История персонажа. «Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского Значение раскольникова в романе преступление и наказание

Родион Раскольников - юноша небогатого происхождения. У него есть мать и сестра. Мама - Пульхерия Александровна, осталась вдовой, ей 43 года. Пульхерия Александровна выглядит опрятно, хоть и одета бедно. Мама не работает, но получает пенсию как вдова и отправляет большую часть денег своему сыну в Петербург. Дуня - младшая сестра Раскольникова. Работает гувернанткой у богатых людей, чтобы помогать маме и брату. Авдотья Романовна (Дуня) красивая и умная девушка, у нее хорошие отношения с братом. Ради него Дуня готова была выйти замуж за Лужина, которого не любила. Отношения в семье Раскольниковых трепетные и теплые. После смерти отца, который был учителем, они еще больше сблизились и помогали друг другу.

Внешность Родиона Раскольникова

Родиону Раскольникову 23 года. Герой был статной внешности: высокий рост, темные глаза, стройный и с красивыми черными волосами. Однако при своей очень красивой внешности он крайне плохо одевался. Персонажи романа часто упоминают, что Родион был одет в лохмотья. У него было только одно летнее пальто, в которое он одевался и в зимнее время. Он одевал высокую шляпу, которая была без полей и совершенно не подходила герою. Родион приехал в Петербург несколько лет назад учиться. Он был студентом юридического факультета, но из-за денежных проблем бросил учебу. Жил герой в маленькой комнатке, которая своим видом полностью подходила к описанию внешности персонажа: бедная, маленькая каморка, где все направлено на то, чтобы стать меланхоликом и замкнутым человеком.

Характер Родиона Раскольникова

Раскольников - интересная личность, он очень образованный и начитанный молодой человек. Еще будучи студентом, он давал частные уроки, которые приносили ему неплохой доход. Уроки он перестал давать, когда понял, что хочет больших денег здесь и сейчас, и не хочет работать за копейки. Главный герой чересчур гордый и необщительный, свою замкнутость превратил в образ жизни. Некоторые герои романа думали, что Родион смотрит на них свысока, считая их недостойными его общения. Разумихин, друг Родиона, говорит о противоречивом характере: с одной стороны неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой - добрый и великодушный юноша. Родион любит высказывать собственное мнение и отстаивать его. Нищета сильно повлияла на главного героя - он стал замкнутым, нелюдимым, старался избегать большого количества людей. Родион не обзавелся друзьями. Жизнь в университете была только для учебы, он усиленно занимался и не принимал нигде участия, если это не касалось учебы.

Раскольников и Соня Мармеладова в романе “Преступление и наказание”

Соня Мармеладова для Раскольникова образец чистоты и искренности, она живет по совести и в единении с собой. Герою удивительно наблюдать за ней - как может жить человек счастливо, который продает себя и при этом живет в нищете. Ему непонятна эта любовь к окружающим, и он не принимает любовь Сони к себе, считая себя недостойным таких чувств. Наказание к Раскольникову приходит именно в лице Сони. Девушка убеждает его сознаться в содеянном. Долгие мучительные вечера, угрызения совести почти сводят с ума преступника. Он становится психологически неустойчивым, ему все сложнее отводить от себя подозрение следователя Порфирия Порфирьевича. И все же главный герой романа “Преступление и наказание” принимает решение сдаться. Родиона Раскольникова отправляют на каторгу, и только после 7 лет работ, он принимает себя и свое преступление. Вера к богу и любовь к Соне Мармеладовой помогли ему осознать свои ошибки. Федор Михайлович Достоевский уже в названии предостерегает нас, что после преступления всегда идет наказание. Автор глубоко анализирует поведение главного героя, показывая нам, что нельзя себя ставить выше Бога и всех людей. Чтобы лучше понять этот образ Раскольникова, предлагаем посмотреть видео с нарезкой экранизированных наиболее значимых моментов из романа “Преступление и наказание”.

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди» .

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности. По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий. Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете. Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе. Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе.

Этот неприятный факт подтолкнул его к свершению чудовищного преступления. Несколько раз Родион обращался за займами к Алёне Ивановне, скупой и неприятной бабке, наживающейся на безвыходных ситуациях терпящих серьёзную нужду людей. Студент убил топором старуху, выдающую деньги под проценты и залог, и её тихую сестру Лизу, случайно ставшую свидетельницей происшествия. За совершённое им преступление задержан безвинный человек.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение. Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр. Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём.

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной. После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова. Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Цитаты Раскольникова

Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

Ко всему-то подлец-человек привыкает!

- … я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...

Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё...

И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!

Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

При неудаче всё кажется глупо!

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(«Преступление и наказание»)

Главный герой романа, бывший студент; сын и старший брат Раскольниковых. В черновых материалах автором о Раскольникове сказано-подчеркнуто: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта...». Но, в то же время, уже по ходу действия герой этот по отношению к отдельным людям зачастую выступает истинным благодетелем: из последних средств помогает больному товарищу-студенту, а после его смерти и отцу его, спасает двух детей из пожара, отдает семейству Мармеладовых все деньги, что прислала ему мать, встает на защиту , обвиненной в воровстве...
Набросок его психологического портрета накануне преступления дан на первой же странице романа, при объяснении, почему он при выходе из своей каморки-«гроба» не хочет встретиться с квартирной хозяйкой: «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал...». Чуть далее дан и первый набросок внешности: «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. <...> Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. <...> Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице...». Еще далее будет сказано о Раскольникове студенческих времен: «Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее...». Сошелся он тогда более-менее только с Разумихиным.
и дает-рисует наиболее объективный портрет Раскольникова по просьбе его матери и сестры: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то...».
Романная же жизнь Родиона Романовича Раскольникова начинается с того, что он, молодой человек 23‑х лет, который за три-четыре месяца до описываемых событий оставил учебу в университете из-за недостатка средств и который уже месяц почти не выходил из своей комнаты-каморки от жильцов, похожей на гроб, вышел на улицу в своих ужасных лохмотьях и в нерешимости направился по июльской жаре, как он это назвал, «делать пробу своему предприятию» — на квартиру к ростовщице . Дом ее отстоял от его дома ровно в 730 шагах — уже до этого ходил-мерил. Он взобрался на 4‑й этаж и позвонил в колокольчик. «Звонок брякнул слабо, и как будто бы был сделан из жести, а не из меди...» (Звонок этот — очень важная деталь в романе: потом, уже после преступления, он будет вспоминаться убийце и манить к себе.) Во время «пробы» Раскольников отдает за бесценок (1 руб. 15 коп.) доставшиеся ему от отца серебряные часы и обещает на днях принести новый заклад — серебряный портсигар (которого у него и не было), а сам внимательно провел «разведку»: где хозяйка держит ключи, расположение комнат и т.п. Обнищавший студент весь во власти идеи, которую выносил в воспаленном мозгу за прошедший месяц лежания в «подполье» — убить гадкую старушонку и тем самым изменить свою жизнь-судьбу, спасти сестру Дуню, которую покупает-сватает негодяй и барышник Лужин. Вслед за пробой, еще до убийства, Раскольников знакомится в пивной с обнищавшим , всей его семьей и, что особенно важно, — со старшей дочерью Соней Мармеладовой, которая стала проституткой, чтобы спасти семью от окончательной гибели. Мысль, что сестра Дуня, по существу, совершает то же самое (продает себя Лужину), чтобы спасти его, Родиона, стала последним толчком — Раскольников старуху-процентщицу убивает, при этом, так получилось, зарубил и сестру старухи , ставшую невольным свидетелем. И этим заканчивается первая часть романа. А затем следуют пять частей с «Эпилогом» — наказания. Дело в том, что в «идее» Раскольникова кроме ее, так сказать, материальной, практической стороны, за месяц лежания и обдумывания окончательно прибавилась-вызрела и теоретическая, философская составляющая. Как позже выяснится, Раскольников написал однажды статью под названием «О преступлении», которая за два месяца до убийства Алены Ивановны появилась в газете «Периодическая речь», о чем сам автор и не подозревал (он отдавал совсем в другую газету), и в которой проводил мысль, что все человечество делится на два разряда — людей обыкновенных, «тварей дрожащих», и людей необыкновенных, «Наполеонов». И такой «Наполеон», по рассуждению Раскольникова, может дать разрешение себе, своей совести, «перешагнуть через кровь» ради большой цели, то есть имеет право на преступление. Вот Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» Вот, главным образом, для ответа на этот вопрос он и решился на убийство мерзкой старушонки.
