Былинные богатыри. презентация к уроку (4 класс) на тему

«Народное творчество» - Цели исследования: Ученики нашего класса отвечали на следующие вопросы: Задачи исследования: Погружение в проект.1урок. Что из элементов народного творчества заинтересовало учеников больше? Таким образом, возрос интерес к русскому народному творчеству. Андриянова Катя и Горина Лиза провели анкетирование.

«Русские былины» - Садко и царь морской. Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Добрыня особождает Забаву от змия. Рождение Дуная. Святогор. Вольга Всеславьевич. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Святогор передает меч Илье Муромцу. Авдотья-рязаночка. Алёша Попович и красна девица. Вольга и Микула Селянинович. Святогор и кузнец судьбы.

«Русские народные песни» - М узы к а м о е г о народа. Гармонь. Как в народе создавалась музыка? Туда европейская культура проникала гораздо раньше и глубже, чем в деревню. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещенных цензурой. Многие народные песни слагались ещё в то далёкое от нас время. Музыка моего народа.

«Портреты писателей» - Александр Сергеевич Пушкин. Заболотский П.Е. Портрет поэта М.Ю.Лермонтова, 1837. Афанасий Афанасьевич Фет. Михаил Евграфович Салтыков. Перов В.Г. Портрет писателя Ф.М.Достоевского, 1872. Федор Михайлович Достоевский. Крамской И.Н. Портрет поэта М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1879. Репин И.Е. Портрет поэта а.А.Фета, 1882.

«Русские писатели» - Сергей Александрович Есенин. Самуил Яковлевич Маршак. Михаил Юрьевич Лермонтов. Антон Павлович Чехов. Александр Сергеевич Пушкин. Павел Петрович Бажов. Корней Иванович Чуковский. Николай Алексеевич Некрасов. Владимир Владимирович Маяковский. Лев Николаевич Толстой. Иван Андреевич Крылов. Агния Львовна Барто.

«Устное народное творчество» - Устное народное творчество. Фольклор – народная мудрость. Мифы и мифология Что такое фольклор? Поэтическая автобиография народа. Содержание. Фольклор народов России. Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях. Отличительные черты фольклора: Вымысел, выдумка, нечто фантастическое, нереальное, неправдоподобное.

Всего в теме 10 презентаций

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: Найти различие мифологического и эпического

Познакомить детей с героями русских былин

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать

Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение

Совершенствовать технику чтения учащихся.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать: творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки;.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование: презентация, аудиозапись былины.

Ход урока.

(слайд 1) Дела давно минувших дней…Мне хотелось бы вас пригласить на встречу с былиной Может быть, вы мне скажете, какое произведение устного народного творчества называется былиной? (слайд 2)

    Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

    Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Кто герои былин?

(слайд 3)

Кто знает, кто исполнял былину?

(слайд 4)

Исполнял былину особый человек. Его называли Боян. Давайте посмотрим иллюстрации. Что вы здесь видите?

Часто это были люди слепые. Это было единственное ремесло, которым они владели.

(слайды 5, 6, 7)

Народ любил певцов былин. На иллюстрации они окружены народом.

Пение передавалось из поколения в поколение. Здесь мы видим старца, человека среднего возраста и молодого юношу.

Словарная работа.

Прежде чем мы будем слушать былину, проверим как вы поняли, усвоили незнакомые слова. Дома вы прочитали былину и должны обратиться за помощью к консультантам в учебнике, чтобы узнать толкование незнакомых слов. Я читаю толкование - ваша задача определить, какие это слова.

1. Очень широкоплечий, могучего телосложения. (плечи да во косу сажень)

2. Сумочка, принадлежащая странствующим артистам в Древней Руси. (скоморошняя, принадлежащая скомороху)

3. Плеть, кнут. (шелепуга)

4. Пища, еда для волка. (волчья сыть) (на-сыт-иться)

5. Разрезать, делить на части. (рушать) Белой лебеди порушали.

6. Отдыхать, спать, опочивать. (опочив держать)

7. Оружие ударно-раздробляющего действия. (палица булатная) Дубина, посох, полено иногда с шипами.

Встретились ли еще слова, которые были непонятны?

Молодцы! У нас не должно быть трудностей при чтении.

Мы послушаем исполнение былины актером.

Слушание записи былины.

Какое впечатление от актерского чтения? Понравилось? Чем?

Что заметили? Как читали былину? Все ли услышали? (музыкальное сопровождение, голоса)

Почувствовали особый ритм исполнения?

Чтение 1 части и ее анализ.

Каким приемом пользуется былина для создания образа Святогора? Если не знаешь названия этого приема, опиши своими словами, обратив внимание на выделенные выражения. Чтобы точно знать название приема, обратись кентавру Хирону.

Гипербола - преувеличение.

- Найти другие выражения, подтверждающие необыкновенные, выдающиеся, нечеловеческие качества Святогора . (у богатыря плечи да во косу сажень, конь, да будто лютый зверь)

Давайте посмотрим, как изобразили Святогора художники.

(слайды 8 - 13)

Чтение и анализ 2 части. (слайд 14)

О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?

Сюжет с тягой земной свидетельствует о неземном происхождении Святогора, говорит в пользу того, что это мифологический герой.

-Какого богатыря (земного или неземного происхождения) не может удержать земля?

Только богатыря-гиганта, исполина, богатыря хтонического (подземного) происхождения не может удержать земля.

