Где не живет санта клаус. Кто такой Санта Клаус? Прoисхождение и лeгенда о Санте

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Приближается Новый год, а это значит, что все детки будут ждать Деда Мороза или Санта Клауса. И наверняка найдутся любопытные, которым станет интересно, где обитают эти сказочные герои. А что же ответить малышу?

Санта Клаус: кто такой и где живёт?

Санта Клаус – это североамериканский фольклорный персонаж, некий рождественский дед, который дарит подарки всем деткам на Рождество. Прообразом этого героя считается христианский святой Николай Мирликийский, в честь которого седовласый дедушка и был назван («Санта» — святой, «Клаус» — Николай). Он был известен своей благотворительностью и дарил подарки детям из бедных семей.

Изначально в странах Европы подарки от имени дарили 6 декабря, но затем наступил период Реформации, и дары стал преподносить младенец Христос. Но затем Святого Николая вновь вспомнили, но день вручения подарков приурочили к Рождеству и перенесли на 24 декабря.

А в Америку образ попал в XVII веке благодаря голландским колонистам. И вот, с тех пор седовласый старик в красном костюме и шапке с белыми меховыми опушками каждую рождественскую ночь облетает все дома на санях, запряжённых оленьей упряжкой, и кладёт в носки, заботливо приготовленные детьми, подарки.

А где живёт Санта Клаус? Многие слышали, что он обитает в Лапландии. Но существует ли эта страна на самом деле? Да, существует. Но это не страна, а провинция или, скорее, этническая территория, расположенная за Полярным кругом и захватывающая территорию Финляндии, Швеции и даже России.

Эта провинция и, соответственно, деревня Санта-Клауса находится недалеко (примерно в 8 километрах) от небольшого городка Рованиеми. В этом городе есть международный аэропорт, так что попасть сюда вполне возможно.

Считается, что Санта Клаус родился на горе Корватунтури, которая по своим очертаниям напоминает ушки зайца (поэтому название её дословно переводится как «гора-ухо» или «ушная гора»). Там Санта обитает весь год вместе со своей семьёй и верными помощниками гномами.

Но каждый год в канун он спускается с горы в свой офис (он расположен в окрестностях Рованиеми), в котором принимает заказы на подарки и следит за их изготовлением. Изначально тут был лишь небольшой домик, но затем его отстроили и в 1985 году официально открыли целый офис.

Именно сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть настоящее чудо. Сейчас около офиса можно увидеть почтовое отделение, различные мастерские, кукольный театр и даже торговый центр.

Недалеко от офиса Санта Клауса имеется целый парк развлечений – Санта-Парк. Он располагается в пещере Сювясенваара и был открыт в 1998 году. Работает это место круглогодично, так что любой желающий в любой момент сможет погрузиться в рождественскую атмосферу, а также прокатиться на аттракционах, в число которых входят сказочные сани и вертолёт Санта Клауса.

А в мультивидеоцентре можно увидеть и самого седовласого старичка, мчащегося на своих санях по звёздному небу. В общем, побывав тут, в существование Санта Клауса поверит любой.

Дед Мороз: кто такой и где обитает?

В сказке Дед Мороз – это седовласый и седобородый старик в валенках, тулупе и шапке, который имеет волшебный посох и может творить зимние чудеса (например, «наколдовать» снег, заморозить что-нибудь). Сегодня этот персонаж является на праздновании Нового года самым главным.

По сути, он – восточнославянский вариант рождественского дарителя (такие дарители имеются в культуре практически каждой страны). Деда Мороза всегда сопровождает его внучка Снегурочка, а перемещается старик на тройке лошадей.

Вообще, Деда Мороза стали олицетворять с празднованием Нового года в советское время, когда новогодним атрибутом стала ёлка. Но сам образ появился раньше. Так, восточные славяне довольно давно начали персонифицировать и олицетворять такую природную стихию как мороз. Но изначально персонаж представлялся как старичок небольшого роста, который бегал по лесам и полям и стуком вызывал зимние трескучие морозы.

Затем Дед Мороз стал появляться в сказках, но он никому не дарил, хотя за хорошую работу мог отблагодарить и похвалить. Во второй половине XIX века предпринимались попытки создать персонажа, который на Рождество одаривал бы всех подарками. Но этот герой, во-первых, подвергся гонениям со стороны властей, во-вторых, не признавался православной церковью. И только в прошлом веке Деда Мороза, наконец, приняли. С тех пор он дарит подарки детям на Новый год.

Что сказать ребёнку, если он спросит про место жительства Деда Мороза? Сегодня оно известно многим и ни от кого не скрывается. Вообще, традиционно родиной седовласого старика считается Великий Устюг – город, расположенный на северо-востоке Вологодской области. Но есть и другие места, в которых Дед Мороз тоже появляется.

Первой родиной этого сказочного персонажа был Архангельск. Но позже (в 1995 году) руководство Лапландского заповедника, расположенного на Кольском полуострове, запустило проект «Сказочная Лапландия – владения Деда Мороза», согласно которому персонаж обитал в Чунозерской усадьбе.

Но затем родиной провозгласили Великий Устюг. А 25 декабря 1999 года был официально и торжественно открыт Дом Деда Мороза, в котором он и проживает по сей день. Сегодня резиденции этого героя есть в Москве и Мурманске. Ситуацию с несколькими Дедами Морозами можно прояснить следующим образом: Дед Мороз – волшебник, поэтому может быстро перемещаться и даже бывать в нескольких местах одновременно.

В Великом Устюге располагается огромный терем или даже дворец Деда Мороза, в котором имеются спальня, гардеробная, личный кабинет, мастерские. В центре дворца располагается трон. Если присесть на него и загадать желание, оно непременно сбудется.

Кстати, белорусский Дед Мороз тоже имеет свою официальную резиденцию. Она была открыта 25 декабря 2003 года и располагается в Беловежской Пуще. А на Украине дома героя пока нет, но вскоре, вероятно, он появится.

Как написать письмо?

Как Санта-Клаусу, так и Деду Морозу можно написать письмо.

Официальный почтовый адрес Деда Мороза:

162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза.

Почтовый адрес Санта Клауса:

Santa Claus Main Post Office, FI-96930 Arctic Circle, Lapland, Finland.

Теперь вы знаете, что ответить ребёнку, и не ударите в грязь лицом.

Помните то детское предновогоднее ощущение волшебства и ожидание чуда? Праздничную атмосферу в доме, веселую суету, запах еловой хвои и мандаринов? «И вот она нарядная на праздник к нам пришла…», а ты в костюме снежинки или зайчика с нетерпением ожидаешь прихода самого главного волшебника. Наверное, каждый ребенок хотел бы побывать в гостях у Деда Мороза и увидеть, как происходят чудеса. Сейчас всем известно, что резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге, и, возможно, вы уже там побывали.

Деревня Санта-Клауса

А знаете ли вы, где живет его финский собрат, Йоулупукки, более известный по всему миру как Санта-Клаус? Далеко на севере, у самого Полярного круга, на горе Корватунтури в финской части Лапландии спряталась секретная избушка Санта-Клауса, скрытая от людских глаз бескрайними снежными просторами. Формой гора похожа на ухо, и существует легенда, что именно поэтому Санта может услышать желания всех детей в мире.

Дорога до жилища Санта-Клауса долгая и трудная, и знают ее только верные его помощники — эльфы и олени. Но встретить Санту можно в его рабочей резиденции — Деревне Санта-Клауса в городе , открытой круглый год. Это действительно настоящая деревня — с крепкими деревянными избами, бревенчатыми теремами, остроконечными башнями и мощеной каменной площадью. Главное здание — офис Санта-Клауса, его легко узнать по высокой крыше, на которой красуется изображение старца с пышной бородой.

Большинство путешественников начинают со встречи с хозяином деревни, к нему ведет длинный коридор. Санта всегда рад своим гостям, ведь для него все люди, даже взрослые — это дети! Он говорит на многих языках и даже немного на русском. В резиденции можно документально подтвердить свое знакомство с главным зимним волшебником, сфотографировавшись с ним на память.

Потом все отправляются на главный почтамт Санта-Клауса, где можно выбрать открытку с изображением Санты, а также его помощников — эльфов и оленей, купить марку, и, написав пару строчек, бросить письмо в красный почтовый ящик. И тогда, независимо от сезона посещения, ваш адресат получит письмо прямо под Рождество. Все открытки трудолюбивые эльфы проштампуют личной печатью Санта-Клауса, так что получится отличный сувенир.

Во дворе высится деревянный столб, на который прибиты указатели: «До Москвы — 1366 км», «До Парижа — 2465 км», «До Рима — 2985 км»…
Рядом — деревянный чум-ресторан. На двери вместо ручки прикреплены лосиные рога, а над дверью висит чучело огромной форели — визитная карточка местной кухни.

Отдельное развлечение – пересечение Полярного круга, который здесь явно обозначен. Можно получить сертификат, подтверждающий этот факт. Казалось бы, простая бумага с печатью, но сколько она дарит приятных волшебных воспоминаний – хватит на весь новый год!

По периметру деревни расположено множество сувенирных магазинов, напоминающих музеи, по которым можно ходить часами, рассматривая поделки из шишек, хвои, коры, соломы; перебирая знаменитые финские ножи с костяными рукоятками; поглаживая оленьи шкуры, сложенные высокими стопками. Здесь есть деревянная посуда, шерстяные свитера, шапки и шарфы с орнаментом, изображающим оленей, самые разнообразные подсвечники и канделябры из стекла, разноцветные свечи причудливых форм. И, конечно же, в любом из магазинов имеются отделы, отведенные под обязательные атрибуты Рождества и Нового года: елочные игрушки, умилительно улыбающиеся фарфоровые и восковые ангелочки, большие красные носки и сапожки для подарков и многое другое.

Через деревню проходит дорога, названная дорогой Санта-Клауса (Joulumaantie). Отсюда веселый старик отправляется в путешествие по миру на санях, запряженных оленями.

Карту Деревни Санта-Клауса можно посмотреть .

Как добраться до Деревни Санта-Клауса

Деревня Санта-Клауса открыта ежедневно круглый год, а добраться туда очень просто на местном автобусе номер 8 или Santa’s Express Bus , которые каждый час отправляются из центра Рованиеми. Вы также можете отправиться к Санте на такси или автомобиле — расстояние от центра Рованиеми составляет восемь километров.

Время работы Деревни Санта-Клауса можно уточнить .
Вход в Деревню Санта-Клауса бесплатный, все дополнительные услуги платные.

Адрес: Santa Claus Village, Tähtikuja 1, 96930 Napapiiri (Arctic Circle)
Официальный сайт: Деревня Санта-Клауса

Парк Санта-Клауса — SantaPark

Недалеко от деревни Санта-Клауса прямо в скале вырублена огромная пещера, где среди снегов и вечной мерзлоты расположился SantaPark — уникальный тематический комплекс, наполненный развлечениями. Здесь хозяйничают эльфы. Театральные представления и слайд-шоу, игры и аттракционы, выставки и сувенирные лавки погружают в мир рождественских сказок и новогодних приключений. Прокатитесь на каруселях и аттракционах, испеките рождественское печенье на пряничной кухне, проедьтесь на волшебном поезде, насладитесь ароматным напитком в ледяном баре и обязательно поучитесь в школе эльфов.

Как добраться до Парка Санта-Клауса

Добраться до Парка Санта-Клауса можно на Santa’s Express Bus .

Время работы и стоимость билетов можно уточнить .

Адрес: Tarvantie 1, 96930 Arctic Circle
Официальный сайт:

К Санта-Клаусу непременно стоит приехать — ощущение праздника царит здесь круглый год, а зимой финская Лапландия именно такая, как представляешь в новогодней сказке: укутанные белейшим снегом мохнатые ёлки, скрипяще-свежий морозный воздух, сполохи северного сияния на бескрайнем небе…

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Если спросить финнов, откуда Санта Клаус родом, они ответят: «С Корватунтури, сопки в Лапландии».

Голландцы зовут его Sinterklaas (Синтерклáс), а немцы – Weihnachtsmann (Вáйнахтсман). Ну а для тебя он, наверно, просто Санта.

У него много имён, и каждая нация считает его своим. Но всё же одна страна имеет больше оснований называться домом Санта Клауса.

Считается, что прообразом современного Санта Клауса был щедрый христианский святой Николай Чудотворец, живший в Средневековье. В IV веке святой Николай был епископом маленького римского городка Миры, который сейчас находится на территории Турции. И хотя местонахождение мощей святого до сих пор остаётся под вопросом (кто-то верит, что они в Италии, а другие утверждают, что в Ирландии), в октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили захоронение под церковью св. Николая в провинции Анталия, неподалёку от развалин древней Миры. Они предполагают, что останки в этой могиле и есть прах святого.

Если Турция сможет доказать, что именно в ней покоится св. Николай, то поклонникам Санты придётся кардинально поменять место паломничества. Однако, в спор вступает Финляндия, и ей есть что сказать.

Лапландия, родина Санта Клауса по версии финнов. Фото: Citikka/Alamy Stock Photo

Если у финнов спросить, где же родина Санты, они ответят: «На Корватунтури, лапландской сопке».

Многие финны верят, что тайная мастерская Санты располагается именно на этой сопке, где по огромным сугробам бродят стада северных оленей. Хотя мастерскую обнаружили там только в 1927 году (об этом объявил по радио ведущий Маркус Раутио), вера в Санта Клауса существует в Финляндии куда дольше.

Христианство пришло в Финляндию в Средние века, а до этого финны-язычники отмечали праздник зимнего солнцестояния Йоль, связанный с множеством традиций. День святого Кнýта (13 января) во многих скандинавских странах замыкает праздничную неделю. В этот день по домам ходили нуутипукки (люди в меховых шубах, берестяных масках и с рогами), требуя подарков и выпрашивая остатки еды. Нуутипукки были отнюдь не добрыми духами: если они не получали желаемого, то начинали громко шуметь и пугать детей.

Когда в XIX веке в Финляндии только узнали о св. Николае Чудотворце, его образ смешался с образом древних «духов» в масках. Так появился одетый в красную шубу Йоулупукки. С финского это переводится как «рождественский козёл». Вместо того, чтобы требовать подарки, Йоулупукки стал их дарить. В отличие от Санта Клауса, он попадает в дом не через каминную трубу, но стучится в дверь и спрашивает: «Onko tällä kilttejä lapsia?» (Óнко тáлла киˊлтейя лáпсия – Есть ли здесь дети, которые хорошо себя ведут?) После того как Йоулупукки всем раздаст подарки, он возвращается на сопку Корватунтури, название которой дословно переводится как «Сопка-ухо». И по финским поверьям, отсюда Йоулупукки всё-всё слышит.

Финского Санта Клауса включили в Инвентарь живого наследия. Фото: Ilkka Sirén

В ноябре 2017 Министерство образования и культуры Финляндии одобрило включение Йоулупукки (то есть финского Санта Клауса) в Национальный инвентарь Живого наследия – список, который поддерживается Национальным советом по древностям как часть конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия.

«Это был большой шаг и для финского Санта Клауса, и для нас», — сказал Яри Ахйохарью, представитель финского Фонда Санта Клауса. – «Мы надеемся, что в итоге финская версия Санта Клауса будет включена в список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО».

По словам Ахйохарью, хоть ЮНЕСКО и не признает Санта Клауса исключительно финской традицией, для Финляндии включение Йоулупукки в этот список всё равно сыграет большую роль и усилит её позицию как места жительства Санты.

Финский Санта живёт в Рованиеми. Фото: Tony Lewis/Getty Images

А тогда зачем вообще претендовать на Санту? Наверно, лучше будет спросить: «А кто же не хочет считать Санту своим?». Прежде всего, для многих Санта Клаус — главный добрый волшебник, любящий веселиться, дарить подарки и приносить людям радость. Конечно, кому-то он видится лишь современным лицом маркетинга, но трудно не согласиться с тем, что Санта всех заражает праздничным настроением. В конце концов, существует он или нет, он посланник доброй воли.

Таки да, туристические соображения здесь играют не последнюю роль. Согласно статистике “Visit Finland”, количество останавливающихся в Лапландии выросло почти на 18% за последний год. Хотя все едут туда, в основном, за северным сиянием, Ахйохарью говорит, что многие туристы, приезжающие в Лапландию, тянутся в Рованиеми, деревню Санта Клауса, чтобы встретиться с добрым волшебником. Он весьма значимая достопримечательность, которая вносит неоценимый вклад в развитие финского туризма.