Аукцион не состоялся 2 раза. Последствия признания аукциона несостоявшимся

Случаи признания торгов несостоявшимися:

1. В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник , признаются несостоявшимися.

2. Если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка.

3. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах признан участником соответствующей процедуры торгов.

4. Если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедуре были отклонены все поданные заявки.


Основания для признания открытого конкурса несостоявшимся:

1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе .

2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки.

3. По результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям.

4. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации.

5. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации.

6. По результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации.

В результате признания открытого конкурса несостоявшимся на основаниях, указанных в пунктах 4, 5 и 6, у заказчика может быть право, а в ряде случаев и обязанность заключить договор с единственным поставщиком. Аналогичные ситуации возникают в случае проведения аукционов и других видов закупочных процедур.

Основания для признания открытого аукциона несостоявшимся:

1. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки ;

2. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки.

3. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене договора.

4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.

5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.


Основания для признания несостоявшимися закупок, проводимых путем организации запроса котировок (запроса предложений):

1. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) не подано ни одной такой заявки .

2. По результатам рассмотрения заявок комиссией заказчика отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (запросе предложений).

3. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.

4. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям документации проведения запроса котировок.

Недействительные торги и несостоявшиеся торги

Необходимо различать:

Недействительные торги (ст.449 ГК РФ)

Проведены с нарушением закона.

Влекут недействительность договора, заключенного по итогам торгов.

Несостоявшиеся торги (п.5 ст.447)

Правомерны. «Отрицательный результат - тоже результат».

Торги не состоялись, если:

  • Нет ни одного участника.
  • Есть только один участник.
  • Есть только один участник, который соответствует требованиям документации и законодательства.

В связи с тем, что 223-ФЗ (в отличие от 44-ФЗ) не регламентирует последовательность действий заказчиков по результатам несостоявшихся закупок, то последствия и порядок действий заказчика в случае признания закупок несостоявшимися должны быть указаны в Положении о закупке.



Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический̆ статус такой̆ закупки.

От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей̆ процедуры в упрощенном порядке.

1. Выявление и анализ причин, послуживших основанием для признания закупки несостоявшейся.

2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).

3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с ЕП).

В отличиеот императивных правил госзакупок, 223-ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами, в Положении о закупке можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся: провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с ЕП на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировку не «обязан», а «может» .

Например:

По результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:

1) о закупке у единственного поставщика - в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);

2) о заключении договора - в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;

3) о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованным в Положении, который заказчик сочтет целесообразным использовать.

Последствия признания несостоявшимися торгов и «не торговых» процедур могут быть различными.

Гражданское законодательство устанавливает случаи признания закупки несостоявшейся применительно к торгам (конкурсам, аукционам).

Законодательство о госзакупках приравнивает последствия признания закупки несостоявшейся для торгов (конкурс и аукцион) и других способов закупки (запрос котировок, запрос предложений). Однако, в связи с тем, что 223-ФЗ не содержит таких условий, юридически для заказчика нет препятствий в целях оптимизации процесса не признавать несостоявшимися запрос котировок и запрос предложений с единственным участником и заключать с ними договоры не как с ЕП, а как с победителями в рамках соответствующей процедуры (при условии указания такой возможности в Положении).

В соответствии с правилами Положения о закупках, запрос предложений и запрос котировок, при наличии хотя бы одной заявки, могут быть проведены и оформлены именно как конкурентная процедура . Итогом такой процедуры будут являться протокол и договор.

Особенности и порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

1. Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:

Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:

а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупке;

б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;

в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров).

г) изменения в План закупок не вносятся, в ежемесячный отчет данный договор включается.

Отказ заказчика от заключения договора с единственным участником несостоявшихся торгов, заявка которого соответствует требованиям документации, незаконен.

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способа закупки) по результатам несостоявшейся закупки:

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика с учетом следующих особенностей:

а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке;

б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика;

в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки;

г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке - допускается незначительное (несущественное) изменение условий договора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.);

д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект договора и протокола определения единственного поставщика.

Пример из практики

Комиссией УФАС по Санкт-Петербургу (решение и предписание от 4 июня 2013 NoТ03-118/132 ) было принято решение о признании Заказчика нарушившим 223-ФЗ и Положение о закупках, в связи с отказом в заключении договора единственному участнику запроса предложения .

Признав запрос предложений несостоявшимся, закупочная комиссия нарушила п.12.5.12, п.12.7.2 Положения, путем необоснованого признания процедуры запроса предложений несостоявшейся, поскольку один участник, подавший заявку для участия в запросе предложений был допущен.

При этом Положением было предусмотрено, что «в случае если по результатам рассмотрения Заявок на участие в Запросе предложений по решению Организатора только одна Заявка на участие в Запросе предложений не была отклонена, то такая Заявка на участие в Запросе предложений оценивается в порядке, установленном документацией̆ о запросе предложений».

Заказчик этого не сделал и не довел процедуру до конца (не провел процедуру рассмотрения и оценки заявки) в связи с чем нарушил пункты 12.3-12.7 Положения о закупках, в части нарушения процедуры проведения запроса предложений и заключения договора по результатам проведения указанной процедуры.

Кроме того, как отметил УФАС заказчики по конкурентным процедурам, не относящимся к торгам, руководствуются только общими принципами 223-ФЗ и конкретными правилами Положения о закупках.

Участник закупки в соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок был признан единственным участником конкурса.

Несмотря на вышеизложенные обстоятельства письмом за исх. № 5220 от 18.12.12г. Заказчик (ответчик) отказался от заключения спорного договора с ООО «Альфа-Трейд», ссылаясь на отсутствие одобрения данной сделки со стороны Совета директоров ОАО «СППК».

Полагая данный отказ неправомерным, истец (участник конкурса) обратился в суд с иском к заказчику о понуждении к заключению договора.

Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, и удовлетворяя требования истца, суд исходил из следующего.

В соответствии с п.79 Положения о закупках Заказчика «Если открытый̆ конкурс вследствие поступления конкурсной̆ заявки от одного претендента, с таким претендентом при условии, что он будет признан участником и его конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в конкурсной̆ документации, может быть заключен договор по цене, не превышающей̆ указанную в финансово-коммерческом предложении участника».

Как было указано выше и не оспаривается ответчиком, конкурсной̆ комиссией̆ принято решение о предоставлении ООО «Альфа-Трейд» права на заключение договора. Данное решение конкурсной̆ комиссии в установленном законом порядке недействительным не признано.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по заключению договора с истцом по настоящему спору на условиях, изложенных в проекте договора к конкурсноӗ документации»

Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012.

Несостоявшиеся процедуры и отчетность

1. При заполнении ежемесячного отчета

В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 - закупки «сведения о закупочной деятельности

В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».

Электронная форма закупок как способ «борьбы» с несостоявшимися закупками

В настоящее время поставщики все реже хотят участвовать в неэлектронных закупках.

Для увеличения доли состоявшихся процедур нужно проводить больше закупок на электронной площадке.

При проведении закупки в электронной форме электронная площадка многие действия осуществляет за участников закупок и закупщиков, что позволяет максимально расширить возможный круг участников закупок.

Бумажные закупки = мало заявок, много несостоявшихся закупок.

Электронные закупки = много заявок, много состоявшихся закупок.




Вопросы слушателей

Вопрос: Что делать, если к аукциону были допущены несколько участников, а во время аукциона подал ценовое предложение только один из этих участников?
Ответ: В таком случае аукцион признается состоявшимся, поскольку цена в ходе его проведения была снижена по сравнению с первоначальным уровнем. Однако в случае, когда заказчик работает по 44-ФЗ, ему необходимо в такой ситуации прежде чем заключать договор с этим участником, получить на это разрешение контролирующих органов, поскольку 44-ФЗ это запрещает.

Вопрос: При проведении электронной закупки подана одна заявка, которая соответствует требованиям. Закупка признана несостоявшейся. Публикуется итоговый протокол, заключается договор с единственным поставщиком. Необходимо ли публиковать извещение о закупке у единственного поставщика?
Ответ: Нет, если заключается договор с единственным участником, то извещение о закупке у единственного поставщика публиковать не нужно.

Вопрос: При проведении запроса котировок не подано ни одной заявки. Решено провести закупку у единственного поставщика. Договор пока не заключен, но изменились объем и стоимость закупки. Что делать, как внести данные об изменениях на сайте?
Ответ: В таком случае формируется новое извещение, договор, протокол. Необходимо выяснить, в связи с чем изменились стоимость и объем. Если причины объективные, например, за прошедший период цены выросли, то можно изменить условия договора, внеся в них эти изменения.

Вопрос: Если на запрос предложений не было подано ни одной заявки, как правильно это оформить на официальном сайте?
Ответ: В протоколе указывается в таком случае, что на проведенный запрос предложений не было подано ни одной заявки, в связи с чем комиссия заказчика приняла решение признать данную закупку несостоявшейся.

Вопрос: Что делать в ситуации, когда товар слишком востребован, и поставщик не желает участвовать в закупке?
Ответ: Можно попробовать воспользоваться другим способом закупок.

Вопрос: Учреждение планировало приобрести на бюджетные средства автомобиль по 223-ФЗ, закупка была включена в план. В процессе закупки оказалось, что нужно было ее осуществлять по 44-ФЗ. Получилось, что по 223-ФЗ закупка не состоялась. Как это отражать на официальном сайте?
Ответ: Во-первых, эту закупку можно было проводить по 223-ФЗ. Это не капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности, поэтому это совершенно законно. Во-вторых, если закупка только планировалась, но по ней не были размещены документация и извещение, то такую закупку нельзя считать несостоявшейся. Таким образом, в этой ситуации все, что нужно сделать, это внести поправки в план, исключив эту закупку.

Вопрос: Если по результатам аукциона заказчиком и подрядчиком принято обоюдное решение расторгнуть договор по соглашению сторон, то как следует оформить данное расторжение?
Ответ: Нужно просто оформить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Вопрос: Можно ли в положении о закупке прописать, что если во время проведения закупки путем запроса котировок подана одна заявка и допущен один участник, то закупка признается состоявшейся.
Ответ: Да, в таком случае в положении должно быть написано, что если при проведении закупки получена только одна заявка, которая соответствует требованиям документации, то договор может быть заключен с единственным участником, подавшим эту заявку.

Вопрос: Верно ли что договор с единственным участником и договор с единственным поставщиком - это разные вещи и в отчетах их нужно отражать по-разному?
Ответ: Да, верно, они имеют разную правовую природу. С точки зрения закупочного законодательства такие договоры имеют различные основания для заключения. Соответственно в отчетах сведения о таких договорах также будут отражаться в разных категориях.

Вопрос: Если торги признаны несостоявшимися, можно ли заключить договор с единственным поставщиком на месяц, а затем повторно провести торги? Нужно ли в этом случае вносить изменения в план закупок? Закупка более ста тысяч рублей.
Ответ: Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что не было подано ни одной заявки при проведении торгов, можно заключить договор с единственным поставщиком. Если сумма договора более ста тысяч рублей, нужно разместить на официальном сайте все необходимые документы для проведения закупки - извещение, проект договора и протокол. Впоследствии можно провести повторно торговую процедуру, но в документах должны быть отражены требования с учетом уже тех обязательств, которые возникнут на тот момент перед тем единственным поставщиком, с которым будет заключен договор. В план возможно лучше изменения не вносить в таком случае, поскольку в итоге процедура этой закупки все равно будет конкурентной.

Вопрос: Если в процессе закупочной процедуры не было подано ни одной заявки, закупка признана не состоявшейся, а предмет закупки, в соответствии с законодательством, можно закупать только в электронной форме, то можно ли провести закупку у единственного поставщика?Ответ: Закупка в этом случае уже была проведена электронно, она не состоялась, это является основанием для закупки у единственного поставщика, это не противоречит 616 постановлению правительства.

Вопрос: Если аукцион не состоялся, так как был только один участник, необходимо ли размещать два протокола - протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов?
Ответ: Протокола рассмотрения заявок в этом случае будет достаточно. Поскольку итогов никаких нет, то протокол подведения итогов размещать не нужно.

Вопрос: Если при проведении закупки единственная заявка признана соответствующей требованиям, то в соответствии с положением о закупке заключается договор с единственным участником, подавшим эту заявку. Для закупок свыше ста тысяч у единственного предусмотрено размещение извещения и документации на официальном сайте. Соответственно договор будет заключаться в рамках этой процедуры, а не аукциона. Как тогда закрывается вопрос с аукционом?
Ответ: Если при проведении аукциона единственная заявка признана соответствующей требованиям, и в соответствии с положением о закупке заключается договор с единственным УЧАСТНИКОМ, подавшим эту заявку, то такая ситуация отличается от заключения договора с единственным ПОСТАВЩИКОМ, который возможно заключить в случае, когда при проведении аукциона не было подано ни одной заявки, и тогда нужно размещать документацию на официальном сайте и т.д., опять же если такая ситуация предусмотрена положением о закупке. В данном случае будет просто договор с единственным участником.

Вопрос: Включать ли в ежемесячный отчет в раздел закупок у единственного поставщика те случаи, когда договоры были заключены с единственными участниками в результате проведения конкурентных закупочных процедур?
Ответ: Нет.

Вопрос: Нужно ли вносить изменения в план закупок в случае, когда в результате несостоявшейся процедуры закупки договор заключается с единственным поставщиком?
Ответ: Да, поскольку меняется способ закупки.

Вопрос: Если при проведении запроса предложений не поступило ни одной заявки, можно ли заключить договор с единственным поставщиком или надо отдельную процедуру проводить и включать ее в план закупок?
Ответ: При заключении договора с единственным поставщиком в результате несостоявшейся процедуры закупки путем запроса предложений, нужно размещать извещение на официальном сайте и вносить изменения в план.

Вопрос: Если цена договора с единственным участником была снижена в результате процедуры уторговывания, то достаточно только протокола рассмотрения заявки?
Ответ: Да, протокола рассмотрения заявки достаточно, в нем фиксируется факт наличия одной заявки, соответствующей требованиям документации.

Вопрос: Нужно ли в ежемесячных отчетах отражать суммы по договорам, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей?
Ответ: Да, нужно.

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком .

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки ;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции .

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе .
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке .

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Закупка признана несостоявшейся по 44 ФЗ - это значит, что в ней никто не участвует, заявки участвующих отклонили, в процедуру пришел только один поставщик или по результатам рассмотрения осталось одно предложение, которое соответствует требованиям документации. Действия заказчика в такой ситуации зависят от способа определения поставщика.

Когда госзакупка признается несостоявшейся

Тот факт, что процедура не состоялась, не всегда означает, что она проходит без заявок или все предложения участников отклонены. Поводов для этого намного больше. Рассмотрим эти основания для разных этапов процедуры. Собрали в таблицу основания признания закупки несостоявшейся по 44 ФЗ.

Прием предложений
  1. Никто не пришел участвовать.
  2. Поступило единственное предложение.
Оценка и сопоставление Общие основания
  1. Отклонили заявки.
  2. Признали, что единственное предложение соответствует требованиям.
Для конкурсных процедур Когда проводится предквалификационный отбор в конкурсе с ограниченным участием:
  1. Признали, что никто не соответствует доптребованиям.
  2. Признали, что единственного поставщика допустили по итогам предквалификационного отбора.
Когда проводится второй этап двухэтапного конкурса:
  1. Поступило 0 заявок.
  2. Поступило одно предложение или все участники отклонены.
  3. После рассмотрения признали, что только 1 заявка соответствует требованиям.
Для аукциона Когда за 10 минут после того, как начался аукцион, не поступило ни одной цены.
Подписание госконтракта Победитель уклонился от подписания госконтракта, а затем и участник, которому присвоен второй номер, не подписал соглашение.

Что делать, если не состоялся электронный конкурс

Если закупка не состоялась по причине отсутствия поданных заявок, заказчик вправе провести новую закупку, а в некоторых случаях ему придется продлить срок подачи заявок или изменить способ определения поставщика. Все зависит от этапа и формы тендера. Например, в электронном конкурсе как поступить в такой ситуации регулирует ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Собрали в таблицу, что делать заказчику на этапах:

  • приема, оценки и сопоставления предложений;
  • заключения контракта.

Что делать, если не состоялся электронный аукцион

Когда признают несостоявшимся аукцион в электронной форме, 44 ФЗ диктует госзаказчику подписать госконтракт с единственным участником. Согласовывать эту сделку с ФАС не нужно.

Другое дело, если аукцион не состоялся: не подана ни одна заявка по 44 ФЗ или все заявки пришлось отклонить. Эти причины для признания процедуры несостоявшейся закреплены в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69. Что делать в плане-графике, если не состоялся аукцион по 44-ФЗ:

  • внести новую позицию;
  • продлить срок выполнения обязательств;
  • повторить процедуру.

Признание аукциона несостоявшимся 44 ФЗ считает причиной провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект госзакупки в этом случае не изменяется.

Основание заключения контракта с единственным поставщиком, если аукцион признан несостоявшимся. собрали в таблицу.

Подробно разобрали, как внести изменения в план-график 2020, если аукцион не состоялся, в статье .

Что делать, если не состоялся электронный запрос котировок

Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся, заказчик продлевает процедуру на 4 рабочих дня, подписывает контракт с единственным участником или организует тендер снова. Согласовывать контракт с единственным поставщиком у контрольных органов не нужно. А чтобы провести новый тендер, придется изменить документы планирования.

Что делать, если не состоялся электронный запрос предложений

Рассмотрим, какие действия нужно сделать заказчику на разных этапах процедуры.

Что делать, если не состоялся тендер у единственного поставщика

Ситуация, когда не состоялась закупка у единственного поставщика, возможна, если Антимонопольная служба не согласовывает сделку. Например, когда заключается контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом случае придется проводить тендер заново или обжаловать решение ФАС.

Если аукцион не состоялся, не подана ни одна заявка, что делать по 44-ФЗ? Ответ и подробные объяснения рассмотрим в нашей статье.

Электронный аукцион не состоялся - что делать

Ответ на вопрос есть в статье 71 44-ФЗ. Ее положения можно разбить на две основные ситуации:

  1. направлена одна качественная заявка;
  2. отсутствуют качественные предложения (подано несколько, но всем лицам, их направившим было отказано в допуске к торгам/ все вторые части заявок были признаны несоответствующими закупочной документации).

Что делать в каждой из указанных ситуаций, расскажем далее.

Аукцион не состоялся: подана одна заявка

Если электронный аукцион признан несостоявшимся, подана одна заявка (осталась 1 качественная заявка, т.к. остальные были отклонены), то заказчик должен оформить госконтракт с единственным поставщиком (ЕП). Этим поставщиком выступает лицо, подавшее единственную заявку. Основанием оформления контракта является пункт 25.1 части 1 статьи 93 44-ФЗ:

  • он оформляется на условиях, указанных в закупочной документации;
  • в него включается условие о стоимости, не превышающее начальную стоимость госконтракта.

Сроки и процедура подписания документа определены статьей 83.2 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не требуется.

Итак, если электронный аукцион не состоялся по причине того, что была подана только 1 заявка, то следует оформить госконтракт с лицом, ее подавшим. Сложнее обстоит дело, если на электронный аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ. Подробнее об этом расскажем далее.

Если не состоялась конкурентная процедура, заказчик либо заключает контракт с единственным поставщиком, либо проводит повторную или новую закупку. Как действовать, зависит от способа закупки и причины, по которой закупка не состоялась. Смотрите алгоритм действий для электронных, бумажных и закрытых закупок.

Что делать если аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок 44-ФЗ

Ответ на вопрос содержится в части 4 статьи 71 закона № 44-ФЗ. В соответствии с ней госзаказчик осуществляет:

  • электронный запрос предложений, не меняя объект госзакупки;
  • другую конкурентную процедуру (например, провести повторный аукцион).

Если электронный аукцион не состоялся, можно разместить его еще раз. Соответствующие изменения заказчик должен внести в план-график, а при необходимости и в план закупок. При этом внести правки в план-график можно не позднее, чем за 1 день до дня публикации в ЕИС извещения о проведении повторной процедуры (часть 14 статьи 21 44-ФЗ).

На аукцион не подано ни одной заявки, что дальше?

Если электронный аукцион не состоялся дважды, что делать? Проводить запрос предложения или другую конкурентную процедуру. При этом стоит обратить внимание на условия аукциона.

Если не хотят участвовать, значит, потенциальных поставщиков что-то не устраивает и это можно исправить. Например, снизить обеспечение выполнения госконтракта до минимально возможного значения. Кроме того, провести именно запрос предложения, ведь его проведение дает заказчику возможность направить приглашения на участие в торгах лицам, с которыми подобные госконтракты оформлялись в предыдущие 1,5 года.

Любая несостоявшаяся процедура закупки это ещё одна головная боль контрактного управляющего. Ведь не секрет, как много времени и сил занимает подготовка технического задания, составление аукционной документации, публикация на сайте, томительное ожидание поданных заявок. Но, даже если заявки были поданы, аукцион всё равно может не состояться.

А как у других?

Статистика показывает, что отклонение заявок по первым частям чаще всего встречается при проведении закупок на поставку товаров и выполнение работ. А именно, характеристики поставляемого (или используемого при выполнении работ) товара не соответствуют параметрам, заданным в техническом задании.

По вторым частям заявки отклоняются, как правило, при закупках услуг. Т.к. основной пакет документации от участника закупки содержится именно во второй части заявки, а в первой части достаточно только согласия на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

3. Торговаться никто не пришел. И такое бывает тоже – заявки поданы, первые части заявок рассмотрены и допущены до участия в электронном аукционе. Все ждут наступления торгов. Но в заветный час не поступает ни одного ценового предложения. Увы и ах.

Заказчик может бесконечно теряться в догадках «Как? Почему? Про нас забыли?». Эта ситуация оказывается выигрышной для того участника закупки, который первым подал заявку на участие в аукционе. В этом случае действует принцип «кто первый встал – того и тапки».

Оператор электронной площадки высылает заказчику обе части заявок всех заявившихся участников. Заказчик их рассматривает и принимает решение о соответствии этих заявок требованиям аукционной документации. Контракт заключается с тем участником, кто раньше других подал заявку, соответствующую требованиям аукционной документации. После публикации протокола рассмотрения заявок аукцион переходит на стадию заключения контракта.

4. Аукцион совсем не состоялся. Если на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют требованиям документации, аукцион тоже будет признан несостоявшимся.

Закон гласит, что в этом случае заказчик вносит изменения в план-график и проводит данную закупку, но уже путем запроса предложений, либо проводит новую закупку. Если заказчик выбирает первый вариант, то изменение объекта закупки недопустимо. В плане-графике должна быть создана новая позиция закупки путем запроса предложений. Объект закупки остается прежним, обязательным изменениям подлежит срок осуществления закупки.

Заказчик передумал.

Если же необходимости в данной закупке уже нет, то Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и проводит новую закупку: возможно не освоенные денежные средства заказчик решит пустить на другие цели.

Десять дней по ПГЗ отменили, но не для всех.

Какой бы из этих двух путей Заказчик не выбрал, ждать 10 дней после внесения изменений в ПГЗ до публикации извещения всё равно придётся. Но прежде, чем вносить изменения в документацию, необходимо провести анализ – что же такого написано в аукционе, раз никто не захотел в нём участвовать.

Причины могут быть абсолютно разные - начальная (максимальная) цена контракта занижена, не корректно составлено техническое задание, срок исполнения контракта критически мал или потенциальный участник размещения заказа попросту упустил ваш аукцион во всём потоке информации на электронной площадке. Каковы бы не были причины, осваивать денежные средства всё равно придется и закупку проводить заказчику необходимо.

Контракт всё-таки будет.

В первых трёх случаях несостоявшийся аукцион всё равно приведет заказчика к заключению контракта в соответствии с п.25.1 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.

При этом цена контракта не должна быть выше начальной (максимальной) цены, а сроки его заключения регламентируются ст. 83.2 ФЗ №44-ФЗ.

Интересных закупок и состоявшихся аукционов Вам, коллеги!

Дата публикации: 24.08.2018

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.