Но наказание начинается даже в самый момент преступления. Все его теоретические рассуждения и надежды в момент «перешагивания черты» быть хладнокровным летят к черту. Он настолько потерялся после убийства (несколькими ударами обухом топора по темени) Алены Ивановны, что даже не в состоянии оказался грабить — начал хватать рублевые закладные серьги и колечки, хотя, как потом выяснилось, в комоде на самом виду лежали тысячи рублей наличными. Затем произошло неожиданное, нелепое и совсем уж лишнее убийство (острием топора прямо по лицу, по глазам) кроткой Лизаветы, которое разом перечеркнуло все оправдания перед собственной совестью. И — начинается с этих минут для Раскольникова кошмарная жизнь: он тут же из «сверхчеловека» попадает в разряд гонимого зверя. Разительно меняется даже его внешний портрет: «Раскольников <...> был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный...». Главный «охотник» в романе — пристав следственных дел . Именно он, изматывая психику Раскольникова разговорами, похожими на допросы, все время провоцируя на нервный срыв намеками, подтасовыванием фактов, скрытой и даже откровенной издевкой, вынуждает-таки его сделать явку с повинной. Впрочем, главная причина «сдачи» Раскольникова в том, что он и сам понял: ««Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..». К слову, мысль о самоубийстве навязчиво преследует Раскольникова: «Или отказаться от жизни совсем!..»; «Да лучше удавиться!..»; «...а то лучше уж и не жить...». Этот навязчивый суицидальный мотив звучит в душе и голове Раскольникова постоянно. И многие из окружающих Родиона людей просто уверены, что его одолевает тяга к добровольной смерти. Вот простоватый Разумихин наивно и жестоко пугает Пульхерию Александровну с Дуней: «...ну как его (Раскольникова. — Н.Н. ) одного теперь отпускать? Пожалуй, утопится...». Вот кроткая Соня мучается страхом за Раскольникова «при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством»... А вот уже и хитроумный инквизитор Порфирий Петрович сначала намекает в разговоре с Родионом Романовичем, мол-дескать, после убийства иного слабонервного убийцу иногда «из окна али с колокольни соскочить тянет», а потом уже и прямо, в своем отвратительном ерническо-угодническом стиле предупреждает-советует: «На всякий случай есть у меня и еще к вам просьбица <...> щекотливенькая она, а важная; если, то есть на всякий случай (чему я, впрочем, не верую и считаю вас вполне неспособным), если бы на случай, — ну так, на всякий случай, — пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов как-нибудь дело покончить иначе, фантастическим каким образом — ручки этак на себя поднять (предположение нелепое, ну да уж вы мне его простите), то оставьте краткую, но обстоятельную записочку...». А вот (двойник Раскольникова в романе) даже вдруг (вдруг ли?) предлагает студенту-убийце: «Ну застрелитесь; что, аль не хочется?..». Уже перед собственным самоубийством Свидригайлов все продолжает думать-размышлять о финале жизни-судьбы своего романного двойника. Передавая Соне деньги, он выносит приговор-предсказание: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке (т.е., на каторгу. — Н.Н. )...». Практически, как и в случае со Свидригайловым, читатель, по воле автора, задолго до финала должен подозревать-догадываться, что Раскольников, может быть, кончит самоубийством. Разумихин только предположил, что товарищ его, не дай Бог, утопится, а Раскольников в это время уже стоит на мосту и всматривается в «темневшую воду канавы». Казалось бы, что в этом особенного? Но тут на его глазах бросается с моста пьяная нищенка (), ее тут же вытащили-спасли, а Раскольников, наблюдая за происходящим, вдруг признается сам себе в суицидальных мыслях: «Нет, гадко... вода... не стоит...». А вскоре совершенно в разговоре с Дуней брат и открыто признается в своей навязчивой идее: « — <...> видишь, сестра, я окончательно хотел решиться и много раз ходил близ Невы; это я помню. Я хотел там и покончить, но... я не решился... <...> Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь...». Однако ж, Раскольников не был бы Раскольниковым, если бы через минуту не добавил с «безобразною усмешкою»: « — А ты не думаешь, сестра, что я просто струсил воды?..».
В одной из черновых записей к роману Достоевский наметил, что Раскольников в финале должен застрелиться. И здесь параллель со Свидригайловым проглядывает совершенно ясно: он, как и двойник его, отказавшись от позорно-«женского» способа самоубийства в грязной воде, должен был бы, скорее всего, также случайно, как и Свидригайлов, достать где-нибудь револьвер... Очень и характерен психологический штрих, который автор «подарил» герою из собственных жизненных впечатлений — когда Раскольников окончательно отказывается от самоубийства, происходящее в его душе описано-передано так: «Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение...». Вполне логически обоснована перекличка предсмертных мыслей Свидригайлова и каторжных размышлений Раскольникова друг о друге. Студент-убийца, как и помещик-самоубийца, не верит в вечную жизнь, не хочет веровать и в Христа. Но стоит вспомнить сцену-эпизод чтения Соней Мармеладовой и Раскольниковым евангельской притчи о воскресении Лазаря. Даже Соня удивилась, зачем Раскольников так настойчиво требует чтения вслух: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..». Однако ж, Раскольников болезненно настойчив и затем «сидел и слушал неподвижно», по существу, историю о возможности своего собственного воскрешения из мертвых (ведь — «Я себя убил, а не старушонку!»). В каторге он вместе с другими кандальными сотоварищами ходит в церковь во время Великого поста, но когда вдруг вышла-случилась какая-то ссора — «все разом напали на него с остервенением» и с обвинениями, что он «безбожник» и его «убить надо» Один каторжник даже бросился на него в решительном исступлении, однако ж, Раскольников «ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта лица его не дрогнула...». В последнюю секунду конвойный встал между ними и смертоубийства (самоубийства?!) не произошло, не случилось. Да, практически — самоубийства. Раскольников как бы хотел-желал повторить самоубийственный подвиг ранних христиан, добровольно принимавших смерть за веру от рук варваров. В данном случае каторжник-душегуб, по инерции и формально соблюдающий церковные обряды, и по привычке, с детства, носящий на шее крест, для Раскольникова, как бы новообращающегося христианина, — в какой-то мере, действительно, варвар. А что процесс обращения (возвращения?) ко Христу в душе Родиона неизбежен и уже начался — это очевидно. Под подушкой его на нарах лежит Евангелие, подаренное ему Соней, по которому она читала ему о воскресении Лазаря (и , стоит добавить, что лежало в каторге под подушкой у самого Достоевского!), мысли о собственном воскресении, о желании жить и веровать — уже не оставляют его...
Раскольников, сожалея на первых порах обитания в остроге, что не решился казнить себя по примеру Свидригайлова, не мог не думать и о том, что ведь не поздно и даже предпочтительнее сделать это в остроге. Тем более — каторжная жизнь, особенно в первый год, была-казалась для него (надо полагать — и для самого Достоевского!) совершенно невыносимой, полной «нестерпимой муки». Тут, конечно, и Соня со своим Евангелием роль сыграли, удержали его от самоубийства, да и гордость-гордыня еще управляла его сознанием... Но не стоит сбрасывать со счетов и следующее обстоятельство, чрезвычайно поразившее Раскольникова (а в первую очередь — самого Достоевского в его начальные каторжные дни и месяцы): «Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например, бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте?..».
Окончательное возвращение Раскольникова к христианской вере, отказ от своей «идеи» происходит после апокалиптического сна о «трихинах», заразивших всех людей на земле стремлением к убийству. Спасает Родиона и жертвенная любовь Сони Мармеладовой, последовавшей за ним на каторгу. Во многом она, подаренное ею Евангелие заражают студента-преступника непреодолимой жаждой жизни. Раскольников знает, что «новая жизнь не даром же ему достается», что придется «заплатить за нее великим будущим подвигом...». Мы никогда не узнаем, какой великий подвиг совершил в будущем удержавшийся от самоубийства и воскресший к новой жизни Раскольников, ибо «нового рассказа» о его дальнейшей судьбе, как было намеком обещано автором в финальных строках романа, так и не последовало.

Фамилия главного героя двузначна: с одной стороны, раскол как раздвоение; с другой — раскол как раскольничество. Фамилия эта и глубоко символична: недаром преступление «нигилиста» Раскольникова берет на себя раскольник .

Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут же решает заменить головной убор.

В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт. Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.

Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, согласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству. В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией. Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент – «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими». Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.

Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели. Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова – он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона. Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.

В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников – не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.