Деревья в городе или город среди деревьев. Деревья в истории Киева

Символы составляют историю народа, отражают образ жизни его. У украинцев как у нации земледельцев в языке символов присутствуют солнце, земля со всеми своими свойствами, колосья. Очень богата символами трипольская культура: она была обозначена в конце XIX в. исследователем-археологом В. Хвойкой, неподалеку от с. Триполье, на Днепре, вследствие чего и получила свое название. Культура эта была географически свойственна Правобережной Украине, от Днепра и до Дуная. Она характеризовалась очень высоким уровнем развития, духовного и экономического.
Много символов, которые живут и поныне, взяли свое начало оттуда и присущи их мировоззрению. Для него было особенно характерно восприятие Вселенной как единого целого, а в изображениях она была трехмерной. Это хорошо заметно в керамике того времени. Так, Небо как самый высокий уровень было изображено волнистой линией наверху посуды. Под ним находились Небесные Силы, то есть солнце, звезды, луна, которые творят круговорот жизни природы. Еще ниже находится Загробный мир, который видим как две параллельные линии. Эти символы сейчас мы можем увидеть и в украинском народном творчестве. Особенно хорошо сохранились традиции трипольской культуры в гончарстве: почти вся посуда расписан подобно тому времени. В вышивке очень часто можно встретить Древо Жизни - любимый символ украинцев. Также вышивальщицы, например, очень любят и почитают образ Великой Матери, Берегини Рода: он часто встречается на вышиванках, полотенцах, рубашках, составлен из геометрических мотивов.

Яйцо

Богатым символом является яйцо - знак бессмертности души, жизни и Вселенной. Этот любимый символ украинцев вместе с ними на протяжении уже очень долгого времени. Исследователь, занимающихся вопросом символов, считает, что писанки были еще во времена язычества и являлись признаком солнечного культа. Если птицы были вестниками весеннего воскресения природы и человека, то их яйца - это символ солнца, возрождения, жизни. Те же исследователи склоняются к мнению, что писанка имеет более 100 символических изображений. Так, кривулька, она же им бесконечник, как символ начала и конца, означала нить жизни, вечного движения солнца. Тригвер, он же триног, как считали некоторые ученые, обозначал небо, воздух и землю, а другие считали, что он является символом воздуха, огня и воды. Еще третьи видели в нем символ жизни, а были и такие, которые трактовали его как знак неба, земли и ада. Свои символы несла в себе и гамма цветов писанки. Например, красный означал радость жизни, любовь, желтый - урожай, месяц и звезды, зеленый - соответственно растительный мир во всем его богатстве, возрождение или воскресенье его, голубой означал чистое небо и здоровье, землю - бронзовый, уважение к душ умерших родственников - черно-белый. Украинцы верили, что писанки имеют большую магическую силу. Их использовали как знак любви, даря выбранному человеку. Народная медицина выкачивала ими болезни. В хозяйстве писанки играли также большую роль: освященные символы закапывали в землю, что должно было принести богатый урожай, клали в гроб, или в ясли скоту. На крышу дома набрасывали шелухи от писанок - к счастью. Со временем пришло на Украину христианство, и это изменило некоторые позиции в мировоззрении, в том числе символику писанки. Теперь она несла в себе радость и веру в Воскресение Христа. Еще одним национальным оберегом считался рушник. Вся жизнь украинцев очень плотно связана с этим предметом: хлеб-соль, которые подносятся на вышитом полотенце - признак гостеприимства, высокого уважения к гостю. Появление младенцев также сопровождалась рушником, бракосочетание, почитание родных и близких, проводы в дальнюю дорогу любого мужчины семьи, даже в последний путь провожали с рушниками. То есть весь жизненный путь человека был связан с этим глубоким символом. Смотря какая цель ставилась при создании рушника, отличалась и вышивка на нем: цвета, символы, местоположение нити и тому подобное. По цвету и самому узору можно было прочитать истории любви, дружбы, печали.

Венок

Еще одним традиционным оберегом считался венок. Что интересно, не только девушки могли себя украшать ним, но и часто его использовали в декорировании дома, интерьера. Его изображение можно было встретить на той же вышивке, скатертях, полотенцах, одежде. А уж праздник Ивана Купала без венков невозможно и представить - какие же купальские гадания без них! Незамужние девушки пускали венки по воде, в ту самую ночь, с шестого на седьмое июля, и ждали с замиранием сердца, кто же его поймает: ведь именно он станет ее спутником на всю жизнь. По украинскому народному поверью, венок, сплетенный из живых цветов, будет защищать девушку от беды и плохих мыслей. Цветы в венке были очень разнообразны - можно было вплетать до 12 различных видов этой живой красоты, ведь каждый цветок также имел свое значение: роза символизировала любовь; василек означал простоту и нежность; белая лилия - чистоту, невинность, она была, по верованиям, цветком девы Марии. Ромашка несла мир и нежность, бессмертник - здоровье, пион - долголетие, мальва - красоту, но холодность, калина - девичью красоту и вообще является символом Украины. В свадебный венок должен обязательно быть вплетен барвинок - это символ верной и вечной любви. Такой венок - замечательный оберег от беды и злого глаза.

