Девушка с горностаем леонардо да винчи оригинал. Картина «Дама с горностаем», Леонардо да Винчи — описание

«Дама с горностаем» — это второй (после «Портрета музыканта») опыт работы Леонардо да Винчи в портретном жанре.

Дама с горностаем (Lady with an Ermine)

1485-1490; 55х40 см; дерево, масло
Национальный музей, Собрание Чарторыйских, Краков

Картина написана в Милане и представляет Чечилию Галлерани, возлюбленную покровителя Леонардо, миланского правителя Лодовико Сфорца. Во время длительных сеансов позирования между художником и моделью зарождается трогательная дружба.

Самые нежные и трепетные чувства, которые Леонардо испытывал к Чечилии, нашли отражение в его работе. Поражает контраст между обликом молодой женщины, источающим мощный поток внутренней энергии и силы, и образом маленького пугливого зверька — пушистого горностая.

Этот контраст становится еще более разительным, если учесть, что в жизни Чечилия обладала решительным и волевым характером. Однако, учитывая ее положение при дворе Сфорца, была девушкой не слишком строгих правил, горностай же издавна считался символом чистоты и девичества…

Интересно, что Леонардо продумал этот портрет до мелочей: особенно впечатляют побелевшие от напряжения тонкие пальцы женщины, касающиеся шелковистой спинки зверька. Это легкое касание подчеркивает двойственность полученного от портрета впечатления: настолько его атмосфера спокойна, настолько же и тревожна.

Уникально изображение тонкого запястья дамы — рисунок Леонардо, как всегда, безупречен с анатомической точки зрения. На устах красивой женщины играет та самая, едва заметная, таинственная улыбка, которая известна нам и по другим портретам.

Гениальная простота композиции картины, психологическая заостренность образа делают «Даму с горностаем» одним из лучших в истории человечества портретов.

Техническое замечание

Леонардо не был выдающимся колористом, как, положим, Тициан, и стремился передать положение предметов в пространстве не за счет цвета, а при помощи светотени. Стендаль отмечал, что большинство картин да Винчи «имеет меланхоличный, нежный колорит, в основе которого — живые цвета, триумфально шествующие в окружении светотени».

Цвета платья «Дамы с горностаем» не яркие и не контрастные, однако мастерское владение светотенью позволило Леонардо, даже при столь приглушенном колорите, не только показать фактуру ткани, но и передать ее малейшие складки и изгибы.

Голова женщины

ок. 1483; 18х16 см;
итальянский карандаш, мел, бумага
Королевская библиотека, Турин

В эскизе женской головы из собрания Туринской Королевской библиотеки некоторые исследователи также склонны видеть портрет Чечилии Галлерани. Этот рисунок был выполнен раньше, чем портрет, и интересен тем, что художнику оказалось достаточно сделать несколько штрихов серебряным стержнем, чтобы передать как внешнюю привлекательность, так и внутреннюю красоту этой женщины.

Вокруг личности одного из самых культовых художников всех времен и народов Леонардо да Винчи ходит немало легенд. А вокруг его бессмертных творений — и подавно.

Сегодня речь пойдет о полотне, которое наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» входит в число четырех женских портретов Леонардо.

Итак, мы знаем, что изучать что-то — это обычно очень скучно, поэтому редакция «ОФИГЕННО» публикует интересные факты о картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».

1. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога Милана.

2. Кто вообще такая, эта Чечилия? Чечилия родилась в большой семье в Сиене. Ее отец Фацио занимал несколько приличных должностей в миланском суде, в том числе был послом во Флоренции. Вместе со своими братьями Чечилия изучала латинский язык и литературу.


В 1483 году в возрасте 10 лет девушка была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 году по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. В 1489 году Чечилия уходит из дома в монастырь Нуово и там встречает своего герцога. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре. Но Лодовико вступает в брак с некой Беатриче д"Эсте. После женитьбы Лодовико Чечилия какое-то время продолжает жить в его замке, хотя к этому времени у него уже появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли.


Позже Беатриче умирает. Чечилия заводит доверительные отношения с любовницей Лодовико, Лукрецией, затем становится законной женой герцога и рожает ему еще четырех детей. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла Чечилия получает от него в подарок дворец Карманьола.


3. Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца. И в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия частенько приглашала мастера на встречи миланских интеллектуалов. У Леонардо да Винчи сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося словами: «Возлюбленная моя богиня...». Также известно, что эти двое были между собой на «ты», хотя в те времена даже друзья обращались друг к другу на «вы». Исследователи подозревают, что между ними была интимная связь.


4. «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи писал в три этапа. По мнению Паскаля Котта, изучающего шедевр с помощью специального фотосканера, поначалу никакой зверушки на картине и в помине не было, как и не было на переднем плане мастерски выписанной кисти правой руки. Всему виной вечные сомнения и врожденный перфекционизм художника.


Очистив картину от вековой грязи и лака, Котт заметил любопытную деталь: сначала дама была вообще с пустыми руками. Позже в ее руках появился горностай и парадная голубая накидка.


5. Сначала голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая позже была зарисована волосами. Кроме того, была изменена переносица и линия роста волос.


6. Спрашивается: зачем даме понадобился горностай? Так вот, существует несколько версий по этому поводу. Согласно первой версии, горностай по-гречески звучит как γαλῆ (гале). На полотне, скорее всего, изображена Чечилия Галлерани — любовница миланского герцога Людовико Сфорца. Как известно, горностай был эмблемой рода Сфорца. По второй версии, Чечилия во время написания картины, возможно, была беременна, а горностай, прикрывающий ее живот, — это символ целомудрия и чистоты. По третьей версии, Чечилия была властной барышней и держала герцога, так сказать, в ежовых рукавицах.


7. И вообще это не горностай... Девушка держит на руках не горностая, а белого хорька. Название картины, очевидно, берет начало от игры слов: на древнегреческом слово «горностай» звучит как «гале», что созвучно с фамилией Галлерани.


8. Кстати говоря, ранее предполагали, что картина была нарисована учениками Леонардо: Марко д"Оджоно, Амброджио де Предис и Больтраффио. Лишь в ХХI веке Паскалю Котту всё же удалось доказать авторство Леонардо, он разглядел на картине отпечатки пальцев самого да Винчи.


9. Во время Первой мировой войны «Даму с горностаем» для безопасности отправили в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны ее снова спрятали, но в сентябре 1939 года она всё-таки попала в руки нацистов.

После оккупации Польши в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в музей Гитлера в Линце и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году Ганс Франк, генерал-губернатор Польши, приказал вернуть ее в Краков. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу.

Сегодня картина находится в музее Чарторыйских в Кракове. И это единственная картина да Винчи на территории Польши.


Быть может, ты не очень любил искусствоведение в школе или университете. Но всё в первую очередь зависит от подачи материала. Согласен? Тогда делись этими любопытными фактами об одном из самых известных полотен ХV века со своими приятелями.

Предполагаемая модель портрета

Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани . Ранее существовала версия, что та же самая женщина изображена на другом портрете Леонардо - «Прекрасная Ферроньера », хотя в настоящий момент предполагают, что он изображает следующую любовницу герцога - Лукрецию Кривелли .

Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что оригинальный портрет красавицы Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане. Но где он сейчас? Раньше старинная копия его находилась в Амброзианской библиотеке; и в Пинакотеке Мюнхена есть „Святая Цецилия“, которая раньше была во владении профессора Франки и происходит от копии одного из учеников Леонардо с очень несвятой Чечилии Галлерани. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичини в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы» .

История и дата создания

Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога - начиная с 1489-1490 гг. В литературе принято указывать, что портрет изображает 17-летнюю Чечилию, что, впрочем, недоказуемо. С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к раннему периоду его творчества в Милане, - 1482-1483 гг. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде , введённой в Милане Изабеллой Арагонской» , дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна.

Сонет XLV

К портрету мадонны Чечилии,
написанному Леонардо

(Диалог Поэта и Природы)

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.

– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.

За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.

Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.

Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.

У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva ). Существуют предположения об интимной связи между Леонардо и Чечилией, но они мало обоснованы, так как подобный слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к женщинам отсутствуют .

Чечилия отвечает, что портрет уже не похож на оригинал, так как он был написан, когда она была ещё очень молода, и её облик с тех пор полностью изменился (per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie ) (Она пишет «15 лет прошло», что относит дату к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет). Портрет был послан Изабелле .

Авторство и сохранность

Леонардо да Винчи , т. н. «Bella principessa» : предположительно изображает Бьянку Сфорца, внебрачную дочь Лодовико Сфорца от ещё одной любовницы, Бернардины де Коррадис. Ок. 1496 (?). Девушка одета по той же моде, с ферроньеркой и платьем с прорезными рукавами

Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения .

Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно , Больтраффио , Амброджио ди Предису.

На рентгенографическом исследовании картины было установлено, что она переписывалась. Её фон стал темнее (возможно, вначале он был тёмно-синим), и дверь (окно), находившаяся справа вверху (за её левым плечом), была удалена. Фон был записан при ремонте картины между 1830-70 гг., предполагают, что это мог сделать Эжен Делакруа .

На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами. Изменена переносица и линия волос . Положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они выглядят менее естественно, чем другие . Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо - предполагают, что в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине - та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра . В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W».

Исследование обнаружило следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, что подтверждает использование «картона» - первоначального рисунка, который был перенесён на доску картины наложением и прорисовкой сверху . Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он слегка размазывал краски), также были выявлены на лице Чечилии и голове зверька . Рентген показал, что Леонардо хотел сначала окружить фигуру аркой или полукруглым окном, но затем передумал.

Описание картины и её символика

Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой , на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.

Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.

На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому (это впервые отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо.

«В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что совершенно понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся далее, повернется и голова, однако в согласии с правилом контрапоста в противоположную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверек – белая куница, каких держат в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко - как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит - остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро - герцогом Миланским» .

Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание - оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа» .

Существует версия, которой среди прочих придерживался Вильгельм фон Боде , что на картине изображён не горностай, а белый домашний хорёк .

История полотна в Новое время

Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адамом Чарторыйским . Его мать Изабелла, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году .

Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости. Фильм «Ва-банк 3 » (польск. Vinci ) посвящён вымышленной истории её кражи, а также благородству мошенника, который не может пойти на то, чтобы украсть у родины подобное сокровище.

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Leonardo da Vinci A Treatise on Painting by Leonardo Da Vinci . - Kessinger Publishing (репринт издания 1877 года), 2004. - P. 226. - 340 p. - ISBN 9781417948352
  2. Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи Архитектор . - М .: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952.
  3. Перевод Софии Пономаревой
  4. Leo Calvin Rosten The story behind the painting. - Cowles Magazines & book trade distribution by Doubleday, Garden City, 1962. - P. 32. - 165 p.
  5. Гастев, А. А. Глава 16 // Леонардо да Винчи. - М .: Молодая Гвардия, 1982. - (Жизнь замечательных людей).
  6. Gaia Servadio Renaissance woman . - I.B.Tauris, 2005. - P. 52. - 274 p. - ISBN 9781850434214
  7. Cecilia Gallerani: Leonardo’s Lady with an Ermine, by Janice Shell and Grazioso Sironi
  8. Italian home galleries Lady with an Ermine: PRESERVATION AND SCIENTIFIC EXAMINATIONS (англ.) . Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 13 декабря 2011.
  9. Portrait of Cecilia Gallerani (The Lady with the Ermine) 1490 . University of the Arts, London. Архивировано
  10. Lady with the Ermine . BBC (2006). Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 20 октября 2011.
  11. Д. К. Самин Леонардо да Винчи // Сто великих художников . - Вече, 2005. - ISBN 5-9533-0862-0
  12. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. С. 237

    Краков - удивительный город с богатой историей и архитектурой. Каждый турист попадая сюда начинает свое знакомство с экскурсии по Королевскому замку Вавель, расположенному на холме с потрясающим видом на город и реку Вислу.

    Как раз в это время тут проходила экспозиция картины Леонардо Да Винчи "Дама с горностаем", которая была предоставлена музеем Чарторыйских. Мне было чрезвычайно интересно увидеть в живую очередной шедевр великого мастера. Картина написана художником около 1490 года. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. В портрете Леонардо да Винчи внес новый прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Продолжая тему новаторства, можно сказать и о том, что дама на портрете изображена в три четверти, и взгляд её направлен не к зрителю,а куда-то вдаль, за пределы рамы. И несмотря на то, что поворот силён, выглядит он совершенно живо и естественно. Это изобретение тоже принадлежит Леонардо.

    Сюжет картины представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой, приятной улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты.

    Слово "горностай" по-гречески звучит как "гале", что отсылает к фамилии Галлерони.

    На самом деле на картине изображён хорёк-альбинос. Но хорьки, горностаи, а так же ласки принадлежат к одному роду, к мелким куньим, похожи друг на друга, так что это - не бросающаяся в глаза разница. В Средние века мелких куньих держали в качестве домашних животных для изничтожения грызунов и особой разницы между ними не делали, если зверь длинный, с хвостом, бегает по дому и мышей ловит - значит это и есть горностай. В наши дни портрет "Дамы с горностаем" выглядит чрезвычайно экзотично. Сейчас куньи считаются зверями дикими и плохо приручаемыми. И более естественно для дамы позировать с кошкой на руках. Но в те времена экзотическим животным считалась именно кошка. Кошки жили в Северной Африке и на Ближнем Востоке и очень долго не появлялись в Европе. Древние греки ничего не знали про кошек, не знали про кошек и древние римляне. В I веке от рождества Христова зверьков всё-таки стали завозить в Европу - в качестве заморского чуда. Их стали разводить, но кошкам на тот момент катастрофически не повезло, они стали распространяться по Европе одновременно с христианством. В Средние века европейские христиане ненавидели Восток и всё, что приходит с Востока, поэтому кошку объявили нечистой силой, пособником дьявола и довольно быстро истребили. Что касаемо самой модели портрета многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Она познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца,и как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки. Чечилия лично председательствовала на этих встречах. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного ей и начинающегося: "Возлюбленная моя богиня…"; достоверно известно, что они были между собой на "ты",хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на "вы". Также, по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной. Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Чечилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок. Как большинство образованных женщин своего времени, занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты. Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо женщины и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения. Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно, Больтраффио, Амброджио ли Предису.

    Полотно окутано тайной и загадкой по сей день.Французский ученый и исследователь Паскаль Котт обнаружил на полотне два других слоя краски. Если раньше считалось, что это церемониальное животное всегда присутствовало на картине, то теперь с помощью новой технологии отраженного света доказано, что мастер вначале написал просто портрет Чечилии Галлерани, любовницы герцога Лодовико Моро. Изначально на холсте не было никаких животных, и кисть правой руки Чечилии покоилась на запястье левой. А уже потом великий итальянец дополнил портрет изображением горностая. По одной из версий, это животное на картине символизирует самого герцога, который был членом Ордена Горностая и имел прозвище Белый горностай. Котт, три года исследовавший картину, пришел к заключению, что дописанный на холсте зверек вначале выглядел совсем иначе. Сперва он был довольно щуплым и серого цвета, но в окончательном варианте да Винчи животное стало крупным и мускулистым, а цвет его шерсти стал белым. Эксперты по творчеству Леонардо да Винчи считают, что это открытие много говорит об особенностях работы художника над произведением, а также проливает свет на историю картины.

Тип: масляные краски на деревянной панели.
Габариты: 55*40 см.

История работы

Критики и искусствоведы считают, что в качестве главной героини изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей самого Людовико Сфорца. По одной версии считается, что Леонардо написал портрет этой юной особы, когда работал на герцога миланского, при его дворе, что было примерно в 1490-х годах. Возраст главной героини полотна предположительно составляет семнадцать лет, утверждается, что именно тогда начались ее отношения с герцогом. По второй версии, написание данной картины приписывают к 1480-м годам, что полностью противоречит тому, что героиней работы является Чечилия, так как в то время ей было около десяти лет. Третья версия гласит, что портрет был создан после 1490-х, ссылаясь на прическу юной девушки. Мода на такие прически появилась в Милане только после 90-х годов 15 века.

Наряду с проблемой определения даты создания картины, немало сложностей возникло и с установлением ее подлинного создателя. Леонардо был не единственным, кто “претендовал” на авторство портрета.

была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны. Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи. Однако, лицо главной героини проработано очень тщательно, что говорит о большом опыте и мастерстве живописца. На ее губах изображена незаметная улыбка, еще один аргумент в пользу авторства мастера, предпочитавшего намекнуть на эмоцию, вместо ее явного изображения. Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов. В данном случае они украшены лентами.

Горностай

Животное в руках героини, предстает перед зрителем с поразительной точностью и живостью, однако, подробный анализ изображения дает основание предполагать, что это хорек. Вероятно, в силу природы дикого горностая, использовать его в качестве модели было сложно, в отличие от более послушного хорька.

Рентгенография

После проведения рентгенографии картины выяснилось, что произведение претерпело много изменений: фон был заменен на более темный, очертание окна за спиной девушки было закрашено. Помимо этого изменены некоторые элементы внешности героини: изначально другую форму имела переносица; вуаль, которая прежде была на волосах дамы, была убрана; переработке подверглись также положение пальцев на руках. Переписывание фона отнесли к середине 19 века, предполагая, что некоторую работу с картиной проводил Эжен Делакруа.

Картина “Дама с горностаем” обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб