Что такое настоящее мужество? Борис Васильев «А зори здесь тихие… Смелость в произведении а зори здесь тихие.

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 421.

27 февраля у нас в школе в преддверии 70-летия Великой Победы прошла премьера спектакля "А зори здесь тихие..." Присутствуя в зрительном зале, я буквально перенеслась в прошлое, с головой окунулась в события военного времени. Пережила вместе с героями всё: счастье, боль, радость и страх. Всё было настолько реалистично, что я чуть не расплакалась. Изумительно! Хочется отметить хорошую актёрскую игру, прекрасные костюмы и декорации и отличную работу режиссёра. Великолепно были сыграны сцены гибели молоденьких девушек, защищавших Родину ценой своей жизни.

Гаврилова Валентина, ученица 9 "А"

Если бы за спектакль «А зори здесь тихие…» мы, зрители, ставили оценку, я бы поставила за него «5+». Постановка произвела на меня огромное впечатление. Отличная постановка, по-настоящему блестящая игра актёров, костюмы и реквизит, сама эпоха того времени - всё произвело на меня огромное впечатление. Спасибо, Вам, Ольга Викторовна, за такой спектакль накануне большого праздника – Дня Победы.

Панова Юлия, 10 кл.

Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…», говорил: «Если человек чувствует боль, он жив, а если человек чувствует боль другого человека, он – Человек». Все зрители в зале так переживали за Женьку, Риту, Лизу, Галку, Соню, чувствовали такую боль, когда они умирали, что на глазах многих, и ребят, и взрослых, выступали слёзы. А это значит, что все мы – Люди! Спасибо всем, кто помог своей замечательной игрой ещё раз почувствовать себя человеком!

С.В.Чабрикова, учитель русского языка и литературы.

Нет слов!!! Весь спектакль на одном дыхании! Мы словно побывали на настоящей войне, забыли о том, что на сцене наши одноклассники. Какие же вы молодцы!

Калинина Лиза, 10кл.

Выступление школьного театра «Пигмалион» вижу впервые. Спектакль «А зори здесь тихие…» в исполнении учащихся моей школы – просто замечательная работа талантливого коллектива под руководством О.В.Лобан. Так достоверно сыграны образы юных девушек-зенитчиц, что многие в зале от их гибели были растроганы до слёз.

Климкина Ольга, 10кл.

В театре меня поразила игра всех актёров. Но хотелось бы сказать о выступлении «автора» – Прибе Алексея, без которого игра на сцене не была бы полной, а тому, кто не читал эту повесть, не всё было бы понятно из происходящего на сцене. Алексей – молодец: выучил такой большой объём материала. Своим спокойным, тихим, размеренным голосом он помог нам увидеть происходящее вне сцены.

Конкин Дмитрий, 10кл

Подвиг, который совершили пять юных девушек-зенитчиц, никого не оставил равнодушным в школьном зале. На хрупкие плечи совсем юных защитниц Родины легла огромная ответственность - не пропустить немцев к железнодорожному мосту. Проявив героизм и мужество, они выполнили свой долг. Мне очень понравилась постановка, где присутствовала прекрасная игра актёров, профессиональные спецэффекты, реквизит и костюмы, передающие дыхание той эпохи. Становится понятно, что никогда не победить ту страну, в которой с такой ненавистью к врагу и любовью к Родине воюют девушки.

Медведева Анастасия, 10кл.

Из всех постановок школьного театра «Пигмалион» «А зори здесь тихие…» - самая напряжённая. Каждого из присутствующих в зале не покидало ощущение, что мы находимся в гуще событий. И девушки-зенитчицы, и бывалый вояка Васков никого не оставили равнодушными. В некоторые моменты было сложно удержать слёзы, подступающие к глазам. Актёрский коллектив правильно и полно передали содержание повести Б.Л. Васильева.

Шапошникова Ксения, 11кл.


Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Смелость и трусость

Б. Васильев. А зори здесь тихие...