Веночки были очень хороши с цветными лентами, привязанными к ним. Их цвет и место в венке также имели свои значения. В центре должна быть светло-коричневая лента - она символизирует землю-кормилицу; по бокам от нее идут две желтые ленты - это знак солнца; дальше светло-зеленая и темно-зеленая ленты - это живая природа, красота, молодость. Затем синяя и голубая - вода и небо. Далее с одной стороны оранжевая - хлеб, с другой фиолетовая - знак разума, малиновая - искренность, розовая - богатство. С самых краев вяжутся белые ленты - символ чистоты. На левой ленте внизу было нашито Солнце, на правой Луна.

Растения

Символический и растительный мир на Украине. Есть растения, которые любят все, а есть те, которые стараются избегать. Так, любимые растения для украинцев - ива, подсолнечнух, барвинок, и, конечно, калина. Ива, например, является символом плодородия, красоты, непрерывности жизни. Она очень устойчивое, плодородное и неприхотливое растение - может прижиться везде, из нее вырастает дерево в самых простых условиях. В Украине иву считали священным дерево, а шестую неделю поста перед Пасхой называли Вербным - на этой неделе святили вербу, веточки которой потом служили оберегом для людей.
Символом вечности считался барвинок: его маленькие незаметные цветочки всегда украшали украинские леса и рощи, также в них скрыта большая целебная сила, исцеляющая болезни. Именно поэтому люди и подарили этому скромному цветку свою любовь, которая воспевает его в фольклоре. Калина же всегда была символом красоты, счастья, любви. Когда-то совсем давно это растение было связано с большой огненной троицей - Солнцем, Луной, Звездами. Название калины происходит от древнего Солнца-Коло - считалось, что растение было связано с рождением Вселенной. Калину принято было сажать у дома - так она оберегала здание. Из ягод калины делали бусы, она украшала свадебные караваи, она же была и в венке невесты. Подсолнух считался символом Солнца, радости, самой жизни.

Птицы

Среди птиц самой любимой птицей, без сомнения, был знаменитый аист - символ родительской любви, семейных ценностей, плодородия. Он дарил семье благополучие, мир, символизировал любовь к родной земле. Двор, где аист выбрал себе место для гнезда, был счастлив, потому что его обходили невзгоды, горе и болезни. Тех, кто взял на себя грех разорить гнездо аиста, должна была наказать небесная кара огнем. Аист всегда был символом возрождения земли, предвестником весны. К тому же он выполнял важную функцию - приносить детей в семью. Считалось, если девушка увидит впервые весной аиста далеко в небе, то на этот год она обязательно выйдет замуж, если же увидит сидящим в гнезде - останется дома, в родительской семье.

Символы государственности

Народные символы сыграли большую роль в формировании символов власти разных времен.

В военной старшине были свои признаки власти, и ее символами были клейноды: хоругвь, бунчук, булава со всеми ее разновидностями, чернильница, печать и литавры. Хранились клейноды в военной казне, в Сечевой крепости. Было принято делать серебряными булаву, литавры и жезл, верхушку бунчука обычно делали золотой.

Потеря клейнодов считалась большим позором, настолько важными были эти символы для Сечи. Впервые клейноды были подарены Запорожской Сечи королем Польши Стефаном Баторием, в 1576 году. На Сечевой печати был изображен герб Запорожской Сечи - это был казак с саблей. Это был самый важный элемент герба самого Войска Запорожского, позже и Гетманщины. Датой формирования этого герба историки считают 1578 год, когда король Польши Стефан Баторий прислал гетьману запорожскому Я. Оришовскому герб на печати, вместе с другими клейнодами. Древнейший отпечаток печати с этим казаком с мушкетом можно увидеть на универсале гетмана Г. Лободы, изданном 31 августа 1595 в Корсуне. Так в XVI -XVIII вв. казак с мушкетом чеканился на печатях гетманов Украины, органов управления Гетманщины и др. Он отображался на флагах, полковых и сотенных - как на то указывал ордер гетмана К. Разумовского.

Галицко-Волынское государство имело свой символ - золотого льва. Впервые его изображение можно увидеть на печати князей галицко-волынских, Андрея II и Льва II. Они называли себя правителями Руси, Владимира и Галича. Одна из версий говорит, что лев пришел от династии Романовичей, и с первой половины XIV в. стал гербом государства Галицко-Волынского со Львовом как административным центром. Старейшая городская печать, известная всем, была с изображением шагающего льва на фоне городских ворот, которые были открыты, с их тремя башнями и бойницами, и была она прикреплена к пергаментной грамоте Львовского магистрата (1359).

Герб

Из народных символов разных времен и из знаков государственных образований в Украине возникли и сформировались символы государственной современной Украины - ее знаменитые герб и флаг. В украинском гербе основной частью стал трезубец - символ власти, символ государственности, известный с самых древних времен. Его появление невозможно определить наверняка, ведь он был почитаем и известен уже очень давно - как магический оберег, знак власти. В старых памятниках культуры нашей эры можно увидеть его, а летописи впервые упоминают о нем в Х веке. Вскоре трезубец стал гербом киевского государства, его изображали Рюриковичи в качестве родового герба, правда, иногда с незначительными изменениями. На печати впервые трезубец появился у Святослава Игоревича, позже - на сребрениках князя Владимира. Относительно происхождения трезубца можно услышать много различных версий, причем и с религиозной историей, и с материальной. Он был на монетах, на кирпичах - Десятинной церкви, на плитках Успенской церкви (Владимир-Волынский), на многих других руинах церквей и крепостей, бытовых предметах и тому подобное. Когда возрождалась украинское государство (12 февраля 1918 года - Малый Совет УНР, 22 марта 1918 - Центральная Рада), трезубец был утвержден как основной элемент гербов УНР, как малого, так и большого.

