Философия любви в произведениях И. Тургенева

Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)

Написано в Тургенев Иван

Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.

Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается и так, что любовь приводит к разочарованию и роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь – это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.

Я думаю, что каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому меня поразили утверждения главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь – это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.

Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?

Базаров – сын отставного полкового лекаря. Он приезжает погостить со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая Петровича Кирсанова. Базаров изучает естественные науки в университете, собирается стать врачом. Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.

Аристократ Павел Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.

Тема любви обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное отношение к идеальным романтическим чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»

Между трепетным отношением к любви Павла Петровича и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре о любви со своим учеником и подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.

Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом» и «вздором», презирает людей – ее носителей: «Порядочный химик раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.

Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях! В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.

Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умно и спокойно глядящими глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Анны Сергеевны.

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как и до приезда? В доме Одинцовой с ним происходят удивительные метаморфозы.

Сначала Аркадий обнаруживает, что Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат. Эта женщина отличалась ото всех независимостью своих суждений, образованностью, проникновенностью, умом и благородством. Даже такой противник «романтической» красоты. Как Базаров, смог увидеть и оценить все эти качества в героине. Мы замечаем его тревогу, беспокойство. Он легко раздражается, говорит нехотя, глядит сердито. Герой пытается побороть в себе новое чувство, начинающее зарождаться в его сердце.

Базаров отправляется в лес, чтобы остудить разум; упрямо закрывает глаза, заставляя себя спать. Что же послужило причиной «новизны» в поведении Базарова?

Настоящей причиной было чувство, возникшее у Базарова к Одинцовой. Он вдруг понял, что не может избавиться от мысли об этой женщине, так привлекавшей его и своей красотой, и умом, и достоинством. Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для нежных взглядов, мечтает именно о нежных взглядах. Пытаясь бороться с новыми чувствами, он постепенно понимает, что не может исторгнуть из сердца Одинцову.

Таким образом, теория Базарова не выдерживает испытания любовью и терпит поражение. Полюбив, он становится лучше, сердечнее, человечнее. Мы видим, что наш герой полюбил первый раз в жизни в идеальном смысле.

И вот Тургенев оставляет наедине Базарова и Одинцову. О чем они беседуют? О том, как живет Анна Сергеевна, о счастье и, наконец, о любви. Базаров очень откровенен с Одинцовой, а ведь свои сокровенные мысли мы можем доверить только человеку, которого любим. «Раздражительная свежесть ночи, ее таинственное шептание» взволновало героев. Базаров «почувствовал себя наедине с молодою и прекрасною женщиной…» Он признает ее умной и красивой, говорит с ней о любви.

Герой видит несчастье Анны Сергеевны в том, что она не может полюбить. А ведь он сам уже влюблен! И вот кульминация этой сцены… Мы ждем решительного объяснения героя.

Базаров вдруг приблизился к Одинцовой, стиснул ее руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Через два часа он вернулся к себе с мокрыми от росы сапогами, взъерошенными волосами и угрюмый. Нет, не допустил Евгений Базаров своего признания в любви к Одинцовой. Но, читая эти строки, мы видим, как глубоко чувствует и переживает герой.

На следующий день Базаров не смог сдержать своих эмоций: «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Эти слова главного героя выражают полноту и искренность его чувств. Мы видим его «пожирающий» взор, бьющуюся в нем страсть, похожую на злобу. Это состояние вполне объяснимо, ведь Базаров увидел в себе нового человека, способного любить и страдать.

Через полчаса Анна Сергеевна получила записку от Базарова, состоящую всего из одной строчки: «Должен ли я сегодня уехать – или могу остаться до завтра?» Евгений вверяет свое чувство этой женщине. Но Анна Сергеевна не смогла по достоинству оценить чувство Базарова. Она добивалась его откровенности только из интереса. И сейчас, после объяснения с Базаровым, она решает, что «спокойствие – лучше всего на свете».

Итак, любовь или спокойствие? Перед таким выбором стоит героиня. Она не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы ее жизнь спокойной.

А что же Базаров? Мы видим его преобразившимся. Испытание любовью сделало его терпимее, сердечнее, мягче. Не случайно в композиции романа после объяснения с Одинцовой следует «второй цикл странствий» героя. И в отношениях с родителями и с Аркадием, и с аристократами Кирсановыми он уже другой. Исчезла категоричность суждений, полное отрицание «романтизма».

Значит, любовь, по мнению Тургенева, способна изменить каждого. И победа Человека в Базарове есть великая победа любви

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Достоевский)

Написано в Сочинения на свободную тему

Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

В силе любви не сомневается никто. На мой взгляд, лишь это чувство способно на столь отчаянные шаги, что, анализируя их после, даже невозможно представить, как подобное можно было совершить. Во имя любви творили, созидали, улучшали, делали все самое прекрасное. К сожалению, любовь может быть еще и разрушающей, и тоскливой, и безответной. Такое чувство уничтожает, убивает. В любом случае любовь изменяет человека, она делает нас другими.

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что не единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства», - признается Дубровский Марье Кирилловне в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Всем известна трагическая судьба благородного разбойника. Ненависть и несправедливость ожесточили его. Любовь предотвратила убийство. «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству - в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное ведение, и сердце мое смирилось», - продолжает Дубровский свое признание.

Он был прекрасным молодым человеком, благородным и немного романтичным, но жизнь предложила жестокую партию, которую он проиграл. Дубровский избрал путь мщения, раз невозможно было добиться справедливости законным путем. Разбойные нападения, грабежи - все это стало его жизнью, но целью всегда оставался Кирилл Петрович Троекуров. И Дубровский был близок к его убийству; искалеченное сердце, душа, жаждущая мщения, не были моральной преградой. Но любовь переродила его.

Именно такие сильные чувства, как ненависть и любовь, которые, как известно, очень близки, могут изменить человека, его жизнь, его убеждения. Но ненависть губит человека, съедает его изнутри, угнетает и уничтожает. Любовь же чаще всего возвращает к жизни, хотя порой дорога эта приносит очень много боли и страданий:

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним пылал камин,

И он мурлыкал:Benedetta

Иль Idol Mio и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Таким вот «почти поэтом» стал известный повеса Евгений Онегин в одноименной поэме А. С. Пушкина, когда влюбился в Татьяну. Не таким он был прежде:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

Огнем нежданных эпиграмм.

Повеса и дамский угодник, циник и в сущности жесткий, хотя и достаточно благородный человек. Он снисходителен к романтике и не считает достойной своего внимания простую деревенскую девушку, думая, что «вольность и покой замена счастью».

«Боже мой!

Как я ошибся! как наказан!»

Ведь милая Татьяна уже «другому отдана и будет век ему верна». Неужели ее успех в свете, ее богатство и модный дом так привлекли Онегина, что он увлекся ею? Нет, увлечения так далеки от того сильного чувства, которое презирает любые законы природы. Онегин действительно полюбил. И нет объяснения, нет ответа на вопрос «Почему?» Любовь будет хранить упорное молчание, истощая душевные силы и нарушая покой. Она ворвется в жизнь, не постучавшись, и вряд ли уйдет по вашему желанию.

Но, к сожалению, как уже говорилось, не всегда любовь - это чувство созидательное.

«Он все молчит; ведь я знаю, что он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня», - пишет Настасья Филипповна к Аглае Епанчиной о своем злом гении, о своем проклятии, о человеке, который поклоняется ей, - Парфене Рогожине.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» история страстной любви к Настасье Филипповне Барашковой двух людей становится трагедией, заканчивающейся ее смертью. Все чувства и эмоции на грани безумства, любовь превращается в навязчивую идею, в болезнь, от которой нет спасения. Безусловно, это дикое чувство многое меняет и в князе Мышкине, и в Рогожине, но обратимся к последнему: «Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами».

Любовь Рогожина довела его до безумия, она сама стала наваждением. Мог ли бороться он с этой страстью? Вряд ли, да и не желал отказываться от счастья. Ведь был уверен, что купив Настасью Филипповну, будет счастлив.

«Я бы убила его со страху… Но он меня убьет прежде… он засмеялся сейчас и говорит, что я брежу; он знает, что я к вам пишу», - продолжает свою исповедь Настасья Филипповна все в том же письме.

Она знала, что, соглашаясь жить с Рогожиным, на смерть идет, что убьет он ее скоро. И не смогла отказаться от него. А Рогожин уже сошел с ума. Любовь привела Настасью Филипповну в могилу, Рогожина в тюрьму, а князя Мышкина вновь лечиться от идиотизма в Швейцарию. Ведь любовь может быть и такой.

Странное чувство, которое меняет не только нас, но и близких нам людей, чувство, которое так неоднозначно в своем проявлении и в то же время так просто и прекрасно. Любовь ему имя. Она столь всесильна, что перерождает нас самих… Хуже или лучше становится человек, зависит от него самого, а любовь лишь то, что помогает нам жить и становиться счастливыми.

Трагедия и торжество любви

Написано в Шекспир Уильям

От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошел не один век, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой жизни.

«Ромео и Джульетта» (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает в основном лирические комедии. В двух же трагедиях (вторая, кроме названной, - «Юлий Цезарь»), невзирая на большое количество мрачных сцен, побеждает все же светлая основа, победу празднуют честь и справедливость.

Главные герои «Ромео и Джульетта» молодые, чистые сердцем, живут ощущением огромной радости бытия, а затем - безграничного счастливого чувства. Оптимизм автора в этот период его творчества оказывается сильнее человеконенавистничества и корыстолюбия.

Основной лейтмотив трагедии - развенчивание мира феодальных отношений, враждебных человеку, таких, которые искажают ее естественные чувства. Вражда вельможных семей Монтекки и Капулетти, от которой страдает вся Верона, потому что она разъяряет жителей города, делает общую жизнь нестерпимой. Кроме того, эта вражда являет собой фикцию защиты семейной чести, которую словно защищают оба лагеря. Возможно, когда-то этот конфликт и имел реальное основание, но в настоящий момент даже память о нем исчезла. Эта вражда - пережиток прошлого, однако она еще имеет силу и способное мешать утверждению новой морали, нового порядка.

Таким образом, в трагедии сталкиваются две общественно моральные силы: дух феодальной жестокости и мести и принципы любви, гармонии грядущей эпохи Возрождения. Но прежде всего «Ромео и Джульетта» - самый выдающийся гимн любви. Юноша и девушка из враждующих семей полюбили друг друга. Их любовь - не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и чувство, которое бесконечно обогащает душу. Шекспир очень поэтически показывает рождение и развитие этого высокого чувства. Вот Ромео видит Джульетту на балу, и ее красота поразила юношу.

Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя у окна, мечтает о Ромео, а он, стоя внизу, слышит ее признание, и их следующая беседа, во время которой они достигли взаимопонимания, - трудно найти в мировой литературе эпизоды, которые равняются этому за силой выявления чувств.

Любовь превращает героев. Любящий Ромео становится терпеливым. Только когда Тибальд набрасывается на добродушного Меркуцио, Ромео берется за оружие. Джульетта по-детски непосредственная и откровенная. Ее чувства еще дремлют. Полюбив Ромео, она начинает лучше разбираться в человеческих взаимоотношениях - лучше, чем ее родители, которые желают видеть Джульетту невестой Париса. Ведь еще некоторое время тому назад она была готова присмотреться к Парису. И, возможно, если бы не случилась встреча с Ромео на балу, состоялся бы еще один брак, достаточно счастливый, на основании дочериной послушности перед желанием родителей. Но Джульетта признает лучшим умереть, чем вступить в брак с нелюбимым. Девушка первой начинает разговор о бракосочетании, в ее словах, обращенных к избраннику, чувствуется душевная зрелость и достоинство любящей женщины

То, что Джульетте лишь тринадцать лет, еще раз доказывает: большие чувства доступны и юным душам. «Любви все возрасты покорны», - скажет об этом позже гениальный русский поэт. Преданность любимому, вера в Ромео, решительность, гордое осознание собственной правоты - все это делает Джульетту самым ярким символом самого прекрасного человеческого чувства.

Герои борятся за право свободного выбора в любви, однако они окружены слепой и ненавистной враждой. С той же решительностью, с какой Джульетта пьет снотворное зелье, что предложил ей монах Лоренцо, - берется она и за кинжал, потому что знала: любимый наложил на себя руки, потому что убедился в ее смерти. Разделить с ним его судьбу - в этом видела Джульетта свою обязанность. Девушка погибает, едва лишь испытав счастье любви, о котором мечтала и которое взлелеяла в своем сердце. Без Ромео жизнь теряет смысл, потому что дважды любить невозможно…

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится лишь несколько дней и противостоит старым взглядам и отношениям средневековой окоченелости, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это настоящий бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей примирила наконец враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа - принципу мира, дружбы, любви. Горе потери принуждает Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственно будущее. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства более святы и значительнее вековых сословных суеверий.

Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века

Написано в Саган Франсуаза

(По творчеству Ф. Саган)

Одна из основных особенностей литературы XX века заключается в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Размышления о дружбе и любви проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человечества в XX веке.

Но в творчестве Франсуазы Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках частной жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов, то есть обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.

Франсуаза Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман "Здравствуй, грусть" был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности: зародившись и окрепнув, это чувство непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство - чувство грусти и разочарования.

Благодаря стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна покидает ее отца и погибает от несчастного случая, а Сесиль вновь обретает отнятую у нее радость жизни, продолжает существование, полное легкомыслия и развлечений, но где-то глубоко в ее сознании навсегда затаилась грусть. Эта грусть свойственна всему тому поколению, которое изображает Саган, поколению, которое растрачивает свои силы в погоне за удовольствиями и оказывается неспособным к настоящему чувству.

Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, герой романа "Немного солнца в холодной воде", впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь Натали. И он теряет эту женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного достоинства и желанию быть независимым.

Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Подобно писателям "потерянного поколения", она задает себе вопрос о ее духовной или материальной сущности. Она ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит вместе в ним. Тот опыт, который постепенно накапливают герои, оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты своей юности. Герой Саган изначально не способен воспринять и оценить то, что писательница называет "настоящей любовью" (по-настоящему любит Анна в романе "Здравствуй, грусть", Натали - в романе "Немного солнца в холодной воде"), он должен пройти определенный жизненный путь, только тогда он сможет приблизиться к пониманию любви.

В ряде романов Франсуазы Саган звучит еще один мотив - мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об опустошенности молодого поколения, о его тяге к любви, которая никогда не будет удовлетворена.

В XX веке произошло развитие внутренней драмы личности, которая и отобразилась в литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из основных художественных моделей литературы. Размышления о дружбе и любви поданы в контексте проблемы сохранения человека как личности. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в этих моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.

Тема любви занимает центральное положение практически во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Испытав в жизни множество любовных переживаний, автор использует это чувство для того, чтобы в более полной степени раскрыть в своих произведениях особенности человеческих характеров.

Всем известно выражение «тургеневская девушка». Что оно обозначает? Для творчества Ивана Сергеевича характерно создание целого калейдоскопа ярких женских персонажей. Женщины из-под пера Тургенева выходят даже с более сильным и цельным характером, чем герои мужского пола. Отчасти, здесь прослеживаются автобиографические мотивы. Широко известно, что Иван Сергеевич, будучи совсем молодым человеком, к тому же дворянином-наследником поместья, влюбился в простую крестьянскую девушку. От этой связи даже родилась дочь. Счастье молодых разрушилось после вмешательства матери Тургенева, женщины очень властной и своенравной. С тех пор Иван Сергеевич, по-видимому, испытывал постоянное чувство угрызения совести, что отразилось на всем его творчестве.

Любовь в творчестве Тургенева почти всегда с надрывом. Писатель не выводил легких чувств. Везде, где прослеживается данная тематика, любовное чувство заставляет персонажей и меняться самим, и обновлять условия собственной жизни. И, как уже говорилось выше, именно женщины, как правило, занимают доминирующее, ведущее положение в таких отношениях, отдаваясь страстям без оглядки.