Чтение и анализ 3 части.

Прокомментируй спасение Святогора его коне. Обрати внимание на все детали.

Конь Святогора тоже чудесного, волшебного (хтонического) происхождения. Внешние приметы - серебряная уздечка, золоченая подпруга, но главное - необыкновенная сила коня, который смог выдернуть Святогора из сырой земли.

Чтение и анализ 4 части.

Битва Ильи со Святогором выдает какое происхождение Ильи: земное или волшебное?

Илья несмотря на свои выдающиеся физические качества (шелепуга у него «во 40 пуд») все-таки просто человек. Святогор на все его наезды замечает: «Ох, как больно мухи кусаются». Илья обычных человеческих размеров: Святогор кладет его в карман к себе вместе с лошадью.

Илья мифологический герой или эпический?

Илья безусловно эпический герой: он храбрый, он не боится поединка с более мощным противником и даже сам на него нападает.

Так каким же приемом постоянно пользуется былина?

Преувеличение, разница размеров Святогора и Ильи - гипербола

(слайды 15 - 19)

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо,

И еще через левое плечо.

Обобщение.

Давайте ответим на вопросы по уроку.

(слайд 20)

    Что такое «былина»?

    Как исполнялась былина?

    Каких героев былин вы можете назвать?

    Чем отличаются друг от друга богатыри Святогор и Илья Муромец?

    Кто из богатырей вам понравился больше и почему?

    Каким приемом для создания образов богатырей пользуется былина?

Домашнее задание.

(слайд 21)

    Нарисовать иллюстрацию к прочитанной былине, изобразить богатыря.

    Подготовить выразительное чтение отрывка былины.

Урок заканчивается. Хочется сказать еще очень много. Мы продолжим изучение былины на следующем уроке.

Свой вывод по уроку я сформулировала в этом стихотворении, но в нем не хватает трех слов. Помогите мне.

(слайд 22)

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит …

Но преданья старины

Забывать мы не …

Слава русской старине!

Слава нашей … !

Cлайд 1

Богатырь Презентацию подготовил Ученик 6А класса МБОУСОШ №28 Станицы Тамань Попов Кирилл

Cлайд 2

Содержание Богатырь (общее значение) – слайд№4,5 Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8 Происхождение слова Богатырь – слайд№9 Богатыри в былинах – слайд№10

Cлайд 3

Содержание «Старшие» Богатыри – слайд№11 «Младшие» Богатыри – слайд№12,13 Святогор – слайд№14,15 Микула Селянович – слайд№16,17 Илья Муромец – слайд№18,19 Алёша Попович – слайд№20,21,22 Добрыня Никитич – слайд№23,24 Синонимы – слайд№25 Источники – слайд№ 26 Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27

Cлайд 4

Богатыри (общее значение) Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Cлайд 5

Богатыри (общее значение) Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Cлайд 6

Воинские доблести Богатырей Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.

Cлайд 7

Воинские доблести Богатырей Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Cлайд 8

Воинские доблести Богатырей Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.

Cлайд 9

Происхождение слова Богатырь Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Cлайд 10

Богатыри в былинах Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).

Cлайд 11

«Старшие» Богатыри К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

Cлайд 12

«Младшие» Богатыри Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Cлайд 13

«Младшие» Богатыри С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.

Cлайд 14

Святогор Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Cлайд 15

Святогор На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона, но вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все, не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.

Cлайд 16

Микула Селянинович Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

Cлайд 17

Микула Селянович Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством. В другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Cлайд 18

Илья Муромец Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Cлайд 19

Илья Муромец Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.

Cлайд 20

Алёша Попович Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.

Cлайд 21

Алёша Попович Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.














1 из 13

Презентация на тему: Святогор и Илья

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

№ слайда 3

Описание слайда:

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

№ слайда 4

Описание слайда:

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

№ слайда 5

Описание слайда:

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

№ слайда 10

Описание слайда:

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

№ слайда 11

Описание слайда:

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу. В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

№ слайда 12

Описание слайда:

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

№ слайда 13

Описание слайда:

Интеллектуальная разминка « Литературный пазл ».

На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений:

«Воробей»

«Черепаха»

«Мужик и Водяной»

«Два брата»

Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.)

Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.)

Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой? (на доске – таблички белого цвета)

сказки басни рассказы быль

худож. научно-познават.

Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию).

Сказка «Два брата»

Басня «Мужик и Водяной»

Рассказы – художественные: «Акула»

Научно-познавательные - «Черепаха»

– Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске – таблички зелёного цвета)

Храброму смерть не страшна.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Пуганый зверь далеко бежит.

Кто в радости живёт, того горе не берёт.

Храбрый в трудный час победит.

Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать. Слайд 1

На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения.

Что такое былина? Слайд 2

Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле).

Приведите примеры изученных былин.

Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6

Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли.

Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор – богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор».

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.)

– Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.

Знакомство с былиной.

Чтение произведения учителем.

Словарная работа в парах.

Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

– Ребята, угадали ли о чём эта былина?

– Где происходит действие?

О чём рассказывает Л.Н. Толстой?

Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8

Чему был удивлён Святогор?

Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри?

В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле)

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Приём « чтение с остановками ». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части)

Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение)

Чтение хорошо читающим учеником.

Чем характерно начало былины?

Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.)

Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

Что такое гипербола?

Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.)

Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы)

О богатыре Святогоре сложил и народ былину.