Ганс христиан андерсен. Г.Х

Ганс Христиан Андерсен – выдающийся датский писатель и поэт, а также автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Его перу принадлежат такие гениальные произведения, как «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие.

По произведениям Андерсена снято множество мультипликационных и художественных фильмов.

Итак, перед вами краткая биография Ганса Андерсена .

Биография Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в датском городе Оденсе. Ганс был назван в честь своего отца, который был сапожником.

Его мать, Анна Мари Андерсдаттер, являлась малообразованный девушкой, и всю жизнь проработала прачкой. Семья жила очень бедно и едва сводила концы с концами.

Интересен факт, что отец Андерсена искренне верил в то, что он принадлежит к знатному роду, поскольку об этом ему рассказывала его мать. На самом же деле все было совершенно наоборот.

На сегодняшний день биографы точно установили, что семейство Андерсенов происходило из низшего сословия.

Однако это социальное положение не помешало Гансу Андерсену стать великим писателем. Любовь к мальчику привил его отец, который часто читал ему сказки разных авторов.

Кроме этого он периодически ходил с сыном в театр, приучая его к высокому искусству.

Детство и юность

Когда юноше исполнилось 11 лет, в его биографии случилась беда: умер его отец. Андерсен очень тяжело перенес его утрату, и долгое время находился в депрессивном состоянии.

Обучение в школе также стало для него настоящим испытанием. Его, как, впрочем, и других учеников, преподаватели часто били розгами за малейшие нарушения. По этой причине он стал очень нервным и ранимым ребенком.

Вскоре Ганс уговорил мать бросить учебу. После этого он начал посещать благотворительную школу, в которой учились дети из бедных семей.

Получив начальные знания, юноша устроился работать подмастерьем у ткача. После этого Ганс Андерсен шил одежду, а позже трудился на фабрике производившей табачные изделия.

Интересен факт, что во время работы на заводе у него практически не было друзей. Его коллеги всячески издевались над ним, отпуская в его сторону саркастические шутки.

Однажды с Андерсена при всех спустили штаны, чтобы якобы узнать, какого он пола. А все потому, что у него был высокий и звонкий голос, похожий на женский.

После этого случая в биографии Андерсена настали тяжелые дни: он окончательно ушел в себя и перестал с кем-либо общаться. На тот момент времени единственными друзьями Ганса стали деревянные куклы, которые когда-то давно сделал ему отец.

В возрасте 14 лет юноша отправился в Копенгаген, поскольку мечтал о славе и признании. Стоит заметить, что он не обладал привлекательной внешностью.

Ганс Андерсен был худым подростком с длинными конечностями и таким же длинным носом. Однако, несмотря на это, его приняли в Королевский театр, в котором он играл на вторых ролях. Интересно, что в данный период он начал писать свои первые произведения.

Когда его игру на сцене увидел финансист Йонас Коллин, он проникся к Андерсену любовью.

В результате Коллин убедил короля Фредерика VI оплатить обучение перспективного актера и писателя за счет государственной казны. После этого Ганс смог учиться в элитных школах Слагельсе и Эльсинора.

Любопытно, что сокурсниками Андерсена были ученики, младшие его по возрасту на 6 лет. Самым сложным предметом для будущего писателя оказалась грамматика.

Андерсен делал массу орфографических ошибок, за что постоянно слышал упреки со стороны преподавателей.

Творческая биография Андерсена

Ганс Христиан Андерсен получил известность, прежде всего, как детский писатель. Из-под его пера вышло более 150 сказок, многие из которых стали классикой мирового значения. Помимо сказок Андерсен писал стихи, пьесы, рассказы и даже романы.

Ему не нравилось, когда его называли детским писателем. Андерсен неоднократно заявлял о том, что пишет не только для малышей, но и для взрослых. Он даже приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя изначально его должна была окружать детвора.


Памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене

Стоит заметить, что серьезные произведения, наподобие романов и пьес, давались Андерсену достаточно трудно, а вот сказки писались на удивление легко и просто. При этом его вдохновляли любые предметы, которые находились вокруг него.

Произведения Андерсена

За годы своей биографии Андерсен написал немало сказок, в которых прослеживается . Среди таких сказок можно выделить «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди» и другие.

В 1837 году (когда в был убит ), Андерсен опубликовал сборник «Сказки, рассказанные детям». Сборник сразу же получил большую популярность в обществе.

Интересно, что, несмотря на простоту сказок Андерсена, в каждой из них заложен глубокий смысл с философским подтекстом. После их прочтения ребенок может самостоятельно понять мораль и сделать правильные выводы.

Вскоре Андерсеном были написаны сказки «Дюймовочка», «Русалочка» и «Гадкий утенок», которые до сих пор любят дети во всем мире.

Позже Гансом были написаны романы «Две баронессы» и «Быть или не быть», рассчитанные на взрослую аудиторию. Однако эти произведения остались незамеченными, поскольку Андерсена воспринимали, прежде всего, как детского писателя.

Самыми популярными сказками Андерсена считаются «Новое платье короля», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе» и «Снежная королева».

Личная жизнь

Некоторые биографы Андерсена предполагают, что великий сказочник был неравнодушен к мужскому полу. Такие выводы делаются на основании сохранившихся романтических писем, которые он писал мужчинам.

Стоит заметить, что официально он никогда не состоял в браке и не имел детей. В своих дневниках он позже признавался, что принял решение отказаться от интимных отношений с женщинами, поскольку те не отвечали ему взаимностью.


Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям

В биографии Ганса Андерсена было минимум 3 девушки, к которым он испытывал симпатию. Еще в юном возрасте он влюбился в Риборг Войгт, но так и не отваживался признаться ей в своих чувствах.

Следующей возлюбленной писателя была Луиза Коллин. Она отклонила предложение Андерсена и вышла замуж за богатого юриста.

В 1846 г. в биографии Андерсена была еще одна страсть: он полюбил оперную певицу Женни Линд, которая очаровала его своим голосом.

После ее выступлений Ганс дарил ей цветы и читал стихи, стараясь добиться взаимности. Однако и на этот раз ему не удалось завоевать женское сердце.

Вскоре певица вышла замуж за британского композитора, в результате чего несчастный Андерсен впал в депрессию. Интересен факт, что позже Женни Линд станет прототипом знаменитой Снежной Королевы.

Смерть

В возрасте 67 лет Андерсен упал с постели и получил множество серьезных ушибов. На протяжении последующих 3-х лет он мучился от полученных травм, однако так и не смог от них оправиться.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 г. в возрасте 70 лет. Великий сказочник был похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Фото Андерсена

В конце можете посмотреть самые известные Андерсена. Надо сказать, что Ганс Христиан не отличался привлекательной наружностью. Однако под его неуклюжей и даже смешной внешностью скрывался невероятно утонченный, глубокий, мудрый и любящий человек.

Андерсен Ганс Христиан — датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре (<Огниво>), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором (<Стойкий оловянный солдатик>, <Гадкий утенок>, <Русалочка>, <Снежная королева>), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего (<Новое платье короля>).

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату. Современники считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от многих из нас, не только Андерсена-сказочника. Творческое наследие Андерсена значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия.

Биография Ганса Христиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшом городке Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, его мать — Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) тоже происходила из бедной семьи: в детстве ей даже приходилось просить милостыню, работала прачкой и после смерти была похоронена на кладбище для бедных.

В Дании есть легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, который, по словам Андерсена, был его единственным другом. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась до самой смерти последнего. Убедительность этой легенде придает тот факт, что кроме родственников только Ганс Христиан Андерсен был допущен к королевскому гробу. Однако, не стоит забывать, что к тому времени, Андерсен из сына башмачника превратился в символ и гордость Дании.

А причиной этой фантазии стали рассказы отца мальчика, что он — родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. Ганс рос утонченно-нервным, эмоциональным и восприимчивым. Обычная школа, где в те времена практиковались физические наказания вызывала у него только страх и неприязнь. По этой причине родители отдали его в еврейскую школу, где подобных наказаний не было. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В возрасте 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген: он мечтал попасть в театр. Видел ли он себя знаменитым артистом или режиссером, что грезилось ему во снах, знал только тот долговязый мальчишка, неуклюжий как Гадкий Утенок из написанной им позже сказки. В жизни он готов был на самые маленькие роли. Но даже это далось с огромным трудом. Было все: и бесплодные походы по известным артистам, просьбы и даже нервные слезы. Наконец благодаря его настойчивости и приятному голосу, несмотря на нескладную фигуру, Ганс был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Длилось это недолго: возрастная ломка голоса лишила его возможности выступать на сцене.

Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Опыт был неудачен — книгу покупать не хотели. Точно также не захотели ставить и пьесу в театре, куда отправился юный Андерсен, все еще не потерявший надежды.

Но зато посочувствовавшие бедному и чувствительному юноше люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена, поэтому отношения с ними не складывались. Строгие правила тоже любви не вызывали, а критическое отношение ректора оставило такой неприятный осадок на всю жизнь, что однажды Андерсен написал, что видел его в кошмарах долгие годы.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, однако грамотой он так толком и не обладел: до конца жизни он делал множество грамматических ошибок.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».

В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845.

К этому времени он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 Андерсен впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена (для детей)

Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям. Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.

Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»). А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Использованы материалы:
Википедия, Энциклопедия для детей

02.04.1805, г. Оденсе - 01.08.1875, Копенгаген

датский писатель, сказочник

Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле.
Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек - нет. Просто человек не знает, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой…
Ладно, пусть так, пусть это действительно сочинил какой-то необыкновенный человек по имени Андерсен, но тогда, значит, это было ужасно давно, бог знает когда и в каком-нибудь особенном месте, которое даже представить трудно, а сам Андерсен белокурый, как эльф… нет! как принц…
И вдруг - фотография.
Ну, пусть бы хоть портрет акварелью или тоненький набросок пёрышком! Так нет же: фотография. Одна, другая, третья. И везде такое лицо… немножечко… немножечко смешное, нос такой длинный-длинный… Правда, волосы всё-таки вьются, но разве этот человек?..
Да.
Да-да, именно этот. И перестаньте, пожалуйста, разглядывать так беззастенчиво. Ханс Кристиан и так всю жизнь страдал оттого, что казался сам себе некрасивым. И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь…
…В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе, который может казаться маленьким или большим, смотря как считать. Теперь в одном небоскрёбе могут жить шесть тысяч человек, а в 1805 году шесть тысяч жили во всём городе Оденсе, и при этом он был столицей острова Фюн.
Отца Ханса Кристиана Андерсена звали Ханс Кристиан Андерсен, и он был сапожником. Сапожники бывают разные - бедные и богатые. Андерсен был бедным. Он вообще-то вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал только о двух радостях - учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь» и водил его гулять в окрестности тихого города Оденсе, который, наверное, всё-таки был маленьким, если уже через несколько минут можно было выйти в поля.
Старший Ханс Кристиан Андерсен очень рано умер, но все-таки успел сделать ещё одно великое дело - сходить с сыном в театр, который, представьте себе, был в очень маленьком городе Оденсе.
Вот тут-то всё и началось!
Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актёром и только актёром, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Причём всё это у него неплохо получалось, и местная знать города Оденсе с любопытством смотрела на худого-худого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который так звонко пел, а стихи мог читать целыми часами.
Теперь скажите, пожалуйста, в каком возрасте у человека должен проявиться характер, и когда, наконец, пора совершить первый решительный поступок?
Андерсен ушёл из дома, когда ему было четырнадцать лет. О, как плакала его мама! Она была прачкой, она знала, что вода в реке Оденсе очень холодная и зарабатывать на жизнь трудно. Она знала, как плохо быть бедным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал, наконец, зарабатывать… Он тоже плакал, но крепко держал в руке узелок с несколькими монетами и праздничным платьем. Она говорила: «Зачем?!» Он отвечал ей: «Чтобы стать знаменитым!» И ещё объяснял своей маме, что для этого нужно много-много пережить.
Если бы он только знал, как прав был тогда, в четырнадцать лет!..
Вам не кажется, что всё это очень похоже на сказку? Сейчас случится несколько приключений, потом герой всех победит, женится на принцессе…
Когда Ханс Кристиан Андерсен написал автобиографию, он так и назвал её - «Сказка моей жизни». Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочные приключения с весёлым концом.
…Когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно, потому что сочинения его долго никому не нравились. Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, ещё бедный и почти безвестный, написал, наконец, на листе бумаги: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…»
Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни не только для долговязого странного датчанина по фамилии Андерсен, но для всех людей, умеющих читать.
Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала , - писал Андерсен, - иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».
Первый сборник, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». Потом появились «Новые сказки», «Истории» (на самом деле - тоже сказки), наконец - «Новые сказки и истории».
Они разбежались по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский тоже. Андерсен знал об этом. Он даже получил в подарок свой собственный том на русском языке и ответил первым переводчикам весьма любезным письмом.
Вот видите: этот человек достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в тот день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»! Самые знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стали друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Он объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец… Так в чём же дело?!
Один исследователь написал так: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…»
Вот это правда. Странно, немножечко страшно, ещё немножечко обидно и, в конце концов, - одиноко.
Он умер в доме друзей… Конечно, хорошо, что друзей, но ведь всё-таки не у себя дома. Им восхищались, с ним были вежливы, но один из самых близких приятелей отказался говорить Хансу Кристиану «ты», потому что приятель был аристократ, а фамилия Андерсена кончалась на «сен» - как фамилии всех простолюдинов в Дании. Что же касается принцессы… Он влюблялся и не единожды, но все «принцессы» восторгались его произведениями, предлагали дружеское участие - и только. Мама умерла, когда он был в далёком путешествии. А в день смерти самого Андерсена в Дании был объявлен национальный траур.
Но грустить не надо. Помните, как кончается сказка про лён? Вот он уже стал бумагой, а бумагу бросили в горящую печь, и бумага превратилась в мёртвую золу, вокруг прыгают беззаботные дети и поют песенку, а над золой, над головами детей поднимаются вверх «незримые крошечные существа» , и поднимаются они с такими словами: «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное! Я это знаю и потому счастливее всех!»

Ирина Линкова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Х.К.АНДЕРСЕНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Ил. М.Петрова. - М.: Терра, 1995.
Самое полное издание Андерсена за последние 110 лет - настоящий подарок и детям, и взрослым. Два тома сказок, историй и рассказов, в томе третьем - роман «Импровизатор», пьесы и стихи. В четвёртом томе наконец-то можно прочесть автобиографическую «Сказку моей жизни» и переписку Андерсена с друзьями и современниками. Эти четыре тома - дань памяти российским издателям, выпустившим первое собрание сочинений датского писателя в Санкт-Петербурге в 1895 году.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 2 т. / Худож. В.Педерсен, А.Фрелих. - М.: Алгоритм, 1998.
Среди сказок, собранных здесь, есть редкие и почти забытые - «Райский сад», «Ангел», «Дорожный товарищ», «Ледяная дева». Рисунки же Вильгельма Педерсена Андерсен предпочитал всем прочим.

- РОМАНЫ -

ИМПРОВИЗАТОР: Роман: Пер. с дат. - СПб.: Амфора, 2000. - 383 с. - (Новая коллекция).
Первый роман наконец-то принёс Андерсену известность. Наверное, это солнце проникло в книгу и наполнило её светом - солнце Италии, по которой путешествовал молодой датчанин. Там же родился и его герой - бедный сирота Антонио, наделённый поэтическим даром и талантом импровизации.

ВСЕГО ЛИШЬ СКРИПАЧ: Роман / Пер. с дат. С.Белокриницкой. - М.: Текст, 2001. - 352 с.
Герой второго романа ещё ближе Андерсену - его также зовут Кристианом, он сын бедняка, вырос на острове Фюн и мечтает о славе и путешествиях. Пусть он останется только скрипачом, играющим на сельских праздниках, и спасённый им аист не сможет лететь в далёкие края…
Но зато туда полетит ласточка, отогретая Дюймовочкой.

- СКАЗКИ -

ЛУЧШИЕ СКАЗКИ / Ил. А.Архиповой. - М.: Эгмонт Россия, 2003. - 200 с.: ил.
И впрямь лучшие: «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Русалочка» и «Ель».

СКАЗКИ / Пер. с дат. А. и П. Ганзен; Ил. Г.Тегнера. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 351 с.: ил.
Воспроизв. изд.: СПб.: Изд-во Девриен, 1899.
Имена Анны и Петра Ганзенов - первых и лучших переводчиков сочинений Андерсена на русский язык - известны почти так же хорошо, как имя самого сказочника. Но далеко не все знают, что Русалочку сначала звали Морской царевной, а Дюймовочку - Лизок С Вершок…

СКАЗКИ / Худож. В.Пивоваров. - М.: Дет. лит., 1992. - 246 с.: ил.
Когда человеку пять лет, он уже знает, какая Дюймовочка красивая, а Оловянный солдатик - смелый. Пора подумать о том, какой хороший писатель - Андерсен. А для этого прочитать вот такой сборник - ещё не очень большой, но уже разнообразный.

- ПЬЕСЫ -

ПЬЕСЫ-СКАЗКИ / Вступ. ст. Вл.Матусевича; Худож. Т.Толстая. - М.: Искусство, 1963. - 175 с.: ил.
Сказки Андерсена любят все. А его пьесы почти никто не знает. Так вот, пожалуйста, сборник из трёх сочинений для сцены, которые считаются лучшими во всём большом драматургическом наследии датского писателя: «Дороже жемчуга и злата», «Оле-Лукойе», «Бузинная матушка».

- СТИХИ -

ДАНИЯ - МОЯ РОДИНА; РОЗА: Стихотворения / Поэзия народов мира. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 445-446.

Ирина Линкова, Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Х.К.АНДЕРСЕНА

Андерсен, Ханс Кристиан (1805-1875) // Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. - М.: Слово: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - С. 9-10.

Бекетова М.А. Г.-Х.Андерсен, его жизнь и литературная деятельность. - М.: Elibron Classics, 2001. - 76 с.

Белоусов Р. Саквояж Андерсена: [О доме сказочника в г. Оденсе и памятнике Русалочке в Копенгагене] // Белоусов Р. Из родословной героев книг. - М.: Сов. Россия, 1974. - С. 243-249.

Блок В. Заметки для характеристики Х.К.Андерсена; Андерсен Х.К. Сказка моей жизни: Фрагмент // Западноевропейская литературная сказка. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 401-458.

Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен: Кн. для учащихся. - Изд. 3-е, дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.: ил.

Грёнбек Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь; Творчество; Личность: Пер. с дат. - М.: Прогресс, 1979. - 237 с.: ил.

Кокорин А. В стране великого сказочника. - М.: Сов. художник, 1988. - 191 с.: ил.

Кокорин А. Как я рисовал сказки Х.К.Андерсена. - М.: Малыш, 1988. - 25 с.: ил.

Майхнер Ф. Гадкий утёнок: История жизни сказочника Х.К.Андерсена: Сокр. пер. с нем. - М.: Дет. лит., 1967. - 127 с.

Паустовский К.Г. Ночной дилижанс // Паустовский К.Г. Золотая роза. - Л.: Дет. лит., 1987. - С. 148-159.