Женщины выглядят предпочтительнее в творчестве Тургенева даже на фоне таких ярких и мужественных персонажей, как Инсаров, борец за свободу своего родного болгарского народа против османского владычества. Находясь в России, он встретил девушку по имени Елена, которая не только смогла не затеряться на фоне отважного воина, но и продолжила дело его жизни даже после смерти Инсарова. Елена, овдовев, со всей страстью отдалась на блага освобождения угнетенного славянского народа.

Многие помнят Асю, героиню одноименной повести. Главный герой, от лица которого ведется повествование, познакомился с ней и ее братом за границей, в Германии. Главная героиня искренне влюбилась в него, но из-за нерешительности главного героя их дороги разошлись. Ася, лично осознав произошедшую ситуацию, осталась с разбитым сердцем, но ее дух не был сломлен.

Главный герой повести «Первая любовь» довел свою возлюбленную, Зинаиду, до самого отчаянного положения, подтолкнув ее на связь с женатым мужчиной. Общественное положение девушки было подорвано навсегда, но она лишь с благодарностью снесла все невзгоды ради того, чтобы быть с любимым человеком.

Действие повести «Вешние воды» также по большей части происходит за границей. Главный герой, русский дворянин, встретился с итальянской девушкой. Между ними, как казалось, вспыхнула нешуточная страсть, но главный герой решил бросить итальянку ради романа со своей гораздо более расчетливой соотечественницей.

У Тургенева любовь - жизненно необходимое чувство, которое составляет краеугольный камень основания человеческой души. Даже если любовь трагична, именно она заставляет героев жить, а не существовать на страницах произведений.

Сочинение, сообщение

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика доктора Старцева в рассказе Чехова Ионыч сочинение

    Рассказ А. П. Чехова Ионыч - это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева

  • Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

    Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Тарас Бульба». Данное произведение изучается в школе. В нем жители Украины стараются сделать все для того чтобы отстоять свою независимость

  • Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

    Замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Муму» рассказывает нам о непростой судьбе крестьянина – крепостника. О том, как политическое устройство, меняет человеческую сущность, ломая его личность.

  • Анна Павловна Адуева в романе Обыкновенная история Гончарова

    Анна Павловна Адуева - мама главного персонажа романа Гончарова "Обыкновенное чудо". Хоть ее роль в романе является второстепенной, но она очень яркая и запоминающаяся личность. Ей до 50 лет, у нее один сын - Александр

  • Сочинение по произведению Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Радищева можно назвать первым писателем в восемнадцатом веке, который попытался разобраться в том, откуда начали появляться социальные противоречия. Будучи представителем дворянства, он был хорошо образован

ОГЭ по литературе. Сочинение 2.4. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (На примере одного из произведений по выбору учащегося.)

И.С. Тургенев в своих произведениях показал разные грани любви: идеализацию любимого человека, возвышенное и трепетное чувство, страсть и безумную ревность, безнадёжные мечты. Именно то, как человек любит, и составляет его сущность. В повести «Ася» писатель изображает двух влюблённых - господина Н.Н. и юную девушку Асю. Их только зарождающееся чувство не принесло ожидаемого счастья, заставило героя спустя двадцать лет вспоминать о нём со щемящей болью.

Жанр повести позволил автору поведать историю девушки, показать развитие взаимоотношений господина Н.Н. и Аси. Именно её прошлое стало для неё проклятием, сформировало крайне неровный и противоречивый характер. Незаконнорожденная дочь барина и красавицы горничной не забывала о своём происхождении, с детства она ловила на себе косые взгляды, в пансионе, где она училась, никто не хотел дружить с ней. И вот теперь девушка видит, что умный и благородный молодой человек неравнодушен к ней, ищет встреч, любуется её нежной красотой. Но Ася страшится разоблачения, юная и неискушённая, она не в силах справиться с нахлынувшими чувствами. Поэтому она то, как дитя, резвится и шалит, то печалится и молчит. Ей кажется, что счастье так близко, что она встретила того единственного, о ком мечтала в девичьих грёзах. Не случайно она с волнением слушает строки романа Пушкина «Евгений Онегин», которые читает господин Н.Н. Как и Татьяна Ларина, она не может молчать о своей любви, она такая же естественная и искренняя, как пушкинская героиня. Ведь её возлюбленный нерешителен и даже подозрителен, он воображает, что Ася и Гагин вовсе не брат и сестра, ревнует, терзается и ничего не предпринимает. И девушка открыла своё сердце, как это сделала её любимая героиня.

Но подобно Онегину, молодой человек отвергает ту, что доверилась ему. Он обрушил на Асю град упрёков за то, что она рассказала о своём чувстве брату, не сохранила тайну двоих. На самом деле господин Н.Н. – эгоистичный и малодушный человек, крайне избалованный и безответственный. Он привык к праздности, к свободе, к романтическим прогулкам и свиданиям, к приятному времяпровождению в путешествиях, в ни к чему не обязывающих встречах и интрижках. А теперь, поскольку Гагин всё знает, ему нужно, как порядочному человеку, посвататься к Асе. А господин Н.Н. не привык действовать, он любит созерцать, наслаждаться красотой природы, женщины, но не готов к решительным поступкам. Кроме того, хоть он и далёк от сословных предрассудков, но отлично понимает, что Ася в силу воспитания то у матери, то потом в барском доме у отца обладает порывистым, сложным характером. А ему хочется тишины, покоя, он не ищет бурь. Неслучайно он любуется задумчивым вечерним закатом, тихой природой Германии, спокойным Рейном. Любовь Аси для него слишком горяча и мучительна. Удивительно чуткая, девушка поняла сомнения и колебания молодого человека и, хотя не переставала любить его, нашла в себе силы навсегда исчезнуть из его жизни. В этом поступке проявляется душа Аси, гордая, независимая, сильная и бескомпромиссная. В финале повести говорится о том, что только потеряв возлюбленную, господин Н.Н. понял, мимо какого чувства он прошёл, какого счастья лишился.

Тургенев показал несбывшееся чудо любви, прекрасную мечту о близком человеке, чутком и понимающем. Любовь оборвалась на взлёте, не смогла расцвести и осчастливить два любящих сердца.

(375 слов) Тема любви – одна из ключевых в произведениях И.С. Тургенева. Романы автора охватывают одновременно несколько актуальных проблем, но любовная тематика занимает особое место в творчестве писателя.

Один из самых популярных романов «Отцы и дети» — не исключение. Тема любви поднимается автором на протяжении всего произведения. Главная его идея заключается в том, что любовь существует, и ни один человек не сможет скрыться, избежать или противостоять этому сильному чувству. Яркий пример – нигилист Базаров, который отрицал любовь, внезапно даже для самого себя влюбился. Евгений в начале книги доказывал окружающим, что страсть – всего лишь выдумки романтиков, но в финале он погибает от разлуки с Анной Одинцовой, которая отвергла его. Герой не может противостоять влечению и сохраняет его в своей душе до самой смерти. Последним желанием Базарова было увидеть возлюбленную, несмотря на то, что она не разделяет его чувств.

Тему любви Тургенев поднимает и в романе «Накануне». Елена – образец верной, любящей жены, которая готова на все ради своего возлюбленного. Даже после смерти Инсарова девушка остается верной своему мужу и его убеждениям. Она готова бросить все, что у нее было до этого, пренебрегать своими желаниями ради любимого человека и его идеи. Героиня присоединилась к болгарскому революционному движению и стала бороться за свободу чужого народа, то есть продолжила дело Инсарова. Автор часто наделяет женщину способностью сильно любить, это, по мнению писателя, главная добродетель слабого пола. Ту же картину мы видим в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо», повестях «Ася» и «Первая любовь». Героини самоотверженно отдаются страсти, не боясь обжечься о пламя эмоций. Но, как правило, их порыв трагический, словно полет мотылька на огонь свечи. Ася увидела трусость и нерешительность своего избранника, поэтому навсегда покинула его с разбитым сердцем. Александра тоже разочаровалась в том, ради кого была готова разорвать отношения с друзьями и братом. Зинаида скомпрометировала себя в обществе, исковеркала жизнь ради связи с женатым мужчиной. Но она ни разу не упрекнула его, а лишь покорно целовала рану от хлыста на запястье. Лиза не смогла смириться с крушением надежд на брак с Лаврецким и ушла в монастырь.

