Легенды о происхождении человечества. обзор

  • Вопрос 7. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия. См тетрадь
  • Вопрос 8. Потребности человека и их категории. См тетрадь
  • Вопрос 9. Понятие о среде и экологических факторах. См тетрадь
  • Вопрос 10. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • Вопрос 11. Состав и свойства биосферы. Учение Вернадского о биосфере. См тетрадь
  • Вопрос 12. Социально-экологическое взаимодействие.
  • Вопрос 13. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
  • Вопрос 14. Эпоха аграрной культуры.
  • Вопрос 15. Эпоха индустриального общества. Особенности масштабного влияния общества на природу. Развитие научных представлений.
  • Вопрос 16. Постиндустриальная эпоха. Особенности взаимодействия с природой. Экологический кризис.
  • Вопрос 17. Концепция ноосферы Вернадского. Оптимизация взаимодействия общества и природы.
  • Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.
  • Ноосфера и развитие общества.
  • Вопрос 18. Глобальные социально-экологические проблемы. Парниковый эффект.
  • Отрицательные экологические последствия парникового эффекта
  • Положительные экологические последствия парникового эффекта
  • Вопрос 19.Проблема сохранения озонового слоя планеты.
  • Вопрос 21. Агрессивность окружающей среды и факторы, ее определяющие.
  • Вопрос 22. Проблема сохранения генофонда живых организмов и человека.
  • Вопрос 23. Нтр и глобальный экологический кризис.
  • Вопрос 24. Современные экологические катастрофы и их причины. Чернобыльская авария.
  • Вопрос 25. Реальные и потенциальные экологические последствия взаимодействия общества и природы. Региональные экологические проблемы стран снг.
  • Реальные экологически негативные последствия
  • Вопрос 26. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность. Поведение человека. Уровни регуляции поведения
  • Вопрос 28. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
  • Вопрос 29. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • Вопрос 30. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • Вопрос 31. Элементы жизненной среды человека. Социально-бытовая среда.
  • Социально-бытовая среда
  • Вопрос 32. Трудовая и рекреационная среда. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Трудовая среда
  • Рекреационная среда
  • Вопрос 33. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
  • Вопрос 34. Природа как ценность. Антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.
  • Вопрос 35. Экологический гуманизм и его принципы.
  • Вопрос 36. Экологическая идеология. Гармонизация отношений человека, общества и природы
  • Вопрос 37. Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры.
  • Вопрос 38. Экологическое образование и воспитание. Экологизация образования.
  • Экологизация образования
  • Вопрос 39.Социально-природный прогресс.
  • Вопрос 40. Экологическое общество как тип общественного устройства.
  • Вопрос 41. Устойчивое развитие природы и общества.
  • Вопрос 42. Национальная стратегия устойчивого развития рб.
  • Вопрос 43. Экологические движения на современном этапе.
  • Вопрос 44. Взаимодействие социальной экологии и социальной работы.
  • Вопрос 45. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе.
  • Вопрос 1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.

    История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

    Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри­годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до­бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо­вание природных источников огня для приготовления пищи, по­требительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

    Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

    начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

    Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и спо­собов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в каче­стве своеобразного посредника между человеком и реальным ми­ром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые пер­вобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носи­телей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделя­лись чертами человеческого характера, им приписывались осо­бенности человеческого поведения. Это давало основания для пе­реживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

    Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некото­рых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйст­венного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демон­стрировать способность «управлять» неведомыми и непредска­зуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

    Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

    древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос.

    Древнегреческий философ и врач Эмпедокл большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

    Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

    Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

    Знаменитый философ-идеалист Платон обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

    Римский поэт и философ Лукреций Кар вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром , утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой ми­ровоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со време­нем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими части­цами отторгаются вовне.

    Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи . Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи.

    Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­ватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516 г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

    В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем.

    Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

    Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

    Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

    В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

    В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

    В мире издревле существовало множество народностей, почитавших и воспевавших животных как тотемных хранителей рода. Многие древние племена уверены, что ведут свое начало от стремительного орла, благородного волка, грациозной косули и других зверей. Однако существуют народы, которые, по их древним верованиям, произошли от брака человека с животным. Правильнее будет сказать - оборотнем, так как в мифических сказаниях животное, как правило, после определенных испытаний получает право стать человеком.

    С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима

    Медвежьи потомки

    Корейцы, пожалуй, являются самой многочисленной и известной нацией, произошедшей от брака человеческого первопредка с животным. С самого детства любой кореец знает, что генеалогическое древо его семьи начинается с человека по имени Тангун.

    В Корее существует миф о Тангуне, который для самих корейцев и не сказка вовсе, а вполне реальная история, доказывающая очень древнее происхождение корейской нации. Согласно мифу, бог Хванун, который жил в небесном государстве, всегда очень хотел на землю, посмотреть что там и как. Однажды, спустившись вместе с огромной свитой, он встретил тигра и медведя, которые стали уговаривать его сделать их людьми, подобно ему самому. Согласился Хванун при условии, что будут они сидеть сто дней в пещере и питаться только чесноком и полынью.

    Не выдержал тигр такого испытания и вырвался из пещеры, а стойкая медведица продержалась до конца. В награду превратил ее Хванун в прекрасную девушку и женился на ней. Стали жить на горе Пэктусан и родили сына по имени Тангун, который основал корейскую нацию, став правителем в 2333 году до н.э.

    Почему корейцам медведь понравился больше тигра остается загадкой.

    Однако, интересен и тот факт, что в алхимии символ медведя олицетворяет первозданный хаос, который должен быть упорядочен. А корейский национальный флаг "Тхэгыкки" (флаг Великих Начал) несет в себе тот самый символ гармонии упорядоченности и хаоса «инь» и «ян». Возможно, что выбор именно медведя в качестве матери первого правителя Кореи на самом деле не случаен.

    Как Тенгри и Умай создали тюрков

    Современные тюрки уже давно расселились по миру и встречаются даже на разных континентах, но когда-то в глубокой древности это была более общая группа народностей, кочующих по Центральной Азии. Ныне к тюркским относятся такие народы, как азербайджанцы, казахи, узбеки, татары, турки, чуваши и многие другие.

    Верховным божеством древних тюрков был Тенгри, который обладал недюженной силой, мудростью и был человеком огромного роста. Для большинства тюрков Тенгри ассоциировался со всем небом и небесными явлениями. Была у тюркских народов в почтении и богиня Умай - лебедь, которая в образе птицы поднималась в небо и общалась с Тенгри. Умай стала супругой Тенгри.

    Во времена Великого океана и хаоса лебедь Умай плавала по его поверхности и ныряла глубоко, доставая со дна землю. На этой земле Умай снесла яйцо, из которого вылупился весь мир, растения, животные и люди.

    В браке Тенгри и Умай снова прослеживается некая гармония мироздания. Тенгри покровительствовал небесной бесконечности, а Умай олицетворяла земную жизнь, имеющую свое начало и конец.

    Волк также высоко почитался тюркскими народами. Один из мифов рассказывает о происхождении некоторых тюркских племен от сыновей, рожденных волчицей и человеческим первопредком. Легенда гласит, что в одном селении жил мальчик, род которого был истреблен врагами. Мальчик чудом остался жив и был сильно покалечен. Полуживого ребенка нашла добрая волчица, которая выходила его и вскормила своим молоком. Они убежали далеко в алтайские горы, где мальчик вырос, возмужал и в знак благодарности взял волчицу в жены. У них родились 10 сыновей, которые стали родоначальниками разных тюркских племен.

    Потомки разноцветного пса в Китае

    Китайские народы группы языков мяо-яо по религиозным верованиям также являются анимистами. Среди этих народов часто встречается легенда об отважном псе Паньху. В далекие времена один древнекитайский император вступил в войну с наступающим врагом.

    Враг был настолько силен, что в течение долгого времени император не мог его победить и его войско несло большие потери, а народ стал голодать. Отчаявшись, император стал искать помощь везде, где только можно, пообещав за победу над врагом отдать свою дочь во владение победителю. Через некоторое время войска врага стали сами отступать, а во дворце вновь появилась придворная пропавшая собака Паньху с головой врага в зубах.

    Император сдержал свое обещание и отдал свою дочь псу-победителю. Доблестный пес унес принцессу в горы на юге Китая, где в браке у них появились потомки - племена яо и мяо.

    Интересно, что у этих племен до сих пор в моде украшение для головы, напоминающее уши собаки.

    Считается, что шерсть собаки была пятицветной.

    Еще одно медвежье племя

    Медведь в фольклоре северо-американских индейцев фигура заметная и почитаемая. Еще с древних времен люди подметили схожесть медвежьих повадок с движениями человека. Таким народам, как индейцы квакиутл, проживающие на севере Канады, медведь не просто напоминал человека, а являлся для них матерью рода. Отдельные племена квакиутл верят в свое происхождение от медведицы и первопредка-мужчины.

    Верования индейцев также наполнены существами, способными надевать и снимать свою "маску", становясь по своему желанию человеком, или, наоборот, животным.

    Легенда о сорока девушках и собаке у древних кыргызов

    По одной исторической версии термин «кыргыз» ведет свое начало из древнетюркского «кырк-кыз», что означает «сорок девушек».

    Существует древняя легенда о сорока дочерях одного влиятельного хана, которые однажды отправились на прогулку. По возвращению домой, девушки обнаружили, что враги перебили всех жителей деревни, сожгли дома и разорили амбары. В живых осталась только одна красная собака. Через некоторое время пес обернулся прекрасным мужчиной, а у девушек стали рождаться дети. Так, по архаичной легенде, и появилась кыргызская нация.

    Схожая легенда гласит о сорока девушках-воительницах, доблестно защищавших родной город от врагов.

    В завершение хочется добавить, что отдельные племена каждого народа могли хранить свой вариант происхождения рода. С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима.

    Животные с древних времен считались спутниками человека: они давали пищу, защищали, были друзьями или, наоборот, наводили своим видом ужас. У каждого...

    В некоторых древних племенах существовал тотем - животное, от которого велось происхождение племени. Считалось, например, что родоначальником данного племени был крокодил или медведь. Подобные тотемы существовали среди индейских племен и в африканских родовых общинах. До наших дней сохранились некоторые предания, связанные с происхождением первого человека от какого-нибудь животного.

    Так, в Китае были уверены, что предком человека является обезьяна - это так близко к теории происхождения человека, обоснованной Дарвином. На Тибете сохранилась древняя легенда, в которой рассказывается об обезьяне, сидящей на вершине горы и занимающейся самосозерцанием. В эту обезьяну влюбилась ведьма гор. Она превратилась в прекрасное существо и спустилась к обезьяне. Но обезьяна не заметила красоты ведьмы и осталась к ней равнодушна. Долго плакала ведьма, стоя у хижины обезьяны, и наконец они поженились. У них появилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками шести племен, расселившихся по Тибету.

    Индейцы и австралийцы называли свои племена по имени тотема: род Волка или род Ящерицы и даже род Улитки. Все они почитали это животное своим богом. Охота на него была конечно же запрещена, и того, кто осмеливался нарушить этот запрет, подвергали жестоким пыткам или изгоняли с позором из племени.

    У многих восточных народов бык и корова - священные животные. В современной Индии до сих пор поклоняются этому существу, и неудивительно:

    корова дает молоко, сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты.

    Особенно почитали корову и быка в Древнем Египте: ее молоко было не просто жидкостью, заменяющей воду, но нектаром, посланным людям богами. Быков и коров оберегали и чтили, а убийство это-

    го священного животного приравнивалось к самому страшному преступлению.

    В Древнем Египте казнили и за убийство кошки, даже если это произошло случайно. До сих пор сохранилась пословица: "Кто кошку убил, тому семь лет счастья не будет". Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.

    И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся.

    В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими.

    Черные кошки, по мнению отцов церкви, были напрямую связаны с дьяволом, с колдунами и ведьмами. Несчастных животных судили и приговаривали к смертной казни только за то, что те могли стать невольными свидетелями какого-то происшествия. Бедных кошек сжигали на кострах вместе с их хозяевами, которых обвиняли в колдовстве и других еретических действиях.

    Судили не только кошек, но и собак, лошадей, тараканов, муравьев и даже мух. Так, один средневековый священник отлучил муху от церкви и наложил на нее проклятие за то, что та не желала вылетать из церкви и назойливо жужжала у него над ухом. Но, к счастью, вся эта средневековая травля кошек да и некоторых других животных осталась в прошлом.

