Когнитивный подход к личности (Дж. Келли)

Когнитивная психология (от английского cognitive psychology, от латинского соgпоsсеге - познавать, знать) представляет собой современное направление в исследовании познавательных процессов.

Указанное направление в психологической науке зародилось в 60-х гг. прошлого века как альтернатива бихевиоризму. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Брозберг, С. Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены различные структурные составляющие, так называемые блоки познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с определенными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к тому, что когнитивная психология стала пониматься как направление, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

При таком более широком подходе когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с позиции ментальности (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности (Дж. Келли).

Интерес когнитивной психологии вновь проявляется в изучении психического аспекта как предмета научного исследования, снова начинают рассматривать воображение, интеллект и отчасти искусственный интеллект. Несколько упрощенные представления реального устройства познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на сущность психической жизни личности. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность - это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» Познание и реальность / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 232 с..

Когнитивная психология является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, влияет на все разделы психологии, причем особое внимание уделяется обучению, показывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Сторонники данного исследовательского подхода утверждают, что разуму человека доступно гораздо большее, нежели механическая реакция на внешние раздражители: проводить анализ получаемой информации, сравнивать факты реальной действительности, принимать решения, разрешать различные проблемы.

Когнитивная психология изучает способы получения информации об окружающем мире, процессы переработки данной информации человеком, особенности хранения в памяти и преобразования в знания, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние на внимание и, как следствие, поведение индивида.

Как и любая другая наука, психология не стоит на месте, она продолжает развиваться. Результатом такого развития как раз и выступает появление нового направления - когнитивного. Благодаря когнитивной психологии в обиход психологической науки вошли такие термины, как «информация», «переработка», «кодирование», «подпрограмма», и др.

Когнитивное видение психологических процессов практически сводит сложный личностный мир к его более простым моделям. Данное положение характеризуется пониманием одного из основоположников когнитивного направления в науке Г. Саймона, который считает, что «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды» Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т.2 / Б.М. Величковский. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 299. .

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения личности заключается в стремлении понять процессы расшифровки мозгом получаемой информации о реальной действительности и ее организации с целью ее дальнейшего использования.

В силу того, что человек постоянно находится в мире информации, которая требует регулярного понимания, оценки, переработки и, наконец, использования, когнитивные теории личности базируются на рассмотрении человека как «понимающего, анализирующего». Любой поступок человека включает три основных компонента: действие, мысли, а также чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Наиболее достоверным фактором принятия по сравнению с объективным значением ситуации, в которой оно необходимо, представляется субъективная трактовка ситуаций. Здесь мне бы хотелось вспомнить один из философских принципов Аристотеля, который на первое место выдвигал принцип идентичности, т.е. А есть А. Это значит, что вещь в себе и вещь вне себя рассматривается каждым человеком одинаково. Например, береза, растущая под окном, не перестанет быть березой, кто бы на нее ни посмотрел и с какого этажа. Отсюда следует, что береза - это факт социальной реальности и этот факт одинаков для всех. Представители же когнитивной психологии, в частности Дж. Келли, полагают, что А - это то, что человек объясняет как А. Из этого следует, что факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации окружающего мира, в которых они вынуждены функционировать. Теоретические исследования освещают, а практические подтверждают существование внутренней изменчивости личных активизирующихся в данных конкретных ситуациях общих проявлений интерпретации, что может считаться причиной неопределенного предсказания людьми своего собственного дальнейшего поведения. Из этого можно сделать вывод о том, что нет истинного способа интерпретации поведения человека.

Когнитивное направление в современной психологической науке включает в себя десять основных разделов, таких как восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект, которые можно схематически представить следующим образом:

Восприятие - это такая отрасль психологии, которая непосредственно связанна с выявлением того или иного сенсорного стимула и их интерпретацией. Именуется она психологией восприятия. Однако исследование отдельно взятого восприятия без учета других компонентов не в состоянии объективно объяснить ожидаемые действия. В данном случае имеют место и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

Распознавание образов - представляет собой процесс, в ходе которого стимулы окружающей действительности воспринимаются как часть значительной закономерной регулярности, а не как единичные сенсорные события.

Внимание - способность человека к переработке информации, очевидно ограниченная на двух уровнях -- сенсорном и когнитивном. В случае одновременного появления слишком большого количества сенсорных признаков, у человека может возникнуть «перегрузка» и как следствие сбой в работе.

Память - способность мозга удерживать воспринятую информацию (взаимодействие восприятия и памяти) - первого типа - удерживает информацию ограниченное время и второго - хранит информацию в течение короткого периода - пока ее не заменит новая.

Воображение - реальная возможность извлечения из когнитивной карты важных отличительных особенностей, расположения их в логической последовательности, а также преобразования данных образов в языковую информацию.

Язык - кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующего лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения всего сообщения.

Психология развития - весьма интенсивно изучающаяся область когнитивной психологии, недавние теории и эксперименты которой весьма значительно углубили понимание процесса развития когнитивных структур.

Мышление - имеющая наиболее общее содержание форма психического отражения, при помощи которой устанавливаются взаимосвязи между познавательными объектами.

Человеческий интеллект - способность к пониманию языка, следованию требованиям инструкций, преобразованию вербальных трактовок в действия и формированию собственного поведения в соответствие с законами своей культуры.

Искусственный интеллект - специфическая отрасль компьютерных наук, направленная на формирование определенных моделей познавательных личностных процессов.

Вопросы, рассматриваемые в сфере исследований когнитивного психологического направления, а именно восприятие, познание и понимание действительности, волновали умы ученых различных наук, в частности философии и психологии во все времена. Но получившее свое начало в послевоенный период бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, как и появившиеся в середине прошлого столетия первые «умные» машины, которые предпринимали попытки решения логических задач, игры в шахматы, понимания устной и письменной речи и преобразования ее на других языках, потребовали от научного сообщества иных, новых взглядов на процессы мышления, познания и понимания. Внимание исследователей сфокусировалось на феномене знаний и связанных с ним проблем получения, хранения, переработки и отражения знаний как в человеческом мозге, так и посредством компьютерной системы. Психологи оказались в ситуации, требующей пересмотра своих взглядов и отношения к восприятию, памяти, воображению, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга - своеобразного устройства, целью создания которого явилась переработка и хранение как уже имеющейся, так и вновь приобретаемой информации.

Когнитивная психология во многом базирует рассмотрение своих проблем на проведении аналогии между процессами преобразования данных при помощи вычислительного устройства и функционированием человеческих познавательных процессов. На этой основе выделяются многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

Таким образом, предметом изучения когнитивной психологии можно считать способы получения людьми информации об окружающей действительности, представление данной информации человеческим мозгом, хранение ее в памяти, трансформацию ее в знания. Исследования подобного рода привели к пониманию когнитивной психологии как научного направления, основной задачей которого считается приведение доказательств решающей роли знания в личностном поведении субъекта.

Предмет когнитивного направления в психологии составляют познавательные психические процессы, обеспечивающие получение человеком знаний как об объективном мире, так и о самом себе. С помощью познавательных процессов индивид приобретает и перерабатывает информацию, отражает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

когнитивный психология внимание

Глава 2. Психологические концепции

4. Когнитивный подход в психологии

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства , испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т.к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т.к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий - удобный - канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей путем манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами., т.е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет - что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Изменение восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненных переживаний и поведенческих реакций. Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу - мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске - мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху - мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках внешней ситуации объясняются дисфункционалъностъю лежащих в их основе базисных посылок. Базисные посылки представляют собой систему глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, своеобразную жизненную философию человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт, особую роль здесь играют детские впечатления и воздействия семьи. Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфункциональна з базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и соответственно испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать.

Психотерапевт должен помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез, совместно с пациентом проверить ва-лидность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив; в тех случаях, если первоначальные идеи эмпирически не подтверждаются, необходимо выявить автоматические мысли пациента, распознать дисфункциональные базисные посылки и скорректировать их.

4.1 Когнитивный подход к личности (Д. Келли)

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли - один из основателей этого направления, считал, что любой человек - это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, посколько любое событие можно рассматривать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интепретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для формирования конструкта необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу Примерами личностных конструктов могут быть «умный-глупый», «хороший-плохой», «мужской-женский», «дружеский-враждебный» и т.п.

Конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой диапазон применимости, который включает в себя все события, при которых конструкт релевантен и применим. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт: проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретациии нового опыта. Келли предположил, что конструкты можно классифицировать, выделяя: упредительные классификационные конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключается из другой, т.е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете)); констелляторные конструкты (если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы, например суждение «Если этот человек продавец, то он скорее всего нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами», т.е. если относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками); предполагающие конструкты открыты для нового опыта, принимают альтернативные точки зрения, гибкие, могут меняться. И упреждающие, и констелляторные и предположительные формы мышления - конструкты необходимы для объяснения явлений, вещей и людей. Личностные конструкты это:

  1. всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений,
  2. частные конструкты (включают узкий диапазон явлений и возможностей),
  3. основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека,
  4. периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т.е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. Люди создают различную иерархию личностных конструктов, так, подчиняющие и подчинительные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого человека. Келли предположил, что, если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т.е. узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни и каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его Понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Конструктная система разрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения. Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, опираясь на прежний опыт, используется конструкт знакомым способом. Расширение - включает выбор такой альтернативы, которая позволит расширить Понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события, которое ранее было ему неизвестно. В новой или неопределенной ситуации человек осуществляет действия: ориентировка выбор исполнение, т.е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы, и выбранный конструкт определяет поведение человека. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся. Изменения в отношениях со значимыми другими заставляют и наши конструкты меняться.

Если два человека разделяют взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести себя будут похоже. Люди похожи не потому, что пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже, они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. У представителей одной культуры имеется схожесть в поведении, в конструктах. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которыми пользуются люди. Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность; чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное Понимание взглядов на жизнь. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как этот человек воспринимает мир. Люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто воспринимает мир по-разному.

Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состояний через понятие «конструкты», например состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если он осознает, что присущие ему конструкты неприменимы для предвидения событий, с которыми он сталкивается. Стержневая система конструктов включает стержневые роли (профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия, возникновения чувства вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий, если неминуема «встряска» личностных конструктов. Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства - любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т.е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и совладаниии с ним. Келли предполагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у тех людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузились интересы), испытывают трудности в принятии даже самых маленьких решений, когда происходит сужение конструктной системы. Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуацуии и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

Келли использовал терапевтический метод фиксированной роли, который состоит из нескольких этапов:

  1. пациент пишет от третьего лица самохарактеристику (описывает свой характер как бы со стороны), на основе чего выявляются конструкты, которые он использует для интерпретации себя и своих отношений с другими людьми;
  2. психотерапевт разрабатывает модель, конструктную систему, полезную для пациента и описывает ее в виде «фиксированной роли некоего человека»;
  3. пациента просят в течение определенного времени разыгрывать эту роль, стараясь думать, вести себя как требует эта «фиксированная роль», чтобы он смог открыть новые грани своей личности, внести коррективы в свои конструкты, изменить свое реальное поведение.
  • Относительная эффективность методов обучения взрослого человека
  • Характеристика типов человека в его отношении к изменениям
  • 2.4. Подходы к индивидуальным изменениям
  • (Бихевиористический подход)
  • Постулаты теорий мотивации «X» и «y»
  • (Когнитивный подход)
  • (Когнитивно-поведенческий подход)
  • 2.5. Теории и концепции обучения
  • Тестовые задания
  • 5. Бихевиористический подход к изменениям предполагает:
  • 12. Мотивация персонала – это:
  • 13. Профессиональное обучение – это:
  • 14. Процесс побуждения себя и других на достижение поставленных целей:
  • Основные отличия между группой и командой
  • 3.2. Способы инициирования адаптации команд к организационным изменениям. Этапы изменений команд по Такману
  • Соответствие качеств творческих людей характеристикам творческих организаций
  • 3.3. Типология участников команды изменений по Белбину. Особенности эффективной команды
  • Рекомендации лидеру команды для эффективного прохождения разных фаз командообразования
  • Общая характеристика деловых ролей команды
  • Требования к формулированию целей функционирования команды
  • Тестовые задания
  • 1. Определите основные отличия команды от обычной группы:
  • 2. Группа – это:
  • 3. Группы, объединенные по решению руководства в структуре организации, называются:
  • 4.2. Основные качества лидеров изменений
  • 4.3. Детерминанты эффективности менеджера как лидера изменений
  • 4.4. Самоанализ и внутренние ресурсы управленца изменениями
  • Управление руководителем организацией и собой во время изменений
  • Задание руководителя при осуществлении изменений
  • 4.5. Эмоциональная компетенция менеджера изменений
  • 4.6. Подходы к выделению стилей управления
  • Характерные черты классических стилей управления Курта Левина
  • Шкала наименее привлекательных сотрудников по ф. Фидлеру
  • Тестовые задания
  • В организации в период изменений
  • Организационных изменений л. Грейнера
  • Основные задания этапов реализации реинжиниринга бизнес-процессов
  • Сравнительная характеристика теорий е и о организационных изменений
  • Состав и сущность хромосом элементов модели преобразования бизнеса
  • Особенности поведения «монстра изменений» на фазах и этапах маршрута изменений
  • 5.2. Подходы к изменениям с использование организационных метафор
  • 5.3. Метафоры организационных изменений г. Моргана
  • 5.4. Инструменты управления успехом изменений
  • 5.5. Условия, критерии и правила обеспечения эффективности организационных преобразований
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Организационные изменения – это:
  • 2. Организационные изменения определяются как:
  • 6.2. Методы систематического поиска новых идей и решений
  • 6.3. Методы направленного поиска новых идей и решений
  • Прямые и обратные операции теории р. Коллера
  • ТестовЫе задания
  • 7.2. Создание команд по управлению изменениями
  • Стадии жизненного цикла команды изменений и их характеристики
  • 7.3. Правила формирования рабочих групп и роли в них
  • 7.4. Организационная диагностика: необходимость проведения и содержание
  • 7.5. Подходы к проектированию изменений
  • 7.6. Подготовительная работа с персоналом
  • ТестовЫе заданИя
  • Инициативы, направленные сверху вниз
  • Инициативы, направленные снизу вверх
  • Горизонтальные инициативы
  • 8.2. Механизм реализации изменений
  • Классы механизмов управления организационными изменениями
  • 8.3. Организационная структура управления
  • 8.4. Социально-психологическое обеспечение реализации изменений
  • В условиях украинской экономики целесообразно использовать такие типы, как культура власти и культура заданий.
  • 8.5. Основные принципы успешного изменения корпоративной культуры
  • 8.6. Регулирование деятельности организации
  • 8.7. Создание бренда работодателя. Ребрендинг
  • Цели создания бренда работодателя в зависимости от стадии развития организации
  • 8.8. Контроль реализации изменений и реагирование
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Корпоративная культура организации – это:
  • 3. Обычно существующая в организациях корпоративная культура – это:
  • 8. Принцип комплексности успешного изменения корпоративной культуры организации состоит в следующем:
  • 9. Успешная смена корпоративной культуры позволит организации достичь:
  • Основные причины сопротивления организационным изменениям
  • 9.2. Виды, формы и стадии сопротивления изменениям
  • 9.3. Типы работников в зависимости от их отношения к изменениям
  • 9.4. Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • План мероприятий по предупреждению сопротивления изменениям
  • Причины негативного отношения к изменениям и методы их преодоления
  • Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • ТестовЫе заданИя
  • Тема 10
  • 10.2. Методы, ориентированные на задания и технологии
  • Сравнительный анализ перечисленных методов приведен в табл. 10.2.
  • Влияние методов проведения изменений на системные организационные индикаторы
  • 10.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию
  • Влияние методов проведения изменений в системные организационные индикаторы
  • 10.4. Современные методы управления изменениями
  • Структурные характеристики бенчмаркинга
  • 10.5. Роль іт-менеджмента в организационных изменениях
  • ТестовЫе задания
  • 4. Организованная совокупность документированной информации, содержащей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах, это:
  • 5. Система автоматизации всех основных бизнес-процессов организации и всех видов учета – это:
  • Тема 11
  • 11.2. Модели организационного развития
  • 11.3. Предпосылки, принципы и ценности организационного развития
  • 11.4. Условия и средства достижения организационного развития
  • Тестовые задания
  • 12.2. Ситуации применения и условия проведения реинжиниринга, принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • Основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.3. Бизнес-процессы. Виды бизнес-процессов и реинжиниринга
  • 12.4. Управление бизнес-процессами
  • 12.5. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.6. Методы совершенствования бизнес-процессов
  • ТестовЫе заданИя
  • Потенциал изменений организации
  • 13.2. Формы стратегических изменений
  • 13.3. Общие стратегии развития организации: роста, стабилизации, сокращения, комбинированные
  • Базовые и альтернативные стратегии развития организаций
  • 13.4. Интеграционные процессы и изменения. Мотивы интеграции. Факторы успеха и провала интеграции. Формы объединений
  • Основные формы интеграции предприятий
  • 13.5. Процессы диверсификации и изменения. Причины диверсификации. Факторы успеха и провала диверсификации. Способы диверсификации
  • 13.6. Подходы к управлению реализацией стратегических изменений фирмы adl
  • Подходы к управлению реализацией стратегических изменений
  • 13.7. Стратегии (опережающая, развития, оптимизации, перестройки, сокращения и распродажи) внедрения изменений в зависимости от состояния организации
  • ТестовЫе заданИя
  • СлоВарь основнЫх понятИй и термИнОв
  • (Когнитивный подход)

    С целью изменения убеждений (коррекции иррациональных убеждений), по А. Эллису, следует сделать следующие действия.

    1. Анализ активирующих событий (А ).

    2. Анализ ощущений (С ), определение неприятных из них и возможных последствий.

    3. Анализ иррациональных убеждений (В ).

    4. Проверка рациональности убеждений, то есть оценка, насколько имеющиеся убеждения отвечают реальности и насколько они вредны или небезопасны.

    5. Изменение образа мыслей, нахождение альтернативного варианта, возможного в данной ситуации.

    6. Составление плана действий.

    Методы коррекции поведения человека при помощи психики, предложенные А. Эллисом, были дополнены исследованиями в сфере психотерапии А. Бека (монография «Когнитивная терапия и эмоциональные разлады»). Круг интересов А. Бека составляют негативные проявления личности, такие как депрессия, фобии, алкоголизм, наркозависимость и т.д. В результате исследований А. Бек пришел к выводу, что причиной негативного поведения людей является нарушение когнитивных процессов, проявляющиеся в виде неадаптивных мыслей, убеждений и образов. По выражению А. Бека, «человеческие мысли определяют их эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение, в свою очередь, формирует место человека в окружающей среде». Таким образом, действенным способом коррекции поведения человека является изменение иррациональных установок на рациональные.

