Что пели бурановские бабушки. «Похожие названия - «Бурановские бабушки» и «Бабушки из Бураново»

Фольклорный коллектив из Малопургинского района Удмуртии, из села Бураново, исполняющий на удмуртском языке разнообразные хиты, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей. Коллектив был выбран представителем России на конкурсе песни «Евровидение 2012».


Ансамбль был создан более 40 лет назад. Впервые коллектив стал выступать с перепевками на удмуртском языке в 2008 году. На Дне родного языка в Удмуртской филармонии бабушки исполнили известные песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя на удмуртском языке. С тех пор неоднократно становился объектом вни

мания прессы и телевидения.

Коллектив участвовал в Российском отборочном туре Евровидения-2010 с песней «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон» (заняли 3 место)и Евровидения-2012 с песней «Party for Everybody». По результатам последнего «Бурановские бабушки» одержали победу и предста

вят страну на конкурсе Евровидение-2012 в Баку.

Состав

Состав (указан, включая возраст участников, по состоянию на 2012 г.):

Граня Ивановна Байсарова (62 года)

Алевтина Геннадьевна Бегишева (по разным данным от 53 до 56 лет)

Зоя Сергеевна Дородова (71 год)

Галина Николаевна Конева (73 год

ИА SakhaNews. Через несколько дней на конкурсе «Евровидение» в Баку несколько очень пожилых и совершенно не гламурных женщин из России исполнят песню «Party for Everybody». На конкурсе им прочат если и не чистую победу, то одно из самых высоких место - это точно. А изумленный мир, недоуменно пожимая плечами, уже сегодня спрашивает друг у друга: а кто они?

Так все-таки, кто они, «Бурановские бабушки»?

ГДЕ-ТО В РОССИИ

Не каждый европеец найдет на карте Удмуртию. Спросишь - ответят: да где-то там, в огромной и загадочной России.

Россиянам ближе, хотя тоже не все знают. Если смотреть из Москвы - за Волгой, но перед Уралом. Можно и так сориентироваться: на вторые сутки дороги пассажиры поезда Москва - Нерюнгри проезжают станцию Аргыз. В нескольких километрах от Аргыза – поселок Малая Пурга, центр района, там недалеко, за 30 километров до Ижевска, столицы Удмуртии, стоит село Бураново.

Обычная российская глубинка. В селе Бураново никто никуда не торопится. Сотовый телефон работает только на пригорках. Грунтовые улицы, деревянные частные дома, в каждом из которых – свой посаженный и засеянный огород. С одной стороны – скучно и бедновато, с другой – деревенская благодать.

Еще, конечно, и дом культуры. Директор Бурановского сельского клуба Ольга Туктарёва (она же руководитель ансамбля "Бурановские бабушки"), говорит, что в Бураново женщины пели всегда . Сама она местная, с детства помнит доярок, которые в открытых грузовиках ехали на летние пастбища и всегда пели. Удмурты, вообще, отличаются музыкальностью, имеют богатый музыкальный фольклор. Таких, как «бабушки», ансамблей много в деревнях. Любой местный житель навскидку назовет десяток деревенских фольклорных групп - «Зарни шеп» из села Малая Пурга, «Маржан» из Завьяловского района, «Зардон» из Дебесского района и другие.

СКОЛЬКО БАБУШЕК НА СВЕТЕ

Сейчас никто не может сказать, сколько лет ансамблю. Может, 25 лет, а может, и все 40. Поют вместе очень давно. О профессиональной сцене никто никогда не думал, собирались просто попеть - так, как пели много веков подряд их прабабушки.

Точное количество сегодняшних «бурановских бабушек» не знают даже они сами. Кто-то в селе считает, что их одиннадцать. В основном, поют восемь. На «Евровидении», по правилам конкурса, выступать будут шесть.

Ольга Николаевна Туктарёва – директор бурановского ДК и художественный руководитель ансамбля, и совсем не бабушка. «Бабушкам» она годится в дочери, ей всего-то 43 года.

Самая старшая – . Она главный композитор, хотя нот не знает. Ей 85 лет, поет только в Бураново и в гастрольных выступлениях не участвует. Поэтому на «Евровидении-2012» выступать не будет.

«Когда уезжаю, нанимаю женщину, чтобы всю мою скотину кормила. А у меня 18 голов - коза, два кота, куры, петухи, цесарки. Плачу ей 100 рублей в день. А как иначе? Теперь все деньги понимают» , - сокрушается Галина Николаевна.

