Музыкальные лады: мажор и минор. Музыкальный словарь

Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.

Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми , а те, которые тянутся, — неустойчивыми . Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию

Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой . Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.

Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие . Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.

Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму . Гамма до-мажор выглядит так:

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:

Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.

Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника , V — доминанта , IV — субдоминанта . II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий , VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами . На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными , а остальные — побочными .

Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:

Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.

То, что мы сейчас разобрали, – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.

Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.

Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.

Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.

Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.

Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.

Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так 🙂 Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.

Задания

Постройте все виды мажора и минора от ноты соль, все виды мажора от ноты си и все виды минора от фа-диез. Попробуйте спеть эти гаммы вместе с инструментом.

Натуральный соль-мажор и соль-минор:

Гармонический соль-мажор и соль-минор:

Мелодический соль-мажор и соль-минор:

Все виды мажора от ноты си:

Все виды минора от ноты фа-диез.

— м. муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противопол. мажор, дур.
Толковый словарь Даля

Минор — минора, м. (ит. minore от латин. minor - меньший). 1. Музыкальный лад, гамма к-рого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.........
Толковый словарь Ушакова

Минор М. — 1. Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. 2. перен. разг. Грустное, подавленное настроение.
Толковый словарь Ефремовой

Минор Осип (иосиф) Соломонович — (12 ноября 1861, Минск, – 1934, Париж). Из семьи раввина, еврейского писателя С.А. Залкинда (псевдоним – Минор). Студентом Московского университета участвовал в революционных........
Политический словарь

Минор — -а; м. [от итал. minore - меньший].
1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями........
Толковый словарь Кузнецова

Мажоро-минор — лад, образующийся в результате объединения двух одноименныхили параллельных тональностей. В мажоро-миноре на равных правахприменяются аккорды и мелодические обороты мажора и минора.

Минор — определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечениипроизвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы илиопределителя.
Большой энциклопедический словарь

Александрия-минор — см. Искендерун
Географический словарь

Минор — - мягкий музыкальный лад, устоем которого является малое трезвучие, придающее ему специфическую «темную» окраску. В переносном значении - лирическое, мягкое, грустное настроение.
Исторический словарь

Гармонический минор — разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. - высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники;........
Музыкальная энциклопедия

Минор — (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) - лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия.........
Музыкальная энциклопедия

Минор — порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк. Если номера отмеченных строк совпадают........
Математическая энциклопедия

Минор, З. Ш. (солом. Алексеев.) — моск. обществ. раввин, проповедник, р. 1826 в Малороссии в купеч. семье, † в Вильне 8 янв.

Минор, Лаз. Соломон. — невропатолог, пр.-доц. Моск. ун., р. 17 дек. 1855 в Вильне, с. З. Ш. Минора
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Лазарь Соломонович — - невропатолог; род. в 1855 г. в Вильне (сын Соломона М., см.). Окончил московский университет; несмотря на полученную на IV курсе золотую медаль, не был оставлен при университете.........
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Осип Соломон. — переводчик, сотруд. "Северо-западн. слова", р. 1861, б.
Большая биографическая энциклопедия

Минор, Осип Соломонович — - род. в 1861 г. За участие в разных политических делах был приговорен к каторжным работам. По манифесту был выпущен в 1895 г. на житье в Читу, а в 1898 г. получил право возвратиться........
Большая биографическая энциклопедия

Лад организовывает музыкальные звуки вокруг главной ноты - тоники. Известно большое разнообразие ладов, но мажор и минор самые популярные и распространённые. При прослушивании композиций, написанных в них, можно заметить, что мажор, в сравнении с минором, звучит более радостно. Несмотря на это, множество весёлых композиций выполнено в миноре.

Мажор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие. Основной признак: третья ступень отстоит от первой на большую терцию.

Минор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие. Его отличие - третья ступень отстоит от первой на малую терцию.

Ступени музыкального лада

Мажор и минор имеют по семь ступеней, и у каждой из них есть собственное название и отдельная функция:

  1. Тоника.
  2. Нисходящий вводный звук.
  3. Медианта.
  4. Субдоминанта.
  5. Доминанта.
  6. Субмедианта.
  7. Восходящий вводный звук.

Первую, четвёртую и пятую из них называют главными, другие считаются побочными.

Виды

Известно три вида мажора и минора:

  • натуральный;
  • гармонический (шестая ступень понижается на полутон);
  • мелодический (понижаются шестая и седьмая ступени).
  • натуральный;
  • мелодический (повышаются шестая и седьмая ступени).
  • гармонический (седьмая ступень повышается на 0,5);

Мелодические лады распространены не так сильно, как натуральные и гармонические разновидности.

Строение

Для тонового строения этих двух ладов характерно:

  • натуральный мажор: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон (до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до);
  • минор: тон - полутон -2 тона - полутон - 2 тона (ля - си - до - ре - ми - фа - соль - ля).

Лады с таким строением наиболее часто употребимы в европейской музыкальной культуре.

Как определить ладовое наклонение

Многих начинающих музыкантов интересует, как отличить мажор от минора. Заметное различие заключается в общей окраске их звучания и атмосфере. Нужно слушать произведение очень внимательно, обычно мажорное исполнение воспринимается человеческим слухом как «светлое», «весёлое», а минорное - «лирическое» или даже «грустное».

Письменно первый обозначается словом dur, а второй - moll. При записи тональности это слово прибавляется к названию тоники (C-dur, e-moll).

Стоит также уделить внимание ключевым обозначениям. Кроме того, важно упражняться в различении наклонений на слух, выделять трезвучия. Помогает в этом и игра на музыкальном инструменте: необходимо сыграть ту ноту, которая на большую терцию выше, чем тоника. Если этот звук соответствует общему мотиву песни, есть вероятность, что композиция написана в мажорном ладу.

Для скорейшего запоминания разработано немало специальных упражнений. Они помогают одновременно с изучением теории, тренировкой мастерства игры на инструменте и вокальными навыками.

Минор I Мино́р

Лазарь Соломонович , советский невропатолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1927). В 1879 окончил медицинский факультет Московского университета, работал у А. И. Бабухина, А. Я. Кожевникова. В 1910-17 директор клиники нервных болезней московских Высших женских курсов, в 1917-32 заведующий клиникой нервных болезней медицинского факультета 2-го МГУ (с 1930 - 2-й Московский медицинский институт). Описал симптоматологию поражения эпиконуса спинного мозга и особый «симптом посадки», при ишиасе (феномен М.), своеобразную форму наследственного дрожания (т. н. эссенциальный тремор М.). Ряд работ М. посвящен гистологии нервной системы. Как врач и общественный деятель внёс зн...

м. 1) Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. 2) перен. разг. Грустное, подавленное настроение.

Минор определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

минора, м. (ит. minore от латин. minor - меньший). 1. Музыкальный лад, гамма к-рого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т. наз. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной гамме - с таким же повышением шестой и седьмой ступени только в восходящем порядке; производит обычно впечатление грусти, печали; муз.). Эта вещь написана в миноре. Переход от мажора к минору. ? То же в знач. неизмен, прил. (муз.). Соната фа минор. 2. перен. Грустное, меланхолическое настроение (разг. фам.). Что это вы в таком миноре?

Минор

Минор

музыкальный лад «темной», грустной окраски.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

Минор

мино́ров,

мино́рам,

мино́ром,

мино́рами,

мино́рах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


Минор мино́ р

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

Минор

мин\"ор, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

(от ит. minore ). См. Mineur .

лат. minor , ит. minore , франц. mineur . В музыке, тон грустный и тихий.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

см. Минер.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

минор

имение, лад, настроение, определитель

Словарь русских синонимов

МИНОР

определитель, составленный из элементов, стоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

Естествознание. Энциклопедический словарь

А, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. II прил. минорный, -ая, -ое. М. тон. Минорное настроение.

Минор

минор


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

минор

МИНО́Р -а; м. [от итал. minore - меньший].

1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби; противоп.: мажо́р). Играть в миноре.

2. Разг. О грустном, печальном настроении. Быть в миноре.

Мино́р, неизм.; в зн. прил. С грустной, скорбной звуковой окраской. Гамма соль минор.

Минорный (см.).

Большой толковый словарь рус...

Минор

МИНОР а, м. mineur , ит. minore . 1 . Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции . БАС-1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 - 1804). // Муз. эст. 18 194. Мера минор будет, когда от первой степени до третьей будет только тон и полутон. Ян. 1804 2 643. Та часть квартета.. которая заменяет менуэт, под пером Бетховена служит именно более всего для "игры контрастов". .. вот отчего так часто там чередуются majeur и mineur . Серов Бетховен и три его стиля. ...

МИНОР (итальянское minore, от латинского minor - меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие>, придающее ему специфическую "сумрачную" окраску (в противоположность мажору).

Минор

Словарь антонимов . 2011 .

Минор - старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто-социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и был в числе эсеровских членов президиума этого Совета.

1. Музыкальный лад.
2. Лад «лебединой песни».
3. Музыкальный пессимизм.
4. Музыкальная грусть.
5. Подавленное настроение.

м. муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противопол. мажор, дур.

Мягкий музыкальный лад, устоем которого является малое трезвучие, придающее ему специфическую «темную» окраску. В переносном значении - лирическое, мягкое, грустное настроение.

минор

, м.

Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой терции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби); противоп. мажор.

в знач. неизм. прил. Гамма соль минор.

2. перен. разг.

Грустное, печальное настроение.

Благодарю Вас за Ваше милое, восхитительное письмо. Я ожил - я был в миноре.

[От итал. minore - меньший]

Малый академический словарь. - М.: Институт русск...

МИНОР

порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк.

Если номера отмеченных строк совпадают с номерами отмеченных столбцов, то М. наз. главным, а есля отмечены первые к строк и первые кстолбцов - угловым. Базисным минором матрицы наз. любой ее ненулевой М. максимального порядка. Для того чтобы М. был базисным, необходимо и достаточно, чтобы все окаймляющие его М. (т. е. содержащие его М. на единицу большего порядка) были равны нулю. Система строк (столбцов) матрицы, связанных с базисным М., является максимальной линейно независимой подсистемой системы всех строк (столбцов) матрицы.