Академическая дача художников. Наши мечты за нас никто не исполнит! Академическая дача - жемчужина тверской земли

На живописном берегу озера Мстино находится Академическая дача имени И.Е. Репина.

В распоряжении мастеров кисти была мастерская, библиотека, места для занятий музыкой и пением, столовая.

Гениальный художник Илья Ефимович Репин прожил достаточно долго 86 лет. Он по-своему, особому, понимал Россию и русский народ. Его талант, могучее дарование реализовалось практически во всех жанрах. Репину подвластны и портрет и историческая живопись и пейзаж.

Когда в старости он уже не мог рисовать правой рукой, он научился рисовать левой и продолжал создавать удивительные картины. Репин и преподавательский состав профессоров, практиканты Академической дачи стали затем, основным ядром Союза художников РСФСР.

В 1904 году в связи с боевыми действиями России с Японией, средств на содержание дачи перестали выделять. Спустя 3 года, благодаря усилиям И. Репина и уважаемых профессоров, работа Академической дачи возобновилась, и как и прежде, студенты стали приезжать сюда на летнюю практику.

После революции 1917 года, более 30 лет, дача была закрыта. Молодой советской никакого интереса к ней не было. Только в 1948 году, работа дачи была восстановлена снова. Учитывая ее эффективность в становлении молодых талантов и огромного авторитета в среде художников страны, с тали основанием для включение ее Художественный фонд РСФСР.

Усилиями преподавателей и практикантов в 1960 году, на даче была организована выставка работ художников. Много талантливых художников практиковались на этой любимой, всеми, даче. Автор полотен на темы сельского быта Юрий Кугач, художники исторического жанра братья Александр и Сергей Ткачевы, мастер пейзажа и портрета Вячеслав Шумилов, пейзажисты Николай Комиссаров и Василий Волков и многие величайшие мастера кисти.

В 1964 году, по случаю юбилея, Академическая дача стала носить имя великого художника. Спустя 10 лет, здесь, установили ему памятник, а через еще 10 лет был создан музей истории дачи с картинной галереей.

Народная картинная галерея

В поселке Солнечном усилиями художников дачи организовалась народная картинная галерея. В памяти людей сохранился, расположенный рядом с дачей «бугорок Рериха», где Николай Рерих рисовал древних славян в лодке (картина «Гонец»), знают люди и помнят «остров Куинджи», где отдыхал известный академист и художник.

Каждое лето дача принимает знаменитых людей культуры и искусства, писателей, ученых, коллекционеров, здесь устраивают концерты и поэтические вечера. В можно увидеть произведения русских живописцев. Привлекает внимание посетителей деревянный павильон с башней, украшенной деревянной резьбой, где и жили уважаемые персоны.

В ближайших деревнях работают постоянно многие художники. И зимой, и летом Академическая дача готова принять группы гостей и одиночек. Совсем не дорого и комфортно можно отдохнуть и зимой, и летом.

Живописные виды Валдая, купальни, лодочные станции, богатая рыбная ловля, обилие лесных даров природы и самое главное - ярчайшие ощущение от природы этих мест. Недаром Академическая дача являлась неисчерпаемым источником вдохновения для гениальных художников России.

Адрес «Академички»: Вышневолоцкий район, посёлок Городок. Нужно проехать до В. Волочка, затем по дороге, до правого поворота на Леонтьево, от этого населенного пункта проехать еще около 8 километров до Дома творчества художников.

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино.

Хорошо погуляли

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

Пленэр

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

Историческая справка

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны. В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими, заселёнными в разное время, особенно в середине - второй половине ХХ в., отечественными художниками. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России. Она открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк. Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей. В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами. До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке». В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Как добраться

«Академическая дача» находится в 18 км от г. Вышнего Волочка по асфальтированной дороге, в 8 км от ж.д. станции «Академическая» Октябрьской железной дороги. Практически во всех окрестных деревнях на побережье оз. Мстино и берегах р. Мсты жили и работали многие известные русские художники.


Н. Тимков. Академическая дача. 1960

Академическая дача имени И. Е. Репина — старейшая и широко известная творческая база Союза художников России. Расположена в Тверской области неподалёку от Вышнего Волочка в восьми километрах от железнодорожной станции в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино . В более широком смысле «Академической дачей» (или «Академичкой») называют окрестности творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и другими, во множестве заселёнными художниками в середине — второй половине ХХ века.

Академическая дача открылась 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств . Земельный участок с парком, домом и постройками, принадлежавший Министерству путей сообщения, был взят в долгосрочную аренду Академией художеств. Первоначально была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Исключительная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В. А. Кокореву (1817—1889), уральскому солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний русского и западноевропейского искусства. В 1885 году на его средства и по проекту архитектора В. А. Кенеля на территории приюта был возведён восьмигранный павильон, украшенный пропильной и глухой резьбой и ставший художественным центром ансамбля Академической дачи.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, С. Абугов, И. Левитан, М. Курилко, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники.

После 1917 года дача была отдана детям, здесь был открыт пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только после войны в 1948 году. С этого времени Академическая дача» превратилась в один из признанных центров творческой жизни. В разные годы здесь плодотворно работали и многие ленинградские живописцы, среди них В. Загонек, А. Левитин, М. Копытцева, Н. Позднеев, С. Невельштейн, В. Кранц, П. Бучкин, В. Токарев, А. Токарева, Л. Байков, В. Набатов, Д. Маевский, Б. Угаров, А. Романычев, Н. Тимков, А. Васильев, Ю. Подляский, Л. Острова, В. Соколов, Е. Табакова, Л. Фокин и многие другие. Не случайно, отмечая роль Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её называют «русским Барбизоном». Многие лучшие произведения пейзажного и пейзажно-жанрового характера, экспонировавшиеся на художественных выставках 1960-1980-х годов, создавались на Академической даче. Позднее в 1970-1980 годы для нужд художников здесь были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное использование Академической дачи для занятия творчеством. К этому времени многие старожилы обзавелись в окрестных деревнях домами, обустроили мастерские, где могли жить и работать круглый год.

В 1964 году Академической даче было присвоено имя выдающегося русского живописца И. Е. Репина. В 1974 году рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник И. Е. Репину (скульптор О. Комов, архитектор Н. Комов), в честь 130-летия со дня рождения художника. В 2004 году на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска В. А. Кокореву. Хотя судьба Академической дачи сложилась более удачно, чем других творческих баз художников (например, того же Дома творчества художников в Старой Ладоге), но и она переживает сегодня тяжёлые времена, сохраняя скорее историческое значение.

Д. Маевский. Осенний мотив. 1972

Н. Тимков. Академическая дача. 1972

Н. Позднеев. Две старухи. 1960

С. Невельштейн. В окрестностях Академической дачи. 1946

Д. Маевский. Апрель. 1968

Н. Тимков. Русская зима. Иней. 1969

Н. Позднеев. Летом за чтением. 1959

Д. Маевский. Мартовское солнце. 1977

Н. Тимков. Август на Академичке. 1960

С. Невельштейн. Перед грозой. 1948

Н. Тимков. Пора сенокосная. 1963

Н. Позднеев. Наташа в каляске. 1960

Д. Маевский. Деревня Подол. 1980

Н. Тимков. Валентиновка. 1968

М. Копытцева. На купальне. 1954

Д. Маевский. Летний день в Подоле. 1970

Н. Позднеев. Натюрморт в траве. 1964

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими.

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Дача открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей.

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке».

В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

В.А. Кокорев – основатель Владимиро-Мариинского приюта для художников (ныне –Дома творчества Академическая дача)



В.А. Кокорев с профессорами Академии художеств Этюд И.Е. Репина «На Академической даче»,
на Академической даче. Дореволюционное фото
написанный им за один сеанс. Хранится в ГРМ.

"7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче:". Упомянутый в письме студента Академии этюд Репина "На Академической даче" хранится в Государственном Русском музее. Копия его в размер оригинала экспонируется в "репинской" комнате Музея Академической дачи. Репинская традиция писать всем вместе тематические этюды под открытым небом сохранилась в Доме творчества до наших дней. На дачу приезжали профессора Академии П. Чистяков, И. Пожалостин, В. Якоби, В. Верещагин, А. Кившенко, Н. Дмитриев-Оренбургский, не редко посещал дачу А. Куинджи. Академическая дача сразу приобрела большую популярность. Сюда стала приезжать наиболее талантливая молодежь из Москвы и Санкт-Петербурга. Имена многих из них вошли в историю отечественной живописи. На даче работали А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский, С. Виноградов, И. Тварожников, П. Шухмин, П. Шиллинговский, А. Яковлев, И. Бродский, М. Курилко, П. Бучкин, А. Савинов, П. Митурич, П. Покаржевский и другие. В памяти народа сохранился примыкающий к даче, "бугор Рериха", где Николай Константинович писал картину "Гонец", а на синеющей глади Мстинского озера красуется легендарный остров Куинджи, где, по преданию, отдыхал со своими студентами А. Куинджи.

В непосредственной близости от Академической дачи, в древне Малый Городок работал А. Рябушкин. Деревянный дом, в котором он останавливался, сохранился до сих пор. В деревне Березки три лета подряд жил с семьей и работал М. Нестеров. Здесь же проводил летние месяцы ректор Академии художеств В. Беклемишев. В тридцати километрах от Академической дачи, в окрестностях озера Удомля, жил и работал В. Бялыницкий-Бируля. В его имении "Чайка" любили бывать и охотно писали окрестности И. Левитан, К. Коровин. Совсем недалеко от Академической дачи С. Жуковский создал удивительную серию пейзажей уходящих в прошлое "дворянских гнезд", пережив здесь настоящий творческий подъем. В этих краях написал свои лучшие произведения Н. Богданов-Бельский.

Места, где расположена дача, имеют древнюю историю. В старину здесь проходил крупный торговый путь "из варяг в греки". Через мстинские воды шли караваны судов, груженые товарами, направляющиеся из Новгорода на Волгу и далее к южным морям и в Персию. Здесь пролегал водный путь знаменитой системы Петровской эпохи. По преданию, проверяя судоходные маршруты, эти места прошел сам царь Петр. В 1785 году здесь побывала и Екатерина II. Особый настрой создает близость бывшего имения А.Г. Венецианова, где выдающийся живописец работал со своими учениками до самой своей кончины. Это невольно вспоминается и в наши дни, глядя на тихую озерную гладь и безмятежный окрестный русский пейзаж. В Доме творчества до сих пор сохраняется традиция поддержки молодых талантов. Здесь творчески сформировались А. Грицай, В. Гаврилов, О. Светличная, Ю. Тулин, Ю. Подлясский, В. Загонек, Б. Угаров, В. Стожаров, Ю. Кугач, А. и С. Ткачевы, В. Сидоров, М. Копытцева, А. Левитин, В. Токарев, Л. Острова, А. Романычев, В. Рейхет, И. Попов, Е. Чернышова, А. Горский, Н. Соломин, В. Шумилов и многие другие. С Домом творчества "Академическая дача" связаны имена В. Бакшеева, С. Герасимова, Г. Нисского, Н. Ромадина, Н. Чернышова, П. Крылова, Т. Гапоненко, Ф. Решетникова, А. Бубнова, А. Осипова, Б. Неменского, А. и С. Тутуновых, И. Шевандроновой и других известных живописцев.


В семидесятые годы XX столетия Академическая дача заново отстроилась, были подведены удобные дороги. В новом административном корпусе разместился выставочный зал, библиотека. Построен кинозал, каминный зал с декоративными изразцами и фортепиано. Каждое лето здесь проходят концерты и творческие встречи. Приезжают известные деятели культуры и искусства, артисты, писатели, журналисты, коллекционеры, ученые. В центре усадьбы Дома творчества находится музей Академической дачи, где представлены произведения крупнейших русских мастеров живописи: И. Грабаря, В. Бялыницкого-Бирули, П. Покаржевского, И. Бродского, В. Бакшеева, Н. Чернышова, С. Герасимова, П. Крылова, Б. Угарова, Н. Федосова, В. Попкова и т.д. Напротив музея высится знаменитый восьмигранник - павильон, выстроенный к приезду Президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича на фундаменте времен Екатерины II. Этот павильон "повидал" И. Репина, А. Куинджи, Н. Рериха, Г. Нисского и многих других выдающихся живописцев. На стене восьмигранника установлена памятная доска, посвященная В. Кокореву, основателю дачи. Рядом с восьмигранником - уютная столовая с террасами и банкетным залом. А между ними, в тени берез, где когда-то работал на пленэре со своими учениками И. Репин, установлен памятник великому русскому живописцу. Автор - известный российский скульптор О. Комов. Этому выдающемуся российскому скульптору принадлежит и авторство знаменитого памятника А.Г. Венецианову, установленного в районном центре - городе Вышнем Волочке.


Творческие мастерские с прилегающими к ним жилыми комнатами оснащены всеми удобствами. Они живописно расположены на двух уровнях и выстроились в две цепочки вдоль территории дачи. Перед окнами красивый луг и футбольное поле, неизменная забава молодых художников в редкие часы отдыха. От мастерских художников тянутся два спуска к берегу озера. Здесь расположены купальни и лодочные стоянки. Рыбалка на озере - одно из самых ярких впечатлений от пребывания в этих местах. Неизменная для сельского пейзажа баня, маленькие деревянные коттеджи, разнообразные деревянные причалы и мостики, запечатленные не одним поколением художников, придают особую прелесть этому истинно "русскому Барбизону".

В ближних деревнях круглый год живут и работают многие известнейшие художники. Их всегда можно видеть на пленэре за работой. В наши дни Академическая дача принимает гостей в любое время года группами и в одиночку. Здесь не дорого, но комфортно отдыхать и работать зимой, когда земля покрыта пушистым снежным покровом, но не менее привлекателен и отдых в летнее время, когда природа средней полосы России особенно заманчива. И не только щедрая рыбалка, лесные ягоды и грибы, которые приносят в Дом творчества местные жители, но и сложившаяся здесь веками творческая атмосфера неизменно способствуют хорошему настрою.