Бедность не порок история создания. Конспект урока по литературе на тему "А.Н.Островский

25 января 1854 года в Малом театре Петербурга состоялась премьера комедии Александра Николаевича Островского. Она была написана в 1853 году. Это произведение автор посвятил артисту данного театра Садовскому Прову Михайловичу, который часто участвовал в постановках пьес своего талантливого друга. Комедия «Бедность не порок», краткое содержание которой вы прочтете в этой статье, написана в трех действиях. Все события происходят в одном из уездных городов.

Действие 1

В самом начале комедии читатель попадает в дом грозного купца Гордея Карпыча Торцова. Здесь в одной из комнат сидят конторщик Митя и родственник хозяина Егорушка. Последний читает книгу и сообщает своему собеседнику о том, что в доме никого нет, кроме родного брата купца Любима Карпыча. Через какое-то время приезжают жена хозяина Пелагея Егоровна и дочь их Любовь Гордеевна. В комедии «Бедность не порок», краткое содержание которой приведено здесь, Супруга Торцова сетует на то, что ее муж связался с московским коммерсантом Коршуновым и стал просто несносным. Также она сообщает о том, что теперь богатый купец желает выдать свою дочь непременно за какого-нибудь фабриканта из Москвы. Для Мити это является ужасной новостью. Ведь он тайно влюблен в Любовь Гордеевну. Это выяснилось немного позже, когда конторщик прочитал свои любовные стихи избраннице. Та в ответ сказала ему, что тоже в него влюблена. Но юноша сожалеет о том, что очень беден, что на свое маленькое жалованье обязан содержать свою мать. Он догадывается о том, что купец Торцов никогда не благословит их с его дочерью. В этом произведении очень ярко осветил тему материальных и Александр Островский. «Бедность не порок» - краткое содержание пьесы здесь приводится - подтверждение тому, как в нашем мире все несовершенно.

Действие 2

В следующем действии в доме появляется сам хозяин со своим московским гостем Коршуновым. В это время в гостиной собираются все домочадцы. Накануне Митя объяснился с Любовью Гордеевной и прямо сказал ей о своей любви. Юная пара решается просить благословения Гордея Карпыча на их брак. Но как только купец появился в доме, он прогоняет Митю. Его дочь расстроена, а Коршунов старается завоевать ее расположение, ухаживая за ней и намекая на сватовство. Девушке противен этот старик. Она в слезах умоляет отца не выдавать ее за него замуж. Однако Торцов непреклонен. Он доволен тем, что сосватал дочку за московского фабриканта и всем сообщает о скором браке. На этом заканчивается 2 действие комедии «Бедность не порок». Краткое содержание произведения не позволяет передать всей полноты чувств, испытываемых героями.

Действие 3

Следующий день в доме Торцовых не был радостным. Все заняты предстоящей свадьбой. Но это событие желанно только для Гордея Карпыча и Коршунова. Любовь Гордеевна согласилась с волей отца, но очень подавлена. Ее мать обеспокоена этим. В это время в комнату к ним входит бледный Митя и сообщает всем, что решил уехать к матери. В разговоре с любимой он предлагает ей бежать, но получает отказ. Вслед за ним к юной невесте приходит Коршунов и расписывает ей все прелести замужества с ним. Купец Торцов очень доволен будущим зятем. А вскоре в пьесе «Бедность не порок», краткое содержание которой вы сейчас читаете, появляется персонаж, мелькнувший только в первом действии - брат хозяина Любим Карпыч. Он оскорбляет Коршунова и предлагает ему покинуть дом. Московский коммерсант рассержен подобным обращением и в обиде уходит, разрывая помолвку. В это время в комнату входит Митя и, не боясь свирепого нрава купца, просит руки у его дочери. Торцов звереет, но присутствующие начинают уговаривать его дать благословение на брак влюбленных. Он соглашается.

Комедия «Бедность не порок», очень краткое содержание которой приведено выше, является одним из шедевров великого мастера. Надеемся, что данная статья подтолкет вас на прочтение этого произведения в полном объеме.

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

Вконтакте

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не по­рок».

Цели урока: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторить литературоведческие термины;

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Присаживайтесь. Сегодня у нас урок необычный и вести его вместе со мной будут научные сотрудники: биографы, литературные критики, историки.

1.Работа с эпиграфом .

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин,

Грибоедов, Гоголь, но только после Вас мы,

русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский, национальный театр.

Он по справедливости должен называться

«театр Островского».

А.И.Гончаров

Ребята, ответьте на вопрос, какую сторону дара А.Н.Островского отметил А.И.Гончаров?

II . Изучение нового материала.

1.Жизненный путь драматурга.

Слово учителя.

Сейчас, я хотела бы повернуть время вспять, чтобы окунуться в эпоху Петра I, который был очень разносторонним человеком, реформатором. Принятые им реформы были направлены на повышение уровня жизни в России, но к сожалению не все имели успех. Обязав дворянское общество перейти к европейскому укладу жизни, он не принимает закон о ликвидации крепостного права. В результате возникает огромный разрыв между сословиями. Жившие по старинке люди вынуждены отказываться от своих исконных традиций и на почве этого рождаются комедийные сюжеты. Их мастерски используют в своем творчестве многие писатели и один из них А.Н.Островский.

Итак, давайте познакомимся с этим выдающимся человеком. В этом нам помогут наши биографы.

1-й ученик.

12 апреля 1823 года в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).

2-й ученик .
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать. Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками.
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать.

3-й ученик.

К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд, где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Слово учителя

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы, пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрот, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин».

Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

2. Комедия «Бедность не порок».

1.Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2.Словарная работа.

Сейчас мы с вами выполним задание: давайте вспомним толкование таких литературных терминов как драма, комедия, реплика, ремарка.

Коме́дия - это драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека, отражающее смешное и низкое; всякая смешная пьеса. По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние.

Реплика - элемент , краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, следуют слова другого актёра.

Ремарка - пояснения, которыми предваряет или сопровождает ход действия.

Слово учителя.

3. История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

4. Работа с текстом.

Вопросы для беседы:

    Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жиз­ни». Как вы понимаете это выражение?

    Можно ли так назвать эту пьесу?

    Дра ма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установивший­ся порядок жизни?

    Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)

    Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)

    Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

III .Рефлексия

Итак, ребята какова тема нашего сегодняшнего урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам произведение? Чем?

    Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.

Слово учителя.

На этом наш урок окончен.

VI . Оценивание

V . Домашнее задание

Выписать из текста цитатные характеристики главных героев.

Пьеса «Праздничный сон до обеда» была впервые опубликована во втором номере журнала «Современник» в 1857 году. В отличие от других произведений, точно известно, когда автор начал свою работу над пьесой. В черновом автографе пьесы сохранились пометки Островского: «Задумана 6 января 1857 года», «Начата 8-го января 1857 года»; В конце рукописи стоит дата «18 января 1857 года». Таким образом, можно сделать вывод, что Островский написал пьесу достаточно быстро – за 10 дней. И в феврале того же года отдал в печать.

Вероятно, когда автор приступал к работе над пьесой, вряд ли предполагал, что через несколько лет вернется к образу Бальзаминова и сделает его героем еще двух небольших комедий - «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь».

«Бесприданница» - сороковая пьеса Островского. Замысел пьесы возник как раз тогда, когда в свет вышло восьмитомное собрание сочинений писателя. Этот факт и достоинства пьесы свидетельствуют о своеобразном итоге двадцатилетнего труда автора. Следует рассматривать замысел пьесы «Бесприданница» как своеобразный ответ Островского на многочисленные требования и претензии критики, обвинявшие автора в том, что он «исписался».

В отличие от других пьес, которые Островский написал очень быстро, работа над пьесой «Бесприданница» продолжалась несколько лет. Пока он писал эту пьесу, были написаны многие другие («Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва»). Это поздний период творчества автора. В ней Островский предстает уже опытным мастером, крупнейшим драматургом.

Работу над пьесой он начал в ноябре 1874 года, а закончил в октябре 1878. Однако, если обратиться к дневникам писателя, то в них можно найти интересные записи, которые были сделаны автором еще за 20 лет до того, как он опубликовал пьесу. Во время путешествия по Волге в 1845 и 1848 годах, а затем во время литературной экспедиции 1857 года Островский получил много впечатлений, которые затем вошли в его произведения, в том числе в «Бесприданницу». Так, слова, которыми Паратов полушутя себя характеризует: «мужчина с большими усами и малыми способностями», были услышаны автором еще 1857 году и занесены в записную книжку. Спустя двадцать лет он вложил эти слова в уста героя.

26 октября 1878 года Островский отправляет «Бесприданницу» из Москвы в Петербург, где уже 10 ноября того же года состоялась первая премьера.

Какие изменения претерпели отдельные образы в ходе работы драматурга над пьесой?

Первоначально пьеса «Бедность не порок» была задумана Островским как небольшая пьеса из двух актов под названием «Гордым Бог противится», но в ходе работы замысел автора расширился. Наибольшие перемены претерпел образ Мити, которого поначалу Островский рисовал не приказчиком богатого купца, а молодым поэтом из народной среды. Значительно обогатился живыми красками в процессе создания и образ Любима Торцова, яркие черточки которого драматург, по преданию, почерпнул из рассказов своего приятеля гостинодворского купца И.И.Шанина.

-Материалом для комедии Островского «Доходное место» послужили собственные впечатления писателя, накопленные им за время восьмилетней работы в судах, сначала в московском Совестном, затем в Коммерческом. «Вспоминая былое, писал позже драматург П.М.Невежин,- Островский сам нередко зло подшучивал над собой – не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место». Спустя несколько лет после написания пьесы Ап.Григорьев вспоминал: «Драма была для самого поэта горячею и честной исповедью гражданина, у которого… много накипело на душе. Поэт сам говорил мне в ту эпоху, когда драма писалась, говорил с полнейшим искренним увлечением: «Тут будут наши гражданские слезы».

Были ли какие то события, послужившие поводом к написанию пьесы?

Сюжет комедии «Волки и овцы» подсказала Островскому сама жизнь. Драматург был избран на должность почетного мирового судьи Кинешемского уезда. Эта должность дала ему возможность познакомиться с конфликтами, происходившими в среде дворянства, он заинтересовался некоторыми особенностями положения этого сословия. Непосредственным толчком к работе над пьесой послужил нашумевший процесс игуменьи Митрофании, который слушался в уголовном отделении окружного суда в октябре 1874 года. Игуменья эта, по происхождению баронесса Розен, обвинялась в мошенничестве, вымогательстве и присвоении большой суммы денег. Сильное впечатление произвела речь гражданского истца, известного адвоката Плевако, стремившегося придать процессу принципиальное значение. Он говорил: «Вместо храма- биржа; вместо молящегося люда- аферисты и скупщики поддельных документов; вместо молитвы- упражнение в составлении вексельных текстов; вместо подвигов добра – приготовление к ложным показаниям,- вот что скрывалось за стенами…Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!..»

Плевако назвал подсудимую «волком в овечьей шкуре». Островский был не только знаком с процессом, но и интересовался им. На его рабочем столе в Щелыкове лежал 11-ый номер «Отечественных записок» за 1874 год, в котором и была опубликована статья о деле игуменьи Митрофании. Драматург, несомненно, использовал материалы процесса при работе над своей комедией. Однако, как показывает изучение рукописей писателя, в процессе обработки сюжета он все дальше отходил от конкретных уголовных фактов, связанных с игуменьей Митрофанией. Островскому важен был не этот исключительный, из ряда вон выходящий уголовный эпизод. Его заинтересовали более обыденные, но не менее красноречивые эпизоды, которые разыгрывались повседневно в среде дворянства. Кроме того, ему надо было вложить происходящее в локальную коллизию, которая могла бы вместиться в масштаб комедии.

Замысел пьесы «На бойком месте» связан с впечатлениями драматурга от его путешествия по Волге в 1856 году. Об одной случайной встрече Островский сделал запись в своем «Дневнике путешествия по Волге»: «В Ситкове содержатель постоялого двора, толстый мужик с огромной седой бородой, с глазами колдуна, не пустил нас; у него гуляли офицеры с его дочерьми, которых пять».

Пьеса «Бедность не порок» Островский написал в достаточно сложный для него период. После публикации «Банкрута» он стал знаменитым, но это сильно осложнило его жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург был отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадежности, так как жизнь и характеры, изображенные в комедии, показались российским властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе.

Примерно в это время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Комедию «Сердце не камень» можно отнести к позднему периоду творчества драматурга, так как она была написана в 1880 году. Почти все его произведения, написанные в 1870-1880 гг., были современными социально-бытовыми пьесами. В этот период Островским были написаны пьесы: «Поздняя любовь»(1873), «Богатые невесты»(1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше»(1877), «Бесприданница»(1879), «Снегурочка»(1873), «Волки и овцы»(1875), «Последняя жертва»(1877), которые представляют собой художественное отражение русской жизни пореформенного периода, когда сущность буржуазных реформ, осуществленных крепостниками, обнаруживалась все с большей определенностью.

В каких других пьесах драматурга рассматриваются похожие темы, проблемы?

Какой резонанс вызвала пьеса в обществе?

Комедия «В чужом пиру похмелье» обратила на себя внимание критики прежде всего тем обстоятельством, что в ней обозначилась явная перемена взглядов Островского на купечество. Критик Н.С.Назаров писал, что в разговоре двух купчих «так много схвачено типических особенностей купеческого быта, что одного этого разговора было бы достаточно, чтоб рассеять (хоть на время) идеальное сияние, которое так усердно старался окружить г.Островский любимое свое сословие» («С.-Петербургские ведомости», 1856, 29 января). И.И.Панаев писал, что эта комедия заставит поколебаться тех, кто был убежден, будто Островский видит идеал русского человека в купце («Современник», 1856, №2).

В то же время многие критики остались недовольны тем, что пьеса, имея в своей основе богатый и благодатный для драматурга материал, осталась непроработанной, что тема ее «заключает в себе многие условия для глубокой драмы, но не обработана и не развита». («Сын отечества», 1856, №1). В.Я.Стоюнин сетовал на то, что «г.Островский как-то скоро скрутил действие и потому не мог в нем сделать многого со своими лицами: почти все они остались недоконченными, какими-то намеками на типы, а не самими типами», и заключал: «Пьесу можно сравнить с ветхою хижиною, построенной на скорую руку на прочном гранитном фундаменте, предназначенном для великолепного здания» («Театральный и музыкальный вестник», 1856, №5). Впрочем, и те, кто считал типы, выведенные в комедии, недостаточно прорисованными, делали исключение для образа Тита Титыча Брускова, ставшего нарицательным как обозначение корыстолюбия, помноженного на невежество и дикое своеволие.

Кто из известных литераторов, писателей, критиков оценил пьесу и как?

Пьеса Островского «Шутники» очень нравилась Льву Николаевичу Толстому. После того, как Толстой побывал на одном из представлений комедии в Малом театре, он писал в письме к жене, что «комедия трогательна, даже слишком». Т.А.Кузьминская, смотревшая вместе с ним спектакль, писала: «Помню, как понравилась ему новая пьеса Островского «Шутники».Я взглянула на него в тот момент, когда старик находит на улице подкинутый шутниками денежный пакет <…>У Льва Николаевича стояли в глазах слезы».

О пьесе «Бедность не порок» сочувственно отзывались в разное время великие собратья Островского по перу – Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, А.Ф.Писемский. Наиболее резко откликнулся на пьесу Н.Г.Чернышевский, поместивший в 1854 году в №5 журнала «Современник» рецензию, в которой упрекал драматурга за пьесу. Полемический тон Чернышевского был в значительной мере связан с его опасениями, как бы славянофильские увлечения, господствовавшие в окружении Островского, не повредили своей тенденцией таланту драматурга. Критик считал данную пьесу слабой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.

За что ругала критика пьесу?

За пьесу Островского «На бойком месте» критика обвинила автора в безнравственности. Так рецензент «Современной летописи» (1865, №39) утверждал, что «автор начертил нам такие смелые картины, перед которыми бледнеет все, что было до сих пор им изображено», «что касается до эротизма, то автор остановился только у самых геркулесовых столпов, за которыми уже начинается царство маркиза де Сада с братией».

Кто из персонажей вызвал негативное отношение критики?

Много претензий предъявляли Островскому критики либерального толка - главным образом по поводу образа Жадова («Доходное место»). Суть этих претензий кратко и иронично сформулировал Н.А.Добролюбов в статье «Темное царство»; «забавные обвинения» критиков-либералов сводились к вопросу: «… зачем Островский вывел представителем честных стремлений такого плохого господина, как Жадов».

Задание: Изучите историю постановки пьесы на сцене .

Были ли какие то препятствия для пьесы при ее постановке на сцене?

Сценическая судьба пьесы «Женитьба Бальзаминова» достаточно драматична. Совершенно неожиданно для Островского возникли препятствия к постановке «Женитьбы Бальзаминова» на сцене. И учинены они были на этот раз не театральной цензурой, а Театрально-литературным комитетом. Благодаря усилиям третьесортных литераторов с А.А.Краевским во главе Комитет вынес решение: «При слушании этой пьесы между членами комитета произошло разногласие: три голоса оказались в пользу пьесы, семь - против. Не одобряется к представлению. В связи с этим Островский писал начальнику репертуара П.С.Федорову: «Поверьте, что этот поступок Комитета оскорбителен не для одного меня в русской литературе, не говоря уже о театре. Так как гласно протестовать против решения Комитета я не могу, то у меня остается только одно: отказаться совершенно от сцены и не подвергать своих будущих произведений такому произвольному суду».

На защиту Островского и его пьесы встали журнал «Время», сатирические журналы «Искра» и «Гудок». Так в журнале «Гудок» появилась достаточно резкая статья, в которой утверждалось, что Комитет «составлен из таких лиц, которым доверять не имеет никакого уважительного основания ни образованная часть нашей публики, ни литературный кружок, ни артисты. Составляющие его личности весьма мало известны как эстетики и литературные критики; между тем, обязанность их оценять на жизнь или смерть произведения самой высшей литературной формы» («Гудок», №42, 1862).

После таких обвинений со стороны журналов, комедия снова поступила в на рассмотрение Комитета и пьеса была допущена к представлению на Александринской сцене. При этом были сделаны оговорки на «бедность репертуара Александринской сцены» и то, что нужны «пьесы, удовлетворяющие вкусу менее взыскательной части публики».

1 января 1863 года состоялась премьера комедии «Женитьба Бальзаминова» на сцене Александринского театра.

Когда пьеса была впервые поставлена на сцене?

Театральные постановки пьесы «Гроза» были осуществлены еще до первого ее появления в печати. На сцене московского Малого театра премьера состоялась 16 ноября 1859 года, в бенефис С.В.Васильева, игравшего роль Тихона. В Александринском театре в Петербурге драма впервые была показана 2 декабря 1859 года, в бенефис Ю.Н.Линской. исполнившей роль Кабановой.

Удачной или неудачной была первая постановка на сцене? И почему?

Премьера пьесы «Лес» была неудачной. После первого представления Бурдин известил Островского, что «пьесу принимали очень хорошо», но отсутствие автора «много повредило постановке».

Одной из причин неудачи было отсутствие подходящего исполнителя на ответственную роль трагика Несчастливцева. Обсуждая возможные кандидатуры на эту роль, брат драматурга М. Н. Островский писал 24 сентября 1871 года: «… Если Бурдин будет дурен, что несомненно, то и все (кроме Самойлова, конечно)… будут дурны; в этом я убежден… Но может быть, Бурдин будет хуже всех?.. Не думаю; во всяком случае, здесь разница в игре будет столь ничтожна, что она с избытком окупится тем, что Бурдин прекрасно выучит и будет во всем слушаться тебя и меня». Сам Островский предполагал отдать роль Несчастливцева Самойлову, но в связи с болезнью последнего вынужден был согласиться на исполнение этой роли Бурдиным.

О неуспехе спектакля свидетельствовали и отзывы на страницах печати. Рецензенты отмечали прежде всего неудачную игру Бурдина. Роль Несчастливцева не была в возможностях этого артиста. По мнению критиков актриса, игравшая роль Гурмыжской пропела всю роль в одной тоскливой ноте, а исполнительница роли Улиты впала в утрировку и шарж. Правдивость и точность в игре отмечали у исполнителей ролей Счастливцева (Зубров) и Восмибратова (Васильев).

Приведите пример самой удачной постановки пьесы в истории театра.

Комедия «Не в свои сани не садись» стала первым произведением Островского, сыгранным в театре. 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л.Н.Никулиной-Косицкой комедия была впервые сыграна труппой Малого театра на сцене московского Большого театра. Об этом дне Островский вспоминал: «В бенефис Л.Н.Косицкой, 14 января 1853 года я испытал первые авторские тревоги и первый успех» Успех спектакля был блистательным. Такой же успех сопутствовал пьесе и в Петербурге, где она впервые была поставлена на сцене Александринского театра 19 февраля 1853 года.

Ощущение восторга, царившего на представлениях новой комедии, сохранились в частных письмах той поры. В.Боткин 17 февраля писал из Москвы И.С.Тургеневу: «Не в свои сани не садись» действительно превосходная комедия. Я видел ее три раза- и каждый раз не выходил из театра без слезы на глазах <…>Театр – вот уже 9-е представление- каждый раз полон, шумит, смеется, плачет, хлопает…».И.Ф.Горбунов писал: «С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того не слыханный со сцены…»И далее Горбунов вспоминает, как в перерыве его учитель словесности говорил, обтерев выступившие на глазах слезы: «Это – не игра. Это- священнодействие! Поздравляю вас, молодые люди, вам много предстоит в жизни художественных наслаждений. Талант у автора изумительный. Он сразу стал плечо-о-плечо с Гоголем».

Сравните разные трактовки пьесы в разных постановках на русской сцене.

Чем обусловлены различия в постановках (своеобразием режиссерских трактовок, особенностями эпохи, традициями актерской школы и т.д.)