Цитаты кота бегемота из мастера. Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков - тончайшей души писатель своего времени. Философию собственной жизни он преподнес для читателей в своих произведениях. И лишь человек, который чувствует грань между материальным и духовным миром, сможет в полной мере постигнуть смысл всего написанного.

Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст.

Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота, что состоит в клане Воланда. Образ Бегемота - это слияние чёрного и белого, добра и зла, ведь он часть творения Бога, но в то же время демон, поручик сатаны.

В романе этого персонажа мы видим с интеллигентными манерами и способностью философствовать на всевозможные темы. Однако греховная сущность никуда не девается, поэтому он часто агрессивен, зол, а также, любит мошенничество.

Первое знакомство с котом - участие его в погоне за Воландом, проездка на трамвае, распитие водки и заедание маринованным огурцом. Именно эти события делают образ колоритным, дают возможность читателю поразмыслить над возвышенными речами этого создания.

На балу у сатаны кот одевается довольно изыскано: фрачный костюм, но без штанов, галстук, женский бинокль. Автор через одежду, чувства, образы оживляет своих героев и с помощью аллегорий противопоставляет их современному на тот момент обществу.

В то же время, непосредственность и ненавязчивость присутствуют в образе кота: нередко его называют шутом гороховым или дураком. Ведь однообразие это не для него, он не сидит на месте, поэтому часто попадает в неприятные истории.

К подобному персонажу отлично подходит сравнение “неугомонный”, но наглый тип.

Несомненно, знакомство с данным персонажем вызывает у читателей непринуждённую улыбку, однако не так все просто, и лишь истинные лица персонажей, их поступки в пиковых ситуациях показывают, кто есть кто.

Ведь главная цель романа показать, что самое главное - человечность и любовь в жизни каждого человека. Фантастические оборотни играют одну из главных ролей в романе, и показывают огромную разницу между явью и миражом, добром и злом.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Несколько интересных сочинений

  • Венецианов А.Г.

    С ранних лет проявлял любовь к рисованию. Поначалу учился сам, без наставников. Особенную тягу проявил к портретной живописи.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Образ и характеристика Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди Достоевского

    Достоевский Фёдор Михайлович – гений страданий, человек, подаривший России и миру так много людей, которые, кажется, остались один на один с этим миром. Поначалу, как и любой другой автор, Достоевский не выдавал шедевров

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Тургенева Муму

    Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке

  • Сочинения по пословицам

    Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»

«– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.»

«Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.»

(Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Сегодня, 18 мая , более чем в 150 странах отмечают Международный день музеев (International Museum Day) , который ежегоднопразднуют, начиная с 1978 года.

А три дня назад, 15 мая, в московском музее-театре «Булгаковский Дом» отмечали 126 годовщину дня рождения выдающегося русского писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (15 мая 1891 г. — 10 марта 1940 г.)

Потрясающий человек и великий Мастер, без книг которого невозможно представить себе культуру нашей страны.
И сегодня, в честь этого двойного праздника, я хочу рассказать о коте Бегемоте, ставшем талисманом московского музея «Булгаковский дом», расположенного по всем известному адресу, что и таинственная «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита», ул. Большая Садовая, дом 10 (302-Бис), квартира 50 .

Бегемот — персонаж знаменитого романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах» и поражающего публику совершенно человеческими манерами, но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

А еще Бегемот — это реальный черный пушистый котище, который не просто проживает, но и работает в «Булгаковском Доме», как полноправный сотрудник музея и любимец всех посетителей.

Мистический кот появился в музее не случайно — в 2005 году был объявлен конкурс на кота Бегемота, который бы по облику и характеру наиболее близко походил на персонаж романа.

После долгих поисков сотрудники музея остановили свой выбор на взрослом черном коте, которого им принесла молодая пара. К несчастью, у их новорожденного ребенка оказалась сильная аллергия на шерсть животных.

Новый пушистый сотрудник сразу же почувствовал себя в музее как дома. Больше всего он полюбил сидеть или спать на макете памятника Михаилу Афанасьевичу. Часто посетители музея видят Бегемота спящим на лавочке, положив голову на колени Мастеру.

Несколько раз в день кот совершает обход всего музея и инспектирует почтовый ящик для записок.

Постепенно Бегемот настолько освоился на новом месте, где все относились к нему с большим теплом, что расширил свою территорию и стал совершать ежедневные обходы театра и всего двора дома №10. Часто позировал для восторженных зрителей рядом с памятником Бегемоту (литературному) и Коровьеву при входе в музей.

У Бегемота, как и у литературного персонажа, оказался очень независимый и свободолюбивый нрав. Бегемот конечно уже привык к постоянному вниманию большого числа незнакомых людей, но кот не слишком охотно сидит на руках даже у сотрудников и далеко не всем посетителям (которых здесь ежедневно бывает больше двухсот) позволяет себя гладить.