Василий Кричевский был автором этих проектов. Тогда же была утверждена и печать, тоже большая и малая, с изображением трезубца. Он же был на кредитных билетах (банкнотах) государства. Трезубец держался как часть герба и во времена гетьманата, так и в период Директории. Эмблема Украинского черноморского флота - также трезубец, впрочем, как и других различных объединений, национальных и церковных. 15 марта 1939 трезубец был одобрен в качестве государственного герба Сеймом Карпатской Украины. Советская власть запретила употребление изображениятрезубца, потому что оно воспринималось как символ украинской самостоятельности, сопротивления и национализма. Но когда украинская национальная государственность была восстановлена, Постановление Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» снова утвердило знак золотого трезубца на фоне голубого цвета, в качестве малого Государственного герба Украины. Он считался частью, основным элементом большого Государственного герба. Так официальным знаком нашей страны стал трезубец. Это подтверждается и Конституцией Украины.

Еще один очень важный символ государственности Украины - козак с мушкетом. Он был частью изображения большого герба во времени освободительной борьбы, на сегодня он, по Конституции Украины, является частью Большого Государственного Герба (который, к сожалению, еще не утвержден).

Флаг

Еще одним государственным символом, основанный на национальных символах, считается государственный флаг. Это знамя, которое складывается из двух больших равнозначных горизонтальных частей, одна синего, другая - желтого цветов. Соотношение ширины к его длине составляет 2: 3. Желтый цвет олицетворяет ниву, полную пшеницы, солнце; голубой - это цвет свободного неба, чистой воды. Всего того, что поддерживает жизнь на земле.

Именно поэтому это сочетание цветов является жизнеутверждающим, животворным и сильным. Эти цвета были уже в гербе королевства Русского XIV в. Их можно увидеть на гербах земель русских, на гербах князей, шляхты средневековья и раннего нового времени. У Войска Запорожского флаги были сделаны из синего полотна, на котором размещен рыцарь в золотых или червленых одеждах, с золотым орнаментом. Стяг был государственным флагом Украинской Народной Республики и в 1917-1921 гг. В Западноукраинской Народной Республике сине-желтый флаг был провозглашен 13 ноября 1918, 15 марта 1939 года - в Карпатской Украине.
Сами цвета и их порядок утвердило Постановление Украинской Народной Рады (27 июня 1939): оно указывало, что основными цветами флага считаются синий и желтый. Символом украинского национального сопротивления в течение ХХ в.был белокор, во время противостояния коммунистическому советскому режиму. 26 апреля 1988 в Украине впервые был поднят национальный флаг - это сделал Ю. Волощук во Львове на митинге к годовщине Чернобыльской аварии. 14 марта 1990 подняли национальный флаг в Стрые, городе, ставшем первым украинским, над городским советом. Далее, в марте-апреле 1990 года, сине-желтый флаг официально признали в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске. Был поднят флаг у здания Киевсовета. А 23 августа 1991 этот флаг был внесен группой депутатов в сессионный зал Верховной Рады. Позже именно этот день закрепили как День Государственного Флага Украины - Указом Президента Украины Л. Кучмы (от 23 августа 2004).

Этот Указ - с целью чествования истории украинского государства, насчитывающей много веков, для воспитания уважения у граждан государственных знаков и символов Украины - установил новый государственный праздник, День Государственного Флага Украины, 23 августа. Когда провозгласили независимость Украины, 4 сентября 1991 года, сине-желтый флаг был поднят над зданием парламента. В 1992 году за сине-желтым флагом официально и юридически закрепили статус государственного флага. На морском торговом судне флаг был поднят 12 февраля 1992 в Валенсии, испанском порту, инициировал это событие капитан т/х «Кременчуг» В. Кисловский.

О том, чтобы поднимать флаг на украинских судах вообще, решение приняли позже. Впервые официально торжественно подняли его 11 сентября 1992 на теплоходе «Иван Франко», Одесский порт.

Вся жизнь человека идет рядом с символами, которые напоминают ему его народные и духовные корни, национальную принадлежность и достоинство, напоминают о языке, стране и корнях.

    Растений — символов Украины — довольно много. Как невозможно представить Россию без берзы, лиственницы, рябины и ромашки, так и красоту Украины, олицетворяют: калина, дуб, ива, вишня, тополь, барвинок и бархатцы.

    Калина .

    Она издревле считалась не только символом девичьей красоты и нежности, но и символом жизни, крови, огня. Именно калиной украшали свадебный каравай, и калину же вместе с дубом вышивали на свадебном полотенце (рушнике) — объединяя таким образом хрупкость женственности и мужскую силу.

    Как уже было сказано, дуб является символом силы, прочности и могущества. Матери своим сыновьям вышивали на рубахах листья дуба, чтобы ребнок рос сильным и крепким. И даже спали раньше на дубовых скамьях, которые, по поверьям, прибавляли силу.

    Ива или верба .

    Это дерево настолько почиталось в Украине, что даже было увековечено в названии шестой недели Великого поста — Вербная неделя. Верба считается символом весны, радости, жизни, здоровья, и плодородия. В народе считалось, что именно верба способна снять головную боль, залечить раны и даже избавить от бесплодия.

