Иллюстрации к поэме демон. Описание картины Михаила Врубеля «Тамар и Демон

Михаил Александрович Врубель – великий российский художник конца XIX – начала XX века. Одной из наиболее известных картин является «Тамара и Демон». Картина появилась, как иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон» . Сейчас оригинал картины размещен в Третьяковской галереи, город Москва. Картина постоянно собирает вокруг себя посетителей, которые рассматривают каждую деталь и мазок с огромным интересом. И это не удивительно, ведь сам Врубель писал, что он изображает обыденную жизнь по-новому, а его картины пробуждаю душу.

Вся картина была нарисована только черной акварелью с использованием белил на коричневой бумаге. Но это не помешало Врубелю на картине отобразить всю палитру красок. Главный посыл – соитие смертного и бессмертного. Поэтому картина такая мрачная и от нее веет загадочностью и смертью. Сам Врубель ассоциировал себя с Демоном поэмы, поэтому смог точно прочувствовать весь посыл Лермонтова. Главным изображением поэмы, по мнению художника, должно быть лицо Демона.

На переднем плане изображена девушка с длинными черными волосами, худыми руками она пытается закрыть свое лицо. Девушка одета в платье, а на нем белый платок. Ей прямо в глаза смотрит Демон. У него строгие черты лица, темные волосы и холодный взгляд. Для художника Демон и дьявол – это не одна сущность. Демон олицетворяет внутреннюю борьбу и двойственность натуры человека.

Сюжет картины завораживает и заставляет рассмотреть каждую деталь, поскольку только так можно проникнуться историей. С одной стороны сложность сюжетной линии и большее количество деталей, переходов от темного к более светлому оттенку отвлекает внимание, но это лишь техника художника по созданию законченной во всех смыслах картины.

Сложно не любить творчество русского поэта и прозаика Михаила Лермонтова, но еще сложнее оставаться равнодушным к картинам такого великого художника, как Михаила Врубеля. Ведь именно художник визуализировал произведения и дополнил собственным пониманием. Поэтому картины не только дополняют произведения, но и являются произведениями искусства, которые известны во всем мире.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое предательство рассуждение с примерами 15.3 ОГЭ

    Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства.

  • Анализ рассказа Короленко Парадокс

    Рассказ «Парадокс» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

  • Жанр пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

    Занимаясь написание данного произведения, автор постарался выдержать основные нормы именно этого литературного направления.

  • Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

    Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу

  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу

    Подвиг - это неотъемлемая составляющая жизни человека. Подвиги совершались всеми и во все времена. Вот только не каждый осмелится выставить свой подвиг перед публикой и ее критикой


Рекомендованный своим другом Серовым, Врубель показал редактору издания сочинений Лермонтова Кончаловскому П.П. свой рисунок, на котором была изображена голова Демона на фоне каменистых гор с заснеженными вершинами. После этого рисунка редактору стало очевидно, кому поручить иллюстрирование поэмы. Кончаловский проникся верой и в необыкновенный талант художника, еще не известного широкой публике, и в его понимание Лермонтова. Он симпатизировал Врубелю, ввел в свой дом, где художник подружился с его детьми и целый год, пока работал над иллюстрациями, принимал живое участие во всех забавах молодежи, в их домашних спектаклях, чтениях, играх; он даже поселился рядом с Кончаловскими, чтобы было удобнее общаться с редактором и его веселыми домочадцами. В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, но не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Но, между тем, критики и художники больше всех клеветали именно на Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и даже за неумение рисовать. Хотя сам Врубель говорил как-то Репину: "Ты не рисуешь, а срисовываешь." Даже ценители не поняли рисунков Врубеля. Стасов, этот критик-самолюбец, назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников (Серов, Коровин) и ценителей понимали значение уникальных рисунков Врубеля, их гениальность и адекватность произведениям поэта. Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творческому и философскому наследию поэта так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным.

После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

Михаил Врубель. Иллюстрации к поэме Лермонтова Демон. Рисунки. Тамара и Демон. Золотая акварель - Михаил Врубель, Герой нашего времени иллюстрации, гениальные рисунки Врубеля, рисунки Врубеля к поэме Демон, Лермонтов. - Михаил Врубель. Иллюстрации к поэме Лермонтова Демон. Рисунки. Тамара и Демон. Золотая акварель - Михаил Врубель, Герой нашего времени иллюстрации, гениальные рисунки Врубеля, рисунки Врубеля к поэме Демон, Лермонтов.

"Демон вообще означает (в классической литературе" деятеля, обладающего сверхчеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющему влияние на жизнь и судьбу людей... Когда развитая религиозно-философская мысль признала достойным преклонение единственно лишь абсолютно доброе, весь эллинский пантеон должен был исключён из сферы истинного божества".

Вл. Соловьёв. Демон. - Энциклопедический словарь

Брокгауза и Эфрона. Т. 10, 1983, с. 374

"...Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания".

Второе Соборное послание апостола Петра

В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. С тех пор "Демона" уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы. Помимо "Демона", Врубель выполнил несколько иллюстраций к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил бей" и отдельным стихотворениям.

Врубель "Демон в скалах"

Неудача с работой во Владимирском соборе в Киеве сильно отразилась на тонкой духовной организации Врубеля. Покинув Киев, он сблизился с кружком Мамонтова, и в его творчестве наступил новый период. Вместо Христа появляются один за другим образы Демона - сидящего, летящего, поверженного, падшего... И только незадолго до смерти создаются "Ангел с мечом и кадилом" и "Видение пророка Иезекиля".

Это не было разочарованием в поисках Истины. Истина, видимо, стала рисоваться Врубелю в том сложном и глубоком виде, в каком как раз в это время разрабатывал это понятие молодой П. А. Флоренский: "Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины". (Это понимание Истины близко и Блоку с его Тезис - Антитезис - Синтез.

Идеи взаимоотношения Добра и Зла, Жизни и Смерти тогда витали в воздухе. Увлечённость "проблемой демонизма" для начала 20 века была очень характерной.

Штрихи зеленого карандаша - рефлекс на затененной щеке также подчинен выражению злобы в душе побежденного, но не раскаявшегося Демона. Большую часть листа заняла темная масса волос, странная прическа - сооружение из спутанных, как после сна или борьбы, завитых в локоны прядей. Это не законченный образ, а эскиз. Художник, по-видимому, внутренне протестовал против такой концепции Демона, он не мог представить себе его образ злобным. Этот рисунок остался незаконченным и не вошел в книгу, а на его месте в конце поэмы помещен первый «портрет», который представляет собой изобразительное обобщение образа Демона и к развязке поэмы («И вновь остался он, надменный...»), в сущности, не имеет прямого отношения.

Врубель "Демон сидящий"

Врубелевский Демон, сидящий одиноко «меж небом и землей под кровом радуги огнистой», как и лермонтовский, печален, уныл и мрачен оттого, что «духовный взор его» видит «даль грядущую, закрытую пред нами». Отсюда неисчерпаемая бесконечная тоска темнокудрого титана, ломающего руки. Кажется, вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая тяжелая «нечеловеческая слеза».

Врубель "Демон летящий"

Облик этого Демона - лицо и фигура - близок «Сидящему», это все тот же молодой титан, но повзрослевший и еще более разочарованный, безутешный, без юношеской лиричности и своеобразного обаяния, свойственных Демону 1890 года.

