Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А. Пушкина

Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А. Пушкина

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой!

Список его "уменийможно продолжать и продолжать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся ("Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...). "Молодой повеса- такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим. Очень ярко героя характеризует его внутренний монолог в самом начале романа, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука, С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего "от делать нечегодруга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вызывает у него лишь желание прочитать ей "проповедьо том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться "властвовать собою, ведь "к беде неопытность ведет.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню ("Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день...). Он отправляется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе ("Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе "законодательницы зал, Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Онегин, объясняясь в любви Татьяне, "добивается только интрижки. Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы? Зачем у вас я на" примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне "страсть сильную и глубокую. Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Пушкин, Сочинение

Роман - это большое по объему произведение о судьбе конкретного человека. А. С. Пушкин различ­ными способами раскрывает характер главного ге­роя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. Собы­тия, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемна­дцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показы­вает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избало­ванный молодой человек, который «острижен по по­следней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлече­ниях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

Список его «умений» можно продолжать и продол­жать. Однако никаким полезным делом юноша так и не занялся («Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его...»). «Молодой повеса» - такое (очень удач­ное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне лю­бить, сопереживать другим. Очень ярко героя харак­теризует его внутренний монолог в самом начале ро­мана, когда он едет в деревню к умирающему дяде:

Но, боже мой, какая скука,

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Ни капли сострадания к родственнику, он едет, чтобы получить наследство: И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман...

Деревня уже через два дня тоже наскучила Евге­нию. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от де­лать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Ла­риных. Татьяна Ларина привлекла его внимание, но не более того. Любовь провинциальной девушки вы­зывает у него лишь желание прочитать ей «пропо­ведь» о том, что он ей не подходит в качестве мужа и что Татьяна должна научиться «властвовать собою», ведь «к беде неопытность ведет».

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздраже­ние при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоциро­вав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предот­вратить (тем более что он понимает свою неправоту), но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню («Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавлен­ная тень Ему являлась каждый день...»). Он отправля­ется путешествовать.

В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим ге­роем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, оди­нок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездейст­вии досуга Без Службы, без жены, без дел, Ничем за­няться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-на­стоящему любит! Что стоят строки из его письма:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Критик Д. И. Писарев, однако, считает, что Оне­гин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки». Об этом же говорит и сама Татьяна при последней встрече с ним:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на" примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Но я согласен с мнением В. Г. Белинского, который считает, что Онегин испытывает к Татьяне «страсть сильную и глубокую». Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

ПУТЬ

Тема Онегина в романе – это тема душевного пробуждения, взросления, духовной эволюции.

Мир Онегина первой главы – это светский Петербург, блистательный, праздничный, но всё же несколько искусственный, далёкий от истинной русскости. Не случайно Пушкин столь подробно описывает бытовую культуру дворянского Петербурга: кабинет Онегина, его одежду, стиль жизни, потом столь же подробно опишет кабинет Онегина в его имении – портрет лорда Байрона, статуэтку Наполеона. В Онегине первой главы отразился довольно типичный для первой половины 19 века «байронический герой», наделённый, однако, индивидуальными чертами, даже в самом своем скептицизме отражающий извечную русскую тоску по более осмысленной, одухотворенной жизни.

Онегин начала романа – человек, не знающий всей сложности жизни, упрощающий ее. Ни истинной любви, ни подлинной дружбы нет в мире Онегина. Подчеркивая типичность своего героя, Пушкин подробно воссоздает один день его жизни: утро начиналось с чтения записок с приглашением на бал, затем прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, вечером – театр, бал, и только на заре Онегин возвращается домой. Не случайно автор использует глаголы движения – стремительного, но бессодержательного: «поскачет», «помчался», «полетел», «стремглав поскакал», «стрелой взлетел». Онегин не способен принадлежать чему-либо глубинно, его жизнь мчится, но мчится бесцельно, ее разнообразие и полнота заменены пестротой, мельканием:

Проснётся за полдень. И снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

При всей насыщенности внешней жизни Онегина, его внутренняя жизнь была пуста, не случайно Пушкин подчеркивает: «Томясь душевной пустотой». Именно эта «душевная пустота», непробужденность духовной жизни - причина равнодушия Онегина к поэзии, чтению книг («хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его», «читал, читал, а всё без толку»).

Одним из центральных в первой главе романа становится мотив маски: автор сравнивает своего героя то с Чаадаевым, то с ветреной Венерой, но главная маска Онегина – разочарованность, которую Пушкин называет на английский манер «сплином», однако следующий тут же русский перевод выявляет авторскую иронию: «русская хандра им овладела понемногу». С одной стороны, «сплин» – это маска, которую Онегин носит даже не без некоторого удовольствия, с другой – истинная, глубинная разочарованность в той жизни, которая была ему уготована.

Онегин был бы мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам невольная преда нность и резкий, охлаждённый ум». Онегина не удовлетворяет то, что удовлетворяло многих, он равнодушен к удовольствиям светской жизни, знает цену минутным сердечным привязанностям. Онегин, «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений», всё же не был счастлив. Причина в том, что он не мог считать смыслом жизни «блистательная победы» и «вседневные наслаждения», его душа ждала чего-то большего.



Первым толчком к душевному пробуждению Онегина явилась встреча с Ленским: искренность и воодушевленность юного поэта напомнили Онегину об истинных чувствах. Онегин с легкой улыбкой относился к восторженности и некоторой наивности Ленского, который «сердцем милый был невежда», однако благородство Онегина сказалось в том, что он «охладительное слово в устах старался удержать», не разрушал мечты Ленского холодом своего скептицизма.

Однако в большей степени поразил Онегина совершенно непривычный для него духовный мир и облик Татьяны Лариной. Письмо Татьяны удивило Онегина глубиной мысли и чувства, искренностью, открытостью и одновременно простодушием, наивностью: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», «быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел». Пушкин подчеркивает, что в отношении к Татьяне Онегин поступил благородно, он не позволил себе играть искренними чувствами: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».

При первом взгляде отличив Татьяну от Ольги, Онегин все же не понял до конца любви Татьяны. Онегин так привык к одиночеству и несчастливости, что прошел мимо своего действительного счастья, которое было ему послано в любви Татьяны. «Примите ж исповедь мою», - говорит Онегин Татьяне во время их объяснения в саду, однако автор назовет слова Онегина более точно – не исповедью, а проповедью («так проповедовал Евгений»). Истинную причину своей «проповеди» Онегин откроет потом, в письме к Татьяне: «Свою постылую свободу я променять не захотел». И с горечью добавит:



Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

«Вольность», «покой», «постылая свобода» - такое понимание смысла жизни оказалось ошибочным, и эта ошибка разбила возможное счастье.

Ситуацией, разрушившей прежнее мировосприятие Онегина, стала дуэль с Ленским. Онегин, не разделяя морали светского общества, всё же не смог ей ничего противопоставить, он оказался рабом общественного мнения, единственное, на что его хватило, - он пренебрег некоторыми правилами дуэли (опоздал, в качестве секунданта пригласил своего слугу), тем самым обнаружив своё отношение к ней. Онегин понимал всю нелепость этой дуэли, но всё же он, в отличие от автора, не смог подняться над этой ситуацией, преодолеть самого себя. Убийство на дуэли Ленского стало потрясением, после которого Онегин по-иному воспринимает мир и себя. Не в силах бывать там, где он бывал с убитым им другом, Онегин уезжает странствовать. Глава о путешествии Онегина не вошла в окончательный вариант романа, однако можно предположить, что герой Пушкина по-новому всматривается в мир, пытаясь понять свое место в нем, открыть истинные человеческие ценности.

В последней главе перед нами уже во многом иной человек: Пушкин с особой теплотой говорит о новом, изменившемся Онегине. Теперь герой понимает, что «вольность» и «покой» не заменят счастья, что жить нужно ради любви, взаимопонимания, ценить нужно тех, кто тебя любит и понимает, именно поэтому весь смысл жизни для Онегина сосредоточился в любви к Татьяне. Драма недостижимого счастья, которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с трепетом к княгине входит». Теперь уже «мечты, желания, печали теснились в душу глубоко». Онегин ни за что не отказался бы от этих «печалей», потому что это и есть полнокровная жизнь, которая только сейчас ему открылась.

Теперь уже Онегина не влекут светские удовольствия, он не спешит включиться в пёструю карусель жизни дворянского Петербурга, отчего для всех становится «чужим», «чудаком»: встретившись с Татьяной на балу и увидев ее холодность, Онегин на целую зиму запирается в своем кабинете, погружается в чтение книг, открывает для себя особый мир любви и страданий, его чувства готовы уже излиться в поэтическом творчестве:

А точно: силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Однако Татьяна не может изменить своим представлениям о долге и чести, ведь еще в письме к Онегину она мечтала «быть верной супругой и добродетельной матерью». Онегин любит и любим, но это, оказывается, уже ничего не может изменить в его судьбе. Последнее объяснение героев заканчивается словами Татьяны: «Я вас прошу меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь». Есть в сердце Онегина честь, и она не позволит ему больше напоминать о себе Татьяне. Это действительно разлука навсегда. Любящий и любимый, Онегин остается одиноким чудаком, странным и чужим для всех. Цель жизни, её смысл, обретённые ценою тяжелых раздумий, ошибок, поиска, оказались недостижимы. Долг и честь закрывают путь к счастью, в «минуту, злую для него», мы вместе с автором расстаемся с Онегиным.

Роман был закончен в 1831 году – уже после декабристского восстания, ставшего для поколения Пушкина эпохой, переломившей жизнь, а судьба Онегина на страницах романа не доведена до роковой черты двадцать пятого года – герою это еще предстоит. Так сама история разлучила автора и его героя. Не столь значимо, выйдет Онегин на Сенатскую площадь или нет, значимо другое – личность состоялась. Пушкин, со свойственной ему гармонией мировосприятия, не замыкается на одной стороне жизни: героям даны не только утраты, но и обретения, не только печали, но и радости. Татьяне и Онегину не дано счастья, но им дана любовь – это уже немало. И Татьяна, и Онегин остались верны себе, не изменили своему представлению о долге и чести – именно с этим связана особая просветлённость романа, судьбы главных героев которого складываются драматично. Эта просветленность основана на вере в человека, в доброе начало в нем, на вере в «самостоянье», которое, по Пушкину, есть «залог величия».

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе "Евгений Онегин" действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа "Евгений Онегин". За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии "лишними людьми": лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. "Рано чувства в нем остыли", - отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке - "безнравственная душа". К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал "души прямое благородство" героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему "своим" в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - "создание ада или небес?") Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил", - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Как рано мог он лицемерить,
таить надежду, ревновать,
разуверять, заставить верить,
казаться мрачным, изнывать...

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова
до утра жизнь его готова,
однообразна и пестра.
Нет; рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели...

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. "Науку страсти нежной, которую воспел Назон... в чем он истинный был гений" он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения - живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь - от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: "Я вас люблю (к чему лукавить?)". "В минуту, злую для него" автор оставляет Онегина. И эта концовка не - случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста : его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны . Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но ничего не вышло, читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

вывод : почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей:внешней и внутренней оболочки . Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина –это не столько его вина, сколько его беда , и именно поэтому он страдает.

Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

никаким полезным делом юноша так и не занялся «Молодой повеса» - такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить, но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню Он отправля­ется путешествовать.

Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!

Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Проблема развития характера впервой нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, реально развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может остаться неизменным, Свет в романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Сцена за сценой вечно повторяются. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Онегин сначала приспосабливается, чтобы стать таким, как все. Затем стихийно возмущается, обособляется от света, противопоставляет себя всем. И, наконец, оказывается лишним, выпадает из системы взаимоотношений в светском обществе.

С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, ее природные дарования и накопленный им опыт общения в свете. Складывается мнение о том, что движение Онегина - не постепенное оскудевание души героя, не падение личности. Он испытывает чувство опустошенности, вызванное светской праздной жизнью. Отталкивание же от нее вряд ли следует оценивать как регресс, как падение. Напротив, все это сложное, противоречивое движение Онегина к свободе от власти света должно рассматриваться не просто как усложнение, но и как обогащение личности, как выражение духовного роста человека. Становясь лишним человеком, он поднимается над уровнем определенной части дворянского общества.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся прежде всего в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии . И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора,а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

Главный герой романа - личность сложная и сильно противоречивая.

Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любвиПризнание Татьяны при последней встрече - "Я вас люблю (к чему лукавить?)" - вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором "в минуту, злую для него". Такая концовка романа не случайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.