    Вишня .

    Вишня является символом родной земли, матери, взаимной любви. Е цветение символизировало девушку-невесту, ягоды — детей и мать, а вишнвый сад — семейное счастье. В глубокой древности, вишня считалась мировым деревом жизни. С ней было связана встреча Нового года 21 марта. Деревце сажали осенью в бочонок, и оставляли в доме. А уже в марте, оно зацветало, и по тому как вишенка цветт, девушки гадали, что ждт их в Новом году.

    Тополь .

    Символом статности и молодости — является тополь. Именно с тополем сравнивали стройный девичий стан, и несчастную женскую долю. По преданию — это красивое дерево было когда-то девушкой, которая превратилась в тополь(тополю), высматривая долгими днями и ночами своего милого из похода.

    Барвинок .

    По легенде, сво название этот прелестный цветок получил в знак почтения к любви юноши Бара и девушки Венки. Поэтому, в первую очередь, он является символом вечной любви — ведь барвинок зеленеет даже под снегом. Его сажали возле дома, и девушки обязательно вплетали барвинок в свои венки.

    Бархатцы.

    Бархатцы или чернобривцы. Согласно легенде, были у матери маленькие сыновья — чернобровые красивые мальчики. Однажды, когда матери не было дома — напали на село татары, и похитили мальчуганов. Вернувшись домой, и не обнаружив сыновей, мама долго их искала, и вскоре нашла истерзанные врагами тела, которые похоронила в саду — возле дома. Вскоре на том месте выросли прекрасные цветы — чернобривцы, которые каждое утро, словно сыновья тянулись к поливавшей их слезами, своей матери.

    Вот такие у нас на Украине растения-символы — наши святыни.

    Это, в первую очередь, калина. Цветущая вишня

    Знаменитые строки Тараса Григорьевича Шевченко

    Мак, барвинок, мальва. Конечно же, пшеница — она символизирует желтый цвет на нашем флаге.

    А вот каштаны — это, скорее символ Киева.

    Есть немало растений что являются символами нашей страны. И о них поется в многих наших песнях. Плакучая ива над рекой, калина. Кусты терновника. Из цветов могу назвать лилию, барвинок, мак, василк. Из плодовых деревьев- вишня, яблоня. И возле меня недалеко еще есть долина нарциссов.

    Первое что приходит мне в голову, это конечно же подсолнух 🙂 Мне кажется что это самый красивый и по цвету самый положительный представитель флоры нашей страны 🙂

    Наверное стоит еще написать о киевских каштанах 🙂

    Без верби й калини нема Украни… Это строчка из стиха, полностью я его не помню, но эта строчка отображает символы Украины. В гербе еще используются колосья пшеницы, ее тоже можно считать растением, символизирующим наш богатый черноземами край.

    Хотя, если хорошо вдуматься, то таких растений можно найти много. Например, та же Буковина называется так потому, что там очень много буков, а Карпаты можно символизировать смерекой. Куда уж тут без подсолнуха — этого солнышка степей 🙂

    А еще — барвинок, он издревле считается символом нашего народа и присутствует на всех праздниках, от свадьбы до поминок (правда, это точно так на западе, как на востоке с этой традицией, не знаю). Вот такие наши символы 🙂

    Украина-ненька — самая красивая страна. И имеет много символов. Речь идет не о государственном гербе или флаге. А о чем то совершенно другом, близком и родном.

    Мы знаем, что при упоминании тюльпанов, всегда вспоминается Голландия, кленовый лист напоминает о Канаде.

    А Украины нет без вербы и калины. Именно они являются символов нашей родины.

    Всегда символом Украины считались калина, цветы мака и барвинок, изображение этих растений и цветов можно часто встретить на украинской национальной рубашках — вышиванках, а кроме этого их воспевали многие украинские писатели и поэты.

    Каштан! Каштан — символ Киева, а Киев — сердце Украины. Если порыться в истории, можно найти много легенд про эту связь. Да и так известно, что Киев — город каштанов, это видно не вооружнным глазом))) Я живу в Киевской обл. и то город засажен именно этими деревьями.

    Первое, что вспоминается при упоминании растений символов Украины это ива и калина. Существует даже такая поговорка: Без вербы и калины нет Украины. Еще можно привести множество культур ассоциирующихся с Украиной: рябина, береза, каштаны, яблони, груши, терновник, подсолнух, василек, мак и множество других.

    Одним из известных символов растений украинской земли является калина. очень много украинских песен про калину. Дерево считается объединяющим звеном всех поколений украинцев.

    Кроме калины издавна известны дуб и тополь.

    Символом Украины являются многие деревья. Народ воспевает их в песнях, пишет о них стихи и сказки, использует символы в обрядах.

    Символом силы и мужества является могучий дуб . Листья дуба вышивали на мужских рубашках.

    Ива считается, что очищает воду, с ней в руках парни приглашали девушек на свидания. Ветки ивы, опущенные в воду, символизировали печаль и грусть.

    Девичью красоту и свежесть символизировала всеми любимая калина . Гибкий стан девушки и несчастливую судьбу — тополь .

Евгений Скибин, гид-переводчик «Первого экскурсионного бюро»

Роскошные каштаны с белыми и розовыми свечами уже давно стали для киевлян и гостей нашего города художественным и музыкальным символом Киева. Прекрасная лирическая музыка и необыкновенная поэзия выдающихся представителей культуры и искусства Украины - композитора П. Майбороды и поэта А. Малышко слились в «Киевском вальсе», который начинается известными словами: «снова цветут каштаны… http://www.youtube.com/watch?v=0-Yfx754vTM »

Пора цветения каштанов означает приход настоящей «буйной» весны, когда столица буквально утопает в зелени. В то же время, этот период совпадает с самым ярким весенним праздником - «днём Киева», который отмечается в завершающие выходные дни мая. Такое количество цветущих каштанов вряд ли увидишь в каком-либо другом городе Европы или мира. По оценке КП «Киевзеленстрой» в нашем городе насчитывается порядка 1 млн. каштановых деревьев, которые в конце осени теряют более 30 тыс. тонн плодов!

Не случайно стилизованная ветвь каштана стала в середине 20 века основным элементом герба Киева.

Наверное, интересно будет совершить краткий экскурс в историю гербов Киева :

После обретения Киевом Магдебургского права в XV столетии магистратская печать изображала руку с луком, что символизировало основной вид оружия защиты от нападения внешних врагов. Это был первый известный историкам герб нашего города.

В конце XVIII столетия по приказу Екатерины II город получил новый территориальный герб - изображение Архангела Михаила. Тенденция замены старых городских гербов на территориальные была характерна для Украины екатерининских времен.

В 1918г была попытка соединить в проекте нового герба Киева оба символа вместе с трезубцем. Но, уже в следующем 1919г все «контрреволюционные» гербы были упразднены большевиками.

В 1969г Киев снова получил новый герб: щит славянской формы; сверху серп и молот, внизу - медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (Киев имеет статус города-героя); на красно-голубом поле щита (цвет флага УССР) сверху - надпись «Киев»; в центре содержалось стилизованное изображение цветущей ветви каштана (при этом листья и цветок имели четко упорядоченную форму), перерезанное изображением старинной эмблемы Киева - лука.

В 1995г решением Киевсовета город вернулся к дореволюционному гербу - изображению архангела Михаила, но уже в измененном варианте.

Ну, а теперь вернемся к нашей основной теме киевских каштанов, которые остаются для киевлян, как и прежде, одним из основных символов нашего города.

На самом деле каштан стал самым распространённым «киевским» деревом относительно недавно. Бытует несколько версий появления каштанов в Киеве, так как родиной этого дерева являются Балканы, а у нас оно просто хорошо прижилось.

Согласно городской легенде, именно каштанами было засажено Бульварное шоссе или Бибиковский бульвар (нынешний бульвар Шевченко) в 1842г накануне очередного приезда в Киев царя Николая I, который опекал Университет Святого Владимира (сегодня - Киевский Национальный Университет им. Т. Шевченко). Саженцы этого экзотического дерева были привезены с Балкан генерал-губернатором Киева господином Бибиковым.

Но, Николая I, проезжавшего по Бульварному шоссе со своей свитой, не очень впечатлило зеленое насаждение бульвара. Император пожелал, якобы, видеть вместо неоформившихся саженцев стройные пирамидальные тополя. За ночь все каштаны были выкорчеваны и на их месте посажены тополя. Однако горожане не дали погибнуть выброшенным диковинным деревьям и высадили их в своих дворах.

Климатические условия и почва оказались благоприятными для этого неприхотливого растения, и каштановые деревья росли уже во многих садах и парках, а также украшали городские улицы и скверы. Они стали для киевлян настолько привычными и родными, что многие уверены в том, что они всегда здесь росли.

Некоторые источники, как, например, «История города Киева» (1799-1800гг), свидетельствуют о том, что каштаны появились у нас ещё в XVII-XVIII веках. Каштаны украшали приусадебные дворы киевских монастырей, сады городских вилл богатых киевлян.

Сегодня каштаны можно увидеть практически на каждой улице Киева. А вот первая каштановая аллея появилась в 40-х годах XIX века в самом центре города, а, именно, на территории старого ботанического сада имени Фомина, который находится за зданием Национального Университета им. Т.Шевченко. Большая часть каштанов здесь уже в возрасте более 150 лет. Но они ещё не самые старые.

Историки предполагают, что возраст некоторых каштановых деревьев на территории Киево-Печерской лавры может исчисляться даже тремя сотнями лет. Но это ещё не предел. Известно, что возле Свято-Троицкого монастыря (Китаевская пустынь) растёт исполинский каштан, посаженный самим митрополитом Петром Симеоновичем Могилой - выдающимся религиозным просветителем, основателем «Киево-братской школы», которая стала со временем первой в России академией европейского образца. Посаженному им каштану предположительно более 350 лет.



В 60-70-х годах прошлого столетия киевляне активно участвовали в «озеленении» своих дворов и скверов в центральной части города во время так называемых «субботников», высаживая преимущественно саженцы каштанов. Эти удивительно красивые, сказочные деревья прекрасно акклиматизировались, нашли здесь свою вторую родину и создали особую, характерную только для Киева атмосферу.

Сегодня киевляне могут гордиться тем, что их родной город считается одним из самых зелёных в Европе - соотношение площади зелёных насаждений к общей площади города составляет около 65%! Очень хочется, чтобы эти показатели не изменялись в обратном порядке, так как в последнее время наблюдается тенденция интенсивной застройки центральной части города. К сожалению, многие строительные площадки появляются и в черте зелёной зоны, уничтожая как каштаны, так и другие виды деревьев.

В течение последних нескольких лет наблюдается странное поведение каштанов - в сентябре, а иногда и в октябре некоторые из них переживают весеннее цветение. Это явление объясняется глобальным потеплением и проблематичной экологией в городе. Как правило, это касается тех деревьев, которые растут вдоль дорог: температура воздуха здесь всегда выше, чем в парках, влажность ниже, а некоторые газы действуют как стимуляторы роста. Это цветение не даёт плодов, быстро засыхает и дерево переходит в состояние покоя. Это одно из объяснений данного аномального явления.

Отцвели каштаны и забросали Киев множеством коричневых блестящих шариков в зелёной колючей скорлупе, которые дети и взрослые охотно собирают и приносят домой, как знак ушедшего лета… А с приходом весны наш прекрасный город снова оживает пышным бело-розовым цветением каштанов, радуя нас, киевлян, и многочисленных гостей, приезжающих в этот самый замечательный период времени.


Осеннее цветение каштаном Бронзовый каштан в Мариинском парке

Приезжайте и Вы к нам весной, чтобы самим насладиться неповторимой и праздничной красотой цветущих каштанов - непреходящего символа Киева!


Красивый дом, уютный двор - это все хорошо, но если на участке у вас не будет деревьев - рано или поздно вы ощутите, что именно их вам и не хватает. У многих народов дерево - символ жизненной энергии, и даже историю рода у нас принято изображать в виде генеалогического древа. Каждое дерево обладает своей энергетикой, своей аурой и способно по-особенному влиять на человека. Когда деревья одного вида собраны в одном месте, этот эффект усиливается, - ведь недаром говорят, что «в березовом лесу - веселиться, а в сосновом - молиться».

Выбирая саженцы для своего , не лишним будет узнать, какой «характер» будет у того или иного дерева.

Акация - универсальный донор, она способна улучшать настроение, снимать стресс, позитивно влияет на инстинкт продолжения рода. Семейным парам, у которых по состоянию здоровья не получается зачать ребенка, рекомендуют посадить на своем участке акацию, и можно даже мысленно попросить у нее малыша определенного пола.

Береза - тоже дерево с позитивной энергетикой, кстати, единственное в мире дерево с белой корой. Рекомендуется для людей, склонных к стрессам, депрессиям. Береза способна снять тревогу, избавить от кошмарных снов и страха перед будущим. В старину березу сажали не во дворе, а у калитки, чтоб во двор не вошла беда. Возле березы ставили лавочку, чтобы можно было посидеть под деревом, попросить у него силы и помощи. Считается, что береза может избавить женщин от многих болезней.

Бузина - активно защищает от злых сил. Хорошо, когда бузина растет у ворот дома, но сажать ее на участке и вносить в дом ее ветви не стоит. Некоторые виды бузины используются как лекарственные растения, другие культивируются как декоративные.

Вишня - считается, что энергетика этого дерева может принести вам удачу, но всего один раз. В Китае вишня является символом весеннего цветения, надежды, юности, мужества, а также женской красоты и женского начала в природе. У японцев вишневое дерево олицетворяет процветание, богатство, а цветок вишни является эмблемой Японии. На Украине вишня всегда была в почете, а красота цветущих садов и по сей день воспевается в песнях.

Груша - символ материнства и любви. Это женское дерево, оно помогает женщинам очищаться от внешнего негатива. Наделяет открытостью, коммуникабельностью, широтой души. Наиболее мощное излучение энергии - при цветении. Плоды несут положительную энергетику, развивают фантазия и творческие способности; именно плоды, а не цветы дерева используют в духовной практике шаманы и знахари для лечения.

Ива - надежно защищает от сглаза и порчи, избавляет от стрессов и психического напряжения. Однако, несмотря на положительные свойства, иву лучше сажать подальше от дома и лишь изредка приходить к ней. Дело в том, что ива является деревом-вампиром, она высасывает отрицательную энергию, но когда отрицательная энергия в вас закончится, дерево будет отбирать положительную. Поэтому общение должно быть дозированным.

Дуб - дерево с мощнейшей энергетикой, это мужской дерево, знак твердости и мужской силы. Сажать дуб нужно после свадьбы - тогда семья будет крепкой или после рождения сына - ребенок будет здоровым и крепким. При общении с дубом человек получает максимальное количество позитивной энергии. Однако дуб всегда отдает предпочтение воинам, борцам, сильным людям; он помогает вылечить раны, полученные в бою. В то же время людям слабым духом, слабым физическим, людям с хроническими заболеваниями для подпитки лучше выбрать дерево с более мягкой энергией. Для здоровых людей самое подходящее время для подзарядки у дуба - с 21.00 до 3.00.

Ель - дерево неоднозначное и непростое. Она снимает усталость, депрессию, беспокойство и страх, словом всю энергетическую «грязь», но дает энергии не больше, чем нужно. Помогает контролировать эмоции, настраивает на философский лад, помогает приводить в порядок мысли. Так же как и дуб, не любит слабых бесхарактерных людей. Слабый человек при общении с елью не может принять ее энергию и ощущает подавленность. К ели лучше приходить в момент болезни, чтобы дерево помогло снять недуг. Больше всего энергии ель отдает зимой.