    К последним трудам в сфере управления индивидуальными изменениями в рамках когнитивно-поведенческого подхода относится монография американского профессора Джеймса Прохазки «Психология позитивных изменений» (2013 г.). Процесс изменения поведения индивида он представил в виде пяти стадий, которые циклически повторяются: «спокойствие», «сомнение», «планирование и подготовка», «действие» и «поддержка». Стадии характеризуются специфическими умственными операциями (когнитивные признаки ) и имеют выраженные поведенческие признаки . Модель изменения поведения в структурном виде представлена на рис. 2.7.

    Рис. 2.7. Модель изменения поведения индивида по Дж. Прохазке

    (Когнитивно-поведенческий подход)

    На стадии «спокойствие » реализуемое поведение не является предметом размышлений. Происходит восстановление ресурсов, потраченных человеком в течение предыдущих изменений.

    На стадии «сомнение » у человека появляется мысль о том, что его поведение не приносит ожидаемых результатов. При этом возникает вопрос – что необходимо изменить? Все найденные варианты рассматриваются как равнозначные. Человек ощущает внутренний конфликт, переживает влияние равных по степени привлекательности стимулов. В этот момент принимается решение о том, какие необходимо осуществить изменения, чтобы погасить внутренний конфликт.

    На стадии «планирование и подготовка » человек начинает понимать как действовать, осуществляет планирование своих шагов и готовится к действиям. На стадии «действие » человек реализует свой план и достигает определенного результата. На стадии «поддержка » – оценивает требования от нового и старого вариантов поведения, в случае необходимости отстаивает новое поведение перед окружающими. При условии, что человек эффективно пройдет каждую стадию, каждый виток новых изменений принесет ему выгодное поведение.

    Сегодня когнитивный подход широко используется в психотерапии, образовании и воспитании, менеджменте организаций и теории управления изменениями. Вместе с тем, он не дает объяснений, почему одни люди склонны видеть причины своего поведения в себе, а другие – в обстоятельствах; почему в одних семьях растут благополучные дети, а в других – неблагополучные. Основной недостаток когнитивного подхода к изменениям состоит в том, что он не учитывает в полной мере внутренний (духовный) мир человека, его позитивное и негативное влияние.

    Психодинамический подход к изменениям. Идея подхода состоит в том, что во время изменений человек переживает определенную психологическую драму и постепенно, со временем должен это осмыслить. Подход сформован на основе четырех базовых моделей.

    Модель 1. Пять стадий принятия изменений Элизабет Кюблер-Росс .

    1. «Возражение » – человек, столкнувшийся с катастрофическими изменениями, часто не может их полностью принять и воспринять. Он не признает, что это произошло на самом деле, то есть возникает защитная реакция организма – ощущение недоверия и возражения (например, возникновение возражения в момент проигрыша любимой футбольной команды). Это связано с нежеланием и невозможностью психики человека воспринимать негативные новости и страх вместе с ними ощущать большую душевную боль.

    2. «Гнев » – смирившись через некоторое время с тем, что случилось, человек начинает задавать себе вопрос: «Почему я?», «Как такое могло произойти именно со мной?», «Конечно, во всем виноваты врачи – наверное, они ошиблись в диагнозе!», «Почему они не заметили своевременно?» и т.п. Возникает чувство злости, разочарования и гнева, которые могут быть направлены как на окружающих, так и на самого себя: «Почему я раньше не бросил курить?», «Вечно у меня все не как у людей!». Благодаря стимулированию этих чувств человек пытается вытеснить действительные ощущения вследствие нежелания принять изменения и поверить в действительность.

    3. «Торг » – истощившись в нападках на окружающих или на себя, человек все еще пытается определенным образом вернуть контроль над ситуацией. Стадия характеризуется внутренним диалогом или, если человек религиозный, разговором с Богом, которого просят подождать с неминуемым: «Я обещаю в дальнейшем вести себя хорошо, раскаяться во всех бывших грехах, если только доживу до свадьбы дочери... Я беру назад все плохое, что сказал об этих людях, пусть они только живут дальше». Таким образом человек снова пытается отклониться от настоящей реальности. Человек отчаянно ищет, как бы исправить ситуацию, ощущает чувство паники: «Если бы мне удалось это уладить, тогда все было бы хорошо!».

    4. «Депрессия » – когда становится ясно, что никакие мольбы положения не исправят, приходит понимание действительной важности ситуации. Большинство в этот момент впадает в депрессию – ощущение грусти, скорби, отсутствия будущего, потери самого себя. Человек готов на все махнуть рукой. При этом для некоторых депрессия означает апатию или ощущение бессмыслицы, а для других – печаль или смешанные и противоречивые эмоции.

    5. «Принятия » – у человека, который смог преодолеть депрессию, возникает ощущение спокойствия и понимания неизбежности того, что произошло. Человек полностью осознает свои ощущения, надежды, страхи и тревоги. Он готов к дальнейшей жизни и новым изменениям.

    Модель 2. Кривая приспосабливаемости к изменениям Джея Адамса, Стивена Хейеса и Дж. Алана Хобсона содержит следующие стадии.

    1. «Облегчение » – человек ощущает мгновенное облегчение от осведомленности о грядущих изменениях: «Наконец я точно знаю, что происходит, я так и думал, что мне это не померещилось».

    2. «Шок или удивление » – человек отрицает все изменения, которые произошли, ощущает недоверие и удивление.

    3. «Возражение » – законченное непринятие любых изменений, человек «доказывает» себе, что на самом деле ничего не происходит и все восстановится.

    4. «Гнев » – человек бессознательно ощущает гнев и огорчение от происходящих изменений.

    5. «Торг » – попытка любым способом предотвратить неминуемое.

    6. «Депрессия » – человек отвечает на изменения апатией и печалью или становится совсем невосприимчивым к внешней среде.

    7. «Принятие » – человек воспринимает реальность такой, как она есть.

    8. «Экспериментирование » – после погружения во внутренний мир человек начинает понимать, что «извне» тоже что-то есть. «Может, о некоторых изменениях стоит хотя бы задуматься. Может, мне следует попросить описание новых обязанностей».

    9. «Открытие » – человек выходит в новый измененный мир и делает открытие – все не так плохо, как он себе представлял. Возможно, менеджеры были правы, условия работы только улучшились.