Тургенев представляет любовь как то чувство, которое заставляет человека жить, двигаться вперед и чувствовать себя счастливым. Без нее он не может быть счастлив – такова главная идея, которую И.С. Тургенев красной нитью проводит через свои произведения. Однако то же чувство способно обжечь душу и перевернуть жизнь того, кто искренне любит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь… Как много в этом слове! Наверное, сложно найти писателя или поэта, который не писал бы об этом чувстве. Попробуем разобраться, какой предстает любовь в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

Как известно, любовь бывает разной. Существует множество ее оттенков. У Тургенева любовь присутствует в двух формах: любовь-страсть и спокойная семейная любовь. Примеров первого типа любви можно привести множество: любовь Базарова и Павла Петровича из «Отцов и детей», Литвинова из «Дыма», Лизы и Лаврецкого из «Дворянского гнезда», любовь Аси из одноименной повести. Это страсть, поражающая человека целиком, появляющаяся внезапно, часто несчастная. Пример второго типа любви - это чувства Аркадия и Кати из «Отцов и детей». Это спокойная, «дружеская» любовь, логическим завершением которой является крепкая счастливая семья.

Первый закон любви-страсти (по Тургеневу) - это то, что она может овладеть любым человеком, как благородным, так и не очень. Ей покорны все люди в одинаковой степени. Это можно увидеть, проследив за влюбленными героями Тургенева. Все они совершенно разные как по уровню своего развития, так и по душевным качествам.

Кроме того, любовь-страсть у Тургенева всегда предстает как некая опасность, как что-то грозовое. Порой это чувство разрушительно. Оно, словно злой рок, играет судьбами людей и разрушает их.

Любовь в произведениях Тургенева - это рабство. Один из влюбленных всегда зависит от другого. Один всегда господин, другой - раб. Как правило, в произведениях Тургенева господином бывает женщина.

Любовь - это нечто иррациональное. Она будит силы хаоса, вносит беспорядок в мир. Пробудившаяся сила играет судьбами людей, выбивая их из привычной колеи.

Чувство любви открывает в женщине личностное начало. Не случайно появляется символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но счастье и любовь всегда временны - в этом и заключается их прелесть. Счастье и любовь - миг, который и запоминается именно потому, что это миг. Вспомним «Асю». «Только временное прекрасно», - говорит главный герой. Любовь Аси осталась светлым пятном в его молодости, его прошлом. Знакомство с Асей не длилось долго. Возможно, именно поэтому оно запомнилось ему на всю жизнь, именно поэтому он до сих пор хранит цветок, подаренный ею.

У Тургенева присутствует мотив «любовного треугольника». Когда двое счастливы, их счастье часто «зацепляет» кто-то третий, принося несчастье. Яркий пример - «Дворянское гнездо», где Лаврецкому приходится выбирать между Варварой и Лизой. В итоге сделанный выбор не приносит ему счастья. «Любовный треугольник» разрушил его судьбу, как и судьбу Лизы.

В завершение следует сказать, что любовь всегда играет роль проверки героя. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. Вспомним, как трусливо повел себя Рудин, получив письмо от Натальи, как самоотверженно раскрыла свою чувство Ася…Любовь также испытывает убеждения человека. Как переменила Базарова любовь к Одинцовой! Любовь заставила его переосмыслить свою позицию по отношению к жизни и ее ценностям - нигилизм.

Итак, любовь в произведениях Тургенева всегда предстает как испытание. Любовь делает человека зрелым, воспитывает в нем способность противостоять ударам судьбы. Любовь - это испытание души.

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника" за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.

“Ася” - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая". Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной.

После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса.

Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте".

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева "Ася" писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием.

Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести - "блестящий пурпуром воздух", "девушка Ася, облитая солнечным лучом".

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же "ложное" положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: "Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове". Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: "Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться". Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, "у счастья нет завтрашнего дня".