БАБА ЛИЗА - КОМПОЗИТОР

Песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре Евровидения, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова . Все зовут её просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще никто не знал. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Она и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те - 85 лет не шутка.

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам - как их прокормить? В стойле - молодая кобыла - как ее научить пахать? Выхожу в поле - даль безграничная - как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» . Все это на удмуртском языке .

Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в 14 лет, то есть в 1941 году. Война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Лиза заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Аргыз, а песни в голове рождались сами собой.

И так до сих пор - песни рождаются стихийно безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове - музыка вслед за словами или наоборот. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед - на сцену.

А нотной грамоты Елизавета Филипповна так и не знает. Да уже и ни к чему она ей.

ОТ ТУРКМЕНСКОГО КАЗАКА

У Валентины Семеновны Пятченко одна рука неживая. «А руку я давно потеряла , - улыбается Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы, - зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска» .

Тоже жизнь непростая . С мужем жила в Красноводске, на Каспийском море. «Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И 21 год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась» , – говорит «бурановская бабушка».

Ушла от мужа в 1984 году, когда поняла, что он ей изменяет. Уехала вместе с детьми. Оставила ему в Туркмении квартиру, а сама вернулась в Бураново к старенькой маме. В 1998-м году, работая на циркулярке, потеряла руку. Сейчас, поднимаясь на сцену, надевает протез.

Один из сыновей умер, второй не живет ладом со своей семьей.

Так что спасают песни и подруги – «бурановские бабушки». Когда уезжает на гастроли, за домом и курочками присматривает сноха.

Исполнитель патриотических песен Рамиль Нуриманов в Интернете узнал, что у Валентины Семеновны нет руки, и ее мучают фантомные боли . Рамиль предложил знакомого врача - иглотерапевта. Лечение Валентине Семеновне пока не помогло. Зато врач с певцом накололи дров. Тоже неплохо.

РЫЖИЕ БЕЛЫХ ОБИЖАЮТ

У «бабушки» Грани Ивановны Байсаровой - богатый огород : грядки высокие, как матрасы. В теплице подрастают баклажаны, помидоры, огурцы. Цветов - будто сад на вилле Ротшильда в Монако.

Куры под стать огороду - толсты и красивы. Только «рыжие белых обижают», потому что белые поменьше ростом.

Граня Ивановна вяжет парадные чулочки с узорами для всех «бурановских бабушек».

Зоя Сергеевна Дородова 36 лет отработала дояркой . Как-то весной муж в пьяном угаре пошел по тонкому льду через пруд, оказался в воде у самого берега, а плавать не умел. Остались они жить втроем в бабьем царстве: бабушка, сама Зоя Сергеевна и дочь Оля.

Но, при этом, еще сами дом построили. «Мне нового мужа не надо было, у самой сила мужская была» , - говорит певунья.

ЛАПТИ ДЛЯ БАБУШЕК

В Бурановском ДК, где обитают «бабушки», есть музей национальной культуры, а руководит им Алевтина Геннадьевна Бегишева . Она тоже поет вместе со всеми. В музее экспонаты не пылятся: прясть пряжу, плести тесемки, играть на гуслях – народным премудростям приходят сюда учиться и молодежь, и пожилые.

Костюмы бабушек – тоже живая история. Например, монисто у Алевтины Геннадьевны – из монет середины 19-го века. Эту деталь гардероба носила еще ее прабабушка.

А лапти плетет в свободное от вахты время муж Алевтины Бегишевой, механизатор Илья . Учился у деда из дальнего села, который показал, как заворачивать края. Когда ходит драть лыко в лес, важно найти молодые липки без единого сучка, какие растут в чащобе - густо, как камыши. Из нарезанных десяти концов за вечер можно сплести пару лаптей.

Лапти на ноги, и – на Евровидение!

ТРУДНО ЖИТЬ СО ЗВЕЗДОЙ?

У маленькой, симпатичной бабушки Натальи Яковлевны Пугачевой , что сыплет шутками-прибаутками, тоже муж жив-здоров. Как познакомились? «Я работала дояркой, он - бригадиром. Однажды на ферме меня и поймал» . Того, что муж постоянно поглядывал на сторону, Наталья Яковлевна старалась не замечать. «Четверо детей было, а характер у меня слабый» , - смеется старушка.