    Модель 3. Модель реакции на изменения Вирджинии Сатир .

    1. «Начальная стадия » – состояние, когда человек получает все то, что получал раньше, продолжает делать то, что делал. Относительное равновесие при относительной гармонии всех компонентов системы. Присутствует некоторая неудовлетворенность, однако никто не осуществляет изменения.

    2. «Инородный элемент » – попадание в действующую систему нового элемента-раздражителя (сотрудник, руководитель, закон или метод управления, система мотивации и др.), кардинально изменяющего расстановку сил.

    3. «Хаос » – последствия действия нового элемента в системе. Внешний мир остается практически без изменений, тогда как внутренний мир человека испытывает значительные преобразования. Сначала человек ощущает недоверие, возражение или эмоциональный ступор, не знает, что думать, ощущать или делать. Пытается отрицать изменения, иногда даже удваивает усилия, чтобы сберечь прежнюю систему и состояние, саботирует внедрение нового. Перестает доверять окружающим, даже самым близким, не знает, к кому обратиться за помощью. В эмоциональном плане превалирует гнев, грусть, страх, паника и отчаяние, которые резко заменяются апатией и депрессией.

    4. «Идея » – в наиболее тяжелую минуту в самых глубинах ума возникает идея, стающая первым шагом на пути к примирению с изменениями.

    5. «Интеграция » – внутренний мир человека постепенно приспосабливается к новому порядку существования внешней среды.

    Модель 4. Переломные моменты в процессе изменений Стивена Вайнберга .

    1. Входящие в процесс внедрения изменений переломные моменты могут ему препятствовать или, наоборот, поддерживать.

    2. Если изменения были некачественно запланированы, а реципиенты сознательно или несознательно решили им препятствовать и сопротивляться, все усилия руководителей изменений не увенчаются успехом.

    Гуманистически-психологический подход к изменениям. В гуманистическом подходе приоритет отдается исследованию сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек рассматривается не как «черный ящик», способный только реагировать на входящие стимулы, а как целостное образование с природой. Человек не запрограммирован своим прошлым, а открыт для самосовершенствования.

    Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что наивысшей прирожденной потребностью человека является потребность в самовыражении и самоактуализации , которая настает после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в любви, благосклонности, признании и оценке. Этим он подчеркивал важную роль самого индивида в построении своей личности. А. Маслоу, исследуя проблемы личностного роста и развития человека, доказал, что любая личность рождается с потребностью делать только хорошие дела. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, дружбу, альтруизм и другие человеческие ценности.

    Изучая биографии известных людей мира, А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности.

    1. Эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

    2. Принятие себя, других, природы.

    3. Спонтанность, простота, естественность.

    4. Центрирование на задании, а не на себе.

    5. Определенная потребность в одиночестве.

    6. Автономия, независимость от культуры и среды.

    7. Постоянная свежесть и новизна оценки.

    8. Межличностность и опыт внешних состояний.

    9. Ощущение причастности, единения с другими.

    10. Более глубокие межличностные отношения.

    11. Демократическая структура характера.

    12. Разграничение средств и целей, добра и зла.

    13. Философское, невраждебное чувство юмора.

    14. Самоактуализирующееся творчество.

    Самоактуализированная личность не является совершенной, она может переживать и негативные чувства. Самоактуализация – это не избежание проблемы, а постепенное движение от проблем воображаемых и простых к реальным и сложным. А. Маслоу описал восемь путей самоактуализации.

    1. Полное и самоотверженное переживание жизненной ситуации с повышенной осознанностью и интересом.

    2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего, с риском оказаться в неизвестном.

    3. Стремление стать реальным, существовать фактически, а не в потенциале.

    4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы, необходимо искать, прежде всего, в себе.

    5. Развитие способностей, умение верить своим мыслям и интуиции, поступать в соответствии с ними.

    6. Всестороннее развитее своих потенциальных возможностей.

    7. Стремление к избежанию психологических переживаний, то есть к состоянию, когда человек более полно осознает окружающий мир и себя, думает, действует и ощущает ясно, верно и точно.

    8. Выявление своих «защит» и работа в направлении отказа от них.

    Вместе с тем А. Маслоу утверждал, что уровня самоактуализации достигают не все. Характеристиками личности, достигшей уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость в мыслях и суждениях, проявление творчества и т.п.

    Приверженцем взгляда на личность как на продукт влияния сознательных оценок повседневных текущих ситуаций был также видающийся американский психолог Карл Роджерс, который фундаментальной компонентой структуры личности считал «я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. В соответствии с содержанием созданной им личностно ориентированной психотерапии, индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающей среде; негативный вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет полностью реализовать человеку свой потенциал.

    Ключевым понятием теории К. Роджерса является безусловное позитивное отношение – забота о человеке, не требующая никаких личностных наград. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем является в действительности, независимо от характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда его наказывают за одни действия и поощряют за другие.

    В соответствии с теорией, полноценно функционирующий человек – это личность, находящаяся в процессе изменений, полностью осознающая собственное реальное «я» и характеризующаяся такими чертами, как открытость, реальное восприятие жизни, доверие собственным интуитивным суждением и внутренним импульсам, способность принимать верные решения. Такой человек свободно реагирует и объективно воспринимает собственную реакцию на сложившуюся ситуацию, стремится к самоактуализации и улучшению здоровья, являющимися главными мотивирующими факторами для людей, которым не препятствуют проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие или изменяющие их поведение.

    Когнитивізм

    Рита Аткинсон и др.:

    Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично - реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение, планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений : а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы ; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе .

    Интерпретируя поведение , когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом и компьютером . Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется, по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами, хранящимися в долговременной памяти.

    Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем для начала фундаментальную ошибку атрибуции . Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные качества (щедрость, например), а не давление ситуации.

    Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.

    (Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard"s Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000)



    Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН:

    Основной объект когнитивной психологии - репрезентация знаний и объектов внешнего мира в психике человека, внутренние структуры и механизмы переработки этих знаний. Когнитивизм возродил и укрепил идею «внутреннего образа», «внутренних механизмов психических процессов» , существовавшую в науке и в докогнитивистский период. Для современного этапа развития когнитивной психологии характерна работа с так называемыми моделями. Последние представляют собой выраженные в наглядной форме теоретические взгляды исследователей на те или иные явления когнитивной сферы.