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» — одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне.
Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников — хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Молодые девчонки вырваны из мирной жизни и брошены в ужасы войны. Они по-женски, по-детски беззащитны, неумелы, неопытны. Вот во время налета «мессеров» убили подносчицу, на похоронах «девчонки ревели в голос». Не укладывается встреча со смертью в их радостную молодость!
Легко и наивно они воспринимают испытания. «Захихикали, дуры, - беззлобно, правда, отмечает про себя старшина Васков, обучающий их по-утиному подавать сигналы в лесу.
Собираясь на ответственное задание, старшина вынужден учить свой отряд пользоваться портянками: ведь «портянки намотаны, словно шарфики».
Идут они в свой первый бой, не зная об этом и думая об этом, даже не подозревая об опасности. Хотя первая встреча с войной за хрупкими плечами многих из них уже была. Рита Осянина в первые дни войны потеряла мужа: «старший лейтенант Осянин погиб во второй день войны в утренней контратаке». И научилась она ненавидеть «тихо и беспощадно» врагов, разрушивших ее недолгое счастье. У Жени Комельковой маму, сестру и братишку из пулемета уложили - так расстреляли семьи комсостава. Соня Гуревич из интеллигентной еврейской семьи. Семья осталась в оккупированном Минске. Только надежда, что могли скрыться, спасала ее от тяжелой тоски. «Ах, заморыш ты воробьиный, по силе ли горе на горбу-то у тебя», - жалеет ее Васков.
По силам ли горе им всем? По силам ли солдатская доля этим хрупким девчонкам? Война об этом не спрашивала.
В команде Васкова пять девчонок-зенитчиц. Среди их особым обаянием выделяется Женька Комелькова. Она красавица. Девчата восхищаются: «Русалка! У тебя кожа прозрачная! Тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате!» а ее швырнули в войну. Общительная, озорная, артистичная, смелая, поистине героична. Она не раз выручала своих подруг, старшину Васькова. Сцена купания в озере под дулами немецких автоматов - это настоящий героизм. Ведь она понимает, что в любой момент в нее могут выстрелить, но до конца смело и отчаянно играет свою роль. Только Васков, заглянувший ей в лицо, увидел, что «она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужаса полны, как слезами».
Потом она поможет Васкову одолеть немца, добивая его прикладом своей винтовки.
Нет, не женское это дело - убивать! Потом «ее тошнило, выворачивало, и она всхлипывала, все кого-то звала. Маму что ли…». Так она переживает свой подвиг. Как и ее подруга, Рита Осянина, впервые расчетливо и умело убившая немецкого парашютиста, всю ночь не спала - «трясло ее!»
Но мир повернулся так, что смерть стала рядом. Пришлось убивать, пришлось дерять подруг, погибать самим. Младший сержант Рита Осянина ранена осколком гранаты в живот. Она понимает, что рана безнадежна, и мужественно выбирает смерть.
А отчаянная Женька не верит в смерть - ни в свою, ни в Ритину. Женька ничего не боялась и в счастливое беззаботное время: «скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку…». А в своем последнем бою смело и отчаянно уводит в лес немцев - подальше от раненой Риты. «Она верила в себя и сейчас, не на мгновенье не сомневаясь, что все окончится благополучно. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет…».
Страшно погибает Лиза Бричкина - тонет в болоте, не выполнив поручения Васкова. Очень жаль эту девушку из глухого брянского уголка. Молодость ее прошла в одиночестве. Все 19 лет она прожила в ожидании завтрашнего дня. Ей так хотелось ласки, заботы, любви. Как искренне она влюбилась в старшину Васкова. И эта мечта не сбылась.
Можно ли считать героями Соню Гурвич и Галю Четвертак? Симпатии автора к ним несомненны. «Отличница, круглая отличница и в школе и в институте», - вспоминают о ней подруги после ее гибели. Умненькая девочка читает наизусть Блока, знает немецкий язык. Нет в ней физической силы: гнется как тростинка, голосок писклявый. Но сколько в ней женской доброты, человеческой чуткости. Когда есть из одного котелка со старшиной Васковым, норовит подбросить ему «самое варево». И погибает она, когда бежит за забытым кисетом старшины.
По-особому жалеет автор и Галю Четвертак. Вся она такая «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки», «замухрышка». И неумеха. Сапог в болоте потеряла, простудилась. Она фантазерка и даже вруша. Врет, что ее мама- медицинская сестра, а сама из детдома, подкидыш. В первом бою испугалась настолько, что и выстрелить ни разу не смогла». Подруги ее даже за это судить собрались. Но и второй свой бой она не выдержала - просто не вынесла присутствие немцев рядом!
Но мудрый старшина Васков защищает и ее: «Трусости не было»., «Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла…»
Остальных немцев пленил Васков, личность незаурядная, великодушная, героическая. С нелегкой личной судьбой. Человек «почти без образования», но такой мудрый по-житейски, огромной человеческой доброты. Заботливый, внимательный к своим зенитчицам, подмечает и поддерживает их настроение. Свою шинель отдал больной Четвертак, вступается за нее, когда девчонки собираются судить ее за трусость. Каждую понимает, каждую жалеет.
Он опытный воин: все правильно рассчитал, сумел одолеть с отрядом болото, взять удар на себя. Не предвидел он только, что вместо двух диверсантов, как донесла Рита, отряд наткнется на 16 автоматчиков -здоровенных мужчин. Но отступать Васков не собирался.
«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Один берет в плен оставшихся четырех немцев. Вместе с пятью девчонками он, сам тяжело раненный, одолел вооруженный фашистский отряд. После войны он станет отцом для сына погибшей Риты Осяниной.
А зори здесь тихие… Так восторгаются и рыбаки тишиной озера. Но чтобы наступила эта тишина, какую цену пришлось заплатить нашим людям.