Теперь все наоборот: бабушка ездит на гастроли, а Афанасий Афанасьевич вынужден смотреть за хозяйством. Каждый раз со скандалом отпускает жену на выступления. Трудно жить со «звездой».

Монисто у Натальи Яковлевны попроще - всё из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» - вопрошает бабушка-малютка.

А, впрочем, бабушка не унывает: «Бог меня воспитывает. Живу хорошо! Корова, куры, индюшки есть! Пою - и сердце стучит лучше» .

ВСЕ ВМЕСТЕ СТРОЯТ ХРАМ

Пенсия у бурановских бабушек – от 6 700 до 10 000 рублей. Подъем у многих в 5.30 утра, а как же – хозяйство! Доят и кормят скотину, а песни помогают им справиться с домашними хлопотами.

«У кого газа нет - надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством - и в магазин. А там часам к десяти - в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…»

Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике.

Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, нам свое блюдо, удмуртское, нравится - пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь - хлеб» .

Собирают сообща деньги на храм . Весной уже будет залит фундамент и начнется строительство. Будет храм трехглавый, из красного кирпича.

ПУЧЕКО, ПУЧЕКО...

Так в чем секрет «бурановских бабушек»? Почему они так популярны? Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип. Евровидение сходит с ума.

А они даже нот не знают.

Говорят, что когда-то очень давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы , в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, отсюда такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии? Ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?

Есть и менее романтическая версия. Несколько последних лет Европа переживает бум - моду на фольклор. Но это не фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки.

У музыкальных критиков еще более приземленная версия происходящего. «То, что "Бурановские бабушки" выиграли российский отбор на Евровидение – это, скорее, жест отчаяния. Российская попса настолько чудовищна, настолько беспросветна и неконкурентоспособна, что, я думаю, и эксперты, которые голосовали на этом национальном финале, и зрители, провели, так сказать, голосование протеста, голосование против попсы, а не за этническую музыку» , - считает Артемий Троицкий . Но это критик с его очень умными теориями. А, может быть, все намного проще?

Вдумайтесь - о чем поют эти бабушки? Вот перевод песни, с которой они вышли в финал Евровидения: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко… пучеко…» («Пучеко» – по-удмуртски, неровная, с узелками, пряжа. В переносном смысле – трудная, с ошибками, не во всем удавшаяся жизнь).

На сцене у бурановских бабушек нет наигранных и срежиссированных чувств. За плечами у каждой - нелегкая судьба. О невыдуманном и поют.

Вот и весь секрет.

Они – НАСТОЯЩИЕ!

По материалам СМИ подготовил Олег СОЛОДУХИН .

Фото с сайта «Бурановские бабушки» .

Еще по дороге в Бураново чувствовала, что разговор будет не из легких. Тяжело спрашивать. Больно говорить. Грустно от одной только мысли, что мы больше никогда не услышим песен в исполнении любимых бабушек. А все потому, что .

Я встретилась с бабушками, теми самыми, которые свои трудом, упорством и обаянием покорили весь мир на «Евровидении», во Дворце культуры села Бураново. Бабушки называют его свои вторым домом. К сожалению, пообщаться удалось не со всеми - многие были заняты работами по хозяйству.

«У меня чуть сердечный приступ не случился…»

Узнав о том, что обновленный коллектив «Бурановские бабушки» гастролирует по городам и поет под фонограмму прежнего состава, у Галины Николаевны Коневой чуть сердечный приступ не случился.

На вопрос, обижена ли Галина Николаевна на продюсера, бабушка ответила «Не скажу». Только слезы предательски покатились по щекам…

Хоть бы позвонила и сказала: раз вы не можете по гастролям ездить, отказываетесь, то снова набираем группу и поедем по городам. И мы были бы готовы к этому, - говорит Ольга Николаевна Туктарева . - Но все ведь сделали исподтишка. И это неприятнее всего. В любом случае я Ксении очень благодарна. Ведь без ее помощи мы бы и мир не увидели, и Дом культуры бы не отремонтировали нам, и о храме мы бы продолжали только мечтать. Я не осуждаю ее. Просто не понимаю, почему именно таким образом она поступила.

Рана еще свежая, не затянулась. Обида - как трофическая язва на моей ноге, которая долго не заживает. И я с ней вынуждена жить, - вздыхает Галина Конева. - Теперь тяжелый крест нести новому коллективу, так же, как и мы несли его на протяжении пяти лет.

Продюсер Ксения Рубцова признается: ей решение об обновлении коллектива тоже далось непросто.

Ксения Рубцова,

В первую очередь это решение было вызвано эмоциональной усталостью бабушек. За пять лет нашего сотрудничества они приняли участие в десятках концертов и телеэфиров. Они объездили практически всю Россию, побывали во многих странах. Не каждый молодой человек выдержит такие нагрузки, а бабушкам никто не делал никаких скидок на возраст. Они так же, как и все артисты, летали ночными и утренними рейсами, недосыпали, уставали. И я не имею никакого морального права в угоду популярности и дальше изматывать бабушек. Хотя я всегда готова и дальше сотрудничать с ними, если у них будет на это желание, силы и возможности.

Я с уважением отношусь к той большой работе, которую провели бабушки, но нельзя забывать и о тех людях, которые стоят за кадром. Мне понятны чувства этих людей. Но хочу подчеркнуть, что изначально я не ставила перед собой цель раскрутить конкретных бабушек из удмуртского села Бураново. Моя задача была масштабнее. Мне хотелось объединить людей, которые называются теплым словом «бабушка», - объясняет Ксения. - И, конечно, рассказать всей России, миру о маленьком удмуртском народе, его культуре и традициях. Я счастлива, что теперь об Удмуртии, откуда я родом, знают далеко за пределами нашей страны. И сегодня «Бурановские бабушки» - это не отдельно взятый коллектив, а целое движение, к которому могут присоединиться все те, кто молод душой.

«Скучать некогда»

Несмотря на сложившуюся ситуацию, бабушки не унывают. С улыбками вспоминают гастроли. Рассказывают, что из всех храмов везли домой колокольчики, а еще, как воспоминание о городах - бокалы, магнитики и даже камушки.

Гастрольная жизнь у бабушек закончилась, но свободного времени у них больше не стало. Они по-прежнему выступают в Бураново.

К нам чуть ли не каждый день приезжают люди из других городов. Проезжают мимо, видят Бураново и заезжают, - рассказывает Алевтина Бегишева. - Недавно гости были из Москвы. Поэтому живем мы насыщенно, не скучаем, тем более что к такой насыщенной жизни уже привыкли. Когда свободное время находится, занимаемся, конечно, хозяйством и огородом.

Сама-то деревенская или городская? - спрашивают меня бабушки.

Городская, но бабушка у меня тоже в деревне живет, - отвечаю я.

Тогда должна знать, сколько работы у нас! Скотина, огород, цветы - за всем этим ухаживать же надо! А если в магазин идешь, то надо вообще заранее выходить. Потому что с одним поздороваешься, поговоришь, со вторым. И так часа два может пройти.

30 тысяч рублей - за выступление?

Участницы «Евровидения» не раз говорили, что их главная цель - возродить в родном селе церковь, которая была закрыта в конце 1930-х годов, а в конце 40-х и вовсе разрушена до основания. Поэтому большую часть своих гонораров они отдавали именно на ее строительство, которое началось в мае 2012-го. Еще в начале года долг перед подрядчиком составлял 2 млн 800 тысяч рублей. Теперь, благодаря собственным усилиям, выступлениям и пожертвованиям, бабушкам осталось отдать 1,4 миллиона. Кстати, как выяснилось, Ксения уже год не перечисляла «Бурановским бабушкам» заработанные деньги. А это, между тем, приличная сумма - ее бы хватило, чтобы покрыть долги.

Деньги, которые сейчас зарабатывает другой коллектив, конечно, мы на храм не возьмем. Это чужие деньги. У них, говорят, тоже в деревне храм строится. Пусть и достраивают. А мы своими силами справимся, - говорит Алевтина Геннадьевна Бегишева. - Ксения давала нам 30 тысяч рублей за выступление на всех. Остальных денег мы не видели. Брали по тысяче рублей, а остальное откладывали на храм. Поклонники, когда приезжают, тоже жертвуют, вот так по кирпичикам и строимся. Вчера моя тетя отправила нам 10 тысяч рублей. Сказала, что эти деньги специально на храм приготовила.

