Фамусовское общество и Чацкий. Фамусовское общество: характеристика

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам Чацкий Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… Молчалин: Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий: Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то украшал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы… Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Фамусов: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, … Тот и жених. Молчалин: Татьяна. Юрьевна!!!Известная… притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные… Ведь надобно ж зависеть от других

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа Фамусов: Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, то не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Скалозубу: Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Молчалин Чацкому: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно Чацкий: Что ж? Он и кавалер. От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме!. . . – Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? . . . Фамусов: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И Шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев Кто хочет к нам пожаловать, изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных…

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно Для Фамусовых образование – основная причина «безумия» , которым одержим Чацкий и ему подобные. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берем же побродяг и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Тугоуховская: Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, Зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к крепостному праву Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права» , а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIIIв. , для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженных слуг; Усердствуя, они в часы вина и Драки И честь он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? ! Сам погружен умом в Зефирах и В Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к московским нравам и времяпрепровождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары Фамусов: Извольте посмотреть на вашу молодежь, На юношей – сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? ? – Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово – приговор… И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, никогда, Спаси нас боже!. . Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и … разойдутся. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей… А дочек кто видал всяк голову повесь!. . И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к кумовству, протекции Чацкий: Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Фамусов: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человеку!. .

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма Молчалин: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к любви IV монолог Чацкого: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем его делам Душою – вы, вам угожденье? . . Сам это чувствую, сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, Не пожелал бы я и личному врагу… Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«Век нынешний» «Век минувший» Идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! Фамусов: Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!. . А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово


Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.

Московский "свет" дорожит своим дворянством, надёжно охраняет крепостнические идеалы. Грибоедов подчёркивает жестокость помещиков по отношению к крепостным. "Чужие" - Молчалин, Загорецкиий - должны лицемерить, угождать, притворяться.

2. Представители Фамусовской Москвы относятся к службе как к средству "чины добывать", "награжденья брать и весело пожить".

3. Главной человеческой ценностью в московском свете является "золотой мешок", а ум и высокие душевные качества становятся источником горя.

4. До гротеска доводится Грибоедовым ненависть Фамусовского общества к просвещению и культуре ("Ученье - вот чума, учёность - вот причина")

Причину сумасшествия Чацкого представители Фамусовской Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие мысль, несут инакомыслие (свободомыслие). Такой ум для них страшен. Страх и рождает сплетни, поскольку бороться другими средствами такое общество не в силах.

Чацкий сразу ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.

Произведение Грибоедова « » было создано в период зарождавшейся борьбы между «веком нынешним» и «веком прошлым». Это противостояние является главной темой произведения. В комедии Грибоедов показывает нам два противоборствующих лагеря. Это общество помещиков и дворян, чтивших крепостное право и все старое, отжившее, другими словами фамусовское общество, и общество молодых людей которые выступали против старых порядков. Одним из таких революционно настроенных молодых людей был .

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.

Фамусовское общество

Комедия "Горе от ума" была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и крепостниками (людьми "века минувшего").

Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. "Век минувший" в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин.

Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. "Забрать все книги бы да сжечь", - говорит он. Чацкий же, представитель "века нынешнего", мечтает "в науку впереть ум, алчуший познаний". Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". А далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених". В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета".

Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На это Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу.

Чацкий же стремится служить отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего "угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была". Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: "умеренностью и аккуратностью". Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества.

Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний").

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! отрезвился я сполна", - говорит Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время всегда "победительная".

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто?.." он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Гоу", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха". Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать".), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/