    Много примет было связано с черной кошкой. Если черная кошка перебежит человеку дорогу, с ним обязательно случится что-то неприятное. Конечно же, сохранились и в наше время некоторые приметы, связанные с недобрым влиянием на человека какого-нибудь существа, но в основном люди убеждены, что животные все-таки скорее помощники и приносят удачу, чем наоборот.

    У многих народов существуют поверья, что не только живое животное способно принести удачу, но и его останки. Так, англичане полагали, что зуб барсука гарантирует везение в карточной игре, поэтому барсучий зуб был талисманом многих картежников, виновных в гибели тысяч этих милых существ. Славянские народности также приписывали барсуку свойство приносить удачу, но для талисмана использовали не зуб, а барсучью шерсть. Считалось, что все начальственные особы будут к тебе благо-

    склонны, если носить при себе барсучью шерсть. У норвежцев бытует мнение, что коготь выпи, продетый в петлицу костюма, сделает любого ловким стрелком и удачливым охотником.

    Змеи во многих странах и по сей день занимают особое положение в поверьях. Влияние змеиных зубов и кожи зависит от вида змеи - ядовитая она или нет, а также от того, какой змее поклоняется именно этот род, племя или народ.

    Англичане полагают, что змеиная кожа, подвешенная над камином, приносит удачу всей семье, является залогом ее благополучия и процветания. Талисман из кожи гадюки надо делать собственноручно - только тогда он будет приносить удачу.

    В некоторых африканских племенах юноша, увидев змею сразу после посвящения в мужчины, должен изготовить из ее кожи талисман, который сделает его удачливым и непобедимым в схватке с любым врагом, даже если тот будет намного превосходить его в ловкости и силе.

    Славянские народности по-разному относятся к разным змеям: убийство гадюки может принести много несчастий, поэтому человек не должен посягать на ее жизнь. А вот если увидеть голубую змейку, она укажет место клада.

    Ирландцы верят, что паучок, спрятанный в кармане, поможет человеку приобрести богатство. На английском языке этот паучок так и называется - "денежный паучок".

    Древние греки и римляне любили носить при себе талисманы в виде фигурок животных, полагая, что так они склоняют богов к себе, поскольку каждого бога символизировало определенное животное. Например, Зевс олицетворялся с быком. Юпитер - с орлом, Гера - с павлином, Нептун - с лошадьми, а Афродита - с голубем. В христианской религии голубь является Божьим вестником на земле.

    У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Эти животные как раз и оберегали человека от нечисти. Из всего этого можно заключить, что во все времена у всех народов были свои животные-талисманы.


    Сегодня очень многие, пожалуй, знают, что наши домашние питомцы не только услаждают взор и слух. Кошка, уютно расположившаяся на хозяйском животе, с успехом заменит визит врача и горсть лекарств, а пес, млеющий у порога при встрече с вами, снимет стресс лучше валерьянки.

    И все же болеутоляющими и психотерапевтическими способностями возможности братьев наших меньших не исчерпываются. Их миссия в мире людей куда серьезней.

    ПРО ЛЮБИНУ МАМУ И КОШКУ МУРКУ

    Мы неплохо ориентируемся в реальном, материальном мире. Работаем, растим детей, строим дома, любим, гневаемся, плачем или ругаемся, когда случаются несправедливые с нашей точки зрения события.

    Но как быть, если мы неверно мыслим, неправильно поступаем? Ведь наши заблуждения, ошибки, обиды, злость и чувство вины подтачивают здоровье. Вот тут-то и выходят на сцену нашей жизни четвероногие друзья. Это помощь самой судьбы. Но человек всегда сам решает, принять ее или отказаться.

    Любина мама окончательно вышла из себя. И все из-за Мурки. Раз десять она выставляла кошку из детской, но та упорно возвращалась обратно. А ведь Мурка всегда была спокойным и покладистым созданием. Потому ее теперешнее поведение и выглядело особенно возмутительным.

    Когда в очередной раз кошечка грациозно прыгнула на детскую кроватку, мама схватила ее за шкирку, сердито потрясла пальцем у кошачьего носа и, сдавленно прошипев: «Вон отсюда!», с удовольствием выпихнула дикарку в форточку. Форточку она закрыть забыла — к счастью, как потом оказалось.

    А дальше было вот что. Мама посадила Любочку на теплый коврик у кроватки, выдвинула ящик с игрушками — и оцепенела. На плюшевом мишке лежала... змея. Дальнейшее заняло считанные секунды, но для мамы время остановилось, а мир погрузился в ватную тишину.

    Змея повернулась, вытянулась, потом сжалась, из приоткрытой пасти показалась длинная тонкая лента. Понять, что сейчас последует бросок, было не сложно. И вдруг словно упал рыжий снаряд, и прямо на змею. Мир снова обрел звуки и вписался в привычный ритм. Кошка! Змея извивалась, пытаясь освободиться, потом вдруг обмякла и затихла. Мурка, задрав пушистый хвост, с достоинством удалилась. Больше Любочкина кровать ее не интересовала.

    Впоследствии, сколько бы потрясенная мама ни рассказывала эту леденящую душу историю, она неизменно повторяла: «А ведь я хотела отдать Мурку кому-нибудь, толку-то от нее никакого. Но что-то останавливало».

    Конечно, случай неординарный. Но у каждого любителя домашних животных найдется в запасе хотя бы одна удивительная история о своем любимце. А то и несколько. Пусть они не столь ярки, но, если вглядеться в них повнимательнее, придется признать очевидное: каждое животное в свой час совершает то важное, что, кроме него, не сможет сделать никто другой.

    НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

    Иногда животные приходят в дом сами. Бывает, мимо девяти уличных собак пройдешь, а десятая почему-то остановит тебя. Вроде и не собирался, а вдруг протянешь руку помощи, заглянув в растерянные собачьи глаза. Кажется — случай. Но случайных встреч не бывает. Вера Алексеевна теперь абсолютно уверена в этом. А дело было так.

    Она, как всегда, проводила вечер в одиночестве. Муж еще не вернулся, да и жил он давно уже по собственному графику, было слегка тоскливо, немного обидно и скучно, привычно болела голова, покалывало сердце — словом, все как всегда. Вдруг в дверь постучали. Вера Алексеевна прислушалась: стук был какой-то странный. Пошла, посмотрела в глазок — никого. Она приоткрыла дверь. На лестничной площадке сидел большой пес. Какой попал на третий этаж, почему скребся в ее квартиру?

    Вера Алексеевна собаками, кошками и прочей живностью никогда не интересовалась, а потому закрыла дверь и снова села у телевизора. Но странное ощущение, что ее ждут, не проходило, и она чувствовала себя не в своей тарелке.

    Она снова пошла в коридор и снова приоткрыла дверь. Пес терпеливо сидел на площадке. Он казался неподвижным как статуя, и только глаза были живые и влажные, словно в слезах.

    И тогда Вера распахнула дверь и сказала: «Заходи, покормлю». Тот осторожно вошел, осторожно поел и, покружив на месте, свернулся калачиком и уснул. До глубокой ночи сидела женщина рядом с чудной собакой, собираясь, но так и не решившись выпроводить ее.

    Пришел муж, выразил недовольство. И Вера Алексеевна поклялась завтра же пристроить пса... Однако он и теперь живет в этом доме. У хозяйки стало реже болеть сердце, куда-то ушло тоскливое чувство одиночества, а с ним и депрессия, а главное — супруги почему-то стали реже ссориться.

    Так что же произошло? Вера Алексеевна искренне считала себя одинокой и уже никому не нужной. Устойчивое убеждение в том, что «я сама во всем виновата», облегчения не приносило. Пришли болезни, отношения с мужем разладились. Но вот появился пес, и она поняла, что кому-то нужна. Подсознательно у нее стало формироваться новое убеждение: «Меня любят, я хорошая». Неприятности отступили, здоровье стало налаживаться, как и отношения с мужем.

    СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

    Нормальное состояние человека — радость и счастье. Человек живет в гармонии с миром — и душа его здорова. Болезнь, депрессия, тоска, просто дискомфорт — это все сигналы неблагополучного состояния души. Человека информируют: «Ты ошибаешься, ты выбрал не тот путь». И если на эти сигналы внимания не обращать, ситуация будет постепенно ухудшаться.

    У каждого человека есть свой запас прочности, но, когда он исчерпан, разом рушится все: здоровье, взаимоотношения, судьба... Выход один: срочно осознать, что в твоей жизни не так, и исправить. И самую большую помощь в этом порой оказывают вовсе не колдуны и бабки, а наши домашние питомцы. Они добровольно берут на себя проблемы и болезни своих хозяев и этим как бы дают нам возможность выиграть время, прочувствовать и исправить свое заблуждение.

    Ученые уже не отрицают, что каждого человека окружает биоэнергетическое поле (аура). Оно несет всю информацию о нас, наших мыслях, чувствах, отношении к миру. Наши поля взаимодействуют всегда и повсюду, но особенно интенсивно между близкими людьми, в кругу семьи. Так что дурные мысли, отрицательные эмоции, негативный настрой, увы, не наше личное дело. Все это становится достоянием тех, кто с нами общается.

    Наиболее восприимчивыми, а стало быть, и беззащитными оказываются дети и животные, то есть те, кто абсолютно нам доверяет. Они-то порой и становятся козлами отпущения, и заслуженные нами наказания подчас получают именно они.

    У Натальи умер нестарый пес. Жалко, но что делать: он долго болел. Наталья взяла еще одного щенка. Вскоре он погиб от острого отравления. Две последовательно взятые собаки также последовательно сбежали. Собачья эпопея длилась четыре года. Все это время день за днем повторялись мелкие неурядицы с дочерью. Постепенно они переросли во вражду. Девушка закрылась, отдалилась, а потом и вовсе ушла жить к подруге.

    Удручающе очевидная последовательность: сначала — собаки, потом — люди. Нетрудно понять, что животные пытались, но не смогли помочь своим хозяевам, поскольку все собачьи неурядицы мать и дочь упорно относили к разряду случайностей.

    Но случайностей нет, есть закономерности. Любая травма, полученная домашним животным, любая беда и болезнь, случившаяся с ним, — сигнал о неблагополучии внутреннего мира его хозяина. А если лохматый друг погиб, то только затем, чтобы отвести беду от вас. Хотя бы на время. Чтобы вы очнулись и заглянули внутрь себя.

    Более того, часто сам характер болезни вашего четвероногого друга или место полученной им травмы четко указывают на вид заблуждения, которое мешает жить его хозяину. Если ситуация упорно повторяется или болезнь становится хронической — это говорит о том, что хозяин не изменил своего мировоззрения и сделанные ошибки его ничему не научили.

    Например, травмы задних лап у собаки — свидетельство того, что хозяин упрямо держится за свои старые идеи и не желает двигаться вперед. Передние лапы страдают в том случае, если любимый хозяин недооценивает себя, робеет, пасует и упускает благоприятные возможности. Глаза и уши часто болят у животных, вынужденных находиться в атмосфере вечного недовольства и обид, зависти или вранья.

    ЭКЗАМЕН НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

    Конечно, очень неприятно сознавать, что наши мысли и наши чувства влияют на судьбу тех, кто с нами рядом, что безвинные наши близкие отвечают за наши заблуждения. И как быть, если ваш любимец пострадал? Смириться или мучиться угрызениями совести? Нет. Надо постараться понять и исправить ошибку.

    И еще — сказать ему спасибо за урок. Конечно, словесной благодарностью здесь не обойдешься. Пожалуй, гораздо важней, как вы поступите со своим спасителем в дальнейшем. Будете терпеть и лечить своего стареющего зверя или однажды сломаетесь и пожелаете избавиться от него? Выбор всегда остается за вами.

    У молодых супругов, Кати и Виктора, не было детей. Они прошли не один курс лечения — и все без толку. «Заведите собаку, но такую, которая никому не нужна, и заботьтесь о ней», — посоветовала им знакомая бабка-знахарка. Что ж, подобрали первого попавшегося щенка. А когда он вырос и окреп — ребенок родился.

    В это время соседи старательно избавлялись от надоевшей им стареющей овчарки. Супруги пожалели — и взяли ее к себе. Соседскую квартиру вскоре обокрали, потом соседку скрутил радикулит. Случай или совпадение, но Виктор с Катей убеждены: это плата за предательство.

    Посмотрите в глаза своей беззаботной кошке или безалаберному псу. Они целиком зависят от вас, они полностью в вашей власти. Но, как знать, быть может, мы больше нуждаемся в них, чем они в нас?

    Сергей БОРОДИН


    Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

    Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

    Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

    Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

    Историческое прошлое людей

    Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

    Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

    Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

    Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

    Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

    Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
    Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
    Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
    Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
    Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
    Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
    Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
    Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

    Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

    Расы человека

    Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

    Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

    Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

    Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

    Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.