Основные архитектурные понятия. Общие понятия об архитектуре

Под архитектурой принято понимать область человеческой деятельности, которая занимается организацией пространства и решает всевозможные пространственные задачи. Если сказать проще, то архитектура занимается задачами улучшения человеческого существования, окружения его гармоничными и полезными предметами.

Архитектурная деятельность

Эта группировка включает виды деятельности, имеющие целью создание архитектурного объекта (здания, сооружения, комплекса зданий или сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства):

Создание архитектурного проекта

Координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или реконструкции

Организацию профессиональной деятельности архитекторов

В настоящее время известно четыре вида архитектурной деятельности:

Градостроительство . Под данным понятием подразумевается теория и практика планировки и застройки городов. Это отдельная дисциплина, охватывающая комплекс художественно-архитектурных, общественно-экономических, техническо-строительных и санитарно-гигиенических проблем человечества. У данной дисциплины два начала воля архитектора (градостроителя) и исторические условия. Иными словами, города могут возникать как по воле каких-либо людей (яркий пример тому город Санкт-Петербург, который был возведен по воле Петра I), так и в результате каких-либо исторических событий (к примеру, Москва, город, который возник в результате множества исторически-значимых событий).

Градостроительство возникло очень давно. С древних веков люди стали собираться в общины и возводить жилища, формируя, таким образом, небольшие поселения, которые впоследствии разрастались до масштабов городов. В современном мире градостроительное проектирование включает в себя несколько стадий – региональная планировка, генеральный план города, проект детальной планировки, проект застройки и рабочее проектирование.

Зодчество . основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений. Само по себе данное понятие является синонимом архитектуры. Соответственно, и определения у них одинаковые. Ранее в Древней Руси архитекторов именовали зодчими, т. е. лицами, занимающимися планировкой и возведением различных сооружений. Как правило, данное направление предусматривает работу с деревянными материалами. В наше время зодчество не является настолько востребованным, как в древние и средние века. В основном это направление используется при постройке частных домов из дерева по индивидуальным проектам.



Ландшафтный дизайн . Это своего рода искусство по применению малых архитектурных форм в зеленом строительство. Иными словами, это определенные действия по благоустройству парков и садов, планировка различных композиций из растительных насаждений. Задача ландшафтного дизайна состоит в создании гармоничных композиций, сочетающихся с основными зданиями и сооружениями, либо находящимися обособлено от них. При этом могут быть использованы зеленые насаждения (деревья, кустарники, цветы и т. д.), водоемы (ручьи, пруды, водопады, фонтаны) и различные малые формы (скамейки, фонари, обелиски и иное).

Дизайн интерьера . В данном случае подразумевается оформление внутреннего убранства помещений, создание определенного интерьера. Другими словами – это создание комфортной среды обитания человека. В данном случае дизайнер, учитывая личные предпочтения хозяина помещения, создает такой интерьер помещения, проживая в котором владелец будет чувствовать себя наиболее комфортно.

Вопрос. Гражданский кодекс РФ. Права и обязанности заказчика и архитектора.

Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. – сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.



Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ – крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…»

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

2. Эпохи и стили архитектуры

3. Архитектура как памятник культуры и истории

Заключение

Список литературы

Введение

Как известно, сформулированный в свое время Г. Гегелем закон неравномерности развития, видов искусства проявляется в том, что иерархия видов искусства весьма подвижна и часто слабо связана с изменениями в социально-политических и экономических аспектах общественной жизни. В результате в культурном поле появляется доминирующий вид искусства, который в той или иной мере «настраивает» художественную деятельность в целом, накладывая на нее отпечаток своей специфики.

Выдвижение определенного вида искусства на вершину иерархии, видимо, связано с его способностью наиболее полно и адекватно представить господствующую в обществе картину мира. Так, например, средневековой картине мира с ослабленной временной координатой полнее всего отвечают пространственные виды искусства - храмы, украшенные скульптурой. Доминирующее положение в картине мира современного человека фактора времени приводит к выдвижению на первый план временных и пространственно-временных видов искусства.

Но в каждый момент времени художественная культура представляет собой динамичную и самосогласованную систему с взаимодействующими между собой элементами. В результате появления новых элементов - например, видов искусства, основанных на достижениях научно технического прогресса - меняется структура системы культуры и функции отдельных ее элементов, но в том или ином виде все элементы культуры, включая и самые архаичные, все же сохраняются, хотя, может быть, и в измененном виде.

Цель данной работы – рассмотреть один из пространственных видов искусства – архитектуру.

Выявить понятие и сущность архитектуры;

Рассмотреть развитие архитектуры в различные исторические периоды;

Изучить вопросы архитектуры как культурного памятника.

1. Понятие и сущность архитектуры

Архитектура - художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Следует отличать утилитарное строительство и соответствующее этой технической деятельности понятие конструкции от архитектуры как художественного творчества в камне, дереве и глине. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.

Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества (сакральная, или храмовая, архитектура, дворцовые, жилые здания, технические сооружения).

Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать - к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством - организация движения .

Соответственно этому все архитектурные композиции можно разделить на два типа: «пребывания в пространстве» и «продвижения в пространстве». К первому типу относят центрические и зальные композиции, ко второму - аллеи, галереи, анфилады, аркады. Отнесение архитектуры к «неизобразительным искусствам» весьма спорно. В сравнении с живописью, скульптурой, графикой архитектор действительно (за исключением декоративных деталей) не изображает конкретные предметы. Зато архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Такие образы передать непосредственно, минуя эзопов язык аллегорий, не может ни живописец, ни скульптор. Поэтому Б. Р. Виппер называл архитектуру «в высшей степени изобразительным искусством» . Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. К примеру, опорный столб, выдерживающий тяжесть перекрытия, представляет собой оптимальную, прочную и надежную строительную конструкцию, а колонна, выражающая идею духовного сопротивления тяжести и вознесения к небу, есть архитектурный образ, композиция.

Внешне эти формы выглядят почти одинаково, но содержание их различно. Это различие определяется в теории архитектуры понятием ордера. Здесь и проходят границы архитектуры как художественного творчества. Отсюда также традиционные сравнения архитектуры с космосом, возникающим из хаоса, «очеловеченной материей», каменной книгой человечества, застывшей музыкой.

2. Эпохи и стили архитектуры

Итальянское Возрождение – переломная эпоха в развитии искусства конца XV - начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, - «четырехсотые годы») и римский (начало XVI в., или чинквеченто, - «пятисотые годы»). Французское название эпохи - Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций и новаторской деятельностью Ф.Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн. Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте - автора первого проекта храма Св. Петра в Риме.

В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм, загородная вилла, а также композиционные приемы. По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции. Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму . Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание «Итальянское Возрождение» не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.

Классицизм – художественное направление, ориентированное на рациональное композиционное мышление, нормы ясности, целостности, простоты, уравновешенности, тектоничности, статичности и замкнутости формы. В большинстве случаев в качестве образца выбирается искусство античной классики. В истории архитектуры нормы Классицизма сложились в эпоху Высокого Возрождения в Италии (начало XVI в.), программно в качестве художественного направления были оформлены в искусстве Франции второй половины XVII в. Поэтому западноевропейская архитектура классицизма второй половины XVIII в. («вторая волна» Классицизма) называется Неоклассицизмом. В Италии, Франции, Германии, России художественное направление Классицизма порождало в различные исторические периоды разные историко-региональные художественные стили классицистической архитектуры .

Неоклассицизм – историко-региональный стиль классицизма, получивший распространение в Италии и Франции во второй половине XVIII в. (в этих странах классицистический стиль возникал не впервые, отсюда название). В русской архитектуре этот же период принято именовать Классицизмом (неоклассическое течение в России сформировалось в начале XX в).

Готика - художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII-XV вв. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена «к северу от Альп»). Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136-1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Стремительный рост населения европейских городов в XII- XIII вв. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Однако простое увеличение размеров приводило к обрушению тяжелых каменных сводов из-за усиления бокового распора, действующего на стены. Требовалась новая конструкция.

Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. - ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. – «противосила») и аркбутанов (франц. - арка + связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы - ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами - так возникли готические витражи. Пространство стало легким и светлым. 150-метровая длина собора, высота сводов 40-50 м, высота башен 80 м становились нормой. Каменные своды неимоверной тяжестью давили вниз, но человек, находящийся внутри, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу - образ, противоположный прозаическому действию строительной конструкции, уравновешивающей силы, направленной сверху вниз. Поэтому готический стиль - яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции.

Архитектура – это деятельность по созданию художественно осмысленной пространственной среды для жизненных процессов общества в конкретных естественно-природных условиях, органически сочетающая в себе рационализм научно-технического метода со свободой и творческим вдохновением художественного метода.

Понятие архитектуры включает в себя деятельность и ее результат, архитектурное проектирование и само здание. При этом для архитектора архитектура – прежде всего деятельность, обозначение процесса создания архитектурного объекта.

Архитектурное пространство – это реальное трехмерное пространство нашей планеты, вмещающее человека. Последнее позволяет считать его четырехмерным. Архитектурное пространство является предметом архитектуры и ее центральной категорией.

Итак, предмет архитектуры – конкретно-историческое пространство. Архитектурное пространство, как мы понимаем, – это совокупность внутреннего, ограждающего и внешнего пространств.

Внутреннее пространство – функционально-типологическое существо архитектуры, душа архитектурного объекта. Внутреннее пространство насыщено жизненной энергией объекта, обеспечивает условия для его нормального функционирования.

Ограждающее пространство – материально-конструктивное. Это физическое тело архитектурного объекта. Ограждающее пространство сформировано «плотным» пространством конструкций, строительных материалов, а также инженерного оборудования. «Материальная оболочка» ограждающего пространства обеспечивает в зданиях нормальную жизнедеятельность людей.

Внешнее пространство – природное, градостроительное – является предпосылкой и условием существования архитектурного объекта как единства внутреннего и ограждающего пространств. Оно формирует дух архитектурного объекта. Внешнее пространство – это информационное и энергетическое поле, существующее в исторической бесконечности, «питающее» акт рождения архитектурного объекта.

Видимая форма, как говорят философы, «кажимость», внешность, может возникнуть только как граница между двумя из перечисленных пространств: внешним и ограждающим (внешняя форма), ограждающим и внутренним (внутренняя форма). В любом здании внешняя видимая форма – это его фасад, внутренняя внешняя форма – интерьер помещений.

Свойства архитектурного пространства, которые учитывают в архитектурном проектировании:

– геометричность – размер и форма пространства необходимы для осуществления деятельности человека, размещения оборудования и перемещения людей;

– состояние воздушной среды (микроклимат) – объем воздуха для дыхания с оптимальными параметрами температуры, влажности и скорости его движения, соответствующими нормальному для осуществления данной деятельности тепло- и влагообмену человеческого организма, степень чистоты воздуха;



– звуковой режим – условия слышимости в помещении и защита от мешающих звуков;

– световой режим – условия работы органов зрения, определяемые степенью освещенности помещения, цветовые характеристики;

видимость и зрительное восприятие – условия для работы людей, связанные с необходимостью видеть различные объекты в помещении.

Качество архитектурного пространства зависит от сочетания этих свойств.

Функция – это понятие, теоретическая абстракция, обозначающее практическое назначение архитектурного объекта.В переводе с латинского языка означает «исполнение, осуществление». Функция сооружения – пространственное воплощение деятельности и деятельность, воплощенная в пространстве архитектурного объекта. Функция – не пространство и не деятельность. Функция – это единство пространства и деятельности.

В архитектурном проектировании функция выражается в нескольких формах:

– функция как цель создания архитектурного объекта;

– функция как процесс, движение, изменение;

– функция как выраженная целесообразность.

Функция выражается в функциональных схемах, материализуется в планах здания, так как все жизненные процессы в архитектуре проходят на горизонтальной плоскости.

Каждый архитектурный объект и все его элементы выполняют свою определенную функцию. Следовательно, можно различать главные, основные, подсобные и дополнительные функции. Значение функции зависит от места элемента в системе проектирования объекта.

Архитектурными объектами считаются здания, постройки и сооружения.

Структура, или строение архитектурного объекта, образует его внутреннюю форму. В отличие от внешней формы, внутренняя форма невидима, а точнее, ее весьма трудно увидеть. Восприятие внутренней формы проходит всеми органами чувств во времени. Понять и оценить структуру архитектурного объекта можно, если пройти по всему зданию, обойти его снаружи либо проанализировать чертежи. Структура архитектурного объекта отражает профессиональный уровень восприятия и оценки зданий, описывается с помощью чертежей – планов, разрезов, фасадов (рис. 1).

Рис. 1 Структура архитектурного объекта

Закономерности формирования структуры здания изучаются основами композиции, закрепляются навыки композиционного моделирования в учебном архитектурном проектировании.

Внутренняя форма, или структура представляет собой органическое соединение в единое целое – архитектурный объект – внутреннего, ограждающего и внешнего пространства.

Внутреннее пространство архитектурного объекта является его душой, формируется функцией, оценивается пользой.

Ограждающее пространствоархитектурного объекта – его физическое тело, формируется конструкцией, оценивается прочностью.

Внешнее пространствоархитектурного объекта обусловливает его дух, формируется контекстом, оценивается красотой.

В связи с этим структура архитектурного объекта в процессе проектирования формируется тремя группами факторов: социально-функциональными, инженерно-конструктивными и архитектурно-художественными.

В группу социально-функциональных факторов входят социально-демографические и национально-этнографические характеристики потребителя, жизнедеятельность и поведение потребителя, технология услуг или производства.

Группу инженерно-конструктивных факторов образуют конструктивные системы и методы возведения здания, строительные материалы и инженерное оборудование.

Группу архитектурно-художественных факторов составляют природно-климатические, градостроительные, социально-культурные и социально-экономические условия. К социально-культурным условиям относятся опыт; ценности; традиции; оценки, накопленные обществом, народами в ходе их исторического развития.

Каждая группа факторов выполняет доминирующую роль в определенном виде пространства. Так, социально-функциональные факторы являются наиболее важными для внутреннего пространства, инженерно-конструктивные факторы определяют проектирование ограждающего пространства, а архитектурно-художественные факторы более важны для внешнего пространства.

Архитектор, обладая определенным методам формообразования, т. е. способом обработки имеющихся условий и превращения их в проект здания, осуществляет процесс архитектурного проектирования. Итогом этого процесса является создание идеальной модели здания – проекта, а затем и его строительство.

Вопросы:

1. Дать определение понятию «архитектура».

2. Что включает в себя понятие архитектуры?

3. В чем заключаются две задачи архитектуры?

4. Каковы свойства архитектурного пространства?

5. В каких формах выражается функция архитектурного проектирования?

Многие организации испытывают постоянные трудности и находятся в постоянном поиске синхронизации целей и задач бизнеса и процессов развития своих информационных систем. Существует как бы "облако неопределенности" между определением организацией и обеспечивающей ее ИТ-инфраструктурой своих целей и задач.

Процесс транслирования этих целей в конкретные ИТ-системы часто носит очень неразвитый характер и ограничивается ежегодным бюджетным процессом, участие в котором представителей бизнеса и ИТ является основным способом общения и взаимодействия.

Рис. 3.1. "Облако неопределенности" между целями организации и информационными технологиями

Архитектура информационных технологий и архитектура предприятия в целом как раз и является основным механизмом интерпретации и реализации целей организации через адекватные ИТ-инфраструктуру и системы. Это достигается через создание определенного количества взаимосвязанных архитектурных представлений. Имеется множество методик описания архитектуры, и все они разбивают архитектуру предприятия на различное количество моделей и определений, которые относятся к таким областям, как бизнес, информация, прикладные системы, технологическая инфраструктура.

Бизнес-модели описывают стратегию организации, структуры управления, требования, ограничения и правила, а также основные бизнес-процессы, включая взаимосвязи и зависимости между ними. Т.е. бизнес-архитектура описывает на уровне предприятия в целом то, как реализуются основные функции организации, включая организационные и функциональные структуры, роли и ответственности.

Архитектура информации определяет ключевые активы, связанные со структурированной и неструктурированной информацией, требующейся для бизнеса, включая расположение, время, типы файлов и баз данных и других информационных хранилищ.

Описывает те системы, которые и обеспечивают необходимый функционал для реализации логики бизнес-процессов организации.

С точки зрения технологической архитектуры , важные модели включают описание ИТ-сервисов, которые требуются для реализации перечисленных выше трех других областей архитектуры. Причем логические модели ИТ-сервисов построены в абстрактной, технологически независимой форме и оставляют свободу для оптимального выбора конкретных технологий.

Но, в конце концов, архитектура предприятия завершается физическими моделями, которые определяются технологиями, аппаратными и программными платформами, выбранными для реализации ИТ-сервисов.

Термин "ИТ-архитектура" может означать множество близких по смыслу, но, тем не менее, различающихся понятий. Для различных людей смысл одного и того же термина может быть разным.

Одно из самых простых (словарь Уэбстера) заключается в том, что ИТ-архитектура – это "способ, который используется для организации и интеграции компонент компьютерной системы".

Еще одно определение заключается в том, что "Архитектура системы состоит из нескольких компонент, внешних свойств и интерфейсов, связей и накладываемых ограничений, а также архитектуры этих внутренних компонент". Итеративное, иерархическое построение архитектуры позволяет решить и еще одну важную задачу – облегчить ее восприятие человеком.

Рис. 3.2. Элементы архитектуры предприятия

"Архитектурный взгляд" на системы (как ИТ-системы, так и бизнес-системы) определен в стандарте ANSI/IEEE 1471-2000 как "фундаментальная организация системы, состоящая из совокупности компонент, их связей между собой и внешней средой, и принципы, которыми руководствуются при их создании и развитии".

В самом общем виде, в соответствии с определениями Gartner, архитектура – это:

1. общий план или концепция, используемая для создания системы, такой как здание или информационная система, или "абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей";

2. семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия.

Обратите внимание, что первое определение сфокусировано на описании существующих и будущих систем, второе – на процессе их построения.

Еще несколько определений:

1. "Архитектура – это инвестиция в стандарты процессов, технологий и интерфейсов в целях улучшения возможностей организаций и уменьшения стоимости разработки и сопровождения информационных систем. Преимущества инвестиций в архитектуру распространяются на несколько проектов сразу, но не все эти проекты могут быть известны в момент разработки архитектуры";

2. "Корпоративная архитектура ИТ – это видение, принципы и стандарты, которыми организации руководствуются при разработке и внедрении технологий" (Giga Group);

Архитектура ИТ и принципы ее построения, с одной стороны, зависят от общих стратегических планов, бизнес-потребностей организации, общего видения роли ИТ в деятельности организации, а с другой стороны, определяют многие аспекты, такие как принятая практика по планированию капитальных затрат, обеспечение жизненного цикла систем и т.д..

Рассмотрим теперь более подробно, какие отдельные понятия в рамках представления об "архитектуре" существуют, и как они связаны между собой:

иерархия архитектур различных организационных систем;

2. соотношения между объективной реальностью и субъективным восприятием;

3. соотношения между общесистемной архитектурой и частными архитектурами.

Точно так же, как и в строительстве, существуют различные уровни архитектуры (план города, план застройки района, планы отдельных зданий), требуется дальнейшая детализация высокоуровневых определений и классификация архитектуры бизнеса и информационных технологий на различных уровнях. Таким образом, мы можем говорить об архитектуре предприятия в целом, архитектуре уровня отдельных проектов или семейства продуктов, можем говорить об архитектуре отдельной прикладной системы. И в первом, и во втором, и в третьем случае – это все архитектуры. Вопрос заключается в декомпозиции сложных систем и в том, на каком уровне принимаются те или иные архитектурные решения.

Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом (включая партнеров и другие организации, формирующие так называемое "расширенное предприятие") и обеспечивает общую рамочную модель (framework), стандарты и руководства для архитектуры уровня отдельных проектов. Общее видение, обеспечиваемое архитектурой предприятия, создает возможность единого проектирования систем, адекватных, с точки зрения обеспечения потребностей организации, и способных к взаимодействию и интеграции там, где это необходимо. Чуть позже мы вернемся к определению понятия архитектура предприятия.

Архитектура уровня отдельных проектов определяет структуру и функции систем (бизнес и ИТ) на уровне проектов и программ (совокупностей проектов), но в контексте всей организации в целом, т.е. не в изолированном рассмотрении индивидуальных систем. Архитектура уровня отдельных проектов детализирует, соответствует и существует в рамках архитектуры предприятия.

Архитектура прикладных систем определяет структуру и функции приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения требуемой функциональности. Некоторые элементы этой архитектуры могут быть определены на уровне архитектуры предприятия или архитектуры отдельных проектов (в форме стандартов и руководств) в целях использования лучшей практики и соответствия принципам всей архитектуры в целом.

Рис. 3.3. Уровни принятия архитектурных решений

Отличительной характеристикой решений, принимаемых в отношении архитектуры, является то, что эти решения должны приниматься с учетом широкой, или системной, перспективы. Любое решение, которое может быть принято локально (например, в рамках подсистемы), не является архитектурным для системы в целом. Это позволяет делать различие между детальным проектированием и принятием решений по поводу практической реализации системы, с одной стороны, и архитектурными решениями – с другой. Первые решения имеют локальное влияние, а вторые – систематическое. Поэтому для проектных решений нужна соответствующая более широкая перспектива, позволяющая учесть системное влияние решений более высокого уровня, что дает возможность достичь желаемого уровня компромиссов и соглашений между составными частями для обеспечения должного уровня качества системы в целом.

Например, если система, которую мы рассматриваем, является прикладной программной системой, то свобода принятия решений, которые могут приниматься на уровне отдельных ее компонент или модулей, должна быть предоставлена соответствующим разработчикам этих подсистем.

Архитектор прикладной системы должен рассматривать вопросы, которые важны для системы в целом.

Если предметом рассмотрения является архитектура проекта или некоторого решения (например, проект создания портала организации, который интегрирует информацию из некоторого количества информационных систем), то решения по поводу архитектуры отдельных прикладных систем должны приниматься, соответственно, разработчиками этих систем. На уровне архитектуры проекта должны рассматриваться только те вопросы, которые имеют систематическое значение или важны для проекта в целом. Например, в нашем примере с порталом это могут быть решения о структуре метаданных, которыми должны руководствоваться все прикладные системы для того, чтобы информация из этих систем могла бы быть опубликована на едином портале.

В этом смысле, чтобы еще раз уточнить предмет содержания данного курса, можно сказать, что мы обсуждаем вопросы и подходы, которые относятся, в основном, к уровню предприятия в целом. При этом под предприятием понимается организация (или государственное ведомство) со всей совокупностью ее информационных систем, либо государство (регион, город) с соответствующей совокупностью информационных систем ведомств.

Определяющей характеристикой, которая отличает архитектуру предприятия (или Корпоративную архитектуру) от других типов архитектур является соответствующий корпоративный масштаб и охват. Она пересекает и пронизывает все внутренние организационные границы: границы различных бизнес-подразделений и границы отдельных функций.

Каждая информационная система представляет собой сложный, комплексный объект, который к тому же динамически изменяется во времени. Таким образом, архитектура будет представлять собой некоторую модель реальной системы, которая динамически изменяется, сохраняя соответствие оригиналу, как показано на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Архитектура как модель реальной информационной системы

Второй постулат заключается в том, что выделяются два понятия:

1. собственно архитектура информационной системы – как объективная реальность, включающая существующие компоненты и их связи;

2. описание архитектуры (architecture description) – отражение объективной или планируемой реальности в какой-либо документированной форме.

Взаимосвязь этих понятий иллюстрируется на рис. 3.5

Рис. 3.5. Описание архитектуры как проекции реальности

Разделение этих понятий приводит к интересным следствиям. Архитектура системы (внешняя область – Рис. 3.5) по определению является бесконечно сложным, глубоким и неявным понятием. Только часть этого общего понятия, которая в принципе доступна для восприятия архитекторами, может быть переведена в явную документируемую форму – модель или набор моделей с неизбежными упрощениями, ограничениями и субъективными искажениями.

Таким образом, ИТ-архитектура существует независимо от предпринимаемых в организации проектов по ее описанию, упорядочиванию и развитию. Обратимся еще раз к аналогии со строительством: отсутствие решений в области ИТ или бессистемное их принятие на практике приводят к появлению "зоопарка" аппаратных средств и приложений, напоминающих спонтанную застройку в условиях отсутствия градостроительных планов, появление вагончиков и "шанхаев" со всеми вытекающими последствиями.

В дальнейшем мы будем использовать термин "архитектура", который, в зависимости от контекста, может означать как существующую реальность, так и соответствующее описание.

Еще одно формальное определение приведено в стандарте IEEE 1471 Института инженеров-электриков и электронщиков, который предоставляет метамодель для определения архитектуры.

Этот стандарт определяет такие абстрактные элементы архитектуры, как представления, системы, среды, обоснования, заинтересованные стороны и т.д. в соответствии со схемой, показанной на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Рамочная модель разработки архитектуры по IEEE 1471

В соответствии с этим представлением система обладает некоторой архитектурой, которая может быть определенным образом описана с различных точек зрения в зависимости от интереса тех людей (участников), которые рассматривают архитектуру системы. Каждой точке зрения на архитектуру системы соответствует определенное представление, основу которого составляет некоторый набор моделей.

Разработки системной архитектуры близко по смыслу понятию Системное проектирование. Вообще говоря, Системное проектирование (Systems Engineering – это междисциплинарный подход и средства, предназначенные для создания успешных систем. Он фокусируется на определении нужд потребителя и требуемой функциональности в начале цикла разработки, на документации требований, с переходом к конструкторскому синтезу и комплексной аттестации системы при полном учете таких проблем, как функционирование, производительность, испытания, изготовление, затраты и планирование, обучение и сопровождение, вплоть до вывода из эксплуатации. Системное проектирование интегрирует все нужные дисциплины и группы специалистов в командные усилия, формируя структурированный процесс разработки, который выполняется от создания концепции до осуществления продуктивной работы системы. В системном проектировании учитываются как нужды бизнеса, так и технические потребности всех клиентов для получения качественного продукта, который отвечает потребностям пользователей.

Под "программной архитектурой" , опять же в зависимости от контекста, может пониматься как архитектура взаимодействия приложений в рамках информационной системы предприятия (т.е. архитектура приложений), так и архитектура программных модулей или архитектура взаимодействия различных классов в рамках одного приложения. Каждая из отмеченных архитектур, в свою очередь, может рассматриваться с тем или иным уровнем детализации и под определенным углом зрения. Так, для программной архитектуры традиционными являются следующие перспективы или уровни описания архитектуры:

1. концептуальная архитектура определяет компоненты системы и их назначения, обычно в неформальном виде. Это представление часто используется для обсуждения с нетехническими специалистами, такими как руководство, бизнес-менеджеры и конечные пользователи функциональных характеристик системы (что система должна уметь делать, в основном, с точки зрения конечного пользователя);

2. логическая архитектура выделяет, прежде всего, вопросы взаимодействия компонент системы, интерфейсы и используемые протоколы. Это представление позволяет эффективно организовать параллельную разработку;

3. физическая реализация , которая описывает привязку к конкретным узлам размещения, типам оборудования, характеристикам окружения, таким как, например, используемые операционные системы и т.п.

Все эти "частные" архитектуры – системная архитектура, программная архитектура – представляют, тем не менее, существенный интерес для нашего внимания, так как опираются на одни и те же подходы и методы, а также используют сходные средства описания и представления результатов.

Архитектура предприятия (Корпоративная архитектура)

Под архитектурой принято понимать область человеческой деятельности, которая занимается организацией пространства и решает всевозможные пространственные задачи. Если сказать проще, то архитектура занимается задачами улучшения человеческого существования, окружения его гармоничными и полезными предметами.

В настоящее время известно четыре вида архитектурной деятельности:

Градостроительство. Под данным понятием подразумевается теория и практика планировки и застройки городов. Это отдельная дисциплина, охватывающая комплекс художественно- , общественно-экономических, техническо-строительных и санитарно-гигиенических проблем человечества. У данной дисциплины два начала воля архитектора (градостроителя) и исторические условия. Иными словами, города могут возникать как по воле каких-либо людей (яркий пример тому город Санкт-Петербург, который был возведен по воле Петра I), так и в результате каких-либо исторических событий (к примеру, Москва, город, который возник в результате множества исторически-значимых событий).

Градостроительство возникло очень давно. С древних веков люди стали собираться в общины и возводить жилища, формируя, таким образом, небольшие поселения, которые впоследствии разрастались до масштабов городов. В современном мире градостроительное включает в себя несколько стадий – региональная планировка, генеральный города, детальной планировки, застройки и рабочее проектирование.

Зодчество. Само по себе данное понятие является синонимом . Соответственно, и определения у них одинаковые. Ранее в Древней Руси архитекторов именовали зодчими, т. е. лицами, занимающимися планировкой и возведением различных сооружений. Как правило, данное направление предусматривает работу с деревянными материалами. В наше время зодчество не является настолько востребованным, как в древние и средние века. В основном это направление используется при постройке частных домов из дерева по индивидуальным проектам.

Ландшафтный . Это своего рода искусство по применению малых архитектурных форм в зеленом . Иными словами, это определенные действия по благоустройству парков и садов, планировка различных композиций из растительных насаждений. Задача ландшафтного дизайна состоит в создании гармоничных композиций, сочетающихся с основными зданиями и сооружениями, либо находящимися обособлено от них. При этом могут быть использованы зеленые насаждения (деревья, кустарники, цветы и т. д.), водоемы (ручьи, пруды, водопады, фонтаны) и различные малые формы (скамейки, фонари, обелиски и иное).

Дизайн интерьера. В данном случае подразумевается оформление внутреннего убранства помещений, создание определенного интерьера. Другими словами – это создание комфортной среды обитания человека. В данном случае дизайнер, учитывая личные предпочтения хозяина помещения, создает такой помещения, проживая в котором владелец будет чувствовать себя наиболее комфортно.