Больше всего он пугается и ненавидит фотовспышку, и сотрудники музея настоятельно просят гостей фотографировать животное без вспышки.

Завтракает, обедает и ужинает Бегемот без отрыва от производства – прямо на рабочем месте, в музее, и очень уважает свой собственный специальный корм (так что не нужно тут вашей осетрины второй свежести!).

Кроме того, у музейного кота есть личный стилист, который регулярно приводит в порядок длинную и густую шерсть Бегемота.

Но больше всего Бегемот любит дрыхнуть в самых разных местах музея, прямо среди экспонатов и вещей Мастера — на пианино и книге отзывов, на рабочем столе и на лавочке памятника.

Когда в музее проводятся экскурсии, Бегемот присоединяется к слушателям и очень внимательно следит за рассказами. Порою кажется, что он вживается в образ своего литературного героя.

Кот Бегемот стал знаменитостью и неотъемлемой частью музея, придавая дому атмосферу мистики и волшебства. Посетители очень ждут встречи с котом и его внезапное появление до сих пор воспринимается как нечто сверхъестественное.

А в следующем интересном видеофильме сотрудники музея подробнее рассказывают о характере и образе жизни музейного кота, и о том, насколько Бегемот необходим для создания мистической атмосферы дома Мастера.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.

Бегемот - персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И. Я. Порфирьева "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (1872), по всей вероятности, знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским - Левиафаном - обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".

Сведения о Бегемоте автор "Мастера и Маргариты" почерпнул также из книги М. А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой "семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном", причем "пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени".
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: "На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах..." Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки "человеческого фасона", поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет.

По свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют "праведным и избранным" - Мастеру и Маргарите.

Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с принявшим облик темно-фиолетового рыцаря "с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом" Коровьевым-Фаготом. Здесь, по всей видимости, отразилась шуточная "легенда о жестоком рыцаре" из повести "Жизнеописание Степана Александровича Лососинова" (1928), которую написал друг Булгакова, писатель Сергей Сергеевич Заяицкий (1893-1930).

В этой легенде, наряду с жестоким рыцарем, ранее не видевшем женщин, фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, у Булгакова эта функция, только по отношению к людям, передана Бегемоту - он отрывает голову конферансье Театра Варьете Жоржу Бенгальскому.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь.

"Политически вредная" речь Коровьева-Фагота, защищающего Бегемота - "бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда ему взять валюту?" - встречает сочувствие толпы и провоцирует бунт. Благообразный, бедно, но чисто одетый старичок сажает мнимого иностранца в сиреневом пальто в кадку с керченской сельдью.

Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в Нехорошей квартире, а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1867-1923).

Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.

Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

Похождения кота

Бегемот - один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот - одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В виде человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху.

Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.

Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.

Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.

Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.

За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:

Ноблесс оближ, - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан.
- Это водка? - слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
- Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

При этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».
Кот Бегемот на оригинальной марке СССР, 1991

Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено», и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.

Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.

Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

Цитаты кота Бегемота

История рассудит нас

Да, сдаюсь, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!

Маэстро! Урежьте марш!

– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Домработницы все знают, это ошибка думать, что они слепые.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Знаменит своими словами, сказанными чекистам (сотрудникам ОГПУ), явившимся, чтобы арестовать «фокусников» (Воланда и его свиту - они понятия не имели о том, с кем имеют дело) в Москве в «нехорошей квартире » по адресу Большая Садовая , 302-бис, кв. 50:

Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, - это глоток бензина…

Происхождение образа

Согласно «Булгаковской энциклопедии», источником для создания персонажа М. А. Булгакову послужила книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (М., 1872), в которой упоминалось морское чудовище Бегемот, обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Помимо нее, М. А. Булгаков использовал книгу М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (М., 1904), выписки из которой сохранились в архиве писателя .

Бегемот в демонологической традиции - это демон чревоугодия (обжорство Бегемота в Торгсине). Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе и над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине . Оказавшись в этом магазине, они наблюдали, как советские люди, словно обуянные демоном, накупали себе деликатесов .

Характеристика образа

В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином. Б. М. Соколов указывает на возможную аллюзию на «легенду о жестоком рыцаре» из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (1928) . Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин , он же член вооружённого подполья РСДРП(б) «Герман » .

В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите - «праведным и избранным».

  • Бегемот - один из подручных Воланда , предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот - одно из традиционных наименований демона , приспешника сатаны.
  • Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова , избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.
  • Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая ; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.
  • Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
  • Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
  • Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
  • Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
  • За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:
- Ноблесс оближ , - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан. - Это водка? - слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. - Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • При этом Бегемот рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».
  • Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено», и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.
  • Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.
  • Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».
  • Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов . Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.