Отцы и дети краткое содержание характеристика героев. Тургенев отцы и дети

Страница 1 из 10

ГЛАВА 1 . В КОТОРОЙ МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ВИННИ-ПУХОМ И НЕСКОЛЬКИМИ ПЧЕЛАМИ

Ну вот, перед вами Винни-Пух.

Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно бы найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но увы - сосредоточиться-то ему и некогда.

Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться.

Винни-Пух. Очень приятно!

Вас, вероятно, удивляет, почему его так странно зовут, а если вы знаете английский, то вы удивитесь еще больше.

Это необыкновенное имя подарил ему Кристофер Робин. Надо вам сказать, что когда-то Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Для лебедя это было очень подходящее имя, потому что если ты зовешь лебедя громко:"Пу-ух! Пу-ух!" - а он не откликается, то ты всегда можешь сделать вид, что ты просто понарошку стрелял; а если ты звал его тихо, то все подумают, что ты просто подул себе на нос. Лебедь потом куда-то делся, а имя осталось, и Кристофер Робин решил отдать его своему медвежонку, чтобы оно не пропало зря.

А Винни - так звали самую лучшую, самую добрую медведицу в зоологическом саду, которую очень-очень любил Кристофер Робин. А она очень-очень любила его. Ее ли назвали Винни в честь Пуха, или Пуха назвали в ее честь - теперь уже никто не знает, даже папа Кристофера Робина. Когда-то он знал, а теперь забыл.

Словом, теперь мишку зовут Винни-Пух, и вы знаете почему.

Иногда Винни-Пух любит вечерком во что-нибудь поиграть, а иногда, особенно когда папа дома, он больше любит тихонько посидеть у огня и послушать какую-нибудь интересную сказку.

В этот вечер…

Папа, как насчет сказки? - спросил Кристофер Робин.

Что насчет сказки? - спросил папа.

Ты не мог бы рассказать Винни-Пуху сказочку? Ему очень хочется!

Может быть, и мог бы, - сказал папа. - А какую ему хочется и про кого?

Интересную, и про него, конечно. Он ведь у нас ТАКОЙ медвежонок!

Понимаю. - сказал папа.

Так, пожалуйста, папочка, расскажи!

Попробую, - сказал папа.

И он попробовал.

Давным-давно - кажется, в прошлую пятницу - Винни-Пух жил в лесу один-одинешенек, под именем Сандерс.

Что значит "жил под именем"? - немедленно спросил Кристофер Робин.

Это значит, что на дощечке над дверью было золотыми буквами написано "Мистер Сандерс", а он под ней жил.

Он, наверно, и сам этого не понимал, - сказал Кристофер Робин.

Зато теперь понял, - проворчал кто-то басом.

Тогда я буду продолжать, - сказал папа.

Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж…

Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать.

Сначала он подумал так: "Это - жжжжжж - неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты - не пчела? По-моему, так! "

Потом он еще подумал-подумал и сказал про себя: "А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед! По-моему, так!"

Тут он поднялся и сказал:

А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так,луже а не иначе!

И с этими словами он полез на дерево.

Он лез, и лез, и все лез, и по дороге он пел про себя песенку, которую сам тут же сочинил. Вот какую:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мед так нравится ему?

Вот он влез еще немножко повыше… и еще немножко… и еще совсем-совсем немножко повыше… И тут ему пришла на ум другая песенка-пыхтелка:

Если б мишки были пчелами,

То они бы нипочем

Никогда и не подумали

Так высоко строить дом;

И тогда (конечно, если бы

Пчелы

-это были мишки!)

Нам бы, мишкам, было незачем

Лазить на такие вышки!

По правде говоря, Пух уже порядком устал, поэтому Пыхтелка получилась такая жалобная. Но ему осталось лезть уже совсем-совсем-совсем немножко. Вот стоит только влезть на эту веточку - и…

Мама! - крикнул Пух, пролетев добрых три метра вниз и чуть не задев носом о толстую ветку.

Эх, и зачем я только… - пробормотал он, пролетев еще метров пять.

Да ведь я не хотел сделать ничего пло… - попытался он объяснить, стукнувшись о следующую ветку и перевернувшись вверх тормашками.

А все из-за того, - признался он наконец, когда перекувырнулся еще три раза, пожелал всего хорошего самым нижним веткам и плавно приземлился в колючий-преколючий терновый куст, - все из-за того, что я слишком люблю мед! Мама!…

Пух выкарабкался из тернового куста, вытащил из носа колючки и снова задумался. И самым первым делом он подумал о Кристофере Робине.

Обо мне? - переспросил дрожащим от волнения голосом Кристофер Робин, не смея верить такому счастью.

Кристофер Робин ничего не сказал, но глаза его становились все больше и больше, а щеки все розовели и розовели.

Итак, Винни-Пух отправился к своему другу Кристоферу Робину, который жил в том же лесу, в доме с зеленой дверью.

Доброе утро, Кристофер Робин! - сказал Пух.

Доброе утро, Винни-Пух! - сказал мальчик.

Интересно, нет ли у тебя случайно воздушного шара?

Воздушного шара?

Да, я как раз шел и думал: "Нет ли у Кристофера Робина случайно воздушного шара?" Мне было просто интересно.

Зачем тебе понадобился воздушный шар?

Винни-Пух оглянулся и, убедившись, что никто не подслушивает, прижал лапу к губам и сказал страшным шепотом:

Мед! - повторил Пух.

Кто же это ходит за медом с воздушными шарами?

Я хожу! - сказал Пух.

Ну, а как раз накануне Кристофер Робин был на вечере у своего друга Пятачка, и там всем гостям дарили воздушные шарики. Кристоферу Робину достался большущий зеленый шар, а одному из Родных и Знакомых Кролика приготовили большой-пребольшой синий шар, но этот Родственник и Знакомый его не взял, потому что сам он был еще такой маленький, что его не взяли в гости, поэтому Кристоферу Робину пришлось, так и быть, захватить с собой оба шара - и зеленый и синий.

Какой тебе больше нравится? - спросил Кристофер Робин.

Пух обхватил голову лапами и задумался глубоко-глубоко.

Вот какая история, - сказал он. - Если хочешь достать мед - главное дело в том, чтобы пчелы тебя не заметили. И вот, значит, если шар будет зеленый, они могут подумать, что это листик, и не заметят тебя, а если шар будет синий, они могут подумать, что это просто кусочек неба, и тоже тебя не заметят. Весь вопрос - чему они скорее поверят?

А думаешь, они не заметят под шариком тебя?

Тогда тебе лучше взять синий шарик, - сказал Кристофер Робин.

И вопрос был решен.

Друзья взяли с собой синий шар, Кристофер Робин, как всегда (просто на всякий случай), захватил свое ружье, и оба отправились в поход.

Винни-Пух первым делом подошел к одной знакомой луже и как следует вывалялся в грязи, чтобы стать совсем-совсем черным, как настоящая тучка. Потом они стали надувать шар, держа его вдвоем за веревочку. И когда шар раздулся так, что казалось, вот-вот лопнет, Кристофер Робин вдруг отпустил веревочку, и Винни-Пух плавно взлетел в небо и остановился там-как раз напротив верхушки пчелиного дерева, только немного в стороне.

Ураааа! - закричал Кристофер Робин.

Что, здорово? - крикнул ему из поднебесья Винни-Пух. - Ну, на кого я похож?

На медведя, который летит на воздушном шаре!

А на маленькую черную тучку разве не похож? - тревожно спросил Пух.

Не очень.

Ну ладно, может быть, отсюда больше похоже. А потом, разве знаешь, что придет пчелам в голову!

К сожалению, ветра не было, и Пух повис в воздухе совершенно неподвижно. Он мог чуять мед, он мог видеть мед, но достать мед он, увы, никак не мог.

Спустя некоторое время он снова заговорил.

Кристофер Робин! - крикнул он шепотом.

По-моему, пчелы что-то подозревают!

Что именно?

Не знаю я. Но только, по-моему, они ведут себя подозрительно!

Может, они думают, что ты хочешь утащить у них мед?

Может, и так. Разве знаешь, что пчелам в голову придет!

Вновь наступило недолгое молчание. И опять послышался голос Пуха:

Кристофер Робин!

У тебя дома есть зонтик?

Кажется, есть.

Тогда я тебя прошу: принеси его сюда и ходи тут с ним взад и вперед, а сам поглядывай все время на меня и приговаривай: "Тц-тц-тц, похоже, что дождь собирается!" Я думаю, тогда пчелы нам лучше поверят.

Ну, Кристофер Робин, конечно, рассмеялся про себя и подумал: "Ах ты, глупенький мишка!" - но вслух он этого не сказал, потому что он очень любил Пуха.

И он отправился домой за зонтиком.

Наконец-то! - крикнул Винни-Пух, как только Кристофер Робин вернулся. - А я уже начал беспокоиться. Я заметил, что пчелы ведут себя совсем подозрительно!

Открыть зонтик или не надо?

Открыть, но только погоди минутку. Надо действовать наверняка. Самое главное - это обмануть пчелиную царицу. Тебе ее оттуда видно?

Жаль, жаль. Ну, тогда ты ходи с зонтиком и говори: "Тц-тц-тц, похоже, что дождь собирается", а я буду петь специальную Тучкину Песню - такую, какую, наверно, поют все тучки в небесах… Давай!

Кристофер Робин принялся расхаживать взад и вперед под деревом и говорить, что, кажется, дождь собирается, а Винни-Пух запел такую песню:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Ах, в синем-синем небе

Порядок и уют

Поэтому все Тучки

Так весело поют!

Но пчелы, как ни странно, жужжали все подозрительнее и подозрительнее. Многие из них даже вылетели из гнезда и стали летать вокруг Тучки, когда она запела второй куплет песни. А одна пчела вдруг на минутку присела на нос Тучки и сразу же снова взлетела.

Кристофер - ай! - Робин! - закричала Тучка.

Я думал, думал и наконец все понял. Это неправильные пчелы!

Совершенно неправильные! И они, наверно, делают неправильный мед, правда?

Да. Так что мне, скорей всего, лучше спуститься вниз.

А как? - спросил Кристофер Робин.

Об этом Винни-Пух как раз еще и не подумал. Если он выпустит из лап веревочку, он упадет и опять бумкнет. Эта мысль ему не понравилась. Тогда он еще как следует подумал и потом сказал:

Кристофер Робин, ты должен сбить шар из ружья. Ружье у тебя с собой?

Понятно, с собой, - сказал Кристофер Робин. - Но если я выстрелю в шарик, он же испортится!

А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я, - сказал Пух.

Конечно, тут Кристофер Робин сразу понял, как надо поступить. Он очень тщательно прицелился в шарик и выстрелил.

Ой-ой-ой! - вскрикнул Пух.

Разве я не попал? - спросил Кристофер Робин.

Не то чтобы совсем не попал, - сказал Пух, - но только не попал в шарик!

Прости, пожалуйста, - сказал Кристофер Робин и выстрелил снова.

На этот раз он не промахнулся. Воздух начал медленно выходить из шарика, и Винни-Пух плавно опустился на землю.

Правда, лапки у него совсем одеревенели, оттого что ему пришлось столько времени висеть, держась за веревочку. Целую неделю после этого происшествия он не мог ими пошевелить, и они так и торчали кверху. Если ему на нос садилась муха, ему приходилось сдувать ее: "Пухх! Пуххх!"

И, может быть - хотя я в этом не уверен, - может быть, именно тогда-то его и назвали Пухом.

Сказке конец? - спросил Кристофер Робин.

Конец этой сказке. А есть и другие.

Про Пуха и про меня?

И про Кролика, про Пятачка, и про всех остальных. Ты сам разве не помнишь?

Помнить-то я помню, но когда хочу вспомнить, то забываю…

Ну, например, однажды Пух и Пятачок решили поймать Слонопотама…

А поймали они его?

Где им! Ведь Пух совсем глупенький. А я его поймал?

Ну, услышишь - узнаешь.

Кристофер Робин кивнул.

Понимаешь, папа, я-то все помню, а вот Пух забыл, и ему очень-очень интересно послушать опять. Ведь это будет настоящая сказка, а не просто так… вспоминание.

Вот и я так думаю.

Кристофер Робин глубоко вздохнул, взял медвежонка за заднюю лапу и поплелся к двери, волоча его за собой. У порога он обернулся и сказал:

Ты придешь посмотреть, как я купаюсь?

Наверно, - сказал папа.

А ему не очень было больно, когда я попал в него из ружья?

Ни капельки, - сказал папа.

Мальчик кивнул и вышел, и через минуту папа услышал, как Винни-Пух поднимается по лесенке: бум-бум-бум.

Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

Вконтакте

О произведении

Создание

Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

Жанр и количество глав

Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

Основная идея

О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

Герои романа

Основными героями «Отцы и дети» являются:

  • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
  • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
  • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
  • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
  • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
  • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
  • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
  • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

Прочие герои:

  • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
  • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
  • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
  • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

Главные герои романа «Отцы и дети».

Сюжет

Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Экранизации романа

    • 1915г - Отцы и дети (реж.
    Отцы и дети
    Отцы и Дѣти

    Титульный лист второго издания (Лейпциг, Германия, 1880)
    Жанр:
    Язык оригинала:
    Год написания:
    Публикация:
    в Викитеке

    Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

    Сюжет

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Смысл финала:

    Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

    “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

    Главные герои

    Другие герои

    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма.
    • Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная П.П.Кирсанова
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***

    Экранизации романа

    • - Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер , Наталья Рашевская)
    • - Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
    • - Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)

    Примечания

    Ссылки