С момента возникновения идеи строительства храма, которую бабушки озвучили в 2009 году, «Домом Людмилы Зыкиной» собрано около 12 млн рублей, что подтверждают соответствующие документы. И мы продолжаем вести работу с генподрядчиком, - говорит Ксения. - Строители уже готовы открыть храм в октябре этого года и продолжить работы по внутренней отделке и благоустройству территории. На завершение всех работ необходимо еще 5 млн 30 тысяч рублей.

12 октября в Бураново запланировано открытие храма. Приедут гости и поклонники не только из Удмуртии, но и из других городов России. Как рассказали бабушки, в этот день пройдет импровизированный концерт, на котором каждый желающий мог исполнить любую песню. А в перерывах будут выступать и сами бабушки. Кроме того, гостей ожидает новая песня от коллектива.

Как нам рассказала Ксения Рубцова, на открытие храма приехать она не сможет.

Ксения Рубцова,

продюсер коллектива «Бурановские бабушки», директор «Дома Людмилы Зыкиной»:

Я получила приглашение от Ольги Николаевны Туктаревой. И рада за бабушек, что их мечта построить храм в родном селе осуществляется. Но, к сожалению, 12 октября приехать в Удмуртию на открытие храма не смогу. Сейчас я готовлю большую концертную программу, посвященную юбилею Александры Пахмутовой. Концерт пройдет 3 ноября в Кремле, я являюсь его продюсером. Поэтому каждый день у меня расписан по минутам. Но я обязательно приеду в Бураново, как только у меня появится такая возможность.

Если Ксения приедет на открытие храма, то я ее куда-нибудь в темный угол затащу и отлуплю без свидетелей! - шутливо, но с обидой в голосе говорит Галина Конева.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Кто теперь будет выступать в «Бурановских бабушках»

Как рассказала Ксения Рубцова, костяк обновленного состава - три профессиональных артистки: Анна Прокопьева, Валентина Серебренникова - бывшие солистки известных в Удмуртии и не только ансамблей «Италмас» и «Айкай» - и Екатерина Антонова, бывший руководитель ансамбля гармонисток «Арганчи» Малопургинского района.

Екатерина Антонова, Анна Прокопьева и Валентина Серебренникова

Первых двух я знаю давно, и ранее не раз и не два предлагала им усилить состав «Бурановских бабушек». Поэтому в наборе новых артисток я полностью полагалась на Анну Николаевну и Валентину Михайловну. Они - профессионалы своего дела, многое сделали для развития удмуртской культуры. Они и предложили привлечь самодеятельных артисток из Лудорвая, и выбор их я одобрила, - говорит Ксения. - Я была на нескольких концертах обновленного состава и очень им довольна. И не только я. Надо видеть, как принимают их зрители!

Многие из них бабушки исполняют под гармошку Екатерины Антоновой. Кроме того остались старые песни, которые полюбились зрителям и без которых не обойтись на концертах.

Что касается Натальи Яковлевны Пугачевой, которая уже несколько раз выходила на сцену в новом составе - впервые после перенесенной в марте операции, то, по словам продюсера, это было только ее желание, она соскучилась по сцене, по общению.

Никто никого не заставлял. Понятно, что Наталья Яковлевна на этих концертах участвовала в щадящем режиме - выходила на сцену всего в двух-трех номерах. Я понимаю, что она не сможет гастролировать так же активно, как прежде - 28 октября ей исполнится 79 лет, - говорит Ксения. - Но она - большая молодец, я ее очень люблю и всегда жду. Впрочем, как и всех остальных бабушек - я готова сотрудничать со всеми в рамках закона.

После участия коллектива в "Евровидении" многие жители Земли стали задавать вопрос: откуда "Бурановские бабушки"? Ответ прост - из России. Наша страна настолько велика, что на её территории проживает огромное количество талантливых людей, способных проявить себя вне зависимости от возраста и социального статуса.

Маленькое село, большая популярность

Маленькое село Бураново стало чрезвычайно популярным после конкурса "Евровидение" в 2012 году. До этого момента о селе знали далеко не все Сейчас это самое любимое место для посещения туристами. В государстве Россия Удмуртияявляется её субъектом. Бураново даже нельзя назвать селом, это деревня с населением 658 человек. Село существует с 1710 года.

С момента того, как в Бураново построили церковь, оно стало самым посещаемым: устраивались базары для жителей других сёл. До сегодняшних времён церковь не сохранилась. Сейчас строится новый храм, и на его возведение собирают деньги обычные бабушки. И именно это стремление сделать доступным для жителей села место, в котором они смогли бы стать ближе к Богу, заставляет исполнительниц вновь и вновь выходить на сцену.

Откуда они, эти талантливые старушки

Откуда "Бурановские бабушки"берут деньги? Кто они такие? В чём их популярность? Коллектив "Бурановские бабушки" песни исполняют не только на удмуртском языке, но и русские народные песни, а ещё хиты известных современных исполнителей, перекладывая их на родной удмуртский язык.

Ансамбль был создан более сорока лет назад. Можно посчитать средний возраст бабушек, он равен семидесяти годам. В первый раз исполнительницы выступили в 2008 году во время празднования Дня родного языка. Праздник проводили в Государственной филармонии Удмуртии. Старушки удивили всех своим репертуаром. В их исполнении прозвучали песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова. Чтобы содержание песен известных музыкантов были понятны всем слушателям, коллектив исполнял произведения на родном языке. Это заинтересовало всю прессу и телевидение.

Лучшие из лучших

И вот случилось чудо: коллектив, представляющий Россию на конкурсе, имел название "Бурановские бабушки". "Евровидение" для них началось с отборочного тура конкурса в 2010 году. Бабушки заняли почётное третье место, исполнив на своём языке песню о бересте. В 2012 году на другом туре отбора бабушки спели песню, которая принесла им невероятную популярность, право выступать от имени всей России и в дальнейшем, на самом конкурсе в Баку, претендовать на второе место.

Молодёжь, известные люди и маститые продюсеры, собравшиеся на конкурсе "Евровидение", приветствовали бабушек стоя. Все были покорены не только уважаемым возрастом выступающих на сцене старушек, но и удивительным чувством музыки и талантом. Запись с выступлением коллектива "Бурановские бабушки" стала настоящим хитом в сети Интернет. Сайты и новостные строки буквально взорвались после выхода ансамбля на сцену. В комментариях были самые восторженные отзывы. Отмечали самобытность и нестандартность песни и самого коллектива.

Особенность таланта

Эта неповторимость заключается в том, что бабушки исполняли произведения своего собственного сочинения. Так, песня о бересте, которая произвела фурор в зрительской аудитории, написала Зарбатова Елизавета Филипповна, самая старшая участница коллектива. О чём песня? О тяжёлой доле простой удмуртской женщины, Она думает о том, как одеть и прокормить детей, сделать одной, без помощи мужских сильных рук. Эта песня актуальна и в настоящее время. Сколько одиноких женщин с такими же проблемами воспитывают детей, зарабатывают деньги, делают карьеру. Песня была написана давно, а доля у женщины нисколько не стала лучше.

Родина знаменитостей

Родная деревня, откуда "Бурановские бабушки" родом, не имеет таких достопримечательностей, ради которых стоит приехать за тысячи километров. Но тут встречают ласковым словом, чистым воздухом, прекрасными пейзажами. А знаменитые артистки поговорят с каждым и подарят свои автографы. Природа Удмуртии богата своими невероятными просторами и талантливыми людьми. Вот откуда "Бурановские бабушки" появились. Именно там звучат их звонкие голоса и душевные песни.

Коллектив "Бурановские бабушки" составсвой уже поменял. На настоящий момент из прежнего, который завоевал призовое место для страны, осталась только одна участница. Это Наталья Пугачёва, народная артистка В обновлённом составе есть солистки из Государственного ансамбля «Италмас», Республиканского театра «Айкай», руководитель коллектива гармонисток «Арганчи» и простые самодеятельные артистки.

Заслуженная награда

"Бурановские бабушки" годсвоего выступления на "Евровидении" отметили замечательной наградой "Народный артист" по Указу Президента Удмуртской Республики. Согласно этому документу, были отмечены за большой вклад в развитие искусства и высокое исполнительское мастерство восемь участниц ансамбля.

Принесло невероятную популярность коллективу "Бурановские бабушки" "Евровидение". За годы своего творчества женщины набирались мастерства от концерта к концерту, становились популярнее. И участие в конкурсе такого масштаба стало просто закономерностью их талантливых выступлений. Но до сих пор не нашлось ни одного специалиста, кто смог бы определить, к какому жанру можно отнести исполнение бабушками их песен.

Коллектив нашёл поклонников не только в родном селе, республике и России в целом. Во всём мире заинтересовались феноменом удмуртских старушек. В Японии очень ценят обращение к национальным традициям и искусству. В этой стране сняли небольшой документальный фильм о бабушках.

