Балет тщетная предосторожность в большом театре содержание. Балет «Тщетная предосторожность

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера балета "Тщетная предосторожность", впервые поставленного Олегом Виноградовым ровно 30 лет назад.

Спектакль Олега Виноградова за эти годы выдержал 40 постановок по всему миру. Для зрителей - это крепко сбитый, веселый, динамичный балет. Для театров - гарантия кассовых сборов. Для артистов - россыпь отличных ролей. Для специалистов - поучительный образчик отношений шестидесятников с классическим танцем. Об аутентизме и реставрации наследия тогда никто и не думал. Классику было принято "творчески развивать". Олег Виноградов извел старинную пантомиму, заменив ее полутанцевальной; наставил "действенных" танцев, где герои танцуют "не просто так", а "оттого, что"; превратил французских крестьян времен в фарфоровых пейзан и восстановил музыку Луи Жозефа Фердинанда Герольда, под которую и танцевали на премьере 1789 года.

Виноградовская "Тщетная предосторожность" прелюбопытно внедряет в практику теоретические постулаты 60-х. В те времена акробатизм полагали признаком технического прогресса, однако соблюдали и "верность эпохе": партнер хоть и таскает балерину на руках все адажио, но не поднимает ее выше плеча - балетмейстер помнит, что "верхние" поддержки вошли в обиход на сто лет позже. Непременным атрибутом балетного юмора считались стопы "утюжками", а стремление "оттанцевать" каждую восьмушку музыкального клавира - адекватным прочтением партитуры. Для решения формальных задач балетмейстер вставляет в двухактный спектакль целых три па-де-де главных героев. Одно построено на синхронных движениях танцовщиков (примете доромантического балета), другое разрабатывает "современность" - включение в классику элементов акробатики, третье - представляет собой дайджест классического экзерсиса, отыгрывая тогдашнюю моду на всевозможные класс-концерты.

Труппа Театра Станиславского воспроизводит постановку советского классика с пиететом, подчас избыточным. Кордебалет и корифеи поглощены "технологией" - следят за аккуратностью рук и ног, правильной работой корпуса и напряженно пытаются уложить в музыку навороченные каскады па. Стремления эти похвальны, но пока слишком бросаются в глаза. Солистам хуже дается игра. Особо усердно гримасничает Екатерина Сафонова, успешно одолевшая технические рифы партии Лизы. У ее партнера Романа Маленко тоже проблемы с актерской органикой, но к тому же не хватает природной выворотности, резкости и быстроты ног: к середине изощренных вариаций его Колен начинает "загребать" стопами и напрочь забывает о пристойных пятых позициях. От удовольствия видеть классического премьера Владимира Кириллова в партии комической старухи Марцелины зрители готовы простить ему некоторое однообразие мимических приемов. И лишь Антон Домашев в роли придурковатого жениха по-настоящему раскован и, соответственно, гомерически смешон.

Постановка "Тщетной предосторожности" 30-летней давности не выглядит случайной акцией. Реанимация советского наследия 60-70-х стала главным козырем столичных театров: недавно Большой восстановил "Лебединое озеро" Юрия Григоровича. Этим дело явно не ограничится: государственная мода на патриотизм и консервацию устоев нашла в московском балете преданных адептов. Щегольнуть европейским космополитизмом или провалить отечественный эксперимент может позволить себе только успешная Мариинка. Москвичи сделали ставку на официально признанный "золотой фонд" отечественного наследия - недорого и наверняка. Впрочем, содержимое фонда не всегда выдерживает испытания временем. Так, безыдейная балетная комедия оказалась не в пример жизнеспособнее "философской поэмы", балетмейстер Виноградов - интереснее балетмейстера Григоровича, а выбор Театра Станиславского - гораздо точнее ставки Большого.

Время МН, 1 июня 2001 года

Лейла Гучмазова

Пейзанки по старинке

Притерпевшись к тому, что со свежими идеями в нашем балете беда, хореографы первой плеяды все ласковее относятся к ремейкам и подновлениям. Лет пять назад, со скандалом покинув пост главного балетмейстера Мариинского театра, Олег Виноградов восстанавливает по миру балетную старину. Музыкальный театр имени Станиславского тоже приобщился. Отныне в репертуаре - "Тщетная предосторожность" урожая 1789 года в версии Олега Виноградова.

Балетмейстер не скрыл, что размножил свою "Тщетную..." по городам и весям сорок раз. Официально выкупив товарный знак Kirov Ballet School и обосновавшись в Нью-Йорке, "ленинградский Григорович", а теперь уже и кандидат на "русского Лякотта", гордится своим бестселлером. В жизни - жесткая конкуренция за место под солнцем, на экране - боевики и стрессы, а в театре - самый беспроблемный балет классики. Среди трех китов дожившей до наших дней старины "Тщетная..." самая пожилая и здравомыслящая. Она обозначила, что одни уже не хотят в балете аллегорий и мифов с Минервами, а другие еще не могут романтически развести грезы и реальность "Сильфиды" и "Жизели". "Тщетная..." - это простенькая история "про жизнь", то бишь про "Худо сбереженную дочь" (морализаторское название старомосковской, разумеется, не французской версии). Дочка любит бедного, но славного, мамаша стережет ее для глупого, но богатого. Уж было сберегла, вот-вот под венец, и вдруг - какой афронт! Запертая в спальне дочка не одна, а с тем самым счастливцем. От волнения все на миг забывают про пируэты и отчаянно мимируют. Долгожданная свадьба и танцы до упаду. Словом, не омраченная рефлексиями классика.

Виноградов вслед за Фредериком Аштоном предпочел более раннюю музыкальную партитуру Луи Герольда как равную настроению спектакля. Пейзане и пейзанки вяжут снопы под немудреное "раз-два-три" - Герольд с вкраплениями взял оркестрованной первозданной простотой, под такую музыку вполне могли веселиться крестьяне. Все, что нужно, и даже больше сделал художник постановки Вячеслав Окунев - у него будто майолика прикидывается гжелью, фарфоровые коровки роскошно выглядят в золоченом багете сцены. Все светлое, радостное, пахнет окультуренной природой и гобеленом с пастушками. Артистам бы суметь немного слукавить - и, глядишь, получился бы нормальный пункт афиши. Увы.

Танцевальный текст совсем несложен, исключая соло Колена (Роман Маленко) в финальной сцене. От актеров не требовалось технических свершений, только немного вкуса и изящества. Если пылить вывеской Художественного балета, из которого выросла труппа Музыкального театра Станиславского, то им тем паче пристало быть актерски точными и выразительными. А тут уморительно смешной Владимир Кириллов невольно сделал свою мамашу Марцелину главной героиней. Ни бодрая сельская молодежь, ни главные герои (хотя соперники Р.Маленко и А.Домашев были интереснее партнерши), ни ходульные персонажи второго плана не были на месте. И формула положительных эмоций от спектакля уложилась в кратенькое - Окунев плюс Кириллов.

Балетная старина - это, конечно, удобно. Пресную простоту всегда можно назвать незатейливостью и сослаться на первоисточник. Но старина - штучка тонкая, подойти можно по-разному. Можно действительно покопаться в архивах и сделать музейный новодел (случай со "Спящей красавицей" в Мариинском). Можно, подкрасив свое право на версию приобщением к непрерывной линии исполнителей, что передает в балете па из ног в ноги, сделать "свой взгляд во вкусе старины" (случай "Дочери фараона" Пьера Лякотта). Виноградов не занимался пиаром, что делает ему честь, или говорит о возможностях - в конце концов, это дело и выбор дирекции театра. Но как-то не нашел посыла, застряв где-то между "делать старину" или "играть в старину". А артистам театра Станиславского не объяснил разницы между пейзанами и колхозниками. Только и всего.

Известия , 2 июня 2001 года

Елена Губайдуллина

Сказка матушки Гусыни

"Тщетная предосторожность" в театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Вчера состоялась премьера спектакля, который поставил известный хореограф Олег Виноградов. В советские времена он около двадцати лет возглавлял Кировский (ныне Мариинский) балет. Балетмейстер приехал на московскую постановку из Вашингтона, где руководит Кировской балетной академией (название официально выкуплено у петербургского театра за 250 тысяч долларов). А месяц назад виноградовскую "Тщетную" поставили в Индианаполисе. Таким образом число театров, где идет этот балет, перевалило за сорок.

Секрет успеха спектакля Олега Виноградова, сочиненного им ровно тридцать лет назад для Ленинградского Малого оперного театра, легко объясним. Оригинальный и сложный хореографический текст "вышит" по канве старинного либретто Жана Доберваля, наполненного обаятельными комическими ситуациями. Для исполнителей - сущее раздолье. Есть где щегольнуть и актерским мастерством, и техникой классического танца. Не меньше удовольствий и для зрителей - и эстетические наслаждения, и развлечения, и поучения. Обнадеживает и мораль балета, высказанная в пословице "От худа до добра - один шаг" (одно из первоначальных названий старой "Тщетной").

Со сложным хореографическим рисунком труппа театра справляется легко и играючи. Заметно вырос уровень кордебалета. Виртуозным изяществом блистают и солисты - Екатерина Сафонова (Лиза) и Роман Маленко (Колен). Хотя этим исполнителям партий юных влюбленных актерской свободы пока еще не достает. И потому их сентиментальный роман несколько отступает на второй план. А главной героиней балета становится мамаша Марцелина.

Тот, кто поленится заглянуть в программку, ни за что не узнает в этой смешной деревенской умнице Владимира Кириллова, еще недавно бывшего главным балетным принцем театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Его Марцелина предстает и неловкой самоуверенной гусыней, забавно притоптывающей громадными башмаками, и лихой атаманшей, и старушенцией с больным сердцем.

"Тщетную предосторожность" любили всегда. К примеру, в России балет практически не исчезал из репертуара. По мотивам Доберваля ставили и Лев Иванов, и Александр Горский. Версия Горского долгое время входила в репертуар Московского хореографического училища. Жана Доберваля называли балетным Бомарше, а его самое знаменитое детище, родившееся в конце восемнадцатого века, считалось современным балетом того времени. Теперь свободолюбивые селяне превратились в хорошеньких фарфоровых пастушков и пастушек. И в технически сложном спектакле Олега Виноградова наивной естественности, присущей всем предыдущим "Тщетным", почти не осталось. Хореография, безусловно, заслужившая самый популярный знак советского времени, "знак качества", то и дело напоминает о космических скоростях и прочих доблестных достижениях. Тем не менее на "Тщетную" в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко будут ходить именно "за стариной".

Независимая газета, 2 июня 2001 года

Майя Крылова

Фарфор в коровнике

Балет "Тщетная предосторожность" на сцене Музыкального театра

"ТЩЕТНАЯ предосторожность" впервые была поставлена во Франции, в Бордо, хореографом Жаном Добервалем. Это случилось в 1789 году, но та постановка не сохранилась и лишь в конце XX века была реставрирована. Старинная комедия положений когда-то была современным балетом, совершившим почти революцию: взамен стерильных аллегорических добродетелей и мифологических персонажей на балетной сцене появились грубоватые представители третьего сословия. Естественно, эти представители были облагорожены до пасторальных пейзан. Фабула завязана на сватовстве придурковатого Алена, сына богатого мельника, к разбитной красотке Лизе, дочери крестьянки Марцелины (эту роль традиционно исполняют мужчины). Лиза, естественно, любит бедного, но пригожего Колена, и после забавных недоразумений все приходит к счастливому концу.

Кто только не брался за пасторально-незатейливый сюжет - известны несколько вариантов балета, в том числе и всемирно знаменитый спектакль англичанина Аштона, отобранный Большим театром к постановке в следующем сезоне. Российский хореограф Олег Виноградов, в прошлом многолетний главный балетмейстер Мариинского (Кировского) театра, 30 лет назад тоже сочинил "Тщетную предосторожность", с тех пор спектакль поставлен в 40 театрах мира.

Ныне Виноградов проживает в Вашингтоне, где возглавляет балетную школу - Кировскую академию (название "Кировская" было куплено за 25 тысяч долларов у Мариинского театра, отказавшегося от советских реалий). Лишь на 10 дней хореограф приехал в Москву, чтобы довести до ума работу своего ассистента Аллы Малышевой. Виноградов предпочел легкую музыку француза Герольда (в начале XIX века собравшего в единое целое сборную солянку "Тщетной") более известному, но и более тяжеловесному варианту немца Гертеля, написавшего балет по мотивам партитуры Герольда. Скрипичный репетитор с кусками оркестровки Адана (автора музыки "Жизели") был найден Виноградовым в библиотеке Кировского театра, а позже дополнен фрагментами сочинений Герольда из балета "Сомнамбула". Жаль только, что оркестр Музыкального театра под управлением Вольфа Горелика исполнил эту искристую музыку совсем без "искры".

Балет из XVIII века - прекрасная возможность поиграть современными представлениями о "прекрасной Франции" до Французской революции. Искомый стиль "Тщетной" - что-то похожее на статуэтку в коровнике: смесь ужимок от эпохи рококо со здоровой крестьянской самоуверенностью. В декорациях Вячеслава Окунева старинные домики бежево-розово-голубых оттенков - в окружении смешных бутафорских кур и коров - напоминают о севрском фарфоре и дельфтском фаянсе. Костюмы Ирины Пресс особенно удачны в сцене сбора урожая (там они цвета спелой пшеницы) и умеренно пестры - ровно настолько, чтобы не мешать рассмотрению кордебалетного рисунка, изобретательно составленного Виноградовым из комбинаций троек.

Результатом работы танцовщиков Виноградов доволен наполовину, о чем и заявил вполне откровенно на пресс-конференции. Балерина на главную партию, что особенно понравилась автору, Наталия Щелокова, заявлена театром лишь во втором составе 11 июня. Для критики есть основания: во время спектакля часто возникало впечатление, что лексика балета дана танцовщикам как бы "в рост", для грядущего совершенствования. Роман Маленко (Колен) совсем не вытягивает ступни и колени во время танца. Кордебалет не всегда учитывает, что руки должны быть "мягкие", а на низ ног хоть и обращает внимание, но с переменным успехом. Но отдадим должное исполнителям, выступившим с полной самоотдачей, - танцевать эту "Тщетную" трудно. Мало того что движения поставлены необычайно "густо", кажется даже, что на каждую ноту. Автор справедливо гордится тем, что его классическая хореография основана на разнообразии мелкой техники и на сложных оригинальных комбинациях вплоть до спортивности. Хотя здесь совсем нет стилизации балетов XVIII века, но движенческая и смысловая отсылка к бальным и народным старинным танцам требуют изощренного актерского мастерства. Плюс несколько развернутых хореографических сюит с тремя кульминациями - действенными па-де-де. Адажио первого дуэта построено на партерной технике, второго - на поддержках, среди которых есть и изобретенные Виноградовым. Третье, свадебное, па-де-де остроумно начинается с элементарных движений балетного класса, приготавливающих танцовщиков к более сложным па и вдобавок срабатывающих как театральная метафора приготовления молодых к новой семейной жизни.

Танцовщики должны передать сочетание "танцующей пантомимы" с быстрыми "опрокидываниями" в собственно танец. Со-де-баск, после которого падают на пол. Арабеск - и игра в "ладушки". Заноски, сменяющиеся гримасами всех темпераментов. Так что Екатерина Сафонова (Лиза) не зря получала аплодисменты зала: при своей несколько сухой манере и актерской зажатости она в основном справилась с завихрениями техники. А отличный балетный актер Антон Домашев неотразимо пародировал сцену сумасшествия из "Жизели", скакал на игрушечном коне и ловил мух руками в роли деревенского дурачка Алена (по сведениям, дошедшим с генеральной репетиции, Домашев столь же ярко сделал и роль Марцелины, которую будет исполнять во втором составе). На первом спектакле партию грозной мамаши исполнил бывший классический премьер театра Владимир Кириллов. С необъятным бюстом и в огромных сабо, он с наслаждением прикалывается в роли - брутально поправляет корсаж, "грузно" притопывает на деревенском празднике и грозит непутевой дочке материнским пальцем. Этот юмор, как и смешной перепляс четырех саботьеров, имел грандиозный успех у публики, совсем еще недавно смотревшей Кириллова в партиях принцев и героев-любовников.

Грамотно выстроенный спектакль, в финале которого дивертисментный танец постепенно нарастает до апофеоза, явно получит длительную прописку в афише. Ведь его с одинаковым успехом можно считать и детским, и взрослым, ставить на утренники и по вечерам.

Время новостей, 4 июня 2001 года

Ольга Гердт

Жалко, что коровы не танцуют

В театре им. Станиславского и Немировича-Данченко поставили «Тщетную предосторожность»

«Тщетной» в постановке Олега Виноградова балетная афиша Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в буквальном смысле обогатилась. Бывший главный балетмейстер Кировского балета, ныне руководящий респектабельной школой в Америке и балетной труппой в Сеуле, в Москву приехал как преуспевающий бизнесмен. Спектакль он поставил за десять дней, предварительно отрядив в театр репетиторов, в ударных западных темпах вышколивших труппу, в последнее время застоявшуюся. В новых сочинениях главного балетмейстера театра Дмитрия Брянцева особо не растанцуешься. В «Саломее», к примеру, отсеченную голову Крестителя, которая мотается через сцену на канате вроде маятника Фуко, помнишь куда дольше, чем солистов и кордебалет.

В балете Виноградова «птички, коровки, бабочки и мухи присутствуют, но не танцуют». Это предуведомление в афишке - и милая шутка, и серьезный концепт. «Тщетную предосторожность», поставленную тридцать лет назад в ленинградском Малом оперном, очевидцы вспоминают как спектакль «легкий и очаровательный». Воспроизведенный позднее более чем в сорока театрах, балет, как выяснилось, прелести своей не утратил. При том, что Виноградова явно занимала фарфоровая статуарность спектакля, поставленного в городе Бордо в 1789 году, демонстрируют здесь не манеры XVIII века, а ту самую действенную классику семидесятых, когда затанцевали все - и солисты, и статисты, и мимирующие персонажи. У Виноградова неутомимы, как пчелки, и влюбленная парочка Лиза и Колен, и толстосум Мишо с придурковатым сынком, и мамаша Марцелина (эту созданную на счастье всем вышедшим на пенсию премьерам партию в новой постановке исполняет бывший герой-любовник театра Владимир Кириллов), и прочие пейзане и пейзанки в соблазнительных костюмчиках. Такой плотности и разработанности классических текстов мы давно уже не видели. Статичными не выглядят даже стоящие на сцене в полный рост коровки, уморительно мотающие фарфоровыми головами (художник Вячеслав Окунев).

Сегодня Виноградова, наверное, окрестили бы постмодернистом, учитывая, что время от времени он не забывает иронично «поработать» с классическим наследием, внедряя, к примеру, в сентиментальный водевильчик «воспоминания» о еще не поставленной в то время «Жизели», сцену сумасшествия из которой прекомично имитирует неудачливый жених Лизы, Ален. Безумие этого любителя бабочек и девочек доводит публику до веселой истерики. Можно предположить, что такого же эффекта добивались в свое время Доберваль и Герольд, опростившие в «Тщетной» высокопарные аллегорические сюжеты.

Труппа театра Станиславского, правда, оказалась не очень восприимчива к стилистическим тонкостям. Кордебалет берет слаженностью и аккуратностью. Солисты, Екатерина Сафонова (Лиза) и Роман Маленко (Колен) с техническими нюансами справляются куда успешнее, чем с актерскими. Лирические сцены куда бледнее гротесковых - трио Марцелины, Алена и Мишо или танца хипповатых трюкачей-саботьеров. Любовный треугольник по этой же причине разваливается - в нем явно лидирует комический персонаж Антона Домашева, способного превратить вполне обычные антраша в индивидуальные смешные реплики. Потрясающе быстры и его актерские реакции в ансамблях - жалко, что партнерам иногда нечем на них ответить.

Тем не менее театр можно поздравить с удачной репертуарной находкой. Как выясняется, чтобы сделать нечто под антиаквариат, не обязательно выписывать дорогого и модного стилиста из Парижа или рыться в архивах. Достаточно, оглянувшись в недавнее прошлое, с изумлением обнаружить, что подобную работу с неменьшим творческим азартом, но с меньшей претензией кто-то уже проделывал. К счастью, Олегу Виноградову, вернувшему «Тщетной» потерянную партитуру Герольда, нехитрый музыкальный текст, навеянный популярными мелодиями (позднее более «серьезную», но совсем не французскую музыку к спектаклю написал немец Гертель), не приходило в голову, что он совершает архивную революцию. Иначе результат наверняка был бы другим.

Потеряв Наталью Осипову и Начо Дуато, Михайловский театр перешел к так называемым "народным балетам", ориентированным на тех, кто балет видит раз в пятилетку. Впрочем, такова была политика этого театра изначально, с самого прихода Кехмана: все для простого человека, а высоколобые пускай идут в Мариинский (Приглашение Дуато и Осиповой заставило думать о Михайловском иначе, но это было временное помрачение директорского ума - никто не знал, что настоящий балет столь дорог). "Пламя Парижа", а теперь "Тщетная предосторожность" оказались банальным возвращением назад.

"Тщетная" - балет узко-специальный. Интересующий фанатов и знатоков. Но Фредерик Эштон - который для некоторых ценителей - ярчайшая бездарность 20 века, символизирующая тотальную неспособность британцев заниматься хореографией, для других ценителей - автор "Маргариты и Армана" с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым, а потом с Сильви Гиллем и Николя Ле Ришем, ради которого можно простить все остальные провалы, для прочих же - популяризатор высокого балета, автор упрощенных версий многих выдающихся хореографий ( , например) - сделал из изысканного шедевра сентиментализма (на петербургской сцене этот спектакль впервые поставил Ш.Дидло) драмбалет. Драмбалет получился качественный, широкому зрителю должен нравиться. Тем более, что в первом и втором акте на сцену выводят очаровательного пони, второй акт заканчивается эффектной сценой бури ("Лебединое" отдыхает), в спектакле много пародийных и иронических танцевальных номеров, и главное - каждое движение понятно без извилин. Вот тут танцуют про любовь, а тут про уборку урожая. Только танца в самом прямом смысле у Эштона нет. В первом акте пара простеньких вариаций у солиста и солистки (все остальное время они завязывают и развязывают бантики, ленточки и прочую дребедень), во втором чуть посложнее па-де-де, в третьем легенький танец героини. Все.
(Для сравнения. Смутно помню "Тщетную" Олега Виноградова в Кировском 1980-х - с Маргаритой Куллик и Владимиром Кимом. Никаких массовых сцен, никаких иронических танцев - зато солист и солистка танцевали весь балет на мелкой технике. Спектакль был, мягко говоря, не шедевр - но это был балет).
Зато как удобно театральной дирекции (английский балет до сих пор работает по этому принципу, с минимизацией затрат). Солистка не нужна - танцевать может кто угодно. Солист тем более не нужен. Драматическая роль матери-вдовы - самая яркая, но и здесь достаточно заполучить опытного артистичного танцовщика - и дело сделано. Остается только пони пригласить. Лошадке и аплодируют громче всех. Освободившиеся деньги можно потратить на импортного дирижера - тем более, что музыка Герольда не просто "для ног", она очень напоминает залихватские припевы мультфильмов про Мюнгхаузена или известное "Его превосходительство любил домашних птиц".
Впрочем, находка Михайловского театра - Анастасия Соболева, исполнившая на премьере роль Лизы. Наконец-то рекрутерам Михайловского улыбнулась удача и вместо тяжелых на подъем, деревянных типа-солисток они нашли талантливую, артистичную (по крайней мере, в роли нежной деревенской девицы), пластичную балерину. С техникой у нее проблем немало, но при таких данных это можно решить привлечением хороших репетиторов. На Соболеву было очень приятно смотреть - она органично вошла в ткань балета. Все остальные - как и быть должно. Виктор Лебедев (Колен)- Буратино, как всегда. Майкл О"Хэйр (вдова, мать Лизы) танцует на среднеевропейском уровне, не более. В меру артистичен, в меру техничен. Звезд с неба не хватает. Полагаю, что Николай Цискаридзе был много интереснее.
Общий уровень кордебалетных номеров хорошо демонстрируют два момента. Танец петуха и кур, вставленный в текст балета несколько раз: весь построен на подражании ОДНОМУ движению птиц. Танец Алена, сына владельца виноградника: как он начинает скакать на зонтике в первое появление, так и продолжает весь балет. Одно движение для решения главной комической роли! Если это не бездарность, то что тогда бездарность?
Эштон силен массовыми сценами, нюансами психологической игры (например, вдова, уходя из дома кокетливо заглядывает в зеркало), английской иронией во взаимоотношениях персонажей, пантомимой. Чем угодно, только не танцем. Поэтому успех Эштона у зрителей Михайловского театра должен быть оглушительным. Если только пойдут они на балет с загадочным названием "Тщетная предосторожность". Не знает широкий российский зритель такого названия.

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Тщетная предосторожность". Балет "Тщетная предосторожность" в двух действиях. Композитор Луи Герольд. Либретто и постановка Ж. Доберваля.

Первое представление (со сборной музыкой): Бордо, 1 июля 1789 г; с музыкой Герольда - Париж, Гранд-Опера, 27 ноября 1828 г.

Действующие лица: Марцелина, зажиточная крестьянка. Лиза, ее дочь. Колен, бедный крестьянин. Мишо, откупщик. Никез, его сын. Нотариус. Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Никеза, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена. Марцелина не разрешает дочери встречаться с Коленом.

Приходят крестьянки - подруги Лизы и друзья Колена. Они всей душой сочувствуют горю Лизы и Колена, но помочь не могут. Марцелина ни на минуту не спускает глаз с дочери, заставляет ее работать по дому: кормить кур, взбивать масло, подметать двор.

Поле. Крестьяне работают. Среди НИХ Лиза, Никез, Колен и Марцелина. Надвигается гроза. Порывы ветра подхватывают Никеза, который взлетает на огромном зонтике. Общий хохот.

Комната в доме Марцелины. Крестьяне приносят влажные от дождя снопы и складывают их в угол. Незаметно в дом Марцелины пробрался и Колен, чтобы увидеться с Лизой.

Вскоре Марцелина уходит из дому, закрыв дверь на ключ. Дочь негодует на предосторожность матери.

Лиза мечтает о своей будущей жизни, когда она выйдет замуж за Колена и у нее родятся дети. Она научит их читать и будет ласковой матерью, но, если понадобится, будет и строга.

Внезапно снопы раздвигаются, и перед Лизой появляется Колен. Лиза смущена и испугана. Но мысль о том, что они, наконец, могут побыть вдвоем, наполняет их радостью и счастьем. Они обмениваются шейными платками. Идиллия Лизы и Колена коротка: слышны шаги возвращающейся Марцелины. Что делать? Лиза прячет Колена в чулан и принимается прясть, но делает это так неестественно, что Марцелина подозревает недоброе. Да и платок Колена на шее Лизы выдает ее.

Рассвирепевшая Марцелина в наказание запирает Лизу в чулан, в котором уже находится Колен.

Марцелина ждет нотариуса. Выгодный брак Лизы и Никеза радует ее и она почтительно приветствует пришедших вслед за нотариусом Мишо, Никеза и крестьян. Сейчас Марцелина выпустит из чулана непокорную дочь.

Дверь чулана раскрывается, и на пороге его появляются смущенные Лиза и Колен. Они бросаются в ноги к Марцелине, которой ничего не остается, как согласиться на их брак.

Л. Энтeлиc

Статья "Балет Тщетная предосторожность. Либретто" из раздела

Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .