Анализ «Гамлет» Шекспир. Cочинение «Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет Особенности композиции трагедии параллелизм удвоение

Шекспир писал пьесы не только для внутреннего, но и для внешнего глаза. Он всегда имел в виду зрителей, толпою окружавших сцену и жадно требовавших занимательного зрелища. Этой потребности отвечал выбранный драматургом интересный сюжет, развертывавшийся перед глазами зрителей на протяжении спектакля.

Наивно, однако, думать, что действие пьесы было как бы заранее дано повествованием, избранным для инсценировки. Эпический рассказ надо было превратить в драму, а это требовало особого умения - умения строить действие. Выше уже сказано о некоторых сторонах композиционного мастерства Шекспира, но отмечено далеко не все. Теперь мы возвращаемся к вопросу о том, как построена трагедия в плане развития ее действия.

Шекспир написал пьесу, не деля ее на акты и сцены, ибо представление в его театре шло непрерывно. И кварто 1603 и кварто 1604 года не имели никаких делений текста на акты. Издатели фолио 1623 года решили придать его пьесам как можно более ученый вид. С этой целью они применили к Шекспиру принцип деления пьес на пять актов, рекомендованный древнеримским поэтом Горацием и разработанный гуманистами Возрождения. Однако этот принцип они не провели последовательно во всех пьесах фолио. В частности, в «Гамлете» деление проведено только до второй сцены второго акта. Дальше текст идет без делений на акты и сцены. Впервые полное разделение «Гамлета» осуществил в своем издании Шекспира драматург Николас Роу в 1709 году. Таким образом, существующее во всех последующих изданиях деление на акты и сцены принадлежит не Шекспиру. Однако оно прочно утвердилось и мы тоже будем придерживаться его.

Увлеченные загадкой характера Гамлета, многие читатели невольно забывают о пьесе в целом и меряют все лишь тем, какое значение имеет то или иное обстоятельство для понимания героя. Безусловно, признавая центральное значение Гамлета в трагедии, нельзя, однако, сводить ее содержание только к одной его личности. Это видно из всего хода действия, на протяжении которого решаются судьбы многих лиц.

Композиция «Гамлета» тщательно изучалась исследователями, и их выводы были далеко не одинаковыми. Современный английский критик Эмрис Джонс считает, что эта трагедия, как, впрочем, и остальные пьесы Шекспира, делится всего лишь на две части. Первую составляет все действие от начала, когда Призрак возлагает на принца задачу мести, до убийства Полония, после которого Гамлета срочно отправляют в Англию (IV, 4). Вторая фаза начинается с возвращения Лаэрта (IV, 5). Если в первой части центральным содержанием было стремление Гамлета выяснить вину Клавдия и отомстить ему за убийство отца, то вторая часть трагедии имеет центром месть Лаэрта Гамлету за убийство Полония .

Выдающийся английский режиссер X. Гранвил-Баркер считает, что трагедия делится на три фазы: первую составляет завязка, занимающая весь первый акт, когда Гамлет узнает об убийстве его отца; вторая занимает второй, третий и четвертый акты до сцены отправки Гамлета в Англию; третья фаза у Гранвил-Баркера совпадает со второй фазой Э. Джонса .

Наконец, существует и деление действия на пять частей, не вполне совпадающее с делением трагедии на пять актов. Оно более традиционно. Его достоинством является расчленение действия на части, отражающие сложное нарастание событий и, главное, различные душевные состояния героя.

Впервые деление трагедий на пять актов было установлено древнеримским поэтом Горацием. Оно было признано обязательным теоретиками драмы эпохи Возрождения, но только в эпоху классицизма XVII века стало применяться повсеместно. В середине XIX века немецкий писатель Густав Фрайтаг в своей «Технике драмы» (1863) пришел к выводу, что традиционное деление на пять актов имеет разумное основание. Драматическое действие, по Фрайтагу, проходит через пять стадий. Правильно построенная драма имеет: а) введение (завязку), б) повышение действия, в) вершину событий, г) падение действия, д) развязку. Схема действия представляет собой пирамиду. Ее нижний конец - завязка, возникающее после нее действие идет по восходящей линии и достигает вершины, после чего в развитии действия наступает спад, завершающийся развязкой .

Термины Фрайтага могут дать основание для неправильного заключения, будто с развитием действия и после кульминации происходит ослабление напряжения и соответственно упадок интереса зрителей, чего немецкий писатель отнюдь не имел в виду. Он дополнил свою пирамиду еще тремя драматическими моментами.

Первый момент - начальное возбуждение, второй - перипетия, или трагический момент, приходящийся на вершину действия, третий - момент последнего напряжения.

Многие шекспироведы конца XIX - начала XX века применяли пирамиду Фрайтага для анализа «Гамлета». Укажем, как соответственно ей членится действие нашей трагедии.

1) Завязку составляют все пять сцен первого действия, и ясно, что моментом наивысшего возбуждения является встреча Гамлета с Призраком. Когда Гамлет узнает тайну смерти своего отца и на него возлагается задача мести, тогда четко определяется завязка трагедии.

2) Начиная с первой сцены второго акта происходит развитие действия, вытекающее из завязки: странное поведение Гамлета, вызывающее опасения короля, огорчение Офелии, недоумение остальных. Король предпринимает меры, чтобы узнать причину необычного поведения Гамлета. Эту часть действия можно определить как усложнение, «повышение», одним словом, развитие драматического конфликта.

3) Где кончается эта часть трагедии? На этот счет мнения расходятся. Рудольф Франц включает во вторую стадию действия и монолог «Быть иль не быть?», и беседу Гамлета с Офелией, и представление «мышеловки». Для него поворотным моментом является третья сцена третьего акта, когда все это уже свершилось и король решает избавиться от Гамлета . Н. Хадсон признает кульминационным моментом сцену, когда Гамлет может убить короля, но не опускает на его голову своего меча (III, 3, 73-98) . Мне представляется более верной мысль Германа Конрада, что вершина действия охватывает три важные сцены - представление «мышеловки» (III, 2), король на молитве (III, 3) и объяснение Гамлета с матерью (III, 4) .

Не слишком ли этого много для кульминационного пункта? Конечно, можно ограничиться одним, например разоблачением короля: король догадывается, что Гамлет знает его тайну, и - отсюда следует все дальнейшее (III, 3). Но действие трагедий Шекспира редко и с трудом поддается различным догматическим определениям. Убедительным выглядит мнение Мартина Холмса: «Весь этот третий акт пьесы подобен морскому потоку, неудержимо стремящемуся к своей страшной цели... Мышеловка была придумана, приготовлена и сработала, Гамлет обрел, наконец, уверенность, что имеет основания для действия, но одновременно он выдал и свою тайну и тем самым потерял не меньше, чем один ход в игре. Его попытка действовать привела к тому, что он убил не того, кого хотел; прежде чем он успеет нанести новый удар, его отправят в Англию» .

Кульминация трагедии, ее три сцены имеют следующее значение: 1) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, 2) сам Клавдий сознает, что его тайна известна Гамлету и 3) Гамлет, наконец, «открывает глаза» Гертруде на истинное положение вещей - она стала женой того, кто убил ее мужа!

Два момента являются решающими в сценах кульминации: то, что король догадывается о знании Гамлетом тайны смерти его отца, и то, что во время беседы с матерью Гамлет убивает подслушивающего их Полония. Теперь у короля нет сомнения в том, что Гамлет намерен убить и его.

4) К начинающейся четвертой стадии действия никак не приложимо определение Фрайтага «спад». Наоборот, со все большим напряжением возникают новые события: отправка Гамлета в Англию (IV, 3), проход войск Фортинбраса в Польшу (IV, 4), безумие Офелии и возвращение Лаэрта, врывающегося во главе бунтовщиков во дворец (IV, 5), известие о возвращении Гамлета (IV, 6), сговор короля с Лаэртом, смерть Офелии (IV, 7), похороны Офелии и первая схватка между Лаэртом и Гамлетом (V, 1).

Все эти наполненные происшествиями сцены ведут к заключительной части трагедии - ее развязке (V, 2).

Фрайтаг ограничил развитие фабулы правильно построенной драмы тремя «возбуждающими моментами». Но трагедия Шекспира, если можно так выразиться, построена «неправильно», точнее, не по правилам. В первых двух частях есть лишь единственный такой момент - рассказ Призрака (I, 5). Во время кульминации, как уже замечено, три момента острейшего напряжения. Если Шекспир и следовал какому-нибудь правилу, то оно состояло в том, чтобы по мере развития действия усиливать напряжение, вводя все новые события, с тем чтобы внимание зрителя не ослаблялось. Так именно и происходит в «Гамлете». На четвертой стадии значительных и потрясающих по драматизму событий происходит гораздо больше, чем вначале. Что же касается развязки, то, как знает читатель, в ней одна за другой происходят четыре смерти - королевы, Лаэрта, короля, Гамлета. Примечательно, что не только удары меча, а яд в первую очередь является причиной гибели всех четырех. Вспомним, что от яда скончался также отец Гамлета. Это - одна из сквозных деталей, связывающих начало и конец трагедии.

Еще одно подобное обстоятельство: первое лицо, о котором мы слышим подробный рассказ Горацио, - Фортинбрас. Он же появляется в самом конце трагедии, и ему принадлежат в ней последние слова. Шекспир любил такое «кольцевое» построение. Это - своеобразные «обручи», которыми он скреплял широкое действие своих пьес.

Нельзя не обратить внимания на то, что на протяжении трагедии весь королевский двор и все главные персонажи три раза предстают перед зрителями. Это происходит в завязке (I, 2), в кульминационный момент трагедии во время придворного спектакля (III, 2) и в момент развязки (V, 2). Отметим, однако, что ни во второй картине первого акта, ни во второй картине пятого акта нет Офелии. Такая группировка персонажей, конечно, была намеренной.

Подсчитано, что центральным событием пьесы является «мышеловка», и это подтверждается такими цифрами:

Придворный спектакль приходится, таким образом, примерно посредине трагедии.

Читатели и зрители настолько, можно сказать, привыкли к «Гамлету», что все происходящее в трагедии кажется естественным и само собой разумеющимся. Иногда слишком склонны забывать, что действие трагедии выстроено и разработано до деталей. «Гамлет» - один из тех шедевров мирового искусства, в котором достигнута высшая степень художественного совершенства, когда мастерство оказывается скрытым от поверхностного глаза.

Мы помним, однако, что в пьесе есть некоторые несоответствия, несогласованности, даже несуразности. О них еще будет речь. Сейчас наша задача была в том, чтобы показать, что при всей своей сложности «Гамлет» не хаотичное, а глубоко продуманное художественное творение, достигающее эффекта именно потому, что отдельные части его тщательно прилажены друг к другу, образуя художественное целое.

Трагедия «Гамлет, принц Датский» является одним из величайших произведений. Она написана на основе древнего предания о ютландском принце Амлете, излагаемого в истории Дании и, возможно, использованного в некоторых пьесах, которые предшествовали этому произведению Шекспира. Трагедия была создана на рубеже XVI и XVII веков, то есть её появление символически отмечает границу двух эпох: конец Средневековья и начало Нового времени, рождение человека Нового времени. Трагедия была написана едва ли позднее 1601 года: в течение нескольких лет она игралась на разных сценах, а затем была опубликована в 1603 году. С этого времени «Гамлет» Шекспира вошёл в мировую литературу и историю театра.

Каждый артист мечтает сыграть на сцене роль Гамлета. Причина этого желания не в последнюю очередь заключается в том, что Гамлет — вечный герой, потому что ситуация принципиального выбора, от которого зависит дальнейшая жизнь, встаёт перед каждым человеком.

Сюжет трагедии Шекспира построен на безвыходной ситуации, в которую попадает принц Гамлет. Он возвращается домой, к датскому двору, и застаёт ужасное положение: его отец, король Гамлет, предательски убит братом, дядей принца; мать Гамлета замужем за убийцей; герой оказывается в кругу малодушных и лживых придворных. Гамлет страдает, борется, пытаясь вскрыть ложь и пробудить в людях совесть.

Для того чтобы разоблачить убийцу своего отца — короля Клавдия, — Гамлет ставит на придворной сцене написанную им пьесу «Мышеловка», в которой изображено злодейское убийство. Само слово «мышеловка» повторяется в трагедии неоднократно, этим Шекспир хочет сказать, что человек нередко оказывается в плену жизненных обстоятельств и его выбор определяет и его самого как человека, и возможность существования правды в мире. Гамлет притворяется сумасшедшим, теряет возлюбленную Офелию, однако остаётся непобеждённым, его никто не понимает, он оказывается почти в полном одиночестве. Трагедия заканчивается всеобщей гибелью: умирает неверная жена отца Гамлета — Гертруда, заколот принцем злодей — король Клавдий, погибают другие персонажи, умирает от отравленной раны и сам принц Гамлет.

На русской сцене трагедия «Гамлет» становится популярной с конца XVIII века. В XIX веке роль Гамлета с большим мастерством сыграл знаменитый трагик П.С. Мочалов, в XX веке самым удачным исполнением этой роли считается игра выдающегося артиста И.М. Смоктуновского в двухсерийном фильме режиссёра Г.М. Козинцева.

О трагедии «Гамлет» написаны тысячи исследований, к образу героя обращались многие писатели и поэты. Большое влияние трагедия оказала на русскую литературу, в том числе на творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других. Например, И.С. Тургенев написал статью «Гамлет и Дон Кихот» и рассказ, в котором называет героя этим именем — «Гамлет Щигровского уезда», а поэт Борис Пастернак, лучший переводчик трагедии на русский язык, в XX веке написал стихотворение под названием «Гамлет».

Композиция

В первой сцене Гамлет встречается с призраком отца и узнаёт от него тайну смерти короля. Эта сцена является завязкой сюжета, в ней перед принцем поставлен выбор: принять Призрак за наваждение или отомстить за отца. Слова Призрака: «Прощай, прощай! И помни обо мне» становятся для Гамлета наказом умершего короля. Гамлет должен дать клятву отомстить за отца. Появление Призрака означает призыв восстановить честь и власть рода, пресечь злодеяние, смыв его кровью врага.

Во второй сцене, представляющей самый известный в истории театра монолог «Быть или не быть...», выбор Гамлета усложняется, переходит на новый уровень. Теперь он заключается не в обычной мести злодею и наказании отступников: Гамлет должен сделать выбор между жалким существованием, означающем небытие, если он смирится и будет покорно бездействовать, и истинной жизнью — бытием, которое достигается только в честной и бесстрашной борьбе. Гамлет делает выбор в пользу бытия, это выбор героя, определяющий суть человека Нового времени, нашей эпохи.

Третья сцена в том же III действии означает переход от выбора и решимости к действию. Гамлет бросает вызов королю Клавдию и упрёк матери, изменившей памяти отца, разыгрывая перед ними пьесу «Мышеловка», в которой присутствует сцена убийства и звучат ложные заверения королевы. Эта пьеса страшна для короля и королевы тем, что в ней показана правда. Не месть и убийство избирает Гамлет, а наказание правдой, ослепляющей, как яркий свет.

Развязка трагедии происходит в четвёртой сцене. Пьеса Гамлета не пробудила совесть в короле Клавдии, а вызвала страх и намерение избавиться от Гамлета, убить его. Он заготавливает чашу с отравленным вином для племянника и распоряжается отравить ядом клинок рапиры соперника Гамлета — Лаэрта. Этот коварный замысел оказывается гибельным для всех участников сцены. Необходимо заметить, что Гамлет не мстит, убивая короля, он воздаёт ему за преступное намерение. Мать Гамлета, королева Гертруда, как бы сама наказывает себя, отпивая из отравленной чаши, Лаэрт умирает в раскаянии, Гамлет уходит, завещая рассказать потомкам свою историю, чтобы предостеречь людей от алчности и злодеяния.

1) История сюжета “Гамлета” и “Короля Лира”. Прототип – принц Амлет (имя известно из исландских саг Снорри Стурлусона). 1 лит. памятник, в котором этот сюжет есть – “История датчан” Саксона Грамматика (1200). Отличия сюжета от “Г”: убийство короля Горвендила братом Фенгоном происходит открыто, на пиру, до этого у Ф. с королевой Герутой ничего не было. Мстит Амлет так: вернувшись из Англии (см. Гамлета) на тризну по поводу собственной кончины (все же думали, что он убит), он спаивает всех, накрывает ковром, прибивает его к полу и поджигает. Герута его благословляет, т. к. она раскаялась в том, что вышла замуж за Ф. В 1576 г. фр. писатель Франсуа Бельфоре опубликовал эту историю на франц. языке. Изменения: связь между Ф. и Герутой до убийства, усиление роли Геруты как помощницы в деле мести.

Потом (до 1589 г.) была написана еще одна пьеса, которая дошла, но не дошел автор (скорее всего это был Томас Кид, от которого осталась “Испанская трагедия”). Трагедия кровавой мести, родоначальником которой как раз и был Кид. Тайное убийство короля, о котором сообщает призрак. + мотив любви. Козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Ш. весь сюжет оставил.

С трагедии «Гамлет» (1601) начинается новый этап творческого развития Шекспира. Ш. утратил веру в идеального монарха. Он размышлял над неустроенностью мира, над трагедией личности, живущей в переходную эпоху, когда «распалась связь времен» и «время вывихнуло суставы». Мир елизаветинской Англии уходил в прошлое, на смену приходил мир циничных хищников, пробивающих себе путь преступлениями, не считаясь с моралью. Время неотвратимо двигалось. И герои шекспировских трагедий не могут остановить его. Не может Гамлет вправить «вышедшее из суставов время».

Трагическое сознание драматурга достигает в пьесе «Г» своей кульминации. Драматические события развертываются за тяжелыми каменными стенами королевского замка в Эльсиноре. Сюжет трагедии восходит к средневековому сказанию о датском принце Гамлете, мстящем за предательское убийство отца. (…) Но Шекспировский Гамлет – личность сложная, глубоко мыслящая, стремящаяся понять жизнь людей. Конфликт м/гуманистом Гамлетом и аморальным миром Клавдия, столь не похожего на своего брата, отца Гамлета. От призрака молодой Гамлет узнал, что отец его был убит во время сна своим братом Клавдием, захватившим датский престол и женившимся на вдове убитого Гертруде, матери Гамлета. Наделенный проницательностью и всеохватным умом, Гамлет видит в этом единичном событии тревожное знамение времени. Эльсинор стал заповедником лицемерия, коварства, зла. Данию же Гамлет называет тюрьмой. Преступления, ложь, лицемерие, царящие в Эльсиноре, Г. Воспринимает как состояние всего мира. Проницательный человек, Гамлет ощущает свое трагическое одиночество. Любимая им мать стала женой главного злодея, милая Офелия не находит в себе сил противиться воле отца, приятели детства Розенкранц и Гильденстерн готовы услужить тирану, только Горацио верен Гамлету и понимает его.

Гамлет – человек нового времени, человек мысли. Размышления – его естественная потребность. Разочарование его глубоко. Он укоряет себя в бездействии и презирает за то, что не знает, как поступить. В знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет как бы сводит счеты со своей собственной мыслью. Вечный вопрос, Смирится или бороться? Г не хочет и не может покориться злу. Он готов бороться, хотя сознает, что погибнет. Сомневается в действенности тех способов борьбы, кот может исп-ть, сомневаясь – медлит; размышляя, бездействует (так трусами нас делает раздумье). Самоубийство – не выход, оно не уничтожит зло. Медлит, тк хочет убедиться и убедить всех в виновности Клавдия. Приезд в Эльсинор бродячих актеров помогает ему выяснить истину. Гамлет поручает актерам сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», в которой обстоятельства в деталях напоминают убийство отца Гамлета. Клавдий не выдерживает и в волнении покидает зрительный зал. Теперь Гамлет точно знает, что Клавдий – убийца. Чтобы ввести его в заблуждение, Гамлет надевает на себя личину безумца. Легче говорить правду. Его идеал – прекрасна человеческая личность, хотя «из людей меня не радует ни один» в Эльсиноре.

Важная роль в развитии сюжета – трагические случайности. В финале их особенно много: случайно меняются рапирами, бокал с отравленным напитком случайно попадает королевеТрагический исход приближается с неизбежностью. Как героическия личность Гамлет проявляет себя в финале. Ценой своей жизни он утвержд истину, он готов к этому. Перед смертью просит горацио открыть миру причину трагич событий, правду о принце датском.

Смертельный удар поражает Клавдия, когда тот, преисполненный коварства, готов совершить новое злодейство. В финале трагедии молодой норвежский принц Фортинбрас приказывает воздать умершему Гамлету воинские почести. Гамлет – герой. Только для зрителя он уже не герой старинного сказания, живший еще в языческие времена, но герой нового времени, образованный, умный, поднявшийся на борьбу против темного царства себялюбия и коварства.

В тексте трагедии выражены близкие самому Шекспиру мысли об искусстве и его задачах. В разговоре с актёрами Г говорит об искусстве как об отражении жизни.

К трагедии обращались во все времена и истолковывали героя по-разному. Гете: слабость воли Гамлета. Белинский: Г – по природе сильная личность, в том, что он не убивает св отца – величие его духа. Противоречие м/ идеалами Г и действительностью. Тургенев: Г – эгоист и скептик, во всем сомневается, ни во что не верит; промедление – проявление слабости, а не величия. Нельзя любить его, тк он сам себя не любит. Непримиримость со злом.

Главный конфликт – нарушение гармонии и стремление ее восстановить.

2) История изучения трагедии “Г”. На счет Г. существовали 2 концепции – субъективистская и объективистская. Субъективистские т. з.: Томас Хаммер в 18 в. первым обратил внимание на медлительность Г., но сказал, что Г. смел и решителен, но если бы он действовал сразу, пьесы бы не было. Объективистская т. з.: Считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Г. убъет саму справедливость: «Век расшатался – И скверней всего, что я рожден восстановить его». Т. е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

Еще одна концепция: проблема Г. связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы – король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом – “рыцарственный король подвигов” и “улыбчивый король интриг”. 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, “чести и закона”), 2 – принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

4) Образ протагониста. Герой – натура в высшей степени значительная и интересная. Трагич ситуация - его удел. Протагонист наделен “роковой” натурой, прет против судьбы. Все, кроме Г., начинают с иллюзий, у него иллюзии в прошлом. Для него трагедия знания, для других – познания.

5) Образ антагониста. Антагонисты – это разнообразные интерпретации понятия “доблести”. Клавдий - Энергия ума и воли, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Стремится “казаться” (мнимая любовь к племяннику).

7) Особенности композиции. Гамлет: завязка – разговор с призраком. Кульминация – сцена “мышеловка” (“Убийство Гонзаго”). Развязка – понятно.

8) Мотив безумия и мотив жизни-театра. Для Г. и Л. безумие – высшая мудрость. Они в безумии понимают сущность мира. Правда, у Г. безумие поддельное, у Л. – настоящее. Образ мира-театра передает шекспировский взгляд на жизнь. Это проявляется и лексике персонажей: “сцена”, “шут”, “актер” не просто метафоры, а слова-образы-идеи (“Мой ум не сочинил еще пролога, как приступил к игре” – Гамлет, V, 2 и т. д.). Трагедия героя в том, что надо играть, а герой не хочет, но вынужден (Гамлет). Этот полисемичный образ выражает унижение человека жизнью, несвободу личности в недостойном человека обществе. Слова Гамлета: “Цель лицедейства была и есть – держать как бы зеркало перед природой, являть всякому времени и сословию его подобие и отпечаток” – имет и обратную силу: жизнь – лицедейство, теаральность искусства – малое подобие большого театра жизни.

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
  • Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!