе эксплуатации оболочка должна

Не ломаться или крошиться, как и весь корпус;

Не расслаиваться под воздействием природных факторов;

Иметь красивый срез ― гладкий и блестящий;

Быть стойкой к влаге.

Какое оборудование используется?

Производство карандашей ведётся с использованием разнопланового оборудования. Например, очистка глины, из которой впоследствии будет создаваться графитный стержень, требует наличия специальных мельниц и дробилок. Обработка перемешанного теста ведётся на винтовом прессе, где из теста вальцами с тремя разными зазорами формируется сам стержень. Для этих же целей применяется фильера с отверстиями. Сушка деревянных заготовок выполняется в сушильных шкафах, где изделия подвергаются вращению в течение 16 часов. При хорошей просушке древесина обретает уровень влажности максимум в 0,5 %. Что касается цветных карандашей, то они тепловой обработке не подвергаются ввиду наличия в них наполнителей, красителей и жирующих компонентов. На специальном станке выполняется торцовка карандашей в длину.

Как делают карандаши

В производственном процессе важную роль играет просушка. Она выполняется в специальных колодцах с помощью станков, причём дощечки укладываются так, чтобы просушка была максимально эффективной. В этих колодцах сушка выполняется примерно 72 часа, затем дощечки сортируются: все треснувшие или некрасивые изделия отбраковываются. Отобранные заготовки облагораживаются парафином, калибруются, то есть на них вырезаются специальные канавки, где будут расположены стержни.

Теперь используется фрезерно-пропускная линия, на которой выполняется разделение блоков на карандаши. В зависимости от того, какой формы ножи используются на данном этапе, карандаши получаются или круглой, или гранёной, или овальной формы. Важную роль играет крепление грифеля в деревянном корпусе: это должно делаться прочно и надёжно, что снижает риск выпадения элементов грифеля. Упругий клей, который используется для связки, делает грифель прочнее.

Современные простые и цветные карандаши представлены в огромном разнообразии дизайнов и цветов. Так как делают карандаши в заводских условиях, здесь уделяют пристальное внимание каждому этапу производства.

Окраска ― один из важных этапов, так как она должна отвечать целому ряду требований. Для отделки поверхности используется метод экструзии, а торец отделывается окунанием. В первом случае карандаш проходит через грунтовочный аппарат, где в конце конвейера он переворачивается для нанесения следующего слоя. Таким образом, получается равномерное покрытие.

В России есть две крупные фабрики по производству карандашей. Карандашная фабрика им. Красина в г. Москве ― первое государственное предприятие в России по выпуску карандашей в древесной оболочке. Фабрика основана в 1926 году. Вот уже более 72 лет она является крупнейшим производителем канцелярских товаров.

Сибирская карандашная фабрика в г. Томске . В 1912 году царское правительство организовало в Томске фабрику, которая пилила кедровую дощечку для производства всех выпускаемых в России карандашей. В 2003 году фабрика значительно увеличила ассортимент выпускаемой продукции и вывела на рынок новые марки известных своим качеством карандашей «Сибирский кедр» и «Русский карандаш » с хорошими потребительскими характеристиками. Карандаши новых марок заняли достойное место среди недорогих карандашей отечественного производства, изготовленных из российских экологически чистых материалов.

В 2004 году карандашная фабрика была продана чешской компании KOH-I-NOOR. На фабрику поступили инвестиции, и появились новые возможности для распространения продукции не только на внутреннем, но и на мировом рынке канцелярских товаров.

Карандаш был изобретен в 1775 году французом Николя Жак Конте. Идея заковать в футляр легко оставляющий след на бумаге, но пачкающий руки, графит, сохранила имя изобретателя и бизнесмена в веках. Фирма «Конте» до сих пор является одним из лидеров производства карандашей.

Первоначально графит заправлялся в металлическую трубочку, часто золотую и карандаш кроме своей основной функции — письма на бумаге, нёс и некоторую статусную нагрузку, как предмет роскоши.

Сейчас, благодаря поистине универсальному характеру своего применения, привычности и удобству пользования, карандаш в нашем сознании предстает таким же привычным и извечным благом, как колесо или спички, но история карандаша весьма непроста.

Прототипы современного карандаша известны уже в средние века. Так, вставлявшиеся в металлические зажимы свинцовые, серебряные стержни дававшие темно-серые или коричневые тона употреблялись в 12-16 веках. В 14 веке появился так называемый итальянский карандаш из глинистого сланца, который дает матовый оттенок и слабую черноту. С 17-го века получили распространение графитные карандаши, которые отличались малой интенсивностью и лёгким блеском. К этому же периоду относится и широкое использование карандашей из порошка жженой кости, скреплённого растительным клеем, они давали сильный черный матовый штрих.

С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”. Лингвисты связывают с ним также слово карандыш – крошка, карапуз, маленький человек, указывая на близость его значения с немецким словом «stift» — карандаш карапуз.

Первые месторождения графита открыты 1654 году, что не так-то и давно. И сам графит и без золотых трубок был недёшев. А найден он был в Англии в графстве Кемберли в небольшом количестве и королева, не уверенная в скором изобретении шариковых и гелиевых ручек и тем более лазерных принтеров, дозволяла добывать графит не дольше шести недель в году, чтобы сохранить этот минерал и для потомков.

В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс — дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире — «гросс» единица измерения количества именно карандашей.

С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

В сентябре 1999 г. мир отмечал тридцатилетие Интернета. Спам ненамного моложе.

Если верить результатам изысканий исследователя родословной этой всемирной сетевой «бяки» Э. Стефферуда (Einar Stefferud), самый «первый» спам датирован 1 мая →

04.10.1957. В 19:28 (22 ч 28 мин по московскому времени) с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя «Спутник 8К71ПС» №М1-ПС, которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник →