А кропивницкий беспрерывность творения. Кропивницкий лев евгеньевич

В изостудии

Вот следы былой культуры:

Бюсты, торсы разные.

Это - фавны праздные,

Это, кажется, амуры.

Это, может быть, лемуры -

(Очень безобразные!)

Это - (дело ясное!) -

Троглодит... (Какой он хмурый!)

И срисовывают эти

Бюсты, торсы разные,

Лики несуразные -

Дети школ. Простые дети.

Пыжутся, стараются,

Сходства добиваются.

Вещи прячутся. Бывает...

Вещи прячутся. Бывает -

Ищешь, ищешь - не найдешь.

Все вокруг переберешь -

Нету вещи - как растает.

Но проходит день, другой -

Смотришь - вещь лежит на месте.

А ведь ты глядел раз двести

В этом месте, дорогой!

Вот фабрика. На ней...

Вот фабрика. На ней

Выделывают мыло.

А в сини прошлых дней

На этом месте было

Болото. Лягушня

Весной здесь страстно пела,

Звучащая мушня

Металась оголтело;

По дебрям пер медведь

Мохнатый... Это было -

Все это было ведь

До этого, до мыла.

Живые и мертвые

Все это только для живых,

Все для живых - и только!

А мертвые? - не спросят их, -

Что, как они? - нисколько. -

Нисколько дела нет до них:

Вот помер, ну и только.

Живым и то, живым и се,

А мертвые ни то ни се,

Отнимут и могилу.

Живой народец удалой -

Разроет - вышвырнет долой -

Плевать, что это жило -

Другим нужна могила.

Замараев

Приходил художник Замараев.

Не одобрил живопись мою...

И стою один я у сараев

И стихи печальные пою.

Поглядел художник Замараев

И нашел, что все совсем не так.

Объяснял мне долго Замараев,

Что писать мне следует и как.

Я стою печально у сараев

И стихи печальные пою...

Караул! - художник Замараев

Не одобрил живопись мою.

Земной уют

Граждане, располагайтесь

Поуютнее вот тут!

Ведь недаром люди прут,

Чтоб создать себе уют.

Граждане, располагайтесь,

Всем уютным запасайтесь,

Заводите то да сё;

Всем полезным занимайтесь -

Всем, наверно, нужно всё.

Нужен дом. Эй, стройте дом!

Комфортабельный притом.

Нужны платья и костюмы,

Нужен даже патефон,

Нестерпимо нужен он.

В головах роятся думы:

Телевизор бы купить,

Без него нет силы жить.

Нужны вещи для уюта,

Для уюта и красы:

На руку надеть часы,

Золотые вставить зубы,

Краскою покрасить губы,

На ноги надеть капрон

И купить себе бостон.

Граждане, располагайтесь

По хозяйски там и тут!

Эх, хорош земной уют!

Хороши земные вещи:

Керосинки, лампы, клещи.

Надо всё.

Надо всё.

Всё всем надо.

Всё всем надо.

Надо то и надо сё,

До безумия, до мата!

Граждане, располагайтесь:

Умершему нужен гроб:

Жил да был, а смерть вдруг - хлоп!

Вот погост, располагайтесь.

Может быть, и вправду тут

Обретете вы уют?..

Но, увы! - кладбищ нехватка -

Ликвидирован погост:

На кладбище, ан, помост -

Танцевальная площадка,

И идет на ней присядка...

Ну, а это что за хвост? -

Это хлебная палатка!

Иду я в сутолоке мира...

Иду я в сутолоке мира,

Иду к загадочной черте.

И надо мною звезд порфира,

Их кто-то, бросив, завертел.

Земной уют уныл, ненастен,

И под окном собачий вой.

И неужели ж я причастен

К великой тайне мировой?!

Медвежья Колыбельная

Хорошо в берлоге спать.

Бай! Бай! Бай!

Спать в берлоге благодать.

Бай! Бай! Бай!

За стеной метель слышна.

Бай! Бай! Бай!

А в берлоге тишина.

Бай! Бай! Бай!

Притаишься чуть дыша.

Бай! Бай! Бай!

Да, бер-ло-га хо-ро-ша.

Бай! Бай! Бай!

Мне очень нравится, когда...

Мне очень нравится, когда

Тепло и сыро. И когда

Лист прело пахнет. И когда

Даль в сизой дымке. И когда

Так грустно, тихо. И когда

Все словно медлит. И когда

Везде туман, везде вода.

На реке белье я мою...

На реке белье я мою.

По шоссе грядут полки.

Я косыночку мою

Поутру сымала с полки.

Я ему, конечно, пара,

(Ну эх, пила яво пили!)

И эх, в барак к яму пора:

Подошла: там водку пили.

Сел на стул, раздвинув полы,

Ненаглядный дорогой,

Рассказал, что за полы

Заработал он дорогой.

Ночной Грабеж

Караул! - Но темень. Жуть.

О-го-го! - Молчанье. Муть.

Гра-бят! - Сырость. Темень. Тишь.

Зря, любезный ты кричишь! -

Люди, люди, люди спят,

Люди спят, храпят, сопят.

В избах бродит полутень,

И еще не скоро день.

Он соскучился по водке...

Он соскучился по водке,

По гулянке. И

По соседке, по молодке,

По гармошке. И

По деревне по родимой,

Где все мило. И

По березыньке любимой,

Где был счастлив. И

Он запил. Запил он глухо,

Хмуро, жутко. И

Матом крыл и съездил в ухо

Гукал, гикал - ии - и!

По витринам - из картона...

По витринам - из картона

Хлеб и сыр, и колбаса.

Понаделано их тонны,

Разбегаются глаза.

Эти яства - тоже - проба -

Ну-ка кинь-ка на весы!

Ну-кась выкуси, попробуй

Деревянной колбасы!

Санитарка

Занялся мой муж мышами -

Он исконный враг мышей.

Я ж веду борьбу с клопами,

Умерщвляю вшей.

В душных скважинах матрацев

Только ночь - ползут кусаться,

Укусив, пускают яд.

Лето. Город. Душно. Жарко.

Нанимают санитарку

Чтоб возможно стало жить.

У меня халат. Он белый.

Прысну - клоп остервенелый

Побежит. Какая дрянь!..

Летом душно, летом жарко.

Нанимают санитарку:

Балахон, яды, лохань.

Муж мой не прельстился вшами,

Муж мой занялся мышами -

Травит он мышей.

Я ж веду борьбу с клопами,

Умерщвляю вшей.

Я с клопами, я со вшами,


ЖИЗНЬ

Родился 13 (25) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. Отец и мать были музыкальны: отец хорошо пел, мать аккомпанировала ему на фортепьяно.
Другом семьи был поэт Филарет Иванович Чернов (1877–1940), который, как мы увидим, первым признал в 1937 году ценность поэзии Кропивницкого.
В 1904–1911 годах К. учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик». В 1912–1920 годах жил в Москве, работал в театрах декоратором и гримером, учился в народном университете Шанявского на факультете истории (1915–1918). В 1920–1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири: Вологде, Глазове и Тюмени. В Вологде в 1920 г. встретил Ольгу Ананьевну Потапову (1892–1971), которая стала его женой. Под влиянием К. она стала серьезно заниматься живописью, впоследствии в Москве училась у художников группы «Бубновый валет» Машкова и В. Рождественского. С конца 1950-х делала изысканные абстракции.
В Тюмени родился сын, художник и поэт Лев Кропивницкий (1922–1993). В Москве родилась дочь, художница Валентина Кропивницкая (1924–2008).
С 1923 года К. жили под Москвой. Е.Л. работал руководителем изостудии в Лесной школе в Тучкове. С 1934 года – на станции Долгопрудная, самые последние годы, после смерти жены, жил в Москве. Работал учителем рисования в школах, народных студиях – до выхода на пенсию в 1958 г.
Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».
Практически вся взрослая жизнь К. прошла в бедности: «Сколько я себя помню, начиная с революции, я все время голодал и холодал». Поэтому образ жизни был вынужденно аскетический, что наложило отпечаток и на тон его искусства.
К политическим потрясениям, происходившим в России, К. относился как к стихийным бедствиям, угрожающим и без того хрупкому существованию человека. Сам Е.Л. репрессиям не подвергался, но в 1946 году был арестован его сын, который был в сталинских лагерях и ссылке до 1956 г.
Писать стихи и рисовать К. продолжал почти до конца, последнее известное нам стихотворение датировано 19 октября 1978.
Умер 19 января 1979 на 86-м году жизни.

УЧИТЕЛЬ. ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА

Помимо изо-преподавания К. после войны некоторое время вел и поэтическую студию во Дворце пионеров Ленинградского района Москвы. Там среди его учеников был Генрих Сапгир. А в художестве он был учителем Оскара Рабина, который впоследствии женился на Валентине Кропивницкой.
Общение К. с учениками не ограничивалось официальными занятиями. Многие из них ездили к учителю в Долгопрудную и там общались, гуляли, обсуждали всевозможные темы. Неофициальным учеником Кропивницкого был и Холин, начиная с 1949 г.
Свойство притягивать и объединять людей проявилось особенно в послевоенные годы, а после смерти Сталина вообще уже не так страшно стало жить, и вокруг К. сложилось сообщество художников и поэтов, названное впоследствии Лианозовской школой. (Название это объясняется тем, что на станции Лианозово, недалеко от Долгопрудной, поселились в 1956 году Рабин и Кропивницкая и стали устраивать там домашние показы картин членов семьи и их друзей.)
К ней принадлежали, помимо вышеназванных Холина, Сапгира, Рабина, В. и Л. Кропивницких, также художники Немухин, Мастеркова, Вечтомов, поэты Некрасов и Сатуновский. Среди друзей К. разных лет были художник Б. Свешников и молодой в те годы поэт Э. Лимонов.

ТВОРЧЕСТВО

Сам Кропивницкий пишет в автобиографии, что он «Занимался в основном тремя искусствами – 1) рисованием и живописью, 2) сочинением стихов и 3) сочинением музыки».
Музыка поставлена на третье место, очевидно, она имела место в раннем периоде: «С 1914 года я сочинял музыку – написал ряд пьес, романсы и оперные сцены "Кирибеевич". Впоследствии, лишившись рояля, я не мог продолжать занятий по музыке...».
В историю русского искусства К. вошел прежде всего как художник и поэт, лидер Лианозовской группы, в которой объединялись художники и поэты.
Эволюция К. как художника не описана и, насколько нам известно, до сих пор не исследована. Его работы до конца 1940-х годов либо не сохранились, либо хранятся в каких-то неизвестных местах. Интересно было бы целостно описать творческий путь К., учитывая взаимодействие его поэзии и живописи, но этого до сих пор никто еще не сделал...
Избранное Кропивницкого 2004 года, составленное мной, впервые, надеюсь, показало поэтическое наследие этого автора в полноте и разнообразии.

ПОЭЗИЯ

Стихи писал с 1909 года. В некоторых ранних стихах есть влияние символизма, но уже в 1918–1922 гг. создается реалистический цикл, посвященный городскому и деревенскому быту (в этих стихах можно усмотреть сходство со стихами Малахиевой-Мирович из книги «Монастырское» – о ней будет вторая лекция, Татьяны Нешумовой).
К середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. И первым человеком, отметившим эти стихи, был Филарет Чернов, который так приветствовал в 1937 году появление нового поэта: «то, что вы делаете, это настолько необыкновенно, настолько непохоже на то, что было сделано в поэзии всех времен и народов, что я крайне поражен. Изумительная острота!».
Характерно, что внешне эти стихи как бы ничем не отличались от традиционных типов русских стихов – те же размеры, строфы, рифмы. Новое качество было достигнуто тонкими средствами: сдвиг точки зрения, изменение фокусировки взгляда, вариации интонации, игра с переносом источника поэтической речи в некое иное сознание.
К. был ровесником Маяковского и современником других великих русских авангардистов, но сам он как бы молчал и присматривался, а затем в середине 1930-х с гениальной чуткостью осознал, что история отменила пафос авангарда, преобразование человека не состоялось. Вера в технический прогресс вызывала у него только ироническую насмешку. К. обратился к экзистенциальным основам бытия, не случайно его стихи обнаруживают родственность восточным категориям поэтики ваби-саби, т.е. скромность, одинокость, неяркость, в то же время связанные с внутренней силой, неподдельностью и подлинностью. Можно упомянуть также категорию заброшенности (в мир, жизнь), основную для экзистенциализма. Другая сторона – сочувствие маленькому человеку, «жителю барака», обреченному копошиться в бытовых заботах. К. не смотрит на эту жизнь свысока, хотя и не отказывает себе в иронии. К. называл себя поэтом окраины, но его можно назвать и поэтом границы: он отразил в стихах не только жизнь, но и смерть обитателей пригородов. Жесткий прямой взгляд на жизнь сочетается в них с какой-то особой печальной мягкостью тона. Какой-либо пафос отсутствует. Можно сказать, что его поэзия и его жизнь представляют собой самый адекватный ответ на вызов эпохи тоталитаризма.
Особенность «барачной» или «окраинной» (русский эквивалент слову «маргинальной») поэзии К. состоит в том, что быт, а не высокие идеи и идеалы, является главным источником его поэзии. Быт на грани жизни и смерти. На той грани, где он перестает быть каким-нибудь «житейским укладом» той или иной эпохи, а становится жизнью человека как таковой. Е. Кропивницкий, как он сам об этом говорит, писал «с натуры», не прибегая к выдумке и избегая фальши.
«Советским стоиком» его назвал Эдуард Лимонов. В то же время К. – автор нескольких религиозных стихов, наставлявший себя в смирении не в меньшей степени, чем в мужестве и терпении, и имевший, выражаясь языком христианских аскетов, «смертную память». Тот же Лимонов запомнил такие слова К.: «Искусство вылечивает агрессивность и многие другие болезни и недомогания».
Приведем его важное высказывание из текста 1956 года: «Динамизм... ушел в прошлое вместе с импрессионизмом. Статика торжественна и магична. Статика - это та тайна бытия, где все застыло в вечной неподвижности, как бы в экстазе молитвенного созерцания».
Не случайно К. никогда в жизни не делал попыток опубликовать свои стихи, определенно понимая их полную несовместимость с советской официальной поэзией. По-видимому, отчасти это была и осторожность, присущая внутреннему эмигранту, хотя это определение как будто к нему не очень подходит.
Характерно, что он даже никогда не пользовался пишущей машинкой, предпочитая собственноручно переписывать и переплетать сборники своих стихотворений.
Позднее, с конца 1950-х, некоторые книги К. перепечатывались на машинке его близкими, это уже эпоха классического «самиздата». Некоторые книжки К. перепечатывал Лимонов. Он вспоминает: «Евгений Леонидович был такой светлый и положительный, что все ужасы быта не смогли его забить».
В «тамиздате» его стихи стали появляться еще при жизни, начиная с 1977 г. Примерно тогда же, в 1976 году, была единственная публикация К. в советской печати: несколько стихотворений вошли в коллективной сборник «Между летом и зимой», составленный Всеволодом Некрасовым для детского издательства.

Далее мы попробуем на нескольких примерах показать особенности этой поэзии.
К. скорей всего никогда не писал стихов специально для детей, но в его творчестве есть струя детски удивленного созерцания, как в этом стихотворении:

Мне очень нравится, когда
Тепло и сыро. И когда
Лист прело пахнет. И когда
Даль в сизой дымке. И когда
Так грустно, тихо. И когда
Все словно медлит. И когда
Везде туман, везде вода.

ЖИЛИЩЕ (КУХНЯ)

В небольшом полутемном жилище
Днем и ночью горят примусищи
И готовят кашищи и щищи.
И довольны и рады жильчищи,
Что у них изобилие пищи.

ФАБРИКА

Вот фабрика. На ней
Выделывают мыло.
А в сини прошлых дней
На этом месте было

Болото. Лягушня
Весной здесь страстно пела,
Звучащая мушня
Металась оголтело;

По дебрям пер медведь
Мохнатый... Это было –
Все это было ведь
До этого, до мыла.

А вот стихотворение «Полустертая эпитафия», написанное в 1947:

Здесь похоронен... (временно –
Кладбище ликвидируют.)
Во цвете лет... Безвременно...
(Тут, видимо, датируют.)
(И дальше крупно) – ОВ
(Должно быть, Иванов.)

Электричества нету.
Что нам делать без света?
Ни читать,
Ни писать...
Спать?
И приходится спать.

В этих стихах проявился естественный для К. минимализм, отказ не только от лишних слов, но и от лишних эмоций.
Характерен лапидарный «Совет поэтам»:

Пишите короткие стихи.
В них меньше вздора
И прочесть их можно скоро.

Зданий новых кубы
Сугубы.
Кубизм осуществился.

Вот Сезанн бы удивился,
Что кубизм осуществился!

Среди стихов К. много персонажных, т.е. написанных от лица разных людей и даже животных, например мухи или рыбы:

Расширила жабры и стала:
Куда еще можно поплыть?
У берега смерть ожидала:
Там некто задумал удить.

Но помнила памятью тайной
Про то, как сорвался крючок...
Уплыла... О, этот случайный
И острый крючок и толчок!

Теперь осторожность, неспешность
Движений... Мерцает вода...
Воды завлекательна нежность...
Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?..

Незабудки на болоте
Расцвели по новой моде:
Оголились до пупа.

А одна, не будь глупа,
Хоть была и некрасива,
Задрала подол спесиво.

Ею был побит рекорд –
И на ней женился черт.

ЗАМАРАЕВ

Приходил художник Замараев.
Не одобрил живопись мою...
И стою один я у сараев
И стихи печальные пою.

Поглядел художник Замараев
И нашел, что все совсем не так.
Объяснял мне долго Замараев,
Что писать мне следует и как.

Я стою печально у сараев
И стихи печальные пою...
Караул! – художник Замараев
Не одобрил живопись мою.

Евгений Кропивницкий родился В 1893 году в Москве. Был основателем династии художников, включавшей кроме него и его жены Ольги Потаповой, сына Льва, дочь Валентину и ее мужа Оскара Рабина. Евгений Кропивницкий закончил еще до революции Императорское Строгановское училище. Его учителями были Серов и Коровин. В 20-е, 30-е годы работал в разных направлениях, более всего тяготея к кубизму и экспрессионизму. Поздний период его творчества приходится на хрущевскую "оттепель". Кропивницкий собирает вокруг себя содружество единомышленников, обязанное своим именем назаванию поселка "Лианозово", где жили в бараке Е. Кропивницкий и О. Потапова. "Лианозовское содружество", основателем которого был Е. Кропивницкий, а интеллектуальным центром - его сын Лев, было чрезвычайно важным явлением в среде нонконформистского искусства. В последние годы жизни Кропивницкий работал над циклом абстрактных картин, оказавших влияние и на нефигуративное творчество его сына. К лучшим работам московского "андеграунда" шестидесятых-семидесятых годов принадлежат своеобразные женские портреты Кропивницкого - условные, балансирующие между трогательной чистотой и нескрываемой эротикой образы. Кропивницкий умер в 1979 годуВ Москве

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие