Чинопоследование утрени и вечерни по древнему чину. Последование утрени для клироса

Чин вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона. В настоящее время утреня на практике обычно совершается вечером, и потому сразу после окончания вечерни (или повечерия, если оно служилось) священник входит в алтарь, отверзает завесу царских врат (если было повечерие), благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...».

Чтец : «Аминь. Приидите, поклонимся...». Ктиторские псалмы (19-й и 20-й). «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш…».

Во время чтения ктиторских псалмов священник совершает каждение всего храма, причем чтец должен читать неспешно, с тем расчетом, чтобы по окончании молитвы «Отче наш…» священник уже на амвоне смог произнести возглас: «Яко Твое есть Царство...».

В это время священник входит в алтарь и, по окончании тропарей, стоя перед престолом с кадилом в руке, произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений. По окончании ектении следует возглас:

Хор :«Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник , совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор : «Аминь».

Чтец становится в храме перед центральным аналоем с храмовой или праздничной иконой и читает малое славословие («Слава в вышних Богу...» шестопсалмие (псалмы3, 37, 62, 87, 102, 142-й) из Часослова или Следованной Псалтири. Во время второй части Шестопсалмия (после «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды ), «Господи, помилуй» (трижды ), «Слава, и ныне» ) священник на амвоне тайно читает утренние молитвы из Служебника.

Чтец (по окончании шестопсалмия): «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды ).

В конце чтения шестопсалмия диакон выходит северной дверью, трижды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение на произнесение ектении у священника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся...».

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй».

Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...».

Хор : «Аминь».

Затем диакон с хором попеременно исполняют «Бог Господь...» со стихами 117-го псалма («Бог Господь…» поется на глас первого тропаря).



Всего «Бог Господь…» хор поет 4 раза, по разу после каждого стиха, по следующей схеме:

Диакон : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

Хор

Диакон : «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».

Хор : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Диакон : «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

Хор : «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Диакон : «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших».

Хор :«Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Хор : «Господи, помилуй» (трижды ). «Слава».

Чтец : «И ныне». Кафисмы по Уставу (в период летнего расписания, а также всегда в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника - 2 кафисмы, в период зимнего расписания - 3 кафисмы).

- в период пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам (по совершении кафисмы):

Чтец : «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды ).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме - «Яко Благ и Человеколюбец...» ).

Хор :«Аминь».

Чтец читает седальны Минеи или Триоди (в субботу - Октоиха).

- в остальные седмичные дни, по каждой кафисме:

Чтец : «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды ), «Господи, помилуй» (трижды ), седальны Октоиха.

После седальнов во всех случаях:

Хор :«Господи, помилуй» (трижды ),«Слава».

Чтец : «И ныне» , 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...» ).

Хор поет ирмос первой песни канона.

Канон. Ирмосы берутся из канона, который по Уставу следует первым. Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней, а на практике же читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава», перед последним - «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окочании всех тропарей данной песни).



Катавасия (по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни) - ирмосы последнего канона.

По 3-й песни канона хор исполняет катавасию .

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Ты еси Бог наш...».

Чтец читает седальны по Уставу.

По 6-й песни канона хор исполняет катавасию .

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Ты бо еси Царь мира...».

Чтец читает кондак и икос по Уставу.

На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря.

В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа».

По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию.

Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа Моя Господа…» и припев«Честнейшую...» ),в это время диакон совершает каждение храма.

По 9-й песни канона хор исполняет катавасию .

Хор : «Достойно есть...» (кроме периодов предпразднства или попразднства двунадесятых праздников, а также периода Цветной Триоди).

Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...».

Священник (возглас ): «Яко Тя хвалят...».

Чтец читает светильны по Уставу.

Чтец : «Хвалите Господа с небес...» и хвалитные псалмы 148, 149, 150-й(Часослов).

Диакон выходит на амвон северной дверью в конце чтения славословия и произносит просительную ектению «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви...».

Священник (возглас ): «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси...».

Хор : «Аминь».

Священник : «Мир всем».