    Модели могут быть основаны на эмпирических данных, наблюдениях, эксперименте, а также логических выводах из теорий. Выражаемые в модельной форме теоретические позиции порой могут быть очень сложными, как во многих случаях при описании речевых и речемыслительных процессов и структур. Эта форма нужна для того, чтобы сделать такого рода теории более понятными для слушателя и читателя. Открываются возможности делать те или иные предсказания, которые нередко дают новое направление исследовательской мысли.

    В настоящее время существует ряд моделей, описывающих речемыслительные процессы . Из зарубежных пользуется известностью модель понимания В. Кинча с сотрудниками (1979), построенная на основе анализа процессов, включающихся в обработку и понимание текста («Современная психология», 1999, с. 287). Модель предлагает правила работы с естественным тексто м и разработана на основе анализа конкретных текстовых образцов. Модель продуцирования речи В. Левелта (1989) описывает конкретные структуры, необходимые для осуществления речевой функции , и фактически дает их номенклатуру («Современная психология», 1999, с. 289). В отечественной психолингвистике предложено немало различных модельных форм представления теоретических взглядов на процесс речепроизводства и понимания речи (Залевская А. А., 1999, с. 203-263).

    (Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

    Р. Г. Апресян: Когнитивизм как общий философский принцип исходит из того, что все вербально выражаемые духовные явления, включая цели, интересы, эстетические и моральные оценки, нормы и пр., суть познавательные (когнитивные) феномены, которые могут быть интерпретированы через призму той или иной эпистемологической концепции. Антикогнитивизм же отстаивает особый, непознавательный статус ценностных положений, полную или частичную неприменимость к ним теоретико-познавательных представлений. Когнитивизм в качестве имплицитной, само собою разумеющейся методологической посылки господствовал на протяжении всей истории моральной философии, но в явном виде он был сформулирован лишь в XX в. одновременно (и в связи) с осознанием возможности иного, антикогнитивистского истолкования моральных ценностей.

    Некоторые предпосылки антикогнитивизма содержались в сентименталистских теориях XVII-XVIII вв., в утилитаризме И. Бентама и Дж.Ст. Милля, хотя эти концепции не составляли отчетливой альтернативы когнитивизму: они выступали скорее против метафизического, трансценденталистского истолкования морали, базирующегося на эпистемологии рационализма, чем вообще против эпистемологической трактовки морали. Другой важный теоретический источник современного антикогнитивизма - так называемый принцип Юма: тезис о логической разнородности когнитивных суждений со связкой "есть" и императивных суждений со связкой "должен". Юм впервые обратил внимание на то, что нормативные выводы в этических трудах, как правило, следуют из рассуждений о сущем, т.е. из когнитивных посылок, а поскольку такое выведение логически незаконно, следует признать, что этические учения на самом деле не содержат в себе обоснования прокламируемых нравственных установок. В метаэтике XX в. из этой юмовской идеи был сделан далеко идущий вывод о том, что вся великая моралистика прошлого, претендующая на философскую основательность и доказательность, заключает в себе, при всем разнообразии имеющихся концепций, одну и ту же фундаментальную ошибку - причем ошибку не метафизическую, которую можно было бы оспорить, а логическую. Устранить эту ошибку невозможно без разрушения построенных на ней концептуальных систем. Стремясь нейтрализовать столь радикальные следствия, проистекающие из "принципа Юма", многие сторонники когнитивизма пытались найти или сформулировать особые законы морального рассуждения, отличные от правил и норм "обычной" логики, на которой основан указанный принцип.

    В силу особенностей метаэтического подхода, базирующегося на представлениях и методах аналитической философии, когнитивизм и антикогнитивизм чаще всего выступают в форме соответственно дескриптивизма и антидескриптивизма - концепций, дающих разную интерпретацию языка морали, нормативно-этических терминов и высказываний. С точки зрения дескриптивистов, моральные слова не специфичны по сравнению с обычными описательными словами: и те, и другие несут в себе определенное значение, которое не может меняться в зависимости от того, кто и в каких обстоятельствах их употребляет. Так, слово "красный" имеет стабильное, инвариантное значение, и если люди в каком-то случае расходятся по поводу того, является ли некий предмет красным, то это связано с получением ими неодинаковой информации о предмете или со словесной путаницей, т.е. с причинами, которые в принципе устранимы, а не с тем, что разные люди употребляют это слово в разных значениях. Подобным же образом и значение слова "(морально) добрый" не зависит

    от условий его применения: если имеются разногласия в приложении этого слова к одному и тому же явлению, то это связано не с наличием разных значений данного термина, а лишь с познавательными недоразумениями, которых можно было бы избежать.

    Заявляя о постоянстве значения моральных терминов, дескриптивисты фактически имеют в виду объективность соответствующих моральных понятий и суждений, выражающих оценки и предписания. Иначе говоря, за этой логико-аналитической концепцией скрываются определенные метафизические (онтологические и эпистемологические) посылки: во-первых, общая когнитивистская идея о том, что сознание в целом (включая моральные ценности) есть знание, поверяемое на истинность и ложность; во-вторых, философская теория, обычно именуемая в западной традиции реализмом (хотя данный термин часто используется и в других значениях). Эта теория исходит из наличия лежащей вне сознания объективной реальности, что в сочетании с этическим когнитивизмом означает допущение внесубъектной моральной реальности, которая познается человеком и тем самым становится его индивидуальным достоянием, критерием правильности оценок и мотивов поведения. В широких рамках реализма существует ряд специализированных эпистемологических концепций, различающихся своим пониманием реальности (включая и моральную реальность) и способа ее постижения. В метаэтике к числу этих когнитивистско-реалистических концепций принято относить натурализм и интуиционизм. Причем не всегда учитывается то обстоятельство, что эти (и любые другие) эпистемологические подходы сами по себе не являются когнитивистскими, они становятся таковыми только в случае признания тезиса о познавательной природе морали. Без этого те же самые концепции могут быть антикогнитивистскими или вообще нейтральными к данной проблематике (как это большей частью и имеет место).

    Что касается натурализма вообще, то в онтологическом плане суть его заключается в отрицании каких бы то ни было "не-естественных" (non-natural) сущностей или свойств; в качестве же эпистемологического подхода натурализм означает ориентацию на эмпирические методы познания и доказательства. Применительно к истолкованию морали натурализм в своем когнитивистском варианте (Р. Бойд, Н. Стеджен) есть теория, признающая объективность и естественность моральных свойств, которые выступают в познании как моральные факты, так что истинность моральных суждений, описывающих их, может быть доказана эмпирически. Безуспешные попытки представить наглядные, непосредственные доказательства та-

    кого рода заставили современных сторонников натурализма искать обходные пути к этой цели. Согласно "теории подтверждения" (confirmation theory) Стеджена, какую-либо моральную концепцию следует считать доказанной, если она является частью некоторого общего миропонимания, имеющего эмпирическое обоснование. Традиционный же этический натурализм (гедонизм, эвдемонизм, ранний утилитаризм), весьма далекий по существу от всяких теоретико-познавательных проблем, тем не менее обычно истолковывается метаэтиками (начиная с Дж. Мура) как эмпирическая концепция, ищущая аналоги моральных понятий (добра, долга и пр.) в естественных человеческих стремлениях к удовольствию, счастью, выгоде и пр.

    Интуиционизм (Дж. Мур, У.Д. Росс, К.Д. Брод) является основным антинатуралистическим направлением в рамках метаэтического когнитивизма. С точки зрения интуиционистов, фундаментальные моральные качества (добро как таковое и др.) существуют объективно; эти качества "не-естественны", они не даны в опыте и постигаются путем непосредственного интеллектуального усмотрения, т.е. интуитивно. Так, согласно Муру, моральное добро есть определенное метафизическое простое, неразложимое свойство, нередуцируемое ни к какому естественному свойству, недоступное для анализа и определения через что-либо другое, что не является моральным добром.

    Антидескриптивизм в метаэтике - это позиция, согласно которой специфически моральные слова - (морально) доброе, правильное, должное, - сохраняя свой инвариантный, общезначимый смысл, могут тем не менее употребляться по-разному в отношении одних и тех же вещей; т.е., например, два человека могут дать противоположные моральные оценки некоторому явлению, будучи одинаково информированными о нем и одинаково понимая смысл оценочных слов. Речь идет, стало быть, о том, что моральные термины и суждения не являются (или являются не полностью) дескриптивными, их нельзя интерпретировать как знания о моральных фактах.

    Антидескриптивизм не базируется ни на какой эпистемологической концепции, которая противостояла бы реализму и отрицала объективность истины в пользу признания множественности моральных истин. Основная методологическая посылка антидескриптивизма (и в целом антикогнитивизма) - это трактовка моральных ценностей вообще как некогнитивных феноменов, не поддающихся эпистемологической редукции и не поверяемых на истинность. Предполагаемая такой трактовкой "субъективность" моральных принципов и норм выражается в наличии сущностной, необходимой

    связи их с некоторыми реалиями индивидуальной психики (эмоциями, аффектами, побуждениями и пр.), не имеющими каких бы то ни было объективных (естественных или не-естественных) аналогов или прототипов во внешнем мире. Подобная субъективность совместима как с допущением свободной воли, волюнтаристского произвола в выборе ценностей, так и с признанием объективной (природной, социальной или сверхъестественной) детерминированности морали, универсальности, общезначимости ее принципов (пусть даже и пребывающих исключительно в сознании индивида). Все эти концептуальные варианты представлены в современной метаэтической литературе.

    Главные антикогнитивистские течения в метаэтике - эмотивизм и прескриптивизм. Эмотивизм продолжает традицию психологического истолкования морали, сочетая психологизм с методологическими принципами аналитической философии. Главной функцией ценностных (оценочных и нормативных) высказываний, полагают эмотивисты, является выражение эмоций и позиций (attitudes) говорящего и "заражение" ими других людей. Такие высказывания принципиально отличаются от фактуальных, которые выполняют репрезентативную функцию, несут информацию о мире, - причем о мире не только внешнем, но и внутреннем, т.е. об эмоциях, мотивах и прочих ментальных состояниях субъекта. "Я одобряю (или: люди вообще одобряют) такие-то поступки"; "Чувство долга побуждает людей действовать так-то" - эти суждения столь же фактуальны и неэмотивны, как, скажем, и описания физических явлений, их не следует смешивать во избежание дескриптивистской ошибки с экспрессивными высказываниями типа "Данный поступок хорош", "Должно поступать так-то" и т.п. Фактуальные и ценностные утверждения логически несоизмеримы, поэтому оценки и нормы не подлежат обоснованию, или "оправданию" (justification) посредством ссылки на какие-либо факты.

    Указанные идеи были высказаны со всей категоричностью А.Дж. Айером (1910-1989), позиция которого именуется "радикальным эмотивизмом". Они были дополнены впоследствии целым рядом оговорок, снимавших наиболее одиозные утверждения и выводы этой теории. "Умеренный эмотивизм" (Ч.Л. Стивенсон) признавал наличие определенных когнитивных элементов в моральных (нормативно-этических) высказываниях и рассуждениях. Причина этических разногласий, с этой точки зрения, заключается не столько в наличии у оппонентов разных психологических установок, сколько в разной их информированности о ситуации и предмете оценки, в

    разном понимании человеческих отношений, мироустройства и пр. Поэтому моралистические рассуждения и споры не бессмысленны, как утверждал радикальный эмотивизм, они могут привести к сближению и даже совпадению этических позиций. Впрочем, если расхождение касается фундаментальных принципов морали, то даже самое полное знание о предметах и ситуациях не сможет его устранить. Ценностные принципы - с этим согласны все эмотивисты - не поддаются ни эмпирической верификации, ни рациональному доказательству.

    Прескриптивизм разделяет с эмотивизмом идею о принципиальном различии ценности и факта. Наиболее видный представитель этого направления, Р. Хэар (1919-2003), утверждал, что язык морали прескриптивен, и хотя моральные термины содержат в себе некоторую информацию, т.е. обладают и дескриптивным значением, оно всегда подчинено главному - прескриптивному (рекомендательному, предписывающему) значению; поэтому к моральным высказываниям неприменим критерий истинности и ложности. Вместе с тем Хэар резко критиковал эмотивистов за психологизм и иррационализм в истолковании морали, отвергая главный эмотивистский тезис о том, что в ценностных положениях выражаются чувственные установки субъекта. Согласно Хэару, моральные высказывания и рассуждения рациональны, ибо, во-первых, они подчиняются определенным логическим правилам (в частности, закону недопущения противоречия), и, во-вторых, универсальность и побудительная сила моральных прескрипций проистекают из разума. Разум выполняет функцию морального руководителя, он обеспечивает правильный выбор поступка в той или иной ситуации, опираясь на собственные предпосылки. Однако вопрос о том, каковы эти предпосылки и почему они обладают общезначимостью, остался без ответа. Этот наиболее уязвимый пункт прескриптивистской концепции является основным объектом критики со стороны других метаэтиков (Ф. Фут).