Ради всего святого

"Бурановские бабушки" песнипоют очень душевные, рады помочь каждому человеку советом и делом, очень гостеприимны. Потому и мечты у них такие же светлые и чистые, как они сами. Бабушки всегда хотели, чтобы в их селе был восстановлен Храм Святой Троицы. Все деньги, которые удалось заработать коллективом на концертах, отданы в фонд сельской святыни. В мае 2012 года заложили фундамент под храм.

Не стоит быть настолько наивными, чтобы полагать, что тех денег, которых удалось заработать бабушкам, должно было хватить на сооружение церкви. Но невероятная любовь к ансамблю растопила лёд в сердцах тех людей, которые далеки от искусства. Таким образом, глава Удмуртии Александр Волков выделил средства не только на восстановление храма, но и на ремонт дорог и водоснабжение села Бураново. Помимо этого, две солистки ансамбля Туктарёва Ольга Николаевна и Конева Галина Николаевна стали участницами телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Они выиграли восемьсот тысяч рублей и направили все деньги на строительство храма в их родном селе.

Невероятная популярность

Обаятельные бабушки покорили многих. Они стали сниматься в рекламных роликах популярных продуктов питания и других материалов. Известные старушки ведут активную пропаганду безопасного дорожного движения. Они являются внештатными сотрудниками управления Удмуртской ГИБДД. Одна из участниц "Бурановских бабушек" вошла в состав команды факелоносцев зимних Сочинских Олимпийских игр.

В коллективе не всегда всё складывалось удачно, но умение выживать, идти на компромисс отличает всех членов песенного коллектива. На гастролях бабушки надеются всегда только на самих себя. Они запасаются консервами, берут с собой испеченный хлеб и готовят еду самостоятельно.

"Дом Людмилы Зыкиной" заключил с коллективом "Бурановские бабушки" контракт на сотрудничество сроком на пять лет. В мае 2014 года срок его истёк. Ансамбль отказался от дальнейшей работы, так как его участницы не были согласны с решением продюсера. Предлагалось обновить состав, набрав молодых исполнительниц. Всех прежних участниц ансамбля уволили, выдвинув условие запрета исполнения песен, которые они пели в коллективе под названием "Бурановские бабушки", потому что даже название ансамбля, как и все фонограммы, были ограничены авторскими правами "Дома Зыкиной".

Никто и не догадывался, что простой самодеятельный коллектив вызовет такую бурю эмоций во всём мире. А о профессиональной сцене никто из участниц ансамбля даже не помышлял. Они просто хотели собираться вместе, чтобы попеть так, как пели их бабушки и прабабушки. Песни помогали в работе, отвлекали на время от проблем и повседневных трудностей в жизни. Для этих простых женщин-тружениц главным остаются заботы сельского жителя: посадить и вовремя собрать урожай, заготовить корм для домашних животных на зиму. Для них не существует проблемы выбора между творчеством и семьёй. Они всегда выберут второе.

Силы берут от природы

К исполнительницам на конкурсе "Евровидение" относились с большой заботой и вниманием. Организаторы беспокоились за здоровье бабушек. С коллективом постоянно находился рядом реаниматолог. Врачами было проведено специальное обследование, результатом которого стало заключение, что со здоровьем у каждой исполнительницы всё в порядке. Всё дело в том, что бабушки живут в согласии с живой природой, питаясь энергией из её источников.

Для бабушек музыка - верный спутник по жизни

Многие из бурановских исполнительниц несчастны в своей личной жизни. Некоторые совсем одиноки. Музыка для них является единственной возможностью для встреч и общения, она даёт им дополнительную энергию и смысл существования. Женщины пытаются всё делать своими руками, выполняя тяжёлую мужскую работу. Но никто из них не показывает, что им тяжело. Они выходят на сцену, улыбаясь, даря всем слушателям и зрителям хорошее настроение.

Во всей России каждый житель точно знает, в какой республике появились "Бурановские бабушки". Это республика Удмуртия, она всегда славилась тем, что имела оружейные заводы. Её территорию прославил гениальный конструктор, создатель известного во всём мире автомата Михаил Калашников. А теперь и коллектив "Бурановские бабушки" добавил частичку славы для родной своей Удмуртии. Не каждое российское село может похвастаться тем, что у них проживают неравнодушные талантливые люди.

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.