"Демон летящий" Фрагмент

Полет могучего тела над землей, которая смотрится мозаикой геометрических пятен так, как мог видеть ее художник, летящий в небе рядом с Демоном, исполнен стремительной силы и материальной весомости; но полет Демона бесцелен потому, что в его сильном лице, разрезающем пространство,- выражение бессильной обиды и безысходности, а его мускулистые деформированные руки воспринимаются неуместными, ненужными существу, не знающему, как их применить. Невольно возникают в памяти стихи из X главы поэмы, где влюбленный Демон вспоминает свои бесцельные скитания:

В борьбе с могучим ураганом.
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках,
Чтобы в толпе стихий мятежной
Сердечный ропот заглушить,
Спастись от думы неизбежной
И незабвенное забыть!

Демон поверженный эскиз

Врубель "Демон поверженный"

В последнем варианте картины, сохранившемся на холсте, он вернулся отчасти к первому замыслу (эскизы Государственной Третьяковской галереи): правая рука, которая бессильно лежала с пучком перьев, теперь энергично поддерживает голову, лицо стало мужественнее, сильнее по своим чертам, взгляд из затемненных глазниц горит мрачным огнем решимости и гнева; торс и ноги остались непереписанными, поэтому сохранилось и общее впечатление хрупкости, может быть, разбитости тела. Одержимый жаждой возвышенно-трагической выразительности образа, художник видел ее в страшном контрасте слабого, будто «пыточно-вывернутого» тела и величия несломленного гордого духа; при этом изломанность фигуры мыслилась не результатом просто физического падения повергнутого с высоты неба в пропасть земную, а изобразительной метафорой пережитых пыток духа, нравственных нечеловеческих страданий Демона.

Врубель "Не плачь, дитя, не плачь напрасно..."

Самые большие рисунки (почти в лист или пол-листа ватмана) Врубель исполнил для иллюстраций сцен роковых свиданий Демона и Тамары. Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшены в несколько раз, но это не смущало его; он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельным альбомом большого формата (так впоследствии и произошло, но уже без участия художника). Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя...» заключает в себе композиционно-декоративный ключ и прием решения этих драматургических узлов поэмы. Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары - не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величия.

Врубель "Люби меня"

В иллюстрации «Люби меня!», вошедшей в книгу, композиция изменилась существенно: взят наиболее подходящий для книги формат - вертикальный прямоугольник, интерьер сокращен и в размере, и пышности декора, он полностью подчинен крупно взятым фигурам. Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука - нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна - еще будто воздвигает преграду Демону, а другая - тянется к объятиям.

"Мы представляем демона злым и грубым. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", т.е. ангелоподобный и даже богоподобный. Но не Бог. Его доброта чрезвычайно сравнительна с человеческой, его красота - удивительна".

Розанов В. Заметки на полях непрочитанной книги. - "Северные цветы". М., 1901, стр. 177

"Демон в греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступать ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает... Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим. Иной раз демон действует благодетельно... Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием... Демону мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми... Раннехристианские представления о демоне связаны с образом злой, демонической, бесовской силы".

Лосев А. Ф. Демон. - В кн.: "Мифы народов мира", т. 1, стр. 366

"Демон летящий" Эскиз

Врубель "Демон летящий"

Изображение полета легендарного существа с обликом человека и крыльями птицы не было для Врубеля чем-то новым: несколько лет назад в Киеве он испробовал возможности композиционных вариантов летящего ангела к лермонтовскому стихотворению «По небу полуночи...», на тему которого собирался писать картину. Но теперь ему нужен был иной полет и совсем другое психологическое содержание образа. В одном из вариантов иллюстрации художник вспоминает киевский рисунок ангела, вертикально взлетающего на крыльях, и развивает его в новой композиции, где тело Демона словно парит на громадных крыльях кондора над горами - «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял...». Фигура летящего здесь расположена по стремительной диагонали листа - с левого нижнего в верхний правый угол, но лицо его и взгляд обращены в противоположную сторону, отчего и возникает впечатление не полета, а парения: печальный дух беспомощно повис над горой в своем изнуряюще скорбном раздумье; голова его и мускулистые плечи, как в «Сидящем», бессильно расслаблены и, кажется, подчинены лишь «вольной прихоти теченья».

Октябрь 19, 2012

„Мое искусство будит души. Оно зовет от мелочных будничных дел к величавым образам” М. Врубель

Тамара и Демон
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

1890-1891; 66,5х50 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В первый год московской жизни Врубель познакомился с Петром Кончаловским — литератором, переводчиком, пайщиком издательства И.Н. Кушнерова. По его заказу художник исполнил ряд иллюстраций для юбилейного издания произведений Лермонтова, среди которых выделяются иллюстрации к «Демону».

Каждый из рисунков, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает сюжетно-образной завершенностью, не свойственной иллюстрации. Самые большие рисунки — почти в лист или пол-листа ватмана — Врубель исполнил для показа сцен роковых свиданий Демона и Тамары .

В вошедшей в книгу иллюстрации — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно!...» — художник изображает их встречу в монастырской келье. Описанию этой встречи посвящены кульминационные главы поэмы Лермонтова. Врубель понимал этот момент как краткий апофеоз взаимной страсти героев, в котором нет ни торжества злого духа, ни предчувствия гибели Тамары.

Видение издателями лермонтовского героя было заурядным, невозможным для Врубеля. Это привело к тому, что часть рисунков не попала в издание 1891 года, а часть вошедших в него носит следы давления тех, кто утверждал работы. Среди стилевой пестроты иллюстраций, выполненных известными русскими художниками, врубелевские выделяются подлинной глубиной постижения лермонтовских образов. Между тем критики больше всего поносили именно Врубеля за якобы непонимание Лермонтова или отступления от него, за безграмотность и неумение рисовать.

Голова Демона

1890-1891; 23х36 см
бумага, черная акварель, белила
Киевский музей русского искусства

Как ни странно, среди всех произведений Лермонтова именно иллюстрирование «Демона» стало для Врубеля самым трудным. Главная сюжетная пружина поэмы — романтическая линия страсти Демона — не могла не привлечь внимания Врубеля. Художник чувствовал и родство своего Демона с героем Лермонтова, и его независимость от литературного прототипа. Поэтому, следуя сюжету поэмы, художник пользуется ею как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия.

«Голова демона», по замыслу Врубеля, должна была стать заглавной к поэме. В этом рисунке получился сложный «портрет» трагического героя — образ мятущегося духа, «ищущего примирения обуревающих его страстей». Это не скорбящий и страдающий Демон, он полон энергии мысли и чувства, ищет решения поставленных им самим нечеловеческих вопросов бытия, жгущих внутренним пламенем страсти. В лице, соединяющем мужской и женский облики, современников больше всего поразили губы Демона, словно обожженные внутренним огнем.

В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти Лермонтова, было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Без иллюстраций Врубеля цель художественного издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, стереотипными, они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов, Поленов, Шишкин, являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, а не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Между тем критики больше всех поносили именно Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и неумение рисовать. Даже ценители искусства, критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Стасов назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников и ценителей понимали значение этих рисунков Врубеля, их адекватность произведениям поэта. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

Михаил Лермонтов. Автопортрет



Демон летящий

Голова Демона. Золотая акварель

Голова Демона на фоне гор. Золотая акварель

Голова Демона. Черная акварель

Демон стоящий

Демон и Ангел с душой Тамары

Демон у ворот монастыря

Демон летящий. Черная акварель

Демон смотрящий. Черная акварель

Демон у стен монастыря

Демон, смотрящий в долину. Черная акварель

Демон, смотрящий на танец Тамары

Тамара и Демон. Золотая акварель

Свидание Тамары и Демона. Акварель

Тамара в гробу. Черная акварель

Тамара в гробу. Черная акварель, фрагмент

"Несется конь быстрее лани..." Золотая акварель

"Русалка плыла по реке голубой, озаряемая полной луной..."

Измаил-Бей. Кирибеевич

Журналист, читатель и писатель

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому, что весело тебе.