Шаров А. Жизнь в сказке: Мигель де Сервантес; Ганс Христиан Андерсен // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 309-317.

Шеваров Д. Дюймовочка из Касимова: [Об Анне Васильевне и Петре Готфридовиче Ганзенах - переводчиках произведений Х.К.Андерсена] // Андерсен Х.К. Русалочка. - М.: Воскресенье, 1996. - С. 392-396.

Янышев С. Ханс Кристиан Андерсен // Энциклопедия для детей: Т. 15: Ч. 2: Всемирная литература: XIX и XX вв. - М.: Аванта+, 2001. - С. 199-202.

Андерсен в русской литературе: Писатели о писателе / Сост. Б.А.Ерхова. - М.: Рудомино, 1997. - 124 с.: ил.
Небольшая антология стихов и прозаических отрывков из произведений российских литераторов; произведений, «навеянных андерсеновскими образами и пересоздающих их», - от пьес Е.Л.Шварца до стихов Н.Н.Матвеевой и Б.Ш.Окуджавы.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х.К.АНДЕРСЕНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Дикие лебеди. Реж. Х.Карис. Эстония, 1987.

Дороже жемчуга и злата. Записанный на плёнку спектакль Московского т-ра «Современник». СССР, 1980.

Калоши счастья. Реж. Ю.Герц. Братислава, 1986.

Маленькая продавщица спичек. Реж. Ж.Ренуар. Франция, 1928.

Осенний подарок фей. Реж. В.Бычков. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1984. В ролях: В.Никулин, А.Равикович, Е.Стеблов, Б.Брондуков, Е.Васильева, Л.Ахеджакова и др.

Принцесса на горошине. По мотивам сказок «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Дорожный товарищ», «Самое невероятное». Сцен. Ф.Миронера. Реж. Б.Рыцарев. Музыка Антонио Вивальди. СССР, 1976. В ролях: И.Смоктуновский, А.Фрейндлих, А.Подошьян, А.Калягин, И.Малышева, И.Кваша, В.Зельдин, Е.Стеблов и др.

Русалочка. Сцен. В.Витковича, Г.Ягдфельда. Реж. В.Бычков. Комп. Е.Крылатов. В фильме звучит также лютневая музыка эпохи Возрождения. СССР-НРБ, 1976. В ролях: Вика Новикова, В.Никулин, Ю.Сенкевич, Г.Артёмова, Г.Волчек, М.Пуговкин, А.Файт и др.

Русалочка. Реж. К.Кахиня. ЧССР, 1977.

Снежная королева. Сцен. Е.Шварца. Реж. Г.Казанский. Комп. Н.Симонян. СССР, 1966. В ролях: Лена Проклова, Слава Цюпа, В.Никитенко, Е.Мельникова, Н.Климова, О.Викландт, Н.Боярский, Е.Леонов, В.Титова и др.

Соловей. Сцен. М.Вольпина. Реж. Н.Кошеверова. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1979. В ролях: С.Смирнова, Ю.Васильев, А.Вокач, З.Гердт, Н.Трофимов, С.Филиппов, Н.Караченцов, М.Барабанова и др.

Старая, старая сказка. По мотивам сказки «Огниво». Сцен. Ю.Дунского, В.Фрида. Реж. Н.Кошеверова. Комп. А.Петров. СССР, 1968. В ролях: О.Даль, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, В.Титова, И.Дмитриев, В.Перевалов, Г.Штиль и др.

Тень. Сцен. Ю.Дунского, В.Фрида. Реж. Н.Кошеверова. Комп. А.Эшпай. СССР, 1971. В ролях: О.Даль, М.Неёлова, А.Вертинская, Л.Гурченко, А.Миронов, В.Этуш, З.Гердт, С.Филиппов, Г.Вицин и др.

Тень, или Может быть, всё обойдётся. Реж. М.Козаков. Комп. В.Дашкевич. СССР, 1991. В ролях: К.Райкин, М.Неёлова, М.Дюжева, В.Невинный, С.Мишулин и др.


- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Гадкий утёнок. Сцен. Г.Берёзко. Реж. В.Дегтярёв. Комп. Э.Колмановский. СССР, 1956.

Девочка со спичками. Сцен. Ю.Дашевского. Реж. В.Никитин. Комп. Д.Янов-Яновский. Узбекистан, 1995.

Девочка со спичками. Сцен. и реж. И.Кодюкова. Беларусь, 1996.

Дикие лебеди. Сцен. Е.Рысса, Л.Трауберга. Реж. В.Цехановская, М.Цехановский. Комп. А.Варламов. СССР, 1962. Роли озвучивали: С.Мартинсон, Э.Гарин, Е.Понсова, В.Сергачёв и др.

Домовой и хозяйка. Сцен. М.Вишневецкой. Реж. И.Доукша, М.Бузинова. Комп. А.Быканов. СССР, 1988.

Дюймовочка. Сцен. Н.Эрдмана. Реж. Л.Амальрик. Комп. Н.Богословский. СССР, 1964. Роли озвучивали: И.Потоцкая, Э.Гарин, С.Мартинсон, Е.Понсова, М.Яншин и др.

Дюймовочка. Реж. Ю.Сарикава. Япония, 1978.

Ель. Реж. А.Солин. Комп. В.Бабушкин. СССР, 1984.

Новое платье короля. Сцен. М.Вишневецкой. Реж. М.Бузинова, И.Доукша. Комп. И.Егиков. СССР, 1990.

Пастушка и Трубочист. Сцен. В.Сутеева. Реж. Л.Атаманов. Комп. А.Бабаев. СССР, 1965. Роли озвучивали: А.Шабарин, Л.Гнилова, М.Яншин, С.Мартинсон, А.Папанов и др.

Принцесса подводного царства: По мотивам сказки «Русалочка». Япония.

Принцы-лебеди: По мотивам сказки «Дикие лебеди». Япония.

Русалочка. Сцен. А.Галича. Реж. И.Аксенчук. Комп. А.Локшин. СССР, 1968. Роли озвучивали: Н.Гуляева, Ю.Юльская, Л.Королёва, В.Трошин, Р.Макагонова, А.Папанов.

Русалочка. Реж. Дж.Маскер, Р.Клеменс. Комп. А.Менкен. США, 1991.

Свинопас. Сцен. Ж.Витензон. Реж. М.Бузинова, И.Доукша. Комп. М.Зив. СССР, 1980. Роли озвучивали: В.Байков, Г.Ронинсон, Л.Крылова и др.

Свинья-копилка. Сцен. А.Куммы, С.Рунге. Реж. Л.Мильчин. Комп. Я.Френкель. В фильме использована также музыка С.Рахманинова. СССР, 1963. Роли озвучивали: И.Карташёва, С.Цейц, Э.Гарин, Е.Понсова, М.Виноградова.

Снежная королева. Сцен. Н.Эрдмана, Л.Атаманова, Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. А.Айвазян. СССР, 1957. Роли озвучивали: Я.Жеймо, В.Грибков, М.Бабанова, Г.Кожакина и др.

Соловей. Реж. Ж.Даненов, Г.Кистауов. СССР, 1986.

Стойкий оловянный солдатик. Сцен. А.Ахундовой. Реж. Л.Мильчин. Комп. Я.Френкель. СССР, 1976. Роли озвучивали: С.Цейц, М.Виноградова, А.Консовский.

М.П.

Андерсен Х.К. Дюймовочка

Сказки Ханса Кристиана Андерсена можно было бы оставить без пояснений. И всё же мы не решились так «обездолить» великого сказочника. Поэтому предлагаем небольшой «сказочный» комментарий от Самуила Яковлевича Маршака и совсем маленький и скромный - от нас.

Писатель о писателе

Из статьи С.Я.Маршака «Мастер снов и сказок»:
«Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, - входит лёгкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок, маленький Оле-лук-ойе, - тот самый Оле-закрой-глазки, который появляется у постели детей по вечерам, без башмаков, в толстых чулках, с двумя зонтиками под мышкой.
Один зонтик у него весь расшит и разрисован цветными узорами и картинками. Оле раскрывает его над хорошими детьми. Другой зонтик - гладкий, простой, без картинок. Если его раскроют над вами, вы не увидите ночью ничего, кроме темноты.
Андерсен добрее своего маленького Лук-ойе. Он никогда не оставляет вас в темноте.
Пёстрый зонтик, который он раскрывает над вами, - это сказочное небо андерсеновского мира, расшитое чудесными, неожиданными узорами. Их можно рассматривать без конца» .

Полностью статью «Мастер снов и сказок» можно найти в четвёртом томе собрания сочинений С.Я.Маршака (М.: Правда, 1990. - С. 18-21).

Маленький совет

Какое же созвездие на этом огромном андерсеновском небе показать малышу первым? Конечно, «Дюймовочку». Ведь эта лёгкая и прозрачная сказка подойдёт для знакомства как нельзя лучше. А со временем ребёнок (с вашей помощью или без неё) сам станет заправским «астрономом».


Картинная галерея

Сказки Х.К.Андерсена иллюстрировали лучшие художники мира. Наш список не претендует на исчерпывающую полноту, он просто даёт возможность назвать любимые имена.

В.Алфеевский - Андерсен Г.Х. Сказки и истории. - М.: Квадрат, 1992.

Н.Барботченко - Андерсен Х.К. Дюймовочка. - М.: Малыш, 1977.

Н.Басманова - Андерсен Г.Х. Дюймовочка. - Л.: Художник РСФСР, 1975.

Бенвенути - Андерсен Г.-Х. Сказки. - София: Народна младеж, 1965.

Н.Гольц - Андерсен Х.К. Дюймовочка. - М.: ЭКСМО, 2002.

Ю.Гукова - Андерсен Г.-Х. Дюймовочка. - Л.: Печатный двор, 1990.

Б.Дехтерёв - Андерсен Х.К. Дюймовочка. - М.: Дет. лит., 1985.

Б.Диодоров - Андерсен Г.Х. Сказки. - М.: Арбор, 2004.

А.Кокорин - Андерсен Х.К. Сказки. - М.: Политиздат, 1990.

В.Конашевич - Андерсен Г.-Х. Сказки. - М.: Росмэн, 2001.

В.Пивоваров - Андерсен Г.-Х. Сказки. - М.: Дет. лит., 1992.

Из последних изданий:

Андерсен Г.Х. Большая книга лучших сказок Г.Х.Андерсена / Ил. Н.Гольц. - М.: Эксмо, 2008. - 208 с.: ил. - (Золотые сказки).

Андерсен Г.Х. Дюймовочка / Пер. с дат. А.Ганзен; Худож. Н.Кудрявцева. - М.: МАК-медиа, 2002. - 63 с.: ил. - (Мультсериал).

Андерсен Х.К. Дюймовочка / Худож. Л.Якшис. - М.: Махаон, 2003. - 16 с.: ил. - (Почитай мне сказку).

Андерсен Х.К. Лучшие сказки / Худож. А.Архипова. - М.: Эгмонт, 2003. - 199 с.: ил.

Андерсен Х.К. Сказки / Пер. с дат. А.Ганзен; Худож. Н.Гольц. - М.: Эксмо, 2007. - 224 с.: ил.

Андерсен Г.Х. Сказки / Ил. К.Бирмингема. - М.: Росмэн, 2006. - 56 с.: ил.

Андерсен Х.К. Сказки / Пер. с дат. А.Ганзен; Худож. М.Фёдоров. - М.: Стрекоза-Пресс, 2003. - 125 с.: ил. - (Классики - детям).

Сказки на все времена / Худож. М.Фёдоров. - М.: Дрофа-плюс, 2007. - 192 с.: ил. - (Золотая коллекция сказок).

Имя: Ганс Христиан Андерсен (Hans Christian Andersen)

Возраст: 70 лет

Место рождения: Оденсе, Дания

Место смерти: Копенгаген, Дания

Деятельность: писатель, поэт, сказочник

Семейное положение: не был женат

Ганс Христиан Андерсен - биография

Кто незнаком с Андерсеном? Наверное, нет такого человека. Если не знают его фамилию, то уж точно знают всех его сказочных героев. Его произведения до сих пор переиздаются, по их мотивам снимают фильмы и рисуют мультфильмы. Они включены в обязательную школьную программу. А уж не познакомиться с биографией этого удивительного человека – это просто преступление.

Детские годы, семья

В семье сапожника и прачки родился Ганс Христиан Андерсен. Городок в Дании, в котором проживала семья, был небольшой. Отец всегда читал мальчику сказки. А театр был самым любимым занятием ребёнка. Куклы для домашнего театра изготавливали сами. Их делали из дерева и шили им лоскутную одежду. Ганс с удовольствием сочинял различные истории, а воображением он обладал богатым. Только вот записывать он в то время ещё не умел, только в десять лет он сумел постичь основы наук. А ведь биография обучения малыша начиналась обычно, как и у всех.


Ганса отвели к «учёной» перчаточнице, но она однажды в качестве наказания применила к мальчику розги. Андерсен, демонстративно взяв свой букварь, гордо вышел из дома своей так называемой учительницы. Когда мальчику исполнилось 11 лет, не стало фантазёра и заступника. Глава семьи скончался, и оставшемуся единственному мужчине Гансу пришлось зарабатывать самому. Взять его могли только в подмастерья. Сначала он работал на суконной фабрике, потом устроился на табачную.

Предсказания

Однажды мать обратилась к гадалке, чтобы узнать о судьбе сына. Велико же было её удивление, когда она услышала о том, что Ганса ожидает слава. А дальше начались чудеса, которыми изобилует биография писателя. Однажды в город приехал на гастроли настоящий кукольный театр, которому понадобился артист. Ганс сумел получить это свободное место. Кукольники давали представления для богатых людей.

Мальчик мечтал стать актёром в королевском театре, для этого и нужны были богатые люди – один полковник дал Гансу хорошие рекомендации. В 14 лет будущий великий сказочник, с благословения матери, уехал в Копенгаген. Он отправился становиться знаменитым.

Самостоятельная жизнь Андерсена

Всё шло хорошо, у мальчика был хорошо поставленный голос, и ему поручали небольшие роли. Ганс вырос, и его уволили из театра, как бесперспективного актёра. Но нужно отдать должное его фантазии, которую успел заметить поэт Ингеман. Правящему в то время Фредерику VI написали ходатайство с просьбой предоставить Андерсену бесплатное образование.


Приходилось терпеть насмешки одноклассников, которые были моложе на шесть лет. Преподаватели не могли втолковать ученику правила грамматики, так до конца жизни эта наука так и осталась непостижимой.