    К антидескриптивистскому направлению можно отнести также большинство натуралистических течений в моральной философии. Если исключить упомянутую выше дескриптивистскую версию натурализма, постулирующую когнитивность ценностных суждений и возможность их эмпирического обоснования, то в целом этот подход применительно к морали заключается в исследовании ее "естественных" источников и механизмов, в особой - психо-биологической - интерпретации моральных ценностей; вопрос о когнитивной или некогнитивной природе моральных терминов и высказываний при этом обычно не затрагивается, об антикогнитивистской же направ-

    ленности такого подхода свидетельствует свойственный ему психологизм, плохо совместимый с когнитивизмом. Фундаментальные ошибки этического натурализма (игнорирование социальных детерминантов, редукция моральных мотивов и чувств к внеморальным побуждениям - эгоистическому интересу, стремлению к удовольствию и пр.) являются по существу мировоззренческими, а не логическими или терминологическими, как это представляется критикующим его аналитикам. Сама же квалификация натурализма как одной из метаэтических теорий оправдана в той мере, в какой современная метаэтика ассимилирует разнообразные подходы, преодолевая прежние методологические ограничения, которые были наложены на эту область исследования философией логического анализа.

    В целом метаэтика, несмотря на наличие в ней разных и даже непримиримых подходов и концепций, сыграла позитивную роль в развитии моральной философии XX в., она способствовала повышению теоретической культуры этических исследований, совершенствованию их языка, более точной постановке и систематизации этических проблем.

    (История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с. – Разд. 7, гл. II)

    Многообразие вариантов философии науки имеет несколько причин. Одна из них связана с неоднозначностью трактовки знания. Философия науки осуществляет рефлексию над наукой и научным знанием. Фундаментом, на котором основана философия науки, является теория познания. Концепция знания в эпистемологии, как известно, представлена в нескольких вариантах. Согласно классической или репрезентативной концепции, знание есть ментальное представление. На смену ей пришла теория социального конструкционизма, где знание рассматривается как форма социального дискурса. В новом когнитивизме происходит возврат к знанию - представлению, но представление здесь служит выражением и субъекта и объективного мира, являясь продуктом их отношений. Понятно, что в рамках различных концепций знания и познания выстраиваются разные традиции философской рефлексии науки: аналитическая философия науки, герменевтическая, феноменологическая и т.д.

    (…) В отличие от постмодернизма, заменившего изучение психологических процессов (смерть субъекта) анализом дискурсивных практик участников лингвистической деятельности, новейший когнитивизм (позиция С. Московичи) преодолевает крайности репрезентативной и постпозитивистской (языковые игры) концепций знания. Новый когнитивизм признает относительную автономию социальной реальности и ее «власть» над индивидом, но в то же время он обращается к изучению тех процессов, посредством которых психологические феномены продуцируют эту реальность, оставаясь ее продуктами. Субъект не копирует объект, а вступает с ним в отношение, названное Ю. Хабермасом отношением коммуникативного действия. Происходит возврат к знанию - представлению, но представление здесь служит выражением и субъекта и объективного мира, являясь продуктом их отношений.

    (Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2004. С. 94-103).

    1. Общая характеристика когнитивного подхода к личности

    2. Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже)

    3. Теория личностных конструктов Джорджа Келли

    4. Теория поля Курта Левина

    Общая характеристика когнитивного подхода к личности

    В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и прослеживается связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания тому подобное. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, то есть, психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. В то же время, сторонники когнитивного подхода утверждают, что человек - не машина, слепо реагирует на внутренние факторы или на события внешнего мира.

    Когнитивная психология не является вариантом концептуального видения личности. В когнитивной психологии разрабатывают различные подходы, общим для которых является направленность на изучение процессов познания и интеллекта. Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на функционирование личности, но не работает над созданием теории личности. Когнитивные психологи изучают принципы организации познавательных процессов и различия в том, как люди воспринимают, осмысливают и организуют свой опыт, оценивают его и пользуются им. Личность при этом интересует их не сама по себе, а как поясняющий принцип.

    Среди теорий, описывающих интеллектуальное развитие, наиболее влиятельной в современной когнитивной психологии является теория Жана Пиаже. Хотя в последнее время возникло много альтернативных концепций, теория Пиаже является своеобразным отправным пунктом для ориентации в сложном процессе развития мышления в онтогенезе. В концепции Пиаже широко применяются понятия логики и математики, а интеллектуальное развитие представлен в виде учения о развитии логического мышления у детей от рождения до раннего юношеского возраста.

    В когнитивной психологии нет завершенной теории личности. Модель личности, которую предлагал Дж.Келли в своей теории личностных конструктов, представляет человека как мыслителя. Дж.Келли писал: "Забудем... на время о человеке как биологический организм, как счастливую или несчастную, и посмотрим на человека как на ученого". Дж.Келли убеждал, что все люди действуют как исследователи, постоянно думают, теоретизируют, погружаются в творческий процесс, прогнозируют события. Подобно тому, как ученые проводят свои исследования и ищут истины, каждый человек также осуществляет свое исследование в масштабах собственного жизненного опыта, обдумывает свои гипотезы, стремится предусмотреть и контролировать события своей жизни. Хотя понятно, что между деятельностью ученого и жизнью конкретного человека существует большая разница, однако общим является то, что оба субъекта пытаются уменьшить неопределенность. Личность является деятельным в своем стремлении осмыслить реальный мир опыта, лучше представить себе будущее и творить свою судьбу. Она формирует теории и гипотезы о себе и других людей и может держаться своих взглядов, подобно многих ученых, которые порой цепляются за свою теорию, несмотря на то, что наталкиваются на показания о ее несостоятельности. Теория когнитивизма стала основой для создания соответствующей ветви психотерапии личности.

    Представители когнитивного направления считают, что неправильное поведение человека вызвана прежде всего иррациональными мыслями. В задачу терапевта входит изучить мыслительные процессы пациента и довести до его сознания иррациональные моменты его мысли.

    Если человек будет более объективно воспринимать события, это приведет к поиску новых форм поведения, то есть модификация мысли приведет к модификации поведения.