Леонардо да винчи известные картины и фрески. Картина под названием - «Тайная вечеря»

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».

Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д"Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

2. Дама с горностаем ок. 1488-1490

Масло на панели.
54.8 x 40.3 см
Чарторский музей, Краков, Польша


«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Сфорца. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

3. Фреска Тайная вечеря 1494 -1498

Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем картина? Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

4. Портрет Жиневры де Бенчи ок. 1475 - 1478

Темпера и масло на панели
38.1 x 37 см
Национальная галлерея искусств, Вашингтон


Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.

5. Портрет музыканта 1485-1490

Масло на панели.
43 x 31 см
Библиотека Амброзиано, Милан, Италия


Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.

6. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 - 1480

Масло, перенесенное с доски на холст
48х31,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".

7. Мадонна в гроте 1483-1486

Масло на панели (перенесено на полотно)
199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция


Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

8. Иоанн Креститель 1512

Масло на панели
69 x 57 см
Лувр, Париж

Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.

9. Леда с лебедем 1508 - 1515

Масло на панели.
130 x 77.5
Галлерея Уфици, Флоренция,Италия


Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины "Леда" на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

10. Автопортрет 1514 - 1516

Красная сангина (мел).
33.3 x 21.3 cm
Национальная Галерея в Турине, Италия


К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.

А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
БЭС Брокгауза и Ефрона:
"Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр."

По материалам abc-people.com

Гениальность загадочного итальянского живописца, архитектора, ученого и изобретателя продолжает восхищать и интриговать целые поколения людей. Леонардо да Винчи ярко воплотил в себе образ «универсального человека» эпохи Возрождения, достигнув удивительных высот в различных сферах искусства и науки. Полотна художника являются уникальными шедеврами живописного искусства и прославленны во всем мире. Рассмотрим самые известные картины Леонардо да Винчи .

Мадонна с гвоздикой 1480 год

«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Трагизмом проникнут и сюжет картины: Мадонна протягивает ребенку гвоздику, символ будущих Страстей Господних.

Мадонна с веретеном 1501 год

«Мадонна с веретеном» 1501 - одна из самых известных утраченных картин Леонардо да Винчи — сохранились лишь копии оригинальной работы, написанные художником совместно с его учениками. Сюжет картины посвящен будущим страданиям Христа, жесты и позы фигур полны символизма и глубокого смысла. Лицо юной Мадонны выражает любовь и нежность, она словно старается отвлечь младенца, но тот отвернулся от матери и печально смотрит на веретено в своих руках, по форме напоминающее крест для распятия.

Портрет Джиневры де Бенчи 1476 год

«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 - портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Портрет отличается психологической достоверностью и новаторством — художник не стал изображать девушку по привычным канонам, на ней нет драгоценностей и тяжелых дорогих тканей, главное ее украшение — одухотворенность и ум, отраженные в глубоких глазах. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.

Иоанн Креститель 1508 год

«Иоанн Креститель» около 1508 - эта картина Леонардо да Винчи известна своей необычностью и загадочностью. Полотно относится к позднему периоду творчества художника и значительно отличается от его обычного стиля. Отсутствует привычный пейзаж на фоне, обнаженную фигуру Иоанна Крестителя словно обволакивает мрак. Юноша улыбается, одной рукой прижимая к груди распятие, а другой указывает на небо. Его жестам и ироничной улыбке некоторые искусствоведы приписывают двусмысленность и эротический подтекст.

Благовещенье 1475 год

«Благовещенье» 1475 - картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов — превосходно выписана трава и цветы на переднем плане, и деревья в гавани на фоне. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.

Дама с горностаем 1490 год

«Дама с горностаем» 1490 - один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи, изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Ее голова повернута, словно что-то за пределами видимости привлекло ее внимание — это движение оживляет портрет и придает ему загадочности. Изящная кисть девушки касается спины зверька, пальцы поглаживают мягкий мех — изображение руки выполнено с потрясающим мастерством. Фон портрета непроницаемо черный, вызывает ощущение тайны и направляет внимание зрителя к деталям лица и одежды девушки. Специальное рентгеновское исследование показало, что художник несколько раз переписывал картину, и в одном из вариантов на фоне располагалось открытое окно.

Тайная вечеря 1495 год

«Тайная вечеря» 1495 - эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Картина изумляет тщательностью проработки деталей и разнообразием выразительных поз и жестов персонажей — для работы над фреской Леонардо сделал множество зарисовок с натуры. Необычна горизонтальная композиция с фигурой Христа в центре, уравновешенная совершенной перспективой, создающей иллюзию что помещение трапезной продолжается пространством картины.