Карьера писателя, книги

Как писатель Ганс Христиан Андерсен начал формироваться с 25 летнего возраста, когда был издан его первый фантастический рассказ. Ганс получает возможность увидеть Европу, путешествуя на деньги от королевской премии. Андерсен уже твёрдо решил, что будет писать сказки. А когда его истории стали расходиться большими тиражами, журналисты поинтересовались, кто подсказывает автору сюжеты. Сказочник был немало удивлён такому вопросу. Почему того, о чём он пишет, не видят его читатели?

Сказки Андерсена

Как можно сейчас обойтись без «Снежной королевы», «Дюймовочки» и «Русалочки»? Благодаря Андерсену, все могут устроить испытание коронованной особе и узнать, настоящая ли она принцесса. Можно научиться храбрости у Стойкого Оловянного Солдатика, а у Гадкого Утёнка верности и простоте. В Дании существуют памятники не только сказочнику, но и его героям: несравненной Русалочке, Оле-Лукойе с его неизменным разноцветным зонтиком снов.


Это увлечение сказкой помогало их автору оптимистично смотреть на свою судьбу. Даже перед смертью Андерсен не расставался с неумирающим жанром сказки. Убирая в комнате после смерти Ганса Христиана, обнаружили почти завершённую волшебную историю, очередную сказку в рукописном виде, лежащую под его подушкой.

Ганс Христиан Андерсен - биография личной жизни

Великий сказочник, выдумщик и фантазёр не был женат, у него не было детей. У сказочника были в приятелях мужчины и женщины. У великого Андерсена не было сексуальных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами. Первая потенциальная возлюбленная была сестрой товарища, которой он так и не решился признаться в своих чувствах. Со второй избранницей Ганс был пылкий и влюблённый, но все его старания были отвергнуты в пользу успешного юриста.


Третьей любимой женщиной стала оперная певица, которая благосклонно принимала ухаживания юноши. Женни принимала подарки от Андерсена, а вышла замуж за композитора из Британии Отто Гольдшмидта. В дальнейшем именно она послужила прообразом для Снежной королевы, женщины с холодным сердцем.

В Париже он был частым гостем улиц красных фонарей, но по большей части сказочник беседовал с барышнями о своей жизни. Биография писателя, у которого был рак печени, подходила к своему логическому завершению. А перед своей смертью он упал с кровати, очень сильно ушибся, прожил ещё три года, так и не оправившись от полученных травм при падении.


Библиография, книги, сказки

– Путешествие пешком от канала Хольмен до восточного мыса острова Амагер
– Любовь на Николаевой башне
– Агнета и Водяной
– Импровизатор
– Только скрипач
– Сказки, рассказанные для детей
– Стойкий оловянный солдатик
– Книга с картинками без картинок
– Соловей
– Гадкий утенок
– Снежная королева
– Девочка со спичками
– Тень
– Две баронессы
– Быть или не быть

→ Портреты

Случайный отрывок из текста: Фарид ад-дин Аттар. Рассказы о святых. Хазрат Ибрахим бен Адхам
... Ибрахим рассказывал: «Однажды я купил раба и спросил, как его зовут. Он ответил: «Так, как тебе захочется называть меня». Я спросил его, что он хотел бы съесть. Он ответил: «То, что ты захочешь мне дать». Я спросил, какую одежду он бы надел. «Ту, которую ты дашь мне». Тогда я поинтересовался, какую работу он предпочитает делать. «Ту, которую ты попросишь меня выполнить». Я спросил его: «Чего ты хочешь?» - «Я всего лишь раб, как я могу чего-то хотеть?» Я подумал про себя: «Если бы я мог стать рабом Господа и подчиняться Его воле, как этот раб!» ... Полный текст

Портреты Х.К. Андерсена

Имеется немного картин с портретами дорогого сказочника, и мне неизветна причина этого, могу только констатировать этот факт. Имеется гораздо больше его фотографий, несмотря на то, что во времена Андерсена искусство фотографии только начинало становиться популярным.

Все изображения взяты с сайта Музея Ханса Кристиана Андерсена, который является частью Городского Музея г. Оденсе (родины писателя) - Odense City Museums - Hans Christian Andersen Museum . Они не могут использоваться в коммерческих целях без письменного разрешения музея.

Вы можете кликнуть на картинку и открыть новую страницу с иллюстрацией большего размера и большим количеством данных о картине.

Перевод с английского был сделан мной, английский текст приведен для справки.

Василий Петрович

Художник: Христиан Август Дженсен, 1836 г.

Местоположение: Дания

Местоположение: замок Грестен, Дания

Местоположение: Дрезден, Германия

Художник: Кристиан Альбрехт Дженсен 1847 г.

Местоположение: Дания

Художник: не укзан, 1852 г.

Местоположение: не указано.

Художник: Элизабет Джерихау-Бауманн, 1862 г.

Местоположение: Дания.