Клен - дерево мудрости, обретения равновесия. Убирает лишнюю нервозность, агрессивность, избавляет от взрывов агрессии, способствует нормализации эмоционального состояния. Энергетика клена, в отличие от энергетики дуба, мягкая, ласкающая; порой клен сравнивают с заботливой мамой, в объятиях которой вы чувствуете, что все тревоги куда-то делись. Одинаково действует и на мужчин и на женщин. Считается, что клен выбирает себе «хозяина» и между ним и деревом существует очень сильная связь. Пока этот человек жив и здоров, то и клен растет и зеленеет; если человек умер, то клен засыхает, уходит вместе с ним… Клен - дерево магическое, способное привлечь не только любовь и долголетие, но и деньги.

Конский каштан забирает негативную энергию и раскрепощает. Он способен смыть недомогания, заставляет обратить внимание на свое здоровье; плоды каштана полезно класть у постели больного. Каштан помогает разрушать вампирические привязки, существующие между людьми, восстанавливает связь с космосом. Краткое общение с каштаном будет полезно людям, склонным к постоянному самокопанию и недовольству собой. Однако энергетической подпитки каштан не дает, и длительное общение с каштаном не рекомендуется. Более того - при длительном воздействии каштан может спровоцировать приступы истерического поведения.

Липа одаривает энергией, причем энергия эта мягкая, шелковистая. Снимает депрессию, но не сразу, а постепенно; поддерживает при разочарованиях, служит опорой мечтателям, очень хорошо действует на детей, сохраняет в доме мир и покой. В Китае липу называют «деревом забвения».

Ольха является покровителем семьи:чем больше в семье детей и внуков, тем сильнее это дерево поддерживает ее членов и укрепляет родственные связи. Дерево сплачивает всех членов семьи, помогает решать проблемы родственных взаимоотношений, привязывает мужа к дому.

Орех дарит уверенность в себе, помогает человеку реализовать себя, избавляет от лишних сомнений. Если вы хотите изменить свою жизнь, орех необходим вам как воздух. В южных областях Украины, принято сажать орех за забором (чтобы не разрушить семью). Считается, что орех связан с миром мертвых, защищает от разбушевавшейся природной стихии. Из ореха делают обереги для людей опасных профессий.

Сирень является кустарником, а не деревом, но популярность ее крайне высока, поэтому в данной теме нельзя не сказать о ней. Сирень способна пробуждать мягкость, великодушие, убирает раздражение, помогает менее резко высказывать свои мысли. Она может вдохновить на создание шедевров живописи, музыки, других видов искусства. Сирень принято было высаживать около монастырей, сейчас ее можно увидеть где угодно, в том числе - в благоустройстве детских садов.

Сосна отлично помогает при нервном истощении, переутомлении и инфекционных заболеваниях, убирает раздражение и досаду. Общение с сосной помогает в тяжелой ситуации, когда вам нужно все обдумать и принять правильное решение. Сосна помогает возвыситься над обыденностью, взлететь над самим собой, открыть творческий потенциал. Кроме того, говорят, что сосна помогает избавиться от наведенной порчи.

Тополь не принято сажать на участке, но для города это дерево подходит идеально. Он цепок, жизнеспособен, чему собственно говоря, и учит. Если вы хотите избавиться от внезапно накатившей головной боли - попробуйте обратиться к тополю, он забирает боль и отрицательную энергию. Дерево не злое, хотя и является вампиром. Из всех деревьев наиболее эффективно справляется с очищением воздуха именно тополь.

Яблоня - женское дерево, дарит представительницам прекрасного пола уверенность в собственной привлекательности. Пробуждает в женщинах сексуальность, чувственность, охотнее делится энергией с молодыми девушками, женственность которых только расцветает.

Ясень не стоит сажать на своем участке «просто так», это дерево, символизирующее божественную природу человека. Ясень помогает понять наше предназначение, иногда даже - открывает способность к ясновидению, но расплатой будет утрата душевных сил, чувство опустошенности и усталости. Если вы хотите пообщаться с ясенем, вы должны быть искренне уверены в своем желании познания, а после такого общения вам будет необходим полноценный отдых. Дерево не рекомендуется сажать на участке; лучше, чтобы вы проведывали ясень, растущий в лесу или городском парке.

Когда вы обращаетесь к тому или иному дереву за помощью, нужен непосредственный телесный контакт. Можно положить сначала правую руку на область солнечного сплетения, а левую руку тыльной стороной на поясницу, ладонью той же левой руки вы должны прислониться к стволу дерева. Расслабьтесь. Попросите дерево помочь вам и очистить вашу энергию. Для оздоровительного сеанса хватит нескольких минут. Второй способ общения с деревом - прижаться к стволу дерева спиной, обхватив ствол руками. Расслабьтесь, а остальное делайте, как в первом способе.

Вся вышеуказанная информация - просто информация к размышлению, к которой каждый отнесется по-разному: кто-то с ярким интересом, а кто-то - с иронией. В любом случае, при выборе деревьев для вашего участка лучше проконсультироваться со специалистами, которые, по крайней мере, помогут учесть состав почв, затененность участка, посоветуют системы полива и удобрения для тех или иных деревьев. Также не все деревья могут расти рядом друг с другом, некоторые очень нетерпимы к соседям из-за чего те или иные деревья начинают чахнуть. Растить деревья - дело непростое, но если дом уже построен, дети есть, то почему бы и не сделать это своим хобби?


Город Киев прекрасный,
город счастливый.
Над разлившимся Днепром,
весь в зелени каштанов,
весь в солнечных пятнах..."
Булгаков М.
Ныне символом города принято считать каштан, но так было далеко не всегда.
Дубовые рощи, ясени, тополи, ивы, липы, каштаны, меняли друг друга на молчаливом посту «оберегов города». Они становились свидетелями печальных событий «славянского Иерусалима», и они же являлись молчаливыми жертвами человеческой моды.
Начну очерк с дуба, так как именно он, был мировым древом древних славян. По их верованию мир состоял из 3-х ярусов: Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря. Связующим же звеном было дерево (Дуб). Дуб был у славян олицетворением силы, мощи и в древности посвящен могучему Перуну С этим же деревом связывается у всех индоевропейцев культ Громовержца. Славяне считали, что сохранились дубы, растущие «еще до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался на всей вселенной один «окиян-море». Под такими дубами проводились военные советы, принимались важные решения. Земля под ними целебна, лечит человека.
В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев. Возле такого священного дерева становился неприкосновенным даже самый лютый убийца или вор. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». А на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. Возможно, слово «дуб» некогда звучало как «добр» и означало «доброе дерево».
Перунов дуб упомянут в средневековой западноукраинской грамоте 1302 года. Согласно позднейшим преданиям, тело новгородского кумира Перуна было вырезано как раз из дуба, и неугасимый огонь перед его изваянием горел как раз из дубовых дров.
Ярослав Мудрый в своей «Русской правде» описал закон по которому раннее производился суд перед «священным дубом» (в особо сложных случаях обе стороны брали в руки раскалённое).
По старинным приданиям, в Киеве росло Священное дерево, в котором жил вещий ворон. Именно он вещал свои пророчества перед всеми несчастьями, которые обрушивались на город. Говорят, последний раз его видели в 1941 году. Естественно никаких подтверждений нет, но так говорят. Этот ворон был помощником на благом деле киевских ведуний, которые чтили родной город, и всячески старались уберечь его от напастей. Некоторые говорят, что это древо было на нынешней улице Фрунзе, другие, на крищатеке, третьи, на Владимирской горке… В одном сходятся все версии: дерево утрачено (то ли срубили, то ли усохло), а ворон улетел с города, так как в тотемы люди нынче не верят…
Не менее популярными для Киева были и липы. Их специально высаживали на видных местах для красоты, или возле храмов, где они становились священными. Самый большой липовый сад появился на Печерске при Кловском дворце в середине 18 в. Во время массовой застройки этого района особняками, за которым вполне оправдано закрепилось название «Липки», была сохранена старая алея парка, которая вела ко дворцу (ул. Липская) и обустроена в виде бульвара. Так возник первый в Киеве бульвар, засаженный липами. Любили это дерево и простые киевляне. Считалось, что оно могло взять на себя некоторые проклятья жен к своим мужьям, и именно поэтому на липе бывает столько наростов. В тоже время липа обладает символами доброты и искренности. В старину коляски для девочек изготавливали только из липы, а для мальчиков из дуба. Известны в истории и липовые постолы, которые не только были удобны как обувь, но и защищали их носителя от диких зверей – следы человека не брал даже нюх волка, что было весьма полезно на охоте и в жизни, в те непростые времена.
Сегодня на Липках расположены здания Администрации Президента Украины, здание Верховного совета, Национальный банк Украины, Кабинет Министров и многие другие административные здания. Липки постепенно начинают приобретать новый облик за счёт реконструкции старых зданий. Появилось много мансардных построек, строятся новые здания. Неизменным остаётся зелёное убранство улиц и переулков. Утопающие в зелени раскинувших свои кроны деревьев улицы Липок сохраняют прохладу в самую жаркую погоду. Улицам вернули старые названия и теперь можно до бесконечности гулять по Липкам и открывать для себя всё новые и новые уголки истории Киева
Тополь долгое время соперничал с каштаном за главенствующую численность на улицах города. Ведь по местным легендам именно тополь – символ женской судьбы. Именно этим деревом обращались все убиенные девушки. Он имеет таинственные целебные свойства и защищает от негативных явлений. Стройном тополям не удалось «стать символом города», но всё же, есть одно место, где они увековечены - возникшее в середине 19. ст. Бульварное шоссе или Бибиковсккий бульвар (в честь генерал-губернатора, который в 1842 году его разбил), ныне - бульвар Шевченка первоначально был засажен каштанами, которые начинали, в те времена, входить в моду. Однако по приказу императора Николая Павловича, каштаны, как крамола, были заменены на пирамидальный тополь, в котором ему виделся имперский символ, причем, якобы все произошло за одну ночь. В свою очередь, киевляне не упустили этот момент – подобрали саженцы каштана, и высадили в местах мене официальных, и которые им понравились больше по своему простому разумению. Считается, что именно с этого времени и началось соперничество тополя и каштана как символа Киева. С этого момента началась новая «зелёная»эра «властвования городом».
Каштаны в Киев привезли ещё в 1825 году и впервые высадили на территории Киево-Печерской Лавры. Оттуда их и разнесли по городу киевляне, ведь молодые каштановые деревья растут быстро.
На герб Киева лист каштана попал в 1969 году. Сейчас у города два герба: большой - с изображением архангела Михаила, покровителя города, и малый - с листом и цветком каштана. Кроме огромной распространённости дерева, свою роль сыграл и тот немаловажный факт, что у каштана очень легко изображаемые листья и цветки.

Пост написан большей частью по материалам.