Мадонна в гроте 1486 год

«Мадонна в гроте» 1486 - полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Расположение фигур Марии, Иоанна Крестителя, Христа и ангела формирует поразительно гармоничную композицию в виде пирамиды. Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы. Сюжет разворачивается внутри тенистого каменного грота, фигуры персонажей освещены лишь слабыми лучами, проникающими в пещеру через нагромождения скал. Глубоко таинственная и мрачная атмосфера, множество неявных символов и деталей и тут отличает стиль художника.

1495 год

«Мадонна Литта» 1495 - сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.

Мона Лиза 1515 год

«Мона Лиза» 1515 - конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ, и изображение женщины выглядит странно живым. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo). Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В 14 лет он начал учиться художественному искусству в мастерской Вероккьо, а спустя всего пять лет его самого уже называли настоящим мастером. Признанный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) был не только талантливым художником. Он в совершенстве овладел игрой на лире, и многие говорили о том, что и живописи юноша научился сам у себя.


Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Он оставил своим потомкам загадочные и блестящие идеи, сделал открытия во многих ныне существующих науках, а эскизы и картины да Винчи стали своеобразным доказательством уникального гения художника. Область применения его талантов была поистине безгранична: конструкции арочных мостов, системы осушения заболоченных местностей, ткацкие станки, текстильные машины и даже мощные подъемные краны, о создании которых ранее никто не мог и помыслить.

Большой резонанс вызывают не только уникальные изобретения, но и картины да Винчи, до сих пор поражающие самых искушенных любителей искусства.

Живопись величайшего мастера кажется невероятной, а картина да Винчи «Портрет самого себя в старости» считается одной из «неземных» работ художника. По мнению экспертов, это полотно Леонардо да Винчи создал приблизительно в 1512 году, когда ему было 60 лет. Чтобы увидеть шедевр собственными глазами, вам придется побывать в Королевской библиотеке Турина.



Особенность загадочной работы заключается в том, что зритель смотрит на одного и того же человека, у которого в зависимости от угла наблюдения меняются выражение и черты лица. Герой автопортрета выглядит то решительным стариком, то надменными и высокомерным пожилым человеком, то испуганным, дряхлыми и слабым старцем.

Всемирную известность получила загадочная картина да Винчи , она же «Мона Лиза», она же «Джоконда». Хитрая улыбка и вездесущий взгляд девушки с портрета не давал покоя разным исследователям на протяжении нескольких столетий. Так же, как и не оставляла в покое сама личность модели. Но классическая версия гласит, что Леонардо да Винчи изобразил супругу торговца шёлком из Флоренции, Лизу Гирардини.

Не менее популярными стали такие картины да Винчи, как «Мадонна с цветком» и , которую художник посвятил одному из главных событий «Нового завета». Но у Леонардо да Винчи есть произведения, которые знакомы только немногим самым преданным поклонникам его творчества.

В Виндзоре находится полотно, на котором мастер изобразил некое загадочное существо неземного происхождения. От времени эта картина да Винчи значительно пострадала, но различимыми остались широко расставленные огромные глаза нарисованного на ней существа. На всех зрителей они производят буквально парализующее впечатление, а вот мнения экспертов по поводу того, кто изображен на полотне не совпадают. Одни из них полагают, что Леонардо да Винчи изобразил образ Беатриче, так нежно любимой Данте. В то же время другие твердо убеждены: земная женщина анатомически не может иметь таких черт лица.



В жизни художника был определенный период, когда он на время отказался от искусства, отдав предпочтение науке. Фра Новеллара, ближайший друг Леонардо да Винчи, замечал, что занятия математикой настолько отдалили мастера от живописи, что один только вид кисти мог привести его в бешенство.

Но продолжалось это недолго, и Леонардо да Винчи создал еще несколько всемирно известных картин и расписал флорентийский зал большого Совета в палаццо Веккьо. К сожалению, эта роспись начала разрушаться уже в то время, когда художник еще трудился над ней. А до нашего времени от нее остались только несколько набросков и эскизов, над которыми работал легендарный да Винчи.

О гениальном художнике нередко говорили, что он был посланником будущего или «инопланетянином», прибывшим к нам из более развитой внеземной цивилизации. И легендарные картины Леонардо да Винчи, заставляют в это поверить, не так ли?

Италия подарила миру множество известных имен художников, скульпторов, музыкантов, но, пожалуй, самой известной личностью был и остается Леонардо да Винчи. Говорить о великом мастере можно бесконечно долго. Мы коснемся лишь одной грани его таланта – живописи – и расскажем о великих картинах Леонардо да Винчи, которые можно увидеть в музеях и галереях на его родине, в Италии.

Поскольку сам Леонардо считал себя, в первую очередь, ученым и инженером, его художественное наследие не столь велико. После себя он оставил порядка 20 известных полотен и примерно столько же рисунков. К настоящему времени на родине Леонардо, в Италии, сохранилось 15 картин и набросков, которые можно увидеть в Милане и Флоренции, где жил и трудился Леонардо да Винчи, а также в Риме, Венеции, Турине и Парме.

Картины Леонардо да Винчи в Милане

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи

Картина Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» наравне с «Мона Лизой» – одна из самых известных работ великого мастера. Эта огромная фреска украшает стену трапезной монастыря Санта-Мария-дель-Грацие в Милане. Мы уже неоднократно писали о ней, .

«Тайная Вечеря»

Традиционный библейский сюжет последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками поражает достоверностью образов. Известно, что труднее всего автору давались Спаситель и Иуда. Существует легенда, что за основу этих двух персонажей Леонардо взял образ одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Поражает в картине и глубокая перспектива. Картина «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи стала первой работой в истории живописи, где так органично и четко выражена перспектива, соединяя пространство и рисунок в единое целое.

К сожалению, складывается впечатление, что сам Леонардо не очень-то хотел, чтобы этот шедевр увидели его потомки. Техника исполнения картины привела к тому, что еще до ее завершения, краски уже начали разрушаться. До настоящего времени ученые и исследователи ищут способ сохранить бесценное полотно, но пока безрезультатно.

В связи с тем, что картина да Винчи «Тайная Вечеря» находится не в удовлетворительном состоянии, доступ посетителей к ней строго ограничен. В трапезной одновременно может находиться 25 человек не более 15 минут. Поэтому, если вы планируете увидеть шедевр мастера, озаботьтесь покупкой билетов заранее. О том, как это сделать Blogoitaliano .

Картины да Винчи в Пинакотеке Амброзиана

Пинакотека Амброзиана – второй музей Милана, где можно увидеть полотна Леонардо да Винчи.

«Портрет музыканта»

Первая из них – «Портрет музыканта» . Леонардо да Винчи начал писать ее в начале 90-х гг. XV в., но так до конца и не завершил. Картина обрела свой окончательный вид и была немного переделана значительно позже уже последователями мастера.

Долгие годы считали, что на картине изображен Лодовико Сфорца – миланский герцог, жених Беатриче д’Эсте, но в начале ХХ в. когда частично был снят верхний красочный слой и удалось разобрать подписи на листе бумаги молодого человека. Это были слова и ноты «Ангельской песни». Открытие позволило прийти к выводу, что на портрете изображен музыкант, вероятнее всего руководитель хора Миланского собора Франкино Гафури. Однако до настоящего времени подлинность этой версии не доказана и размышления по поводу личности продолжаются.

«Портрет Беатриче д"Эсте»

Вторая картина кисти Леонардо да Винчи в пинакотеке Амброзиана – это «Портрет Беатриче д’Эсте» . Картина, также как и «Портрет музыканта» писалась в одно и то же время и не была закончена самим да Винчи. Последние штрихи принадлежат его ученику Джованни Амборджио де Предису.

Беатриче д’Эсте – одна из самых прекрасных принцесс эпохи Ренессанса в Италии. Она была лично знакома с Леонардо да Винчи, причем мастер даже был назначен организатором свадьбы Беатриче с миланским герцогом Лодовико Сфорца.

«Портрет музыканта» и «Портрет Беатриче д’Эсте» долгое время считали парными и размещали друг напротив друга.

Атлантический кодекс Леонардо да Винчи

Рядом с пинакотекой размещена библиотека Амброзинана, где сохранилось еще одно сокровище да Винчи – . 12 тетрадей, 1119 листов бесценных рукописей с чертежами, графиками, рисунками, эскизами знаменитых картин и фресок, в том числе не дошедших до наших дней «Битвы при Ангьяри» и «Леды и лебедя».

Посетить пинакотеку и библиотеку Амброзиана не так просто. Ажиотаж вокруг Атлантического кодекса не стихает до сих пор и у касс музея можно встретить внушительную очередь. Отличный вариант – подготовиться к поездке заранее и забронировать билеты на посещение пинакотеки онлайн на сайте SelectItaly .

Картины да Винчи во Флоренции

Флоренция, наравне с Миланом, неразрывно связана с жизнью Леонардо да Винчи. Именно здесь прошли его детство и юность, здесь он постигал премудрости наук и делал первые пробы пера. Именно во Флоренции можно увидеть ранние картины Леонардо да Винчи, в том числе и те, которые он писал, будучи еще учеником Андреа дель Вероккио. Все они хранятся в Галерее Уффици.

Вероккио учил своих учеников на живом примере, давая им расписывать части своих картин. Так еще юному Леонардо было поручено изобразить одного из ангелов, который держит одеяние на картине учителя «Крещение Христа» . Леонардо выполнил задачу настолько хорошо, что Андреа дель Вероккио после этого навсегда забросил живопись.

На картине своего учителя «Крещение Христа» Леонардо да Винчи изобразил ангела, держащего одеяния

Внимание к деталям, размытость линий и собственное видение сюжета – вот что с юности отличало картины Леонардо да Винчи. Уже с первых работ стало понятно, что Леонардо создал новые веяния в традиционной живописи. Его работы не имели четких линий, как раньше, изображенные на картине объекты благодаря игре свето-тени как бы растворялись в окружающем пейзаже, создавая более реалистичные композиции.

«Благовещение» - одна из ранних картин Леонардо

Обучаясь у Вероккио, Леонардо пишет и еще одну из своих известных работ – «Благовещение» . В характерный для эпохи Возрождения библейский сюжет, юный мастер внес свои коррективы. Он переместил все Евангельское действо из дома Марии на террасу, уделив особое внимание прорисовке пейзажа на дальнем плане.

«Поклонение волхвов» отличает нетипичное представление сюжета

Еще одна противоречивая по своей видимости картина да Винчи «Поклонение волхвов» . Она также как и многие шедевры мастера, осталась незавершенной, по причине того, что через год после начала работы, Леонардо отбыл в Милан. Дворец, всадники на заднем плане, большое скопление людей вокруг Марии – совершенно не характерны для библейского сюжета. Аналогов шедевра в итальянской живописи больше нет. Существует мнение, что среди собравшихся Леонардо изобразил сам себя в возрасте 29 лет (молодой человек справа).

Из ранних работ в Галерее Уффици хранятся также два известных рисунка Леонардо – «Пейзаж Арно» и набросок для картины «Поклонение Марии» .

Копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» в Галерее Уффици

Есть в галерее Уффици еще одна интересная картина «Леда и лебедь» . К сожалению, оригинальная картина Леонардо да Винчи до наших дней не сохранилась. Последний раз творение мастера видели в XVIII веке во дворце Фонтенбло. Однако остались эскизы, по которым его последователи создали несколько копий. Одна в настоящее время хранится в галерее Уффици, вторая – .

Галерея Уффици – популярный музей Флоренции. О том, как попасть сюда и где .

Наследие Леонардо да Винчи в Риме

В столице Италии сохранилась лишь одна картина великого Леонардо да Винчи – «Святой Иероним» . Ее можно увидеть в Ватиканской пинакотеке.

«Святой Иероним в пустыне»

«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан. Впоследствии картина была сильно повреждена, обрезана и распилена на две части, одна из которых использовалась в качестве столешницы в продуктовой лавке. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки.

Тем, кто интересуется инженерными изобретениями Леонардо, советуем также заглянуть в музей Леонардо да Винчи в Риме. Посетить его вы можете как самостоятельно, так и .

Другие картины Леонардо да Винчи в Италии

К сожалению, картин да Винчи в Италии больше найти не удастся, зато можно найти несколько чертежей и набросков.

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи

Самый известный из них – «Витрувианский человек» с пояснениями мастера о канонических пропорциях человеческого тела, хранится в галерее Академии в Венеции , два женских портрета , выполненных в карандаше, можно найти в Национальной галерее Пармы и в собрании Королевской библиотеки Турина .

Автопортрет Леонардо да Винчи

Ну и, наконец, автопортрет Леонардо да Винчи , вызвавший множество споров, также находится в Туринской Королевской библиотеке. Не все специалисты верят, что человек, изображенный на портрете, и есть Леонардо, однако поклонники его творчества частенько закрывают глаза на исследования, полагая, что великий мастер и знаменитый художник выглядел именно так: умудренный опытом старец, с печальным взглядом…

Хотите увидеть шедевры Леонардо да Винчи? Тогда вам непременно стоит побывать на родине великого мастера, в Италии. Ну, а чтобы сделать свой отпуск бюджетным и по-настоящему комфортным, рекомендуем с полезными секретами о путешествиях по Италии. Курс создавался настоящими экспертами по стране и позволит увидеть то, что пропускает 95% итальянских туристов.