Джованни баттиста чима да конельяно "благовещение". Чима да конельяно Чима да конельяно

Италия, 1495 г.
Холст, масло. 136x107
На переднем плане картины Джованни Баттиста Чима да Конельяно "Благовещение" изображены два персонажа. Герои картины - Архангел Гавриил и Дева Мария. Судя по интерьеру, они находятся в небогатом, но со вкусно обставленном помещении. Об этом говорят золотые цветочные орнаменты на предметах мебели.
Чтобы понять, о чем идет речь в этой картине, необходимо знать ее сюжет. Благовещение- день, когда Архангел Гавриил, посланный Богом, сообщает Деве Марии, что ей послана величайшая благодать -быть матерью Иисуса Христа. Теперь становится ясно, что белый цветок, который держит в руке Гавриил (по моему, это лилии), является символом благой вести. Также надписи на иврите в правом верхнем углу подтверждают, что действие происходит в Палестине, а именно в Назарете.
Художник очень много внимания уделил деталям: узоры на мраморных колоннах, закладки между страницами книги, лист с каким-то текстом, и сидящая на нем муха. Все эти элементы уравновешивают друг друга и создается ощущение полной гармонии.
Фигуры Архангела Гавриила и Девы Марии словно застыли во времени. Это видно по развевающимся волосам и одеждах Гавриила, и чуть приподнятой кисти Марии. По ее выражению лица можно судить, что она приняла новость с огромным удивлением, и, возможно, в первые минуты даже не поверила в это. Гавриил держит руку на груди, как бы убеждая Марию, что все это правда, и то, что случится-чудо.
Боттичелли написал картину на тот же сюжет, но в отличие от Чима да Конельяно, в ней чувствуется резкость. Даже в позе Марии, которая будто бы отвергает, не хочет верить в новость, которую принес ей Архангел. Гавриил же склонился перед ней, будто боясь спугнуть Марию.
Совершенно по другому решил этот сюжет прерафаэлит Данте Габриэль Россетти. Преобладающим цветом является белый, как символ чистоты и невинности. Интерьер беден. Главные герои не похожи на героев двух предыдущих картин. Мария выглядит очень молодо, почти что ребенок. У Гавриила отсутствуют крылья, но он, несмотря на это, парит над землей. Дева Мария выглядит испуганной, во всей ее позе сквозит недоверие, а Архангел же видится зрителю уверенным и непоколебимым, на этой картине он запечатлен в тот момент, когда уже прямо преподносит Марие цветы, то есть, весть о скором рождении Сына Божия.
Из всех трех картин больше всего мне понравилась первая - эрмитажная, так, как я уже писала, в ней я нахожу уравновешенность деталей и вселенскую гармонию.
Была проведена необычно сложная реставрационная работа по снятию чужеродных слоев с картины Чима да Конельяно. Для того, чтобы определить, какие слои красок принадлежит кисти Чимы, был проведен химический анализ всех слоев, после чего осталась только работа автора. В картину вдохнули новую жизнь, и после реставрации краски стали яркими, как и было в традициях венецианской школы.

Я два раза лежала в больнице в Купчино, поэтому знакома со многими моими сверстниками, живущими в данном районе. На основе моих наблюдений, я могу сказать, что эти люди не часто бывают в центре, и еще реже в Эрмитаже. Тут играет роль и уровень образованности, любви к культуре, а также удаленность этого района. Поэтому я думаю, что можно сделать картину Чима да Конельяно известной только, если разместить репродукции, плакаты с ее изображением в местах большого скопления народа. Таким местом является метро, ведь практически все люди пользуются им каждый день и, видя эту картину на стенах поездов, остановках, они подсознательно будут обращать на нее внимание. Возможно, это поможет пробудить у людей интерес к живописи и они наконец-таки доедут до Эрмитажа и посмотрят на эту картину. (Ученица Ольга Чедрик)

А что уж тянуть-то - назвался груздем, так показывай картины Чима да Конельяно. Можно, пожалуй, даже без текста: сюжеты понятны, персонажи легко угадываются.

1. Иоанн Креститель (из уже описанной церкви Мадонна-дель-Орто в Каннареджо):

2. Поклонение пастухов - это из церкви Санта-Мария-дель-Кармине, я ее только вскользь упомянул, когда с вами по Дорсодуро гулял.


3. Коронация Богородицы - это из Сан-Дзаниполо (по нашему, по-русски это будет святых Иоанна и Павла), туда мы с вами зайдем обязательно, надо же обязательную программу по гробницам выполнить:


4. Крещение Христа - это из Сан-Джованни-ин-Брагора - церкви Вивальди. Вот туда слабонервным лучше не соваться: тамошний настоятель свел дружбу с русским священником из "нашего" прихода Жен-мироносиц. И эти мироносицы насовали в Сан-Джованни-ин-Брагора разных реликвий (типа пальца Иоанна Крестителя) с надписями по-русски, а также фотографий великого господина и отца нашего. В общем, ПГМ на марше - будьте бдительны!

Чи́ма да Конелья́но (Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, собственно, Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459(1459) в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году) - итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.

О Чиме да Конельяно сохранилось мало документальной информации, а Джорджо Вазари в своём многотомном труде, посвящённом итальянским живописцам и скульпторам, написал о нём всего один абзац. На протяжении столетий художник фигурировал просто как «ученик и имитатор Беллини », а оставленное им художественное наследие страдало от недостатка внимания и непонимания истинной роли его творчества в художественном процессе конца XV - нач. XVI века. Во второй половине XIX века с изысканиями Кавальказелле (1871) и Боттеона (1893) ситуация начала меняться. Был составлен первый каталог произведений художника, правда, слишком обширный, и в дальнейшем в значительной степени скорректированный. Работы Буркхардта, Бернсона, Вентури, Лонги, Колетти и других исследователей XX века постепенно раскрыли масштабы его творчества, и художник занял надлежащее место среди своих великих современников, в одном ряду с Джованни Беллини и Витторе Карпаччо .

Джованни Баттиста, известный как Чима из Конельяно, родился в семье успешного мастерового, и ничто не предвещало, что он станет выдающимся живописцем. Его отец был стригальщиком тканей (итал. сimatore - отсюда происходит прозвище художника - Чима, хотя итал. сima уже означает «вершина», «верхушка»; по сути стригальщики тканей не стригли, но брили их, чтобы ткань была равномерной толщины; со временем «Чима» из прозвища превратилось в фамилию).

Точная дата рождения мастера неизвестна. По всей вероятности он родился в 1459 или 1460 году. Эта дата выведена исследователями из того факта, что впервые его имя появляется в налоговом реестре в 1473 году (записан как «Johannes cimator»), а в Венецианской Республике обязанность отчитываться о налогах наступала с 14-и лет.

Достаток его семьи, вероятно, позволил Чиме получить хорошее образование, однако неизвестно у кого он обучался азам живописного мастерства. Первое его произведение, на котором есть дата - алтарная картина из церкви св. Варфоломея в Виченце (1489). Ряд исследователей видит в ней влияние Бартоломео Монтаньи, и это послужило основанием для предположения, что Чима начинал в его мастерской. С другой стороны в его ранних работах очевидно влияние Альвизе Виварини и Антонелло да Мессины , поэтому вопрос о его учителе остаётся открытым. Современные исследователи считают, что настоящей школой для него стало частое посещение мастерских Джованни Беллини и Альвизе Виварини, и участие в их работе.

Полагают, что в Венецию художник приехал и создал свою первую мастерскую уже в 1486 году (документы свидетельствуют, что в 1492 году он там фигурирует уже как резидент), но жил в Венеции не постоянно, часто уезжая либо к себе на родину в Конельяно, либо в иные места для исполнения заказов. В Конельяно он жил едва ли не каждое лето - именно летние пейзажи его родных мест украшают большинство произведений Чимы на религиозные темы.

После того, как Чима написал алтарную картину для ц. Сан Бартоломео в Виченце (1489, Виченца, Городской музей), он получил признание, как единственный художник Венеции равный Джованни Беллини. В 1490-х годах его слава выходит за пределы собственно Венеции, и распространяется на всей территории, принадлежащей Венецианской Республике. В 1495-1497 годах он получает заказ от Альберто Пио да Карпи («Оплакивание», Галерея Эстензе, Модена), а для церквей Пармы в разное время он написал три больших алтарных картины: для францисканской церкви Благовещения («Мадонна с младенцем и святыми Михаилом и апостолом Андреем» 1498-1500, Ныне в Национальной Пинакотеке, Парма), для капеллы Монтини в кафедральном соборе («Мадонна с младенцем на троне со святыми Иоанном Крестителем, Косьмой, Дамианом, Екатериной и Павлом», 1506-1508, ныне в Национальной пинакотеке, Парма), и для церкви Сан Квинтино («Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной», ок. 1512, ныне в Лувре, Париж).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →