Фео психея личная жизнь. Интервью с группой "психея"

Описание

Группа Психея родом из города Курган, расположенного в Уральском Федеральном Округе. Образовалась она в 1996 году. Благодаря участию в различных рок-фестивалях, безусловному таланту и харизме ребят, они добились популярности, а уже в 2000 году перебрались в Санкт-Петербург в поисках больших возможностей. И не ошиблись. Сегодня Психея - одна из самых популярных групп, играющих в жанре пост-индастриал.


Музыканты поделились с нашими читателями впечатлениями от многочисленных поездок по всему миру.


На вопросы отвечает Андрей Оплетаев - бас гитарист группы "Психея".


Tour52: Расскажите пожалуйста о родном городе Кургане, как видишь и чувствуешь его ты. Чем он выделяется среди всех остальных?


Андрей: Среди всех остальных лично для меня он выделяется только тем, что там я родился и вырос. Больше не знаю, чем он выделяется. Тихий провинциальный город, много зелени, несколько обмелевшая река Тобол. Купеческие кварталы, которые мне очень нравятся, потихоньку сносят под новострой. Там уважают прямоту и честность. Поэтому все немножко на взводе. Но и радоваться там тоже умеют.


Там делают вкусное пиво, крепкие танки и железных людей.


Летом жарко до плюс пятидесяти, зимой холодно тоже довольно сильно.


Там могут убить очень быстро. А могут - всю жизнь.


Tour 52: Группа часто путешествует по стране с гастрольными турами. Вам всегда удается погулять перед концертом по новому городу? Что исследуете в первую очередь?


Андрей: Далеко не всегда. Гастрольные графики, как правило, напряжённые; плюс всё свободное время предпочитаешь спать. Однако, если клуб находится не на отшибе - погулять хотя бы полчаса-час всегда удовольствие. Если нет в городе каких-то супер-достопримечательностей, то просто прогулка, куда глаза глядят. Встречающие всегда рады показать какие-то особенные места, и если заранее известно о свободном времени - предпочитаю договориться о каком-то экскурсе.


Только вчера мы прилетели из Калининграда , где был выходной и мы в обязательном порядке поехали в Зеленоградск, гулять по набережной. Море - это всегда круто. Своеобразная зарядка. Да и вообще, вся Калининградская область очень красивая: архитектурное наследие, природа - всё производит странное впечатление, ты вроде в России (условно), но фактически в глубине Европы. Довольно любопытный контраст и это ощущение всегда одинаково классное.


В Уфе мы любим сходить в сторону Кремля или к Салавату, в зависимости от расположения клуба или отеля; Петрозаводск - набережная Онеги; Волгоград - конечно же Родина-Мать; Екатеринбург - проспект Ленина, плотинка. Т.е. всё довольно традиционно. В любом городе это центр. В центре почти везде одинаково здорово. А окраины везде одинаково хмуры, чего там гулять?


Tour52 : Какой город России вам ближе всего по духу и почему?


Андрей: Наверное, больше остальных я люблю Екатеринбург, потому что с ним связаны первые путешествия, первые впечатления такого рода. К сожалению, он во многих местах изменился неузнаваемо, история города стирается бульдозерами и забивается высотками. Я могу помнить улицу, но я словно в другом месте. Ничего не узнать.


Я особо люблю Петрозаводск - он похож на Курган и там у нас живут очень хорошие друзья и воспоминания. Онега, опять же. Пожалуй - эти два. Хоть они и не единственные симпатии.


Tour52 : Вы любите путешествовать? Расскажите о странах, в которых вы побывали. Есть такая страна, в которую хотелось бы вернуться?



Андрей: Мы в мае-июне некоторое время провели в Великобритании , много выступали и наслаждались страной «изнутри» - мы жили всегда у друзей и это, безусловно, влияет на глубину восприятия. Английский быт, как он есть: дом, которому сто лет, со всеми атрибутами, самостоятельные походы по магазинам (в отличие от гостиничных завтраков), масса общения с местным населением. Туда не то чтобы вернуться, оттуда уезжать не хотелось. Прекрасная страна, очень там комфортно. И совсем там не дорого, если держать себя в руках. Москва и Питер ощутимо дороже.


Были в Венгрии . Сразил колорит Будапешта - это что-то не описуемое! В отлчии от других городов, здесь очень спокойно, и это воздействует умиротворяюще.


Tour52 : О каком самом необычном путешествии вы могли бы рассказать читателям портала Tour52?


Андрей : По мне - Камчатка . Перелёт на другой конец света (и ты всё ещё в России), чувство совершенной оторванности от Большой Земли. Город среди четырёх вулканов, бухта, сивучи, Океан. Люди совершенно особенные (как, впрочем, везде в глубинке), оказали нам очень радушный приём. Нас возили на сопки, на горячие источники, на океан, где бесконечный пляж чёрного вулканического песка, туман и шторм.


Стоишь и понимаешь, что миллион лет назад здесь всё было так же. Всякое такое глобальное начинаешь остро чувствовать, особенно если уйти далеко в туман, где не видно остальных. Что у суши есть граница, а у океана - нет. Что ты песчинка для него - но он тебя слышит. Там вообще быстро сознание перестраивается. Я после того путешествия дня три или четыре не заговаривал ни с кем, только в ответ. Ошеломлённое такое молчание. Ещё меня поразили сверхнизкие звуки: как кричат сивучи и как шумит океан. Совершенно ни на что не похоже.


Tour52 : Как влияют путешествия на ваше творчество?


Андрей: У меня явно кочевники в крови. Путешествия влияют вообще на всё в моей жизни и на творчество - как следствие. Я если долго никуда не езжу и не летаю, начинаю себя неуютно чувствовать, мне тогда надо хотя бы сесть в машину и доехать быстро до Ладоги. Мне ужасно повезло с профессией в этом смысле: я видел больше ста городов России.


Tour52 : Как планируете отрываться на Новый год?


Андрей: Однажды мы круто оторвались на Новый Год в Нижнем Новгороде у друзей из групп 7000$ и Лампасы . Головокружительные метания по городу в пьяном счастье и забытье путешественника: когда ты находишься в другом городе, с тебя снимаются многие рамки и коды - нет примет повседневности, круг знакомых лиц резко ограничен и за каждым поворотом - новость.


Пусть мы и знали уже неплохо Н.Н. на тот момент, но «эффект отсутствия» работает безотказно: ты освобождаешься и становишься гораздо больше самим собой, нежели когда ты находишься в своём постоянном месте обитания со всеми его привязками. Поэтому путешествие я считаю одним из лучших видов отдыха. Причём отдыха активного, по возможности. Не умею, например, все дни лежать на пляже.

Группа «Психея» была основана Дмитрием «Фео» Порубовым в Кургане в 1996 году. Первый состав был акустический, второй, с участием компьютерщика, сформировался в 1998 году.

Выступая на клубной сцене города, группа «Психея» становится замеченной поклонниками альтернативной музыки, музыкальная пресса положительно отзывается о группе. Здоровым подходом к достижению популярности «Психея» озадачила столичных коллег, продолжавших верить в необходимость радиоротаций и поддержки продюсеров.

Я не был никогда в ротации в широкой публике, - рассказывает Дмитрий «Фео» Порубов. - Я и сейчас стремлюсь в каком–то смысле максимально большему количеству людей донести свое творчество. Но мы никогда не были в ротации. У нас ни одной песни по радио не крутилось. Ни одного клипа ни по одному каналу не крутилось. И все, что мы имеем - это вообще никак не связано с медиа по большому счету.

То, что не может нас угробить, делает нас сильнее

«Психея» играла концерты каждую неделю, не отказываясь от любых предложений. Постоянные выступления в качестве разогревающей группы перед произвольными «героями» русского рока позволили «Психее» получить недоступный для большинства клубных групп опыт работы на большой сцене.

Вскоре был выпущен альбом «Герой поколения Бархат». Альбом вызвал массу противоречивых отзывов. Но, «то, что не может нас угробить, делает нас сильнее».

Группа «Психея» прошла через это непонимание и вышла полностью заматеревшей, её уже было не остановить. Вслед за этим в 2002 году был издан один из ключевых для российской альтернативной сцены альбом «Каждую секунду пространства». Это пластинка «про очень молодых парней на грани нервного срыва. Они родились в конце ХХ века и любят пистолеты. Только пистолеты им никто не даёт».

Через короткое время на петербургской клубной арене насчитывалось два десятка успешных коллективов, исполняющих, подобно «Психее», новоявленную «альтернативу» - «мелодии и ритмы пубертатного периода».

Группа «Психея» - лидер российской альтернативной сцены

К середине 2000-х «Психея» становится одним из лидеров российской альтернативной сцены, причём без всяких компромиссов вроде ротаций на «Нашем радио» и прочих форматных процедур. В 2005 году группа получает премию RAMP в номинации «Концерт года» от телеканала A–One, при том, что выступление на церемонии самой «Психеи» было в последний момент отменено, и получая статуэтку победителей, Фео заметил: «Отмена нашего выступления здесь чётко характеризует состояние альтернативной музыкальной среды в этой стране».

Я несомненно собираюсь быть самобытным ледоколом

Музыкальные критики называют «Психею» «флагманом отечественной альтернативной сцены», «культовой» группой, самобытность которой «не оставляет сомнений в том, с кого началась четвертая волна рок–музыки России».

Да, я несомненно собираюсь быть самобытным ледоколом. Чтобы быть минимально похожим вообще на что–то. Но и сейчас у меня такой творческий возраст и такая так называемая творческая зрелость, что, в принципе, я уже не особо черпаю извне, где–то. Я просто играю. И музыку в том числе, и вообще. Но есть, конечно, куча музыки, которую я слушаю, и она на меня всячески влияет, но это уже не так как в молодости, детстве, когда тебя что–то выносит невероятно. Так что я стараюсь избегать влияния извне на самом деле.

Дата публикации: 12.2002
Прислала: Маринкина Татьяна
Источник: FUZZ #2, 2002

"Деепричастие?" - интервью с Фео (2002)

Если долго растить цветок в парнике, он либо загниет, либо появятся сорняки. Парник-то большой, за всем не уследить... ПСИХЕЯ: не нужно долго напрягать воображение, чтобы представить, что они играют. Эти дрэдастые мальчики играют не альтернативную музыку, они даже не хэви-металлисты, они еще сами толком не могут определить стиль, в котором работают. Их концепция - эмоции.

Когда Россия дружно пила портвейн и водку, не занималась сексом, а возводила коммунизм, в городе Кургане родился Дима Порубов - Фео. В 10 лет он записывал первые опусы, а в 15 собрал первую ПСИХЕЮ, которая потом благополучно разваливается. В 1998 году нашел компьютерщика Киту, и началась новая эра ПСИХЕИ. Вскоре Кита привел Aza, и последний басил в группе вплоть до 2000 г. Через некоторое время появился барабанщик Лёфик. Их творчество начало медленно, но верно зажигать поклонников, они играли везде, начиная с Дома творчества и заканчивая местным рок-клубом. Появилась своя музыкальная тусовка - ПАУ-ВАУ и ПСИХЕЯ. Год тяжелой и упорной работы - и они играют во всех близлежащих городах: Екатеринбург, Челябинск и др. Возникло естественное желание осчастливить Москву и Санкт-Петербург своим творчеством. Но связей не было, и всё продолжало бы стоять на месте, если бы не маленькая звёздочка счастья, которая по сей день озаряет путь группы. В Курган приехал Сева Ходасевич, вокалист группы ФРОНТ, и получил немедленные указания по раскрутке ПСИХЕИ. В Питер еженедельно начали поступать звонки и кассеты с демо-записями группы. ПСИХЕЯ получила приглашение выступить в ВМЦ. За свой счет. Aza с ними не отпустили, появился Slessar, нынешний басист ПСИХЕИ. Еще с ними поехал друг группы Ворон, - теперь он занимается административными вопросами и сценой, являясь полноправным членом ПСИХЕИ. Сыгран концерт для 50 панков в ВМЦ, - и группа возвращается в Курган с большим желанием вернуться в Питер и покорить привередливого петербургского зрителя, а потом и...
Сейчас ПСИХЕЯ самостоятельно собирает полные клубы, выпустила альбом "Герой Поколения Бархат", появились футболки.

Что побудило тебя заняться музыкой?
Фео:
У всех в детстве бывает мечта, - кто космонавтом хочет стать, кто маньяком-убийцей... А я хотел быть поваром, пока не научился играть на гитаре и не увидел выступление NIRVANA по ТВ. Я уже играл песни ЗООПАРКА , БГ , DDT , АЛИСЫ , но для себя, а потом, когда чары Курта Кобейна мне голову задурманили, понял, что хочу быть настоящим музыкантом. Чем больше времени проходило, тем больше я понимал, что музыка - именно то, чем я реально хочу заниматься. Как у Мэнсона - "I wanna be a rock"n"roll star..." Картинно звучит, но именно так и было.

Почему ты назвал группу ПСИХЕЯ?
Фео:
Когда придумывал название, то, как всегда это бывает, не сознавал всей глобальности. Встретил в книжке слово, понравилось... Буквы такие шипящие, короткое и запоминающееся. Причем смысл очень мало кто понимает, люди больше на первые 4 буквы реагируют. В этом, конечно, есть некая правда, но многие тупят в этом плане. Некоторые даже думают, что это деепричастие. Хотя главное, что думают вообще, и запоминают!

Почему вы приехали в Петербург, а не в Москву?
Фео:
В Петербург нас принесло некоторое количество мозгов в головах, ибо вечно оставаться звездами местного разлива ПСИХЕЯ не собиралась, а собиралась стать звездами повсеместного... Вот и сорвались на поиски счастья. Да и Петербург - это же рок-н-ролл!!! А мы же его, родимого, и уничтожаем в своем творчестве, в самый тыл получается, попали, почти в штаб. Мы в первый раз приехали и сразу поняли - это наше место. Тут кругом настроение особое, мрачное, но, в то же время, со счастливым концом. То есть как бы про нас получилось. Нравится нам здесь очень!

На какую музыку вы ориентируетесь?
Фео:
На хорошую. То есть чтобы музыка была хорошей, профессиональной, и нас впирала, конечно. Ты сейчас ждешь, что я названия перечислять буду, - фигушки, сразу начнется: там оттуда содрано, там отсюда... Люди не врубаются, что мы как ди-джеи - просто берем что-то давно придуманное и смешиваем с чем-то другим давно придуманным, и рождается нечто очень даже уже интересное и, может быть, новое. В нас столько информации напихано с детства, мы же в конце XX века родились. В нас все сразу вложили, - вот мы теперь и перерабатываем!

Бы уже популярны в Петербурге...
Фео:
Желание быть популярными что в Кургане, что в Петербурге существует в принципе. Но оно не самоцель - мы делаем музыку, играем живые шоу и, само собой, какую-то популярность приобретаем. Проследи порядок: музыкант - живые шоу - популярность. Порядок, по-моему, очень здоровый. Глупо говорить, что кто-то не хочет быть популярным. Для нас быть популярными - это иметь возможность доносить свое творчество до людей, чтобы они могли купить нашу запись, сходить на концерт, посмотреть видео, и потом сами бы решили, нравится им это или нет. Ведь популярность - это не когда всем нравишься, а когда большое количество людей имеют о тебе представление и суждение, вот в чем суть.

А чем сейчас занимается ПСИХЕЯ?
Фео:
Группа, как и всегда, занимается делом. Вышел альбом, надо его представлять публике. Ездим с промотуром по городам, играем почти каждую неделю. Видео мы сами сделали на песню "Мой Маленький Мир", в "Hardzone" на "MTV" и еще кой-куда запустим, везде неформат. Собираемся на "Нет" снимать попс-ролик, готовим концертное видеошоу, мерчандайзинг со своим именем замутили, футболки, постеры, бэйджхэндеры. Песни, понятно, пишем. Работы по горло, а ведь ни директоров, ни продюсеров, ни связей особых нет, вот сами и е...ся.

Вас критикуют?
Фео:
Не знаю, критики пока не слышал и не читал. Масс-медиа нас якобы мало знает. Но сталкивался с какими-то субъективными отзывами... Честно говоря, мне наплевать. Гораздо проще подогнать под шаблон, сравнить с кем-то, чем просто въехать в телегу. Последнее время часто слышу, что мы опопсели. Чушь какая-то. Если на концерт ходить стало в 10 раз больше народу, то это не значит, что мы частушки петь стали... В "Песне года" не выступаем, под фанеру не поем, музыка жестче стала, - больше, правда, в плане восприятия. Пусть лучше радиостанции и ТВ думают, что мы попсовые, пусть в ротацию ставят, - вот это было бы зашибись! А я делаю музыку, и этого достаточно. Все, что я хочу сказать, я отражаю в своих песнях, поэтому мне все остальное по барабану. Я никого не заставляю слушать ПСИХЕЮ. Все по собственному желанию, никакого принуждения. Критика - это их личное суждение в ответ на наши мысли, но изначально-то это наши мысли! Гораздо хуже, когда наоборот. Обидеть художника может каждый, а вот купить его картину...

Почему вы взялись за компьютер?
Фео:
Компьютер - символ нового тысячелетия. Есть у нас один на всех... Ну, не один, ну, не на всех - шучу. А серьезно - это же космос! Там столько всего можно найти, создать, переделать. Просто бесконечность. Звуков много разных - это такая палитра! Нас прёт. А делаем все я и Кита. Садимся и слушаем всякие звуки, что-то оставляем и начинаем из этого картину строить. Кита в этот момент сливается с компьютером и воплощает то, что я ему объясню на словах, руках, носах, подручных предметах... А иногда Az воплощает. Я не знаю, скажем, как хардкор электронный сделать, но знаю, что он должен здесь быть, а Кита знает, как его сделать, вот и получается разделение труда.

Дни.Ру продолжают серию интервью с самыми яркими представителями отечественной альтернативной сцены. Мы публикуем вторую частью интервью с фронтменом группы "Психея" Дмитрием "Фео" Порубовым .

Музыкант рассказал о том, как появилось название группы, почему им тесно на ниве "колхозного ска-панка" и кто виновен в бедах российского рока.

Как появилось название вашей группы?

Ох, постараюсь нереально ответить на этот нереальный вопрос. Это название появилось от меня, Дмитрия "Фео" Порубова. Когда я был еще в нежном возрасте, 14-15 лет, слушал группу Nirvana, то случайно вычитал слово "психея" в книге. Оно использовалось как существительное: "наступила всеобщая психея", а некоторые мои друзья говорили, что это может быть деепричастие: "что делая? – психея". Мне понравилось произношение слова, оно ассоциировалось с Nirvana, мне хотелось придумать что-то похожее. Потом я прочитал больше про значение, услышал выражения "апогей психеи" и прочее, – и теперь я счастлив.

Ваш стиль довольно сложно уместить в одни рамки. Вы сами как его охарактеризовали бы?

У нас все четко: мы всегда пропагандировали стили собственного производства, начинали с киберкора. Потом придумали просто The style, теперь у нас получился некий техногранж, его мы и двигаем.

Какие группы сильнее всего повлияли на ваш стиль?

В связи с тем, что изначально я придумывал музыку и слова для группы, в каком-то смысле мое влияние определяло наш вкус. Но теперь у нас в коллективе много разных предпочтений, и сейчас это уже коктейль наших воззрений.

Я с детства слушал много разной музыки, во втором-третьем классах знал весь русский рок: 70 кассет БГ, "Кино", "Зоопарк". Но после открытия Nirvana русский язык стал мне не так близок, я перешел на заграничные коллективы.

У нас разное влияние, но превалирует индастриал, классический набор 90-х годов. Но все мы – потомки индастриала и гранжа, да и стиль наш – это технические новшества, непонятные инструменты, компьютеры.

Вы выступали на одной сцене с разными группами: Soulfly, Rammstein, Therapy? С кем из них было комфортнее всего работать, приятнее всего играть, обмениваться идеями, находками?

Круче всего, пожалуй, было с Soulfly: мы сыграли с ними два концерта, а затем вместе перемещались в поезде, общались, в основном группами. Мы провели эти дни в атмосфере праздника и концертной жизни. С Rammstein тоже было круто, но мы с ними не сильно общались, зато афтерпати неплохо прошло: оно вышло богатым на живые и яркие впечатления.

Но по выступлениям: мы все время стараемся прыгнуть выше собственной головы . Но тогда мы были молодыми и горячими.

А теперь что, постарели и угасли?

А теперь мы – матерые волчища, и меня вряд ли поразит, оставит сильный след в душе какая-то группа.

Вы следите за молодыми музыкантами? Можете назвать топ-5 перспективных, на ваш взгляд, коллективов?

Наш выбор – это те группы, которые выступали на последних выходных на "Пост-Фесте". Вот наши предпочтения: "Барто", "Курара", "Отомото", Samosad Bend. Мне очень нравится "Пионерлагерь Пыльная Радуга", наши кулуарные петербургские группы, вся эта питерская нойзовая тусовка. Но все наши проекты – "Феодок", Anticrisizzz – конечно, самые крутые. Ну и ПТВП, наши друзья, как я мог забыть?

Вы можете назвать три-пять альбомов, которые сильнее всего повлияли на отечественную музыку?

Конечно, Cure, из которого вышел весь этот русский рок; Питер Гебриэл и прочая поп-музыка, конечно. На нашу рок-музыку вообще влияют какие-то непонятные жанры: там, на Западе, вроде высказались и закрыли тему, так нет же – русские музыканты начинают все по второму кругу. И вообще, они черпают вдохновение из каких-то попсовых жанров, и появляется черт знает что: фестивали полуэстрадные, местечковые.

Русские рокеры думают, что Arctic Monkeys – это круто, и продолжают копировать, хотя последний их альбом поверг меня в уныние. Иван Дорн на русскую музыку повлиял колоссально, что очень символично в свете последних событий; белорусский "Ляпис Трубецкой" – господство какого-то местечкового стиля.

Мы же мерим себя рамками галактик , нам тесно, сложно работать на ниве колхозного ска-панка и поп-пранка , взращенного Дорном (смеется). Его музыка вообще походит на розыгрыш, вот оно – лицо отечественной музыки, поп-пранк.

- Помимо «Психеи», у тебя много проектов с другими музыкантами. Какие релизы вышли в этом году?

В этом году вышел сингл «Криминоген» Feodoq – проект с Доктором из группы «Враги». Уже готов и, наверное, в течение месяца выйдет целый альбом. Там будут вокалисты, которые поют и начитывают свои тексты, немного хипхапчика, совместный трек с Олегом Ягодиным из «Курары», ребятами из «КАЧ» и другими нашими соратниками. Есть куча записей Anticrizisss 666 Super Star XXX, мы планируем релизы. Но сейчас у меня фокус смещён на «Психею»: у нас типа юбилей в этом году, и потому меня призывает вся моя братва – нужно как следует отпраздновать 20-летие всей этой тусовки. В «Психее Soundsystem» сегодня 20 человек, мы делаем несколько фестивалей и постоянно подтягиваем новые группы и участников. Это наш продюсерский центр, как мы его называем.

- В этих проектах ты играешь на чём‑то ещё, кроме гитары?

Я могу играть на всём. Звук можно из чего угодно извлекать. Или не извлекать. Это тоже высказывание, и любой взрослый музыкант понимает, о чём я говорю.

- Как дела с документальным фильмом о группе «Психея»?

Вопрос, скорее, к Кристине Диско – это режиссёр, с которым мы сняли клип на песни «Между молотом и наковальней», «Вор». Документальный фильм снимается перманентно, каждый день на стадии съёмки. Сбор материала прямо сейчас происходит (Дима транслирует наш диалог в «Перископе» – Прим. авт.) Думаю, сбор займёт ещё несколько лет, потом отбор и монтаж. В общем, пока ничего непонятно.

- Больной вопрос для всех наших музыкантов: удаётся ли тебе зарабатывать на жизнь музыкой?

Удаётся. Пока ещё удаётся.

- За счёт туров?

За счёт них, и не только. Вообще, у нас разные способы выживания практикуются в группе. Полгруппы работает, мутит бизнесы, кто‑то занимается другой деятельностью. Я не знаю, у каждого свои способы, родители не оставляли нам супернаследств. Это инсайдерская информация, на самом деле, поэтому мы не будем расшифровывать источники наших доходов. Но наш продюсерский центр процветает.

- Ваши альбомы покупают, несмотря на то, что их можно скачать бесплатно?

Я не слежу за статистикой, но знаю, что покупают. Но, наверное, не так много, как хотелось бы.

- А ты сам покупаешь альбомы других музыкантов?

Да, покупаю регулярно, хотя и качаю тоже. В основном на iTunes, вот недавно «Курары» купил ремиксы, ПТВП. Даже «Психею» как‑то покупал.

- И как тебе – понравилась группа?

Да, ничё так. Звук неплохой, я доволен. Вообще, я постоянно отслушиваю рабочие материалы собственной музыки и в какой‑то момент уже не понимаю, что там происходит: это не я, музыка идёт сама по себе. У нас есть кое‑какие задачи, мы, на самом деле, очень сложную музыку играем. И она частью импровизационная, а частью студийная, то есть создаётся осознанно, но с использованием бессознательного элемента. В общем, фифти-фифти.

Есть ли сегодня, в эпоху Интернета, разница для музыканта, где жить и творить: скажем, в Питере или в Барнауле?

Нормальный вопрос. Вообще, думаю, есть. Потому что среда, которая окружает музыканта, безусловно, влияет на него. В Питере много концертов, мероприятий, но там перенасыщенная атмосфера. А, к примеру, в Томске уже сложилась своя тусовка, и теперь ребята предпочитают не уезжать.

С Интернетом можно пиарить себя, но самое главное в продвижении не это. Важно не то, где артист создаёт музыку, а то, где он с ней выступает. Везде что‑то происходит, и сидеть в одном городе – странно для музыканта. Нужно ездить в туры, участвовать в фестивалях, умудряться в разных местах оказаться в нужный момент – это работает куда круче любого интернет-продвижения.

Давай немного поговорим о Главной Проблеме Музыки в России. Ты часто говоришь, что у нас эстрадная страна, музыкальный вкус развит плохо, поэтому люди слушают, а музыканты играют ерунду. Почему так и что с этим делать?

Дурной вкус у людей, потому что в России вообще не до музыки. Нужно выживать. Люди потребляют то, что дают, им некогда выбирать. А деньги вкладываются в эстрадную музыку, потому что это быстрый результат плюс музыкальный кругозор продюсеров тоже очень узок. Сейчас все ходы закрыты, артисты не знают, куда им податься. Настоящих музыкантов с улицы мало, но даже если кто‑то вылезает, то его быстро переделывают продюсеры.

В западной культуре в этом вопросе более открытое отношение к музыке, там нет развлекательной махровой попсы. Конечно, везде есть всякая жесть, но в целом ситуация такая, что деньги вкладывают в качественную музыку и продюсерский проект доводится до мирового уровня звучания, а у нас – до уровня шашлычки.

Вот что стоит понять: делать мощный продакшн фиговому артисту – это позорное занятие. Гораздо лучше сделать крутому артисту крутой продакшн, и тогда это действительно засияет и взорвёт любой рынок.

- Почему ты продолжаешь заниматься музыкой здесь?

Потому что Россия – страна всегда передовая в своём бесконечном психоделизме, сумасшествии, сумасбродстве и всём, от чего мы уже вроде устали. Здесь очень тяжело и, с другой стороны, очень легко. Здесь продуктивная почва, прогрессивная молодёжь, несмотря на все старания в отуплении народа.

Я верю в российскую музыку и всегда верил, очень люблю и уважаю многие современные коллективы, со многими знаком, кому‑то помогаю и даже отзываюсь на Дмитрий Борисович. Российской музыке быть, и никто её не задушит, но вопрос в том, будет ли она когда‑нибудь на официальных каналах? Нет. А как о ней узнают все остальные? Никак, кто узнает, тот узнает.

- Ну телевизор сейчас не в почёте, сейчас в Интернете всё происходит.

Да, страна давно переросла телевизор. На самом деле, я думаю, что всё будет круто, только сначала всё рухнет, и довольно скоро, ибо всё подгнило со всех сторон, даже то, что думали, что не подгнило – изначально было таким. Останутся реально крутые. Они поведут за собой. Если страна не видит музыку, это не значит, что её нет.

При всём этом можно и нужно быть актуальным в мировом сообществе, не для эмигрантов играть, а по‑настоящему осваивать рынок, и это не столько европейский, а азиатский, японский, американский – он очень обширен. Главное – это понять, какую идею, концепцию ты исповедуешь, быть прошаренным. Если ты глупый, но усердный и прилежный – ничего не выйдет, потому что нужно сечь фишку.

- Как научиться её сечь?

Нужно её создавать. Быть в теме. Всё время учиться и понимать, откуда ноги растут, а у нас все музыканты считают, что они все такие супероригинальные. Возможно, я в каком‑то смысле сам такой же… Но мы на самом деле много работали в своём музыкальном НИИ, чтобы создать что‑то действительно своё. Во все времена было интересно только что‑то новое.

- Расскажи о своём мировоззрении – ты веришь в Бога или во что‑то ещё?

Моя философия ещё не выработана до конца. Но я по‑любому мистик. У меня очень сложная рецепторная схема восприятия. Кроме того, я математик, значит, могу придумывать всё, что хочу. Лучше мы оставим этот вопрос открытым. Но однозначно я занимаюсь духовной музыкой и всегда ей занимался.

- Что это значит?

Это не о религии, речь идёт о духовном усилии и духовном состоянии. Это не музыка ради развлечения, ради продажи или создания суперхита. Это музыка души и духа. Она стремится отразить душевное состояние, она достигается усилием воли, которое реализуется через мысль и действие. И плюс ещё просветительский момент. И магия, конечно.

Благодарим за помощь в организации интервью Сергея Поликарпова и его Ъ promotion group.

Ольга Алфёрова