Хор : «И духови Твоему».

Диакон : «Главы наша Господеви приклоним».

Хор : «Тебе, Господи».

Священник тайно читает молитву главопреклонения «Господи Святый, в вышних живый и на смиренныя призираяй...», а затем возглашает: «Твое бо есть еже миловати и спасати…».

Чтец : «Благо есть...» ,Трисвятое по «Отче наш…».

Хор исполняет тропари по Уставу.

Диакон произносит сугубую ектению «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...».

Хор после каждого прошения поет «Господи, помилуй» (трижды ).

Священник (возглас ): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...».

Хор : «Аминь».

Диакон : «Премудрость» - и сразу уходит в алтарь.

Хор : «Благослови».

Священник : «Сый благословен Христос Бог наш…».

Хор : «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века» (во время исполнения этого песнопения завеса царских врат закрывается).

Чтец : «Приидите, поклонимся...». И совершается последование 1-го часа.

В конце 1-го часа священник произносит полный отпуст по Уставу.

Перед началом утрени священнослужители облачаются в священные одежды: священник вепитрахиль, поручи (согласно установившейся повсеместной практике) и фелонь, а диакон, предварительно испросив у священника благословение, в стихарь, орарь и поручи. Став вместе перед святым престолом, они дважды крестятся, целуют край престола (а священник Диакон (а если его нет, то сам священник), отверзает завесу царских врат, принимает от пономаря кадило с южной стороны святого алтаря и, испросив у священника благословение, подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Примечание. Подавая и принимая кадило, диакон всегда целует руку священника.

Священник, благословив и приняв кадило, трижды кадит переднюю сторону святого престола и произно­сит возглас: «Благословен Бог наш…» .

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…», псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое по «Отче наш...».

Примечание. Если на утрени вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуиа», тогда чтец начинает читать с Трисвятого по «Отче наш...».

Во время чтения псалмов и тропарейсвященник (даже если есть диакон) совершает полное каждение алтаря и всего храма (см.: Поэтому читать псалмы нужно неспешно и с тем расчётом, чтобы после окончания молитвы: «Отче наш...» священник уже на амвоне пред царскими вратами смог произнести возглас:«Яко Твое есть Царство…».

После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…», чтец: тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – богородичен: «Предстательство страшное…».

В это время чтец, назначенный для чтения шестопсалмия, держа Часослов в обеих руках перед собой, приходит на южную сторону алтаря, трижды крестится, кланяется святому престолу и священнику, и, приклонив главу, испрашивает благословение на чтение со словами:«Благослови отче шестопсалмие прочести». Священник чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника. Затем, перекрестившись и поклонившись святому престолу, держа книгу в обеих руках и воздвигнув над собой, он выходит через горнее место северной дверью на солею и спускается по ступеням амвона в храм. Далее, предварительно перекрестившись и поклонившись в сторону святого алтаря, он становится перед аналоем с праздничной иконой лицом на восток.

Примечание. Если в алтаре присутствует настоятель или старший священник храмаилиархиерей, то чтец испрашивает благословение на чтение шестопсалмия у него, а не у служащего священника.

После тропарейсвященник, стоя перед престолом и совершая его каждение, произносит краткую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», которая заканчивается возгласом: «Яко милостив…» (см.:

Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче».

Священник произно­сит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. На словах: «Слава Святей» кадильница поднимается вверх, на словах: «и Единосущней» – опускается вниз,на словах: «и Животворящей» –поднимается до серединыипростирается вправо,а на словах:«и Нераздельней Троице» –простирается влево. Далее на словах: «всегда, ныне и присно и во веки веков» священник трижды кадит переднюю часть престола и отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю, ожидающему с правой стороны престола. Затем священник и диакон вместе крестятся, целуют край святого престола (а священник и Евангелие), снова крестятся, кланяются друг другу и благоговейно внимают читаемому стоя перед святым престолом.

Примечание. Согласно современной богослужебной практике утреня обычно не совершается отдельно утром, как этого требует Устав (см.:Типикон, гл. 7 и 9), а совершается вечером, присоединяясь к вечерне, которая в свою очередь заканчивается неотпустом, а возгласом священника: «Сый благословен…».

Диакон, после возглашения на солее возгласа: «Премудрость» входит в алтарь южной дверью и, сотворив поклон святому престолу, принимает у пономаря кадило с южной стороны алтаря. Далее, предварительно испросив у священника благословение, он подаёт ему кадило с южной стороны престола.

Священник благословляет ипринимает кадило и произно­сит возглас: «Слава Святей...» совершая кадильницей знамение Креста перед святым престолом. Далее, трижды покадив переднюю часть престола, он отдаёт кадило диакону, который отдаёт его пономарю .

Чтец: «Аминь. Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

Во время чтения второй части шестопсалмия, на «Слава, и ныне» священник крестится, целует край престола и святое Евангелие, снова крестится и выходит со Служебником в руках (а в зимний период и со свечой) северной дверью на солею. Здесь он совершает один поясной поклон перед царскими вратами и читает с непокрытой головой 12 утренних молитв (см.:

Примечание. Еслисвященнику затруднительно прочитать все молитвы во время чтения второй части шестопсалмия, то он может начинать их читать в алтаре перед святым престолом на первой части шестопсалмия.

В конце чтения последнего 142 псалмадиакон выходит из алтаря северной дверью на амвон для произнесения великой ектении. При выходе диако­на из алтаря священник становится перед иконой Спасителя, а диакон перед иконой Божией Матери, затем они трижды крестятся с поклонами алтарю, и кланяются друг другу. Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и стано­вится на своё место перед престолом.

Чтец после прочтения шестопсалмия, крестится, кланяется в сторону святого алтаря и возвращается в алтарь южной дверью. Здесь он снова крестится, кланяется престолу и подходит с южной стороны престола к священнику на благословение. Священник крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) чтеца и полагает руку на книгу. Чтец целует десницу священника и отходит на своё место.

Диакон после окончания шестопсалмия на амвоне перед царскими вратами произноситвеликую ектению (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник после последнего прошения ектении перед престолом произноситвозглас: «Яко подобает Тебе...».

Хор: «Аминь».

Диакон, воздвигнув орарь и обратившись к иконе Спасителя,возглашает на амвоне: «Бог Господь…» вместе с 1-м стихом: «Исповедайтеся Господеви…».

Хор поет: «Бог Господь...».

Хор после каждого стиха повторяет: «Бог Господь...».

Примечание. Произносить стихи нужно только после окончания пения хором: «Бог Господь...»; также и хор должен дожидаться произнесения диаконом целого стиха, а не перебивать его пением.

Великую ектению с возгласом и «Бог Господь…» священник произносит на солее перед царскими вратами .

В дни поста, а также, когда совершается поминовение усопших, вместо «Бог Господь...» поётся «Аллилуиа» со стихами. Как и «Бог Господь...» «Аллилуиа» в дни постапоётсячетырежды, по числу стихов (см.:Служебник,Последование утрени). На заупокойной же службе «Аллилуиа» поётся три раза, также по числу стихов (см.:Требник,Последование панихиды).

После пения тропарей и богородична стихословятсядве (а иногда три) рядовые кафизмы, согласно указаниям Устава. В пятницу и субботу вне зависимости от периода на утрени всегда читаются только две кафизмы (см.:Типикон, гл. 17).

Малые ектении после кафизм на вседневной утрене произносятся: по субботам, в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди; в будни же дни ектении не произносятся. Малые ектении произносятся диаконом или священником после каждой кафизмы на амвоне перед царскими вратами. Возгласы на ектениях: после 1-ой кафизмы «Яко твоя держава…», а после 2-ой: «Яко благ и человеколюбец…» (см.:Служебник,Последование утрени).

После каждой кафизмы читаются седальны с богородичнами.

В субботу во время чтения второй кафизмы (на 17-й кафизме) священник совершает полное каждение храма, так же как в начале утрени (см.выше); царские врата при этом остаются закрытыми (см.: Типикон, гл. 12).

После седальновхор поет: «Господи помилуй» (трижды), «Слава».

Чтец: «И ныне» и читает 50 псалом: «Помилуй мя Боже…».

Затем поётся канон.

По 3-й и 6-й песни канона во время пения катавасиидиакон (а если его нет, то священник) на амвоне перед царскими вратами возглашает малые ектении: «Паки и паки…». Возгласы на ектениях: по 3-й песни – «Яко ты еси Бог наш…», а по 6-й – «Ты бо еси Царь мира…» (см.:Служебник,Последование утрени).

На 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник) совершает полное каждение храма. Каждение святого престола и алтаря совершается также, как и на стихирах на «Господи воззвах…» (см.: II. Вечернее богослужение, Последование Вседневной вечерни). Во время пения хором: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» икатавасии 8-ой песни диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря на солею. Здесь он совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и становится перед иконой Божьей Матери левой стороны иконостаса. Затем после окончания пения катавасии он возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» и при этом совершает каждение иконы Богородицы (трижды по трижды).

Хор поет песнь Пресвятой Богородицы:«Величит душа Моя Господа» с припевами: «Честнейшую Херувим», а диакон в это времякадит левую сторону иконостаса, клирос, народ и весь храм.

После 9-й песни канона хор поет катавасию и«Достойно есть…».

Примечание. В дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, а также в период пения Цветной Триоди на вседневной утрене «Достойно есть…» не поётся.

Диакон перед царскими вратами произносит малую ектению: «Паки и паки…».

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко тя хвалят вся силы небесныя…».

При служении одним священником без диакона. Малую ектению после 9-й песни и возглас после неё священник произносит перед престолом «внутрь святаго алтаря» (см.:Типикон, гл.9).

Чтец читает экзапостиларий или светилен, а затем: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Если на вседневной утрене положены стихиры на хвалитех, тогда после стихир на «Слава, и ныне» поётся богородичен Минеи или стихира праздника. Если же стихиры не положены, тогда чтец сразучитает: «Тебе слава подобает…».

Священник в алтаре перед святым престолом возглашает: «Слава Тебе показавшему нам свет».

Чтец читает вседневное славословие.

Далее диакон (а если его нет, то священник) произносит на амвоне просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» (см.:Служебник,Последование утрени).

Священник возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается лицом на запад через правое плечо и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает также, как и на ектении орарь и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор поетпротяжно:«Тебе Господи».

Священник перед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…» с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Хор: «Аминь» и поет стихиры на стиховне.

После стихирчтец читает: «Благо есть…», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Хор: «Аминь» ипоет тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородичнадиакон (а если его нет, то священник) выходит северной дверью на амвон, и произносит здесь сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (см.:Служебник, Последование утрени).

Священник возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Утверди, Боже…».

При служении одним священником без диакона. Священник уходит в алтарь после возгласа: «Сый благословен…».

Диакон (а если его нет, то священник) закрывает завесу.

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на своём обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды),«Господи помилуй» (трижды).

Далее«Слава» тропарь святому или празднику, «И ныне» богородичен часа: «Что тя наречем…» и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…» и«Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и кондак дневному святому или празднику, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится перед царскими вратами.

Чтец: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник, обратившись к иконе Спасителя, читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…» (см.:Служебник,Последование утрени).

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поет(потрадиции, но не по Уставу) кондак: «Взбранной Воеводе…» иликондак праздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священник возвращается через южную дверь в алтарь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается. При снятии священных одежд, каждая из них целуется, как и при облачении, но без крестного знамения.

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, 1 отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся» 2 (трижды) и далее читает псалмы: «Услышит тя Господь в день печали…» (Пс. 19), «Господи, силою Твоею…» (Пс. 20). Затем «Слава, и ныне», «Отче наш…» и тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава»… - «Вознесыйся на крест волею…», «И ныне» - «Предстательство христиан непостыдное…».

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: «Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: «Благословен Бог наш» (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветхом Завете заповедано было Богом, «да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано» (Исх. 30, 7). После каждения священник входит в алтарь «южною страною», то есть дверью, и кадит престол.

Эти псалмы «глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю» (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением священника. «Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и священник, егда имать рещи: «Яко Твое есть царство…» быти ему посреди храма» (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения священник произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: «Яко милостив…» священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней…».

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: «Слава Святей…» Хор: «Аминь» и затем поет: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, косно). В некоторых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, а именно: третий, тридцать седьмой, шестьдесят второй, восемдесят седьмой, сто второй и сто сорок второй . Оно предваряется следующими литургическими текстами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из пятидесятого псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмия (то есть 3, 37 и 62).

Эти три псалма сопровождаются славословием: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (то есть 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: «Слава, и ныне» и «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

После шестопсалмия следует великая ектения «Миром Господу помолимся», после которой диакон произносит «Бог Господь…» со стихами.

Хор в ответ поет: «Бог Господь…» (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если священник служит без диакона, то великую ектению и «Бог Господь» со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом. 1

После «Бог Господь» поются тропари. Они поются в следующем порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на «Слава, и ныне» - Богородичен (по гласу тропаря) из четвертого приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на «Слава» - тропарь другому святому - (один раз) и на «И ныне» - Богородичен по гласу «Славы».

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу «Славы».

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. «Слава» - святому, «И ныне» - празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды) 1 , «Господи, помилуй» (трижды).

Далее читается седален. 2 Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после третей песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.). После седальна последней кафизмы читается 50 псалом, за которым следует канон.

Канон состоит из девяти песней. Первый стих каждой песни называется ирмосом , то есть «связью» - образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.

Выражение: «Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4» является указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Одиннадцатая глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью являются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название «катавасия » - «схождение».

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого «сродного или близкого» праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после третьей, шестой, восьмой и девятой песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, то есть ирмос поется только в качестве катавасии. В девятнадцатой главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После третей, шестой и девятой песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (то есть третья, шестая и девятая) сопровождаются: третья - ипакои и седальном, шестая - кондаком и икосом; девятая - светильном и экзапостиларием. 1

Во время чтения восьмой песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (Типикон, 2 глава).

Хор поет: «Величит душа моя Господа…».

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами «Величай, душе моя…». Об этом подробно рассказывается в двадцатой главе Типикона «О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется».

После девятой песни, если совершается вседневная служба, поется «Достойно есть…», а затем - малая ектения. Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами. После ектении положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая (шестнадцатая) глава «О светильных на утрене. По девятой песни, после «Достойно» како глаголются в седмице; кроме недели». В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на «Слава» - светилен Минеи, на «И ныне» - «Богородичен», а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на «Слава» поется светилен Октоиха, на «И ныне» - Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование

святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются «хвалитными ».

«Хвалите Господа с небес…» (148);

«Воспойте Господеви песнь нову…» (149);

«Хвалите Бога…» (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы «Сподоби, Господи, в день сей…» (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне из Октоиха - особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: «Благо есть исповедатися Господеви…», «Трисвятое», «Отче наш…». После возгласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в пятьдесят второй главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на «Слава» поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» Затем: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…».

Свящ-к, облачившись в епитрахиль и фелонь, отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: "Благословен Бог наш…" Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: "Аминь", "Приидите, поклонимся" (трижды) и далее читает псалмы : "Услышит тя Господь в день печали…" (Пс. 19), "Господи, силою Твоею…" (Пс. 20). Затем "Слава, и ныне", "Отче наш…" и тропари: "Спаси, Господи, люди Твоя…", "Слава"… - "Вознесыйся на крест волею…", "И ныне" - "Предстательство христиан непостыдное…".

Во время чтения псалмов и тропарей свящ-к совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: "Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: "Благословен Бог наш" (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай" (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветх Завете заповедано было Богом, "да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано" (Исх. 30, 7). После каждения Свящ-к входит в алтарь "южною страною", т.е. дверью, и кадит престол.

Эти псалмы "глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити свящ-ку братию всю" (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением свящ-ка. "Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и свящ-к, егда имать рещи: "Яко Твое есть царство…" быти ему посреди храма" (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения свящ-к произносит сокращенную сугубую ектению : "Помилуй нас, Боже…" (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: "Яко милостив…" свящ-к в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: "Слава Святей, и Единосущней…".

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: "Слава Святей…" Хор: "Аминь" и затем поет: "Христос воскресе из мертвых…" (трижды, косно). В нек-рых храмах, но не везде свящ-к в это время совершает каждение алтаря и всего храма.

После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием назыв-ся 6 избранных псалмов, а именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Оно предваряется след. литургическими текстами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Это ангел. славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 пс: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". После этого следует чтение первых 3х псалмов шестопсалмия (т.е. 3, 37 и 62).


Эти 3 псалма сопровождаются славословием: "Слава, и ныне", "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды) и "Слава, и ныне". После этого читаются остальные 3 псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: "Слава, и ныне" и "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды).

Во время чтения 3х последних псалмов свящ-к выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12).

После шестопсалмия следует великая ектения "Миром Господу помолимся", после к-рой диакон произносит "Бог Господь …" со стихами.

Хор в ответ поет: "Бог Господь…" (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если свящ-к служит без диакона, то великую ектению и "Бог Господь" со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте.

Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом.

После "Бог Господь" поются тропари . Они поются в след. порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари 2м святым, то тропарь первому святому поется дважды, на "Слава" - тропарь другому святому - (один раз) и на "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы".

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу "Славы".

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. "Слава" - святому, "И ныне" - празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды).

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы 2м празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3-й песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 пс , за к-рым следует канон .

Канон состоит из 9 песней. 1-й стих каждой песни называется ирмосом , т.е. "связью" - образцом для др. стихов, за ним следующих, к-рые называют тропарями . Число тропарей бывает различно.

Выражение: "Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4" явл-ся указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари 2-го и 3-го канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе неск-ких празднований. 11 глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью явл-ся ирмосы . Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название "катавасия" - "схождение". В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В др. праздники, в т.ч. и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого "сродного или близкого" праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в качестве катавасии. В 19 главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами свящ-ка. Кроме того, эти же песни (т.е. 3-я, 6-я и 9-я) сопровождаются: 3-я - ипакои и седальном, 6-я - кондаком и икосом; 9-я - светильном и экзапостиларием.

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим" (Типикон, 2 глава).

Хор поет: "Величит душа моя Господа…".

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунад. праздники, их отдания, а также нек-рые др. дни поются особые припевы, начинающиеся словами "Величай, душе моя…". Об этом подробно рассказывается в 20 главе Типикона "О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется".

После 9-й песни, если совершается вседневная служба, поется "Достойно есть…" , а затем - малая ектения . Малая ектения произносится свящ-ком в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектении положен светилен или экзапостиларий .

В Типиконе есть особая (16-я) глава «О светильных на утрене». По 9-й песни, после "Достойно" како глаголются в седмице; кроме недели". В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на "Слава" - светилен Минеи, на "И ныне" - "Богородичен", а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на "Слава" поется светилен Октоиха, на "И ныне" - Богородичен. Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, напр, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число к-рых, как и утренних воскресных Евангелий, 11.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы .

"Хвалите Господа с небес…" (148);

"Воспойте Господеви песнь нову…" (149);

"Хвалите Бога…" (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие . Есть различие в славословии, к-рое поется и к-рое читается на утрене. Славословие, к-рое поется, оканчивается пением ангел. песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Славословие, к-рое читается, оканчивается словами молитвы "Сподоби, Господи, в день сей…" (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

После возгласа свящ-ка хор поет стихиры на стиховне из Октоиха - особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, к-рые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: "Благо есть исповедатися Господеви…", "Трисвятое", "Отче наш…".

После возгласа свящ-ка поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным , устав пения к-рого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится 2 святых, из к-рых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на "Слава" поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения "Помилуй нас, Боже…"

Затем: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен Христос Бог наш…".

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .