5 вопросов по мертвым душам. Тест по поэме «Мёртвые души

Цели урока:

    обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,

    повысить интерес к литературе.

Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы “Мертвые души”, индивидуальные конверты-копилки, с материалом, подготовленным на предыдущих уроках.

Оформление доски: под темой урока эпиграф:

Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием.

И.А. Гончаров

Справа от эпиграфа – копии иллюстраций художников П. Боклевского и А. Лаптева к поэме, а также сделанные самими учащимися, ниже эпиграфа – план урока.

1. Сатирическая направленность поэмы.
2. Образы помещиков и ваш взгляд на них.
3. Уроки Гоголя.
4. “Замашистый” язык Гоголя.
5. Традиции Гоголя и литературные аналогии.

ХОД УРОКА.

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя “Мертвые души”. Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. Чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.

Итак, давайте рассмотрим первый пункт и скажем, что мы говорили о сатире. Откройте ваши копилки и дайте определение этому литературоведческому термину.

Варианты ответов из различных источников, которые были рассмотрены классом на предыдущих уроках по данной теме, по литературоведческому словарю, толковому словарю Ожегова, энциклопедическому словарю и др.

То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем). Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет ответить второй пункт плана.

II. Работа по карточкам.

Учитель раздает шесть карточек с опорными словами – словесными

рядами, – по которым учащиеся должны опознать литературный персонаж. Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).

Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем). (См. Дополнительный материал к уроку) ,

Беседа с учащимися. Взгляд на иллюстрации П.Боклевского и А.Лаптева.

Итак, вот они тут все – опустившиеся, неприятные, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы (метод микроскопического анализа, примененный на предыдущих уроках. См. Дополнительный материал к уроку ), посмотрите еще раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных: Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).

А теперь давайте поработаем соавторами этих мастеров, – попробуем придумать каждому персонажу мелодию со своим лейтмотивом: а то Слово есть, Рисунок есть, пусть будет и Музыка (Интересно, что варианты учащихся отличаются оригинальностью, непредсказуемостью, т.к. большинство учащихся данного класса занимаются музыкой).

На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них? (Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности).

Так почему же все-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, “повымерли” давно?

(Есть, и их, увы! очень много).

Сейчас мы с вами подошли к очень важному моменту нашего разговора и третьему пункту плана.

Внимание! Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю “для вашего возраста”, потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).

Слово учителя.

Вот прозвучало слово, которого я ждала – “пошлость”. Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…). А какое слово является его антонимом?

(Высокий, возвышенный). Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, “пошлость”, верхняя – “возвышенное, прекрасное”. Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Учащиеся дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума и сердца). Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя:

Чтобы однажды, взглянув в зеркало не увидеть свое “оскотинившееся лицо”, надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: “Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!” Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания:

“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки” (т. I, гл. 10).

Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?

Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”

III. Дискуссия с учащимися.

От этих слов великого писателя мы с вами перейдем к четвертому пункту нашего плана об особенностях его языка. Взгляните на слово “мужество” в последней цитате и ответьте, какое значение оно здесь имеет? (Будущая, взрослая жизнь с ее испытаниями и тяготами, для преодоления которых надо быть настоящим мужественным человеком). Согласитесь, что Гоголь подобрал одно-единственное и очень удачное слово для выражения довольно широкой мысли, хотя и звучащее непривычно в данном контексте. Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”. Давайте еще раз заглянем в нашу копилку и извлечем из нее те “замашистые” слова, которые собрали в ходе чтения. (Учащиеся предлагают свои варианты: взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и т.д., а затем отмечают, что слова эти, скорее всего, являются яркими авторскими неологизмами – вспомним Лескова! – и относятся к разговорной просторечной лексике).

Вы не видите здесь парадокса? Жанр – поэма, а лексика явно снижена, хотя мы знаем, что для поэмы характерен скорее возвышенный стиль с соответствующей лексикой, не правда ли? Бичуя пошлость, не идет ли писатель на поводу у неё же самой? (Учащиеся предлагают свои рассуждения, и если их мнения расходятся, то может возникнуть дискуссия).

Учитель должен подвести детей к выводу о мастерстве писателя:

Да, объектом описания в поэме является пошлость жизни, словарный состав произведения, казалось бы, служит этой основной идее – раскрыть механизмы всего низменного.

Однако здесь мы сталкиваемся с тайной творчества: в устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный. И пусть эта тайна останется для вас тайной до тех пор, пока вы не захотите сами ее раскрыть, углубившись в изучение русской литературы, великого русского слова. И здесь пришло время поговорить о традициях Гоголя, и мы переходим к пятому пункту нашего плана.

IV. Слово учителя.

Николай Васильевия Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же.

Сейчас вы услышите сокращенный вариант маленькой поэмы в 10 пунктах с прологом и эпилогом, принадлежащей М Булгакову, с творчеством которого вам очень скоро предстоит познакомиться, называется она “Похождения Чичикова” (Подготовленные заранее учащиеся читают сокращенный мною текст за 5 минут).

На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию. (Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы. Где “служат лицам, а не делу”, где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые “звериные морды”, вместо человеческих лиц).

V. Домашнее задание.

Но мне бы хотелось закончить наш урок на другой ноте. Как вы помните, последние слова повести Булгакова: “И ничего: ни Чичикова, ни Ноздрева и, главное, ни Гоголя…”. Дома вы напишете сочинение “Гоголь есть!”, где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашему сегодняшнему уроку. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.

1. По какому плану Н.В. Гоголь строит характеристику по-мещиков в поэме «Мертвые души»?

Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова.

2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство.

4. Для чего Чичиков скупал мертвые души?

Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых и получить деньги, разбогатеть.

5. Для чего Н.В. Гоголь вводит в поэму «Мертвые души» притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче?

Показывает писателей, которые закрывают глаза на недо-статки, лишь бы не выносить сор из избы.

6. Как предполагал Н.В. Гоголь построить поэму «Мертвые души»?

Поэма должна была состоять из трех частей, наподобие «Бо-жественной комедии» Данте. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Пер-вый том отражал бы ад современной действительности, второй включил бы положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий рисовал бы гармоничное общество — рай.

7. К какому жанру можно отнести «Мертвые души» Н.В. Го-голя? Почему?

Поэма, подобно поэмам Гомера, с эпическим размахом изо-бражает всю Россию; образцом сюжета послужила поэма Данте «Божественная комедия»; большое место занимают лирические отступления.

8. Каковы особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Действие разворачивается во времени и пространстве, что дос-тигается при помощи мотива дороги; в произведение включены лирические отступления, вставные эпизоды, вставная повесть; галерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра-дации.

9. Какое значение в раскрытии идейного смысла поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» имеет «Повесть о капитане Ко-пейкине»? Материал с сайта

К сюжету вставная повесть имеет косвенное отношение, но она расширяет представление о бюрократизме чиновничества. Она за-вершает идею первого тома и включает размышления о подлинном и мнимом патриотизме, о незащищенности защитника отечества — заслуженного героя, о противоречиях в жизни России.

10. В чем состоит конкретный и метафорический смысл на-звания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Конкретное — мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам до следующей переписи (переписи проводились раз в пять лет) числились живыми, но в период между переписями умерли; метафорический — мертвые души — это чи-новники, помещики, составляющие бездушный мир России.

11 июня 1842 года вышла в свет поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Если быть точными, то первое издание именовалось «Похождения Чичикова или Мёртвые души». Сегодня, чуть более 170 лет спустя, мы решили вспомнить добрым словом великого писателя и поразмышлять над несколькими и по сей день актуальными вопросами об этом удивительном произведении, на страницах которого так чётко запечатлелась картина современной Гоголю жизни.

Между прочим, сохранились ещё экземпляры этого самого первого издания. Один из них недавно был выставлен на аукционе антикварных и букинистических книг. Этот том был подарен писателем Всеволодом Ивановым режиссёру Александру Довженко, о чём, собственно говоря, гласит дарственная надпись. Лот ушел с молотка за 350 тыс. рублей.

Расскажи, брат Пушкин, анекдот…

Безусловно, каждый уважающий себя «читатель» сегодня знает, что идею поэмы подсказал Гоголю не кто иной, как Пушкин. Это задокументировано в их переписке, от 7 октября 1835 года, а позднее, в 1847 году, Гоголь прямо напишет о факте передачи сюжета в «Авторской исповеди». Исследователи толковали это по-разному. К примеру, Юрий Манн писал о характере «подсказки» так: «Она заключается не в том, что анекдот с мёртвыми душами может быть реализован вообще, а в том, что на его основе можно создать большое произведение…». Но что же это получается? Знаковую вещь Гоголя придумал Пушкин? Конечно, нет. Дело в том, что Пушкин рассказал Гоголю анекдот, смешную, современную историю о похождениях хитрого дельца. Анекдот, не более.
Пушкиным просто была дана зацепка, за которую не каждому дано ухватиться, а использовать ее именно таким образом мог только Гоголь.

Зная, сколько Гоголь переписывал, дополнял, переделывал и снова переписывал набело главы поэмы, можно представить, что осталось бы от пушкинских зарисовок. Нужно отметить, что Гоголь, видимо, на протяжении всего времени создания первого тома, хранил в себе ощущение, что должен отдать некую дань Пушкину. Дань не за сюжет или идею, а за стимул к созданию большого произведения. В «Авторской исповеди» Гоголь пишет: «Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он давно уже склонял меня приняться на большое сочинение…». Писательскую благодарность можно усмотреть уже в жанровом определении «Мёртвых душ». Гоголь назвал свое произведение поэмой. Кто-то полагал, что это лишь свойственная ему насмешка над всем и вся. Но почему бы не предположить, что поэмой «Мёртвые души» называются и потому, что если б их написал Пушкин, то это уж точно была бы поэма?

А были ли иллюстрации?

Вопреки распространенному заблуждению, в первом издании гоголевской поэмы вообще не было никаких иллюстраций. А.А. Агин создал серию рисунков к поэме, которые должны были войти в книгу, но впервые опубликованы они были только через 4 года, в 1846 году, в сборнике «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Рисунки Агина принято считать «классическими». Возможно, это и повлияло на распространенное мнение о наличии иллюстраций в первой книге.
Впоследствии многие художники находили вдохновение в поэме Гоголя, и создавали чудесные коллекции иллюстраций к ней. Художники П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, П.П. Соколов, Марк Шагал. Рисунки талантливы и веселы, до сих пор они украшают различные издания поэмы, выпускаемые по всему миру.

Гоголь жёг?

Магия цифр. 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы, а 11 февраля 1852 года Гоголь сжигает том второй. Этот поступок был столь неоправдан и непонятен современникам писателя, сколь необъяснимым остается и сегодня. Человеческий ум не дремлет и придумывает новые и новые версии, которые могут если не объяснить, то пролить немного света на это происшествие.
Версия первая, официальная, заключается в том, что Гоголь действительно сжёг второй том «Мёртвых душ». Он задумал написать трилогию, о чём напрямую свидетельствуют заметки в записных книжках писателя.
В ночь с 11 на 12 февраля у Гоголя случился очередной приступ его психического недуга. Разочарование в результатах собственного труда, ощущение того, что он написал что-то не так и не о том, что не достиг нужного уровня, не создал желаемых образов, заставило его бросить рукопись в огонь камина. Вероятно, что Гоголь, который мечтал во втором томе, по его же собственным словам, вывести героев более чистых, устремленных к правильным ценностям и идеалам, добродетельных, не сумев сделать этого, понял, что его теория не верна. Что нет предпосылок для таких типажей на Руси. И попытался остановить себя. Остановиться он смог лишь таким образом.

По другой теории, которая менее вероятна, но всё же имеет право на существование, Гоголь вовсе не писал второго тома. Видимо, последователи этой версии считают, что несколько лет писатель лишь изображал кропотливый труд над текстом, на самом деле ничего не создавая.
Согласно ещё одной версии, Николай Васильевич, почерк которого известен, благодаря сохранившимся образцам, своей витиеватостью, просто не смог разобрать написанного им же самим. Маловероятно? Что ж… должно быть, время уже не рассудит этого спора, поэтому все версии останутся неподтвержденными. Загадки Гоголя такие загадки.

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С.Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»

Учитель русского языка и литературы

Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;

г) Павел Иванович.

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.

9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапка-ушанка.

а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;

в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев

12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.

13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.

15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?

а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»

а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.

17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?

а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков

18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.

19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.

20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?

а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.

21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.

22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.

23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14-й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.

24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:

а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;

б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;

в) жизнь Петербурга начала 19 века;

г) жизнь Петербурга конца19 века.

а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.

Ответы к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Пояснительная записка Соковых Н.Н.

Учитывая трудности изучения поэмы « Мёртвые души» учащимися в 9 классе, предлагаю использовать данные
вопросы для восприятия ими текста.

Вопросы на восприятие 2-6 глав « Мёртвых душ» Н. В.Гоголя.
2 глава.
1) Какое впечатление можно составить о Манилове ещё до встречи с ним в его доме? О чём говорит пейзаж Маниловки?
2)Гоголь пишет, что когда-то в армии Манилов считался образцовым офицером, носителем культуры. Какие факты опровергают это мнение? К чему сводятся духовные запросы и желания Манилова?
3)Как характеризует Манилова его речь, например: « майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», « наблюсти деликатность»?
4) Чем оборачивается « мягкость» и « любезность» Манилова в отношении к крестьянам?
5) Манилов очень растерялся, когда Чичиков предложил ему продать «мёртвые души», но потом согласился.Какие слова Чичикова(приведите их в пример из текста) оказались для него убедительными в пользу совершения данной « негоции»?

3 глава.
1) Как характеризует Коробочку её речь: « у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи», «где изволил засалиться», « возьми ихний кафтан»?
2) Как оправдывает Коробочка - помещица свою фамилию? Выпишите черты, характерные для неё:
Жадность, недоброжелательность, хвастовство, тупость, скупость, любовь к кутежам и карточным играм, бережливость, прожектёрство(пустословие), бестолковость, религиозность.
3) Как характеризует её тот факт, что она « третьего году протопопу уступила двух девок по сту рублей каждую»?
4) Как характеризует Коробочку то, что она знает всех умерших наизусть, а оценку своим крепостным даёт словами « всё славный народ»?
5) За что внутренне про себя Чичиков назвал её « дубинноголовой», уже даже начиная «выходить из себя»?
6) Какие убедительные слова нашёл всё-таки для неё Чичиков, чтобы она продала ему «мёртвых душ»? По сколько за штуку она их «уступила»?
7) Почему скупая помещица решила обильно угостить Чичикова?

4 глава.
1) Как характеризует Ноздрёва его речь: « такая бестия», « свинтус ты за это», « скотовод эдакой», « жидомор» , « фетюк» - и то, что он через несколько минут малознакомому человеку говорит « ты»?
2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва « многосторонним» и «историческим» человеком?
3) Выберите черты, свойственные Ноздрёву из перечисленных ниже:
бестолковость, бесхозяйственность, вдохновенное враньё, бережливость, религиозность, жульничество и надувательство, деловитость, наглость, грубость. хвастовство, подозри- тельность, любовь к кутежам.
4) Удалось ли Чичикову, как ему мечталось, « даром кое-что выпросить» у Ноздрёва?
5) Как подтверждается в конце визита Чичикова к Ноздрёву определение, данное Гоголем в адрес последнего» исторический человек»?
6) Если учесть, что Гоголь своих героев делит на « расточителей» и « накопителей», то кем из них является Ноздрёв?

5 глава.
1) Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат.
Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?
2) С каким зверем имеет этот герой портретное сходство? Через какие детали это подчёркивается?
3)Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора - разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора- свиньёй?
4) Отметьте черты характера, свойственные этому герою:
Жадность, мечтательность, расточительность, сентиментальность, хищность, прожектёрство, любовь к кутежам и карточным играм, религиозность, любит вкусно и обильно поесть, цинизм, недоброжелательность.
5)Является ли показателем любви и уважения к простым крестьянам то, что Собакевич в разговоре с Чичиковым оценивает их трудовые качества, или здесь кроется какой-то его умысел?
6) За что Чичиков про себя назвал его «кулаком»? « Расточитель» он или «накопитель»? Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему « мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?

\6 глава.
1) Какие чувства вызывает у читателя описание большого села и барского дома Плюшкина в этой главе?
2) Описание дома даётся на фоне старого сада. Какой художественный приём использует при этом Гоголь?
3) Чичиков долго гадал, впервые увидев Плюшкина, «мужик это или баба». Что во внешнем облике героя подчёркивает писатель?
4) В этой главе много знаков - символов: плесень, пыль, гниль, паутина, куча вещей в углу комнаты… «И до какой ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек!»- восклицает Гоголь. Приведите примеры этой мелочности и ничтожности в поведении героя.
5) Манилов нежен с женой, мечтает о возвышенной дружбе; Ноздрёв выглядит «отцом родным» среди собак; Собакевич по крайней мере Чичикова назвал преприятным человеком; Коробочка сердобольна к заблудшим путникам.. А каков Степан Плюшкин по отношению к своим крестьянам, близким? Какие знаки « гостеприимства» он оказал Чичикову?
6) Отметьте черты, характерные для Плюшкина:
сентиментальность
скупость
расточительность
подозрительность
прожектёрство
любовь к кутежам
сентиментальность
мелочность
недоброжелательность
7) Чем закончился визит Чичикова к Плюшкину? Удалась ли «негоция»?
8) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет…все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…», - пишет Николай Васильевич Гоголь. О чём он нас предупреждает?

Вопросы составила: Учитель Соковых Н.Н.(Школа № 250 г СП-б)